fantlab ru

Роберт Сальваторе «Тёмный эльф»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.14
Оценок:
2358
Моя оценка:
-

подробнее

Тёмный эльф

Dark Elf

Цикл; цикл «Забытые королевства»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 94
Аннотация:

Тёмный эльф-дроу Дзирт До'Урден с юношеских лет чувствовал несправедливость жизненного уклада его сородичей в подземном городе Мензоберранзан. Но что может противопоставить он один всей мощи Паучьей Королевы Ллос?

© Nog

Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу


8.05 (2782)
-
73 отз.
8.03 (2468)
-
52 отз.
8.03 (2311)
-
40 отз.
7.98 (72)
-
2 отз.
7.91 (58)
-
1 отз.
7.97 (54)
-
1 отз.
7.94 (52)
-
1 отз.
8.44 (41)
-
1 отз.
8.52 (25)
-
1 отз.
8.62 (26)
-
1 отз.
8.59 (27)
-
1 отз.
8.41 (34)
-
1 отз.
7.91 (22)
-
1 отз.
7.80 (20)
-
1 отз.
8.00 (22)
-
1 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Награды Национального Клуба Фэнтези и Хоррора "Цитадель" / Награди на Национален Клуб за Фентъзи и Хорър "Цитаделата", 2008 // Награда "Феникс" – классика жанра

Похожие произведения:

 

 


Воин
1997 г.
Изгнанник
1997 г.
Отступник
1997 г.
Темный эльф
2002 г.
Воин
2004 г.
Изгнанник
2004 г.
Отступник
2004 г.
Темный эльф
2004 г.
Отступник
2007 г.
Воин
2008 г.
Воин
2009 г.
Изгнанник
2009 г.
Отступник
2009 г.
Отступник
2010 г.
Темный эльф
2010 г.
Легенда о Темном эльфе. Книга 1. Отступник. Изгнанник. Воин
2014 г.

Комиксы и графические произведения:

Легенда о Тёмном Эльфе. Том 1. Отступник
2016 г.
Легенда о Тёмном Эльфе. Том 2. Изгнанник
2017 г.
Легенда о Тёмном Эльфе. Том 3. Воин
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Homeland
1990 г.
(английский)
Exile
1990 г.
(английский)
The Legend of Drizzt. Book 2. Exile
2006 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну, это такое прям классическое эпическое фентези из прошлого века: подземелья, бог-паук, семьи борющиеся за власть в подземном городе... Написано опять же в стиле прошлого века, мне кажется Конан-Варвар должен быть написан как-то так же. Сопереживания героям, бытовых подробностей, шуточек или секса тут нет. Есть только «сильнейшее из всех чувств — месть» и «поднял глаза к тому что тут было небом и закричал».

Оценка: 3
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фэнтэзя о Дзирте не плоха, но просто скучная,медленная. И при этом нет ни смысла (хоть глубокого, хоть мелкого), ни шуток, ни проработанного мира (это всё очень глупо, настольная игра просто не выдерживает разбор в рамках социологии и антропологии).

Спасибо старикам и всей старой фэнтэзе, но сейчас приключения лучше.

Оценка: 6
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

С нетерпением ждала, когда руки дойдут до столь известного цикла, вокруг которого всегда было много шума и поклонников. И вот — первая книга позади. Что сказать? Вторую читать не хочется. Не пойму, почему у этого цикла столь высокие оценки. Да, мир более или менее интересен, хотя наличие малоинтересной и заезженной магии на каждом шагу жутко раздражало — то взлетел, то файерболлом пальнул. Но больше всего разочаровал примитивный стиль написания и чудовищно примитивные персонажи. Все просто плоские злыдни, которые похожи один на другого как близнецы. Характер главного героя тоже фактически нераскрыт. Пожалуй, одно из главных книжных разочарований в моей жизни.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Образцово-показательное приключенческое фентези. Вся трилогия не грузит читателя и прекрасно его развлекает, не являясь при этом глупым и простеньким чтивом. Сальваторе прекрасно знает, чего хочет читатель и даёт ему это — Дзирт прекрасно подходи на роль романтического героя, скитающегося и пытающегося найти себе пристанище, но в то же время умного и благородного воителя. Ну и кошка у него прекрасна и только добавляет очков истории.

Сюжет и мораль так же сложны строго в меру — автор мудро не сказывается в абстрактные рассуждения и ставит во главу угла ясные и понятные всем идеалы вроде дружбы, чести, достоинства, благородство и прочего. Хотя меня всё равно крайне напрягает философия, по которой разумные создания являются злыми\добрыми просто по факту своего рождения.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот цикл сподвиг меня читать еще... и еще... и еще... Самое большое впечатление осталось от «Воина» (кроме всего прочего потому что с него и начал). Даже перечитывая, я получаю удовольствие от того, насколько увлекательным и интригующим получилось повествование. Немного хуже в этом плане вторая часть по отношению к остальным. Немного наивно выглядят монологи главного героя, внезапно осознающего свою исключительную благородность. Но в целом, получилось то, что надо! Предыстория доброй и интересной саги, которая оказалась созвучной сердцам множества поклонников.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давайте я вам расскажу сказку про далёкую страну злых черных и темных женщин, которые подмяли под себя всё и вся, и теперь там царит инфернальный МАТРИАРХАТ, да да, ещё хуже чем в «Колесе Времени», а уж хуже чем там я думал больше не увижу. И вот как бы подмять под себя этих бестолковых и бесполезных мужиков, что бы они были в качестве то ли рабов, то ли мебели, то ли просто для развлекухи, вообщем поставить их на место женщин в сравнение с нашей реальной многострадальной историй, только вообще исключить все святое в меж половых отношениях. А вот, есть идея! А давайте они будут ходит под главной злобной маткой, коротая даже на них не похожа, которая появляется в виде какой-то твари беспощадной, которая творит такое, что в пору удивляться как эти самые злобные женщины не заставили заниматься рождением ребёнка всё тех же их мужиков.

Да при такой жизненной системе они бы вымерли ещё черти знает когда если честно, а что уж говорить про то, что может родиться только один такой нехороший в их понимание мерзопакостный мужичело, что всё тут же к чёрту может сломать, об этом даже страшно подумать. Вы только прикиньте, что усилиями только одного бунтаря можно снести всю эту феминистическую систему к чертовой бабушки, а уж если их будет больше, то вся эта маточная гвардия тут же с дуется как лопнувший надутый контрацептив.

Ладно, пусть такой мир в полной изоляции и тоталитарном режиме как-то выживает, но вот то что психика нашего глав гада (при которой точно можно стать приверженцем мизгоний) чуть не полетела к черту после такой распрекрасной жизни среди таких милых женщин, вот это вопрос так вопросище. Может у него какой-то порок мозга врожденный, может это передаётся по мужской линий, может он наркотой баловался в перерывах между побоями и пропагандиским воспитанием, и вскоре рехнулся, всё может быть, но итог вышел вопреки всей логике не только нашего мира, но и мира в котором он сам живет.

- Он просто сломал систему, он не такой как все, он уникальный, — скажут многие, те кто проникся историей. Да, бывают такие рождаются и не мало, но они становятся такими получая не только отрицательный опыт на протяжение всей жизни, но и положительный, а уж что говорить про детство, где психика ломается основательно, тем более если мы с вами говорим про доброту, где без воспитания ну ни как не натаскать сей жизненный принцип, воспитания что отсутствовало напрочь у нашего подопечного.

Так вот вопрос? — Может ли быть добродушие темного эльфа Дзирита(или Дзирта), быть результатом психологического сдвига в результате шока и давления полученного в детстве, вроде ухода в собственный вымышленный мир самообмана? Ведь он как и другие испытывал те же чувства с рождения. Неужели другим детям не хотелось любви матери или отца, неужели в отсутствие главного у матерей, а это материнского инстинкта, дети не убивались ими сразу после рождения, как они вообще могли вылезти только на чистой похоти или в холодном расчёте на что то? Ведь именно эти данные природой чувства не дают даже животным сразу убивать друг друга, ведь именно инстинкты дали возможность им выжить.

Поэтому поверить в такой мир ну очень сложно, а уж что говорить про саму рассказанную историю, что скачет от банальности до откровенной чернухи, и как итог в конце не понятно, то ли для взрослых автор писал, то ли для детей, то ли для взрослых детей, ну нет тут середины, всё скачет от крайности в крайность. Так же говоря про весь сборник в целом могу отметить только первые три, ну может четыре книги, так как они вышли ещё более менее читабельны, а вот то что идёт после, уже просто вообще не интересны и надуманны. Считаю,что нужно было либо заканчивать эту историю на каком-нибудь логическом конце, уже без этого бесконечного растягивания, либо развивать её не исходя из банальностей и типичных принципов, ну конечно и без вездесущего нытья.

Итог сей басни: Если хотите псевдочернушную сказочку про ушастых негров(то есть афроамериканцев или правильней афромензоберранзанцев, уж простите за отсутствие политкорректности), то вам сюда и то только первые четыре книги, а если хотите серьёзного взрослого фэнтези без банальных принципов, тогда лучше все же что то типа

Мартина или на худой конец Аберкромби.

Спасибо за внимания. Критика всего и вся приветствуется.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Цикл романов о темном эльфе прочитан. Положительного к сожалению мало. Сюжет хоть и очень сильно затянут иногда радует неожиданными поворотам. Второстепенные персонажи получились неплохо, кроме сестер Дзирта, среднюю с младшей я все время путал, и еще некоторых обитателе Бензамеранзана. Очень органично смотрятся вставки философских рассуждений самого героя. Однако вопросов цикл вызывает очень много. Общество дроу, как оно может существовать если все они ненавидят друг друга и мечтают убить? Автор говорит, что постоянные предательства и жестокость позволяет эльфам быстрее подняться по иерархии рангов и получить больше власти. Но эти слова не как не подтверждаются событиями, например Дзирт лучший выпускник школы воинов ни каких видимых бонусов не получает. Более наглядный пример

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Дайнин после убийства своего брата не получает вообще ни каких видимых благ и даже после смерти Зака, он все равно командует небольшим отрядом и все так же, как и в начале, служит своей матери кем то вроде посыльного.
Я еще понимаю борьбу между домами, уничтожил более сильный дом — разграбил и занял его место в совете. Но вот личная конкуренция выглядит очень не логичной. При такой системе в домах родственники друг за друга горой стоять должны, ведь чем больше в доме сильных воинов и магов тем легче будет победить другие дома и получить реально на много больше власти и богатств, нежели занять место своего старшего брата или сестры в своем доме.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Принесение Закнафейна в жертву перед серьезной схваткой вообще выглядит полным идиотизмом. Правда это в конечном итоге и приводит к гибели дома Доурден, хотя бы логика сохранена

Отдельно хочется отметить просто отвратительное описание схваток и битв, правда тут возможно виноваты наши переводчики, но отзыв я пишу на русскую версию романов, поэтому не могу это не отметить. Некоторые моменты выглядят, как откровенное не уважение к читателю, то Дзирт опустит сабли вниз и атакует врагов ногами, то метнет копье во врага, а потом сразу продолжает им размахивать.

Герою встречается большое количество разных монстров, которые ни как не описаны — квиклинг, баргетствульф, ворг и все ну про некоторых еще говорится, какого цвета они были. Это сейчас учитывая огромное количество компьютерных игр, фильмов и сериалов фентезийной направленности можно читателя особо описаниями не грузить, да и то их отсутствие считается дурным тоном, а этот цикл был написан в 1990 году, как интересно по таким скудным описаниям люди себе этих монстров представляли.

Расстраивает отсутствие, какого либо морального роста гг. Дзирт с самого начала добрый и хороший, ни пропаганда, ни религия темных эльфов не может его обмануть. Он сразу им не верит и имеет свой взгляд на мир. По моему очень странно для ребенка. Невероятное мастерство владение оружием Дзирта тоже интерес к происходящему не добавляет, он почти не встречает равных себе по силе противников, а если и встречает, то призывает свою ярость и выходит победителем, ну очень скучно такое читать. Раздвоение личности героя, казалось бы, серьезная проблема, тоже довольно быстро забывается. Он постоянно ноет, что его не где не принимают, и он не может найти себе дом. Но стоит прочитать, как он начинает общается придя в город, как многое становится понятно. На вопрос «Зачем ты пришел?», Дзирт говорит «Я иду куда хочу» и не слово про то что ищу работу, могу помочь, хочу быть полезным. На вопрос «От куда ты?» он говорит название последнего населенного пункта мимо которого прошел. Понятно, что такого персонажа учитывая, дурную славу темных эльфов, не одни адекватные городские стражники не пускали. И я вообще не понимаю от куда появилась проблема поиска нового дома. У Дзирта был хороший друг, со связями, не ужели он не мог устроить невероятного мечника и хорошего следопыта к каким-нибудь наемникам. Та же Дав с удовольствием приняла бы в свою команду такого специалиста. Но почему-то Дзирт сам идет искать свою судьбу.

В романах еще много шероховатостей и несуразностей и я бы не стал рекомендовать их к прочтению.

Оценка: 5
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кто-то не понимает, почему сему циклу ставят такие высокие оценки. Классическое фэнтези, где есть всякие эльфы, гномы, хафлинги и еще куча рас, магия с файерболами и живущими в башнях волшебниками, и простой сюжет без тонкого переплетения интриг — как это может увлечь читателя, если есть Аберкромби с его яркими героями, Сандерсон с его неповторимыми мирами и нигде не виданной магией, Ротфусс с его мелодичным языком, когда во всю развивается поджанр темной фентези, где герои «прям как в жизни» со своими плюсами и минусами, а писатели научились сплетать нити интриг и тайн так, что от напряжения при прочтении книг у читателя может начаться нервный тик?

А все ведь просто: мелодия книги совпала с мелодией души читателей, прозвучав в унисон. Многие просто получили то, что ожидали, а некоторые и сверх того. Представьте, среди обилия «серой» и «разноцветной» литературы порой очень приятно взять в руки просто хорошую, добрую книгу с правильным посылом и добрым героем. Мне понравилось. И, судя по оценкам, не только мне. А если читатель еще не распробовал жанр фэнтези сполна, а только начал свое знакомство с ним, этот цикл пойдет на ура!

Я обязательно когда-нибудь перечитаю прочитанные мною книги о Дзирте и дочитаю историю до конца. Первая же трилогия — то, что обязан прочесть читатель, считающий себя любителем жанра фэнтези. Рекомендую!

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитала этот цикл. Даже странно, почему он прошел мимо меня, хотя я и слышала про эти книги. Что сказать .. Мне понравилось! Прочитала много критических отзывов, но тут уж каждому свое. Мне понравился мир, переживания герои, его характер. Как-то уже стало не хватать цельных и положительных героев, зло стало подаваться более привлекательно и интересно, а к чисто положительным героям отношение от спокойного до раздраженного. С другой стороны, описать положительного героя, чтобы он не был приторным, слащавым и картонным, тоже надо суметь. В этом плане Дэирт как раз хорошо прописан. Он знает и ярость, и страхи, и сомнения. Хотя он временами наивен, как ребенок. Но понять тоже можно. Что он видел в мире, где родился? Другой жизни он не знал, нормальные отношения мало с кем были возможны, а те, что удавались, оказывались временными в силу разных обстоятельств. В итоге поиски Дзирта — это поиски дома и своего места в мире. И после многих трудностей, опасностей и приключений он наконец их обретает. В общем, хорошие книги о вечных ценностях.

Оценка: 9
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не многие книжные циклы, основанные на игровых вселенных, могут похвастаться таким замечательным качеством, как «возможность ознакомления в отрыве от игр». Серия «Забытые королевства» данным качеством обладает, более того, на мой взгляд, в России о книгах этой серии слышали больше, нежели о самих играх. Наибольшую известность приобрели истории о приключениях темного эльфа Дриззта (по понятным причинам сменившим имя в России на Дзирт). Приключения эти начались в 1988-м году в «Долине Ледяного Ветра», а рассказал о них тогда еще молодой и талантливый автор Роберт Сальваторе. История оказалась настолько популярной, что книги цикла продолжают выходить и по сей день (количество романов почти достигло 30). Однако я бы хотел поговорить не о продолжениях, которые пусть держат определенную планку качества (какую именно, поясню позднее), но уж слишком часто отрабатывают одну и ту же приключенческую схему. А вот «Темный эльф» от всей франшизы немного отличается.

Приквельная трилогия, написанная сразу после удачного дебюта, раскрывает нам историю становления Дзирта как личности и героя. Более того, кроме приключенческо-квестовой составляющей здесь еще и нашлось место интригам и политическим играм Домов темных эльфов (жаль, правда, что эти игры прописаны довольно прямолинейно). Перед нами во всей красе предстает Мензоберранзан, легендарный подземный город, в котором обитают опасные дроу. В городе жесткий матриархат с сильной религиозной основой власти. Кроме того, имеется кодекс законов, тоже довольно жестких, но регулярно нарушаемых, так как главный негласный закон – «никогда не попадайся». Местная аристократия – Великие Дома – обожают устраивать набеги друг на друга и вырезать весь состав неприятельского Дома (обожать-то обожают, а вот занимаются этим не часто, т.к. если останутся свидетели, то нападающих покарают кроваво и безжалостно). Правила чести и справедливости изучаются в теории, но дальше этого дело не идет. Каждый аристократ обязан принести своей семье пользу и потому профессий там по сути дела всего три: эльфийки становятся жрицами своей богини, а мужчины – либо магами, либо воинами. Интересное местечко, не правда ли? Именно здесь рождается Дзирт. С воспитанием у дроу, кстати, не все ладно: в 5 лет главного героя учили левитировать при помощи кнута, после чего, когда он все же взлетел, его учительница ожидала, что он взглянет на нее с улыбкой. После тесного общения с кнутом, ага. Или еще пример: в 16 лет Дзирт становится полноценным принцем. До этого он был слугой, ему было запрещено поднимать глаза от пола и малейшее неповиновение каралось ударами кнута. В день своего шестнадцатилетия наш главный герой получает приказ: смотреть на свою мать, а не на пол. Дзирт колеблется, из-за чего у матери случается приступ гнева и она бьет своего сына и угрожает убить, если он будет вести себя как слуга и опозорит честь семьи. Логично-то как... Тем не менее, Дзирт становится лучшим воином в Мензаберранзане, плюс, несмотря ни на что, он так и не научился подлости своих соплеменников. В результате, ожидаемо, темный эльф понимает, что он недостаточно «темен» для своей семьи и своего города и решает уйти искать свое место в мире. Благо, живут дроу в среднем по 700 лет, так что искать можно особо не торопясь, ввязываясь во все встречные приключения, заводя много новых друзей и еще больше врагов.

Все романы о темном эльфе – качественное героическое фэнтези, не нагружающее мозг лишней информацией и преподносящее мораль на блюдечке, в понятном виде и по несколько раз за роман. Данная трилогия не исключение, но она не зацикливает внимание читателя только лишь на приключениях, что мне в ней и нравится.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первая трилогия о Дзирте самая-самая потому что мир Темных Эльфов очень интересен. Все последующие книги становились всё хуже и хуже...

Оценка: 9
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Популярная трилогия, по странному стечению обстоятельств получившая еще и статус классической. Странная трилогия, застрявшая, по-моему, где-то между жанрами, между сегментами рынка. Для полноценной взрослой фентези слишком приторная, наивная, с черным-черным злом и торжествующим в конце добром в сверкающих доспехах. Для детской чересчур тяжела, да и жестковата. Наверное все таки подростковая, да и то для каких-то немного странных подростков. Видимо американских)

Хотя в каком-то смысле для нас книга даже актуальнее, чем для запада. Пока они там, наподобие светлых эльфов, пляшут на лесных полянах в лучах ласкового солнышка, поют и радуются жизни, не мы ли живем в обществе эльфов темных, в атмосфере мракобесия и ожесточенности? Не мы ли регулярно возвращаемся к мысли оставить эту юдоль навсегда и перебраться туда, на поверхность? И не мы ли всякий раз останавливаем себя мыслью, что при всем своем кажущемся великолепии этот наземный мир тоже может быть жестоким и неприветливым, особенно для нас, выходцев из Мензоберранзана? И каждый делает свой выбор: кто-то уезжает и принимает лучи обжигающего солнца как очистительную кару, кто-то остается из простой слабости, а кто-то из искренней любви к своей подземной родине и надежды, что и сквозь давящую толщу мертвого камня над головой рано или поздно пробьется немного света. В конечном итоге, при всей их простоте, романы Сальваторе ставят правильные вопросы нравственного выбора, а главное, по сути своей очень гуманистичны и положительно заряжены. Примитив? Да. Но доброму примитивизму, сеющему разумное и вечное, можно, пожалуй, и простить ;)

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если одной фразой, — мне было очень скучно.

Хотя... не все время.

Первая книга очень понравилась. Вообще люблю этот жанр – становление и обучение героя, обретение им самостоятельной точки зрения. А дальше – столкновение этой точки зрения с внешним миром. Выдержит ли герой испытание, будет искать компромиссы или останется верным своим принципам. Все это в первой книге присутствовало во всей красе. Но не знала я тогда, что слово «принципы» может так сильно раздражать!

Все дело в том, что, придя к твердому решению не следовать обычаям своего народа, герой застыл памятником самому себе, стал предсказуем. Зачем сомневаться? Все ж понятно! (Эх, другим бы такой уверенности в том, что такое хорошо, а что такое плохо!) (а только страдать ) Исход всех его сражений был предрешен, и за него (исход то есть) не приходилось волноваться. Если во второй книге все приключения были хоть сколько-то новыми, то в третьей события катились гладко в соответствии с принятыми законами: здесь он меч поднимет, а тут опустит, сейчас он начнет страдать (по несколько, ну вот честное слово!, надуманным поводам, — «О, Дзирит!»), а сейчас – вступит в справедливую схватку.

Уж и не чаяла, когда ж все это закончится!

Оценка: 5
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохой подростковый боевичок.

Сюжет классический для читателей тинейджеров — юный Ггерой родившийся в аристократической семье, его развитие, бунт, отрицание авторитета взрослых, разрыв с прошлым. Идеальный продукт для юной аудитории, если по существу. Примерно на тех же эксплуатируемых молодежных ценностях основана индустрия рок-музыки. Симулякр протеста.

Плюсы — все происходит очень быстро и не успевает надоесть. События проносятся как ракета. Характер Ггероя прописан очень четко и весьма удачно — абсолютный идеалист терзаемый сомнениями в правильности своего пути, он вызывает симпатию. Боевка немного простовата, но не критично.

Минусы — вытекают из плюсов — автор очень плохо, а зачастую вообще никак не описывает локации и внешний вид и размеры персонажей — обычно называется только имя персонажа и его раса, в результате в голове читателя не возникает картинка происходящего в тексте. Там где Сальваторе все таки начинает давать картинку мира — становится понятно почему он не делал этого раньше — он абсолютно беспомощен в описании чего либо — это у него не получается совсем. Несмотря что претензии на эпичность повествования — бедный язык автора не позволяет создать действительно широкое полотно с глубокой перспективой, текст скорее производит впечатление склоки происходящей на крайне ограниченном пространстве коммунальной квартиры. С другой стороны возможно эта серия предназначена для поклонников настольных и компьютерных RPG из вселенной D&D и они видят эти книги совсем иначе чем я. Возможно в этих играх и находятся описания локаций и персонажей которые Сальваторе просто пропускает за ненадобностью.

Я прочитал больше книг автора чем в этой серии и считаю что настоящий отзыв о его второй трилогии «Темный эльф» можно с полным правом распространить на вообще все его работы. Романы Сальваторе абсолютно одинаковы по стилю и качеству — весьма средний уровень.

Для подростков 12-16 лет рекомендую. Для более старших возрастов будет просто скучно.

5 из 10.

Оценка: нет
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще в процессе прослушивания аудиокниг я понял, что на 100% это не моё направление. Но бросать начатое не привык, так что «доел кактус до конца».

Основное впечатление: МЕРЗОберранзан. Именно так, поскольку перед читателем (слушателем) открывается довольно мерзкий мир (общество), который не привлекает совершенно. Мир искусственный — существование такого мира и существование в нем дроу на протяжении столетий и тысячелетий имеет под собой слишком шаткие основания (КНДР в пример просьба не приводить!). Кстати, описание мира существенно проигрывает по полноте описанию общества. Иерархия понятна, а вот экономика более чем туманна, а без нее нет развития — одним слепым служением и подчинением Ллос сыт не будешь. Так что пришлось использовать озеро Донигартен, которое поит и кормит всех. Ну и поля с грибами — любимым лакомством дроу — отдельная песня! Правда, рассказывают, что после грибов (и кактусов) и не такое бывает, но я в этих вопросах полный профан. Тысячи рабов, обслуживающих дроу, вполне могут быть, но они показаны такими ущербными, что сразу же возникает сомнение в их способности выживать без хитроумных, коварных и зловредных темных эльфов.

Кстати: а с чего это Дзирт родился (или стал) таким «ущербным» дроу? Генетическое отклонение? Хм... Единичное? Хмм... Не знаю, верить ли. Так или иначе, но он серьезно отличается от других, причем ему удается водить за нос «правильных» дроу и обманываться самому очень много лет. Но внешне(!) это выглядит так, будто Дзирт и другие темные эльфы — создания недалекого ума. Душевные терзания Дзирта кажутся излишне наивными и не заслуживают серьезного внимания.

Ну да ладно, обратимся к другим расам и героям:

- Гвенвивар — неплохая находка, только обретение её Дзиртом нарушает все законы подземного мира. Очередная нестыковка.

- Джарлакс — дроу, единственный интересный для меня персонаж эпопеи. Пожалуй, только он и Гвенвивар делают повествование не столь однообразным.

- Закнафейн — дроу, отец Дзирта. Воин, убийца и вольнодумец в одном лице, дважды жертвующий собой ради спасения сына. И откуда берется «условно светлое и хорошее» в мире темных эльфов?

- глубинные гномы — друзья Дзирта. Картоннее только создания в произведениях Маргарет Уэйс. Ничего общего с любимыми или традиционными гномами. Гномы-ни-о-чём — без характерных черт и без изюминки. Гномы-статисты, позволяющие ГГ переждать некоторое время у них в городе. Даже Белвар — близкий друг ГГ — не цепляет.

- иллитиды — этакие кукловоды и ментальные контролёры. Странно, почему они до сих пор не захватили весь подземный мир. При своем могуществе они «раздираемы низменными страстями» и «подвержены гнусным порокам». Дешево и ни разу не сердито.

- пич Щелкунчик — друг Дзирта. Потенциально интересная история, разбавляющая во второй книге постоянные схватки Дзирта с разнообразными врагами. Приятно, что она вовремя была оборвана автором.

- люди — по большей части традиционно тупые и мстительные. Да, есть «приличные» персонажи, но их можно пересчитать буквально по пальцам. Единственный минус — автор никак не может решить — убить их или оставить ради сохранения подобия интриги и причинения Дзирту новых душевных страданий.

Теперь два слова о самих книгах. Книги отражают четкую общую логику развития и приключений ГГ — описание мира (общества) и завязка, блуждание ГГ по Подземью и выход на поверхность. Все три примерно одинаковы, а отличия обусловлены акцентами, которые расставляет автор: общество и становление ГГ в Отступнике, борьба за жизнь, поединки и столкновения в Изгое, развитие и приключения ГГ на поверхности, где он тоже, в принципе, не находит покой и умиротворение.

Резюме: высокие оценки, выставленные этой «эпопее» я не понимаю. Возможно, нужно быть приверженцем D&D, чтобы читать подобные произведения. Я определенно не из их числа, а потому выше 6 баллов поставить не могу никак.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх