fantlab ru

Виктор Мироглов «Суд огнем»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.25
Оценок:
8
Моя оценка:
-

подробнее

Суд огнем

Повесть, год

Входит в:

— антологию «На суше и на море, 1965», 1965 г.



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

На суше и на море. 1965
1965 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лесные пожары случаются каждый год, и мы привыкли воспринимать их отвлеченно, как сухую статистику — столько-то гектаров леса выгорело, столько-то человек пострадало при тушении. Совсем другое дело — оказаться в эпицентре пожара, своими глазами увидеть буйство огненной стихии, не щадящей никого. Это действительно страшно, как при жизни попасть в Преисподнюю. Повесть В. Мироглова «Суд огнем» дает нам возможность от первого лица наблюдать пожар в тайге, но это лишь декорация к психологической драме, разворачивающейся внутри небольшого человеческого коллектива. Экстремальные условия заставляют людей снять маски и явить миру свою сущность. Яркое пламя рассеивает дымку иллюзий, даёт понять, что о человеке не стоит судить по одёжке — внутри каждого может скрываться рай либо подлинный ад.

Начинается всё довольно обыденно, как типичная производственная повесть. Мы знакомимся с буднями гидрографической экспедиции, которая исследует уровни воды в таёжной алтайской речушке. Экспедиция небольшая — помимо начальника Назарова и поварихи Саши в ней всего шесть человек. Работа на местности близится к своему завершению, почти все отчеты написаны, сведения собраны. Назаров планирует отправить к истокам реки пару своих подчиненных, чтобы добыть последние данные, но этим планам не суждено осуществиться. В ходе сильной грозы от удара молнии загорается лес, всё происходит с пугающей быстротой — из мирной рутины персонажи повести внезапно попадают в огненный ад, теперь единственная задача — выбраться живьем, спастись любой ценой, но сделать это кажется почти невозможным.

Особое внимание автор уделяет проработке образов своих персонажей, при этом он старается придерживаться принципа психологической достоверности. Все участники повести получились разными, живыми людьми с непростой судьбой. Постепенно узнавая о прошлом действующих лиц повести, мы меняем своё к ним отношение. Ведь действительно, чтобы понять почему человек стал таким, каким мы его видим, нужно разобраться в его жизненном пути, тогда всё встанет на свои места. В повести нет однозначно положительных персонажей — все образы сложные, и это выглядит реалистично, в каждом из нас есть и хорошее и плохое, вопрос лишь в том, чего больше. Рыцари без страха и упрека возможны лишь на страницах романтических книг, среди живых людей они практически не встречаются, к сожалению.

Самые ужасные вещи на Земле совершаются с молчаливого согласия большинства. В повести очень ярко прослеживается возмущение автора против покорного, бездумного чинопочитания. Не знаю, был ли автор в лагерях, но хорошо чувствуется его ненависть к ряженым ветеранам, к холоднокровным палачам НКВД, для которых живой человек — лишь статистическая единица, преступник ликвидация которого поможет заслужить одобрение начальства и очередное звание. Те, кто способен лишь плыть по течению, безропотно выполняя любые распоряжения облеченных властью самодуров, получают заслуженную долю презрения и не менее заслуженное забвение, именно они — статистические ничтожества, покорные винтики ржавого механизма, который подобно юле крутит огромная, грязная, волосатая рука Хозяина.

Для того, чтобы иметь право называться Человеком, по мнению автора, нужно быть ежесекундно готовым в критической ситуации выхватить знамя из ослабевших рук того, кто ведет за собой, и найти в себе волю проявить настоящие лидерские качества. Это умение не приобретается, оно всегда присутствует в крови, в незримых духовных токах, связующих физическое тело с областью трансцендентного. Открытый финал смотрится в данном произведении уместно, не оставляя чувства недосказанности, места для противоречивых домыслов. В целом, повесть получилась небольшой, но достаточно насыщенной, пропитанной острым драматизмом и эмоциональным накалом. На фоне общего потока литературной продукции своего времени она выделяется, отказываясь следовать привычным схемам произведений на героическую тематику.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх