fantlab ru

Юлия Остапенко «Свет в ладонях»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.98
Оценок:
50
Моя оценка:
-

подробнее

Свет в ладонях

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Королевство Шарми давно забыло слово «магия». Кому и зачем нужно волшебство, если по железным дорогам ездят поезда-люксовозы, у фабричных конвейеров стоят големы-рабочие, армию со дня на день пополнят полки железных солдат, — и даже у столичных светских львиц в моде не живые, а механические собачки?

Это называется «прогресс». А цена прогресса высока… И потому за внешним благополучием королевства скрывается змеиный клубок заговоров и интриг. К власти и богатству рвутся все — принцы крови и члены правительства, гвардейцы и ученые, механики и даже простые рабочие. В опасной игре своя роль есть у каждого. Но кому предстоит сыграть главные роли?..

Примечание:

Время написания романа — апрель-октябрь 2010 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 297

Активный словарный запас: средний (2928 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 95 знаков, что гораздо выше среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 34%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Серебряная стрела, 2013 // Лучший женский образ Женевьев

номинант
Серебряная стрела, 2013 // Лучший фантастический мир

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Свет в ладонях
2012 г.
Свет в ладонях
2019 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

С первых же строк романа чувствуется знакомый многим читателям с детства аромат честных, простых и увлекательных приключенческих книг, вроде «Среди факиров» Буссенара. Неторопливо и старательно Остапенко укладывает изогнутые, плавные штрихи, постепенно обрисовывая место действия, обстановку романа и характеры персонажей.

По мере развития сюжета начинает проявляться социально-философский слой романа, в котором автор ненавязчиво показывает сколь идеалистичны политические теории и сколь мало общего у них с реальной жизнью. При этом Остапенко удалось избежать громоздкости и неестественности этих рассуждений и аккуратно вписать их в роман. И лишь ближе к концу оформляется основная идея книги — напоминание о том, что ценнее всего в жизни не деньги, не власть и не слава, а невидимый обычному глазу свет, что сияет в сердце каждого из нас, питая любовь, мужество, верность и честь.

Разнообразные декорации богаты на всевозможные примеры и способы применения люксия от бытового до военного, впрочем, старый добрый пар тоже не совсем забыт. Что касается героев, то их характеры обрисовываются не сразу, но затем к ним незаметно привязываешься и начинаешь болезненно переживать их злоключения. Автор изображает простые человеческие взаимоотношения и чувства с поразительно тщательностью, подкупая искренней честностью и живостью чувства героев.

Итог: сплав классических приключений, доброй сказки и социальной философии.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Второй раз за довольно небольшой промежуток времени попадает мне в руки книга в жанре стимпанка. Но на сей раз мир книги выстроен по более традиционным жанровым лекалам, чем «Костотряс». Вообще, иностранные авторы, насколько мне представляется по тем скудным крохам, что доносятся до нас, более склонны к экспериментам с этим жанром – что далеко не всегда идёт на пользу, книга Прист тому пример – тогда как в русскоязычной фантастике царит пока скорее классический паропанк.

Так и на этот раз. Королевство Шарми переживает промышленный бум. По всей стране возводятся фабрики, города связывают железные дороги, да и вообще конный транспорт постепенно вытесняется механическим, на улицах устроено постоянное освещение, а к работе всё чаще приставляют металлических големов. Правда, основой всего этого является не какая-либо технология (паровая, к примеру), а таинственное вещество, получившее название люксий, даже микроскопическое количество которого способно обеспечить любое устройство энергией на очень долгое время. Большинство людей принимают сложившееся положение как должное, но кое-кто продолжает не доверять люксию и всё же занимается развитием техники, независимой от какого-либо волшебства.

Четверть века назад в Шарми произошла революция, в которой погибла вся прежняя королевская династия, включая новорождённого наследника. В результате было создано Народное Собрание, серьёзно ограничившее власть аристократов, а на престол взошёл новый монарх, пользовавшийся его поддержкой. Но теперь старый и больной король Альфред находится при смерти и, кажется, лишь ждёт возвращения своей дочери и единственной наследницы Женевьев. Женевьев приезжает... и в этот миг удар наносят участники заговора, составленного лидерами Малого совета — последнего оплота аристократической власти. Король и две спутницы его дочери убиты, но саму принцессу спасает вмешательство молодого гвардейца Джонатана ле-Брейдиса. Джонатан и Женевьев бегут из столицы, так как принцессе необходимо добраться до острова Навья — единственного источника люксия, правда, с неведомой пока ей самой целью. Ну а дальше их ждут погони, приключения, случайные счастливые и не очень встречи и все прочие атрибуты хорошего приключенческого романа.

Да, «Свет в ладонях» — это именно хорошее приключение, не больше и не меньше. Я не увидел здесь ни драматичного психологического поединка, как в «Птицелове», ни глубокой, пронизывающей весь роман и проработанной с самых разных сторон идеи, как в «Тебе держать ответ», и в результате лёгкое разочарование неминуемо, так как от книги Юлии Остапенко подсознательно ожидаешь большего. Но оно именно что лёгкое, поскольку в романе более чем достаточно собственных достоинств, а больше всего удались, пожалуй, образы персонажей. Практически все более-менее активно действующие герои выглядят одновременно положительными и реалистичными, а ведь чтоб написать даже одного-двух реалистичных положительных персонажей, не скатиться ни в паточное восхваление, ни в сокрытие скелетов в шкафу, необходимо немалое мастерство. И как всегда по окончании хорошей книги возникает двойственное чувство — об этих людях, об этом мире хочется узнать больше, и, с другой стороны, продолжение легко может испортить эти впечатления. Насколько мне известно, Юлия пока ни разу не писала «сиквелов» к своим произведениям, выгодно (возможно, правда, не с коммерческой точки зрения, но тем не менее) отличаясь тем самым от современных авторов, в подавляющем большинстве мыслящих сразу никак не меньше чем трилогиями. И почему-то мне кажется, что и в этом случае исключения не будет. Так что просто буду ждать любых других новинок.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если взглянуть на королевство Шарми со стороны и не слишком пристально, кажется, что оно процветает и активно развивается: даже не самые богатые жители имеют возможность путешествовать на поездах, фабрики работают гораздо быстрее и эффективнее благодаря замене человеческого труда на труд големов, люксиевые лампы и фонари делают уютнее и светлее дома и улицы, а механические зверушки развлекают пресытившуюся аристократию. И все эти чудеса стали возможны вовсе не благодаря череде гениальных открытий и кропотливому труду механиков, — в первую очередь, люди обязаны всем этим люксию, удивительному и прекрасному виду энергии, роскошному дару природы. Но только ли добро и процветание приносит люксий политике и экономике Шарми? И так ли он надежен и неисчерпаем, как многие верят?

Впрочем, появившемуся на первых страницах романа лейтенанту лейб-гвардии Джонатану ле-Брейдису вовсе не до поиска ответов на эти вопросы. С той роковой ночи, когда он стал невольным свидетелем покушения на наследную принцессу Женевьев в покоях её умирающего венценосного отца, его главной задачей и смыслом жизни становится спасение будущей правительницы от козней заговорщиков. Ради этого ему придётся сопровождать её в неблизком и нелёгком путешествии к цели, о которой сама принцесса наотрез отказывается говорить.

Уже скромный объём томика намекает на то, что история будет камерной – если не в плане охваченной территории, то в плане длительности действия и количества действующих лиц. Роман действительно довольно прост по современным меркам: интриги здесь не особо запутаны и подаются «в лоб» без лишних игр с читателем, развитие сюжетной линии сводится к перемещению героев от одной точки к другой с попутным влипанием в передряги и встречами со знакомцами и незнакомцами, а отношения между центральными персонажами начисто лишены тех завихрений и недосказанности, которые в обилии присутствовали в других книгах автора. Всё это, плюс неприкрытое морализаторство (впрочем, поданное не слишком грубо и раздражающе) да нарочитое смягчение/опускание натуралистичных моментов, навело меня на мысль, что роман предназначен не только для взрослой, но и для более юной аудитории: думаю, я с интересом прочла бы его в годы отрочества, когда зачитывалась Майн-Ридом и Робертом Л. Стивенсоном.

Однако в книге есть немало достоинств, ради которых её стоит прочесть, независимо от возраста: сюжет увлекает с первых страниц и почти не «буксует», стилистика радует вежливыми и слегка ироничными обращениями к читателю, позволяющими на время забыть, в каком веке написан текст, все характерные черты жанра «стимпанк» сохранены дотошно (тут я субъективна, люблю стимпанк, что поделаешь…). Что же до героев…как я уже сказала, психологических изысков, столь характерных для Остапенко, здесь искать не стоит. И всё-таки герои ярки и достоверны – ровно на том уровне, который требуется для хорошей и приятной приключенческой истории. И ещё они, за редким исключением, положительны: добры, преданны, храбры и искренни, насколько это возможно. Особенно это проявляется в центральной четвёрке героев (и если при чтении припомнить ранние романы из-под того же пера, типа «Игр рядом» или «Зачем нам враги», то становится очевиден презабавный контраст).

Финал, хоть его и можно назвать открытым, на продолжение не намекает, и слава богу. Книга дарит несколько часов приятного чтения и даже некоторый заряд позитива, но не цепляет за душу и не заставляет долго и упоительно анализировать прочитанное, мысленно возвращаясь к нему, — впрочем, этого здесь и не требовалось.

И только взгляд на тираж вызывает грустный вздох.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Такое впечатление, что эту книгу мог создать человек из XIX века, краем глаза заглянувший в будущее и решивший написать сказку для взрослых. Где-то из годов 1840х-1850х. Человек ироничный, лёгкий на язык, слегка скептичный и при этом разделяющий представления своей эпохи. Приключения в духе романов того времени. Люксий — так примерно мог видеться век электричества, когда только начали сознавать его возможности. Герои — гвардеец, поставленный вне закона, его товарищ, оказавшийся наследным принцем, принцесса, ставшая бродяжкой, молодой аристократ, добровольно ставший циркачом, и его сестра, не покидающая механической мастерской. Персонажи, включая второстепенных, ведут себя вполне адекватно. При этом избегают подлостей, провокаций, грубости и ненужного насилия, то есть поступают как приличные люди. Приличные люди не всегда симпатичны. Эти ещё и симпатичны. Даже главный злодей не ощущается злодеем. Он успешный политик в эпоху быстрых перемен, экономических, политических и социальных. Зла он, собственно, никому не желает, и ему тоже зла не желаешь.

Концовка заставляет подумать, что роман создавался под неё. Действительно, источник дешёвой энергии создаёт проблемы своим наличием и ещё большие проблемы, когда внезапно иссякает. Тем более, магической энергии. Но, мне кажется, книга написана ради удовольствия. Автору просто нравилось оставаться в созданном ею мире. Мире, где верят в прогресс и в добро, занимаются рационализацией и не забывают о душе, много рассуждают и умеют действовать и работать, где даже негодяй старается быть получше, даже наедине с собой.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень нехарактерная для автора вещь. В отличие от более ранних романов это не «фэнтези с сильным уклоном в клиническую патопсихологию», а простая добрая история, стилизованная под приключенческие романы 19 века.

Стимпанковский антураж − поезда, механизмы. Но только часть из них работает на пару, развитие науки было признано тупиковой ветвью, когда обнаружили магическую субстанцию − люксий, на котором держится вся экономика страны. Волшебный люксий может обогревать, служить топливом для механизмов, оживлять големов. Люксий в какой-то степени можно считать и движущей силой всего сюжета.

В обществе неспокойно − прошла четверть века после революции и смены династии, и сейчас продолжаются брожения, даже наследница трона задумывается о прогрессивном правлении с конституцией.

Персонажи простые, четко прописанные, в их психике нет ничего от болезненных противоречий Птицелова или Адриана Эвентри. И самое главное − большинство из них добрые, хорошие и благородные, независимо от того, принцесса это или обитатель трущоб. Даже разбойники и прожженные интриганы министры не кажутся очень злыми и опасными. Кроме того, персонажи чуть не в каждой главе получают подтверждения того, как тесен мир. При явлении очередного героя можно не сомневаться в том, что для кого-то из уже введенных в сюжет он окажется родственником или кем-нибудь еще. Не обошлось без переодетых принцесс, потерянных принцев, счастливых совпадений и чудесных спасений из самых безнадежных ситуаций. Но все эти рояли очень органично вписываются в жанр романа. Отдельно хочется сказать о языке. У Остапенко язык очень хорош − четкий и ясный, а здесь он стилизован под «просвещенный 19 век», читается очень легко.

Неплохая книга, интересный эксперимент, но психологические вещи автора мне нравились больше.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень интересная штука: Юлия Остапенко, настоящая королевна жесткого психологического dark fantasy, здесь играет в другой жанр и другую интонацию. Это легковесный стимпанк с политическим стержнем. На счет читателя не скажу, но для писателя это настоящее приключение, потому что можно наблюдать за трансформацией авторского стиля. Остапенко так же наблюдательна по отношению к своим героям, как обычно, но здесь она приглушает жесткость и оставляет вместо нее легкую насмешку, добавляет приключенческую, легкую интонацию текста и почти вводит закадрового рассказчика. Герои нешаблонны и ломки, но в отличие от других своих книг, здесь Остапенко не давит на их слабости и не заставляет переживать психологическую боль. Книга заканчивается резко и неумолимо, поэтому фанаты длинных саг и послесловий останутся в недоумении, но как эксперимент работа годная.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх