fantlab ru

Надежда Попова «Пастырь добрый»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.42
Оценок:
752
Моя оценка:
-

подробнее

Пастырь добрый

Роман, год; цикл «Конгрегация»

Аннотация:

Германия, Кёльн, 1390 А.D. В городе происходят жестокие убийства детей. Показания немногочисленных свидетелей говорят о том, что подоплека этих преступлений выходит за рамки обычного криминала, и расследование берет в свои руки кельнское отделение Инквизиции. Следователь Конгрегации, ведущий дознание, сталкивается с персонажем полузабытой легенды.

© Н. Попова
Примечание:

Опубликовано в сети в 2011 г.


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 456

Активный словарный запас: низкий (2621 уникальное слово на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 92 знака, что гораздо выше среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 67% — на редкость выше среднего (37%)!

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Пастырь добрый
2013 г.
Пастырь добрый
2021 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  29  ] +

Ссылка на сообщение ,

И снова отлично! Казалось бы, третья книга цикла и можно ждать сбоя в повествовании, потерю стержня, но не в этом случае. Автор вновь преподнесла интереснейшую и напряжённую историю, от которой захватывает дух. История начинается на самом интересном месте и напряжение, интерес и быстрый темп не утихают до самой последней страницы.

Новая история представила обновлённого Курта – он другой, он меняется и все его перемены оправданы. Второе дело Курта принесло не телесные и душевные шрамы, что остались после первого. Для него оно стало печатью, которая основательно скрепляет его сердце и делает хладнокровным его разум. Можно подумать, что он свихнулся, стал более жёстким, жестоким и непримиримым инквизитором. Отчасти это правильно, но он, всё же, не стал фанатиком, который получает удовольствие от проделанной работы, пыток, запугивания, хотя именно это Курт и демонстрирует – просто он умеет выделять главное, отсевая то, что мешает и безостановочно движется к цели, для него главное быстро завершить дознание, а виновные понесли наказание, для этого он использует не любые средства, а только самые необходимые, когда другого не дано. Это более всего подтверждает дело, которое он сейчас ведёт.

Помимо расследования, которое ведёт команда Керна, загадок и страшных открытий, которые оно за собой несёт, очень интересно было наблюдать за взаимоотношениями Курта и Бруно, их влияние друг на друга: их пререкания по поводу работы инквизитора, о тайных знаниях, которые скрыты в библиотеке святого Макария, доступ куда теперь имеет Курт, об истинной вере, которую каждый из них несёт в своём сердце, сложные вопросы о Добре и Зле – их трудно различить, ещё труднее увидеть, благодаря им сложно, но приходится делать выбор. И это не перепалки и упрёки, как раньше – это серьёзные разговоры двух мужчин, которые уже много чего повидали, и каждому это далось и даётся не просто. Они такие разные, но неизменно дополняют друг друга. Бруно — добропорядочный бюргер, часто битый старшими братьями, воспитанный старшими сестрами, деревней и университетом. Он хорошо знает, каково слабому и беззащитному, и не желает такой участи никому. Он сострадает всем и пытается не обидеть никого. Не просто ему с этим уставом живётся. Курт — не терпит проступков и ошибок и никому не прощает слабостей и грехов. Он жесток, как все юнцы; жесток к другим, однако, надо отдать должное, жесток и к себе, и за любую свою оплошность казнит себя так, как не всякий исполнитель себя казнит. Они разные – у каждого есть то, чего нет в другом. Именно это позволяет им быть вместе, идти рука об руку и добиваться невозможного. Именно это единство противоположностей позволило Бруно сделать выбор,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
когда Конгрегация дала ему свободу.
В него поверили, а значит, он может и должен достойно применить свои таланты.

Сам по себе сюжет книги очень интересен. Автор совершенно неожиданно и здорово вплела в историю давнюю легенду, страшную сказку – как угодно. Но только эта страшная сказка стала былью для многих в Кёльне. Эта жуткая легенда привела к страшной разгадке, неожиданной трагедии и стала ширмой не только для открытой войны против Конгрегации, но и против самого Курта – для кого-то он стал костью в горле, что говорит об уникальности его таланта и о том, что он новое явление в новой Инквизиции.

По мере повествования Автор не упускает ни одной мелочи – все вопросы, поднятые в истории, дают свои ответы, но обязательно есть намёк, что героев ждут ещё более опасные и жестокие встречи. Замечательно то, что Автор уделяет внимание и душевному состоянию главного героя после завершения дела. Разговоры Курта с отцом Бенедиктом – это не просто исповедь или способ оправдаться, это возможность разложить содеянное по полочкам, услышать правду о своих делах, открыто разобраться в вопросах, на которые самостоятельно побоишься дать ответ, возможность высказать сомнения – это не просто, но позволяет трезво смотреть на очень серьёзные вопросы, а главное двигаться дальше.

В итоге, книга просто замечательна. Вот уже я прочла третью книгу и читаю с всё возрастающим интересом. Автор большая молодец! Спасибо ей за отличный сюжет, прекрасный слог, за её грандиозный труд и большое умение так крепко держать интерес читателя.

Оценка: 10
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Позволю себе много цитат, уж очень хорош авторский текст.

«Вначале все плюют в потолок, просиживая дни напролет в тягостных раздумьях, а после начинают суетиться, считать минуты и носиться сломя голову?..» Как справедливо заметил Бруно, расследование и в этой книге начинается неторопливо и даже нудно, а с середины книги срывается в триллер.

Легкий намек, брошенный в предыдущей книге, подтверждается: Курт не просто хороший следователь, закончивший обучение с отличием, его интуиция и необычайное чутье в разгадывании загадок привлекли внимание врагов Конгрегации, и он втянут в борьбу с носителями сверхъестественных сил. Еще более сильные противники попадаются ему, и он становится перед еще более сложными выборами и искушениями. «Для меня главное, что мне терять нечего и некого, и ни о ком не заплачу я». Оказывается, это не так, и выбор предстоит тяжелый между разумом, здравым смыслом и чувствами.

Нельзя не сказать о Бруно, который оттеняет главного героя и в некотором смысле играет при нем роль доктора Ватсона. Приставленные друг к другу в воспитательных целях, они вынуждены сосуществовать, хотя являются во многом противоположностями. Один − «фанатик» инквизиции, другой изначально относился к этой организации с великой неприязнью, но со временем стал признавать свою принадлежность к ней. Бруно постоянно взывает к совести и милосердию Курта: «Мягче надо быть с людьми, Молот Ведьм, и они к тебе потянутся…» В этой книге участия Бруно больше, чем в предыдущих, именно он наводит своего попечителя на верное направление, рассказав сказку, которой пугают детей в его родном городе.

Рано или поздно Курту пришлось бы поработать не только следователем, но и экзекутором, и здесь это произошло. «Жесток к другим, однако, надо отдать должное, жесток и к себе, и за любую свою оплошность казнишь себя так, как не всякий исполнитель сумеет» (Керн о Курте).

В этом расследовании Курту приходится буквально пройти через воду и огонь, причем последнее по-прежнему тяжело для его нервов. Не будет большим спойлером сообщить, что и на этот раз главному герою удастся выжить. Помощь приходит с той стороны, на которую Курт никогда не рассчитывал всерьез, и ему остается только размышлять над мягким упреком: «Быть может, вы просто не пробовали?»

Был и комический момент, хотя и на изрядно мрачном фоне, связанный с «добрым пастырем», бесконечно цитирующим Святое Писание на латыни. «Даже Писание не беспредельно, хотя, конечно, тягомотина та еще».

В Кельне о Гессе сложилась слава неподкупного, циничного и жесткого следователя, который без колебаний жертвует личными привязанностями в интересах дела. О его душевных метаниях знают немногие, да он и не стремится посвящать в них посторонних. «… детали и тонкости его истинного отношения к миру, себе самому и окружающим этих самых окружающих не касались».

Интересно было вылавливать фразочки и отсылки из нашей современной культуры («Вот с этого места подробнее, если можно»). А один из персонажей носит имя монстра из знаменитого фильма ужасов.

В эпилоге недвусмысленно дан задел на будущее: борьба инквизитора Гессе только начинается. Качество и увлекательность цикла пока, после трех книг, идет по нарастающей. Третья книга − уже между 9 и 10.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Третий роман по праву является самым драматичным в цикле. Добавляется мистика, атмосфера становится напряженней, ставки повышаются, враги становятся всё коварней. Перед героями встает тяжелый выбор...

Оценка: 10
– [  28  ] +

Ссылка на сообщение ,

Третий роман из цикла Надежды Поповой про обновленную инквизицию в антураже средневековой Германии начинается как взаправдашний триллер про серийного убийцу. Жестоко изрезанные тела детей, нервы, нервы, липкая атмосфера густого страха и насилия над славным городом Кёльном. Мне это очень понравилось, и, думаю, реалистичный жесткий детективный триллер от автора я бы прочитал с большим удовольствием.

Где-то во второй четверти роман слегка провисает, но потом начинает раскручиваться история Гамельнского Крысолова на новый, еще более мрачный лад, и интерес моментально возвращается. Вообще книга ощутимо кренится чуть ли не в дарк фэнтези, и потому неудивительно, что один положительный герой гибнет от руки своего друга, а другой своей смертью приносит себя в жертву и становится мучеником. На Курта обрушивается очередное суровое испытание (приятно, что пока что удается разнообразить этот поток испытаний на голову молодого инквизитора, каждый раз ему приходится свернуть на еще нехоженную тропку), темные силы раскручивают такую некромантию, что Перумов бы позавидовал. В финале случается небольшой рояль, ибо внезапно и чудо, как сказали бы в Манчкине, божественное вмешательство. Но это не так страшно, прост я больше люблю, чтобы все делалось силами человека. Да и мученик тут введен вовремя и к месту.

Словом, отличный и очень мрачный роман, всё как я люблю. Пока что лучший в данном цикле. Единственное, что отмечу: каждый раз после фактического завершения расследования остаётся примерно 10% текста, которые для эпилога, пожалуй, слегка затянуты. Не то, чтобы это так уж напрягало, ибо читать по прежнему интересно, но всё же дополнительные тридцать пять-сорок страниц после того, как все уже по сути закончилось — это слегка перебор.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сложно написать отзыв по книгам о Конгрегации. Очень много мыслей, противоречивых чувств. Прочитаны три книги цикла и пока я взяла тайм-аут.

Читая первую книгу «Ловец человеков» я постоянно ловила себя на ощущении, что слышу «Токкату и фугу ре минор» И.С. Баха. Такая же мощь! Юный следователь Конгрегации Курт Гессе здесь действительно положительный герой, самоотверженно ищущий истину, справедливость и милосердие. Собственно, во всех трех книгах, происходит самоотверженный их поиск. Но вот что странно, истины не остаются неизменными, а милосердие и справедливость имеют тенденцию к деформации. И ГГ все время приходится выбирать между собственным пониманием истин и изменяющимся миром.

Книги очень жесткие, иногда жестокие. Автор совершенно безжалостна по отношению к ГГ, а он безжалостен и к врагам и к «своим» и к самому себе. В конце третьей книги почему-то вспоминался Лорд Волдеморт, который убивая, разрывал и разрывал свою душу на части, создавая крестажи. Здесь ведь тоже Курт постоянно рвет и рвет свою душу. А что получает взамен?

Третья книга (а для меня она ассоциируется с хоральной прелюдией фа-минор BWV639 Баха, той, которая в обработке Э. Артемьева звучала в фильме «Солярис») положила конец сомнениям, что разрывая душу Курт что-то приобретает. Поборник смягчения курса Инквизиции жесточайшим образом пытает попавшегося мага. Без тени сомнения в собственной правоте.

А не возникло ли объединение магов в ответ на Инквизицию? Они борются за свою жизнь и право жить так как хотят тоже доступными им (вообще-то отвратительными) средствами. И Инквизиция и противостоящие им маги совершают ритуальные убийства (потому что сожжение на костре тоже есть ритуал очищения). И чем одни лучше других?

Что есть ересь? То, что человек понял сам, самостоятельно изучая Святое писание? Тогда конечно, возникает желание вызвать Христа в Друденхаус за его разговорчики.

Множество, ещё множество вопросов.

И какие ещё «подарки» Курту приготовили «волхвы»?

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перед нами третья часть цикла Надежды Поповой «Конгрегация». От романа к роману всё ярке выделяется фантастическая составляющая. Если первые две книги это скорее детектив с небольшими мистическими допущениями, то «Пастырь добрый» — полноценный фантастический триллер с кровавыми подробностями и могучим некромантом в роли главного злодея.

После непродолжительной стажировки в Академии Святого Макария главный герой, Курт Гессе, возвращается в Кёльн уже в звании следователя второго ранга. Сослуживцы больше не смотрят на него свысока – своим последним делом молодой дознаватель заслужил уважения как Друденхауса, так и высокого начальства. Вот только когда к Курту приходит мальчик, жалуясь на таинственные голоса из шкафа, хваленое чутьё не помогает увидеть материал для будущего дела. В это время Кёльн сотрясает страшное известие – кто-то убивает детей, причём делает это крайне жестоко. Изрезанные дела наводят на мысли о ритуальных убийствах. На месте первого убийства задерживают бывшего друга Курта – вора Финка, который помог ему в предыдущем деле. Всё указывает на то, что злоумышленники специально подставили невиновного, чтобы привлечь к этому делу внимание майстера Гессе. Город замирает в ужасе, на улицах начинаются волнения, и чтобы избежать ненужного бунта, дело нужно раскрыть максимально быстро. Особенно напуганы дети, потому что уже многие слышат таинственные голоса, зовущие за собой. В этом эпизоде лично мне атмосфера напомнила роман Стивена Кинга «Оно». В деле явно замешана магия, т.к. дети сами шли в руки убийц, слыша манящие звуки флейты. Помощник следователя Бруно вспоминает, что в его родном городе есть подобная страшная легенда, а значит дознавателям предстоит отправиться на родину монстра – Хамельн (Гамельн). В романе история Гамельнского Крысолова обыграна в новом, ещё более мрачном свете. Лично я всегда с интересом читаю новые интерпретации старых сказок. Однако оказывается, что и Крысолов не более чем оружие в руках ещё более зловещих сил, которые объявили войну Конгрегации и Курту лично.

Главный герой автору явно удался. Радует, что от романа к роману он не статичен, а развивается, взрослеет. Несмотря на свой юный возраст, Курт прошёл уже через многое, за его плечами два сложнейших дела. И если первое оставило глубокие шрамы на его теле, то второе – на душе. Инквизитор суров и решителен, не прощает ошибок и прегрешений. Иногда кажется, что он жесток, но, на мой взгляд, это не совсем так. Просто Курт не гнушается применением разных средств ради раскрытия дела. Если нужно искалечить или убить одного преступника ради прекращения смертей детей, он будет действовать без долгих раздумий. Это хорошо показано в эпизоде, описывающем полевой допрос пленного малефика. Пытка не доставляет майстеру Гессе не малейшего удовольствия, но и жалости к жестокому убийце он не испытывает. Для дознавателя общее благо стоит всегда превыше личного, поэтому, когда встаёт выбор между выпустить ужасного монстра на волю или пожертвовать жизнью друга, он выбирает последнее. Однако к себе Курт ещё более жесток, чем к другим, и за каждую ошибку корит себя очень сильно.

Очень интересно наблюдать за взаимодействием главного героя со своим помощником. Бруно – добропорядочный бюргер с нелегкой судьбой. В детстве его воспитывали сёстры, вечно обвинявшие его в смерти матери, и избивал недалёкий старший брат. Вопреки воле отца Бруно сбегает в университет, но и там задерживается не на долго. Полюбив девушку-крестьянку, он, по сути, продаёт себя в рабство, а после её смерти пускается в бега. Все эти испытания не сломили его, а, скорее, закалили. На фоне сурового и резкого инквизитора Бруно выглядит более понимающим и человечным. Однако общение с Куртом делает помощника более решительным. Это видно в эпизоде встречи со старшим братом. Но и сам Бруно заметно влияет на дознавателя, смягчая его и порой не позволяя совершать опрометчивые поступки. Нередко помощник выполняет роль совести для Курта. Перепалки между ними всё ещё продолжаются, но теперь это уже не оскорбительные выпады двух юнцов, а, скорее, философские споры. Как известно, в спорах рождается истина. Благодаря своим различиям Курт и Бруно дополняют друг друга, что позволяет достигать большей эффективности в работе.

Несмотря на службу в Конгрегации Гессе, в отличии от своего помощника, в Бога почти не верит. Он встречал проявления тёмных сил, а вот божественного вмешательства не видел. Только в самый опасный момент расследования, когда кажется надежды уже нет, а смерть подобралась слишком быстро, случается настоящее чудо, которое переворачивает мировоззрение дознавателя. Святой, принявший мучительную смерть ради спасения других, меняет что-то важное в самом Курте, хотя принять такое ему очень непросто.

Итог: Роман мне очень понравился, пожалуй, даже больше, чем два предыдущих. К его достоинствам можно отнести прекрасно проработанный мир, лихо закрученный сюжет, интересных героев. К недостаткам же лишь некоторую затянутость. Всем советую.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Коварные эти звуки

Тебя обрекут на муки,

Теперь у тебя, поверь,

Впереди последняя

В небо дверь. © Северный флот

***

«Пастырь добрый» – третий роман Надежды Поповой в цикле «Конгрегация». По объёму книга примерна равна «Стезе смерти», но здесь намного меньше воды, что не может не радовать.

…Курт Гессе продолжает служить в Кёльне. К нему обращается давний знакомый Финк, с которым Гессе состоят в одной банде. У Финка серьёзные проблемы – его подозревают в убийстве. В это же время у Курта просит помощи юный Штефан, которому ещё по возрасту не положено обращаться в Инквизицию. Случай Штефана выглядит какой-то насмешкой над Инквизицией, но когда он сообщает Гессе, что слышит голос убитой Финком, Курт понимает – всё не так просто…

«Пастырь добрый» начинается с небольшого таймскипа, но это практически не имеет значения. Курта повышают в ранге, хотя ему как-то ровно на подобные формальности. Бруно всё так же остаётся его помощником, хотя Гессе не раз делал запрос на то, чтобы «подопечного» отпустили. В общем, воз и ныне там.

В романе почти с первых страниц возникает намёк на мистическую составляющую. Прошлые две книги больше напоминали историческое фэнтези. При этом Курт весьма скептичен к идее чего-то мистического. И подобная непробиваемость ему определенно идет на пользу – Гессе ведёт оба расследования, постепенно соединяя их вместе. Самая линия расследования идёт буквально всю книгу, причем почти без провисаний по части динамики. Прошлый роман страдал водой (можно смело срезать 1\4 или даже 1\3 от прошлой книги без потери в качестве), так что Надежда Попова проделала работу над ошибками.

Что касается вопросов «Пастыря», то здесь следует отметить 2 огромных пласта. Во-первых, это стоицизм Курта Гессе. Его вера, его служба в очередной раз подвергается проверке. И особенно в финале, когда Курт возвращается в Кёльн. Его награждают прозвищем, которое не особо нравится Гессе. Что касается Ланца… Тяжёлый эпизод. И для читателя, и для Курта. Второй вопрос романа – это исторический контекст (он же фольклорный). Перед прочтением «Пастыря доброго» не лишним будет ознакомиться с легендой о Крысолове из Гаммельна. Вполне хватит блестящего стихотворения Роберта Браунинга «Дудочник из Хамельна».

Что сказать о минусах? В романе слишком много латыни. Две с лишним сотни сносок, почти всё – латынь. В некоторых моментах Повова сбивает темп, причем именно в этих моментах нужен высокий ритм, ибо начинается самый экшен. Здесь показательным можно назвать эпизод в Пильценбахе. Мало того, что темп сбит, так ещё и сплошной образец deus ex machina. И всё же эти минусы воспринимаются как-то проще и мимолётнее, нежели тонны воды в прошлой книге.

Заключение: в «Пастыре добром» Надежда Попова заметно прибавила. Текст стал ещё изящнее (куда ещё-то?!), ритм (в целом) высокий, интриги присутствуют, добавилась мистика, всё больше заметна сквозная арка. Да, появились новые минусы (обилие латыни, местами сбитый темп и рояли в кустах). Но они сиюминутны. В целом же, заметен прогресс автора, что не может не радовать.

9 Конгрегаций из 10.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Каждая новая книга этого цикла нравиться мне все больше.

Повторюсь- сюжет здесь очень цепляет.

Очень нравиться средневековое окружение. Однако, стоит отметить, что опять, кроме Курта, здесь и смотреть-то не на кого. В том смысле, что какой-то характер есть только у него. Ну еще Бруно. Все.

Остальные герои, чисто для антуража. Хотя может это просто Курт так удался(хотя он меня все так же бесит) И на его фоне все смотрятся блекло?

Опять же, очень удачно подобрана пара героев — циник и праведник. Всегда выигрышная партия. (обожаю Бруно)

Третий роман не без очевидностей, и про мальчика(как уже было сказано) и про упомянутого вначале Крысолова — все наглядно и просто, все сразу понятно.

Но если размышлять логически — действия следователей вполне оправданы.

Понравилась концовка, но опять таки — очень ожидаемо.

Хотя вначале очень интересно читать, как же они догадаются, да и этот нуар с подвалами и шкафами... брр!!! Мне было реально страшно! ))

Занятная считалка в конце — кажется у Фредди тоже была своя считалка. Не отсылка ли это?

В общем и целом, хотела после третьей бросить, но как-то уже втянулась и хочу купить весь цикл. Понравилось!

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Долго вкатывался в «Пастыря». Даже забросил было на несколько месяцев. Но потом встрепенулся и дочитал на одном дыхании.

Из первых трех прочитанных, «Пастырь» понравился больше всего. Сразу несколько историй в романе. Причем с потенциалом и завязками, которые, уверен, всплывут в продолжении цикла.

Почему-то больше всего, едва ли не больше погибших детей, мне было жаль старуху — дочь Крюгера. Девочка не из мира Крюгера. Женщина не ставшая своей в мире людей. И тем не менее помогла именно миру людей, который ей не дал ничего: ни мужа, ни детей.

В общем, дочитал вчера уже в первом часу ночи (а утром на работу между прочим), и сразу же (ночью, между прочим) взялся за «Ведущего в погибель».

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне понравился этот роман, он все также продолжает сюжетную линию Курта Гессе и Бруно. Интересно смотреть на них противостояние, и решение Брунов конце книги, не думала, что все дойдет до этого, но ход мне понравился.

Здесь мы видим Курта перед серьезным выбором, и он не разочаровывает меня, хотя в тот момент я задумалась, а что бы я сделала на его месте, так ответа дать и не могу.

Герои-инквизиторы неплохо проработаны и фраза Бруно «В Конгрегации все с заскоками» точно описывает их, но от этого они не становятся дальше от читателя, наоборот ближе.

К минусам могу отнести — слишком явный сюжет в самом начале,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
с появлением мальчика стало понятно, что он не просто так, для антуража, а будет задействован, пусть и косвенно
, обилие латинизмов, которые не всегда к месту и не всегда соответствующий 14 веку выбор лексики, однако не смотня на все это — книга интересная и написана хорошим языком, есть над чем подумать

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Каждый из нас знает, что в темноте могут обитать создания, отнюдь не дружелюбно относящиеся к людям, поскольку человеческие души для них являются лакомыми блюдами, а тела — сосудами и подручными средствами. Проникая в наш мир, благодаря собственным способностям или помощи извне, создания скрываются в спасительном мраке ночи и осторожно приманивают жертв неслышным для обычного уха зовом. Человечество для них не более чем скот или материал, и лишь немногие могут остановить и уничтожить коварных плотных и бесплотных врагов. Вот почему служители Конгрегации вновь и вновь вступают в противоборство с потусторонними сущностями. Но даже опытные инквизиторы — не идеальные орудия, не ведающие страха и сомнений.

Место действием «Пастыря доброго», третьего романа в цикле Поповой «Конгрегация», опять становится Кельн. Уже знакомые чистенькие улочки, дома добропорядочных бюргеров, трущобные кварталы и прочные стены Друденхауса. Но что может защитить и помочь, когда неизвестный совершает загадочные жестокие убийства, по страшному расправляясь с детьми? Как и предыдущие части цикла, роман несколько отличается по антуражу, атмосфере и архитектуре, являясь смесью элементов городского фэнтези и триллера, а в качестве основы беря, естественно, детектив. Расследование продвигается поэтапно, своего рода слоями, когда сначала герои выясняют все возможное при данных условиях, а потом очередной рывок выводит их на новый уровень понимания.

Матрешка получилась весьма и весьма непредсказуемая, так как улики и подсказки подаются частями и весьма трудно заранее предугадать, куда повернет сюжет. Зато после ключевого в плане становления характера Курта романа «Стезя смерти» уже понятно, что главный для себя выбор молодой инквизитор сделал, сделал окончательно и навсегда. Теперь мы в большей степени наблюдаем за последующей закалкой и шлифовкой, когда череда испытаний учит Курта самостоятельно принимать решения, особенно тогда, когда без жертв и потерь обойтись нельзя. Когда нужно взять ответственность, когда нужно найти грань между жестокостью к другим и жестокостью к себе. Когда приходится платить чужими жизнями, а когда ставить на кон свою.

Пожалуй, одним из основных отличий романа стало то, что именно в нем впервые в цикле полноценно заиграли все мистические и фэнтезийные мотивы, которые прежде присутствовали в более слабых концентрациях. Здесь окончательно оформляется иное устройство мира, иной расклад высших сил и механизм взаимодействия их с земной реальностью. Магия и колдуны выходят на бой против стали и инквизиторов, и неизвестно, что станет решающим вкладом для весов. Выучка, упрямство, преданность идеям, вера в чудо? Или то, что лишь пастырь добрый полагает жизнь свою за овец, а не наоборот? Общая линия многолетнего противостояния Конгрегации и тайных организаций прорисовывается еще шире и ярче.

Однако если что-то и осталось неизменным, так это слог с его сложными синтаксическими конструкциями, обилием латыни и библейских цитат. Автор по-прежнему предельно подробно и обстоятельно выписывает все диалоги, рассуждения. В отдельных сценах, когда важным становится передать психологическое состояние героя, повествование и вовсе превращается в прерывистый поток мыслей и чувств. Возможно, объемность и подробность порой граничат с избыточностью, замедляя темп развития событий, но в конечном счете это играет на реалистичность хода расследования и обволакивающую атмосферу жутковатых загадок. Тем более что роман получился весьма цельным и приятно впечатляющим.

Итог: пасмурный историко-магический детектив.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это было... даже не знаю, как описать. Все несколько противоречиво. С одной стороны, это было интересно — у Надежды Поповой выходят захватывающие, не очевидные сюжеты. И очень живые персонажи, с полным веером хороших, нейтральных и плохих качеств. Кстати, за то, что сюжет не перенасыщен именами и личностями, отдельное спасибо автору. Практически не возникало мыслей, а кто это или вот это.

Странные дела происходят в Кёльне, и началось все, кажется, не вчера. Почему никто не заметил неладное раньше? Все просто — никто всерьез не интересуется проблемами и страхами детей. Пока их не начинают зверски убивать. Да и тогда, услышав от ребенка заявление, что кто-то живет у него в шкафу, родитель раздраженно скажет, что пора уже завязывать с детскими глупостями. Курт Гессе тоже соглашается, что все это просто сказки, но интуиция-то не шепчет, а говорит громко — все совсем не так. Что возьмет верх — страх показаться смешным из-за охоты на чудище в шкафу и совет старших коллег или чутье, которое раньше не подводило?

После первой книги прошло, наверное, что-то около полутора лет. Да и расследований у молодого инквизитора Курта Гессе было всего два. Но как же сильно изменился Курт — и я до сих пор не могу решить, в лучшую ли сторону. Когда-то, отправляясь в зачуханную деревеньку на первое задание, майстер Гессе был полон неуверенности, предавался самоистязающим мыслям о собственной тупости и никчемности — как любой отличник учебы он боялся не оправдать надежд (своих и преподавательских), боялся, что на деле он окажется непригодным. А потом всего два дела — крупных, громких, крайне значимых — ударили по нему не только физически и душевно, они изменили его характер, образ мыслей, а может даже веру. И вот бывший ученик теперь уже уверен в своих способностях, где-то даже не сомневается, что ему все по плечу. Мне порой откровенно хотелось двинуть ему в живот и сказать, что он самоуверенная свинья. Да, он, несомненно, умен, сообразителен и не лишен какого-то тонкого чутья на детали и зацепки — но ведь это не дает ему право так надменно и заносчиво вести себя не только с коллегами, но и с начальством.

Еще не в последнюю очередь стоит отметить язык. Он действительно качественный и красивый, атмосферный, создающий, когда надо, ту тяжесть и мрачность средневековой действительности. Но как же сложно все это читалось... Во времена, когда идет полная оптимизация чего бы то ни было, когда авторы зачастую отдают предпочтение коротким простым рубленным предложениям, когда диалогов в книге больше, чем просто описательного текста, книги про Конгрегацию выделяются, и я это уже отмечала. Ни одного диалога на четыре-пять страниц? Легко. А если диалог есть, то это не спешная перепалка короткими фразами, а обстоятельная беседа. И предложения, сложносочиненные и сложноподчиненные, с причастными и деепричастными оборотами, дополненные уточнениями и вводными словами, занимают не одну-две строчки, а шесть-семь. Я давно не встречала такого, чтобы в одном предложении встречало штук семь запятых, пару тире да еще и точка с запятой. И мне, стыдно признаться, несколько тяжело читать такие конструкции.

Что еще мне не понравилось, так это перегруженность сюжета цитатами Писания. Мало того, что я не фанат религиозных уклонов в книгах (когда уклон действительно сильный), так множество фраз с аллегорическим смыслом да еще и на латинском языке вызывали во мне уныние.

Но зверь повержен — книга прочитана, а расследование и в этот раз далось майстеру инквизитору не легко.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Каждый следующий роман Надежды Поповой из цикла «Конгрегация» пока лучше предыдущего. Околосюжетной мутной воды и бессмысленных букв становится меньше, масштаб зла — растёт, герои то ли становятся родными, то ли настолько хорошо следуют своим амплуа и ролям, что им веришь. Наконец, «Пастырь добрый» решил отвязаться от псевдоисторического мистического реализма и прям бахнул фэнтезятинки — и это пошло ему даже на пользу.

Авторский язык стал богаче и насыщеннее, уши новояза и современного мышления, которые так жирно торчали в первом романе, тут практически отсутствуют — видно что Попова наконец стала жить в придуманном мире, а не погружаться туда в маске и с ластами на дикой панике.

Если первые две книги я бы вряд ли стал кому-то искренне советовать, то третью — однозначно бы порекомендовал. Проблема в том, что конечно вязкий контекст прошлых событий здесь подвязан даже сильнее, чем раньше, а без него роман потерял бы львиную долю целостности.

Единственная реальная проблема книги уведена под спойлер читавших первых две книги, что касается героя:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
первое расследование Курту Гессе еле выжил, второе — очень многое потерял. В третьей его тоже ждут потери, но у него начали проклёвываться очевидные Мэри Сьюшные черты. Он нитакусик, особенный, лучше многих, если не всех. Пока он не превратился в лютую непобедимую имбу и всё ещё в него веришь, но эта приземлённость в третьей книге пошатнулась, причём знатно

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Freddy Krueger Forever! :)

Очередной роман цикла, с завязкой классического триллера, с серийными убийствами, но разумеется, с совершенно неклассическими развитием сюжета и финалом.

Сюжетная линия увлекательная, с массой неожиданных поворотов, и сменами жанра. В сюжет автор вложила немало фантазии. Сценизм, как обычно у Поповой, колоритный и высокий. Из недостатков могу припомнить лишь следы пары социальных фобий современности, в диалогах. Однако, не навязчиво. Образы героев яркие, хорошо продуманные. Много трагизма.

В целом, роман увлёк, прочёлся на одном дыхании.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я подпорчу отзывы об этой книге.

Да все также интересно смотреть за приключениями молодого инквизитора, хорошая детективная составляющая интересные герои, но тут начинается список претензий и он существенный.

А теперь о минусах

Первый чертовски затянута 20-25 процентов текста можно было смело выкинуть.

Второй, ну не надо так зацикливаться на самокопании героя, при этом в каждой книге он по кругу одно и тоже и опять и опять.

Третий В книге не современный мир, а 14й век! Когда мальчик из лавки начинает оперировать понятиями логично и не логично, ну это смешно! Ну слово логика фиг в то время знали 99% взрослых я уж не говорю о 11 летних детях из бедной семьи. Да и представители дна, говорят на отвлеченные околонаучные темы..

Ну зачем каждая вторая фраза инквизиторов именно на латыни? Я понимаю молодого инквизитора, но для опытного следователя такое попросту странно.

Абсолютно не логичные поступки героев, например. Критическая ситуация, скорее всего нужно будет сражаться с злодеями, можно вызвать зондер команду и эксперта (ехать день!), нет мы не будем день это долго, мы поедем в деревню проверять старую байку (те же сутки), а группу вызовем потом. При это шанс получить нужную информацию, примерно как в лотерею выграть. И так далее, так далее и так далее

Но, что удивительно даже дотошному мне в принципе читать интересно 7 с большим минусом.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх