fantlab ru

Роберт Сальваторе «Изгнанник»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.03
Оценок:
2472
Моя оценка:
-

подробнее

Изгнанник

Exile

Роман, год; цикл «Забытые королевства»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 96
Аннотация:

Были ли вы когда-нибудь настолько одиноки, что в вас просыпался безжалостный убийца? Есть ли у вас друзья, готовые бросить все ради вас? Будет ли когда-нибуль у вас человек настолько родной, что даже если он попытается вас убить, вы не поднимите на него руку?

Дзирту в безжалостном мире Подземья придется вынести все это. И только вера, дружба и любовь к близкому помогут не сойти с избранного им пути!

Входит в:



Изгнанник
1997 г.
Темный эльф
2002 г.
Изгнанник
2004 г.
Темный эльф
2004 г.
Изгнанник
2009 г.
Темный эльф
2010 г.
Легенда о Темном эльфе. Книга 1. Отступник. Изгнанник. Воин
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Exile
1990 г.
(английский)
The Legend of Drizzt. Book 2. Exile
2006 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга простая до безобразия. Видны шаблоны и костыли. Прямая. Но не смотря на свою простоту затягивает и очаровывает. Есть что-то в ней, что не отпускает ни на миг пока не прочтешь. Главный герой с одной стороны слишком добр, пушист и мягок. Машина для убийств с добрым, порядочный сердцем. Сейчас в наш век циничности, хладнокровия, безразличия иначе как ванильным и не назовешь. Однако навороченные сюжеты, тщательно отточенные персонажи порой такие кислые. Не вижу ничего плохого, что герой добр потому что просто добр, что тянется к свету. Почему тяга к добру должна быть прописана подробно?

Читается просто на одном дыхании. Атмосфера Подземья производит впечатление. Так и бродишь среди тьмы, камней. Монстры и существа радуют, это же старая добрая D&D! Сами Королевства заставят переживать за героев, это же Забытые Королевства. Экшен прописан. Даже легкое самокопание есть. Самое главное книга заставила посмеяться в голос, самое приятное. Все увлекает не на шутку. Чувствуешь себя просто мальчишкой. Это легкое темное героическое фэнтези (если позволительно так говорить).

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда я закончил читать первую книгу , у меня было ощущение , что всё-таки история про Темного Эльфа не так плоха , как я думал . Но открыв вторую часть , я сразу же понял, что вся эта история очередная ,обыкновенная , ничем непримечательная и проходная серия книг в жанре фэнтези . Глупейшие диалоги , несвязанные и нелогичные сюжетные ходы , а про проработанность характеров и вообще лучше молчать, ибо все сводилось к одному — эти плохие , а эти хорошие.

Но очень жаль , что хорошие идеи , которые Сальваторе заложил в первой книге , были забыты и никак не использованы , а иногда Роберт вообще нарушал законы , которые сам и устанавливал .

В заключение можно лишь сказать , что цикл , в перспективе, мог стать хорошей фентези-сагой , а в итоге превратился в проходняк средней руки, который даже дочитывать не хочется .

6/10

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошее продолжение истории о тёмном эльфе. Здесь, в отличие от первой части, во главу угла поставлена борьба не с нравственной низостью общества, а с охотником, разрушительной сущностью, таящейся в самом человеке. На протяжении романа в эту борьбу вступают и Дзирт, и Щелкунчик,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
и воскрешённый Закнафейн.
Мне кажется, автор отлично раскрыл эту идею, главную в произведении.

Все вкусности «Отступника» остались и в «Изгнаннике» — небольшие, но наполненные глубоким смыслом размышления главного героя перед каждой частью, лаконичные диалоги, захватывающие бои, живой язык автора, повествование, от которого невозможно оторваться.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

4/10 Роберт Сальваторе «Изгнанник» -- второй роман из цикла «Дзирт До'Урден». Прочитан 14.06.2005. Проходное фэнтези. Автор явно нагонял объем, особенно это заметно в диалогах, которые очень плохи: напыщенны и нереалистичны. Персонажи шаблонны, не прописаны, второстепенны и малоинтересны. Сюжет высосан из пальца и, по-сути, автор мог не стараться его сочинять. Чувства персонажей гипертрофированы и часто скучны и смешны.

Резюме: слабое фэнтези

Оценка: 4
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Итак, перевернута последняя страница второй книги знаменитой трилогии Роберта Сальваторе о тёмном эльфе по имени Дзирт. Ну, что я могу сказать? Конечно, на фоне первого тома продожение смотрится малость послабее. Но в том-то всё и дело, что – самую-самую малость, и слабость эта заключена не в огрехах собственно текста, а… в событийной составляющей книги. Слишком много в ней драк, погонь и напряжения, что, после определённого настроя, вызванного прочтением «Отступника», не то чтобы отталкивает, но и не очаровывает особо.

Тем не менее, и при чтении этой книги есть, о чём подумать. То есть, опять-таки, перед нами не просто фэнтезийный боевичок. Если в первой части Сальваторе устами Дзирта обличал несправедливое общество, то теперь он обратился к старым как мир ценностям дружбы и взаимопомощи. Проиллюстрировать эти идеи призваны отношения тёмного эльфа и спасённого им когда-то глубинного гнома Белвара Диссенгальпа. К слову сказать, именно этот персонаж запал мне в душу более всего. Он, можно сказать, «украл» книгу, умыкнул лавры у Дзирта До’Урдена. Чтобы узнать, выживет ли полюбившийся мне гном, я даже заглядывал в конец романа, чтоб увидеть имя Диссенгальпа и на последних страницах.

В принципе, при объективном взгляде больше восьми баллов «Изгнаннику» не поставишь. Но, в силу того, что автор не стал расправляться с наиболее симпатичным читателю героем (а такое ведь частенько случается, Джоан Роулинг, к примеру, вообще для собственных персонажей настоящий палач в юбке), добавляю ещё один маленький плюсик...

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

и так -невозможное возможно... и сага продолжается.

неподрожаемый Drizzt Do'Urden (по звучанию Дрисст а по переводу Дзирт, почему незнаю) продолжает несравнимую ни с чем эпопею борьбы со злом.

ну что сказать о сложной жизни Drizzt-Дриста пардон, Дзирта. Охотится он на полуослепших базелисков в своём плаще невидимке в полной темноте, забывает родной язык и не знает что ему делать — жить-поживать или жизнь выживать. В целом и общем достойное продолжение достойного начала, которое Американцы решили перенести на комиксы. После долгого размышления и перечитывания, я пришла к выводу что опустив все повторенные фразы книга сокращается на мммм примерно 75%. очевидно один умный русский сказал что лучше один раз увитеть чем 100 раз услышать и русскому поверили.

для оценки Я взяла среднее арифметическое между 75% от 10 и процентное соотношения 1:100

Оценка: 2
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первая книга прочитаная мной в цикле. Зелено-кислотная обложка сразу привлекла мое внимание. Я начал читать, и уже с первых нескольких страниц книга меня заворожила, герой привлек мое внимание и хотелось читать дальше. Автор имеет привычку вспоминать события предыдущих книг, поэтому не появилось ощущение что я что-то пропустил. Сюжет не отличается сложными перепетиями, не так уж и сложно понять что происходит. Каждый персонаж яркий и оригинальный. Белвар вызывает не меньше симпатий чем Дзирт, а великолепная Гвенвивар заслужила мою любовь на всю жизнь. А способность Дзирта становиться «Охотником» радует и наводит на мысль что не такой уж он и «хороший»(положительный). Теперь «Изгнанник» одна из самых моих любимых книг.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сеттинг Forgotten Realms (Забытые Королевства) очень популярен в США. До России доходят лишь отголоски этой популярности. По ролевой игре Dungeon & Dragons, основе Забытых Королевств, у нас даже официальной книги правил не найдешь. Так что в России, об этом мире знают благодаря литературе и компьютерным играм.

Если игры (Baldur’s Gate, Neverwinter Nights, Icewind Dale) стали культовыми даже на нашей родине еще до начала 2000-х (в частности Baldur’s Gate, Neverwinter Nights и Icewind Dale вышли позже), то литература по Забытым Королевствам начала пробиваться к нам только с середины нулевых двадцать первого века. И в авангарде этой литатаки был Роберт Сальваторе. И, судя по всему, атака прошла успешно, так как книги Сальваторе о Дзирте до сих пор переводят, хотя их количество приближается к третьему десятку.

Сегодня речь пойдет всего лишь о второй книге (по хронологии, по написанию пятой) об уже знаменитом темном эльфе (дроу, в некоторых переводах его обзывают и дровом) Дзирте До’Урдэне. События в «Изгнаннике» происходят спустя десять лет после предыдущей книги. У Сальваторе просто какая-то болезнь прыгать на десятки лет вперед. В этот раз такой промежуток времени особо ни чем не обоснован. Судите сами. Все эти десять лет Дзирт торчал в пещерах Подземья, а Дом До’Урдэн воевал с Домом Ганет. И ничего особенного за это время не произошло.

Разумеется, Сальваторе не от балды взял такой временной промежуток. Он хотел показать читателю борьбу внутренней темной сущности Дзирта, которую он называет охотником и его самого. Охотник это прирожденный убийца, который без сожалений сделает все, чтобы выжить. Но Дзирт боится, что охотник поглотит его, и темный эльф вновь вернется к корням, станет таким же, как и все его родичи, которых он ненавидит за бессмысленную жестокость. Думается, для развития внутреннего охотника, хватило бы и двух лет.

Несмотря на то, что автор иногда заостряет внимание читателей на одиночестве и внутренней борьбе главного героя, относится к этому серьезно сложно. Потом Сальваторе пытается развивать тему дружбы. Дзирт, устав от одиночества, которое не скрашивает даже его пантера Гвенвивар, отправляется в город свирфов, глубинных гномов, чтобы добровольно сдаться в плен. Темный эльф готов принять даже смерть, но поступок, который он сотворил в предыдущей книге, спасает ему жизнь. Отбросив сущность дроу, Дзирт не дал убить своему брату Дайнину некоего свирфа, который в итоге и заступается за Дзирта в городе свирфов Блингденстоуне. Свирфа зовут Белвар Диссенгалп. Сложные названия тоже любимая болезнь Сальваторе.

Белвар, гордый обладатель мифриловой кирки и мифрилового молота вместо рук (как бедный свирф ходит в туалет, выяснить не удалось) становится другом Дзирта и именно с этого момента начинается, так сказать, классический Сальваторе. Роберт перестает пытаться строить внутренние драмы и отправляет за Дзиртом очередное порождение злобной богини темных эльфов, контролируемое матерью Дзирта Мелис. И тут нас ждут бои, приключения и различные существа из мира Забытых Королевств. Особенно удались Сальваторе главы в городе иллитидов (летающих ктулху телепатов из мира Забытых Королеств, которые подчиняются одному большому мозгу).

Проще говоря, первая часть «Изгнанника» довольно проходная вещь. Темные эльфы грызутся между собой, Дзирт мучается от одиночества и никакого особого действия не происходит. А вот вторая часть книги очень хороша, она изобилует боями, новыми подробностями мира Забытых Королевств. Сальваторе даже удается добавить немного драмы.

Стиль Сальваторе достаточно прост и он слабо подходит для первой половины «Изгнанника», где он пытается подробней описать страдания главного героя. Хотя, если сделать скидку на аудиторию, которая в основном читает книги Сальваторе, то это не так страшно.

Во всей красе раскрывается стиль Сальваторе при описании боев. С одной стороны просто, с другой информативно, а если все это смешать получается и увлекательно. Диалоги, конечно, уступает боям, но страдают они, в основном, от попытки Сальваторе через них передать проблему дружбы между Дзиртом и Белваром. Разговоры между остальными героями выполнены вполне достойно.

Порадовала и способность Сальваторе к созданию, какой-никакой, драмы. Если бы он пошел дальше и решился убить одного персонажа руками одного из главных положительных героев, то это было бы сильно. Но Сальваторе выкрутился стандартным способом, что снизило градус накала.

Дзирт со времен «Отступника» почти не изменился. Темный эльф с благородными намерениями и не лишенный чувства справедливости. Единственное отличие, это охотник, поселившейся в душе Дзирта. Жестокий убийца с первобытными инстинктами. По началу Сальваторе уделяет много внимания этой проблеме, но потом отодвигает ее на второй план. Каких-то других изменений в образе эльфа не наблюдается.

Белвар тоже не блещет особой индивидуальностью. Свирф, как свирф. Из-за своей неполноценности он больше не хочет быть обузой в вылазках глубинных гномов за ценной рудой. Дзирт переубеждает нового друга и Белвар, становится просто несокрушимым воином.

Из более менее удавшихся героев, можно выделить Щелкунчика и Дайнина До’Урдэна. Щелкунчик это пич (существо, обожающее Землю), которого злой людской волшебник превратил в Подземный ужас (огромное бронированное существо, с костяными косами вместо рук). Безобидное существо в теле кошмарного. Сущность последнего постепенно вытесняет миролюбие пича. Чем дальше по сюжету, тем опасней становится Щелкучник. С этим персонажем был и один забавный момент. Чтобы спастись с острова, на котором его держали иллитиды, Щелкунчик брал серых дворфов и швырял их в рычаг, который опускал на остров мост.

Брат Дзирта Дайнин на удивление адекватный представитель семейства До’Урдэн. Ему удается избегать гнева матери Малис, скрывая свое истинное отношение ко всему происходящему. А готовность принять свою судьбу, делает честь этому дроу.

Забытые Королевства

Лучше всего удается Сальвторе это вплетение многообразного мира Забытых Королевств в свои произведение. Сеттинг и сами произведения Сальваторе относятся к классическому фэнтези. Но по Забытым Королевствам выходят уйма различных книг, игр, правил и т.д., что значительно расширяет и углубляет вселенную. Здесь количество различных рас стремится к сотне, а описание их способностей обгоняет по объему «Войну и Мир».

А Сальваторе удалось вписать все многообразие многих рас в свои довольно небольшие книги. Способности темных эльфов к левитации и способность вызывать шар тьмы выглядят в книгах не так странно, как звучат. Тяжелое наследие Dungeon & Dragons никак не отразилось на целостности и адекватности мира. В этом и есть большая заслуга Сальваторе.

***

«Изгнанник» книга не отличная, но и не ужасная. Как часть истории Дзирта До’Урдэна она увлекательна, легка в прочтение. Как часть мира Forgotten Realms даже познавательна (для фанатов, разумеется). В целом, написанное для определенного круга людей произведение, которое может заинтересовать и стороннего читателя.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Гораздо слабее первой части, отличающейся глубиной проработки мира и персонажей. Здесь же Дзирт скачет по всему Подземью, локации описываются на скорую руку, но больше не значит лучше. Персонажи тоже не отличаются особой привлекательностью, кроме темных эльфов. Только начали иллитиды (проницатели) приобретать яркие краски, как их почти всех вырезали. Темп повествования просто не позволяет сделать достаточно глубокие описания.

Появляется куча ляпов, например, Белвар пару раз пользуется руками, которых у него просто нет.

Сюжет почти отсутствует, Дзирт бесцельно бродит по подземельям, только темные эльфы вполне осознают свои цели, но они в этой книге на втором плане.

К сожалению, книга далека от высокой планки установленной «Отсупником». В «Изгнаннике» нет ничего выдающегося. Но не все в ней так плохо. Автор оживляет повествование за счет обилия действия, хотя не всегда это удается.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Проклятье поразившее одно поколение неизбежно передается на другое. Ни словом, ни делом не разорвать кровные узы». Эта цитата из конофильма горец 4 конец игры как нельзя лучше подходит применительно к данной ситуации. Под «проклятьем» я подразумеваю то что как Закнафейну в свое время было чужда врожденная жестокость дроу так и Дзирту оно чуждо. Что касается кровных уз то, можно убежать куда угодно но от своего прошлого убежать невозможно. Так и в конце концов и получилось. Семья все равно нашла Дзирта, хоть и прошло уже столько времени. И еще одно. Ясчитаю что любое живое и мыслящее существо не может жить в одиночестве слишком долго, иначе он или она начнет забывать все то, чего он или она достигли в жизни. Постепенно наш эльф превратился в охотника целью которого стало только одно – выжить любой ценой. «Лишь голые инстинкты – страх, боль, наслаждение и ничего больше» Эти слова профессора Чарльза Ксавье из фильма Люди Икс 3 как нельзя лучше сюда подходят. Можно даже элементарно забыть нормальную речь. Так и произошло с нашим главным героем. Он начал забывать кто он есть на самом деле. Дошло до того что ему трудно стало вызывать Гвен. Именно поэтому он и сбежал к глубинным гномам.- в конечном итоге это его и спасло.

Несколько слов о сюжете. Больше всего мне понравилось описание жизни темных эльфов, а также их бесконечные интриги и вражда. Вот только хотелось бы отметить парадокс жизни темных эльфов – какое бы ты высокое положение ты не достиг в обществе и даже в своей собственной семье – все равно тебя рано или поздно убьют, просто чтобы возвысится. Тогда кчему все то знание которое постигают темные эльфы в своей жизни, ведь все равно они умрут вместе с ними, потому что они просто не делятся со своим знанием ни с кем – просто из элементарного опасения что эти знания помогут другим их свергнуть. И еще одно. Война между домами это я еще могу понять но вот между членами семьи. Этого я не понимаю Ведь если у тебя нет семьи которая тебя поддерживает ты погибнешь рано или поздно. Ведь семья это прежде всего привязанности а как сказали из того же вышеупомянутого фильма «Привязанности держат нас на этом свете».

Еще мне понравилось сюжетная линия Зин-карлы. В конце концов Дзирт оказался прав насчет него. Зин-карла – это очередной обман паучьей королевы.

Вывод – Класс. Оценка 10.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая книга знаменитой трилогии оказалась немного слабее, но не намного и поэтому уровень ее читаемости никак не упал. Первое впечатление после прочтения было такое, вроде Сальваторе просто решил заполнить чем-то промежуток жизни Дзирта между его уходом из города и выходом на поверхность. некоторые сюжетные ходы кажутся притянутыми за уши, монстры Подземья, наверное, придумывались автором на ходу, дух-двойник казался бессмертным и я все думал: как же он умрет, оказалось — банально. Очень понравились иллитиды, их жизненный устрой, образ существования. Да, позитивный персонаж (для меня) Джарлакс — человек, который всегда появляется в нужное время в нужном месте, уважаю таких. Как по мне, автору стоило сразу отправлять Дзирта на поверхность, а не пускать во все тяжкие по Подземному миру. Очень надеюсь, что Дзирт все же окажется там в третьей книге, а не подышит свежим воздухом и вернется. Оценка — 8.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Продолжая свою историю о том, как тёмный эльф Дзирт оказался на холодном севере, Сальваторе не забывал, что он пишет, для кого и в рамках какой вселенной. Нужны приключения, пиршество для воображения и пробуждения адреналина, и он старается с лихвой окупить статичность первого романа. Действия и эффектных поединков на краю бездны здесь значительно больше, сражение со всем миром Подземья одновременно, опасным и немилосердным, и с одиночеством в душе.

В те времена автор ещё умел находить правильные оттенки повествования не только посредством замены задней стенки декораций, на фоне которой отважный Дзирт До'Урден отважно размахивает в воздухе саблями. Если нет противостояния с обществом дроу, а бегство в мир Подземья оборачивается тупиком, остаётся битва с самим собой. Одиночество порой порождает химеры сознания, а необходимость выживать в воине кристаллизует гольные инстинкты выживания и противостояния сему агрессивному миру вокруг. Отсюда у нашего отважного героя появляется ментальный двойник — охотник, который помогает ему выживать в Подземье, но крадёт самость. Это весьма удачный ход, поскольку он скрасил бессмысленность той отшельнической жизни, которую вёл наш герой, всё сознание которого, по задумке, обращено вовне, а не внутрь самого себя.

В остальном же, надо признать, книжка очень наивна и прямолинейна, Впрочем, наивность здесь скорее позитивна, чем негативна, а вот с прямолинейностью нас ждут проблемы, и существенные. Действительно, компьютерная бродилка — меняются локации, противники, есть перевалочный пункт — классический игровой «town», и прочее-прочее. Предсказуемые дроу, предсказуемые свирфы... История дома До'Урден получила своё логичное завершение, что не может не радовать, закавычена также история с отцом нашего эльфа, которому милосердный автор всё же дал долгожданную победу над богиней пауков. В остальном же он старается развивать мысль, что быть хорошим и добрым — правильно, а жестоким, злым и вероломным — неправильно. Прямолинейно, наивно, но вы учтите, что эта книжка предназначена для подростков, и должна учить их самым базовым вещам в этой жизни.

Поэтому книжице можно многое простить — для коммерческой фансервисной литературы она написана достойно, и читается хорошо. Дзирт До'Урден осознаёт бессмысленность жизни под толщей скал, и идёт навстречу восходу Солнца... и читаем дальше. Взмахи сабель и горестные вздохи о несовершенстве мира нам гарантированы.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

В поисках себя

Перед вами второй роман из цикла о тёмном эльфе. Приключения Дзирта (Дриззта) До'Урдена продолжаются. Покинув опостылевший город темных эльфов, герой скитается по Подземью в одиночестве и постепенно теряет свою истинную и добрую сущность, превращаясь в безжалостного и подверженного одним лишь инстинктам Охотника. Помочь ему в поисках себя помогут только обретение настоящих друзей. Вместе им придется спасаться от мести родного Дома Дзирта.

Вполне достойное фэнтези, конечно не уровень Толкиена и Сапковского, однако следить за душевными метаниями темного эльфа, невероятно закрученными интригами дровского общества, разнообразными пещерными тварями очень даже интересно. Из минусов можно отметить не слишком богатый язык и малую прорисовку деталей, однако дух волшебства, интересный сюжет и глубокий моральный посыл позволяют с интересом скоротать пару-тройку вечеров.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лично для «Изгнанник» — это не просто роман, это необычайно глубокое произведение, хотя кажущееся довольно простым на первый взгляд. Эта история о поиске себя в огромном мире среди врагов и друзей, жестоких испытаний и надежды на лучшее, среди огромных просторов большого подземелья.

Дзирт продолжает искать свое место в этом мире, не подозревая, что за ним охотится его семья, избрав при этом один из самых жестоких способов охоты. Сложно не только бороться за свою жизнь, идти на встречу грядущим опасностям, и сражаться. Но сражаться не только с врагами физическими, а со своим внутренним врагом, который родился за годы одиночества и отшельничества. Автор сопереживает своему герою, направляет его на правильную дорогу, и в итоге Дзирт оказывается по своей воле там, где не оказался бы ни один дроу.

Кроме всего прочего, мне роман понравился еще и потому, что это — кристально чистое фентези, добротное, интересное и захватывающее. Ничего лишнего, никакой сентиментальности. Прочитал с огромным удовольствием

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сальваторе продолжает в том же духе. Книга насыщена различными сценами, которые заставляют переживать и болеть за героев романа.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В «Изгнаннике» появляется один замечательный персонаж – Закнафейн. Этого дроу мне было очень жаль ещё со времён первого романа. Тяжкая судьба поджидала его, после того, как он доказал всему миру, что принципы и гордость важнее лицемерия, хотя и гибельнее.

Теперь бесчувственное тело Зака бродит по Подземью, с целью убить Дзирта, но, овладев былыми чувствами, Зак возвращает своему бездыханному телу душу. Но продляется это недолго и Закнафейн героически погибает.

Это очередной раз доказывает нам, на что способны чувства, какой мощью они обладают.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх