fantlab ru

Г. Ф. Лавкрафт, Хезел Хелд «Каменный человек»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.37
Оценок:
450
Моя оценка:
-

подробнее

,

Каменный человек

The Man of Stone

Рассказ, год; цикл «Мифы Ктулху»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 46
Аннотация:

Рассказчик вместе со своим другом Беном Хайденом отправляется в горы Адирондак, чтобы расследовать пропажу известного скульптора Артура Уилера. Вскоре, в одной из горных пещер они находят тело — но оно, окаменело, само будто стало выполненной с невозможным для человека мастерством скульптурой...

Входит в:

— журнал «Wonder Stories, October 1932», 1932 г.

— сборник «Marginalia», 1944 г.

— сборник «The Horror in the Museum and Other Revisions», 1970 г.

— сборник «Ужас в музее», 1989 г.


Похожие произведения:

 

 


Ужас в музее
2010 г.
Ужас в музее
2015 г.
Ужас в музее
2015 г.
Ужас в музее
2016 г.
Шепчущий во тьме
2023 г.

Периодика:

Wonder Stories, October 1932
1932 г.
(английский)

Аудиокниги:

Сборник рассказов 4. Ужас в музее
2013 г.

Издания на иностранных языках:

Marginalia
1944 г.
(английский)
The Horror in the Museum and Other Revisions
1970 г.
(английский)
The Horror in the Burying-Ground
1975 г.
(английский)
The Horror in the Museum and Other Revisions
1989 г.
(английский)
The Horror in the Museum and Other Revisions
1989 г.
(английский)
The Loved Dead
2007 г.
(английский)
The Horror in the Museum
2007 г.
(английский)
The Horror in the Museum
2010 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перед нами яркий представитель очередного ужастика от соавторов Лавкрафта и Хелд (это женщина). Рассказ выдержан в довольно свободном легком стиле, а мистическая составляющая как всегда отлично выдержана и отражает одну из сторон Лавкравтовской вселенной о Мифах Ктулху.

Отсылка к вселенной Лавкрафта прописана в персонаже Дэна, безумного мужа, который живет отшельником в обветшалом доме вместе со своей женой, в его истории, а так же в книге, которой он владел, а именно в книге Эйбона. Да, конечно, Книга Эйбона придумана Эштоном Смитом, но Лавкрафт, часто связывал именно эту книгу со своими историями о Ктулху или прочей нечисти. Так и тут.

Идея, мистическая составляющая, которая была взята из этой книги обезумевшим мужем, отражает собой очередную псевдо-научную теорию, этакую химическую формулу, способную превратить живое существо в камень. Довольно подробно описан этот процесс, что абсолютно исключает вмешательство всяких иных темных сил или богов пантеона Ктухлу. Но тем немене мы снова видим между строк упоминания о Йогсототе и Шиб-Нигуратте. Но все таки данная сверхъестественная составляющая (способность превращать людей в камень) имеет некую псевдо-естественную природу.

Так или иначе на фоне всех этих мистических событий происходит самый настоящий детектив, перетекающий в семейную драму о тиране, его жене, которая против собственной воли оказалась его супругой, и о ее любовнике, который по нелепой случайности проживал временно на их территории. То есть это некий любовный треугольник, живым из которого вряд ли кому-то удастся выйти. История доносится до нас с разных ракурсов, но ни разу не пересекается. Мы узнаем все постепенно и размеренно: сначала о том, что же задумал и сделал безумный Дэн, а затем что попыталась противопоставить ему эта бедная женщина. Так или иначе мозаика складывается и возвращает читателя к той самой находке в доме, что обнаружили случайным образом двое любителей приключений еще в начале повествования.

Это отличное произведение, сочетающее в себе связь нескольких жанров, раскрывающее пусть и банальную историю о любовном треугольнике, но обернутую в атмосферный сеттинг с примесью мистических ярких событий.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень интересный рассказ, написаный в соавторстве с Хезел Хилдом. Двое друзей, гуляя по горам по лесам, набредают вдруг на каменные статую собаки, и затем и человека. Причем статуи выполнены с таким мастерством, что сначала трудно поверить, что они видят камень а не живую плоть. По вскоре им открывается жуткая правда...

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Поначалу ожидал типичных лавкрафтовских чудищ, которые обращают людей в камень, но в итоге оказалось, что это очень интересный детектив.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

История мести! Двое друзей находят на вершине две каменные скульптуры. Первая — это собака, а вторая — человек. Обе они поражают своей реалистичностью. Сначала они думают, что это работы скульптора, который незадолго до этого поселился в этом регионе, но вскоре обнаруживают, что это окаменевшие когда-то живые существа. Жестокий муж получает по заслугам, но слишком поздно для своих жертв. Самое интересное в книге то, что она написана с двух разных точек зрения. Также в книге присутствует сильный женский персонаж, что является большой редкостью для лавкрафтовских произведений.

Интересный взгляд на историю горгоны. В какой-то мере воспринимается как альтернативная концовка «Локона медузы», но с более жутким и правдоподобной развязкой. «Каменный человек» — добротный хоррор. Домашнее насилие привносит в историю реалистичность и оставляет неизгладимое впечатление.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очередной соавторский рассказ. На этот раз совместно с Хезел Хелд. Причем барышня утверждала, что большая часть рассказа написана ей самой. Что ж, тут я склонен с ней согласится. Только с одним уточнением: её — вторая часть рассказа и концовка.

Честно говоря, ожидал от рассказа большего. Завязка — просто отличная. Я по-крайней мере был немало заинтригован и ожидал мощного продолжения. Тем более, что в арсенале у Лавкрафта почти наверняка нашлось бы нечто подходящее. Из области мистики. Человек, обращенный в камень, — это будоражит воображение.

Но (увы и ах) все свелось к банальной уголовщине. В этом плане рассказ нужно отнести скорее к детективу, чем к жанру хоррор. Причем к детективу довольно посредственному, поскольку, начиная примерно с середины, разгадка очевидна даже ребенку.

В общем, сплошное разочарование. Но за начало накину балов.

7 баллов.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если бы Лавкрафт писал детективы о Шерлоке Холмсе, то получались бы истории вроде этой.

Чувствуется, что рассказ написан в соавторстве. И начало повествования характерно скорее для классического детектива, нежели неклассического лавкрафтовского, всеми узнаваемого ужаса. Подоплёка преступления тоже сильно отличается от того, что нам преподносят в повествовании о Ктулху.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Банальная супружеская измена толкает главного героя к тому, чтобы воспользоваться знаниями древних, а вовсе не желание притащить их в этот мир, как это обычно бывает.

Проигрывает ли от этого «Каменный человек» по сравнению с другими рассказами Лавкрафта? Скорее нет. Всё-таки новизна, удачно вписанная в уже созданный автором мир, это всегда хорошо.

Однако покоробило поведение главных героев.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Сначала они рассуждают о природе окаменения и приходят к выводу, что это – неизученная химическая реакция. То есть главные герои не знают, как именно выглядит реагент. При этом они спокойно изучают дневник убийцы в доме, где находят двух окаменевших людей.
Спрашивается, как главные герои дожили-то до своих лет, учитывая полное отсутствие инстинкта самосохранения?

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тут кто-то уже сказал, что если бы Лавкрафт попробовал бы писать рассказы о Холмсе, то выло бы что-то наподобие этого… В этой мысли действительно что-то есть. И загадка тут такая практически детективная. И, что самое главное, сама манера повествования действительно похожа на манеру рассказов Конана Дойла. Вот только от этого мне лично всё показалось… чем-то забавным. Нет, ну согласитесь, сыпани сюда автор пару шуток, и вышла бы вполне весёлая вещь – оно и так, само по себе всё тут происходит как-то быстро и с задором. С одной стороны, оно из-за этого даже интересно, но с другой – вот совершенно не пугает и не удивляет – да-да, и это после интригующих, обнаруженных окаменевших в считанные секунды людей! – ну нет тут знаменитой пугающей атмосферы, нет привычного лавкрафтовского духа, отдан он на откуп легкости и динамики происходящего. А может, не пугает ещё и по тому, что сама история проста как нить, и объяснение окаменений тут тоже простое и очевидное (в чём-то даже разочаровывающее), как будто кто-то поскупился на выдумку. Оттого и щепоть брошенных восклицаний, которые всегда присутствуют в рассказах Мастера из мифов Ктулху, кажутся здесь каким-то нарочитым способом пристроиться к циклу. При этом я не скажу, что рассказ мне не понравился. В чём-то он был интересен из-за такого выбранного способа повествования и вполне интригующей завязки, он запомнился, но при этом не удивил и уж точно не напугал, что было бы странно при сквозящем в рассказе задоре; этим бы ребятам, главным героям, вертя в зубах соломинку, влипать в невероятные, но вёселые истории, а не в те в которых спит, но всё видит древний Ктулху, это бы им пошло больше. И к такому стилю это бы подошло больше. По-моему.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх