FantLab ru

Пол Дж. Макоули «Пассажирка»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.88
Голосов:
71
Моя оценка:
-

подробнее

Пассажирка

The Passenger

Рассказ, год; цикл «Тихая война»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 17
Аннотация:

Короткая, но яростная и кровопролитная «Тихая война» между Землей и Колониями в поясе астероидов закончилась. В космосе осталось много кораблей, которым не повезло, и для который космос стал их кладбищем. Были созданы специальные команды ремонтников, которые такие корабли разбирали на полезные запчасти, которые еще хоть как-то сохранились. На одном из таких кораблей, который был «мертв» уже более 300 дней, команда ремонтников находит не понятно каким чудом уцелевшую пассажирку — маленькую девочку. Как она смогла продержаться 300 дней в невесомости, без тепла, без еды и воздуха...?

© ceh

Входит в:

— цикл «Тихая война»

— условный цикл «Лучшее за год»  >  антологию «The Year's Best Science Fiction: Twentieth Annual Collection», 2003 г.

— журнал «Если 2002'12», 2002 г.

«Модель для сборки», 1995 г.


Похожие произведения:

 

 



Периодика:

Если № 12, декабрь 2002
2002 г.

Аудиокниги:

Модель для сборки
2004 г.

Издания на иностранных языках:

The Mammoth Book of Best New SF 16
2003 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: Twentieth Annual Collection
2003 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: Twentieth Annual Collection
2003 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я не читал ничего из цикла «Тихая война» поэтому воспринимал этот рассказ как отдельное и самодостаточное произведение. Учитывая качество среднего детективно-приключенческого рассказа, после прочтения которого нужно долго думать за что бы ему поставить оценку выше минимальной, этому рассказу, как по мне, нужно ставить 11 баллов. Несмотря на то, что история о рабочих, разбирающих таинственные руины и находящих там нечто необычное, не является очень оригинальной, рассказ в целом получился потрясающе качественным. Всем известно что количество сюжетов является весьма ограниченным и они уже давно перечислены в соответствующих справочниках. Поэтому для получения удовольствия от рассказа главное не то насколько сюжет оригинален, а то на сколько он хорошо подан автором. Этот рассказ написан очень динамично и подан так что лично меня, прочитавшего вагон остросюжетной литературы, захватил и не отпускал до самого конца. Получилось это потому, что несмотря на краткость рассказа, абсолютно все герои описаны очень живыми личностями, их буквально видишь внутренним взором и легко понимаешь их чувства и мотивацию. Они все интересные и за ними не скучно наблюдать. Все описания сделаны точно в меру для того чтобы представить себе что происходит и как это выглядит. Нет ни занудных длинных чрезмерных описаний ни слишком коротких после которых не можешь понять или представить ситуацию. В общем стиль и язык автора настолько хороши что я собираюсь перечитать и всё остальное что он написал.

Удивляет слишком низкая оценка рассказа. Возможно это потому, что для прочитавших остальные произведения цикла и знающих контекст история не выглядит так интригующе. Но это по моему уже что-то вроде «профессионального искажения восприятия». Как, например, игрокам, проведшим за любимой компьютерной игрой сотни часов, отточивших рефлексы и наизусть знающих сюжет, новая версия игры кажется слишком простой и скучной просто потому, что она рассчитана на обычных людей, не тренированных и не знающих контекста событий.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Из всех шести переведённых на русский язык рассказов Пола Макоули, относящихся к циклу «Тихая война», самым слабым мне показался именно «Пассажирка». Прочитай я данный рассказ отдельно, вполне возможно, что впечатления были бы совсем другими (не зря же Гарднер Дозуа включил «Пассажирку» в свою антологию «The Year's Best Science Fiction: Twentieth Annual Collection» 2003 года?), но на фоне завораживающего размаха того же «Рифа» или более позднего предельно визуализированного «Последнего рождества Мэйси Минно на Дионе...» рассказ, лично для меня, совершенно потерялся. Вероятнее всего, виной всему сюжет, который не показался мне очень уж правдоподобным, но давайте по-порядку.

В самом начале «Пассажирки» перед нами — свалка, по сути, кораблей, пострадавших во время Тихой войны, болтающихся недалеко от Дионы, спутника Сатурна, и представляющих собой «военные отходы, ждущие своего часа, чтобы с них сняли полезные приборы, выплавили редкие металлы, добыли все, что еще можно использовать», не более того. В этой грандиозной утилизации задействованы, в основном, жители Внешних систем, проигравших недавнюю Тихую войну и поэтому с радостью ухватившиеся за хоть какую-то работу, пусть и на победителей, и за «мизерную зарплату», потому как 70 % населения зависимы от милостей Тройственного союза, одержавшего в войне победу. Одна из таких команд под руководством Марис Дельгадо, уроженки города Афины на Тетисе, получает задание утилизировать пассажирский шаттл, который во время войны вывел из строя земной камикадзе. Далее команда Марис постоянно натыкается на доказательство того, что один из членов экипажа — числящийся по документам маленькой девочкой Алисой — выжил и провёл более 300 дней на корабле, лишённом систем жизнеобеспечения...

Не вдаваясь в подробности и тонкости взаимоотношений внутри команды, и уж тем более в проблемы их взаимоотношений с начальством, скажу лишь, что со временем Алиса находится. А вот далее будет один сплошной спойлер,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ведь девчушка по имени Алиса Восемнадцатая Сингх Рэй, «тощая, словно змейка, обладательница глаз цвета червоного золота с крошечными зрачками», оказывается детищем знаменитой Аверны с Япета, генетика, которая «создавала экосферы и «подгоняла» под них жителей». Я ещё способен поверить, что члены команды Марис, несмотря на противоречия, соглашаются спрятать Алису и не выдавать её победителям, но как быть с тем, что чуть позже выясняется: наниматели были осведомлены о возможном наличии на борту генетически изменённого существа, которое вполне может оказаться своеобразным «биооружием массового поражения»? Неужели в далёком будущем спецслужбы не обладают устройствами, способными засечь органику, пусть и сколь угодно «замороженную»? Внутренний Станиславский мой робко начал ворчать на этом моменте своё вечное «Не верю!» =))) Но и это ещё не всё! Вы можете поверить, что люди, полностью зависящие от работодателей, и при этом вполне осознающие, что девочка эта, ВЕРОЯТНЕЕ ВСЕГО окажется своеобразным оружием, не станут её выдавать? И дело даже не в том, что главная героиня Марис «содержала родителей, а еще брата с семьей», а у других членов команды есть свои собственные мечты и стремления, а в том, куда подевался свойственный всем нам инстинкт самосохранения?

Говоря проще, развязка у «Пассажирки» становится довольно предсказуемой уже к середине повествования, хотя мне и сложно было поверить, что события действительно будут развиваться столь предсказуемо. Но больше всего разочаровало даже не это...

Рассказы цикла «Тихая война» покорили меня невероятно красочными образами человеческих поселений в отдалённых уголках Солнечной системы далёкого будущего и щедро разбросанными по тексту описаниями социальных изменений и причудливых сообществ, появившихся в результате этих изменений, но в данном рассказе этого совсем чуть-чуть. Лишь в заключительной части повествования Макоули остался верен себе, нарисовав очередную замысловатую картину форпостов расселения человечества по Солнечной системе:

«Сказки о смертельно опасных поселениях, полных мошенников, пиратских городах, убежищах повстанцев, райских уголках и прочих чудесах, прячущихся на миллионах маленьких лун колец Сатурна, стали темой саг, психодрам и специальных литературных передач, которые шли по нелегальным каналам телевидения. Марис знала лучше многих, что большинство этих историй не имеет никакого отношения к истине, но сейчас происходило много такого, что даже она не могла отличить правду от вымысла».

В заключение повторюсь: я не могу сказать, что рассказ совсем уж плох, он просто «потерялся» но на фоне других рассказов цикла, поэтому — только 7 баллов. Для полноты картины прочитать, конечно, стоит, но для знакомство с Солнечной системой после Тихой войны рекомендовал бы выбрать любой другой из переведённых рассказов.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сколько раз нам говорят, что внешность обманчива, но всеравно попадаемся на шаблонные представления о людях. Вот так и случилось с героями произведения...

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх