fantlab ru

Г. Ф. Лавкрафт, Э. Хоффман Прайс «Врата Серебряного Ключа»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.69
Оценок:
943
Моя оценка:
-

подробнее

,

Врата Серебряного Ключа

Through the Gates of the Silver Key

Другие названия: Серебряный ключ отмыкает пути

Рассказ, год; цикл «Мифы Ктулху», цикл «Рэндольф Картер», цикл «Сновидческий цикл»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 108
Аннотация:

Рэндольф Картер, обладатель серебряного ключа ко времени и пространству, проходит сквозь неведомые врата и пускается в бесконечное путешествие по планетам и мирам, узнавая тайны бытия. Но сможет ли он вернуться, когда устанет странствовать?


В произведение входит:


6.46 (35)
-
4 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— журнал «Weird Tales, July 1934», 1934 г.

— сборник «The Outsider and Others», 1939 г.

— сборник «At the Mountains of Madness and Other Novels», 1964 г.

— сборник «The Dream-Quest of Unknown Kadath», 1970 г.

— сборник «The Fiction: Complete and Unabridged», 2008 г.


Похожие произведения:

 

 


Зверь в подземелье
2000 г.
Том 2. Притаившийся ужас
2001 г.
Другие боги
2004 г.
Зверь в подземелье
2005 г.
Зверь в подземелье
2005 г.
Зверь в подземелье. История Чарльза Декстера Варда. Белый корабль
2005 г.
Тварь на пороге
2005 г.
Зов Ктулху
2006 г.
Пробуждение Ктулху
2006 г.
Зов Ктулху
2007 г.
Серебряный ключ
2007 г.
Хребты безумия
2007 г.
Хребты безумия
2007 г.
Зверь в подземелье
2008 г.
Другие боги
2010 г.
Хребты Безумия
2010 г.
Говард Филлипс Лавкрафт. Малое собрание сочинений
2010 г.
Некрономикон
2011 г.
Хребты безумия
2012 г.
Малое собрание сочинений
2014 г.
Хребты Безумия
2014 г.
Иные боги
2014 г.
Зов Ктулху. Хребты Безумия. Мгла над Инсмутом. Повести. Рассказы
2015 г.
Зов Ктулху
2016 г.
Мифы Ктулху
2017 г.
Ктулху
2017 г.
Мифы Ктулху
2019 г.
Зов Ктулху
2021 г.
Ночной океан
2022 г.

Периодика:

«Weird Tales» July 1934
1934 г.
(английский)

Аудиокниги:

Сборник рассказов 2. Хребты Безумия
2013 г.
Алхимик. Сборник рассказов
2020 г.

Издания на иностранных языках:

The Outsider and Others
1939 г.
(английский)
At the Mountains of Madness and Other Novels
1964 г.
(английский)
At the Mountains of Madness and Other Novels
1968 г.
(английский)
The Dream Quest of Unknown Kadath
1970 г.
(английский)
La casa delle streghe
1977 г.
(итальянский)
At the Mountains of Madness and Other Novels
1985 г.
(английский)
At the Mountains of Madness and Other Novels
1986 г.
(английский)
Omnibus 1: At the Mountains of Madness
1987 г.
(английский)
The Fiction: Complete and Unabridged
2008 г.
(английский)
The Complete Fiction
2011 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

И опять я получил не то, что ожидал – в лучшем смысле этого слова. Продолжение великолепного «Серебряного Ключа» виделось мне столь же чарующим. Но стиль здесь был совсем иной – стиль работ именно «Мифов Ктулху». И начало довольно обстоятельно пересказывало фактические события «Серебряного Ключа». И я уже начал слегка разочаровываться, но тут начался настоящий вихрь. То, что рассказывал странный индус, всё накатывало и накатывало – да, это было ближе к историям из «Мифов Ктулху»: запредельная древность, переходящая в бесконечность, неземные сущности с возможностью богов, иные миры и планеты, населенные странными существами. Но все это накатывало, превращаясь в водоворот – и росло, росло, поражая масштабом. Переходы от одного состояния к другому, более сложному;

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
контакты со всё более сложными сущностями (в конце концов, с самим Йог-Сототом, представленным тут как самая высшая сущность вселенной)
; вселенского масштаба идей, расширяющие (как настоящее оккультное произведение) представления о реальности и времени.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Мне особенно пришлась по душе идея параллельного существования Картера во всех временах и во всех видах живых сущностей (не отсюда ли Муркок взял своего Вечного Героя?) хотя в этом было и нечто слегка высокомерное (особенно в том, что Картеру сразу предоставили место в пантеоне богов Древности). Да и ужас потери собственной индивидуальности – тоже что-то новенькое для творчества автора.
Весь авторский пантеон (и даже чуть больше) вываливается на страницах этого довольно длинного рассказа – и происходит это очень сжато, но органично, убедительно и увлекательно. Ощущение чем-то напоминает другой соавторский рассказ Лавкрафта, «Ужас в музее» (и там, кстати, тоже мелькнул этот странный индус!) – полный паноптикум существ авторской мифологии. Но там, все они стояли на полке, а здесь подвижно сновали по вечности. И масштаб. Конечно, масштаб этой истории переплюнуть трудно.

Да, эту историю тоже можно назвать путешествием, возвращением к самому себе. Просто в «Серебряном Ключе» все это, и путешествие, в котором, как водятся, происходят внутренние изменения человека, и возвращение к самому себе, то есть, к тому, что ты представляешь на самом деле, были в ином ключе – ключе Мира Сна с его завораживающей красотой притчи. Здесь же – в ключе «Мира Ктулху». Ключе фактическом.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Путешествие через вселенную и эоны времени, с вполне реальными физическими изменениями, к себе, как к своей исконной физической форме.
Но этот масштаб, этот масштаб!..

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Да, истинная личность индуса ближе к концу становится очевидной. Но мне лично, ощущения это не испортило. К тому же была в конце некоторая таинственная недосказанность – так что же было дальше с этим измененным Картером?

Кстати, интересная деталь, на мой взгляд, Филлипс тут это, несомненно, сам Лавкрафт. Автор открыто вывел самого себя (да ещё рядом со своим альтер-эго Картером), я такое вижу у него впервые – а вот его коллеги по перу внедряли Лавкрафта в свои истории довольно смело.

P.S. На самом деле и «Серебряный Ключ» и «Врата Серебряного Ключа» каждый по-своему выбили меня из реальности, пару дней после них я ничего читать не мог. Это лучшая характеристика того, как сильно обе эти вещи меня впечатлили.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это неожиданно большой рассказ, продолжающий и дополняющий историю, начатую в «Серебряном ключе». Хотя по масштабу жанровых и смысловых отличий логичнее говорить даже не о продолжении, а о видоизменении.

Не могу сказать, что мне понравился результат. Но несколько любопытных и запомнившихся фактов всё же перечислю.

«Серебряный ключ» был многослойной фантазией, в полной мере воплощавшей непредсказуемую и причудливую логику сна. Со всеми присущими ей странностями, но и не без толики очарования. Этот же рассказ предлагает куда более логичный взгляд на события, стремится показать «как» и «почему». Да, это странная логика, в которой рассуждения мистиков приравниваются к научным исследованиям, а территория сна соседствует с идеями многомерности пространства и фантастическими картинами полёта в реальном космосе между галактиками. Хотя со словом «реальность» тут, конечно, не всё так просто — главный рассказчик выдвигает и в меру сил обосновывает идею, что «реальность — это обман, а иллюзии — это правда». Объяснения мистически-философские и тоже отчасти завязанные на идее многомерности пространства и постоянства времени.

Короче, это всё было крайне любопытно, но обилие мистических откровений и их наивная в своей простоте серьёзность вызывают противоречивые чувства. Начало вообще анекдотично: собрались как-то в странной комнате три мистика и один скептик и давай рассуждать о тайнах бытия. Ещё я не могу не отметить удивительную авторскую смелость (или гордыню) — приравнять Картера, своё альтер-эго, к проекции самого Бытия, властвующего в бездне.

Хотя я должна отметить, что в причудливом полотне этой истории мне понравились образы некоторых миров «за краем привычного мира», описания падения сквозь «воронку времени», да и неожиданное вкрапление почти что космической фантастики выглядело свежо.

Вывод будет кратким. Я вижу здесь попытку добавить логику и обоснования там, где основное очарование идей и образов идёт как раз от их нелогичности. Зыбкость грёз мне нравится больше прямолинейной мистики.

Ну а истории про Картера пока в принципе не особо нравятся.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я уже говорил, что не понимаю людей, которые считают, будто бы «Врата Серебряного Ключа» должны объяснить всё в «Серебряном ключе». Теперь я прочитал «Врата Серебряного Ключа», и объяснений мне нужно еще больше. Прежде всего потому, что я, видимо, промахнулся с разгадкой концовки рассказа «Серебряный ключ». Похоже Лавкрафт сам не понял, что написал, а просто вставил концовку, типа «и я там был — мёд, пиво пил...». Если с первым рассказом всё так непонятно, то откуда у почитателей Лавкрафта такая уверенность в присутствии полного объяснения законов вселенной «Мифов Ктулху» во втором. Конечно, я по крайней мере надеюсь, умные люди мне все разъяснят. Но сейчас мне интересны конкретные вещи.

Каким образом в 1928 году очутились следы и носовой платок Картера из 1883? Не говоря уже о следах Бениджи, который никуда переместиться не мог в принципе? В рассказе некоторое выдается за слухи. Но эти слухи подтверждает рассказ свами Чандрапутры. Эти слухи легли в основу гипотез, на которых основывается рассказ Уорда Филлипса — а значит были первоначально. Интересно, что Лавкрафт сделал рассказ «Серебряный ключ» художественным произведением внутри мира рассказа «Врата Серебряного Ключа» и объяснил его несостоятельность, так что все намеки на сюрреализм отменяются. Откуда следы и платок, если Картер прыгнул во времени при манипуляциях с ключом? Тем более, что в прошлое перенеслось лишь его сознание, оказавшись в теле маленького Картера — ведь времени не существует по логике рассказа, и все события прошлого и будущего лишь то, что пережито или будет пережито. Мальчик же никуда не перемещался. А где тело Картера из 1928 года до прохождения через Врата? Ладно, я больше не буду спрашивать откуда следы. Теперь вопрос поинтереснее. Как Зкабу-Картер переместился на тысячи лет вперед? Он сказал, что нужно срочно улететь и тысячи лет в одной точке висел? И нет: «Машина времени» Герберта Уэллса работает по другому, и здесь механизм перемещения описан изначально. Опять же, Зкабу-Картер. Картер получил астральную проекцию — по условиям эзотерических теорий, вещь почти всемогущую — и тысячи лет не мог с инопланетянином общаться. Зкабу же знает мысли Картера, он инопланетный артефакт в клешнях держал — еще один псих, бьющийся за целостность своего рассудка? Так у Лавкрафта все герои такие. Неужто не договорятся? Вот он, ужас трехмерного существования, когда наверняка ничего не известно. Времени не существует, всё во вселенной предопределено. А само безграничное пространство лишь НЕГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ фигура, только части которого трехмерное существо может себе вообразить, и то в виде известных ему геометрических фигур. Ну тогда почему бы не продолжить эти размышления дальше. Может поэтому Лавкрафт и избавился от условностей рассказа «Серебряный ключ». Только открою страшнейший секрет: если «негеометрическую» фигуру можно разделить на геометрические, то это — геометрическая фигура. Лавкрафт, просто, напихал математических терминов, ни с чем их не связав. Иначе бы заметил, что его «Страны Снов» не существует. Времени то нет, и иллюзии реальны. А значит сон — это точка в пространстве и существуют в ней трехмерные создания. К чему приблизился Лавкрафт в своем рассказе, так это к глобальным проблемам метафизики. Каждый метафизик — исключительно великий философ, — мечтающий скрестить «Вселенский Закон» буддистов, «Вещь В Себе» античности или индуистский Атман и Свурхразум-Личность христиан. До сих пор не получилось.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Кому интересно, может ознакомится с материалами по истории манихейства. Манихейство — не по факту, а по форме — первая тоталитарная секта. Мани — один из многих создателей очередной религии спасения. Великий художник, сумевший сложные теологические термины изобразить в великолепных и захватывающих образах. Жрецы-манихеи, в высшей степени праведные люди. Но их идеология говорит о необходимости уничтожения личности, тела человека и человеческого рода в принципе. Учите историю не так, как Лавкрафт. Еще несколько тысяч лет назад люди знали, что безграмотному художнику власть доверять нельзя.
Потому, что выводы будут говорить об отсутствии личного познания и ненужности перемен в жизни — самая удобная вещь для философ. Как Картер, вообще, куда-то попал? Оказывается, его ждали. Оказывается, он избранный. И одновременно нам говорят, что есть Знание, которое надо распространять. И о том, что есть боги, которые тоже трехмерные, ничего не понимающие существа. Сам Картер тому пример.

Сделаю вывод, который почему-то все обходят стороной. Творчество Лавкрафта — это коммерческая литература. Её цель — развлекать. Проблема в том, что автор сам этим увлекся, считая, что приключенческий каркас сам по себе удержит мысль. В основе рассказа лежит стандартная история без интриги с обязательным неожиданным поворотом. И концовка рассказа, на самом деле, бескомпромиссная. Вы будете следит за рассказом Чандрапутры, потому что он занимает большую часть. Но и противоположные доводы в конце тоже весомы и без воплей о необходимости поверить. Вывод прост: либо верь, либо забудь, — все мосты сожжены. В определенном смысле иллюзия действительно для многих сейчас стала реальнее самой реальности. Но понимал ли сам Лавкрафт, что пишет я так и не узнал. Удивительно, что я, вообще, трачу на это время. Но десятки за конвейерные ужастики, это перебор.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Логическое продолжение рассказа «Серебряный ключ», в котором раскрываются подробности путешествия героя, воспользовавшегося тем самым ключом ключом. Зачастую, когда писатели пытаются приоткрыть завесу бытия и смоделировать неведомое, дав ему чёткое описание и структуру, это выглядит невероятно убого (привет, Бернар Вербер). Но Лавкрафт выходит за рамки и благодаря мастерству ухитряется подавать безумный полёт своей фантазии красиво и интересно.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, самый глубокий, философский, глобальный, мистический, и даже оккультный рассказ Лавкрафта. Очень хорошо дополняет более ранний «серебряный Ключ», который я тоже очень люблю, но если там автор больше описывает переживания героя (или свои?), то «Врата» бросают в гущу невероятных событий и местами напоминают описание мистического опыта. Возможно, впервые Древние предстают перед нами не как «Иные и враждебные нашему миру» сущности, а как просто Иные, космические, существа высшего порядка/хаоса вне времени и пространства. Как истинные Боги. Картер — самый запоминающийся герой Лавкрафта. Это не обыватель, случайно столкнувшийся с неведомым и ужаснувшийся, это пытливый исследователь, ищущий и зовущий потустороннее. Ужаса здесь нет. Картер — тот, кто заглядывает в Бездну, не боясь, что она взглянет на него в ответ, наоборот, он ждёт и хочет этого. И Бездна в ипостаси Иных Богов отвечает на зов. И тогда Мир останавливается. Время останавливается. Хотя время никогда и не двигалось.

Рэндольф Картер в этом рассказе выходит за пределы 3-х измерений, и тянет за собой читателя. Сам Лавкрафт, похоже, тоже достиг чего-то подобного.

Интересно, что многим моим знакомым рассказ показался слишком сложным и навороченным, особенно в конце — не могли они представить того, что описано —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
измерения, разные Картеры, которые все — часть одного
... Я же о чём-то подобном задумывался и раньше, и всё это было (и есть) для меня неимоверно просто.

По счастливой случайности (случайности ли?) это был один из первых прочитанных мной рассказов автора, и до сих пор стоит несколько особняком...

Прошу прощения за этот сбивчивый поток сознания — эмоции.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

История о том, что придется принести в жертву за желание стать божеством, воплотить в себя бесконечность бытия, раствориться в бесчисленном множестве живых существ, выйти за рамки трехмерности пространства, стать воплощенным олицетворением сущего. На ум сразу приходит сравнение одноклеточных и многоклеточных организмов — и то и другое состоят из клеток, но разница колоссальна. не понятно лишь как герой рассказа, имею в распоряжении всю множественность возможностей и распоряжаясь вселенской материей, столь глупо оказался заперт в теле ракообразного создания...

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Соединяя воедино сразу несколько циклов своих рассказов, Лавкрафт благодаря данной истории вместе с тем выводит свои собственные произведения на новый уровень, отстраняясь от приземленных и загадочных текстов, наполненных атмосферой обыденно хмурых лесов Новой Англии, со всеми её пространными культами и верованиями, и более отдаваясь во власть фантастики, граничащей с космической, сомнабулических скитаний среди планет, миров и реальностей. И главное, что подобный необузжанный коктейль, который вовсе создать балансированным, кажется, невозможно, у Говарда работает.

Особенно примечательно, что идея именно сей повести не принадлежит мифотворцу. Сперва был написан «Серебряный ключ», а лишь спустя пять лет — данное произведение. И так произошло не случайно: Говарду предложили идею в виде почти цельного текста. Когда это случилось, Лавкрафт некоторое время провел в раздумьях над данным нежданным продолжением, после чего согласился с возможностью такой концепции, основательно её расширив и оставив от первозданного оформления процентов пять-десять. И это, думаю, отлично, ибо таким образом, поддержав мысль соственного почитателя, он смог оформить её таким образом, чтобы связать свою собственную вселенную, явив из неё нечто, что предстает уже не просто приземленным повествованием с плотной атмосферой и глубоким саспенсом в рамках неизведанного людьми на Земле. Он присовокупляет вещи из мест неведомых, не ограничивает себя рамками не пространства, ни времени. Сохраняя притом атмосферность и загадачность повествования.

Этот рассказ — лик всего творческого пути Лавкрафта. Однозначно он может прийтись не всем по вкусу, но показать миры мифотворца он бесспорно способен с совершенно различных сторон. И на это определённо стоит глянуть, коль творения Лавкрафта вызывают хоть какие чувства, как у читателя.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Время не движется, а стоит на месте, у него нет ни конца ни начала — нам только кажется, что оно идет и приводит к переменам, это земное заблуждение. Да и само время не более чем иллюзия. Лишь зажатые в трехмерном мире люди полагают, будто прошлое сменяется настоящим, а настоящее будущем, но в действительности, все что было есть и будет существует в одной плоскости».

Мы умерли, не родились и одновременно находимся в миллионе точек пространственно временной сферы, которая, как бы это парадоксально не прозвучало, является плодом нашей фантазии. Все то, что мы считаем реальностью – нереально, а то, что не видим истина. «Врата серебряного ключа» — далеко не развлекательный рассказ, как большинство фантастических текстов, это чистая метафизика!

С Рэндольфом Картером я познакомился 7 лет тому назад в повести о путешествии между измерениями «Поиски неведомого Кадата», прочтения которой буквально вызвало катарсис. И вот случайно открыв «Зверя в подземелье» — Астовскую комплектацию Лавкрафта, — встретил старого друга, который перевернул мое представление о параллельном мире сразу в двух произведениях! В одном – «Серебряный Ключ», — Рэндольф ищет вход во Внутренний мир, а второй поведает читателю о его потустороннем ските, а также, в общих чертах, о структуре Земли и Вселенной.

Наша планета полая и вращается вокруг заветного философского камня, внутреннего солнца Земли, излучения которого мерцают над полюсом северным сиянием. Под нами вогнутый мир с океанами, сушей, атмосферой, городом Богов, второю Германиею, потустороннюю страною Третьего Рейха и Врата ведущие в Агарту скрыты в Антарктиде под толщей льда, которая странным образом исчезала из всех карт на 50 лет во времена тайных экспедиций. Их очертания можно увидеть из космоса, но НАСА уверяет, что снимки приполярных зон планеты отсутствуют.

Кроме Врат в Агарту на полюсе существуют и другие Входы, через несколько систем тоннелей скрытых под пирамидами.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

С точки зрения чистой литературы Лафкрафт конечно ноль, но некоторые его рассказы чем-то цепляют. Наличие множества двойников картера у меня вызвало асссоциацию с мультивселенной Эверета, ( я прекрасно знаю, что эта концепция была выдвинута много позже смерти автора), и одновременно с коллективным бессознательным по Юнгу. При чём коллективное подсознание всех картеров является частью ещё более великого коллективного подсознания всего живого (Иог-Сатота).

С перемещением героя на другую планету не совсем понятно. Подслелился ли он в тело инопланетянина или трансформировался сам. Если переселился, то где его настоящие тело? Может по прежнему сидит на троне в пещере, нвблюдая за своими двойнимками, в том числе и этим. Если же трансформироваиля, то получается, что под эту трансформациаю было специально сознано её прошлое. Ведь инопланетный маг существовал ещё и до этого, или Картер инорнировал в него и лишь потом вспомнил своё прошлое воплощение? Но такая загадочность только добавляет интереса.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Врата серебряного ключа», разумеется, являются единым целым с историей «Серебряный ключ», но есть у этой истории связь и со «Грёзами в ведьмовском доме». Общим лейтмотивом историй является стремительно наступающий постнеклассический тип научной рациональности. Во времена Лавкрафта, конечно, всюду царила неклассическая научная модель, но век её оказался недолог. И уже на страницах произведений Лавкрафта стройный мир формул начинает рушится под зорким оком наблюдателя. Вселенная начинает подчиняться тому, кто на неё смотрит и, возможно, даже существовать только для наблюдающего.

По данной истории видно, что автор очень тонко чувствовал меняющийся мир. Он буквально ощущал и вкладывал в свои произведения предчувствие грядущих перемен.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В данном рассказе есть и нетипичная для произведений черта. Паразитическим организмом, фактически монстром, становится человек, захвативший тело инопланетянина Зкауба и пытающийся не просто подавить его личность, но и уничтожить полностью. Фактически отрицательным, непостижимым существом становится землянин, а не существо с другой планеты.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лавкрафт часто пугает меня не своими рассказами, а какой-то странной неровностью своего творчества. Существует множество рассказов, похожих и дополняющих друг друга, которые позднее включаются в сборники один за другим, портя впечатления от сравнения. Понятно, что автор при отсылке рассказа в журнал иногда понимал, как не доработал его, и тогда следующая его версия вбирает все достоинства предыдущей и превращается в истинно красивое, хоть и ужасающее, произведение. Одним из примеров такого — «Врата серебряного ключа», стоящие после самого «Серебряного ключа». Последний даже без чтения «Врат» кажется недоделкой, в то время как последний — явно закончен.

Казалось бы, с таким успехом можно было бы собрать своеобразный роман из рассказов, как это сделал Брэдбери своими «Марсианскими хрониками», но у Лавкрафта такое не получается — каждый рассказ самостоятелен и не скрепляется с другими из-за напоминаний, что было «в прошлой серии». Это обстоятельство работает иным образом — создает эффект лавкрафтовского сериала, что было и в действительности, когда читатель получал очередной эпизод с новым номером журнала.

Сам рассказ соединил наивную философию «Серебряного ключа» и развратил ее в не менее наивную истину, сообщению герою Йог-Сототом. Вот стоило прожить пятьдесят лет, чтобы вернутся в детство, а потом еще и получить в свое распоряжение достаточно тривиальное позитивистское мировоззрение, отходя от не менее позитивистских воззрений, так нещадно раскритикованных за годы жизни? Да еще и по-кафкиански стать членистоногим и по-гофмановски уйти в дверь сложного устройства часов. Несмотря на то что смыслово тут искать нечего, это один из немногих действительно заинтриговавших меня рассказов. Я подозревала, что всё так и будет, как задумал Лавкрафт, но почему-то до последнего не хотелось верить — именно такой эффект и должно оказывать настоящее произведение жанра ужасов.

Но и здесь не обошлось без минусов. Лавкрафт любит вести повествование через записи, а здесь все выразил через монолог героя в компании еще троих героев. Мало того, что монолог явно письменный, а не разговорный, так и еще и беседа предельно неестественна. Либо слушатели настолько терпеливы, что ждали до самого конца как покорные непрерывной линии строк читатели или не способные перебить радиослушатели, что вспылили только под конец. Нравы Новой Англии тех времен? Что-то как-то не верится. Но это забавляет и отвечает цели повествования, поэтому оценка достаточно высока.

Оценка: 9
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Врата Серебряного Ключа» — произведение из разряда тех, о которых не кричат на каждом углу, но тихо восторгаются сотни тысяч, а может и миллионы читателей по всему миру. Рассказ служит, простите за тавтологию, ключом к другим измерениям. Незримым проводником между разными фазами реальности. Небольшим тумблером, переключающим состояния сна и бодрствования, грёз и яви. Тем и хорош Лавкрафт. Своей способностью смешивать жанры, не бояться экспериментировать и смело шагать вперёд, создавая попутно не только новые миры и пространства, но и формируя целые жанры для последующих поколений. Писатель добился-таки того, что о нём помнят по сей день. Просто никогда не нужно бояться совершить открытие. Собственную точку зрения нужно отстаивать во что бы то ни стало. Даже если в своём пути ты останешься один, а все остальные ополчатся против тебя, следуй своей дорогой. Когда-нибудь эти слепцы прозреют и поймут, что именно ты один был прав, а все остальные ошибались, проецируя собственные воплощения заблуждений на других людей. Главный визионер двадцатого столетия не побоялся и в итоге, стал известен всему миру, пусть оглушительный успех посетил его творения уже после смерти. Однако ведь это всё же свершилось. You'll never walk alone, Howard Phillips Lovecraft.

В общем и целом, «Врата Серебряного Ключа» представили нам опытного сновидца Рэндольфа Картера совершенно в ином свете, что пошло главному герою только на пользу. Человек с огромным трудом, но всё же сумел добиться своего и воплотил в жизнь главную мечту, которую холил и лелеял с самого детства. Согласитесь, всегда приятно, когда наши цели, в конечном итоге осуществляются. Ведь это так здорово, когда твоя мечта становится явью. Чувство душевного триумфа и полной гармонии с самим собой чрезвычайно высоко. Так и вышло с Рэндольфом Картером, правда, выразилось в несколько отличной от нормального человеческого представления форме.

«Врата Серебряного Ключа» — это фантастически вкусный литературный коктейль, которым невозможно насытиться. Читайте и получите безграничное удовольствие.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если в первой части своеобразной дилогии о серебряном ключе Лавкрафт изложил свою негативную, или критическую, философию, то в этом рассказе речь идет уже о позитивной метафизике. Пожалуй, нигде больше в творчестве американского визионера не сформулированы так четко и ясно принципы, лежащие в основании его концепции мироздания. Они достойны того, чтоб кратко их перечислить. Во-первых, это существование подлинной реальности, «беспредельной, невыразимой, не поддающейся измерению», чьей лишь тенью является то, что мы сегодня называем ральностью. Эта подлинная реальность существует в бесконечном многообразии форм, включая сюда неисчислимое множество пространственных измерений, а также измерения сна и нечто, что находится за пределами всех измерений. Последнее известно некоторым мистикам под именем Йог-Сотота. Во-вторых, всё, что «было, есть и будет», существует одновременно, время — это иллюзия, главенствующая в некоторых низших мирах, где мнимые перемены не дают увидеть истинной сути вещей. В-третьих, любое индивидуальное сознание является проекцией космического сознания; принцип Всё-в-одном и Одно-во-всём дает индивиду возможность узнать другие свои ипостаси, оказаться где и когда угодно. Герой рассказа, что называется, на собственной шкуре почувствовал действие этих фундаментальных принципов…

P.S. Философская сложность рассказа вызвала известные затруднения у наших доблестных переводчиков. Лучше всех справился В. Дорогокупля, чей вариант я бы назвал каноническим, если бы не некоторые упрощения лавкрафтианского стиля в сторону «твердой НФ». Так, he slowly started the levitation of his envelope здесь превращается в «перевёл корабль в предстартовый режим, запуская двигатель». Напротив, Н. Бавина блестяще разобралась с такими оборотами, чего не скажешь об абстрактной лексике. Ultimate Gate почему-то стали «Весьма Далеким Путем», Carter-facet превратился в «Картера-одномерку», хотя явно напрашивается «аспект». Не нашлось для Бавиной и редактора, поэтому вместо Байонны вылез какой-то Байон, а billion так и остался «биллионом», несмотря на то что в русском языке такого числительного нет. Вполне достойный, хоть и без особых изысков, текст и у О. Колесникова, а вот вариант Е. Любимовой я к прочтению не рекомендую. Переводчик откровенно не справился с многими пассажами, чего стоит «пятигранная звезда» вместо пятикратной, «зоны световых лет» вместо эонов, Man of Truth как «достойный человек» и т.п.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень атмосферное и пугающее своей глобальностью произведение. Это взрыв в сознании, это предложение абсолютно другого базиса устоявшихся теорий и идей о пространстве и времени, это иное объяснение понятия «реальность». Это настолько абстрактно и оторвано от каких-либо стандартов, что достигает планки «гениально».

Это произведение является продолжением «Серебряного ключа» , оно повествует о дальнейшей судьбе Рендальфа Картета, ключевой фигуры в творчестве Лавкрафта. И это не только какие-то космические приключения или мистические описания каких-либо сверхъестественных событий или процессов. Это глубокая аналитика сознания, это полет фантазии, который преодолевает барьер привычных форм и реалий. Это метафизика чистой воды, новый базис, новый закон, который перечеркивает основную рекуррентную формулу: E = mc2, по которому в действительности существует все сущее. Это расширение самого понятия «реальность», понятия «сознание», понятие «время». Лавкрафт как будто намекает, на что-то более глубокое, что-то, что скрыто в нас самих, он не ищет чего-то фантастичного, он не изобретает машины времени и не кидается высоконаучными терминами, он копается в собственном нутре, пробуждает внутренние силы и открывает непривычную суровую, холодную и будоражащую правду.

Это тот уровень научной фантастики, когда для того, чтобы заворожить читателя и дать ощущение чего-то небывалого и невозможного, совершенно не нужно придумывать сложные звездолеты и лазерные мечи. Достаточно повернуть ржавый серебряный ключ и увидеть все множество измерений, своих и чужих эпастасей, мириады миров, войти в это состояние абстракции, включить в сознании эту красную кнопку, научиться смотреть материю «между строк» и понять самый главный секрет мироздания, о котором Вы непременно узнаете и ощутите, если прочтете до конца данное произведение.

Это превосходная работа Лавкрафта. Лучшая среди немногих, которая действительно смогла поразить мое воображение. Это красивая точка в судьбе Рендальфа Картера, которая навсегда останется окутанной тайной...

Оценка: 10
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лавкрафт совершил УЖАСНОЕ.

Этот рассказ должен стать ПОСЛЕДНИМ для всех, кто увлекается фантастикой, эзотерикой, религией, для всех, кто размышляет на тайнами мироздания, для всех кто просто умеет думать.

Потому, что в этом произведении сказано АБСОЛЮТНО обо ВСЁМ.

Теперь ВСЁ разложено по полочкам, и нам более нечего читать, и не о чем размышлять. Все произведения, исследования, вся жизнь и вся вселенная отображены в одном-единственном рассказе гениального автора.

Пойду, сдам все книжки в «Букинист», продам старенькую девятку и стану королём страны большеглазых балерин.:super:

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх