fantlab ru

Стивен Кинг «Роза Марена»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.53
Оценок:
1483
Моя оценка:
-

подробнее

Роза Марена

Rose Madder

Другие названия: Мареновая Роза; Капля крови

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 89
Аннотация:

Четырнадцать лет Рози Даниэльс была замужем за тираном-полицейским. В один прекрасный день она решила — хватит. Но муж считал иначе: как охотник травит добычу, так и он преследовал ее, мало-помалу сходя с ума от ненависти. И тогда Рози, спасая свою жизнь, ушла в воображаемый мир, где стала совсем другой женщиной — Розой Мареной. А погоня продолжалась...

С этим произведением связаны термины:

Похожие произведения:

 

 


Капля крови
1996 г.
Мареновая Роза
1996 г.
Мареновая роза
1996 г.
Роза Марена
1997 г.
Роза Марена. Том 1
2000 г.
Роза Марена. Том 2
2000 г.
Роза Марена
2001 г.
Роза Марена
2003 г.
Роза Марена
2005 г.
Роза Марена
2006 г.
Роза Марена
2008 г.
Роза Марена
2008 г.
Роза Марена
2015 г.
Роза Марена
2015 г.
Роза Марена
2017 г.
Роза Марена
2019 г.
Роза Марена
2023 г.

Издания на иностранных языках:

Rose Madder
2007 г.
(английский)
Rose Madder
2018 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  31  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Роза Марена» стоит у меня на самом первом месте, это очень личный для меня роман. Как всегда Кинг наделяет своих героинь демонами и ангелами, в данном случае в подсознании Розы живёт «Послушная-Разумная» благодаря которой Роза бы давно погибла, но она отмахивается от неё как от назойливой мухи, но эта муха на протяжении всей книги будет ей всячески портить ей жизнь и пугать, когда опасности по сути-то и нет, ни на секунду не отпуская её, даже когда Роза получив работу начитывать книги, и сидя в кафе за чашечкой чая, предвкушая поездку с Биллом и праздник устраиваемый «Дочерьми и сёстрами», «Послушная-Разумная» будет ей дамокловым мечом в голове стучать «А Норман уже близко»...Я люблю когда Кинг использует такой приём и вводит такого незримого героя, как в «Игре Джералда» это подруга Джесси, Рут, в «Нужных вещах» у Полли это тётя Эвелин, в «Истории Лизи» это её покойный муж.

Это очень тонкий, психологический роман с хорошей долей мистики. И как всегда ПРЕКРАСНО законченный! Огромная проблема всех нынешней литературы данного жанра (мистика/ужасы/триллер) они почти все не закончены. А Кинг прекрасно умеет поставить точку в НУЖНОМ месте. Чтобы читатель ещё ни раз прикоснулся к его роману. К примеру мало хорошего конца (как «Розе» или в «Игре Джералда») надо показать КАК ещё с этим героиня жила, как переносит все тяготы пережитого, и только тогда когда она примет себя, всех своих демонов и ангелов, он может полностью освободиться, восстановиться и начать ЖИТЬ. «Легко быть рабом, трудней всего быть свободным»(с)

Спасибо мистер Кинг!

10 баллов.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это еще один хороший роман, в котором Кинг исследует насилие. И точно так же как и «Долорес Клейборн» это роман о эмансипации, в исконном значении этого слова, освобождении раба от власти своего господина. Эта история напомнила мне один из самых неэтичных экспериментов — сидящую в клетке собаку били током в произвольные моменты, неважно вела себя собака хорошо или плохо, спала или бодрствовала, пыталась выбраться или сидела неподвижно. Бедное животное никаким образом не могло избежать неотвратимой боли. И когда собаку, наконец, отпустили, она никуда из клетки не ушла – она смирилась.

В начале истории мы наблюдаем, как последовательно Норман отсекает от Розы всех кто мог бы ей помочь, потом он навязывает ей мысль, что она никчемная и не способна жить без него, и наконец, лишает ее последнего, казалось бы, неотчуждаемого права – права управлять собственным телом. Первые сцены романа, где Норман избивает Розу, настолько сильно написаны, что буквально чувствуешь, как сводит живот от боли и страха. Это и есть, на мой взгляд, самый пугающий кошмар, который удалось изобразить Стивену Кингу.

Последующие превращение Розы из дрожащего загнанного зверя в человека занимает гораздо больше времени. И проходя вместе с Розой каждый маленький шаг к освобождению, искренне радуешься. Но в тоже время и боишься, потому что это ее счастье такое хрупкое и так легко может быть разрушено. И ты чувствуешь паранойю охватывающую Розу, ощущение свинцового взгляда в спину, которое мастерски передает Кинг, все время хочется обернуться, посмотреть, не притаился ли где-то там Норман.

Весь роман подводит нас к неизбежности развязки – финальной окончательной битвы с чудовищем, без которой окончательное освобождение невозможно. Кинг описал это противостояние в нехарактерной для себя символичной манере.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Сражение в лабиринте подсознания с Норманом-Минотавром, как олицетворением доведенной до максимы маскулинности. Естественно, что победить в такой борьбе возможно только приняв в себя другую психологическую крайность – феминность, выраженную в бешеной потребности защищать свое потомство. В результате получилась эдакая битва хтонических чудовищ – Настоящего Мужчины и Настоящей Женщины.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Помнить о Древе

На самом деле, я Рози,

Я Рози настоящая.

Советую запомнить это.

Со мною шутки плохи.

Она в моей топовой тройке кинговых романов, которая выглядит, как: «Талисман», «Мареновая Роза», «Колдун и Кристалл». Именно под этим заглавием, с репродукцией Дали на обложке и в переводе Олега Рудавина. Говорю об этом, потому что как-то случилось, что мою зачитали (слово из старых времен, нынче уже надо объяснять: это когда у тебя брали книгу почитать, да так и не возвращали, а ты не могла вспомнить, кому давала или по деликатности стеснялась стребовать).

Так вот, мою зачитали, а хотелось вернуться, купила «Розу Марену» не то в Сарновском, не то в Покидаевском переводе и то была совсем другая книга, может и не хуже, но не та, не смогла читать, пока не нашла в букинисте точь такую, как прежняя моя. Было важно иметь этот роман и время от времени перечитывать его.

Ничего личного, о самоотождествлении с героиней в части чудовищного брака не может идти и речи. Не скажу того же о картине. Понимаете, о чем я: сначала ты бежишь из мучительных, неправильных, не своих отношений. Куда угодно, неважно куда. Но потом, оставив их позади и зализав раны, нужно найти, к чему стремиться: вот река и женщина на холме, она горда, сильна, независима, она держит свою жизнь в своих руках и никому не позволит дурно с собой обращаться — буду как она!

Дальнейшие события, впрочем, покажут, что гордость, независимость и умение самостоятельно распоряжаться своей жизнью вовсе не так обаятельны в непосредственном общении, как при взгляде издалека. А носители этих качеств могут быть не менее опасными, чем давно знакомый психопат и садист. Но в одном ты не ошибалась: шагнув сюда, попадаешь в иной мир, пусть глубоко чуждый, неуютный, полный опасностей, но в тот, где платят. И за выполненную с риском для жизни тяжелую работу, эта опасная женщина заплатит тебе.

Вопрос, снесешь ли плату? Стивен Кинг оттого и гениален, что не просто блестящий рассказчик, умеющий напугать, растрогать, насмешить (нечасто,но случается); не только создатель безупречно прописанных миров и героев, которым безусловно веришь. Даже не тем, что посвятил лиру заботе о малых мира сего, кто сам за себя сказать не умеет, и добился серьезных изменений в отношении общества к домашнему насилию, защиты и социальных гарантий для них.

Кинг удивительно хорош со временем, предусматривая развитие событий в перспективе. Он никогда не бросает героев наедине с открытым финалом, даже просто с хэппи-эндом, непременно рассказывая, как произошедшее отразятся на дальнейшей жизни. Модная нынче тема травмы, в его романах была естественной прежде всякой актуальности. Ты попробовала быть жестокой однажды, дала демонам ярости войти в себя Будь готова, к тому, что избавиться от них будет не так просто, а контролировать собственную склонность к агрессии станет все труднее.

Так а о чем все-таки книга? Ну, в двух словах, молодая женщина, вышедшая замуж совсем юной, а вскоре потерявшая в результате аварии всю семью, остается наедине с мужем, садистом и психопатом. Заперев ее на роли домохозяйки и ограничив все контакты с миром, он полностью подавляет ее волю, избивая за малейшую провинность — за то, что сам считает провинностью. Одновременно внушая, что все полицейские братья, кто осмелится пойти против одного из них, будет жестоко наказан (он офицер полиции, знаете ли).

Кошмар этого брака продолжается четырнадцать лет. Пока одна единственная капля крови на наволочке — у нее иногда идет носом кровь от постоянных побоев и весь комплект белья нужно тотчас переменить, потому что если Норман увидит кровь, он изобьет ее, и если поменять только наволочку — он изобьет ее за лень и нерадивость. А чистого комплекта, как на грех, нет. И тогда она думает: что, если в следующий раз или через неделю, через месяц, год, он ударит недостаточно сильно, чтобы убить, но достаточно — чтобы покалечить. И Рози встает, и уходит, прихватив кредитную карточку мужа, с которой снимет только триста долларов, на автобусный билет в далекий город, где у нее никого нет.

Она встретит там людей, которые дадут на первое время приют и помогут с работой. А зайдя в ломбард, чтобы заложить обручальное кольцо (с бриллиантом, стоимостью почти как бьюик — так говорил Норман, оказавшееся дешевеньким дутышем с фианитом. Кто бы сомневался!) Зайдя в ломбард, меняет символ своего несчастного брака на картину, которая словно бы позвала ее. На картине, спиной к зрителю, женщина в алой (мареновой) тоге с белой косой, сильная, гордая и независимая.

А дальше все начнется. Потрясающая книга. и да, в ней было первое упоминание об аудиокнигах, с которым я вообще встретилась в жизни, еще не зная, что спустя четверть века, они станут более привычной реалией моей жизни, чем бумажные.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сколько я читаю книги Кинга, столько же не понимаю, почему его все зовут королём ужасов? Книги у него хороши, шикарные, интересные, захватывающие. Но страшные? Нет. Ни разу я не испытывала страха читая его книги. Ни разу. Напряжение — да, но не страх. Может я такая странная, а с жанром в котором пишет Стивен Кинг все хорошо? От фильмов в этом жанре я с ума схожу от страха, бывает прячусь под одеяло после их просмотра. А от книг Кинга нет.

«Роза Марена» потрясающая книга. Я за половину дня её прочитала и почему-то больше всего в книге мне понравился Пролог. Он такой насыщенный, напряжённый, весь такой красочный и вызвал бурю чувств: ненависть к Норману, жалость к Рози и я мгновенно оказалась в её шкуре, будто перенеслась из своего дома в её дом и тело. Автор потрясающе передал атмосферу, автор хорошо поддерживал её на протяжении всей книги.

Конец книги удивил, я ожидала море крови, ну или хотя бы слез. Хороший конец, я довольна им.

Спасибо предыдущему комментатору: я увидела ваш комментарий и он меня подтолкнул к тому, чтобы я прочитала эту книгу.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из самых мощных и выверенных по сюжету книг Кинга, по внутреннней драматургии — лучшая, ИМХО. Перечитываю неоднократно и в русском, и в английском варианте — шикарно. Прекрасная работа.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга страшна не монстрами, а реальными людьми, порой хуже монстров. Мрачно и сильно. Одна из любимых книг, перечитывала несколько раз с удовольствием.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличная книга. Постоянно держит в напряжении. Одно из моих любимейших произведений Кинга

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Такие понятия как «мистика», «ужасы» и «Стивен Кинг» — неразделимы. Кинг не будет Кингом, если попытается испугать читателя каким-нибудь жутким монстром (хотя наша жизнь сама по себе, еще тот монстр) или напустить туман непроницаемой, пробирающей до костей, мистики. Хотя встречаются романы, где все вокруг да около этого, но без оных, как таковые и они получаются у мистера Кинга превосходно. И не всегда «мистическая гайка», закрученная на стержень фабулы романы, постепенно, на протяжении трехсот-четырех страниц (как правило) раскручиваемая автором, чтобы в кульминационный момент раскрутиться до конца, расставить все акценты повествования по местам, идет на пользу книге. И «Роза Марена», по-моему, отличный тому пример.

Тут дядюшка Стивен переборщил. Роман вышел интересный, но… В первую очередь он был интересен как отличный психологический… триллер, пожалуй, это наиболее верное жанровое определение романа. Но этот мистический элемент… Он вызвал много вопросов…И немножко смазал впечатление. Так «разделаться» с потрясным Норманом Дэниелсом! Он заслуживал иного наказания, все-таки… И точку в его истории должен был поставить другой человек. Сумел бы Стивен Кинг показать нас сильный финал – не знаю, поскольку в кульминации своих книг он чаще мажет, чем попадает; исключений совсем немного.

Но даже, несмотря на такой поворот сюжета снизить балл не могу. Тогда (в 2017 году) мое знакомство с автором только начиналось, и не каждая книга производила на меня сильно впечатление («Сияние» прошло мимо), а «Роза Марена» даже, несмотря на свою некоторую неоднозначность, впечатление произвела. И спустя три года я перечитал ее с огромным удовольствием. Как ни крути, но это показатель силы романа, пусть и с недочетами, которые иным могут показаться существенными.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Осилил. кое-как осилил. Как-то все затянуто, а конец, как всегда, скомкан и испорчен. Имхо, одна из характерных черт Кинга, испорченный конец книги. Пожалуй, кроме «Темной Башни». Автор медленно-медленно пишет — пишет старается, описывает всё в мельчайших подробностях, а потом, БАЦ, за две страницы до конца как все понеслось и все как-бы конец...

А сюжет у книги шикарный, особенно мистическая составляющая. У же не в первый раз картины занимают одно из главных мест в книге. Вокруг них строится вся интрига.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

очень и очень сильная книга!с нее у меня началась любовь к этому автору...

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга не для слабонервных...много насилия и жесткости...Вторая часть романа напоминает мифологию..Очень понравилось!

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Многие годы был самым обожаемым у Кинга! Сколько народу я заразила этим романом))) Перебил первенство 11/22/63.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читала в двух частях....всё понравилось. Автор заставляет нас сопереживать главное героине и с ненавистью относиться к её мужу. Книга в большинстве своём больше может понравиться женской аудитории....хотя в ней есть мерзкие и жуткие моменты не оставляющие равнодушными даже мужчин.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Насколько я помню (читала лет 5-6-7 назад, собсно как и все произведения Кинга) мне понравилось:biggrin:

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

֍ КОНЧЕНЫЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ, или БЕЗУМИЕ, ПОМНОЖЕННОЕ НА УМЕНИЕ И ОДЕРЖИМОСТЬ ֍

«Если бы Норман узнал, почему Рози ушла и что ее подтолкнуло на этот шаг (другими словами, если бы он узнал про пятнышко крови на простыне), он бы, наверное, успокоился. Или, наоборот, еще больше взбесился.»

(Стивен Кинг. «Роза Марена». 1995)

«Норми, ты сошел с ума, проговорил теперь этот спокойный, отчетливый голос. Ты конченый псих, по всем признакам и стандартам. И ты сам это знаешь, правда?»

(Стивен Кинг. «Роза Марена». 1995)

Почему автор не любил свой роман «Роза Марена», называя его «закостенелым»? Несмотря на это, он принимался по книге писать сценарий для фильма. Фильма, который хотели снять, да так и не сняли.

Объём «Розы» – не маленький. И заполнять его нужно было не только содержанием и развитием темы. Когда читаешь многостраничное произведение, написанное хорошо, бывает так, что сам сюжет находится где-то рядом, а ты с не меньшим увлечением следишь за мыслями автора, его подачей … себя на страницах романа.

В этом, по крайней мере, нет никакой закостенелости: всё живо, образно, подвижно … Искусство написания книги – вечно. Книга «застывает» лишь на время, пока кто-то снова не возьмёт её в руки и не примется читать.

Тема домашнего насилия – незатихающая боль, поэтому роман актуален. Читать – интересно. Тем более, – Кинга, который над текстом работает усердно, вкладывая в него душу: не халтура – мастерство. Даже, если тебе уже известен сюжет. Всё равно – интересно! А вот анализировать и делать выводы об идее будем потом: после прочтения. Если захочется … Иногда просто достаточно погружения в роман и всё …

***

Своё знакомство с Кингом у меня началось с его мега эпопеи «Тёмная Башня». Так угодно было провидению. Кстати, и здесь, в «Розе Марене», Провидению отводится не второстепенная роль. Провидение – это важно. Это – судьба. Это больше, чем судьба. Это – ка. Поэтому многое мне было понятно из того, о чём пишет Кинг: и «дикая роза на заросшем сорняками пустыре», и аллюзия на Срединный мир, который проник в эту книгу, и ка …

«… ка – это колесо, которое вращает мир, и всякий мужчина и всякая женщина, попытавшиеся воспротивиться и остановить его, попадут под его сокрушающий обод.»

Уж так водится во Вселенной Стивена Кинга: его романы очень часто переплетаются, или, хотя бы, соприкасаются. «Роза Марена» соприкасается с «Тёмной Башней». Для меня, например, это что-то вроде дополнительного бонуса: приятно чувствовать свою причастность (читательскую) к чему-то огромному, в котором и для меня, скромного читателя, находится уголок …

***

Мистическая составляющая в романах Кинга, на мой взгляд, настолько органично вплетается в реалистичное повествование, что уже и мистику воспринимаешь, как нечто реальное, действительно, по-настоящему происходящее. В этом магическое притяжение очень большой части Вселенной Стивена Кинга. Роман «Мареновая роза» («Роза Марена») как раз из числа таких.

Здесь всё по-настоящему. Правда, с некоторой долей преувеличения – гротеска. Там, где есть место для мистики, для гротеска тоже место найдётся, потому что это всё работает на усиление эмоциональности. Если попадаешь в эту магическую петлю, держать она будет до самого финала, не ослабевая напряжения.

«Роза Марена» – это роман о женщинах. Кроме главной героини, попавшей в рабство к сумасшедшему мужу-полицейскому, – Рози Макклендон, ещё много второстепенных женских образов, играющих совсем не второстепенную роль.

Но главное не в этом. У меня ни разу не возникло ни капельки сомнения, ни чуточки фальши, которую мог бы допустить автор-мужчина, пишущий о женщинах! Кинг не только точно передаёт эмоции психопата-садиста Нормана Дэниэльса (мужской взгляд подобного типа людей на женщин), но и весьма достоверно рисует женскую психологию, женские взгляды на жизнь, женские мотивы поведения, ничуть не отрывая их от общечеловеческих. Забываешь, что пишет мужчина!

640 страниц текста. Но это уже 29-й по счёту роман Кинга. Помню, в первых его книгах я, бывало, изнывала от затянутости. Но только не здесь. Да, «кирпичик» нормальный. Но не хотелось, чтобы он поскорее закончился. Это дорогого стоит: мне интересно было всё. При том, что длинных и нудных описаний у Кинга нет. Вообще, – нет!

Любит Стивен детали? – Безусловно, любит. Это его стиль. А как без деталей ты попадёшь в «кино», то есть атмосферу? Кинг – мастер детализации. Детали – это важно. Без них было бы убого и не по-кинговски.

Из «украшательств» романа очень эффектно выглядит обращение к Древнегреческой мифологии. Кинг по-своему обыгрывает мифологические сюжеты, размещая их в Срединном мире «Тёмной Башни». Два в одном флаконе.

Триллер. Ужасы. Причём, ужасы человеческие. Из разряда реально существующих и не исключительных. Страшно.

Страшно и жалко было до слёз заблудившуюся в чужом городе Рози, измотавшуюся в блужданиях поиска приюта для жертв домашнего насилия. Она не плакала. А я ревела …

Психология жертвы и психология насильника. Эта тема проработана Кингом просто отлично. Понравилось, что он не оправдывает Дэниэлса, отсылая в его кошмарное детство. Не делает из садиста тоже жертву – жертву обстоятельств.

И ещё один важный момент хочу отметить. Четырнадцать лет издевательств и избиений, страха и унижений главной героини – это «не кот чихнул»! Перед тобой, читатель, не сказочка со счастливым концом: «Стали они жить-поживать, да добра наживать» … Вот за это автору отдельное спасибо. Всё, как в жизни.

Книжка – «толстая», как я уже сказала. Есть о чём подумать и порассуждать. Не надо «бежать», отслеживая только сюжет …

P.S.

Михалкова Елена и «Роза Марена» – идентичное восприятие сильной женщины в «Тигровый, чёрный, золотой», готовой на всё: и в пасть тигру, и быку – на рога. Страх перед женщиной, который мужчина должен иногда испытывать … Вообще, страх – эмоция очень полезная.

«– Ты храбрая, Рози. Ты хорошо сражалась за своего… за своего друга. Ты смелая женщина, и у тебя доброе сердце.»

Но ведь не только это необходимо для счастья жить вместе. Необходимо умение держать себя в руках. Особенно, сильной женщине.

«Нет… пока ты держишь себя в руках. Пока ты владеешь собой. Но все это сводится к одному, согласна?»

Опасно быть слабой женщиной. А сильной – не опасно?

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх