FantLab ru

Клиффорд Саймак «Город»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.17
Голосов:
807
Моя оценка:
-

подробнее

Город

City

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 142
Аннотация:

Гидропоника и семейные вертолёты, дешёвая земля, новые технологии строительства и угроза атомной войны покончили с городами. Они изжили себя, стали анахронизмом. Почти все горожане побросали старое жильё и переселились в сельскую местность. Брошенные дома стали прибежищем для людей, оставшихся без своего угла. Муниципалитет и полицию такое положение вещей не устраивает: брошенное жильё они намереваются сжечь.

© Ank

Входит в:

— условный цикл «The Great SF Stories»  >  антологию «The Great Science Fiction Stories Volume 6, 1944», 1981 г.

— журнал «Astounding Science Fiction, May 1944», 1944 г.

— роман «Город», 1952 г.

— антологию «The Astounding-Analog Reader: Volume 1», 1972 г.

— антологию «Science Fiction of the Forties», 1978 г.


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1945, ретроспективная // Короткая повесть

Похожие произведения:

 

 


Библиотека современной зарубежной фантастики. Клиффорд Саймак
1974 г.
Избранные произведения в пяти томах. Том 2
1992 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 1. Почти как люди
1992 г.
Миры Клиффорда Саймака. Книга 13
1994 г.

Периодика:

Astounding Science Fiction, May 1944
1944 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

The Astounding-Analog Reader, Volume One
1972 г.
(английский)
The Astounding-Analog Reader, Book Two
1973 г.
(английский)
Science Fiction of the 40's
1978 г.
(английский)
Isaac Asimov Presents The Great SF Stories 6 (1944)
1981 г.
(английский)
Isaac Asimov Presents The Golden Years of Science Fiction: Third Series
1984 г.
(английский)
Місто
2018 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первая глава романа «Город», которую когда-то давно прочел как самостоятельный рассказ. На самом деле любую главу из романа можно читать как самостоятельный рассказ, если убрать собачье предисловие. В итоге получилось что-то очень саймаковское.

Как часто любит делать автор, реалии послевоенной Америки переносятся в более или менее фантастическое будущее, где они увеличиваются в размерах. Угроза ядерной войны вроде как преодолена, но дело в том, что тема ядерной войны при этом осталась актуальной: она определяет конфигурацию общества (тотальная децентрализация). Кроме того Саймак забрасывает еще одну современную для него реалию в будущее. В современной автору Америке повсеместное распространение личных автомобилей отвязало людей от места их проживания, сделав их более мобильными, позволив делать покупки за 5-10 миль от дома и работать за 50-100 миль от него же. А дальше, как любят писатели НФ, нужно только пофантазировать что будет, если развитие феномена продолжится с сохранением темпов роста. Так появление более совершенных транспортных средств позволит сделать человека еще более мобильным. В итоге получилась противоположность «Подвиньтесь, подвиньтесь» Гарри Гаррисона. Там люди страдали от тесноты и нехватки ресурсов. Здесь они страдают от изобилия ресурсов: неэффективные хозяйства остались на обочине жизни и теперь не могут найти себя в этом дивном новом мире. А тут еще и администрация города приготовила подлянку для людей, не особо вписавшихся в новое время.

У очень саймаковского рассказа концовка вышла тоже очень саймаковская. В духе книги «Все живое» (aka «All flesh is grass»), если попробовать поискать аналог. Хотя, мне кажется, что аналогов тут можно найти очень много. Общая идея такова, что если вещь кажется лишней и неуместной (иногда — опасной), то нужно просто найти место, которое эта вещь должна занимать в привычной картине мира. Новый уровень понимания позволит найти новое состояние равновесия. Кажется, сейчас я пересказал большую часть написанного Саймаком.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С точки зрения современной социологии и экономики рассказ вероятно можно стереть в порошок. Вот только не хочется. Потому что весь он пронизан простым человеческим теплом, которого так мало в современной фантастики. И согласен с предыдущеми рецензентами это мягко говоря не худший вариант будущего. Возможный или нет, вопрос другой

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Да, если бы не концовка, рассказ вышел бы совсем уж грустным и каким-то безнадежным. «451 градус по Фаренгейту», но вместо книг — дома людей прошлого времени. О привязанности людей к дому, о неприятии новых тенденций с этими технологиями, пластиками и душными тесными городами. Хороший рассказ, свойский такой, не знаю уж, почему. Что-то близкое есть у меня к действующим лицам, так и представляю, как буду примерно так же обсуждать с друзьями в таком же ключе наступившее будущее. Эти разговоры, к слову, напомнили «Кысь» Толстой — тех, кто пережил катаклизм.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первый рассказ как составная часть чего-то большего, как правило, задает тон всему циклу. Читая этот рассказ, метался в плане схожести впечатлений, между Брэдбери и Хемингуэем. Сравнение неплохое и лестное для кого угодно, но только не для Саймака. Он самобытен и хорош именно в своей неповторимости.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Предание первое к фольклорному, символическому и, возможно, мифическому произведению «Город».

В первом предании рассказана история о далеких временах, настолько далеких, что кажется, их и не существовало вовсе. На Земле жили люди (множественное число от слова «человек»), жили они в городах (места группового скопления жилищ для удобств различного рода), знали они, что такое убийство (исследователи склоняются, что это насильственное прекращение жизни другого человека) и что такое война (своего рода очень массовое убийство). Описаны времена настолько давние, что возникает сомнение, а существовало ли всё то, о чем говорится в предании. Многие дают отрицательный ответ.

Сами подумайте. Повествуется о периоде упадка городов и расселении людей в окрестности, в деревни. Это было обусловлено развитием атомной промышленности, децентрализацией и ликвидацией угрозы ядерной атаки. Люди стали использовать семейные вертолеты, поэтому большие пространства для них больше не проблема. Стали выращивать продукты в гидропониках, поэтому необходимость в сельском хозяйстве также отпала. Но хотя объективно иссякла необходимость в городах, чиновники и политические деятели пытаются держаться за свой статус, продолжая, извините за выражение, насиловать труп. На фоне этой картины и происходит повествование в первом предании.

А если серьезно, то для меня картина представляется вполне реалистичной (с учетом некоторых поправок на отечественную действительность). В городах, особенно крупных, жить становится всё хуже и неприятнее. Не знаю, как вас, но меня в столице нашей Родины держит работа, хотя с другой стороны, искусственность продуктов, грязь и пыль, пробки, беспричинная суета — всё это довольно сильно угнетает. И мне такая модель будущего видится не самой плохой, когда каждый будет жить на своей земле и работать дистанционно. Город и сейчас во многом является обузой, нежели помощником. Но каждому, как говорится, своё, поэтому не думаю, что все со мной согласятся.

Весьма правдоподобный рассказ, заряжающий интересом к дальнейшему чтению одноименного романа.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Для меня это самое щемяще грустное, печальное и очень лирическое произведение. Великолепная идея — история человечества через одну-единственную семью. Семейная эпопея, хроника — даже в реалистических произведениях — самый увлекательный, самый читаемый жанр. Но мало использовать идею. Ее надо еще и соответственно исполнить, да так, чтобы душу выворачивало. И чтобы в фантастике это было реализовано именно так, и не иначе, нужно было быть Клиффордом Саймаком. Я не уверен, что «Город» мог получиться даже у такого корифея, ка Хайнлайн, который мастерски переносил сюжеты об обыденных земных героях нашего время в фантастическое будущее, ничего не меняя в психологии героев. Саймак же, большой любитель помещать современных ему героев, с самыми обычными психотипами в фантастический антураж, в «Городе» превзошел себя и создал красивую поэму человечеству.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ «Город», если его вынуть из контекста одноимённого романа, не является чем-то выдающимся и оригинальным, так как это только начало, первый этап истории будущего. Типичная социальная фантастика об отмирании городов и исходе людей в сельскую местность. Нечто подобное происходит сейчас в странах Запада, только гораздо медленнее и в куда меньших масштабах — это постиндустриализация. Наверное, в нашем мире этого не произошло, потому что всеобщее гидропоническое сельское хозяйство и семейная малая авиация так и не стали реальностью. Так что придётся нам и дальше жить в городах.

Оценка: 8
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитав роман «Город» с дюжину раз, я никогда не рассматривал его как набор историй, цикл «преданий»; всякий раз он представлялся мне единой, цельной композицией. Что ж, теперь попробую переосмыслить его по-отдельности.

***

Предание первое, «Город», которому я не поверил.

Если кратко, суть такова: города пришли в упадок, люди потянулись в провинцию, всюду снуют семейные вертолёты, пища выращивается в гидропониках. Новый уклад жизни поглощает старый, но не все люди могут безболезненно перестроиться – иные держатся за прошлое из сентиментальности, ибо ещё крепка хватка прежних традиций и привычек, другие же – из меркантильных соображений, те, кому город раньше давал достаток, положение и власть. Саймак преподносит эти изменения как естественный ход истории, хоть и вынужденный – под угрозой войны, но я такому варианту будущего не поверил. Достаточно выглянуть за окно или включить телевизор, чтобы в этом убедиться. Города растут и ширятся, в то время как глубинка тихо доживает свои дни. Всемирная урбанизация побеждает; возможно, в России, в Америке или в Бразилии этот процесс выглядит по-разному, но суть остаётся одной.

Да, при этом Первое предание вышло очень «американским». Посмотрите на самое различие в воззрениях на антагонистскую пару «город-деревня»: в городе Саймака Улле Джонсон имеет собственную ферму, выращивает на ней овощи, которые уже никому, собственно, не нужны, ведь есть другие, выращенные в искусственной среде за городом. У нас же существование фермы прочно связано с деревней, именно там выращиваются здоровые продукты и именно на земле, а не в гидропониках, то есть без почвы. А где ещё много земли равно почвы, как не за городом?! В городах Саймака люди живут по нашим понятиям как раз по-деревенски, и это сильно запутывает.

Люди ушли из города, и, говоря словами персонажей, «стала невозможна манипуляция ими, исчезла так называемая психология толпы, так как нет никакой толпы». Но то место куда они ушли, не станет ли оно со временем сосредоточием той самой толпы, ведь рано или поздно из этих мест в итоге народится новый Город, ещё более могущественный, и тогда снова возникнет угроза ядерной войны, от которой по Саймаку, людей спас исход из городов. Разве не возникнет тогда новая удобная, большая мишень?

Что ещё «американского» в этой главе, так это концовка. Уж где-где, а в Америке наиболее пристально власти блюдут неприкосновенность частной собственности – это то, на чём зиждется американский порядок. На этом молодой Адамс и сыграл и наличие законных бумажек о правах на землю и недвижимость остановили уничтожение его собственности. Обнадёжили его планы: заповедники там, экскурсии, памятники, желание сохранить хотя бы часть города для потомков. А вот методы Вебстера покоробили. Шантаж, угрозы, оскорбления («политиканы», «хлыщ с луженой глоткой и нахальной рожей», «от вас плесенью несёт», «заткнитесь» и т. п.) – вот что пошло в ход.

В целом же, рассказ жёсткий, бескомпромиссный, и если бы не общая душевность повествования, свойственная Саймаку, он оставлял бы более тягостное впечатление. А так, в общем-то, позитивно, жизнеутверждающе вышло.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Весьма хороший рассказ.

Прямо поразительно как в 1944 так чётко можно предвидеть будущее...

Хорошая постановка вопроса и естественный выход из создавшейся ситуации.

Только теперь это уже не фантастика а именно реализм стал.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Довольно интересный рассказ о несбывшемся будущем — о 1990-ом году, являющегося для нас уже прошлым. Всегда интересовали такого рода «предсказания» и фантастические романы на эту тему, ведь зачастую они бывают вполне правдоподобны и логичны.

В случае с «Городом», по-моему, все вполне правдоподобно и могло бы быть, если не вдаваться в детали, — когда необходимость жить большой общиной исчерпывает себя, когда прелести жизни в обществе превращаются в ограничители самой жизни — люди волей — не волей станут задумываться о том, что лучше жить там, где поменьше народу. Конечно я бы не стал утверждать, что нужно жить в одиночестве где-то посреди лесов, полей и т.д., но вот концентрироваться в небольших городках \ деревнях — вполне возможный и ожидаемый исход, ведь как заметили уже другие комментаторы — у человека всегда есть необходимость в общении с другими людьми. Не зря и сейчас, те кто может себе позволить, предпочитают жить в пригороде, ближе к природе, а не жаться среди «курятников» большого города.

Из плюсов данного рассказа можно выделить стиль изложения — читается легко и возникает чувство сопереживания описываемых событий, ощущаешь как прогресс набирает обороты, вот-вот и уже сам человек не нужен будет для проведения каких-либо работ — все унифицируется, автоматизируется, исследуются и изобретаются новые технологии, не требующие вовлечения большого количества людей, старые институты рушатся, а под основным ударом меняющейся бытности оказываются люди, которые не смогли приспособиться к новой жизни, измениться — в основном старики, которые привыкли жить по своим устоям. Также к положительным аспектам отнесу саму идею рассказа, где автор нам пытается показать, что будет если человечество получит дармовую энергетику, продукты питания и легкодоступный персональный авиатранспорт.

К относительным минусам этого рассказа я бы отнес некоторую недосказанность, относительно малое количество деталей мира будущего и от того недостаточное количество драматизма в описываемой ситуации (допускаю, что в последующих рассказах этого романа автор наверстает упущенное по части деталей, еще не читал). Также несколько нелепой выглядит сцена диалога мэра города и Джони Вебстера, который в надежде предотвратить кровопролитие врывается в кабинет мэра — и вместо того, чтобы сразу изложить в чем суть дела и что может произойти (а могут пострадать люди, в том числе его родственники), он начинает убеждать мэра в том, какой тот на самом деле редиска, нахлебник на шее народа и вообще, сидит одной задницей на двух стульях и в ус не дует. Ну а в финале — смазливый хэппи энд с выкупом «всего» за 10 минут и объявлением нового «хозяина».

В целом — выше среднего.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень сильная, раз и навсегда запоминающаяся вещь. Исход людей... это очень эмоциональный сюжет. Уйти в другой мир, изменить свою физическую природу, свою психологию, — правильное ли это решение? Не знаю, наверное, да. Собственно, почему нет? Долгая счастливая насыщенная жизнь... кто не мечтал об этом? И вот на Земле остаются разумные собаки (отлично! очень достойные преемники!) и верные роботы (почему нет?). А еще загадочные мутанты. вносящие в историю первый элемент мистики... Все это увлекает, заставляет читать, не отрываясь.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ о несбывшемся будущем. Согласитесь, ведь 1990 год был совсем другим. Лушим или худшим — не важно, но абсолютно другим. Жаль, что в одном из лучших проиведений Саймак не оказался пророком. Правда, может быть он всего навсего немного ошибся во времени и не нужно вспоминать о 1990-м, а ждать 2090-й год? Можеть быть кто-нибудь из нас и доживет...

В рассказе чуствуется грусть, но грусть светлая. Да, город умер, но люди живы! Чего стоят расстояния если высоки скорости, а топливо дешево? Да и город можно восстановить, если взяться с умом, правда, герои уходят от этого варианта и отворачиваются от закостенелого прошлого. Город здесь не столко муниципальное образование, сколько бюрократический механизм, который мешает естественным преобразованиям. Основной конфликт не между городом и селом, а между свободой и ограниченями. А все люди даже в момент приступов верноподданичества грезят о свободе.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Всё довольно красиво, но некоторые сомнения всё-же мучают.

Во-первых, вертолёт — всё же довольно шумное транспортное средство. Если все вдруг будут летать по делам, с работы и на работу, в гости, не слишком ли будет шумно и «людно» в воздухе? Может оказаться, что проще переселиться поближе к работе, к друзьям и т.п. То есть город опять-таки может оказаться оптимальнее.

Во-вторых, если каждый замкнётся в своём родовом поместье, то интересно, насколько часто люди будут общаться, насколько хорошо они будут друг друга понимать, думать друг о друге? Не грозит ли им в конце концов простое генетическое вырождение? Если браки будут заключаться только между ближайшими соседями, то рано или поздно генетическое разнообразие будет уменьшаться, а это грозит различными болезнями, проявляющимися при близкородственном скрещивании.

В остальном, конечно, всё довольно красиво, хоть и немного грустно. Весь рассказ буквально пропитан этой ностальгией по городам.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Картины, рисуемые автором, навевают печальные размышления. Города больше не нужны и когда-то оживленные улицы пусты, дома наполненные воспоминаниями заброшены, а немногие люди цепляются за отживший образ жизни. Почему? Может они упрямы, может просто отказываются видеть очевидное преимущество усадеб, семейных вертолетов и гидропонных продуктов, а может для них просто нет места в новом мире.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эта повесть вне времени! Она актуальна для любого возраста, любого читателя, любого времени! Великий Саймак затрагивает очень важные вопросы и дает свою точку зрения на то, как может быть! И я не могу сказать, что мне эта точка зрения не нравится чем то. Грусть, пропитывающая всю канву «Города» , тем не менее не оставляет ощущения безнадеги. Все новое рождается в муках. И хотя до воплощения описанного еще ооочень далеко, тем не менее мне бы хотелось, чтобы такое будущее стало реальным!

Спасибо, Автор!

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх