FantLab ru

Джон Хардинг «Флоренс и Джайлс»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.64
Голосов:
49
Моя оценка:
-

подробнее

Флоренс и Джайлс

Florence and Giles

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 5
Аннотация:

Готический роман «Флоренс и Джайлс» — удивительный метафорический роман одного из самых разносторонних британских авторов современности, захватывающая история в лучших традициях английской готики и уникальный литературный опыт, выполненный с точностью музыкального произведения. Автор держит главного героя в постоянном напряжении и заставляет вздрагивать от ужаса и неизвестности до тех пор, пока самый скептически настроенный читатель не проникнется этим чувством.

…осторожные взрослые оказались поразительно беспечны, когда нам, детям, действительно грозила беда. И неудивительно, ведь они, в отличие от нас, хотя и тешат себя сказками о призраках и упырях, обитающих в доме, давным-давно перестали прислушиваться к необъяснимым шагам в темноте…

Номинации на премии:


номинант
Премия "Дети ночи" / The Children of the Night Award, 2010

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
Е. Мигунова (1)

Флоренс и Джайлс
2012 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Замечательная готическая история под неподходящей обложкой.

С первых же страниц узнаётся заигрывание с классическим «Поворотом винта». При этом перекличка остаётся просто перекличкой, не требуя для прочтения никакого знакомства с книгой Генри Джеймса.

К тому же предоставленная самой себе умница-Флоренс напоминает мне во многом не пустую и «по-современному» вторичную Флавию де Люс, но Мари Клариссу из «Мы всегда жили в замке», как особенностями личности, так и жизненными обстоятельствами. Даже возраст тот же, что у героини Ширли Джексон во время происшествия за ужином, 12 лет.

Мне нравится, что здесь туманность происходящего — всего лишь быстро проходящая видимость, а все мотивы, события и действия на самом деле ясны до прозрачности. В финале не остаётся ни одной загадки, ни одного вопроса без ответа, хоть и ответы подаются как бы не напрямик. Это и просто приятно мне как читателю, и отличает книгу от именитого двоякого предшественника, не позволяя опуститься до передёргиваний и плагиата, неизбывно ведущих к скуке и разочарованиям.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Время действия: 1891 г.

Место действия: Новый Свет

Сюжет: Мрачный Блант-Хаус. Двое детей-сирот, живущих в нем. Дядюшка, которого они никогда не видели. Гувернантка, таинственно погибшая на озере. Новая гувернантка, приехавшая её сменить, со злым взглядом и неясными намерениями. Лица в зеркалах. Закрытый глубокий колодец. Оставленные книги на пыльных полках. И вопрос: чем закончится противостояние двух женщин — маленькой и взрослой? Что на кону? Судьба и жизнь маленького мальчика.

Впечатления: Старый уединенный особняк, библиотека, девочка, любящая книги, её братец, спрашивающий гостей, предпочли бы они быть сьеденными или выпотрошенными, появление в доме злокозненной гувернантки... Разве можно было пройти мимо такой книжки?) Идеальное сочетание для увлекательного чтения в пасмурном феврале-марте. С самого начала Флоренс привлекла моё внимание своей неуемной фантазией, любовью к Шекспиру и Эдгару Аллану По, а ещё выдумыванию всяких разных словечек. Я даже немного завидовала ей. Обширная библиотека и собственная башня с прекрасным видом на все стороны света, с таким приданным каждая девочка почувствует себя принцессой. Но чем дальше я читала, тем больше сомневалась, а принцесса ли она Рапунцель или может быть скорее её матушка-ведьма?) Да и её собственническое отношение к брату все чаще мне начало напоминать более взрослых героев «Багрового Пика», а к чему привела и чем закончилась их история все и так знают. Очень часто маниакальная любовь застит глаза и толкает на страшные поступки.

Итого: Довольно увлекательный, такой мрачненький и готичненький роман. Первую часть я читала очень долго, как по мне было слишком много слов написано автором о Флоренс и её любви к библиотеке, куда её не пускали. Причём эта тема смаковалась четверть книги. Я бы её подсократила) Зато с появлением гувернантки в доме, оторваться от книги было невозможно. Люблю я копаться в дебрях чужой истории, следовать по коридорам старинного особняка и строить свои версии происходящего. А тут вариаций событий было более чем достаточно) И даже не смотря на затянутое начало, слишком скорый конец без справедливого возмездия и не самую симпатичную главную героиню, книга понравилась. Обязательно ознакомлюсь и с первоисточником Генри Джеймса.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

<b>“никто никогда и не утверждал, что тайная жизнь должна быть легкой.” (с)</b>

Старый особняк, о котором давно никто не заботится должным образом. Комнаты мрачноваты, библиотека покрылась тоннами пыли, а вход на башню и вовсе заколочен. И среди всего этого великолепия живут двое детей. Из родни у них остался только дядя, который платит за их сожержание, но которого они ни разу не видели, да и слуги, живущие в доме видели его лишь однажды при приеме на работу...

Весьма интригующее начало. Набор всего того, что в последствие может обещать нам захватывающую историю. И так оно и есть.

Главной героиней является старшая из детей — Флоренс, девочка, которой не светит образование ни при каких обстоятельствах, но которая настолько покорена найденной ей библиотекой, что сама постигает науку чтения и сутками пропадает в вымышленных мирах. И жизнь кажется прекрасной и увлекательной до тех пор пока ее брату не приходит время начинать обучение и в их жизни не появляется гувернантка...

История, которая захватывает с первых страниц и заставляет с непрекращающимся интересом следить за происходящим. Мрачные тайны прошлого. Таинственные леди, которые живут в зеркалах, ходят по воде и ничего не едят. Тайные замыслы и планы по их предотвращению.

Очень сильно переживала за главную героиню и тем сильнее было мое ошеломление от концовки. Образ, который сложился в голове, вдруг разлетается в дребезги будто одно из зеркал и ты сидишь в легком недоумении...

Детская душа удивительный мир. Она ранима и слишком хрупка. Так легко заронить в нее сомнения и так сложно избавить от заблуждений. Любая мелочь может обрести тайный смысл и подпитываться суевериями. А детская решимость спасти любимого человека может обрести поистине гиганские маштабы и готовность пойти на любые безумства....

не знаю, является ли это тотличительной чертой готических романов, но в этой книги нам не дадут явных ответов на возникшие у нас вопросы. Нам остается только гадать призрак это или человек, была ли гибель трагической случайностью или имела тайный смысл, да и после концовки судьба первой гувернантки лично для меня тоже стала под вопросом...

Если вы любите книги про мрачные особняки, тайны, призраков и прочее, то это произведение определенно подарит вам несколько весьма увлекательных часов.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

История, которая начинается в стиле Флавии де Люс, и постепенно превращается в триллер.

Англия, старое поместье, библиотека, гувернантки, лужайки, «да мэм», «нет, мэм». Хорошо написанный текст, который легко и приятно читается до какого-то момента. Момента, в который ты вдруг понимаешь, что твои симпатии были на стороне тьмы.

Несколько разочаровывает то, что в финале никто не расставляет точки над i. Из-за этого некоторые изгибы сюжета повисают в воздухе.

Рекомендовать эту книгу я бы не стала, тем не менее удовольствие от чтения (особенно поначалу) получить можно.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень многое «царапало» при чтении. Сразу скажу, что неопределенность финала мне не мешала. Во-первых, отзывы на книгу меня предупредили в достаточной мере, а во-вторых — почему бы и нет? Да и в конце концов, от создания вроде Флоренс трудно ждать откровенного признания после всех ее козней. Точно так же не очень мешала очевидная неправдоподобность некоторых эпизодов: например, когда 12-летняя девочка в гордом одиночестве покупает билет до Нью-Йорка, садится в поезд и никто даже не поинтересовался, где ее родители/няня/гувернантка. Мне кажется, все подобные моменты — издержки техники «ненадежного рассказчика»; Флоренс просто врет напропалую.

И все равно многое не понравилось.

Прежде всего и с первых же страниц — повествование от первого лица. Очень немногие взрослые способны написать текст, который будет восприниматься, как голос ребенка. А Хардинг, надо сказать, даже и не пытается. Ни на мгновение я не могла поверить, что рассказчица — маленькая девочка. Ее манера выражаться, думать, поступать принадлежит взрослому человеку. По контрасту, оба мальчишки в романе ведут себя абсолютно естественно и достоверно. Конечно же, этому феномену можно придумать объяснение: от нелегкой биографии до особенностей психики Флоренс. Но мне показалось, что все гораздо проще: у автора, похоже, нет ни сестры, ни дочери, ни даже племянницы.

Словечки Флоренс. Мне они показались (по крайней мере, в переводе) и неуклюжими, и ненужными. А поскольку они выделены курсивом, то так и лезут в глаза, выпирая из текста.

Структура произведения. Завязка очень медленная, особенно для такого короткого романа. Страницы одна за другой оставались позади, а я недоумевала: раз у нас есть такой замечательный готический особняк, когда в нем уже произойдет что-нибудь готическое? События начались, разумеется, но ближе к середине книги.

Не люблю фанфиков, позиционированных как оригинальное произведение. Очень уж многое здесь позаимствовано из повести Генри Джеймса «Поворот винта». Повесть в англоязычном мире популярна, успела обрасти сиквелами и приквелами, экранизациями и даже оперой по мотивам. В романе «Флоренс и Джайлс» зависимость от «Поворота винта» не спрятана, но и не признана откровенно. Даже имена и названия выдают претекст: Майлс/Джайлс, Флора/Флоренс, Блай-хаус/Блайт-хаус и т.д. Оттуда же — особняк с озером, загадочно отсутствующий дядюшка, погибшая гувернантка и жутенькие брат с сестричкой. В общем, благодарности за удачные сюжетные ходы, расстановку действующих лиц, сцену действия и даже за неопределенный финал (в стиле: а был ли призрак?) уходят Генри Джеймсу. Тем более неприятное впечатление производит то, что Хардинг поблагодарить предшественника не удосужился ни в своей книге, ни на своем сайте.

Ко второй половине романа, когда готическая история все же началась, я несколько примирилась с ней. Словечки пролистывала, фанфик простила. Тео было по-настоящему жалко. Но осадок остался.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эх, хотел бы я написать тоже что-нибудь восторженное, да как-то не получается. Вот если бы эта книга была написана году этак в 1923, как «Наваждение» Дэвида Линдсей, тогда это было бы свежо, здорово и волнующе. Но к 2010 году мы столько перечитали романов с таким сюжетом, столько пересмотрели таких фильмов, что уже даже не можешь вспомнить их названий. Скажи любому любителю мистических триллеров, не помнит ли он фильм с таким сюжетом: « Все дело происходит где-то в Англии в 19-м веке, живет себе в огромном, страшном, мрачном доме девочка. Умная, любимое занятие — книжки читать. И вот появляется у них гувернантка, ну очень страшная. В зеркалах мелькает, девочку преследует. Но девочке никто не верит, все ее доказательства исчезают, все кто пытается ей помочь — заболевают. А потом оказывается, что все тут не так однозначно.» И каждый вам назовет тучу таких фильмов, начиная с «Других».

Вообщем-то какой-то интерес у меня теплился ровно до того места, как я прочел про полицейского. Хардинг простодушно взял и вывалил на читателя всю разгадку. А дальше началась тоскливая беготня героев друг за другом, добывание доказательств, изымание доказательств и предсказуемая концовка, каких мы видели миллионы в вышеупомянутых фильмах.

Да, автор оставил открытыми многие вопросы, но нет никакого желания над ними думать, т.к. это ничего не изменит.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Кто бы ни был ее дядей (отцом или не отцом), кто бы ни была гувернантка (его второй женой или нет), все это не так важно на фоне сумасшествия главной героини, которое проступало уже в абсолютном отсутствии боязни призраков, отражений и темных башен.

Вообщем, если бы я посмотрел сейчас такой фильм, я бы сделал это с интересом и сказал бы, что это вполне себе приличный триллер. Но от книг мы ждем чего-то большего, чем обычный набор голливудских штампов и предсказуемых сюжетных линий. А этого большего в этой книге совсем нет

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Флоренс и Джайлс» — своеобразная смесь «Тринадцатой сказки» Дианы Сеттерфилд и книг Алана Брэдли о Флавии де Люс (детективности поменьше).

Начало кажется вполне интригующим — маленькая девочка, серьезно занятая самообразованием (ведь обычное запрещено дядей); имеющая зависимость от книг, что всегда меня привлекало в героях.

Сюжет строится на ее одинокой жизни в поместье. Язык хорош. Следует сделать акцент на «особый язык», на котором думает Флоренс. Идея вроде бы неплохая, но большинство слов представляют собой, по большому счету, сплав из двух других или превращенное в глагол существительное. Стоит отметить, что несколько по-настоящему занятных неологизмов выцепить можно, но остальные работают скорее на идею — лишь бы было. Наши добрые издатели решили выделить все «особенные» словечки курсивом — начинает раздражать в самом начале, словно тебе тычут в нос и кричат: «Вай, погляди, какое слово-то!». В общем срезался автор на воплощении.

Сюжет развивается в хорошем темпе, не дающем заскучать, да и вообще книга действительно читается на одном дыхании: привлекательная главная героиня, загадки детства, неожиданная смерть и т.д.

К сожалению, для меня все сошло если не «на нет», но уж точно оценка к развязке снизилась из-за

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
симпатии к Флоренс, уменьшавшейся пропорционально увеличению ее безумия и, соответственно, всем безумствам в конце книги

Несмотря на то, что загадки не составляют особой сложности, и примерно с середины книги понимаешь, что к чему, очень радует, что автор не трудится над подробным объяснением читателю. Все, о чем мы могли догадаться, осталось без объяснения — большой плюс, как по мне.

Конец заставляет посидеть пару минут с открытым ртом и почесать голову, а потом печально вздохнуть и поставить книгу на полку. Перечитывать ее, пожалуй, мне уже не захочется, потому что главная мысль

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Ну как так можно? Ведь так все хорошо начиналось»

И дело тут вовсе не в грустном конце и смертях, а в том, что Флоренс к концу совершенно теряет свою привлекательность, и завершение книги получается скорее отталкивающим

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Великолепнейший роман-перевертыш, в котором абсолютно все не так, как кажется, а как оно на самом деле... кто-то поймет примерно на середине, кто-то ближе к концу, но абсолютно все удивятся.

На первый (да и даже на второй) взгляд все очень просто. Этакая в меру готичненькая пастораль.

Американская глушь конца 19 века, старинное и местами полуразрушенное поместье, горстка довольно наивных слуг и постоянно отсутствующий дядя-опекун. Именно в такой обстановке живет милая и очень начитанная девочка Флоренс со своим младшим братом Джайлзом. Дядю-опекуна дети никогда и в глаза не видели, хотя тяготы его воспитания на себе испытать успели. Флоренс так уж точно. Ибо была у дяди неудачная романтическая история, после которой решил он, что женское образование – корень всех бед, который необходимо безжалостно выкорчевывать. И начать решил, как водится, с собственного палисадника. То есть с племянницы. Но дядя далеко, библиотека близко, а соблазн так велик… поэтому к восьми годам Флоренс в обход всех запретов и при помощи всяческих ухищрений самостоятельно научилась читать. С тех пор и читает как запойный алкоголик, скрывая ото всех запретное увлечение.

Каждый день – приятная рутина: игры с братом и новым другом Тео из соседнего поместья, чтение книг навроде Эдгара По и Вильяма нашего Шекспира и упражнение между делом в сочинительстве новых забавных слов вроде «нашекспирить» и «рапунцельствовать».

И шло бы все замечательно, если бы не вздумалось дяде, что детям нужна гувернантка. И как назло с гувенантками семейству тотально не везло. Сперва в доме появилась мисс Уитекер, которая симпатии ни у кого не вызвала, да и вообще «обезбиблиотечила» Флоренс, но вскоре нашла свою «трагибель» на озере, а следом за ней очень подозрительная мисс Тейлор. Почему подозрительная? Напевает странные колыбельные в комнате Джайлза по ночам, ходит по воде, шпионит из зеркал, да и вообще натуральное «адоисчадие». И Флоренс понимает, что бороться толи с ведьмой, толи с призраком за брата кроме нее абсолютно некому, ведь взрослые как всегда ничего не замечают. И милая, разумная и начитанная Флоренс берет дело в свои детские ручки, ведь нет ничего важнее брата...

Это фасад здания.

Но по ходу повествования невольно задаешься вопросами:

Дядя-опекун (дядя ли?)

Несчастный случай на озере с первой гувернанткой (настолько ли случаен, как кажется?)

Вторая гувернантка (кто она? откуда? действительно ли злобная ведьма?)

И вообще, что в этой истории реально, а что нет?

На самом деле по тексту разбросано достаточно подсказок для внимательного читателя, но финал все равно преподносит несколько сюрпризов… Да и Хардинг ничего не разжевывает, а предоставляет читателю самостоятельно делать выводы.

Замечательная, невероятно увлекательная история, которая не отпускает до последней страницы.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх