FantLab ru

Надежда Попова «Природа зверя»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.23
Голосов:
438
Моя оценка:
-

подробнее

Природа зверя

Другие названия: Natura bestiarum

Роман, год; цикл «Конгрегация»

Аннотация:

Германия, зима 1394 a.D. Следователь Конгрегации Курт Гессе и его помощник Бруно Хоффмайер, направленные к очередному месту прохождения службы, застигнуты метелью. Они вынуждены остановиться на ночлег в придорожном трактире. Разыгравшаяся метель делает дальнейший путь невозможным, и уже следующей же ночью становится ясно, что скука — еще не самая большая неприятность, свалившаяся на их головы.

© Н. Попова
Примечание:

Опубликовано в сети в 2011 г.


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 298

Активный словарный запас: низкий (2626 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 74 знака, что немного ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 76% — на редкость выше среднего (37%)!

подробные результаты анализа >>



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Природа зверя
2014 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение ,

И опять не похоже на предыдущие книги. Завязка и обстановка − как в уютном классическом детективе: отрезанный пургой от мира трактир, в котором подобралась довольно пестрая компания. По законам жанра среди них должен оказаться сыщик, и здесь это, разумеется, следователь Конгрегации Курт Гессе с верным помощником («Я − справедливость, он − милосердие»). Вот только злоумышленника не нужно вычислять среди присутствующих, он снаружи. Это существо, с которым прежде Курту не доводилось сталкиваться, − волк-оборотень, и не столько непогода, сколько этот зверь держит трактир в осаде. Первая половина книги, как водится, посвящена расспросам и неторопливому расследованию. Курт ведет привычные словесные поединки с Бруно, беседует по душам с постояльцами, попутно обнаруживая скелеты в шкафах. Выясняется, что по странному совпадению люди подобрались не такие простые, какими должны быть обычные путешественники. Помимо двух инквизиторов здесь присутствует еще один специалист по нечисти − вольный охотник. Один из персонажей даже высказывает мысль, что не случайно Господь собрал их всех в одном месте.

Наученный событиями предыдущей книги, Курт не придерживается мнения, что сверхъестественные существа подлежат уничтожению только за то, что они такие. «Никакие сверхъестественные возможности не означают бесспорно, что возможности эти будут употреблены во вред; все зависит от их носителя». Следуя принципу справедливости, в какой-то момент он становится не обвинителем, а адвокатом.

Со второй половины книги напряжение в осажденном трактире нарастает, неспешный детектив сменяется триллером, и оторваться от электронных страниц уже невозможно. Триллер психологический – в замкнутом пространстве, в экстремальных обстоятельствах нервы у присутствующих не выдерживают, а тут еще и некоторые «скелеты из шкафов» оказываются уж очень пугающими. И без битвы с превосходящим силами противником тоже не обошлось − когда же Курт выходил из своих расследований без царапин? Изматывающие тренировки в учебном лагере опять пригодились, и снова действовать приходится на пределе сил («Я не знаю, где пределы человеческим возможностям»).

Эта повесть показалась мне самой остросюжетной в цикле. Сравнительно небольшой объем и концентрация событий в ограниченном пространстве и времени добавляют остроты. Конечно, некоторые сюжетные повороты угадывались за один шаг, но эта предсказуемость перекрывается тем, как все это подается, мастерством автора в создании напряженной атмосферы и динамики действия.

Оценка: 10
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Приступая к очередной книге цикла, меня преследовало опасение того, что ещё может предложить Автор читателю такого, чтобы не встречалось в предыдущих книгах, чтобы не было откровенных повторов, а было содержательно, интересно, чтобы вновь захватило и не отпускало до самой последней страницы. Ведь в циклах так бывает чрезвычайно редко, чтобы все книги были на высоте (на мой взгляд, разумеется). Автор сталкивала своего героя с малефиками, с ведьмами, со стригами, с мифическими персонажами древних сказаний, с заговором, с приворотом, уже были отдалённые деревни, замки высокородных, крупные города… А что же теперь?...

А теперь случай свёл воедино тринадцать незнакомых людей в полнолуние в отдалённом трактире, окружённом зимней метелью и, в связи с этим, непроходимыми дорогами – это не могло закончиться ничем хорошим. Замкнутое пространство само по себе уже привносит интригу, а тут разыгрывается трагическая история, которую разве что жители могли услышать только в сказках стариков и мнительных мамаш. Эта история знакомит читателя с одним из охотников – истребителем тварей на вольных хлебах, одним из тех, кто выслеживают и уничтожают всё потустороннее и противоестественное, чья история насчитывает сотни лет и чья деятельность древнее, чем Конгрегация. Случай – великое дело, именно он сводит вместе Курта, Бруно, охотника Ван Аллена и юного Макса.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Один может явиться для Макса орудием уничтожения, а другой совершенно неожиданной защитой

Ничто не проходит мимо Курта – это уже окончательно понятно. Самое интересное то, что Автор именно исходя из полученного ранее Куртом опыта, исходя из пережитого им, рисует его образ в следующих историях. Всё, что Курт предпринимает не возникает ниоткуда, его выводы и принятые решения основаны на лично пережитом, увидены им воочию, постигнуты личным участием и впитаны с кровью. Несмотря на свой откровенный цинизм, хладнокровие, жестокость, категоричность в суждениях, он не судит сгоряча, не рубит сплеча – он сам ни без крови на руках –

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
поэтому проявляет понимание к судьбе юного Макса
, которого за его «уникальность» могли только ненавидеть, бояться и преследовать. Курт предложил ему жизнь, в которой эту особенность оценят, научат получать от нее все выгоды, какие возможно, укажут область применения. Именно поэтому, на мой взгляд, так удачно вставлена сцена хладнокровной казни в самом начале книги. Эта сцена и последующие жуткие события показывают истинную сущность зверя в теле человека и человека в теле зверя. Книга отлично оправдывает своё название.

В изложении этой истории не всё гладко, на мой взгляд – есть моменты, которые не стыкуются или окончательно не складываются, они видны. Но для меня лично они перекрываются общей атмосферой происходящего и проявлением личностей. Очень интересны диалоги – ведь закрытое пространство и критическая ситуация вынуждает людей обнажать наболевшее, проявлять свою сущность и озвучивать то, что более волнует. Один из интереснейших разговоров произошёл между Куртом, Бруно и охотником Яном – о выборе между делом и близкими людьми: никто не должен обрекать себя на выбор. Пострадает либо дело, либо собственная душа, и при обоих раскладах итог будет ужасным: в первом случае последствия будут однозначно тяжкими, во втором человек может просто сломаться. Осознание правильности выбора не препятствует душевным мукам. В этом диалоге Курт категоричен и жёсток, ведь однажды перед ним уже стоял такой вопрос касаемый его друга. А здесь был выпад в сторону Бруно и я надеюсь, Автор не будет когда-нибудь ставить Курта перед тяжким выбором по отношению к его помощнику. Несмотря на постоянные подстёгивания, перепалки и откровенные выпады дуэт Курта и Бруно безупречен. Один – справедливость, другой – милосердие. Они постоянно демонстрируют это на деле. Именно поэтому Курт проявляет справедливость и понимание в данном деле, а Бруно проявляет милосердие к действиям Курта, потому что инквизитор первого ранга Курт Гессе не может быть иным, кто-то должен выполнять такую работу, а в этой работе Курт самый лучший. Годы же, проведённые вместе, позволили Бруно понять, что работа инквизитора это не блажь и не вздор – слишком много страшного и ужасного он повидал за это время. Он нашёл себе цель в жизни – «делать то, что в его силах, пока в силах это делать».

Эта книга очень интересна, стремительна и волнительна одновременно – ещё никогда герои не попадали в такую жуткую ситуацию, из которой, казалось, не выбраться. Здесь всё смешалось: многолетняя охота за ликантропами, опыт прежних дел, наследственность, родственная кровь, материнское чувство, рыцарская гордость, вера в Господа, желание выжить и победить, возможность помочь юному созданию, жгучее желание не стать таким, как те, за стеной и вспыхнувшая в последний миг уверенность на пределе человеческих возможностей — Debes, ergo potest – должен, следовательно, можешь!

Оценка: 10
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отгремели заговоры, отплелись интриги, притихли революционеры, пятый том — своего рода передышка перед бурей, маленький герметичный триллер.

Дано: таверна в глуши, заметенная снегом, окруженная оборотнями. В таверне испуганные люди. Вот, собственно, и все. Небольшой твист в серединке припрятан, но он читается — это раз, и он не столь эпичен, как мы уже привыкли — это два. Так, небольшой поворот, острая приправа к блюду.

Герметичный триллер — непростая штука. Нужно создавать ярких и достоверных персонажей, нужно не допускать провисания — ограниченный масштаб действия приводит к многочисленным разговорам, а те в свою очередь (при недостаточно крутой работе автора) — к пустотам и скуке. Впрочем, это не про «Природу зверя». Разговоров тут на самом деле хватает, равно как хватает и размышлений на тему той самой природы зверя и человека, но все это уместно, а сравнительно небольшой объем позволяет не превращать остросюжетный роман в философский трактат. В нужные моменты действие набирает динамики, оборотни дают жару, а финальный махач так и вовсе хорош.

С персонажами тоже все слава Богу — о Курте уже можно не говорить, но есть еще охотник на нечисть (на черной лошади по кличке Импала, if you know what i mean), есть ряд других ярких героев, и прежде всего Максимилиан с матерью, о которых молчок, ибо спойлер.

Пятый том — своего рода передышка (но со своими опасностями — трупов будет немало) между сквозным сюжетом предыдущих книг и последующего романа. Своего рода маленькое замкнутое приключение, случай на дороге. История, которую завсегда интересно послушать, тем более, когда она рассказана действительно хорошим рассказчиком.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читала в самиздатовском варианте.

Из мыслей по поводу.

1) По жанру — смесь триллера с психологическим детективом. В триллерах не понимаю — не мое. Поэтому мастерство нагоняния жути оставлю за границами рецензии. Потому и люблю Курта Гессе как героя, что его отношение к ужасному совпадает с моим.

2) Композиционно законченная и сюжетно простая вещь. Почти соблюден принцип единства места, времени и действия. Если классическая драма требует ограничения одними сутками, тут — несколько дней. Место действия — тоже в-основном трактир и чуть-чуть дороги в него.

3) Прием «замкнутое пространство» вечен.

Все просто, схематично и поэтому предсказуемо.

Курт Гессе и Бруно оказываются застигнутыми метелью в придорожном трактире. (Таверне? Отеле? «Отель «У погибшего альпиниста»? Общего, конечно, только прием...) У меня в голове не очень совмещаются понятия «Германия» (причем даже не горы) и «метель, сделавшая дороги непроезжими». Но думаю, что до того, как Германия стала густонаселенной чистенькой уютной страной, так все же быть могло. Особенно после эпидемии чумы...В целях усиления обоснуя ситуации «пока метель не кончится, никто никуда не рыпнется» оборотни загрызают всех лошадей, кроме одной, специально обученной...

А дальше — все по древней, как сама литература, схеме.

Есть загадка: почему, собственно, оборотни прицепились к этому конкретному трактиру?

Есть постоянный страх нападения.

Есть героический следователь конгрегации и его соратники — Помощник, Охотник и Рыцарь.

Есть люди, каждый со своей историей и своими реакциями на опасность, их взаимоотношения, конфликты характеров и создание команды. Пожалуй, именно этот аспект — ядро смысла. Остальное — соусь и бантики.

Есть ситуации выбора для героев.

Есть достаточно интересная мысль о «природе зверя». В этом отношении интересен эпизод в деревне, который вроде никакого отношения к сюжету не имеет — там, где казнят женоубийцу. Человек по рождению может быть зверем, зверь по крови — человеком. Люди-каннибалы, и волк, не желающий питаться человечиной. Что ж, для религиозного автора, помнящего слова о том, что для Бога «нет ни эллина, ни иудея», христианина, знающего о свободе выбора человеком, это нормально. К сожалению, даже среди атеистов сплошь и рядом встречаются люди с далеко не такими свободными взглядами.

В общем, у меня странное ощущение. Если первые три книги не имеют строгой сюжетной схемы, события развиваются так, как диктует жизнь, сюжет движется по воле героев и в соответствии с их характерами, то тут создается искусственная, буквально «пробирочная» ситуация. Впрочем, это — отличие приема «замкнутого пространства». Герои, которые в другой ситуации не перемолвились бы и парой слов, вынуждены взаимодействовать. А что? Литература тем и отличается от жизни, что можно взять самые разные характеры и поместить в условия, в которых они будут действовать, а не делать вид, что живут.

Из-за этого и предсказуемость. Если подходить с циничной точки зрения «опытного читателя», что при первых звуках волчьего воя становится ясно, что часть представленных читателю персонажей будет съедена, Курт и Бруно останутся живы, а враг повержен. И что нас ждет хеппи-энд с моральным перерождением кого-нибудь из оставшихся в живых. Впрочем, опытный читатель знает концовку 99 из 100 романов до того, как прочитает первую треть текста, но при этом не бросает чтение.

Поиск «зверя внутри» не становится запутанным детективом, Курт легко угадывает «иного». Впрочем, читатель делает это быстрее Курта, так как современный поклонник сеттингов «Мира Тьмы» (или хотя бы немного знающий о них человек) владеет более подробной информацией об оборотнях, чем следователь Конгрегации.

И вот тут — первая мысль. Думаю, с читательской точки зрения Попова права, но...

Тут меня начинают терзать смутные сомнения.

В каждой культуре есть вещи, о которых никто не говорит потому, то о них все знают. О передаче наследственных признаков человечество знало задолго до того, как появилось понятие «генетика». Именно это знание — причина особого отношения к понятию «крови предков» и прочих таких полумистических вещей.

В мире Конгрегации оборотни существуют в реальности, значит, знания о них вряд ли могли быть полностью предрассудками...

Так почему современный человек оказывается более информирован, чем далеко не глупый житель того мира?

Охотник тупит, видимо, из-за чувства собственной значимости. Но почему подтупливает Курт?

В общем, загадка оказывается слишком простой. Впрочем, в свете разговоров о тупящих читателях, думаю, тут Попова оказалась права. Второе объяснение — то, которое дается в следующей книге, в «Утверждении правды»: Тьма наступает. В смысле, мир меняется и частота проявления потусторонних и нечеловеческих реалий увеличивается. Курт не имеет достаточно информации об оборотнях потому, что до момента действия тех было слишком мало, чтобы Конгрегация имела возможность собрать о них исчерпывающую информацию. Интересная мысль... Мне она вдруг напомнила сталинское утверждение об усилении классовой борьбы по мере упрочения социализма.

Да, и я наконец-то поняла, чем меня раздражает цикл «Конгрегация»: темпом. Выбранный Поповой очень медленный, тягучий темп повествования не совпадает с моим ощущением жизни без интернетов, компьютеров и даже теплых сортиров.

Это — не книги об альтернативном Средневековье, а книги о нашем представлении об альтернативном Средневековье.

В принципе, сохранилась художественная литература, чьи авторы жили в условиях, не сильно отличавшихся от жизни героев Поповой. Изобретение пороха на быт не повлияло не сильно. Так вот, эти книги куда более емки, более темповы. Почему? Да потому что львиную долю времени живущий в средневековых условиях человека занят контролем за своими обыденными действиями, о которых нет смысла распространяться подробно. События редки. Но когда начинается действие, то оно идет быстро.

Романы же Поповой похожи на кинематографический прием «замедленного действия». Пуля доооолго летит по экрану, позволяя герою переосмыслить свою жизнь и свое место во Вселенной. Если принять это как «правила игры», забыв о собственных знаниях о скорости полета пули, то читать можно. Но для того, чтобы отвлечься, нужно сделать над собой усилие...

Оценка: нет
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Решил прочитать сие произведение, рассчитывая на лёгкий мистический детективчик. Из книг Н. Поповой до этого читал «Ради всего святого», мне понравился и стиль и сюжет.Очень приличный и глубокий рассказ.

Но «Природа зверя» с первых строк удивила меня неприятным языком книги. Автор романа обращается с русским языком так, как будто роман переведён с немецкого, на котором и изъясняются его герои с помощью «гугла». Может быть,это стилизация под средневековый древнегерманский, тем более альтернативной истории, не знаю, но читать это мучительно. Затем менять местами слова, делать неестественные обороты речи, режущие глаз? А выражения XIV века? «Снесло башню», «шарфюрер«зондергруппы»? Раз автор через слово вставляет латинские фразы, имитируя язык католической церкви, то как можно перемежать их с жаргонизмами России XX веков?

Но постепенно, к этому привыкаешь, и начинаешь, собственно, следить за сюжетом романа.

Кстати, для детектива сюжет классический, запертая в одном помещении компания, грозный убийца-оборотень снаружи, или не снаружи, а среди героев?

Все это интересно и хорошо, но , опять но...

Слишком все затянуто и однообразно. На каждой странице нескончаемые диалоги главных героев. Они говорят, говорят и говорят...Причём, в большинстве случаев, об отвлеченных вещах. Если бы выбросить из романа две трети ненужного мусора, могла бы получиться прекрасная остросюжетная повесть. А так, устаёшь от бесконечных рассуждений героев.

Прочтя две трети романа понимаешь, что исторический детектив закончился, и повествование перерастает а фэнтези, с элементами боевика

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Отряд оборотней, под предводительством вожака, способного мыслить и в обличье волка, осаждает и штурмует трактир! Они применяют таран, пытаются сломать ворота, пробуют запустить к осажденным диверсанта, в лице женщины!

Конечно, динамичности в книге прибывает, но вся атмосфера таинственности, загадки и детектива, сходит на нет. Книга превращается в сказку.

Ну и конечно, заканчивается все крутым «мочиловом».

Понравилась ли мне эта книга? Ну не знаю, чем то все таки понравилась, хотя как я уже говорил очень затянутая, и имеет множество недостатков. Все таки роман приятный, чем то затягивает.

Но перечитывать книгу я не буду, она для одноразового прочтения.

Буду ли читать остальные книги серии?

Да, наверное, прочитаю, но не в ближайшем будущем, так как существует множество более интересных книг.

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Самая слабая и короткая книга цикла, которая целиком сосредоточена на паре главных персонажей и их морально этических диспутах. Сам по себе сюжет очень слабый и не увлекает, очень надеюсь что дальше будет интересней.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я явно не буду оригинальной, но не могу не отметить, что эта часть про Курта Гессе заметно отличается от предыдущих, и знаете, мне очень даже понравилось такая смена настроения, стиля и даже немого жанра. Словно снимает напряжение прошлых событий, хотя ведь совсем не на беззаботные каникулы попал наш главный герой.

Итак, Бруно снова сопровождает майстера инквизитора (а я, оказывается, все-таки соскучилась по нему), но в пути их застала сильная метель. Благо измученным путникам удачно попался трактир. Обычный трактир с обычными усталыми путниками, коих видишь раз в жизни и на утро бесследно расстаешься. Но не в этот раз. Метель заперла всех слово в ловушке, а оборотень снаружи заставил сплотиться всех в некое подобие команды. Противник силен и, что немаловажно, достаточно умен и сообразителен. А в трактире лишь малая часть постояльцев способна хоть как-то постоять за себя.

Мне понравилось, что сюжет сам по себе не слишком замысловат, Курт не бегает по всему городу в поисках улик и свидетелей. И преступления, которое надо раскрыть, как такового нет — им всем просто надо как-то выжить. И в таком сюжете на первое место выходят персонажи, их характеры, поступки, образы мышления. Игра на психологии людей.

Минус у книги лишь один — маленький объем. За последние пару книг я успела привыкнуть, что надолго окунаюсь в истории про средневековую Германию и колдовство, а тут все пролетело слишком быстро, и мне одновременно хочется и не хочется скорее хватать продолжение, ведь из написанных мне осталось все-то две части.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Довольно занятный рассказ.

В общем понравился, однако к концу повествования есть ощущение затянутости. Когда уже знаешь что к чему и только ждешь, скорее бы уже развязка.

В самом начале, когда все действующие лица только собирались в назначенном месте, смеялась в голос при появлении охотника:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Два меча -один стальной для людей, второй для чудовищ (правду сказать не серебряный, а железный, но все же...) Нет, серьезно, охотник на чудовищ с двумя мечами? Хотя на этом все сходство заканчивается. )))

Моральный посыл — на все 100 баллов одобрен!

Кстати, несколько напоминает «Десять негритят» А.Кристи.

Единственное считаю лишним

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Смерть матери Макса, как мне кажется была не до конца оправданной и глупой. Я не поверила. Она так тряслась над сыном, боялась разлучиться с ним, и тут такой финт. Это было лишним.

И хочу отметить, что мне больше по духу, когда средневековый реализм смещается в сторону фэнтези. Как мне кажется, это только плюс к циклу.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх