fantlab ru

Юрий Горбачёв «Атаман «Семь жизней»»

Рейтинг
Средняя оценка:
10.00
Оценок:
1
Моя оценка:
-

подробнее

Атаман «Семь жизней»

Рассказ, год

Аннотация:

Директор санатория Денис Сергеевич Тишенков ничем, кроме должности, не отличается от окружающих. Но есть у него одна особенность: он проживает седьмую по счету жизнь и все предыдущие жизни помнит. Успел он и старостой в деревне побыть, и предводителем бунта, и в исторических сражениях поучаствовать, и артелью шкурного промысла поруководить, и расстрельным подразделением покомандовать. Он знает, что седьмая жизнь – последняя, и теперь вспоминает всё, что происходило с ним ранее, особое место уделяя первой жизни, когда он был атаманом.

© Юрий Юлов

Входит в:

— сборник «Мутант», 2011 г.



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Мутант
2011 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Следующий рассказ – «историческая фантазия» «Атаман «Семь жизней» более пространен и сложен.

Вот несколько слов из предисловия к нему: «Любой из нас если и не мечтал, то задавал себе вопросы: а что было бы, если бы довелось родиться в другой стране, в другое время?»

Тоже интересный философский вопрос, не имеющий ответа в принципе, но дающий широкую почву различным писателям-фантазерам.

В самом начале рассказа Юрий Юлов представляет нам своего героя: Денис Сергеевич Тишенков, директор санатория. Герой, как обнаружится, обладает незаурядным чувством юмора и способностью, и даже потребностью постоянно рефлексировать. Он почему-то знает, что живет уже седьмую жизнь на земле: «Вроде бы есть поверие или даже ведическая религия: человеку на земле отмерено семь жизней. Седьмая жизнь – последняя. Что дальше – толком не знаю».

И вот на всем протяжении фантазии герой философствует о житье-бытье, параллельно рассказывая нам о своих прежних жизнях. Язык у него очень живой, народный, Юлов удачно стилизует его под «разные жизни», когда окунает туда героя воспоминаниями. «Четвертую жизнь помню. Нелепая, честно говоря, жизнь, трудная. Хотя кто когда признался, что легко жил? (…) Когда бунт начался, выбрали меня предводителем, а сделать ничего не выдалось (…) Пока прикидывал, как бы сподручнее вверенными судьбами распорядиться, свою проворонил. Кто-то навел. Наверное, эта вредная старушенция, ведунья Изольда. Пришлая, мокрушница-отравительница…»

Короче, убили главного героя в той жизни. Наглая, как в старину говорили, смерть.

Основная авторская концепция фантазии, как мне видится, в том, что в любой жизни душа проживает примерно одинаково, исходя из своей программы, или своего «ядра». Герой всё занимает какие-то блатные суетливые места в разных жизнях и кончает их похоже: «А смерть шестую начисто запамятовал – так крепко пил, что и те, кому служил, отреклись от меня. В коммунальном безвестии сгинул».

Используя теорию реинкарнации, Юлов доводит нам, что: «Вы думаете, как помер, так сразу душа в кого-то переселилась? Э нет! И в столетия промежутки были, и чуть ли не перехлесты. По моему разумению, процесс случайный. Хотя чем ближе к последней жизни, тем ближе они одна к одной…»

На мой взгляд, произведение могло быть и покороче. Но кому интересны авторские стилизации, колорит языка главного героя – тот, пожалуй, не соскучится. Ярких выражений в фантазии – тьма. Вот приведу характерный отрывок из рассказа героя о своей шебутной жизни: «А то ведь, бывало, живот вспорешь – и собаки кишки тягают, ежели без почета. Такое, правда, больше ораве в угоду. Ежели, скажем, решили, что убить мало.

Сейчас я даже запаха сырого мяса не выношу, не то что потрохов смердящих – на рвоту тянет. На пищеблок заявляюсь, только когда какие аспиды с санэпидемстанции нагрянут».

Вклиню, однако, как замечание, что для директора санатория язык героя уж слишком развязен и нарочито «приблатнен», груб. Директор, все-таки.

Долгий рассказ о своих насыщенных жизнях герой завершает так: «Да-да, снова об атаманстве. Старею, видать, вот первая жизнь и вспоминается. Как молодость, что ли.

Что приукрасишь, что призабудешь… А в целом – так и было.

Ничего, на Страшном Суде всё вспомнят. И разделить на хорошее и плохое сумеют, а то для меня эта проблема нерешаемая.

Правда, может быть, и надо что-нибудь успокоительное попить… С годами все чаще снятся одни и те же сны: стадо тарпанов, несущихся чрез поляну, предсмертный рев тура, забиваемого дрекольем, непролазные лесные чащи с гниющим буреломом, пыльные грунтовые тропки со следами лаптей и копыт и горизонты без электрических столбов».

Немного повторюсь, однако, и как резюме скажу, что в «Атамане «Семь жизней» меня сильно не возбудила ни фабула, ни напряженность сюжета – ведь идет прерывистое и неспешное повествование о прошлом. Сам же герой сидит в своем директорском кабинете, изредка принимая людей. Да и концепция философская о реинкарнации многим давно известна. Как новое вижу утверждение автора, что во всех жизнях человек сохраняет какие-то общие особенности, т.е., будучи бесом, ангелом уж ему не стать никогда. В других же известных теориях и учениях – мы как раз таки совершенствуемся. Или падаем. Основной «достопримечательностью» фантазии видится мне языковая стилизация, выверенность выражений, берущий за живое говор. Это несомненно художественное произведение, выходящее за рамки привычной «фантастики». Впрочем, все остальные произведения Юлова таковы.

Рассказ «Атаман «Семь жизней» печатался в журнале «Немига литературная» (октябрь-декабрь 2003), в журнале «Акно» (январь-март 2004).

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх