fantlab ru

Алексей Шолохов «Они»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.85
Оценок:
33
Моя оценка:
-

подробнее

Они

Роман, год; цикл «Они»

Аннотация:

Переезд на новое место Алексею Страхову был просто необходим. Проблемы на работе, да и ютиться по съемным квартирам он просто устал. Приобретая дом в Тульской области, он еще не знал, что покупает его с жильцами. До поры до времени ОНИ сидят в темных углах и ждут своего часа. А когда он настает, самые добрые из них говорят: Убирайтесь!

Входит в:

— цикл «Они»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 238

Активный словарный запас: очень низкий (2368 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 45 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 25%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Они
2012 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман, изданный в 2012 году в рамках серии «Нерв», которая, к сожалению, долго не просуществовала, рассказывает о переезде семьи из четырёх человек в новый дом. Также спустя время к ним присоединяется сын главы семейства от первого брака. Именно в это время и начинается самое интересное...

Дом новый, но земля, на которой он построен, имеет свою страшную историю, чьи корни уходят в далёкое прошлое. И это прошлое даёт о себе знать, играя с мыслями и ощущениями членов семьи, погружная их всё глубже в безумие.

Итак. Идея и сюжет совсем не новы: дом, призраки, видения, сумасшествие, убийства. Написано всё достаточно просто, доступно и легко читается, что вполне можно отнести к положительным чертам произведения. Есть некоторые дыры в логичности поведения персонажей и происходящих событий, но, заглядывая вперёд, могу сказать, что в продолжении данного романа « Они ещё здесь», эти самые дыры автором будут замазаны и некоторые непонятные вещи станут ясными.

Подводя итог, скажу, что если вы читали какие-либо другие книги А. Шолохова и вам понравилось (себя я легко могу отнести к этому списку), то смело беритесь за этот роман.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Они ещё там!»

Книга «Они» Алексея Шолохова из серии «Нерв» прочитана мною уже второй раз и думаю, что не последний. Читая ещё раз, и уже зная главных героев и финал, меня на протяжении всей книги держало постоянное напряжение, страх и ожидание сюжетных поворотов. Это и понятно, когда читаешь текст впервые, но и уже, зная развязку, роман не потерял для меня интереса.

Хочется отметить два неприятных момента, как для автора, так и для читателя. Первое — закрытие издательством серии «Нерв», которая бы ещё порадовала любителей мистики захватывающими сюжетами. Второе — негативные отзывы читателей на романы, которые совсем не обоснованы. Не буду никого из рецензентов ругать, ибо это дело вкуса. Но, читая такие мнения, не каждый захочет взять эту книгу в руки, ведь уважаемые критики не только смешивают сам текст с грязью, но и считают людей, прочитавших её, умственно отсталыми. Печально, что некоторые пользователи сайтов, прочитав такой отзыв, не будут искать её на полках библиотек и магазинов.

На самом деле книга достойна внимания.

Сюжет.

Из подробной аннотации к книге: Алексей Страхов решает купить дом в деревне. Вскоре он переезжает с семьей на новое место. И тотчас у новоселов возникает странное чувство, будто в доме присутствует кто-то посторонний. Чувство смутной тревоги усиливается, когда дети начинают видеть каких-то странных людей. Тягостная энергия наполняет жилище. А когда вдруг начинают кровоточить стены, жизнь становится просто невыносимой… Кто в этом доме жил раньше? Ощущал ли он присутствие чужих? Алексей получил ответы на эти вопросы от клиента психиатрической лечебницы. И понял, что с этой минуты он обречен – либо сойти с ума, либо совершить что-то страшное…

Сказать, что идея банальная – это не сказать ничего. Сюжет о «плохих домах» заезженный, затасканный до дыр как режиссёрами, так и писателями. И что-то новое придумать для искушённого читателя год от года становится всё сложнее.

Сюжеты подобной тематики строятся по сложившейся схеме:

1.Семья въезжает в купленный дом.

2.Там с главными героями происходят странные вещи.

3.Один из героев начинает расследование, в ходе которого узнает, что…

4.В доме произошло убийство.

5.Финал. Чаще трагический, но тут уж, как повезёт главным героям и как решит автор.

Это фабула многих произведений. Роман «Они» строится по такому принципу. Читая, особенно в начале, замечаешь много аллюзий. Есть отсылки на некоторые фильмы, и для каждого читателя они будут индивидуальны. Мне в начале романа встречались аналогии на книгу «Сияние» Стивена Кинга (невидимый друг Алёны Бэби, осиное гнездо). А в конце книги автор от лица главного героя делает отсылку на фильм «Ужасы Амитивиля», приводя название заметки газеты «Ужасы в Васильевке».

Оформление.

Дизайн переплёта А. Марычева. Уже с обложки ладони и ладошки следят своими глазами за читателями. Иллюстрация жутковатая. Название серии и романа выполнено в кроваво-красной гамме, намекая на потёки крови. Обложка книги сразу привлекает внимание. Качество бумаги среднее. Необходимо заметить, что издательство сохранило авторское название романа. Это намного лучше, чем непонятные названия «Эксмо», которые к сюжету часто не имеют никакого отношения.

Новаторство.

В целом сюжетная линия романа строится, как обычная история о «плохих домах». Но в тексте присутствуют нюансы, которые можно назвать новаторством писателя.

Во-первых, герои обычно в подобной ситуации въезжают уже в жилой дом, а там их поджидают паранормальные явления. Но в этом романе семья купила только участок, а дом построили уже сами. Хотя и это не помешало нечисти напугать героев.

Во-вторых, это не герои выбрали участок и дом, а наоборот. Эти решения были им навязаны тёмными силами, которые их направляли, а герои действовали, будто под гипнозом.

Таким образом, в сюжет, где уже знакомо всё до мелочей, автор постарался привнести что-то своё.

Атмосфера

В сюжет грамотно вплетаются сновидения, видения и галлюцинации героев. Эти сны пугают и запутывают не только персонажей, но и читателей. Никогда не знаешь, где сон, а где реальность. «Жизнь есть сон», — как говорил классик Кальдерон в своей пьесе. Во снах герои живут другой жизнью, там доминируют другие их желания. Видения часто обрываются или перетекают из одного в другое. Жуткий дом проецирует в сновидениях другую реальность для каждого члена семьи, приоткрывает их тайные замыслы. В тексте используется приём обманок. Вроде бы ты всё понял, а потом очередной сюжетный поворот возвращает тебя на несколько шагов обратно. Саспенс держит до самого последнего листа книги, с нетерпением ждёшь финала. Буквально каждая страница романа «Они» цепляет, не возникает желания перелистнуть скучные моменты. Их там попросту нет.

Эффект «бу» помогает тревожной атмосфере достигнуть апогея. И монстры здесь необычные: лица, словно заштрихованные карандашом, девочка-паук, осы, образующие любую форму, кровоточащие стены. «Привыкание» героев к своей новой жизни изображено детально и интригует ожиданием, как же завершится этот процесс.

Герои романа

Они реально живут в этой книге. Мать, отец, маленькая девочка, сынок чуть постарше и взрослый сын от первого брака обладают своими конкретными чертами и особенностями. Семья не представлена каким-то шаблоном, она настоящая. Сначала ими движет желание иметь своё жильё, потом, сталкиваясь с необъяснимым, каждый как может пытается совладать со своими тайными желаниями и страхами. «Ложкой дёгтя» в описании быта героев является обильное и поголовное употребление алкоголя, кроме малолетних детей, конечно. Пьют персонажи часто и с удовольствием. Для романа ужасов это не главное, даже в таком количестве лишнее.

В тексте есть ещё один набор героев. Семья, которая не отличается особым гостеприимством и дружелюбием. Описания этих персонажей привносит в сюжет и психологизм, и интригу, и драматизм. В начале повествования оживает участок, далее — страшный, пугающий, серый дом (как его вообще можно купить в здравом уме не без вмешательства недобрых сожителей?), а потом и настоящие хозяева – Они. Это истинное зло, словно рентген, пронизывает каждого, находит грехи, страхи, желания, и любую крупицу превращает в кошмар. Для каждого персонажа он свой. Для начала дом и то, что в нём находится, просто пугало, но оставляло за героями право выбора. Но, не вняв голосу разума, герои всё глубже погружались в пучину ужаса.

Финал

Интересная концовка. Вроде бы есть недосказанность, но всё понятно. Финал напомнил фильм «Отражение», но силу концовки это ничуть не уменьшает. После книги остаётся приятное послевкусие.

Достойный роман «Они» Алексея Шолохова. Вам остаётся только выбрать: прочитать книгу самому и решить, что она заслуживает, или довериться мнению негативной рецензии.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Алексей Шолохов, чьи романы «Нечеловек» и «Электрик» прежде подписывались псевдонимом Александр Варго, удостоился собственной серии: роман «Они» — первая книга, выпущенная в серии непосредственно под именем автора. Признаться, прочитав превью, я был заинтригован — всегда хотелось отведать российского национального хоррора! До сих пор мне попадались только зарубежные авторы (именитые и не очень), и с каждой новой прочитанной книгой желание окунуться в самобытную отечественную мистику росло и укреплялось.

Пробные выстрелы ушли в молоко — купленные ужастики отечественных авторов (что-то там про змей и про крыс) отправились пылиться на полку недочитанными. Да, поделки местных умельцев оказались настолько слабыми, что я даже не припомню их названий. Во многом поэтому я открывал роман «Они» с некоторой опаской, разбавленной, однако, лучиком надежды — а вдруг?.. вдруг появился наконец автор, способный стать флагманом отечественного хоррора, пребывающего, прямо скажем, в зачаточном состоянии? Вдруг я держал в руках книгу, способную перевернуть все мои представления о жанре? Заставившую бы меня шугаться от каждой тени и дрожать под одеялом по ночам? Увы, чуда не произошло.

Первым тревожным звоночком послужила аннотация:

[i]Алексей Страхов решает купить дом в деревне. Вскоре он переезжает с семьей на новое место. И тотчас у новоселов возникает странное чувство, будто в доме присутствует кто-то посторонний. Чувство смутной тревоги усиливается, когда дети начинают видеть каких-то странных людей. Тягостная энергия наполняет жилище. А когда вдруг начинают кровоточить стены, жизнь становится просто невыносимой… Кто в этом доме жил раньше? Ощущал ли он присутствие чужих? Алексей получил ответы на эти вопросы от клиента психиатрической лечебницы. И понял, что с этой минуты он обречен – либо сойти с ума, либо совершить что-то страшное…[/i]

Едва приступив к чтению, я почувствовал легкое дежавю. Всё, всё это мы уже читали, смотрели и слушали не один раз: и переезд семьи в новый дом, и присутствие там чужих, и получение ответов от подвернувшегося маргинала... словом, практически стандартный джентельменский набор ужастика. Всё это было настолько знакомым, что невольно думалось — издатель просто заигрывает с нами. Сейчас мы пожмем плечами, ознакомившись с аннотацией, а потом возьмемся за сам роман — и будем приятно удивлены свежестью авторских идей и задумок. Ну не может же все быть так просто! Как оказалось впоследствии — может.

События романа разворачиваются вокруг Страховых — семьи из пяти человек в составе мужа с женой, двух деточек — мальчика и девочки, а также сына главного героя от первого брака. Завязка сюжета основана на желании героя получить собственный дом, пусть и не в столице, зато свой (в начале романа семья ютится на съемной квартире). И вот ему удается отыскать удачный вариант по смешной цене — причем уже на месте риэлтор сбивает ее еще ниже, что нисколько не беспокоит господина Страхова. Пока счастливый обладатель участка — с остатками сгоревшего дома и закопанным колодцем на территории (делаем вид, что этот факт нас не смущает и мы не догадываемся, какая сюжетная линия будет связана с этим колодцем дальше) — обходит новые владения, не менее счастливый риэлтор мчит домой и по пути ВНЕЗАПНО погибает, оставляя вопрос — зачем? Показать читателю, как все серьезно? Тем временем жену главного героя Жанну терроризирует бывший начальник — гордый гость столицы Шамиль, по совместительству Типичный Кавказец. Эта линия начинает увлекать — с предвкушением ждешь, какую же роль сыграют Шамиль и его товарищи в развитии сюжета, однако ружье остается невыстрелившим — горцы практически сразу же погибают, причем непосредственно эпизод гибели автор решил не описывать — читатель узнает все постфактум. Зачем вообще было вводить их в роман? Далее счастливое семейство въезжает во вновь отстроенный дом (к ним присоедняется дембель Андрей, только из армии — сын главгероя), и тут-то начинает происходить всякая чертовщина...

Причем чертовщиной тут можно в равной степени называть как описываемые автором события, так и нелогичность/недосказанность многих моментов повествования. Щедро развешанные вокруг ружья не выстреливают, хотя ждешь от них этого до самого конца. Не мудрствуя лукаво, автор наскоро сшивает сюжет из готовых голливудских деталек-шаблонов: тут вам и девочка, рисующая страшные рисунки с помощью воображаемого друга, и зловещие надписи, проступающие на стенах, и брыжжущая из кранов жерная жижа, и отражения призраков, появляющиеся в зеркалах когда герой бросает туда вгляд... штампы, штампы, штампы... Причем написано это все, надо признать, хорошим, годным языком. Оттого становится еще обиднее — видно, что автор МОЖЕТ писать хорошие вещи, но отчего то не в этот раз. (В принципе, его можно понять: гонорары у писателей-ремесленников уже не те, чтобы прокормиться нужно выдавать по книге раз в два-три месяца, вот они и торопятся...) Примерно с первой трети романа сюжет зацикливается и начинает занудно повторяться по одной и той же схеме: 1) кто-то из героев видит страшную чертовщину 2) чертовщина пропадает и снова появляется пугая героя еще сильнее 3) герой просыпается. Причем повторяется цикл с ужасающей скоростью, без лирических отступлений и перерывов на обед. На этом фоне главный герой начинает спиваться, жена с пасынком исходят мечтами о соитии, всячески стараясь это скрыть, доченька гуляет с воображаемым другом и рисует страшные картинки, а младший сынуля (кстати, самый картонный персонаж в романе) читает книжки или ничего не делает. А, да. Еще зверски калечятся всякие гости и просто зашедшие на огонек люди. Дом нехороший, чего от него ждать-то еще? Такие дела.

Надо признать, что ближе к концу книги напряжение понемногу нагнетается, и начинаешь ждать оригинальной, нетривиальной развязки, но ожидания и здесь нас обманывают. Оказывается, что...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
...в доме жила семья, в которой нехороший муж убил жену и двоих детей, замуровал их в подвале а потом и сам умер. разумеется, их души не смогли смириться с подобным надругательством и начали яро мстить всем до кого могли дотянуться. Например, замочили еще одну семью, живущую на участке до Страховых, но это — частности и сути не меняет.

В общем, разгадка самая тривиальная из всех существующих. Прочтя одну лишь аннотацию, я ожидал чего-то подобного, но до конца не верил, что автор, пишущий таким слогом, оправдает мои опасения. Увы.

Вернемся к нашим невыстрелившим ружьям. Итак:

- почему призрак девочки, который периодически видит главный герой, привращается в паука? С чем это связано?

- почему дамочка-призрак — голая нимфоманка? Я понимаю, если бы пункты 1 и 2 были как-то связано с прежней жизнью и поступками «призраков», но ведь об этом автор не счел нужным упоминать...

- почему сосед вот так просто отдает Алексею ружье? Это что, нормально? Просто так взять и оставить ружье полузнакомому соседу? Кстати, ружье до конца книги так и не выстреливает, буквально :)

- при чем здесь цыгане, которых постоянно видит Андрей? как они вообще связаны с духами?

- если конечной целью духов была цель захватить тела членов семьи, зачем тогда они писали на стенах и бумажках «убирайтесь отсюда!»?

Персонажи не вызывают особых положительных эмоций, несмотря на то что неплохо прописаны (за исключением младшего сынишки, как я уже говорил). Кроме того, они ужасно тупят — пережив даже треть ужасов, описываемых автором, нормальный человек давно бы свалил куда подальше, или хотя бы попробовал предпринять какие-нибудь меры. Ну хотя бы собраться в кругу семьи и обсудить все стоило бы? Однако ничего подобного не происходит. Оправдываясь мыслями «это все стресс от переезда» герои бодренько живут дальше и в ус не дуют. Такие дела...

Из понравившихся моментов — образы «закутавшихся в одеяло, как мумии, детей», а также тот факт, что герои заселились не в стариный дом, а построили новый — что хоть как-то оправдывает всю шаблонность.

«Иногда ОНИ возвращаются» — озаглавил бы я эту рецензию, подразумевая, однако, не духов, а старые добрые фильмы, то тут то там выглядывающие из романа. «Ужас амитивилля», «Сияние», «Ключ от всех дверей», «Другие», «Звонок», «Проклятие», «Дом грез» и иже с ними улыбаются и машут нам на протяжении всей истории, заставляя недовольно кривиться — фи, зачем дважды пережевывать одно и то же? Роман несколько спасает качество исполнения, но, увы, этого недостаточно...

Вердикт: вполне читабельно, и даже можно получить некоторое удовольствие от чтения. Однако не ждите свежих идей — их тут просто нет.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Характеристика «неплохо для российского ужастика» и позволяет печь так называемые «современные российские романы ужасов» как горячие пирожки абы как из того что было. Содранные сюжеты, картонные персонажи и примитивный язык. Корректор и редактор к книге явно не подходили. Ну а по части незнания матчасти «варги» даже получившие имя собственное как всегда впереди всех. Смешно начинается уже с первых страниц когда сначала

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
полицейский наряд с автоматами пугается парочки кавказцев ведущих себя в кафе аки беспредельщики, на деле гордых «шашлычников» просто покрошили бы на месте. Потом сами кавказцы ругаются словами мусульманской молитвы. А уж то как глав герой спокойно ходит в гости в закрытую психлечебницу и вовсе умиляет.

Раздражает даже не незнание реалий плодовитым автором, но и явное нежелание изучать то о чем пишет. Какой уж там Макдональд о чем вы.

А это уже из серии найдите различия

«Они»

Алексей Страхов решает купить дом в деревне. Вскоре он переезжает с семьей на новое место. И тотчас у новоселов возникает странное чувство, будто в доме присутствует кто-то посторонний. Чувство смутной тревоги усиливается, когда дети начинают видеть каких-то странных людей. Тягостная энергия наполняет жилище. А когда вдруг начинают кровоточить стены, жизнь становится просто невыносимой… Кто в этом доме жил раньше? Ощущал ли он присутствие чужих? Алексей получил ответы на эти вопросы от клиента психиатрической лечебницы. И понял, что с этой минуты он обречен – либо сойти с ума, либо совершить что-то страшное…

«Обиженная»

Адвокат Андрей Белов покупает дом и переезжает в него вместе с мамой и дочерью Аллой. Красивый двухэтажный особняк, живи да радуйся. Правда, риэлтор категорически не советовал Белову покупать этот дом, поскольку в нем умер человек, и дом завоевал дурную славу. Как-то Беловых посещает юродивая Ксения, и случайно оставляет в доме черную шкатулку. Вещица попадает в руки Аллы, и с ребенком начинает происходить нечто необъяснимое. А позже выяснилось, что шкатулка обладает дьявольским свойством исполнять любые желания...

Короче ОНИ (варги) неистребимы и имя им легион

Оценка: 2
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

В принципе неплохо для российского ужастика, уж всяко получше лавбургера какого- нибудь. За минусы сочтём наличие штампов: колодец, девочка с распущенными волосами и чёрным лицом, непонятные рисунки маленького ребёнка и т.д. и т.п. Что ещё не понравилось — чересчур много напихано в первой части книги «странностей» происходящих вокруг — всё таки в этом нужна мера. И ещё — ну нет в Донском Макдональдса — он в Туле то один единственный.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх