fantlab ru

Г. Ф. Лавкрафт, Август Дерлет «Ведьмин лог»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.36
Оценок:
588
Моя оценка:
-

подробнее

,

Ведьмин лог

Witches' Hollow

Рассказ, год; цикл «Мифы Ктулху»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 70
Аннотация:

Учитель сельской школы сталкивается с семьей Поттеров — наследниками старого колдуна, призвавшего в свой дом чудовище из неведомых просторов космоса.

Входит в:

— антологию «Dark Mind, Dark Heart», 1962 г.

— сборник «The Shuttered Room and Other Tales of Horror», 1971 г.

— сборник «The Watchers Out of Time and Others», 1974 г.

— антологию «The Black Magic Omnibus», 1976 г.

— антологию «Witches and Warlocks: Tales of Black Magic, Old & New», 1990 г.

— антологию «Жители ада», 1993 г.

«Продолжение следует», 1993 г.

— антологию «Witches' Brew», 2002 г.

— антологию «Глубина. Погружение 37-е», 2022 г.


Похожие произведения:

 

 


Жители ада
1993 г.
Том 2. Лампа Аль-Хазреда
1993 г.
Ночное братство
2005 г.
Ночное братство
2005 г.
Ночное братство
2005 г.
Ночное братство
2005 г.
Зов Ктулху
2006 г.
Ведьмин Лог
2007 г.
Зов Ктулху
2007 г.
Хребты безумия
2007 г.
Хребты безумия
2007 г.
Комната с заколоченными ставнями
2010 г.
Таящийся у порога
2015 г.
Таящийся у порога
2015 г.
Таящийся у порога
2015 г.

Аудиокниги:

Сборник рассказов 5. Комната с заколоченными ставнями
2013 г.

Издания на иностранных языках:

Dark Mind, Dark Heart
1962 г.
(английский)
The Shuttered Room and Other Tales of Horror
1973 г.
(английский)
The Watchers Out of Time and Others
1974 г.
(английский)
The Black Magic Omnibus
1976 г.
(английский)
The Black Magic Omnibus. Volume 1
1977 г.
(английский)
Witches & Warlocks
1990 г.
(английский)
Witches' Brew
2002 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Герой рассказа работает в сельской окружной школе недалеко от Аркхэма. Место само по себе мрачное и запущенное, детей до смешного мало, поэтому большого желания ехать сюда учительствовать особо не наблюдается. Ученики это тоже понимают, так что найти к ним правильный подход сможет не каждый. Новый учитель сделал почти невозможное: заручился уважением двадцати шести подопечных из имеющихся двадцати семи. А вот «навести мосты» к угрюмому Эндрю Поттеру всё никак не удавалось. Решив заняться этим делом основательно, герой едет к Поттерам лично, чтобы ознакомиться с их бытом на месте. И сразу понимает, что там что-то нечисто...

Если все ранее рассмотренные мной рассказы, что были дописаны Августом Дерлетом после смерти Лавкрафта, были совсем неплохи и даже в чем-то оригинальны, то данный образец совсем из другой оперы. Нормальным в нем остался только сам литературный язык. А вот сюжет немного «провис» из-за недостаточной проработки. Если уж речь идет о вселении в тело человека инопланетной сущности, нужно было сделать это более явным и очевидным по контрасту с обычными людьми. А Дерлет просто ограничился мрачным внешним видом и абсолютным равнодушием к учебе. Мне кажется, что уж к истории и точным наукам инопланетные гости должны были проявлять хоть какой-то интерес — они же собирались разведывать обстановку! В чем же тогда состояла эта разведка, как не в получении важной информации? Да и не стоило угрожать учителю, привлекая к себе внимание со стороны властей. Разве разведчики на чужой территории так себя ведут? Каков сюжет, таков и финал: создается впечатление, что в рукописи не хватает парочки листов, где всё разъясняется должным образом. Скорее всего, Дерлет не стал ничего менять в оригинале, а придумывать что-то свое ему было лень. Поэтому в произведении остались заплатки, шитые белыми нитками, которые очень сильно бросаются в глаза. Жаль... Ибо при творческом подходе из рассказа могло получиться что-то дельное, подобное сценарию фильма «Они живут среди нас» (They live...) или даже «Люди в черном».

-----------

РЕЗЮМЕ: история одного инопланетного вторжения, которое смогли предотвратить школьный учитель с экзорцистом-профессором. Определенно, Джоанна Роулинг читала этот рассказ в детстве, раз решилась на написание целой серии романов о похождениях странного мальчишки по фамилии Поттер.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Безыскусный, наивный, ученического уровня рассказ, как будто бы написанный нейросетью по мотивам произведений Лавкрафта. Обычно уровень рассказов маэстро гораздо выше уровня палп-фикшн-журналов, где они часто печатались, но здесь уровень прямо соответствует им: прочитал и забыл.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

В этом рассказе можно найти истоки стольких сюжетных ходов, которые ещё не раз проявят себя в фантастике (и в кино и в литературе). Тут и «дьявольские» дети, с которыми что-то не то и инопланетяне, завладевшие телами и умами людей. А в том, как главные герои борются с монстрами с помощью неких артефактов можно увидеть сцены из «Светхъестественного», «Гримм» и других подобных фильмов/сериалов.

При этом соглашусь с теми, кто пишет, что сейчас история может казаться простой/наивной и т.п.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительно, как быстро изменилось отношение отечественного читателя к произведениям лавкрафтовского хоррора. Ещё в начале 90-х, когда мы только что открыли для себя произведения подобного толка, они казались не только читабельными, но, даже, и интересными. Теперь же, прочитав тот же «Ведьмин лог», испытываешь острое разочарование. И самая мягкая характеристика, которую можно дать этому рассказу — очень наивно.

Ну скажите на милость — зачем этот ужасный космический монстр, явившийся на нашу планету с нехорошими целями, заживо похоронил себя в жуткой деревенской глуши, удовольствовавшись властью всего над четырьмя людьми, что притягательного он нашёл для себя на этой маленькой ферме? Мелковато как-то для зловещего монстра, мстящего неугодным ему людям падежом шести коров :). Или: почему этот монстр, запросто читающий мысли на расстоянии чуть ли не десятка миль, до последнего не догадался, что его в его избёнке два нехороших человека обкладывают «звёздчатыми камнями из дочеловеческих эпох». Только и осталось ему, что в печную трубу сбежать :). Кстати, интересно, а что эта тварь дальше делать будет — отправится на другую ферму? :) И из такой вот, извините, лажи, скроен весь этот как бы страшный рассказ.

Оценка: 2
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

В начале удивился, что вместо ужастика из под пера Лавкрафта вышло по существу фэнтези, со счастливым концом. Но потом взглянул на дату и понял, что рассказ вышел через двадцать пять лет после смерти автора. Совершенно очевидно, что

всем этим мы обязаны соавтору, который видимо получил Лафкрафтовский план произведения и возможно самое начало. Фэнтези, впрочем, с моей точки зрения вышла неплохим. А указанные другими рецензентами ляпы, в большинстве случаев, вполне можно при желании объяснить. Ведь про тварь по сути ничего не известно. Например почему тварь могла управлять только Поттерами? Допустим, для гипнотической накачки объект должен долгое время находиться рядом с ней. А на ферме кроме Поттеров никого не было. О походе против неё тварь не узнала, потому что учителя предупредили не думать слишком интенсивно на эту тему. (Объяснение так себе, помните как Насредин велел ростовщику не думать об обезьяне) Но может сойти. Или тварь просто не слишком умная.

Кстати, не без известный Гарри не их потомок. Может его предки от этого случая и приобрели силу?! Шутка.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ настолько логически несуразен, что не в силах сдержаться и должен высказаться. Считаю это заслугой Дерлета.

Первое: на кой ляд потребовалось истреблять скот Данлоков? За что? И кем? Колдуна Поттера уже нет в живых. Тварью? Дистанционно? Это ж какая мощь! Ответ один — ради эффекта. Ещё бы — шесть коров в лепёшку! Читатель в шоке. Автор доволен.

Далее: телепатия и контроль. Тварь без труда узнаёт о беседе учителя Уильямса с Уилбером Данлоком, а о замышляемом против неё «крестовом походе» ни гу-гу. Опять же, находясь только в теле миссис Поттер, тварь легко управляет остальными членами семейства, как бы присутствуя внутри них, к тому же на порядочном расстоянии. За счет чего? И почему тогда не использовала свои способности на других? Ответ прост — это большая Тайна! Читатель заворожен. Автор снова доволен.

Следующее: каменные звёзды. Откуда у Мартина Кина (этакого Ван Хельсинга) столько их? Это же артефакт вековечных времён! Вселенская редкость! А Кину запросто хватает и дом обложить, и, подобно Генсеку, нацепить всем героям на грудь. Не каждую ночь бывает такой «звездопад». Красиво. Читатель в умилении. Автор счастливо улыбается.

А теперь сама тварь. Которая на поверку оказывается не тварью, а таким себе домашним животным, если хотите — тварью дрожащей, которая при малейшем признаке опасности (запахе дыма, как говорится) уносит ноги постыдным бегством. Это при её то мощи и возможностях! И куда? В Космос! В среду действительно безжизненную и губительную, по сравнению с которой не то что дым, любой пожар — детский фейерверк. Почему сразу в Космос? Ведь ждала же она приезда новых хозяев после смерти Колдуна Поттера? Потому что — эффект! Демоноборство вселенского масштаба! Время замерло в деянии! Читатель на гране помешательства! Автор празднует победу!

А теперь главное. Несмотря на все недостатки, рассказ производит сильное впечатление. Почему? В чём сила? Очень просто — в умелой подаче материала. Здесь нагнетается не атмосфера страха, а атмосфера тайны, загадки, пойманной за хвост и требующей решения. Тайна мальчика, его семьи, дОма, местности, гибели скота, телепатия, Колдун Поттер, Некрономикон, звёзды и прочая, прочая, прочая. Автор плодит тайны одну за другой и скармливает их читателю с такой быстротой, что тот проглатывает их, не успевая пережёвывать, и, рискую подавиться, спешит, разинув рот, дальше, не обращая внимания на надувательство. Прибавим к этому тонко рассчитанные жалость и сострадание к ребёнку — верный способ завладения вниманием читателя. Плюс обилие диалогов — рассказ многоголосен, полон живого звука и звучит разными языками. В итоге — магия, гипноз и эффект полного присутствия. Автор — дважды победитель!

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странное произведение. Начало очень интригующее, захватывающее развитие. Но кульминация происходит совершенно непонятным образом. Как можно доверить тайну человеку, которого видишь первый раз в жизни, который не давал никаких предпосылок к тому, что он тоже в курсе всех древних культов и т.д. Почему он сразу знал как нужно действовать, откуда у него эти камни? Также непонятно зачем главного героя потом превращать во второстепенного. На мой взгляд, весь рассказ портит его вторая половина, слишком много претензий к сюжету.

Оценка: 3
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ не страшен, нагнетание какой-либо атмосферы отсутствует полностью. Это не Лавкрафт, правильнее было бы сказать, что сие творение по мотивам Лавкрафта.

Но оно всё равно занимательно и достойно внимание. Интересно оно прежде своим сюжетом и завязкой. А на счёт концовки... Я не буду утверждать, что это «хэппи энд». По моему, финал как раз и вполне «лавкрафтовский».

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это довольно амосферный рассказ, одна из немногих действительно успешных работ Дерлета, но если вы не увидели разницы, что рассказ написан именно Дерлетом, а не Лавкрафтом, то Вы, наверное, счастливчик и сможете насладиться произведением в полной его мере. Я могу лишь добавить, что данный сюжет — это олицетворение современного ужастика, который мы можем наблюдать на своих голубых экранах. В голову идет множество фильмов-ужасов современного выпуска. Ну,например, тот же «Женщина в черном», но это грубое сравнение. Скорее. это сравнение по атмосферности и откровенности сюжетного ряда, но никак не по похожей тематике или идее.

Что до сюжета, то он динамичен, свеж, доступен и легок для понимания, не перегружен лишними вставками, которые присущи именно Лавкрафту. Да что и говорить, в тексте присутствуют хорошо поставленные диалоги, а у героев есть свои пусть и заштампованные образы, за рамки которых по своей сути они не выходят. Так или иначе мы становимся свидетелями мистического боевика, быстрого и динамичного. Когда я дочитал до конца, я даже был удивлен — насколько легко и непринужденно рассказ подошел к своему концу, и я — читатель ни разу не утонул в болоте букв и предложений.

Но все же каплю, но дегтя мне придется добавить. Как уже понятно из первого абзаца, я считаю, что рассказ выполнен от руки Дерлета. Да, это, можно сказать, относительно современный вариант Лавкравтовской атмосферы, удачно сотворенный (умолчу о других похожих вариантах) человеком, наиболее полно разобравшимся во всех нюансах и мелочах вселенной «Ктулху», но все же доля некоторой посредственности здесь присутствует. Это не безумие в полной его мере, это не что-то новое, что завораживает, когда я читаю о чем-то очень сокровенном, о том, о чем так любил рассуждать Лавкрафт в своих знаковых произведениях. Да, они были не такие легкие и воздушные, это были скупые тяжелые монологи и эссе, но это было погружение в атмосферу с головой.

В итоге получилось достойное произведение, что идет в копилку заслуг Дерлета, зачисленного для меня в ряды посредственных писателей, но все же еще способного удивить своими удачными работами.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Новелла «Ведьмин лог» послужила очередным проявлением писательского гения ГФЛ. Новейшая интересная история, приправленная хитросплетениями мистики, кармы и детектива в одном флаконе. Да, рассказ написан мэтром не в одиночку, а если быть более точным, вышел в свет лишь благодаря главному последователю и другу писателя — Огюста Дерлета, который не поленился закончить произведение учителя, на свой страх и риск, сделав это по-своему. Безусловно, авторская рука Дерлета заметно ощутима в новелле, чего стоит хотя бы концовка, однако, на мой скромный взгляд, хуже от этого произведение не стало. Скорее наоборот, именно такой финал и напрашивался.

За что стоит сказать отдельное спасибо обоими творцам «Ведьминого лога», так это за образ главного героя — учителя местной школы. Выписан он очень умело, никаких лишних, неуместных деталей, всё абсолютно уместно. Педагог предстаёт перед читателями не каким-нибудь окаменевшим деревом периода Мезазоя, пришедшем в священный ужас перед неименуемым кошмаром, пришедшим в наш мир через узкую лазейку между двумя мирами, а наоборот, храбры и активным поборником, представляющим не банальные интересы добра, а сопереживающем простому мальчику — ученику из класса. И всё это при том, что по сути, учитель рисковал собственной головой, сунувшись в дело, которое, по большому счёту, его не касается.

Плюс ко всему, мистическая составляющая рассказа вышла весьма убедительной. Нагнетание ужаса получилось весьма эффектным и хорошо прописанным. Безусловно, особый колорит произведению добавило место действие, дополняющее атмосферу рассказа новыми яркими штрихами. Ощущение дамоклова меча, нависшего над несчастливым семейством, ощущается очень явственно.

И напоследок, весьма забавным получился тот факт, что невезучее семейство носит фамилию...Поттер. Это вам ничего не напоминает?)

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Классика жанра рассказов.Атмосферное повествование.Да, соглашусь, все очень быстро происходит, нет саспиенса, но это ничуть не портит рассказ.Важна манера и стиль писания Лавкрафта, это как маленькое, но отнюдь не бесценное сокровище в копилке романистов Великого и Ужасного.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мда... Пожалуй, большая часть рассказа написана всё-таки Огюстом Дерлетом, а не Лавкрафтом. Страшного или даже жутковатого в нем мало, какие-то камни, какая-то совершенно бредовая логика и стиль галопом... Давненько я не читал настолько неважный рассказ.

Оценка: 4
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Слишком бодрый рассказ, ужас не успевает толком захватить разум, а его уже изгоняют в дальние страны. Почти не чувствовалось фатальности происходящего. Вернее в начале так и ощущалось. Но потом, когда было сказано, что всё зло можно если не уничтожить, то хотя бы изгнать, стало даже немного скучно. Как будто решили обмануть и подсунуть вместо сковывающего душу ужаса, немного мрачную сказку с добрым концом. Не дает рассказ почувствовать дух Лавкрафта, который всё-таки ожидаешь ощутить, открывая книги с рассказами этого автора.

Если забыть об ожиданиях, то «Ведьмин лог» довольно интересен хотя бы тем, что показывает — любое зло может быть изгнанно обычными людьми при наличаи знаний о способах изгнания. Да и за благородным учителем интересно следить, за его поисками разгадки тайны, тяготеющей над семьей ученика. Но сильного интереса это не вызывает, только небольшое любопытство, да и то заканчивается вместе с рассказом, не оставляя после себя никакого следа.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да, в этом рассказе творчество соавтора чрезвычайно заметно: рассказ читается интересно, героями являются не только безумные адепты страшных религий, но и обычные люди, вызывающие сочувствие, а главное — исчезает безнадежность и бессилие перед черными чарами. При этом атмосфера Ведьминого Лога описана вполне ярко и пугающе, и наличие наряду с мистическими обычных реалий жизни как раз-таки усиливает эффект ощущения опасности и страха.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Совершенно несвойственные Лавкрафту интонации: множество диалогов, персонажи-дети, блистательный хэппи-энд, главный герой — отважный педагог, вызволяющий способного ученика из трясины невежества — и, как оказывается, семейного проклятия. Собственно, это рассказ Огюста Дерлета, написанный по мотивам вселенной Лавкрафта, и не более чем. Увлекательно, даже сочно, но вы не найдете здесь и следа того сладкого безумия, которого исполнены лучшие работы отшельника из Провиденса.

Заметьте, семейство колдунов из Ведьмина Лога носит гордую фамилию Поттер. Ну как тут не уверовать в мистику литературных судеб...

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх