FantLab ru

Надежда Попова «Стезя смерти»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.97
Голосов:
666
Моя оценка:
-

подробнее

Стезя смерти

Другие названия: По делам их

Роман, год; цикл «Конгрегация»

Аннотация:

Кёльн, Германия, 1390 А.D. Благополучный город, редкие правонарушения, в местном отделении Инквизиции царит скука и праздность. Недавно переведенный в Кёльн следователь, изнывающий от безделья, хватается за первое подвернувшееся дело — необъяснимую смерть студента университета. Дознание, начатое от скуки, выводит его на след масштабного заговора.

© Н. Попова
Примечание:

Опубликовано в сети в 2011 г.


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 460

Активный словарный запас: низкий (2532 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 84 знака, что близко к среднему (81)

Доля диалогов в тексте: 64% — на редкость выше среднего (37%)!

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Стезя смерти
2013 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  30  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Итак, изрядно потрепанный инквизитор Курт отправляется в Кельн, где достаточно быстро находит себе дело, расследуя смерть одного студентика. Все считают эту смерть естественной, но только не Курт, чья интуиция подсказывает: не все так просто. Интуиция не врет, и, раскручивая эту историю, молодой инквизитор попадает в тот еще переплет. Я специально говорю самыми общими фразами, ибо, как это водится в «Конгрегации», у всего здесь есть второе, а то и третье дно, и одно неосторожное слово вполне может похоронить половину интриги для читателя. Сначала «По делам их» читается скучновато, интрига раскачивается долго, все ходят вокруг да около, много разговаривают (причем частенькона латыни, коей значительно больше, чем в первой книге — если такими темпами пойдет и дальше, десятый роман будет на латыни полностью, ггг), а затем дело внезапно принимает нешуточный оборот, появляются первые подозреваемые, их начинают раскалывать... Вот эти игры между следователями и подозреваемые, психологические приемы для подавления арестованных — это все очень круто.

Далее там, конечно, любовь, причем я сразу просек, что с этой любовью не так, причем просек правильно. Но дальнейший поворот событий я вовсе никак не ожидал, и потому финал стал для меня впечатляющим ходом, раскрывающим, по сути, всю суть этого романа. Все по заветам дедушки Линча — совы не то, чем кажутся, ага.

Что еще понравилось: на первый взгляд кажется, что ничего особенного кроме финальных глав, не происходит. Разговоры-разговоры, обманчивое топтание на месте, поиски себя и прочая. А потом начинаешь прокручивать в голове книгу, и понимаешь, насколько там много событий, взаимосвязанных линий, и насколько сложна и хорошо выписана невзрачная на первый взгляд конструкция. Это действительно круто.

Другое дело, что в процессе чтения это замечаешь не всегда. Злишься, что любовь между инквизитором и графиней такая прямо Анжелика, что начало топчется на месте, что Курт временами кажется таким прямо безвольным, сил нет. Автор умело маскирует интригу. Причем настолько умело, что читатель временами не очень понимает, что эта интрига в принципе есть.

Впрочем, это я так. На самом деле мне понравилось. Книга очень отличается от первого, «деревенского» инквизиторского детектива, и я не скажу, лучше она или хуже. Просто другая.

Оценка: 8
–  [  26  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Все чаще в литературе и кино затрагивается тема инквизиторской работы, что явно свидетельствует о росте читательского и зрительского интереса к этой неоднозначно знаменитой организации. Неоднозначной, потому что несмотря на последующее перерождение, изначально Инквизиция исполняла роль контрразведки и работала достаточно эффективно. Поэтому нет ничего удивительного в появлении книг, в той или иной мере посвященных тяжелым, запутанным и не всегда праведным трудам инквизиторов всех мастей.

Итак, это не наш мир. Не спешите поправлять меня, сперва я уточню, насколько он не наш. Летосчисление указано не случайно. В этом мире такая же география, языки и народы, даже христианство на первый взгляд точно такое же. Только точка отсчета не та. Та по названию, но не та по смыслу. Ключевые изменения внесены в само мироустройство, за спиною малефиков встают темные тени чуждых богов. Вот почему тот факт, что уровень развития общества в плане наук выше ожидаемого, не может служить единственным критерием для оценки правдоподобности. «Конгрегация» не цикл исторических книг.

Но вернемся к роману «Стезя смерти». Действие его разворачивается в родном городе Курта — Кельне, что вполне логично, учитывая нелегкое прошлое майстера инквизитора, которое рано или поздно должно было выйти на передний план. На первый взгляд, здесь все мирно и тихо, на улицах царит порядок, даже банды стараются не высовываться и почти не нарушают покой законопослушных горожан. Здесь уже не так боятся инквизиторов, как прежде, а самые дерзкие пользуются ограниченностью полномочий Конгрегации. Вот сюда-то и переводят Курта вместе с его новым подопечным — Бруно.

Как и в первой книге, автор уделяет немало внимания характерам персонажей, детальности их проработки и, разумеется, взаимоотношениям. Курт, Бруно, инквизиторы Дитрих Ланц, Густав Райзе и глава отделения Вальтер Керн, студенческая братия, преподаватели и пфальцграфиня Маргарет — вот далеко не полный список героев. Образ любого персонажа складывается постепенно, из описания внешности, из манеры поведения и беседы. Автор с протокольной точностью фиксирует любые нюансы, по кирпичику выстраивая здание романа.

Если кому-то из читателей казалось, что в «Ловце человеков» Курт слишком много размышлял, то им стоит иметь в виду, что в «Стезе смерти» мыслей и чувств будет еще больше, поскольку именно эта книга определяет дальнейшее становление характера майстера инквизитора. Именно здесь ему предстоит сделать окончательный выбор, ради чего и для чего он ведет борьбу. Кому или чему он служит, преследуя малефиков и прочих нарушителей душевного спокойствия. Понятия долга, любви, смысла кажутся такими простыми, но только до тех пор, пока грубые реалии не разрушают прекраснодушные идеалы. И тогда Курту придется сделать выбор, способен ли он брать на себя ответственность, допрашивать и пытать, нарушать мирские законы во имя Господа.

Что касается детективной интриги, то с одной стороны автор сделала ее чуть более прозрачной. Более того, собственно имя преступника становится очевидным еще до конца, и тогда возникает другой, не менее сложный вопрос, не кто? а как? Не кто совершил, но как и каким образом это доказать. Где найти улики и свидетелей, если противник безмерно хитер и осторожен? Приятно, что на сей раз врагам Конгрегации посвящено куда больше внимания. Подробно и четко изложена точка зрения противоположной стороны, образно и ярко описаны верования, убеждения и ценности. Свобода от гнета морали или закона. Новые сильные покровители, пусть и иные, чуждые человеческому миру. Также мы наконец-то узнаем, какое положение в иерархии общества занимает Конгрегация, и каковы ее отношения с властьпредержащими.

Итог: детективный роман о ключевом деле Курта Гессе.

Оценка: 8
–  [  25  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга реально крутая! Эпитеты «замечательная», «великолепная», «интересная» — не отражают в должной мере всех ощущений, испытанных мною во время чтения. Именно – крутая! Ее сюжет мне показался более интригующим, сложным, сильнее закрученным, чем в первой книге. Здесь Курт раскрывается с сильнейшей стороны – где-то ему невероятно хочется сочувствовать, потому что все происходящее с ним проходит через его сердце, сознание, оно неотвратимо меняет его личность, продолжая выжигать в его душе следы и оставлять шрамы, заставляет задумываться о том, что ждет его впереди, каким он станет под давлением обстоятельств. Изменения неотвратимы.

Поначалу захватывающий сюжет никак себя не проявляет – все начинается достаточно медленно и довольно долго развивается в том же темпе. У Курта после последнего дела остались шрамы на теле и в душе, он остро переживает ситуацию с Бруно и Автор продолжительное время описывает его терзания, неустроенность, неудовлетворенность. Казалось бы, зачем так долго это делать. Но дальнейшее развитие сюжета показывает, что в книге важно все, ничего нет лишнего, все взаимосвязано и Курту еще придется примерить на себе ситуацию, в которой он себя никак не мыслил.

В этой истории для Курта, уже повидавшего многое в своей еще недолгой жизни, все-таки были вещи испытываемые им впервые. Одна из них – эта первая любовь. Она на него свалилась, как гром среди ясного неба, утопила в себе, сделала ручным, податливым, беззащитным, невосприимчивым к окружающему. Его поведение слепца неимоверно бесило, но оно было понятным — парень влюбился не на шутку и все оказалось не таким простым и легко объяснимым. Эта страсть поглотила его настолько, что, кажется Курт готов ради нее отступиться от своих принципов, попрать все, что ему было дорого, невзирая на презрение со стороны окружающих. Именно такого сюжета я ожидала, когда брала в руки еще первую книгу цикла: Курту придется делать выбор. За этот выбор его можно обвинить в резкой смене чувств, грубом использовании и хладнокровном бесчувствии, но он прежде всего человек, живой человек с ощущением своего Я, со своим самоуважением и главное – он инквизитор, обладающий даром, интуицией и дальновидностью. Поэтому я порадовалась за героя, а точнее за Автора, что она представила именно такого Курта. На протяжении всего повествования главному герою веришь – настолько он убедителен в своих действиях, но отношение к нему меняется от раздражения за его безвольность и уверенную слепоту до сочувствия и сожаления, с ощущением: где-то все-таки тут зарыта собака.

Автор здорово водит читателя за нос, по ходу подкидывая намеки, откровенные указания на реальность и взаимосвязанность ситуаций в деле, но проходит немного времени и начинаешь сомневаться в своих выводах, а немного погодя все начинается по новой. Темп и ожидание развязки со второй половины книги не отпускает до самого конца. Удивительно то, что первую половину книги я читала четыре вечера, а вторую прочла за вечер – настолько было захватывающим действие. Финал неожиданно, но предчувствовано расставляет все по местам. За Курта, хоть он всего лишь выдуманный персонаж, болит сердце – эта произошедшая история несомненно оставит очередной глубокий след. Его страх перед самим собой, перед своими дальнейшими действиями хорошо понятен. Что же еще приготовила для него Автор?

Несмотря на то, что начало книги кажется затянутым и долго совсем ничего не происходит, Автор за это время дает много информации о сути героев, их действиях, взаимоотношениях, приверженности, настойчивости, упорстве, добросердечии и т.д. – о всех человеческих качествах, которые в той или иной степени, в нужном месте и вместе с тем неожиданно раскрываются и влияют на события. Особенно понравились приемы работы коллег Курта, способы давления во время следствия, психологические поединки следователей и подозреваемых, умелая игра на их чувствах и страхах – описано это мастерски и является одной из ярких черт повествования.

Книга очень понравилась. В ней интересно все – и неспешное начало, и быстрый и захватывающий темп второй половины истории, и переживания Курта, и сама детективная история, начавшаяся так неожиданно, и ее развитие, и ответы на многие вопросы, и проявление личности Бруно, и их примирение с Куртом – все заслуживает самой высокой похвалы. Автору огромное спасибо за труд, за идею и ее прекрасное воплощение.

Оценка: 10
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение ,

« — Ты все еще пытаешься отыскать в чужих не словах даже – действиях! – ответы на собственные вопросы. Хороший ход – свалить на вышестоящих вину за нежелание делать выбор избавляет от ответственности за свои поступки».

Почему я начала вторую книгу? Было время? Почти, но не совсем. Стало интересно? Ближе, но все равно не то. Жизнь между двумя томами была обычной, привычной, но герой «Ловца человеков» продолжал что-то делать и говорить у меня в голове. *Поза эмбриона и стоны: «Голоса! Я опять слышу эти голоса-а-а-а!..»* Не так серьезно, но он определенно вызывал зудящее любопытство, словно я пыталась подглядеть через решетчатое окошко. Он сам жил и сам разговаривал, как положено полному и доскональному персонажу. Этого достаточно, чтобы взяться за продолжение.

С самого начала появляется ощущение выпущенного снаряда. Пепел и шелуха сомнений облепившие героя в прошлой книге рассыпаются и дымным шлейфом следуют за ним через страницы. Пикантная и занимательная коллизия – столкновение инквизиторского и мужского начал, волнующая всегда и всех: «А ну, как ведьма красоткой окажется! Да еще и любимой?!» -здесь в стремительном крещендо оглушает и поражает читателя. Скажу сразу – я повелась. Когда в Курте любящий мужчина одолел-таки дотошного дознавателя, я на сутки отложила читалку. Вздохнула поглубже и выключила. Не разочарование, но… безмерное удивление, такое же, как у Филиппа Шлага должно было поулечься. К новому Курту пришлось привыкать. Сух, напряжен, отстранен, но не дочитывать не получиться; зарницы невероятной развязки уж блещут.

Это не просто шустрый, подзакрученный детективчик в аппетитной обложке нездешнего антуража. Эта книга неизмеримо глубже и сложнее первой — да! с морально-этической точки зрения в первую очередь. В ней есть конфликт. Это роман о выборе. О том как и во имя чего он делается и делается ли вообще. Из юноши пылкого со взором горящим вылупляется заматеревший, почти вконец обесстрастившийся инквизитор. Не будет проваленных дел и острейшей необходимости оправдываться. На этот раз в исполнение приведется все возможное и даже сверх.

Оценка: 9
–  [  23  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Скажу честно, первые 200 страниц романа буквально вымучивал, читал с большими перерывами. Даже подумывал бросить. Начинало казаться, что автор скатилась в обычное женское фэнтези, любовную лирику, розовые сопли. Неприступный инквизитор влюбляется в прекрасную принцессу и теряет голову. Но я ошибся и хорошо, что не бросил читать. Дальше действие пошло по нарастающей. Заговор, убийства, ведьмы, колдуны. И инквизитор оказывается не так прост как казалось. Хитроумная операция по обезвреживанию преступников против веры и человечества. Свой среди чужих-чужой среди своих. Пожалуй это верная формулировка сути романа. Личность Курта открывается с совершенно новой стороны. Он превращается в безжалостного, но справедливого служителя Конгрегация. И никаких соплей и метаний. Глубокая психологическая проработка характера главного героя. Рассуждения на тему религии, веры. Одна из удач романа-это сцена черной мессы в катакомбах под Кельнским собором. Очень атмосферно и мрачно. В то же время книга добавляет новых тайн и загадок. Буду обязательно читать продолжение. Великолепный автор.

Оценка: 9
–  [  23  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения первой книги цикла я решила обождать с вынесением своего суждения, тем более, что она показалась мне вроде пролога − первое дело молодого следователя, наложившее неизгладимый отпечаток на его дальнейшую жизнь и карьеру.

Я не специалист в истории средневековой Германии, потому не собираюсь судить о достоверности исторических подробностей и рассматриваю книгу с точки зрения обычного читателя.

Поначалу стиль и язык с обилием сложносочиненных/подчиненных предложений показались несколько тяжеловесными, но потом я приняла это как стилизацию, причем очень уместную в данном контексте.

Вторая книга показала, что замысел цикла шире, чем может показаться на первый взгляд. Было бы ошибкой воспринимать его просто как исторический детектив с инквизицией, хотя вторая книга тоже посвящена расследованию только одного дела. Направление, в котором будет развиваться цикл дальше, слегка обозначено, − посмотрим, что будет в следующих книгах.

Главная движущая сила расследования и сюжета − молодой следователь Курт, в прошлом малолетний преступник, подобранный и воспитанный Конгрегацией. По его же словам, из щенка сделали охотничьего пса. Персонаж, которого нельзя назвать однозначно положительным, и даже не всегда симпатичный − его поступки могут вызывать претензии с моральной точки зрения. Это настоящий инквизитор, который руководствуется принципом «Делать, что дОлжно», и на благо дела он использует все средства, даже собственные чувства и личные отношения. При этом инквизитор, отправляющий виновных на костер, сам имеет фобию − боязнь открытого огня.

Очень интересный, неоднозначный главный герой, и сам цикл безусловно заслуживает внимания на фоне современной русскоязычной фэнтези. Оценка между 8 и 9. Третья книга на очереди.

Оценка: 9
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Дошли руки написать о втором томе «Конгрегации» Надежды Поповой — «По делам их».

По сравнению с первым томом — динамичнее и... как бы это сказать... более ровно. Нет неоправданных скачков и, наоборот, торможений в самом интересном месте. Но на мой вкус все равно можно было сократить без потери смысла где-то на четверть — по отдельным словам, по сценам...

Многословие — порок современной фентези, даже той, что вполне прилична по содержанию.

Длинноватым показалось изложение учения о Тиамат. Хотя, может быть, это для меня скучно — усеченный и деформированный вариант учения о триединстве женского начала (Возлюбленная, Мать, Смерть). Хотя... «Таис Афинскую» Ефремова многие читали.

В общем, теперь знаю, на какой теме могу поцапаться с Надеждой. Подозреваю, что значение того, что произнес во время обряда Мельхиор, может быть похоже на мантру Кали «Хрим, шрим, крим, парамеш валикалике»...

Правда, никакая Кали или Урания не оправдывает убийство ради собственных головных тараканов.

Что понравилось.

Во-первых, прием «обмани читателя». В первом романе «камера» — в голове Курта. Во втором — за его плечом. Сдвиг небольшой, причем обозначен на первых же страницах, там, где сцена на крыльце и мимо проезжает Маргарет.

Во-вторых, тема «детского психологического травматизма», модная нынче в сети. Детская психотравма не является оправданием для убийства невинного. «Обоснуем» является. Оправданием — нет.

В-третьих, интересный прием «парности» ситуаций. Курт встречается с другом детства и говорит о том, что «не сможет прикрыть убийцу». «Не сможет» и «не захочет» тут практически равнозначны. И, якобы, активно прикрывает убицу — Маргарет... В общем, забавные подсказки, разбросанные по всему тексту.

В-четвертых, интересный момент, касающийся разговоров с кардиналом и другими служащими Конгрегации. Если читать внимательно, то все время подчеркивается, что Курт — не один, не одинок, даже в сомнениях и сметении...

Что заинтриговало — способности «мэйджик-имунити», которые все ярче проявляются у Курта. В общем, он не «бездарен», у него какой-то особый дар.

В общем, интересно для тех, кто любит читать внимательно, подмечая детали, которые дают намек на истинное положение вещей.

Еще одна мысль по поводу альтернативной истории. Вдруг подумалось, что «точка бифукации» находится где-то в «темных веках». Магия на Земле БЫЛА — этак века до 5-6 нашей эры. А потом — исчезла... нет, не во времена охоты на ведьм исчезла, а гораздо раньше, из-за чего, собственно, и начали охотиться на ведьм. Была бы магия — о них просто не думали бы. А так претензии ведьм на исключительность, помноженные на отсутствие реальной силы, дали возможнось их сжигать...

Да, а по поводу оценки действий Курта с современной морально-этической точки зрения... да, думаю, многим читательницам он кажется чудовищем. Но это их проблема.

Оценка: 8
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хочется написать подробный отзыв, но он же получается сплошным спойлером. Вообщем автор взяла психологический роман, детектив, триллер, готический роман, добавила к ним хорошее знание исторической эпохи и создала очень вкусное варево. По отдельности не поражают ни фобии главного героя, ни детективная история, да и исторические романы есть посильнее, но вот все вместе — получилось очень качественно. И мне очень нравится то, что многие считают недостатком — автор в курсе, что есть другие части речи кроме глаголов. Отсутствует желание впихнуть ногами в одну страницу пару батальных сцен вместе с постельной. И слава богу! А еще очень интересно, что автор сделает с исторической линией. Реальный Рудольф проиграл все что можно и нельзя. Собственно следующим после него реальным Германским императором, имевшим власть на всей территории империи был Вильгельм I в XIX веке. Явно, что в этом мире история свернет. Как интересно — справится ли Курт со своей фобией, как будут развиваться его взаимоотношения с Бруно и главное его развитие как следователя конгрегации святой веры.

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Достойное продолжение хорошего начала.

Конечно, особенно неожиданной саму детективную интригу не назовешь — мысли о ружье на стене в первом акте, разумеется, посещают.

Однако это совершенно не портит впечатления.

Во всем остальном — замечательное чтение — оторваться трудно, за героя переживаешь, к концу книги потихоньку начинаешь понимать латынь без ползания в примечания...

После непродолжительного перекура перехожу к третьей части.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне книга не понравилась. Сплошное соплежуйство, мыльная опера. Инквизитор всю книгу только и делает, что переживает какой он инквизитор. И эта ситуация...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Любил, любил бабу, узнал, что она ведьма и бац, сжег. Вероломный однако. Вся интрига лежит сразу на поверхности.
А мастерская академии... Прям как начало очередной серии Джеймса Бонда. На те курсант супер пуперский арбалет, на те кинжал, и прочие супергеройские приблуды. Дочитывал так, чтоб не бросить. Все достаточно предсказуимо.

Оценка: нет
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Обычно от второй части мы ждем дальнейшего развития истории, более глубокого погружения. Особенно когда автор не может нормально закончить даже первую книгу, оставляя лишь заделы на будущее. Значит, у него есть план? Так? Ну, а что тут? Вот вторая книга, и она скушна до невозможности. Посудите сами: в начале у нас был неопытный инквизитор, отправленный на расследование парочки трупов, растерзанных загадочным мистическим хищником. При всех минусах там была история, всякие подозрительные личности, странный барон со своей тайной, какие-то бродяги и т.д.

И вот во что же это развилось? Все тот же неопытный следователь (во всяком случае автор постоянно сама нажимает на это и не дает забыть), и в качестве изюминки — обычный труп обычного мужика, до которого никому нет и не было дела. Даже местный эскулап не уверен, что это убийство, и его вообще следует расследовать. И только настырность нашего героя заставляет его копаться дальше в этом никому не нужном деле. И совершенно не за что зацепиться, ну зачем ты докопался-то до мертвеца? Я не понимаю, и персонажи книги тоже. Неуверенный герой словно сам постоянно задается вопрос «Автор, я правда должен этим заниматься? Ты уверен? Хм, ну ладно...»

И вот получается скука, нет интриги, нет интереса, все уныло и занудно. Страница за страницей длятся никчемные разговоры на тему мертвого ноунейма, которые совершенно не хочется читать, потому что они не несут в себе никакой полезной для читателя информации. «Вот труп — Да труп — И? — Умер — Да умер — От чего — Кто же знает? — Кто? — Никто...»

Сказать автору нечего, и она просто набивает абзацы буквами до нужного количества, нагоняя лишь сонливость и желание забыть скорее про всю эту печальную Конгрегацию.

Оценка: 4
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не далее как месяц назад я впервые познакомилась с творчеством Надежды Поповой и выставила первому роману её цикла «Конгрегация» одну из высоких оценок. Заинтересовал ли меня герой или манера автора водить читателя за нос, не знаю до сих пор, однако второй роман цикла был взят и прочитан почти тот час же. И оценён – внимание! – ещё выше.

Напоминаю, что это всё ещё альтернативная история, позднесредневековая Германия в мистико-фэнтезийной канве. Данный роман, к тому же, близко подошёл к тёмной фэнтези, и если кто-то решит посчитать «Конгрегацию» циклом в стиле развлекательного квеста, ему лучше сразу собрать вещички и переехать к другому автору (не знаю, к какому, идите-идите, не мешайте).

Наш герой – Курт Гёссе, следователь Конгрегации, по сути – инквизитор, молодой и упорный человек с криминальным прошлым, чьи поступки вызывают порой недоумение, а страхи – жалость. Но если первое проистекает из той самой любви автора к тяганию читателя за нос, то второе раскрывает характер героя в полной мере и позволяет увидеть если не развитие, то укрепление его как представителя нелёгкой профессии. Иной раз кажется, что Гёссе сам не знает, на что способен, что он идёт напрорыв, положившись только на будь что будет, но это всего лишь хитрый автор, не желающий обозначить манёвр поворотниками, уводит сюжетную линию в крутое пике. И не помогут в этой фигуре ни многочисленные сослуживцы, ни близость учебного (а значит – информативного) заведения, ни даже осведомители, коих в романе сыщется ни один и не два.

В отличие от первой части, в этой инквизитор будет оправдывать своё ремесло на 100 %. Здесь будут смерти, запретные книги, колдовство, крутейшим бонусом пройдёт влюблённость, будут недоверие соратников и гнев начальства, самоубийства, грехи прошлого и месть. Католичество внезапно превратится в язычество, а детектив – в триллер. Будут жечь костры, а на них – людей, а ещё обманывать, опаивать, скрывать и проклинать. Временами Гёссе будет чёрствый, как сухарь, но всему в итоге найдётся объяснение. Не будет правды лишь о главзлодее, но к этому мы уже привыкли, проходили это в первой части, поэтому запасёмся терпением и будем ждать встречи со всеми плохишами в следующих книгах.

А эту заклеймим: «Очень читабельно, рекомендовано к прочтению».

Осторожно, цикл вызывает привыкание!

+9

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С некоторым напрягом осилил 2-ю книгу. Что могу сказать по прочтении 2-х книг серии?

1. Многословие. Приходится через силу читать дальше. Не по всей книге, но во многом. Язык хороший, но его много.

2. Сюжету недостает динамики. Сравните эту серию с Пеховым (Страж) или Пекарой (Слуга Божий). Там буквально глотаешь страницу за страницей.

3. Детективная составляющая неровная. Во 2-й книге злодея угадал сразу. В 1-й не смог. Посмотрим как другие части.

4. Остальное — кроме многословия и динамики — вполне неплохо: герои, обстановка, диалоги и.пр.

В целом читабельно и неплохо, но восторженных отзывов не разделяю. Будем читать дальше, может остальные книги повысят оценку автора.

А так — хороший автор всегда приятный сюрприз, посреди пустыни (с редкими ростками) нашего фэнтези.

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

К истории «Конгрегация» имеет отношения куда меньшее, чем книги Кея или Валентинова, не говоря уж о Маккамоне, Трускиновской или Алексее Иванове. Исторический антураж тут — не более чем антураж, да и тот не прописан толком. Люди в романе действуют — современные, мыслящие в понятиях 21-го века, ну от силы 19-го, но никак не 15-го. Нельзя отрицать, что «Молот ведьм» оказал на автора некоторое влияние, заставив покопаться в интернете (но вряд ли в архивах), и идея преобразовать средневековую инквизицию на основе этических и правовых представлений нового времени весьма любопытна, но это не более чем «мысленный эксперимент», вроде кота Шредингера или мыши Эйнштейна. Впрочем, вставки латыни добавляют тексту шарма и познавательности. Это, конечно, далеко не язык «Золота бунта», буквально погружающий в атмосферу времени, но и не искусственные старорусские изыски «Лавра»...

То есть, «Стезя смерти» — вовсе не исторический детектив. И не исторический, и не детектив на самом-то деле. Ибо с жанром романа определиться трудно. Для одних читателей (для меня, например) это достоинство, для других — недостаток. Ведь жанровая принадлежность — не просто литературоведческий ярлык, это еще и некий набор «правил игры», шаблонов и штампов. Несоблюдение которых раздражает «жанрового» читателя, чьи ожидания оказываются обманутыми или исковерканными. Автор не то чтобы игнорирует оные правила, но не стесняется их нарушать, меняя по ходу пьесы в угоду собственным представлениям о должном. Многие претензии к книге, высказанные предыдущими комментаторами, происходят, имхо, именно отсюда.

Вот смотрите. Поначалу перед нам действительно детектив. Неторопливый, затянутый, даже занудный. Причем читатель, в отличие от ГГ, явно догадывается, кто виновник (то есть, в терминах романа, «третий») — и это не может не радовать любителей жанра, чьё удовольствие во многом и состоит как раз в том, чтобы почувствовать себя умнее пусть не автора, но хотя бы следователя. Одна беда: первая половина столь медленная, перегруженная совершенно лишней для жанра рефлексией ГГ и диалогами, раздутыми ненужными для детективного сюжета деталями, что хочется прямо таки бросить эту мутотень — ведь если ГГ всю вторую половину книги будет столь же неторопливо и вдумчиво приходить к выводу, к которому читатель давно уже пришел...

Но читавшие первую книгу цикла понимают, что не всё так просто. Что такой вот у автора якобы неторопливый стиль. А скорее, думаю, нарочитый прием, создающий контраст сюжетной динамики. И вроде бы ненужные детали на самом деле будут важны для чего-то впоследствии. Действительно, повествование «взрывается» примерно на середине. Причем взрывается совершенно за рамками детективного начала, глубоко ныряя в психологию, в этический внутренний конфликт нехилого такого уровня, прямо-таки попахивающий ФМД (если кто не знает — это такой наркотик, особенно сильно действующий в сумерках, в слякоть и в условиях эмоциональных терзаний юношей, обдумывающих бытие). «Детективщики» могут почувствовать себя в дураках: оказывается, было не так уж и важно, кто «третий», суть вообще не в этом... Автор, однако, понимает, что до «Великого инквизитора» не дотянуться. Да и незачем на самом деле тянуться в ту сторону — так ведь можно и тех читателей, что остались после возмущенно захлопнувших книгу любителей детектива, растерять. Заглубление в вязкую материю тонкой психологии чревато потерей темпа. А нам нужно что-нибудь пошустрее «Фауста» Гете. И автор «выворачивает» жанр еще раз — в сторону мистического триллера... Я лично ощущал себя как на гоночной машине, проходящей резкие повороты на скорости далеко за 100.

Стремление автора ставить серьезные вопросы, копать поглубже, исследовать конфликт внутренний, а не внешний, и сюжетной динамике придавать соответственное измерение (когда меняются не только внешние обстоятельства, но и внутренний мир героев), оставаясь при этом в рамках развлекательной беллетристики — вызывает несомненное уважение. Другое дело, что здесь есть неминуемое «диалектическое» противоречие. Идеальный баланс между популярностью и глубиной литературы, наверное, вообще недостижим. А более или менее пристойный требует изысканнейшей «инженерии душ», чтобы буквально двумя словами — всю суть... Язык у автора хорош, спору нет. И умение отражать в словах эмоции и «движения души» — несомненно, присутствует. Но всё же автору не хватает чего-то, чтобы не «проговаривать» то, что в идеале должно оставаться между строк. И дабы не терять темпа, текст вынужден терять глубину.

Я критикую? Ну да. Но это по меркам «большой литературы». По меркам же развлекательной перед нами — оригинальное, мощное и интересное произведение, достойное всяческих похвал. Чистой «развлекалове» я больше 8 не ставлю...

Так вот. Что не получилось. Не получилось по-настоящему глубоко донести внутреннюю мотивацию ГГ. Словами она вроде объяснена: чувство долга и всё такое. Но конфликт, грубо говоря, между долгом и предательством, который, мне кажется, задуман как основной для романа, в глубине своей остался недораскрыт. Не хватает какого-то со-чувствия, со-переживания. Умом я понимаю, что так могло быть, что человек вполне мог так себя повести, предпочесть одно — другому. А душой — не верю до конца. Заметим, меня вовсе не волнует, положительный ГГ или отрицательный — хотя этот глупый вопрос вполне может оттолкнуть от книги еще целый сонм жанровых читателей. Всё относительно, герой поступил так, как он поступил, с присущими реальной жизни цинизмом и жестокостью — ну, вот такие у него, значит, представления о должном, о «высшей справедливости». Плохо то, что выводы об этих представления я делаю умом, по итогам сюжета, но не чувствую их заранее «внутри» миропонимания героя. И конфликт получается, пусть и серьезный, жизненный, но в рамках данного текста — отчасти надуманный, слишком рациональный, на уровне разума, а не души. Но ключевые жизненные решения люди принимают вовсе не умом. Да и мне все же хочется не только задуматься, но и про-чувствовать, со-пережить...

Впрочем, это лишь по Гамбургскому счету. Иначе было бы 10.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Итак, первое дело молодого Курта Гессе позади и после себя оставило отнюдь не самые приятные воспоминания, обожженные кисти рук и Бруно — то ли друга, то ли врага, то ли так просто. Но надо двигаться дальше. Только в этот раз начальство созналось, что было несколько опрометчиво посылать неопытного инквизитора на дело одного, без надзора и помощи хотя бы советом. И теперь Курт приписан в Кёльне к парочке инквизиторов постарше, которые и расскажут все, и на примере покажут. Вперед к расследованиям магических преступлений?

Как бы не так. Вероятность того, что в преступлении в самом деле замешана магия, а не просто человеческая хитрость, глупость или обман, крайне мала. Ведь гораздо проще пойманным на месте преступления сказать «меня околдовали, я этого не делал, я не мог, это все сосед-колдун!», а дальше уж пусть Конгрегация разбирается, авось и в самом деле сосед окажется замешан в богомерзком деле.

Вот и университетский секретарь найден мертвым у себя в постели. На теле никаких следов, в комнате ни намека на драку или сопротивление, стало быть отравили беднягу, не дело святой инквизиции это. Но майстер Гессе все же сомневается.

А еще в городе появилась местная пфальцграфиня Маргарет фон Шёнборн, очаровательная голубоглазая блондинка, которая не может оставить равнодушным молодого следователя. И я почти всю книгу в душе кричала: «Уберите от него эту женщину!». Такой мужчина был замечательный, смелый, правильный, принципиальный, благородный и действующий согласно своим убеждениям. А потом из-за юбки превратился черте знает во что, аж смотреть больно было. Испортила парня основательно! И жизнь ему знатно так подпортила, и на службе-то вреда навела. Все беды от женщин! На костер их! Не нравилась мне Маргарет, почти с самого начала не нравилась. Или просто в эту история не слишком вписывается яркая любовная линия, или не такую девушку я представляю рядом с Куртом, или мне в принципе такие девушки, ради которых приходится слишком сильно изменять свои взгляды на вещи, не очень нравятся.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Но конец книги меня удивил, не знаю только — приятно или не очень. Курт все же оказался предан своим идеалам и принципам. Пусть он хоть сколько говорит, что его чувства прошли, что с легким сердцем провернул весь план, для него все это явно было трудным решением. И для нее это было ударом. Да, она ведьма, убийца, эгоистичная и хитрая, но она его любила и верила ему практически безоговорочно, а он ее так предал (хотя сам он говорит, что это не предательство, потому что для него она уже не была ни любимой женщиной, ни другом). И мне ее жаль. Ее это сломило душевно.

Книга понравилась, хоть и оставила в душе немного горечи (но что я хотела? Это же не история про розовых пони, это суровое средневековье). Очень бросается в глаза, что много диалогов, но реплики и с той, и с другой стороны обычно не ограничиваются двумя-тремя словами, а растягиваются на пять-семь-десять строк. И абзацы повествования могут занимать и пол страницы, и больше. Герои хорошо прописаны и действуют, мыслят и говорят в рамках своих характеров. И, похоже, в стране разворачивается большая заварушка, а Конгрегация оказывается в нее втянутой по самые уши.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх