fantlab ru

Геннадий Кузьминов «Человек, который видел будущее»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.46
Оценок:
13
Моя оценка:
-

подробнее

Человек, который видел будущее

Антология, год

Примечание:

Сборник американской фантастики, вып. 2.

Рассказы из этого сборника позже полностью вошли в антологию «...Лучше воздержаться» (изданную в 1991 г.). По сути издание 1991 года является омнибусом трех сборников, вышедших в ИМА-пресс в 1990 году (вып. 1 — «Пятьдесят первый дракон»; вып. 2 представлен на этой странице; вып. 3 — «Лучше воздержаться»).



В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


7.46 (307)
-
12 отз.
7.13 (121)
-
4 отз.
  • Ветер чужого мира / You'll Never Go Home Again  [= Beachhead; Плацдарм; Вам никогда не вернуться домой; Ловушка; Поражение; Просчитанный риск; Вы никогда не сможете вернуться] (1951) // Автор: Клиффорд Саймак  
8.00 (785)
-
34 отз.
6.77 (172)
-
5 отз.
7.06 (127)
-
2 отз.
  • Когда-нибудь / Someday  [= В один прекрасный день; И вот однажды…; Гениальная идея;] (1956) // Автор: Айзек Азимов  
7.46 (465)
-
12 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Человек, который видел будущее
1990 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

В 1990 году издательством «ИМА-пресс» было издано три небольших сборника англо-американской фантастики в мягком переплете, через год они были переизданы под одной твердой обложкой. Перед нами второй выпуск под названием «Человек, который видел будущее». Небольшой объем — всего сто страничек, дополнительные материалы в виде вводной статьи, послесловия или биографической справки отсутствуют. Всего шесть рассказов, но рассказов интересных, принадлежащих признанным мастерам жанра — Г. Гаррисон, К.Д. Саймак, А. Азимов и Дж. Ганн — эти имена внушают уважение. Общая тематика новелл довольно расплывчатая — различные варианты будущего, но стоит отметить, что на момент выхода этой антологии, попавшие в ее состав рассказы еще не издавались на русском языке в книжном формате, некоторые печатались в журналах, заглавный же рассказ Дж. Ганна издавался впервые.

Открывает антологию рассказ Г. Гаррисона «Соседи», обычно бывает, что какой-либо рассказ впоследствии служит основой для романа, здесь же ситуация обратная — автор по просьбе издателя переработал свой роман «Подвиньтесь! Подвиньтесь!» в рассказ. Рекомендовать его можно тем, кто уже прочел и положительно оценил роман, т.к. в рассказе есть небольшие сюжетные отличия. Также в качестве summary он может пригодиться читателям, не желающим тратить время на чтение всего романа, но интересующимся о чем он. В рассказе автор рисует антиутопичную картину ближайшего будущего — тотальное перенаселение, нехватка воды, пищи, всеобщая бедность. Детективная линия, которая была в романе в рассказ не попала, поэтому данная новелла носит больше описательно-бытовой характер, при этом плотность текста и насыщенность деталями на высшем уровне.

Заглавный рассказ Дж. Ганна произвел на меня очень приятное впечатление, хотя казалось бы — сюжет довольно прост, фантдопущение также не блещет новизной, но сама подача идеи, авторский стиль очаровывают, чтение реально приносит удовольствие. В офис к главному герою приходит странный посетитель — незнакомый старик, который делится с ним историей своей жизни. У старика есть очень необычный дар — он видит варианты ближайшего будущего окружающих людей. Интересно, что абсолютный фатализм присутствует далеко не всегда, во многих случаях варианты будущего можно подвергать коррекции, но вся сложность в том, может ли один человек брать на себя ответственность за судьбы других людей. Какую трактовку дать этой способности — дар или проклятие? Кому много дано, с того много и спросится, не каждому по силам нести столь тяжкий груз.

Рассказ К.Д. Саймака «Ветер чужого мира», описывающий контакт технологической цивилизации землян с отсталым обществом пришельцев, заставляет задуматься о грехе гордыни. Абсолютная самоуверенность, культ технологий и убежденность в военном превосходстве порождают в первопроходцах ощущение всемогущества, они ощущают себя полубогами, которым всё позволено. Автор дает нам почувствовать, что перед законами Природы человек как был, так и останется былинкой на ветру. Земляне презирают примитивных аборигенов, живущих в гармонии со своей планетой, и сталкиваются с ответным презрением к своей технической мощи. В общем, перед нами философский рассказ-предостережение.

Рассказ К. Вильгельм «Крошка, ты была бесподобна!», номинировавшийся в 1967 году на премию «Небьюла», рисует перед нами возможные перспективы развития в будущем шоу-бизнеса. В частности, автор предрекает появление на телевидении популярных реалити-шоу и даже идет дальше — 37 миллионов зрителей с помощью специальных шлемов не только становятся свидетелями разворачивающихся на экране событий, но также испытывают всю гамму чувств и эмоций, которую излучает героиня программы. Полный уход от реальности широких масс обывателей, которые спасаются от рутины серых будней, покупается абсолютным самоотречением героини, которая лишается права на частную жизнь, становится марионеткой в руках продюсеров. Автор рисует мир больших денег, беспринципность шоуменов в погоне за прибылью, когда отдельный человек становится расходным материалом, а его чувства — товаром, который можно выгодно продать.

Тревогой за будущее наших потомков наполнена история М. Коуни «Симбиот» — стремление человека к полному комфорту, нежелание решать за себя, отход от личной инициативы — опасная тенденция, которая может принимать разные формы. По сюжету в далеком будущем на Землю завезли милых разумных зверушек, которые быстро вошли в моду и стали неотъемлемым атрибутом жизни всех людей без исключения. Постепенно человечество настолько привыкло к своим любимцам, что выйти на улицу без своего зверька, всё равно, что показаться на людях голым. Особенность симбиотов в том, что они брали на себя труд принимать решения, руководить человеком, который становился все более инфантильным и беспомощным. По сути, перед нами интересная вариация на тему вторжения «чужих», только в мягкой, бескровной форме, также стоит отметить, что пришельцы, невольно ставшие причиной проблемы, представляются положительными, высокоморальными созданиями, которые в отличие от людей понимают, что этот симбиоз приносит людям больше вреда, чем пользы.

Завершает антологию рассказ А. Азимова из цикла о Мультиваке «Когда-нибудь» — автор не в первый раз проявляет свое беспокойство касательно влияния развития технологий на личность человека. Узкая специализация, снижение умственных способностей, возможная передача властных полномочий в руки искусственного интеллекта — такое развитие событий нельзя сбрасывать со счетов. Перед нами зарисовка из жизни двух приятелей-подростков, на примере их беседы автор дает нам картину окружающего мира. Роботы уже прочно вошли в жизнь человека, хотя искусственный интеллект еще не развился, самой востребованной профессией становятся программисты и машинные операторы. Умение записывать мысли на бумаге и считать в столбик — забытые за ненадобностью навыки, что ждет этот мир, каков закономерный итог последует такому варианту развития технологий — об этом автор намекнет в самом конце.

Несмотря на небольшой объем этой книжицы, читается она с удовольствием, неудачных рассказов здесь нет, есть только хорошие и отличные. Лично мне больше понравились первые три рассказа, в них несколько больше глубины, на мой взгляд. Заглядывать в будущее — это всегда интересно, только вот редко мы видим там безоблачное небо и яркое солнышко, гораздо чаще авторы сгущают краски, но этот подход оправдан — их задача предостеречь, заставить нас обратить внимание на возможные проблемы развития человечества, пока еще не стало поздно, иначе может получиться, как в рассказе «Соседи» — осознав ошибки мы поймем, что ничего уже не исправить, поэтому вместо прогресса и процветания нам придется тихо угасать в обреченном на вырождение мире.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх