Одри Ниффенеггер «Жена путешественника во времени»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика ) | Любовный роман
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная ))
- Время действия: 21 век | 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Хаотичный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Они познакомились, когда ей было шесть, а ему тридцать шесть. Они поженились, когда ей было двадцать три, а ему тридцать один. Потому что Генри страдает редким генетическим заболеванием — синдромом перемещения во времени; его исчезновения из жизни Клэр непредсказуемы, появления — комичны, травматичны и трагичны одновременно.
Работа над книгой началась в 1998 году.
Награды и премии:
лауреат |
Премия "Алекс" / Alex Awards, 2004 | |
лауреат |
Британская национальная книжная премия / British Book Awards (Nibbies), 2006 // Popular Fiction Award |
Номинации на премии:
номинант |
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2005 // Роман | |
номинант |
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2005 // Лучший НФ-роман. 3-е место | |
номинант |
Премия Геффена / Geffen Award, 2006 // Переводная книга НФ (США) | |
номинант |
Литературная премия "Хатафи-Кибердарк" / Premios Literarios Xatafi-Cyberdark, I (2006) // Зарубежный роман (США) |
Экранизации:
— «Жена путешественника во времени» / «The Time Traveler's Wife» 2008, США, реж: Роберт Швентке
- /языки:
- русский (5), украинский (1)
- /тип:
- книги (6)
- /перевод:
- А. Балджи (2), А. Пономарева (3), Н. Хаецкая (1)
Доступность в электронном виде:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тринити, 17 июня 2015 г.
Я рассматриваю это произведение с двух разных ракурсов: как пример добротного любовного романа, который поймут и оценят настоящие романтики и верящие в любовь люди, и как отличную фантастическую работу, связанную с всегда актуальной и зачастую противоречивой темой путешествий во времени. Конечно, эти два аспекта неразделимы, они связывают в тугой узел сюжет, события, образы героев. Но я все-таки попробую рассмотреть отдельно.
Обычно принято считать, и большинство примеров в фантастической литературе только подтверждает то, что путешествия во времени — чистый позитив. Позитив потому, что удовлетворяет одну из самых больших потребностей человека — любопытство. Каждый человек должен хотеть знать, что же будет в будущем, и как все было в прошлом.
Для главного героя этого произведения, путешествия во времени — это вынужденная необходимость, которая обусловлена странной особенностью его организма, и которую он никоим образом не может контролировать или изменять. И чем дальше, тем больше эта необходимость становится обреченностью. Потому что кроме того, что путешествия во времени вызывают немалые неудобства, они опасны для здоровья и жизни героя. Но самое страшное в том, что он может по много раз возвращаться в самые трагические моменты своей жизни, но предотвратить их он не в силах.
Тут лежит основное противоречие с общепринятым «эффектом бабочки». Все в мире подчиняется невидимой судьбе, и никто и никогда, будь то люди, живущие в реале, или путешественники во времени, не могут ничего изменить изначально. И это печально. Автор в книге следует движению детерминизма, хотя мне больше по душе именно «эффект бабочки».
Любовная линия книги — удивительно трогательна. Герои в первый раз встречаются, когда героине всего шесть, а в будущем героя, он уже знает ее как трепетную и нежную жену. Ей придется подрастать, набираться опыта и сил, и учиться ждать и переживать, переживать за него там, в своем будущем. Он появляется еще несколько раз до того момента, когда она станет совершеннолетней и наконец встретится с ним в своем настоящем, в котором он ее совсем не знает. И теперь уже она будет ждать, когда он станет тем мужчиной, с которым она познакомилась много лет назад.
«Любовь — это самое кратковременное из всего вечного». История героев выглядит идеально. И даже мелкие инциденты, добавленные автором как раз для приближения отношений к реальности, не могут нарушить это ощущение удивительности. Конечно, такая любовь может показаться придуманной и не натуральной. Но на мой взгляд как раз трудности и тяготы, волнения и переживания героев не дают им расслабиться, держат их на расстоянии не больше вытянутой руки друг от друга и только «глаза в глаза».
Финал произведения, как мне показалось, неоднозначен. Для меня он печален, для кого-то покажется светлым и обнадеживающим. Но в целом он не портит общего впечатления. Впечатления от книги самые позитивные, добрые, вселяющие веру в любовь.
Мне оказалась очень близка эта книга. Близка чувственно и эмоционально. Я сроднилась с героями, прожила целую жизнь с ними. И я по-своему очень хорошо ощущаю то, что испытывает главная героиня. Я понимаю и всем сердцем сочувствую, потому что знаю, что такое ждать...
«Трудно быть тем, кто остается»...
old_fan, 10 декабря 2007 г.
Я всегда считал, что настоящая фантастика — это литература не о звездолётах и драконах, а о людях, которые летают на звездолётах и общаются с драконами. Эта книга попадает под такое определение стопроцентно. Petro Gulak'y как профессионалу, конечно виднее, но это, на мой взгляд, очень человечное и страстное описание отношений мужчины и женщины, которых Время свело и Время разлучает. Огрехов я при чтении просто не замечал, так захватило действие. От души ставлю десятку.
Finefleur, 29 апреля 2018 г.
«А Мартина будет прясть
А Мартина будет ткать
А Мартина будет шить
А Мартина будет ждать...»*
В этой незамысловатой песенке — квинтэссенция судьбы любой женщины, что сознательно выбрала для себя жизнь за-мужем. Одри Ниффенеггер понадобилось немного больше слов, чтобы рассказать удивительную историю одной из таких женщин. Историю обычную и необычную.
Жила-была девочка. Росла в большом доме, ходила в школу, гуляла в долине. Там и встретила однажды таинственного незнакомца.
Нет, не так. Потому что это не сказка. Это история взросления серьезной девочки, первой и единственной любви мудрой девушки, трудного счастья сильной женщины. Настолько реальная, что фантастический элемент выглядит в ней естественным и органичным и не вызывает никаких вопросов. В жизни и не такое бывает.
Клэр Эбшир, в замужестве Детамбль – очаровательная женщина, талантливый художник. И образцовая жена. Каждый день она работает в своей мастерской, хлопочет по дому, читает, варит кофе и ждет любимого мужа. С работы. И из путешествий в прошлое и будущее.
Это один из самых совершенных текстов, которые я когда-либо читала. Для дебютного романа он невероятно гармоничен, идеально выстроен и выверен. Поражает кропотливая работа, проделанная автором: виртуозно рассчитанное время встреч героев, умопомрачительные сочетания их возраста в каждый момент встречи. Клэр познакомилась с Генри, когда ей было 6, а ему 36. Генри познакомился с Клэр, когда ему было 28, а ей 20. А на их свадебной церемонии 30-летнего жениха периодически сменял он же в возрасте 38 лет…
Генри Детамбль — путешественник во времени. И это не суперспособость, а суперпроклятие, неизученная и неизлечимая болезнь. Он внезапно исчезает и так же неожиданно возвращается, но эти головокружительные перемещения, как правило, не приносят ему радости — они не зависят от его воли и могут стать для него смертельно опасными. Генри раз за разом приходится встречаться с самим собой — ребенком и зрелым мужчиной. Раз за разом мучительно переживать смерть матери, не имея возможности вмешаться, предупредить, изменить. И он знает, где и когда закончится его собственная жизнь.
Иногда ловишь себя на мысли: что, если бы такой путешественник во времени появился среди нас, здесь и сейчас – беззащитный, испуганный, дезориентированный? Как отнеслись бы к этому окружающие? Ответ напрашивается грустный. Инаковость людей, в чем бы она ни выражалась, почти автоматически делает из них изгоев. Рядом с Генри есть люди, готовые поддержать и помочь – но это друзья и близкие, те, кто знает его историю. Чужих, безразличных или агрессивных – чаще по неведению, чем по природе – гораздо больше. И остается надеяться только на себя – так взрослый Генри учит себя-малыша нехитрым приемам выживания. И благодарить судьбу, предназначившую ему в жены Клэр. Единственную постоянную величину в его переменчивой судьбе.
Генри и Клэр попеременно рассказывают читателю свою историю от первого лица. Но женский голос в этом дуэте солирует. Для меня эта книга – в первую очередь дневник женщины. И некоторые страницы в нем словно написаны мной самой.
«Я была опьянена мыслью о ребенке: ребенке, который был бы похож на Генри, с черными волосами и упорным взглядом, или, может, очень бледном, как и я, пахнущем молоком, тальком и плотью, об этаком пельмешке, булькающем и смеющемся при виде разных вещей, о маленькой мартышке, маленьком воркующем ребенке. Мне снились дети. В своих снах я забиралась на дерево и видела в гнезде очень маленький ботинок; вдруг я обнаруживала, что кошка/книга/сандвич, которые я держала в руке, – это ребенок; я плыла по озеру и находила колонию детей, растущих на дне.
[…]Мое тело хотело ребенка. Я чувствовала себя пустой и хотела, чтобы меня наполнили. Я хотела любить кого-то, кто будет здесь: здесь и всегда. И я хотела, чтобы в этом ребенке был Генри, и когда его не будет, чтобы он не исчезал совсем, чтобы со мной оставалась частичка его…».
«Жена путешественника во времени» – история осознанного, выстраданного материнства и отцовства.
Удивительно: как часто то, что становится дорогим и любимым, входит в нашу жизнь случайно. Я случайно купила эту книгу лет пятнадцать назад. Дамский роман из серии «Мона Лиза». Думала сделать подарок маме. Оказалось – себе.
О четырех из пяти моих самых любимых книг, включая эту, я до сих пор не смогла написать развернутых отзывов или рецензий. Потому что они уже слишком вросли в меня и растворились, стали частью моей личности. Но на главный вопрос – о чем «Жена путешественника во времени» – я ответила уже давно: о том, как жизненно необходимо подарить любимому человеку крылья.
Одри Ниффенеггер очень любит свою героиню Клэр. И поэтому, наверное, заставляет ее пройти через самое страшное испытание – дает ей возможность жить линейной жизнью. Встречаться с прошлым только в воспоминаниях и не ведать, что произойдет через день, месяц, год. Но Клэр твердо знает, что где-то там, в будущем, они с Генри вместе. И живет так, чтобы это будущее оставалось общим и бесценным для них двоих. В горе и в радости. До самой последней встречи, которая обязательно состоится.
*Стихи Давида Самойлова
MINISTER X, 5 июня 2015 г.
Их зовут ГЕНРИ и КЛЭР.
КЛЭР: Она любит Генри. Он делает ее счастливой. Вообще, трудно быть именно достойным счастья, можно просто быть счастливым. Она отдает ему все свое пространство, и ее мысли становятся маленькими, и она сама становится маленькой. Но она это хочет сама. К ней пришло понимание счастья, когда они поженились. По крайней мере, она вышла замуж. Он до нее встречался со многими женщинами, но они только его прошлое, а его будущее — это Клэр. Она хочет ваять скульптуры, она хочет ребенка, она хочет жить с ним, она хочет любить его, чтобы ни произошло. Она не знает, что случится и как все закончится, в отличие от Генри. Но она любит его... И это роман про них и их счастье. Он путешествует сквозь время, а она знает его с малых лет, и они влюбляются в совершенно неадекватных условиях. Но они счастливы! И очень живая линия повествования рассказывает о том, как они шли к этому счастью...
ГЕНРИ: Он любит Клэр. Она его душа, его муза, его сердце. Она как-будто сошла с полотен Боттичелли, чуть задержавшись у Джона Грэма. А он — путешественник во времени, библиотекарь, который держит кофе в холодильнике. Он бегает по утрам, потому что его жизнь зависит от его же физических данных. Он, может, слишком часто занимается в ней любовью, потому что живая энергия, протекающая сквозь два тела в этот момент, помогает ему оставаться в этом времени с ней намного дольше. Он попадает в случайные места, в случайное время, но разве поляна перед ее домом в тот осенний день, когда они встретились, была случайна? Нет! Он встретил ее шестилетней, потом она встретила его в 30, и еще, он ее обязательно встретит потом, в будущем. Дом там, где его сердце, но его сердце здесь, с Клэр, значит — он дома. И неважно, что произойдет дальше, неважно, что он знает, как оно будет, а она — нет. Он любит ее... И этот роман о любви. Чувственный роман, роман как цельный организм, и каждая его клетка пропитана любовью двоих. Двоих, которые не могут вместе постоянно, потому что он путешествует во времени против своей воли. И она его ждет. Ждет в ЕГО и СВОЕМ времени, которое у них по сути разное... но и в тоже время одно на двоих...
StasKr, 19 апреля 2008 г.
Одна из тех редких книг, которую после прочтения в электронном виде захотелось купить и в бумажном варианте.
Действительно, будут правы те, кто скажет, что любовного романа там больше, чем фантастики. Но «Жена путешественника во времени» — любовный роман высшей пробы. Не смотря на обычные составляющие: Он, Она и Любовь книга вышла совсем не радостной. Скорее даже наоборот. Судьба подарила героям книги Большое Чувство, но цена, которую им пришлось заплатить — чудовищно высока. Жестокая гримаса Судьбы: как только Генри и Клэр смогли прожить совместно все моменты своих встреч им пришлось расстаться. Особый трагизм роману придаёт тот факт, что герой не может изменить своё будущее даже в самой малости. Осознанный фатализм (будет именно так и никак иначе) потребовал от Генри колоссального мужества. Впрочем, участь Клэр в итоге оказалась ещё горше.
Очень сильная и печальная книга. Как уже тут отмечалось – строго противопоказана любителям экшена.
korsrok, 4 декабря 2018 г.
В самой рейтинговой рецензии на очаровательный роман Одри Ниффенеггер «Жена путешественника во времени» фантлабовец Ginger пишет о непримечательности текста, намекает на банальность, duke в свою очередь говорит о том, что это чисто «женский» «сентиментальный роман», мужики не поймут. А у меня получилось. Книгу читал с тетрадкою под рукою, и вместо того чтобы сделать по сюжету заметки выписал две страницы цитат, красивых)
Собственно, вместо отзыва на 1000 слов:
«Тяжело, когда тебя бросают»
«Почему любовь становится крепче в разлуке?»
«Почему он пошел туда, куда я за ним не могу пойти?»
«Я – фокус, очень качественная иллюзия»
«Ненавижу быть там, где нет её, когда нет, но всё же иду, а она не может направиться за мною»
« — Генри!! — радостно выдохнула девушка, чем убедила в том, что раньше мы пережили вместе что-то невероятное»
«В подростковом возрасте я пыталась заставить тебя заниматься любовью, ты конечно же отказывался, и мне хотелось ещё больше»
«Когда я была маленькою, думала, что ты ангел»
«Эта, она всегда рядом. Строгая, но с ней уютно»
«Моя квартира – диван, кресло и 4000 книг»
«Когда была маленькой представляла целое сообщество путешественников во времени, в которой Генри — мой учитель, — был посланником»
«Мне кажется, что Генри дождь, а я одна и… жажду его»
«Почему всё так запутано, неужели мы не прошли через некоторые сложности?»
«Иногда я размышляю, не мешает ли мне готовность, это моё ожидание произойти чуду?»
«Для меня идеальная жизнь, когда мы всё время буем находится в постели»
А вкратце книга даже не про любовь — скорее про родственные души и главные герои, рассказывая её по очереди раскрывают всю глубину своей связи.
Зеленый клоун, 28 марта 2013 г.
Единственное время, которое есть у вас — сейчас; единственное место — здесь.
Потрясающее произведение в плане правдоподобности, в отношении перемещения во времени. Редко кто когда-нибудь задумывался о том, что путешествие во времени и изменения прошлого, так же как и будущего, с точки зрения логики невозможны. И как бы мы не хотели изменить прошлое, оно уже навсегда останется прошлым.
Люблю такие книги, в которых люди и отношения людей стоят на первом месте, а фантастика и все ее составляющие части, служат лишь своего рода фоном или антуражем. Отношения главных героев паразительно-интересны, парой это выглядит смешно, парой абсурдно, но всегда реалистично-точно. В данном случае хочется сказать «верю», если бы люди могли путешествовать во времени и пространстве, то это выглядело бы именно так. Так что высший бал, за идею, за реалистичность, за романтику.
JustRe1ax, 6 февраля 2012 г.
Никогда бы не смог подумать, что меня может заинтересовать женский роман о любви. Сначала проснулся интерес к названию, потому как питаю слабость к путешествиям во времени и всему с этим связанному. Потом приятно удивили отзывы. На данный момент прочитал книгу 2 раза: переживания и эмоции просто хлещут через край.
olya_p, 27 июня 2008 г.
Какой пронзительный роман. Какая глубина чувств и отношений. Даже сложно писать об ощущениях от чтения. Вроде, книга полна парадоксов, есть некоторые несостыковки, невероятные совпадения. Но это все ерунда. Потому что Генри и Клэр живые. Они действительно существуют и всегда любят друг друга во времени и вне его. И он всегда будет возвращаться, потому что она его ждет.
Mao_Ri, 28 апреля 2016 г.
Каково это, когда ты в любой момент случайно можешь исчезнуть из своего времени и оказаться где-то в прошлом или будущем совершенно голым? Найти одежду и еду само по себе не так-то просто. А если вокруг люди? А если ты в запертом помещении? А если тебе угрожают? А если на улице сильный мороз? И тебе очень повезет, если рядом будет кто-то знающий о твоей особенности.
Каково это, когда твой муж может в любой момент исчезнуть и не появляться пру минут или пару дней? Конечно, ты делаешь вид, что это обычное положение дел, что все в порядке, но на самом деле каждый раз сердце замирает. Куда он попал? Как он там? Когда вернется?
Наверное, все это крайне мучительно и крайне волнующе. Это то, что делает пару Клэр и Генри особенной. Это то, что становится их даром и проклятьем.
Забавно. Клэр познакомилась со своим будущим мужем, когда ей было шесть. А Генри познакомился с ней, когда ему было двадцать восемь. Но между ними разница всего в восемь лет. И так они встречались, знакомились, радовались и грустили вместе в разные года. То Клэр 6, а Генри 42. В другой раз Генри 36, а Клэр 12. А потом Клэр 15, а Генри 38. И много, много других встреч помимо их совместного настоящего.
И все-равно они смогли быть вместе не смотря ни на что, а может и благодаря тому, что есть друг у друга. Забавно. Мило. Грустно.
ivenika, 10 июля 2007 г.
Наверное, этот роман имеет небольшое отношение к фантастике, это действительно история любви.
Но книга совершенно не банальная! Написана хорошим языком, затягивает буквально с первых страниц.
ОРКъ, 19 февраля 2010 г.
Замечательная книга! Давно не читал такого чтива чтоб брало за душу и на глазах наворачивались слёзы(у меня у парня глаза были мокрые!!!!)
конечно есть свои минусы: тяжело написана книга, много мрачного
но не смотря на это, книга о Любви, о чувствах и она похожа на жизнь!
Твёрдая 10!
Tatyana23, 9 декабря 2009 г.
Книга просто супер!!! Очень интересный, а главное необычный, нестандартный сюжет. Тема путешествий в будущее и прошлое не новая, но с этой стороны она не была еще раскрыта никем. Действительно, когда человек переносится во времени, он остается совершено голым и беззащитным. Чудеса рядом, но главные герои готовы на все, чтобы только жить как все нормальные люди. Признаюсь, немного трудно было следить за перемещениями главного героя и восстановить для себя картину в целом, но оно того стоило:glasses:
Lada, 25 декабря 2008 г.
Замечательная вещь!!! Чудесная история любви!!! Читается «на одном дыхании«!!! После прочтения долго не хотелось верить, что книга закончилась... Всем советую!!!