FantLab ru

Артур Конан Дойл «Затерянный мир»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.65
Голосов:
3021
Моя оценка:
-

подробнее

Затерянный мир

The Lost World

Другие названия: В страну чудес; Погибший мир; Мир прошлого; Страна чудес

Роман, год; цикл «Профессор Челленджер»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 285
Аннотация:

Гениальный, но известный своей эксцентричностью британский профессор Челленджер заявляет, что во время путешествия по Южной Америке обнаружил район, где до сих пор сохранились доисторические формы жизни, иначе говоря, динозавры. Английское научное сообщество снаряжает особую экспедицию, которой предстоит проверить правоту профессора. Добравшись до указанного Челленджером района, путешественники действительно обнаруживают там древних ящеров...

© Nog
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Отсутствующие ниже среди изданий публикации в периодике и ранние книжные публикации на русском языке:

  • 1912 — журнал «Вестник иностранной литературы» №№ 7-12;

  • 1913 — журнал «Новое слово» №№ 1-2;

  • 1913 — журнал «Волны» №№ 4-13, под назв. «Погибший мир. Рассказ об изумительных приключениях профессора Джоржа Челленджера, лорда Джона Рокстана, профессора Саммерли и м-ра Э. Д. Мэлона из «Ежедневной газеты», переводчик З. Н. Журавская;

  • 1913 — СПб.: М. Г. Корнфельд (Б-ка «Синего журнала»), под назв. «Затерянный мир: Отчёт о недав. изумит. приключениях проф. Жоржа Чалленджера, лорда Джона Рокстона, проф. Семмерли и сотр. «Daily gazette» Е. Д. Малоун»;

  • 1914 — газета «Черкасские отклики» №№ 25-29, под назв. «Мир прошлого»;

  • 1917 — Петроград: Нац. б-ка, 182 стр., под назв. «Страна чудес»;

  • 1927 — Л.: Нац. б-ка, 182 стр., под назв. «Страна чудес»;

  • 1927 — Л.: Прибой, 130(2) стр., под назв. «В страну чудес», переводчик О. Н. Цельхерт;

  • 1928 — Л.: Вокруг света, 264 стр., под назв. «Затерянный мир», переводчик О. Н. Цельхерт;

  • 1947 — М.: Географгиз, 247(1) стр. (то же 1951, 1956, 1957), под назв. «Затерянный мир», переводчик Н. Волжина;

  • 2006 — журнал «Путеводная звезда» (М.) № 4, под назв. «Затерянный мир», переводчик Н. Волжина.


  • Входит в:

    — журнал «Волны 1913`5», 1913 г.

    — журнал «Мир приключений 1913`10», 1913 г.

    — журнал «Мир приключений 1913`11», 1913 г.

    — журнал «Мир приключений 1913`6», 1913 г.

    — журнал «Мир приключений 1913`7», 1913 г.

    — журнал «Мир приключений 1913`8», 1913 г.

    — журнал «Мир приключений 1913`9», 1913 г.

    — журнал «Robur 5», 1985 г.

    — журнал «Robur 6», 1985 г.

    — антологию «Франсис Карсак, Артур К. Дойл», 1992 г.

    — антологию «Затерянная земля», 1995 г.

    — журнал «Путеводная звезда. Школьное чтение 2006`4», 2006 г.

    — антологию «Apemen!», 2013 г.


    Награды и премии:


    лауреат
    Фэнтези: 100 лучших книг / Fantasy: The 100 Best Books, 1988

    Экранизации:

    «Затерянный мир» / «The Lost World» 1960, США, реж: Ирвин Аллен

    «Затерянный мир» / «The Lost World» 1992, Канада, США, реж: Тимоти Бонд

    «Затерянный мир» / «The Lost World» 1998, Канада, США, реж: Боб Кин

    «Затерянный мир» / «The Lost World» 1999, США, реж: Ричард Франклин

    «Затерянный мир» / «The Lost World» 1999, Австралия, Канада, Новая Зеландия, реж: Колин Баддс, Кэтрин Миллар, Майкл Оффер и др.

    «Затерянный мир» / «The Lost World» 2001, Великобритания, реж: Стюарт Орм



    Похожие произведения:

     

     

    
    В страну чудес
    1926 г.
    Затерянный мир
    1936 г.
    Затерянный мир
    1947 г.
    Затерянный мир
    1956 г.
    Затерянный мир
    1956 г.
    Затерянный мир
    1956 г.
    Затерянный мир
    1957 г.
    Избранные научно-фантастические произведения
    1957 г.
    Собрание сочинений в восьми томах. Том 8
    1966 г.
    Затерянный мир. Часть вторая
    1968 г.
    Затерянный мир. Часть первая
    1968 г.
    Затерянный мир
    1975 г.
    Затерянный мир
    1982 г.
    Затерянный мир
    1986 г.
    Затерянный мир
    1986 г.
    Затерянный мир. Отравленный пояс
    1986 г.
    Затерянный мир. Отравленный пояс
    1987 г.
    Затерянный мир
    1989 г.
    Затерянный мир
    1990 г.
    Затерянный мир
    1990 г.
    Затерянный мир
    1991 г.
    Затерянный мир
    1991 г.
    Затерянный мир
    1991 г.
    Научно-фантастические произведения
    1991 г.
    Открытие Рафлза Хоу. Затерянный мир. Отравленный пояс. Маракотова бездна
    1991 г.
    Франсис Карсак. Артур К. Дойл
    1992 г.
    Затерянный мир. Отравленный пояс
    1992 г.
    Маракотова бездна
    1992 г.
    Собрание сочинений в 8 томах. Том 8
    1992 г.
    Затерянный мир
    1993 г.
    Затерянный мир
    1993 г.
    Затерянный мир. Всадник без головы
    1993 г.
    Затерянный мир. Маракотова бездна.
    1993 г.
    Затерянный мир. Маракотова бездна. Рассказы
    1993 г.
    Затерянный мир: Фантастические произведения
    1993 г.
    Маракотова бездна
    1993 г.
    Маракотова бездна
    1993 г.
    Собрание сочинений 8 томах. Том 8
    1993 г.
    Туманная земля
    1993 г.
    Затерянный мир
    1994 г.
    Собрание сочинений 10 томах. Том 7
    1994 г.
    Собрание сочинений в восьми томах. Том 8
    1994 г.
    Собрание сочинений в восьми томах. Том 8
    1994 г.
    Том 8
    1994 г.
    Затерянная земля
    1995 г.
    Обезьяны. Слоны
    1995 г.
    Собрание сочинений в 13 томах. Туманная земля
    1995 г.
    Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 9
    1997 г.
    Затерянный мир. Отравленный пояс. Рассказы о профессоре Челленджере. Туманная земля
    1998 г.
    Затерянный мир
    1998 г.
    Затерянный мир. Отравленный пояс. Когда земля вскрикнула. Маракотова бездна
    1999 г.
    Затерянный мир
    2000 г.
    Затерянный мир
    2001 г.
    Затерянный мир
    2001 г.
    Затерянный мир
    2002 г.
    Затерянный мир
    2002 г.
    Затерянный мир
    2002 г.
    Затерянный мир
    2002 г.
    Затерянный мир
    2003 г.
    Затерянный мир
    2003 г.
    Затерянный мир
    2003 г.
    Затерянный мир
    2005 г.
    Затерянный мир
    2005 г.
    Затерянный мир
    2006 г.
    Затерянный мир
    2008 г.
    Затерянный мир
    2008 г.
    Затерянный мир. Отравленный пояс. Когда мир вскрикнул
    2008 г.
    Приключения профессора Челленджера
    2010 г.
    Затерянный мир
    2010 г.
    Затерянный мир
    2010 г.
    Затерянный мир
    2010 г.
    Затерянный мир
    2011 г.
    Затерянный мир. Отравленный пояс. Когда Земля вскрикнула
    2011 г.
    Затерянный мир
    2012 г.
    Затерянный мир. Отравленный пояс. Когда Земля вскрикнула
    2012 г.
    Затерянный мир
    2013 г.
    Затерянный мир. Открытие Рафлза Хоу. Маракотова бездна
    2013 г.
    Затерянный мир
    2013 г.
    Затерянный мир
    2014 г.
    Затерянный мир
    2014 г.
    Затерянный мир
    2014 г.
    Затерянный мир
    2015 г.
    Сборник фантастики. Золотой фонд
    2015 г.
    Затерянный мир
    2015 г.
    Затерянный мир
    2015 г.
    Затерянный мир
    2016 г.
    Затерянный мир
    2017 г.
    Затерянный мир
    2017 г.
    Маракотова бездна
    2017 г.
    Затерянный мир
    2017 г.
    Затерянный мир
    2018 г.
    Удивительные приключения профессора Челленджера
    2018 г.
    Затерянный мир
    2018 г.
    Затерянный мир
    2018 г.
    Затерянный мир
    2018 г.
    Затерянный мир
    2018 г.
    Затерянный мир и другие удивительные приключения профессора Челленджера
    2018 г.
    Открытие Рафлза Хоу. Затерянный мир
    2018 г.
    Затерянный мир
    2019 г.
    Затерянный мир
    2019 г.
    Затерянный мир
    2020 г.
    Затерянный мир
    2020 г.
    Затерянный мир
    2021 г.
    Затерянный мир. Маракотова бездна
    2021 г.
    Затерянный мир
    2022 г.

    Периодика:

    Волны 1913 март № 5
    1913 г.
    Мир приключений 1913`6
    1913 г.
    Мир приключений 1913. Книга 11
    1913 г.
    Мир приключений 1913`7
    1913 г.
    Мир приключений 1913`9
    1913 г.
    Мир приключений 1913`8
    1913 г.
    Мир приключений 1913`10
    1913 г.
    Robur 5
    1985 г.
    (венгерский)
    Robur 6
    1985 г.
    (венгерский)
    Путеводная звезда. Школьное чтение 2006 № 4 (123)
    2006 г.

    Аудиокниги:

    Затерянный мир
    2006 г.
    Затерянный мир
    2006 г.
    Три великих путешествия
    2010 г.
    Затерянный мир
    2013 г.
    Затерянный мир
    2014 г.

    Издания на иностранных языках:

    Կորսյալ աշխարհ
    1957 г.
    (армянский)
    Ztraceny svet
    1971 г.
    (чешский)
    Un mondo perduto
    1991 г.
    (итальянский)
    Утрачений світ
    1994 г.
    (украинский)
    The Lost World
    1998 г.
    (английский)
    The Lost World
    2001 г.
    (английский)
    А. Конан Дойл. Незвіданий світ;В. Обручов. Земля Санникова
    2004 г.
    (украинский)
    Загублений світ
    2006 г.
    (украинский)
    Загублений світ. Маракотова безодня. Собака Баскервілів
    2006 г.
    (украинский)
    The Lost World
    2010 г.
    (английский)
    Затерянный мир. Рассказы о Шерлоке Холмсе / The Lost World. The Stories about Sherlock Holmes
    2012 г.
    (английский)
    Apemen!
    2013 г.
    (английский)
    Утрачений світ
    2016 г.
    (украинский)
    The Lost World
    2017 г.
    (английский)





    Доступность в электронном виде:

     


    Отзывы читателей

    Рейтинг отзыва



    Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
    –  [  37  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    Не знаю, как Вас, но меня всегда охватывает восхищение перед тем временем, когда послушать лекцию о научных открытиях и экспедициях было так же естественно, как для нас — сходить в кинотеатр. Когда образованные люди обсуждали между собой не мелкие сплетни, а последние научные достижения, научные труды расходились, как горячие пирожки, а не знать о последних открытиях — было верхом невежества и делом недостойным для настоящего джентльмена. Меня по-прежнему восхищают эти люди, готовые отправиться в неизвестность, навстречу опасностям, ради доказательства своей правоты.

    Поэтому и люблю я, по-прежнему, «Затерянный мир» — за эту всепоглощающую веру в возможности человека. Как в детстве, вновь переживаю это восхищение мужеством и упорством профессора Челленджера и его коллеги-оппонента Саммерли, жаждой приключений Мелоуна и Джона Рокстона, которые отправились в дальний путь не за золотом или драгоценностями — за знанием. Чтобы проплыть по Амазонке, пробираться через джунгли, отыскивать затерянное плато, окунуться в волшебный и неповторимый, чарующий и опасный мир древних чудовищ!

    При чтении этих великолепно написанных страниц, описаний чудес дальних стран, пикировок двух ученых рождалось в детстве мое увлечение наукой, учебой, чтением, оставшееся на всю жизнь и столько раз выручавшее в трудные минуты.

    «Вы должны пойти на подвиг потому, что иначе не можете, потому, что такова ваша природа, потому, что мужское начало в вас требует своего выражения!». Что еще можно сказать о человеке, который жаждет знаний, приключений и открытий? Поэтому, вперед: отыщите свой «Затерянный мир«!

    Оценка: 8
    –  [  10  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    Этот роман я не без основания считаю самым сильным фантастическим произведением Конан Дойля. Во-первых, у него интересный, хорошо продуманный сюжет приключенческого типа. Во-вторых, яркие, запоминающиеся своими неповторимыми чертами персонажи. В-третьих, актуальная вплоть до конца прошлого века тема — реконструкция доисторического мира реликтовых животных. В-четвертых, живой, образный язык, не отягощенный излишним описательством и занудными рассуждениями автора. И, наконец, в-пятых, доступность для всех возрасных категорий.

    Впервые я познакомился с этим масштабным произведением еще до школы. В 60-х годах прошлого века подобные книги были только в библиотеках, но зато существовал альтернативный способ ознакомиться с их содержимым — диафильмы. Диаскоп или диапроектор имела дома практически любая семья, где по-настоящему любили детей. Ну а сами диафильмы можно было купить в практически любом книжном киоске. Особо массовыми были серии о художниках, мировой истории и краткие пересказы наиболее известных литературных произведений. Но даже в таком сжатом варианте «Затерянный мир» вышел в двух частях (меня это особенно радовало: впереди было два полноценных вечера для просмотра). В первую очередь, издательский дом «Диафильм» старался донести до своих зрителей (90% из которых были школьники) дух оригинала, его эмоциональную атмосферу (жертвуя ради этого текстом). К иллюстрированию привлекались лучшие на то время художники, а над текстом работали целые коллективы писателей. Не удивительно, что у них порой получались маленькие шедевры. Я помню их все поименно: «Пестрая лента», «Призраки белого континента», «Девятая планета Тайи», «Приключения Робинзона Крузо» и «Затерянный мир». Говорят, детские впечатления самые яркие и запоминающиеся. Не буду спорить — это так. Но плохой рассказ мне бы точно не запомнился — я в этом тоже уверен. Так что роман определенно заслуживает вашего внимания.

    1. МИР. С тех пор, как существование доисторическиих животных было научно доказано и признано всем мировым сообществом (произошло это в первой трети XIX века), встал вопрос, как они выглядели в реальности. Реконструкция образа по костям и окаменелостям — дело нелегкое и неочевидное. Особенно тяжелой она была для археоптерикса и его потомков — птеродактилей. Крылья этих существ не сохранились и долгое время их считали обычными древолазами (из-за удлиненных пальцевых костей, которые на самом деле были основой кожистых летательных перепонок). Только в начале этого века палеонтологи пришли к выводу, что крылья у птеродактилей складывались не так, как у современных птиц, а наружу, как у породивших их тероподов (в крылья превратились их руки-лапы). Не менее долгим и сложным был процесс обретения истинного облика плезиозавров и тираннозавров: первых рисовали с необычайно длинной и гибкой шеей, а вторых — с огромными зубами и тяжелым хвостом-балансиром. Сегодня любой интересующийся школьник знает, что это не совсем так. С этой точки зрения динозавры Конан Дойля не соответствуют действительности (особенно — стегозавр). Но, несмотря на ошибочные посылки, писатель всё же смог создать на их основе необычайную картину первобытного мира, затерянного среди современных тропических джунглей, показать ее завораживающую красоту и уникальность. Пусть гигантская плотоядная жаба ни капельки не похожа на настоящего тираннозавра (это название появится только в 1905 году), а птеродактили летают, словно птицы (на самом деле они умели только планировать), впечатление от описанных в романе образов остается весьма приличное. По крайней мере, плезиозавра с игуанодоном точно не спутаешь! Впечатляет и сам затерянный мир — одиночная столовая гора в бассейне Ориноко, окруженная непроходимыми джунглями и болотами. Его физическая неприступность — лишнее подтверждение его чужеродности, анахронизма. Попасть туда можно лишь на машине времени. Затерянный мир динозавров — единственное фантастичное допущение в романе, всё остальное вполне реально. Даже на тысячелетиями изолированном материке Австралии не нашлось места доисторическим животным — чего уж говорить про Южную Америку, которая долгое время была соединена либо с Антарктидой, либо с Евразией! Конан Дойль просто не знал, что динозавров уничтожило не соперничество с другими видами, а всепланетная катастрофа, вызванная падением Чиксулубского астероида. Если б этого не случилось, динозавры вполне могли бы эволюционировать в разумную особь, как это описано в трилогии Гарри Гаррисона «Эдем».

    2. СЮЖЕТ. «Затерянный мир» написан в соответствии со всеми канонами приключенского романа. Собственно, так он и назывался в свое время. Фантастическим его назвали уже в следующем веке. По стилю он сильно напоминает аналогичные произведения Жюля Верна, слава которых сделала их настоящей классикой. Герои отправляются в малоисследованный регион нашей планеты, чтобы доказать или опровергнуть сенсационное открытие профессора Челленджера. По такой же схеме построены «Таинственный остров», «Дети капитана Гранта», «Вокруг света за 80 дней» и «Пять недель на воздушном шаре». Никто не называет их фантастикой, хотя все эти истории Жюль Верн выдумал из своей головы, не вставая с кушетки. Конан Дойль, вдобавок к этому, выдумал уцелевших динозавров и тем самым подлил масла в сюжет. Впрочем, справедливости ради, следует упомянуть более ранний роман Жюля Верна «Путешествие к центру Земли», в котором герои также сталкиваются с парой доисторических животных (ихтиозавром и плезиозавром). Но там это, скорее, исключение: все реликты прошлого уже давно вымерли, и их кости сплошь усеивают бесплодные равнины Внутренней Земли. Так что приоритет английского писателя остается незыблемым.

    3. ПЕРСОНАЖИ. Такого профессора вы еще не видели! Все люди науки у предыдущих писателей были умными, спокойными и неагрессивными. Они не бросались с кулаками доказывать свою правду и никогда не оскорбляли своих оппонентов. Профессор Челленджер как раз именно такой! Даже его имя происходит от глагола «to challenge» — бросать вызов. И он его бросает! Не какой-то отдельной личности, а всему миру — как известному (Европа), так и еще неизвестному (амазонская сельва). Это ученый-борец, человек-воин со своими правилами игры. Чужое мнение его мало интересует, но свое собственное он готов отстаивать с кулаками. Весьма колоритная фигура! Его антипод — профессор Саммерли. Недоверчивый педант с невозмутимым лицом. В экспедицию он попал исключительно благодаря своему непробивному упрямству: пока своими глазами не увижу — не поверю! В итоге набрался впечатлений и чуть было не погиб от руки человекообразной обезьяны. Эдакий ученый клоун из цирка-шапито под названием «Зоологический институт». Чем-то напоминает мне жюльверновского Паганеля. Профессиональный охотник Джон Рокстон, напротив, серьезен и опасен своими навыками. Убивать для него — как дышать. Из поездки в Амазонию он втайне мечтает привезти череп какого-либо динозавра. Его мечта сбывается... но ненадолго (прочитаете — поймете, почему). Он — самый практичный из четверых: единственный, кто обратил внимание на синюю глину асфальтовых гейзеров. Наконец, репортер Мэлоун. Можно сказать, в экспедицию он попал случайно: его девушка внушила ему мысль совершить какой-нибудь подвиг в ее честь. Собственно, именно с его слов мы и воспринимаем всю эту историю — он пишет отчет для своей редакции. Тем не менее, лишним в группе он не будет — дважды спасет всех от смерти. А его ночная прогулка по плато до озера — одна из самых запоминающихся сцен романа. Судя по концовке, на Амазонии его приключения не закончатся.

    Что же в итоге? Обязательный к чтению молодежью поучительный во всех отношениях роман, пусть уже устаревший и неточный в деталях, зато стимулирующий воображение и побуждающий к действию.

    ------------

    РЕЗЮМЕ: увлекательная история про двух ученых, чья принципиальность завела их на край света. Забавно читать, как обезьяны приняли Челленджера за своего.Такой профессор нигде не пропадет! Недаром автор написал продолжение его приключений — «Отравленный пояс» и «Маракотова бездна». Их тоже следует прочесть.

    Оценка: 9
    –  [  29  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    «Это еще не факт!» — профессор Джордж Эдуард Челленджер

    А моё знакомство с этой историей состоялось очень рано и началось оно не с книги или кино, но способ знакомства был родственен им обоим. Просто однажды отец зарядил в фильмоскоп новый диафильм. На этот раз это была не сказка, а нечто новое. Птеродактиля, изображённого на первом же кадре, было достаточно, чтобы приковать моё внимание...

    Книга была прочтена уже на следующий день, оставив после себя яркое, неизгладимое, нет скорее даже неистребимое впечатление. Удивительные приключения четырёх отважных британцев в дебрях Южной Америки прочно отпечатались в моей памяти. Тайна, путешествие, неведомые опасности, открытия и исследования, романтика непознанного, стремление к приключениям, хорошая доза юмора и даже госпожа ирония, бьющая в конце романа мешком по голове одного из героев — вот что такое этот роман. Оторваться от чтения никак не возможно — это книга такова, что попадая в руки, не позволит выпустить её из них, пока вы не дочитаете до последней точки и лишь тогда, под первые лучи рассвета можно будет устало опустить голову на подушку.

    Нельзя не отметить созданного автором профессора Челленджера, который наряду с Шерлоком Холмсом, с моей точки зрения является самым удачным его литературным героем. Человек-скала, энтузиаст науки, махина, которая пройдёт там, где другие повернут назад, личность с собственным мнением, которая не полезет за словом в карман, гений и добряк с большим сердцем. Учёные — частые гости на страницах книг, особенно в фантастике. Но превзойти масштабом личности и харизмой профессора Челленджера так никто и не сумел.

    С тех пор я обожаю книги про белые пятна на карте планеты и про криптозоологию и всё благодаря этому роману — королю обоих этих исчезающих поджанров и ничего не могу с собой поделать. На орбиту Земли выведены тысячи спутников, площадь, занимаемая джунглями Южной Америки и не только стремительно сокращаются под воздействием человека, учёные давно доказали абсурдность надежд на встречу с вымершими видами, а мне всё-таки хочется верить. До сих пор с интересом читаю про снежного человека, чудовище из шотландского озера Лох-Несс, конголезского Мокеле-Мбембе, Олгой-Хорхоя из пустыни Гоби и прочих. Разумом понимаешь, что аргументы скептиков практически несокрушимы, но надежда теплится. Впрочем, некоторый шанс ещё есть — на океанские глубины. Однажды они уже подарили миру сенсацию в виде целаканта, может однажды раскроют ещё одну из своих тайн?

    Оценка: 10
    –  [  11  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    Замечательный английский писатель Артур Конан Дойл известен не только как создатель Шерлока Холмса и автор прекрасных исторических романов – сэр Дойл был еще и первоклассным фантастом. В конце XIX века фантастика как самостоятельный жанр еще не существовала, она была соединена с приключенческой литературой, эталоном которой можно считать произведения Жюля Верна, Геберта Уэллса и некоторые вещи По. Дойл тоже попал в струю, в основном благодаря своему прорывному роману «Затерянный мир», хотя и написанному уже в начале XX века, в 1912 году, но продолжающему стилистические традиции Викторианства.

    Сейчас уже трудно представить себе фантастико-приключенческую литературу без удивительного путешествия профессора Челленджера на край мира. Буйная фантазия Дойла создала целый отдельный мир, первозданный кусочек доисторической эры с обитающими там динозаврами и обезьяноподобными дикарями. Даже в начале прошлого столетия земной шар был исследован не до конца – оставались неизвестными края Северного и Южного полюсов, некоторые отдаленные районы типа Полинезии или Южной Америки. Дойл решил сыграть на этом и сделал предположение о том, что в биосфере планеты возможны зоны, которые остаются не затронутыми глобальными изменениями. И там возможно сохранение доисторических видов растений и животных. Идея на первый взгляд фантастическая, но она подтверждается на практике: взять Австралию, единственный континент, где обитают кенгуру и некоторые другие уникальные животные.

    Далее, для путешествия требовалось создать отважного, неутомимого героя, который совмещал бы в себе черты первооткрывателя и ученого. И Дойл придумал Челленджера, большого оригинала, романтическую натуру, истинного покорителя природы, который не долго думая отправляется в затерянный мир, чтобы подтвердить свою гипотезу. Ах, этот дух приключений! Вот откуда тянутся корни Индианы Джонса, вот что взял за основу для написания своего романа Майкл Крайтон, вот где черпал вдохновение Спилберг со своим Парком Юрского периода. Каждый раз пересматривая этот цикл, мы должны помнить о дедушке Дойле и говорить ему спасибо.

    Интересно, как писатель рассказывает о тяге к путешествиям и человеческих отношениях. Прекрасно описано духовное изменение человека путешествием. Несколько закомплексованный ассистент профессора, журналист Мэлоун из-за поездки вынужден расстаться со своей невестой, которая откровенно им манипулирует, а когда возвращается, полный сил и уверенный в себе, его ждет неприятный сюрприз. Отношения проверяются расставанием, и Мэлоун понимает, что гонялся за химерой: девушка уже сделала свой выбор.

    И конечно же, динозавры – конек произведения. Загадочные древние ящеры, существа из другого, отделенного от нас миллионами лет истории мира, когда Земля была юной, девственно чистой и жизнь бурлила на планете во всем своем диком многообразии. Дойл с научной достоверностью, с подлинным мастерством описывает нам облик каждого ящера, так что они возникают перед глазами с пугающей правдоподобностью.

    «Затерянный мир» хорош всем и, прежде всего, непередаваемой атмосферой приключений, острым пряным запахом опасности и захватывающих тайн. Поэтому его можно рекомендовать всем категориям читателей.

    Путешествуйте сами, путешествуйте с лучшими авторами мировой литературы.

    Оценка: 10
    –  [  19  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    1912 год; лучшее о Холмсе (первые три романа и первые три сборника) издано, но кто сказал, что автор, сменив амплуа, не сможет вновь подняться к таким вершинам писательского мастерства? Тут мы имеем как раз такой пример.

    Изумительные герои. Совершенно дикий (даже по виду) Челленджер; постоянно скептический, но сильный духом, Саммерли; истинный охотник — какими мы их себе представляем — Рокстон; даже лохообразный Мелоун — все они попали в когорту героев, которые никогда не забываются.

    Повествование. Это какой-то алмаз (пусть и не вполне обработанный, но поражающий нас сиянием своих граней) — «Черепной указатель есть фактор постоянный» — и совершенно дикая драка Челленджера с Мелоуном; некое внутреннее «расследование», произведенное Челленджером — и объяснение оного Мелоуну (напоминает Холмса, надо сказать); «Это еще не факт!» — и словесная дуэль Челленджера с Саммерли, закончившаяся организацией экспедиции; «проверка» Мелоуна Джоном Рокстоном, выявившая его пригодность к экспедиции. Все просто отлично; все запоминается на раз, и уже не оставляет тебя никогда. Путешествие до плато Мепл-Уайта — раньше (в детстве) я считал этот отрывок скучным, но не сейчас. Если вчитаться — все выглядит исключительно интересно — ты, вместе с героями, движешься к неведомой тайне. Напряженный подъем на тепуи, завершившийся эпизодом, который враз делает приключение исключительно опасным. А — далее — и очень органичный юмор проявляется: Челленджер, Саммерли и первобытный клещ; Мелоун и человекообразная обезьяна; и совершенный перл — Челленджер и гориллоид!. А потом приходят Они — сначала неразличимые во мраке, но Могучие. Ужасные и Голодные; потом — уже явные и зримые; описанные вполне пристойно; на уровне познаний того времени. Не могу найти в повествовании ничего лишнего; совершенно ничего.

    Единственная претензия, которую я имею к оному роману — мне показалось, что отлично начав, с момента появления индейцев Конан Дойл как бы «скомкивает» повествование. Потом, правда, оно вновь выправляется. И отличные завершающие эпизоды — посрамление неверующих; обнаружение факта, что Мелоун — лох; и изумительное внезапное (но уместное) обогащение героев.

    Кто в детстве не мечтает о чем-то подобном? Это потом приходит понимание, что на дворе 21 век; что необследованных мест на Земле не осталось; что ты можещь, в течение максимум дней, попасть в любую точку такого огромного (ранее) мира, и связаться из этой точки с любым человеком, в любой точке Земли; что динозавры вымерли; и что вся Романтика Дальних Странствий ушла безвозвратно.

    Только читая и перечитывая такие романы можно вернуть себе Ощущение Необычайного; и впечатления детства. Это величайший дар Автора и величайшее наслаждение читателя.

    Только 10 баллов.

    Оценка: 10
    –  [  11  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    Для многих людей Артур Конан Дойл – в первую очередь автор историй о Шерлоке Холмсе. Что, в общем-то, неудивительно. Однако у меня совсем другой случай. Я познакомился с творчеством автора благодаря своей любви к динозаврам, и «Затерянный мир» как раз давал возможность взглянуть на этих существ, пускай и одним глазком.

    Итак, молодой журналист Мэлоун пытается взять интервью у профессора Челленджера, но сперва терпит фиаско, а затем все-таки завоевывает расположение профессора. Далее Мэлоун вместе с Челленджером отправляются в экспедицию по джунглям Южной Америки, где они обнаруживают ранее неизведанное плато, а заодно и то, что обычно красуется на обложках книг с этим романом – динозавров.

    Перечитывая роман сейчас, я уже не испытывал того детского трепета от встречи с гигантскими ящерами, как двадцать лет назад. Все-таки после «Затерянного мира» были и «Парк Юрского периода» (как книга, так и экранизация), «Охотники за динозаврами» А. Шалимова, трилогия фильмов «Карнозавр», да и много чего еще, что демонстрировало динозавров гораздо ярче и впечатляюще. Но чего у книги не отнимешь, так это отличной атмосферы приключенческого романа. «Затерянный мир» — по-настоящему уютная и буквально пропитанная жаждой открытий история. Она до сих пор вдохновляет, ее приятно перечитывать хмурыми осенними вечерами, и это самое главное.

    Интересное наблюдение: сюжетная основа «Затерянного мира» стала настолько популярна, что ее вариации легко можно встретить как в фантастике, так и в хоррорах. Хотя, на сегодняшний день подобный ход воспринимается как клише и уже не особо поражает воображение. Тем не менее, вклад Дойля в развитие жанра, на мой взгляд, вполне очевиден.

    «Затерянный мир», несмотря на свои многочисленные обложки, — это книга не о динозаврах. Она о людях, способных бросить все и отправиться на встречу неизведанному, опасному и чертовски увлекательному.

    Оценка: 8
    –  [  8  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    Продолжаю восполнять пробелы классики, которая меня обошла в юности. Конечно, в старшем возрасте это произведение уже не настолько поражает воображение и захватывает, как могло бы когда-то. Но всё равно оно достаточно читабельное и я даже колебался не поставить ли оценку ещё на бал выше, в счёт первооткрывателя жанрового направления, но подумав оставил текущие 8 баллов — именно во столько я и оцениваю полученное удовольствие от чтения.

    В детстве как-то остальное творчество автора, кроме знаменитого Шерлока Холмса, меня обошло. Теперь же, при чтении, я с удивлением заметил знакомый сюжет — это же Плутония и Земля Санникова советского писателя Обручева! Последняя так и вообще почти полностью, даже сражения между племенем первобытных онкилонов и ещё более первобытными людьми присутствует.

    При этом, даже не касаясь темы плагиата, Дойль мне понравился существенно больше. Как уже заметили, автор описывает свой сюжет согласно царившим тогда нравам, по типу хищнического отношения к природе и не так давно отменённого рабства. Но в этом он не перегибает палку и его героям симпатизируешь, в отличии от обоих произведений Санникова. Когда компания весьма харизматического профессора Челинджера берётся за оружие, то лишь для пропитания или защиты. И даже эпизод со сражением с человекообразными обезьянами сводится к защите себя и себеподобных — местного племени индейцев. А у критиков этого сражения, хотел бы спросить: попади они во владения даже не обезьян, а вполне себе людей, просто какого-то дикого каннибальского племени на «затерянном неком гипотетическом современном плато», и став свидетелями сцены поедания местных же земледельческих аборигенов, не захотели бы они вмешаться, будучи вооружёнными современным оружием? А вот герои Санникова, те реально палили во всё что движется, по принципу, а вот язык этого животного мы ещё не пробовали. Да и к сопровождавшим экспедицию индейцам и неграм я тоже не заметил особого пренебрежения.

    Хотя, конечно, сказка ещё та:), взять хотя бы летающих птеродактилей, не ограниченных отвесными утёсами, что мешало им расселяться по округе?..

    Оценка: 8
    –  [  14  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    «Не замечал ли я и раньше признаков черствости в натуре этой женщины? Не чувствовал ли, с гордостью повинуясь ее велению, что немногого стоит та любовь, которая шлет человека на верную смерть или заставляет его рисковать жизнью? Не боролся ли с вечно возвращавшейся ко мне мыслью, что в этой женщине прекрасен лишь облик, что душу ее омрачает тень себялюбия и непостоянства? Почему она так пленялась всем героическим? Не потому ли, что свершение благородного поступка могло отразиться и на ней без всяких усилий, без всяких жертв с ее стороны?»

    Роман читается на одном дыхании. Благодаря мастерству Дойла, буквально с пары слов сразу же забываешься и попадаешь в тот мир, придуманный автором. От реальности остаются только твои руки и пальцы перелистывающие страницы, да глаза читающие строки.

    Если не бегать строго по сюжету, то все начинается с того, что четверо отважных мужчин направляются в неизведанную ранее человеком территорию в Южной Америке дабы доказать или опровергнуть теорию о жизни на ней доисторических существ. Кто-то влечен научными интересами, и хочет показать всему миру величественный интеллект. Кто-то желает оспорить этот вздор, и доказать всем раз и навсегда, что его оппонент всего лишь выскочка и ничего не стоит. Кто-то из-за жажды приключений. А кто-то из-за любви. Но все они собрались вместе для одной цели — отправиться с незнакомыми, или малознакомыми, людьми на другой материк в неизведанную доселе страну, и провести бок о бок незабываемый уикенд)

    Сказать, что мне очень понравился роман нельзя. Но и сказать, что не понравился — тоже нельзя. Вполне интересный. Хлопнул пару раз глазами и уже прочитал его. Манера повествования от лица молодого журналиста Мелоуна очень проста и непринужденна. Нет затянутых сцен или множества «воды» в речах.

    Все происходящее настолько красочно и мастерски описывается, что ты ни на секунду не сомневаешься в правдивости этого повествования (в какие-то моменты мне действительно казалось, что это записки журналиста и все это реальная история), и видишь все собственными глазами в своем воображении. Настолько все детально, ярко и четко написано. Пожалуй, один из немногих приключенческих романов (хоть это и фантастика) которые хотелось бы перечитать.

    Эти манеры Англии 20-го века, этот их стиль общения, одежды и прочее прочее. Каждая мелочь в романе восхитительная. И каждой мелочи уделено должное внимание, чтобы из этих мелочей собирался определенный пазл, а не ляп.

    В общем, получился не отзыв, а какой-то набор слов)))

    Всем приятного и увлекательного чтения.

    Оценка: 9
    –  [  11  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    Читал в далеком детстве. Читал с удовольствием. Но в памяти не осталось практически ничего, кроме факта, что были там какие-то динозавры и финальную сцену на заседании, где главные герои пытались доказать свою правоту.

    С удовольствие перечитал. Книгу вполне можно читать во взрослом возрасте в 21 веке.

    В целом очень понравилось. Вполне актуально и интересно читается.

    Любовная линия, хоть и не очень яркая, но вполне важная. В конце концов именно из-за каприза потенциальной невесты молодой человек отправляется в опасное путешествие, за что девушке как видно можно сказать спасибо. Мэлоуном оказывается очень даже отважным путешественником. И наверное ему повезло, что прежде чем осесть дома он попал в мир приключений.

    История динамичная и не держится вокруг одного центрального события. Интересно читать и про поиски главным героем приключений на свою голову, и расследование, про Челенджера и путешествие по Амазонке с индейцами и неграми и психология отношений с ними и внутри экспедиции.

    Как рассказчик Мэлоуном вызывает уважение. Себя он не очень обижает, но о своих спутниках пишет ещё с большим уважением и восхищением. Да и о спутниках как неграх так и индейцах пишет вполне уважительно. Не чувствуется презрения и к диким племенам как людей, так и обезьянам.

    Есть там странный момент, когда Мэлоуном уходит на разведку и снимает защиту лагеря, убирая камни. В результате после возвращения, он обнаруживает разгромленный лагерь. И напрашивается мысль, что главный герой, является виновником гибели экспедиции. Но угрызения совести и сама такая мысль у Мэлоуна не возникла, правда впоследствии выяснилось, что он не виноват.

    Профессор Челленжер получился очень колоритным. Иногда создавалось ощущение, что он специально играет и создает такой образ. Ибо заурядностей многих, а таких как он мало. Его способ присоединиться к экспедиции особенно это подтверждает.

    В книге много зоологических и антропологических подробностей.Возможно эту часть было бы интересно читать вместе с справочниками как нынешними, так и начала прошлого века.

    Как дилетанта очень смутило большое количество хищников на маленьком плато. Сразу вспоминается, что главное возражение, против существования Лохнесского чудовища, является невозможность прокормиться, тем количество биомассы, что находится в озере. И конечно зоологов и охотников этот вопрос должен был смутить. Однако, их смущали совсем другие вопросы.

    Конан Дойл хорошо вёл историю на повышение. Если вначале встречаются, только птеродактили, то в дальнейшем попадаются как всевозможные динозавры, так и первобытные племена людей и обезьян. Мало того маленькая экспедиция ещё и выступает в роли прогрессоров выбрав сторону в конфликте двух разумных рас.

    Оценка: 9
    –  [  4  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    Самый известный научно-фантастический роман классика. И точно самый качественный в серии про профессора Челленджера. Если «Отравленный пояс» ещё неплох, то последняя часть, увы, сильно слабее.

    Что касается «Затерянного мира» — это отличный приключенческий роман, фантастический элемент добавлен сюда чтобы сделать эти самые приключения ещё более невероятными и чтобы дать возможность героям раскрыться ещё больше.

    Отличная книга, которая с годами не теряет своего шарма!

    Оценка: 9
    –  [  5  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    Да, это очень похоже на Жюля Верна. Но гораздо менее возвышенно и романтично. Без придыхания. Но это как раз и хорошо, ибо позволяет не отвлекаться на... эээ... несвоевременные и неуместные эмоции. Приключенческое чтиво — должно увлекать, что называется, «ровно», без дёрганного ритма и неспецифических реакций подсознания.

    У родителей была полная подписка Конан Дойля (как и Герберта Уэллса, Ярослава Гашека, Макаренко, Дюма и т.п.). Так называемая «макулатурная подписка». Посему советское детство выдалось супер-пупер-читабельным. Один минус: таковую классику редко тянет перечитывать заново — ныне полным-полно иных литературных соблазнов.

    Но... вот ТАКИЕ «перлы» — они вполне достойны, периодически. Хотя в этот раз — не читал, а слушал. И что я тебе скажу, уважаемый потенциальный читатель: это шедевральная книжка, неповторимая и легендарная, на все времена. Ежели ещё не сподобился — не сомневайся, разочарование тебя не постигнет

    Оценка: 8
    –  [  11  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    Не люблю детективы, а посему знакомство с творчеством Артура Конана Дойла решил начать с его самого известного (после цикла о Шерлоке Холмсе, разумеется) произведения. И получил огромное удовольствие.

    Прежде всего, хочется отметить талант автора как рассказчика. Его детальные и очень образные описания просто встраивались в голову, фактически оставляя без работы воображение. Они помогали как можно лучше представить и главных героев, и события, и собственно саму землю Мепль-Уайта с её обитателями. Отдельно стоит выделить героев романа. Они настоящие, яркие, харизматичные и вовсе не обязательно вызывающие симпатию (как в случае профессора Челленджера). Но не восхищаться ими невозможно. У героев романа есть чему поучиться: честности, отваге, хладнокровию, взаимовыручке, благородству, преданности делу и так далее.

    Конечно, тема динозавров — практически беспроигрышный вариант привлечения внимания к произведению. И в руках мастера эта тема способна превратить заурядную «бродилку» в настоящую классику приключенческой литературы. К автору при желании можно придраться по части научности, хотя по некоторым вопросам он (в лице своих героев) демонстрирует безупречную осведомлённость и энциклопедичность знаний. Но автор делает упор вовсе не на доказательство существования динозавров в наше время (хотя на этом и построен сюжет), а на впечатления и приключения героев. И таким образом раскрывает персонажей, показывая их с разных сторон. В конце концов, роман написан в форме дневника-отчёта — и это тоже удачный ход.

    Несомненным достоинством книги является юмор. Его немного, совсем чуть-чуть, но он всегда уместен и безупречен.

    После прочтения «Затерянного мира» я узнал, что некоторое время Артур Конан Дойл был самым высокооплачиваемым писателем в мире. И, видимо, справедливо. Если его произведения до сих пор вызывают чистый восторг у читателей (уже искушённых, коих сложно удивить), то представляю, какой фурор они вызывали в годы их написания. Иначе говоря — читайте «Затерянный мир». Это очень увлекательная книга. Классика жанра!

    Оценка: 10
    –  [  12  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    В произведениях такого типа всегда есть опасность, что главные герои окажутся только приложением к динозаврам и прочим обитателям открытого ими мира. Именно это, как мне кажется, губило все экранизации этого романа, которые очень часто зачем-то далеко отходили от оригинала. И зря. Ведь с героями тут полный порядок, возможно, даже больший, чем с приключениями.

    Могучий харизматик Челленджер, после знакомства с которым слово «профессор» больше никогда не будет ассоциироваться с благообразным старичком. Скептик Саммерли, который потом благородно признает свою ошибку и не видит в этом ничего зазорного. Классический искатель приключений Рокстон. Несколько наивный и мечтающий прославиться журналист Мелоун, пустившийся в путешествие, чтобы завоевать сердце девушки Глэдис. Все они получились характерными и живыми, за ними было интересно наблюдать и без всяких динозавров. И именно благодаря им роман остается интересным даже через век после выхода в свет.

    Оценка: 9
    –  [  16  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    Полагаю, эта книга осталась и останется лучшей повестью об исчезнувших мирах. Все последующие книги и фильмы на эту тему, тем более экранизации самого «Затерянного мира», не идут с ним ни в какое сравнение. Пусть такого плато на Земле нет и быть не может. Пусть теперь считается, что игуанодоны передвигались на четырёх ногах, а стегозавры пытались подняться на две. Мне трудно вообразить двуногого стегозавра, но специалистам виднее. Всё равно первое и самое впечатляющее знакомство с исчезнувшим миром чаще всего происходит по книге Конан Дойла.

    «Затерянный мир» — своего рода образцовая приключенческая повесть. Сюжет держит от начала до конца, с каждой главой захватывая всё больше. Нет побочных линий, способных отвлечь внимание. Нет пространных научных или околонаучных комментариев, которые всё равно бы устарели через несколько лет. Вместо этого яркие, очень рельефные картины происходящего, создающие почти кинематографический эффект. Лёгкий ясный язык. Своеобразные герои, навсегда западающие в память. И всё повествование сопровождается лёгкой доброй улыбкой.

    И ещё один секрет автора, может быть, самый главный. Он любил людей. Ну что может получиться, если соберутся вместе самодур, педант, авантюрист и журналюга? У сэра Артура получилась одна из самых симпатичных компаний во всей приключенческой литературе.

    Оценка: 10
    –  [  4  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    Шикарная книга! После прочтения подобных произведений остается только удивляться как такие авторы как Герберт Уэллс и Артур Конан Дойл придумывали свои истории на рубеже 19-го и 20-го веков, имея в качестве вдохновения только книги и безудержное воображение. Правда, стоит отметить, что в те времена поле фантастики было перепахано гораздо меньше, чем сейчас.

    В книге нет ничего лишнего, нет «воды», небольшая подводка с описанием истории и внедрением колоритных персонажей, и герои сразу же отправляют в путь. В своем приключении они встречают множество явлений, которым их глаза не перестают дивиться, вместе с глазами читателя.

    Оценка: 10


    Написать отзыв:
    Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




    ⇑ Наверх