FantLab ru

Джордж Р. Р. Мартин «Битва королей»

Рейтинг
Средняя оценка:
9.11
Оценок:
8595
Моя оценка:
-

подробнее

Битва королей

A Clash of Kings

Роман, год; цикл «Песнь Льда и Огня»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 334
Аннотация:

Хаос воцарился в Семи Королевствах после смерти Роберта Баратеона – в жестокой борьбе за трон сошлись претенденты на престол. Настало время, когда кровь польется рекой, брат убьет брата, а предательство заменит верность. Разрушены вассальные договоры, подлая измена захватывает крепости вернее меча, жестокостью отвечают на жестокость, а любовь и былая дружба не стоят ничего. Мертвые восстают из могил и убивают живых. Долгая зима вступает в свои пределы, а за морем набирают силу Драконы.

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Локус / Locus Award, 1999 // Роман фэнтези

лауреат
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 1999 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 1-е место

лауреат
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2001 // Зарубежный роман года

лауреат
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2004 // Зарубежный роман (США)

Номинации на премии:


номинант
Мраморный фавн, 2000 // Переводная книга

номинант
Небьюла / Nebula Award, 1999 // Роман

номинант
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2000 // Переводная книга фэнтези (США)

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2001 // Зарубежная книга (США)

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2001 // Фэнтези (США)

номинант
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2001 // Книга года. 7-е место

Похожие произведения:

 

 


Битва Королей. Книга 1
2000 г.
Битва Королей. Книга 2
2000 г.
Битва королей
2001 г.
Битва Королей
2004 г.
Битва Королей
2004 г.
Битва королей
2006 г.
Игра престолов
2009 г.
Битва королей
2011 г.
Битва королей. Часть 1
2016 г.
Битва королей. Часть 2
2016 г.
Битва королей
2016 г.
Битва королей
2018 г.
Битва королей
2019 г.
Битва королей
2020 г.

Самиздат и фэнзины:

Битва королей
2019 г.

Аудиокниги:

Битва королей
2014 г.

Издания на иностранных языках:

A Clash of Kings
2002 г.
(английский)
A Clash of Kings
2011 г.
(английский)
A Clash of Kings
2011 г.
(английский)
Битва королів
2014 г.
(украинский)
Битва королів
2019 г.
(украинский)
A Clash of Kings
2019 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  32  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Fantlab мне упорно советует читать Олди. Я не менее упорно читаю Мартина и ставлю 10. «Может, что-то в консерватории подправить?»:gigi:

Из-за того, что оказался, перегружен эмоциями, после прочтения «Игры престолов» решил взять паузу перед «Битвой королей». И приступил ко второй книге только через месяц. И опять шок. Шок с первых страниц. Полное погружение в происходящее. Абсолютная достоверность происходящего. Несколько раз даже порывался броситься к справочникам и энциклопедиям, что бы посмотреть, как эти события в них.:blush: Правда, тут же остывал, вспомнив, что читаю фантастику. Но реальность мира, и глубина характеров героев просто завораживают. И не перестаю утверждать, что Мартин пишет не столько фэнтази, сколько исторический роман. Роман с чрезвычайно вольной интерпретацией давних событий происходящих в вымышленном мире, который очень похож на нескольких европейских стран. И пусть несколько веков истории нескольких стран слились в одну историю одной страны, для меня эпопея Мартина остается историческим романом.

В «Битве королей» мне хотелось отметить нескольких второстепенных персонажей. Это Мейстер Крессен, который и открывает книгу. Его образ и история и задает пронзительную достоверность происходящего. Не возможно не отметить таких персонажей, как Давос и, конечно же, Йорен. Их появление несколько уводит наше внимание от королей и принцев, и при этом резко подчеркивает достоинства и недостатки главных героев. В «Игре престолов», Йорен проходит серой не опрятной тенью. Преображение? Нет. Логическое развитие второстепенного персонажа, который оказался гораздо симпатичней некоторых других.

В ПЛиО каждый выбирает себе героя по вкусу. Того, за которого будет переживать. (Не считая того, что мы почти дружно переживаем за Старков). Но мне показалось, что у Мартина на первую роль вышел Тирион. Честно говоря, ему я начал сочувствовать ещё в первой книге. И для меня он стал ГГ.

Главную ценность эпопеи представляют её персонажи. Персонажи со своими достоинствами, недостатками. От их реалистичности захватывает дух. Ну а события…, что ж, если бы история, рассказанная Мартином, могла произойти в жизни, то, скорее всего она бы так и развивалась. Горько и печально, через цепь утрат и смертей. Реализм, просто горький реализм жизни. Которая щелкает нас по носу, и заставляет бороться. Или сдаваться. Кому что по вкусу.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Во второй книге Джордж Мартин подарил первую скрипку Тириону Ланнистеру, видимо, в награду за несправедливость и мытарства в книге первой. И то сказать, кто лучше разберётся с делами погрязшей в пороках королевской семьи, чем живое олицетворение пороков? Особенно когда «белые плащи» Королевской Гвардии уже не могут обелить ни своих носителей, ни своих сюзеренов.

Дальше — в стихах:

Ланнистер Тайвин, отец-командир,

С горной вершины смотрит на мир.

Сталью мечей и сверканьем монет

Держит порядок старик много лет.

Лишь подзабыл, что и у мудреца

Дети порою позорят отца.

Львицей в короне зовётся Серсея,

К роскоши падка, чутка к оскорбленьям.

Мужа сгубила, но тут же у ней

Стало в державе пять королей.

А царедворцы, титаны интриг,

С дамой на троне поладили вмиг,

Хоть им для дел подошёл бы мужчина:

Леди боится выпороть сына.

Маленький ростом Ланнистер-Бес

Словом и делом в политику влез.

Низкорождённых, бастардов, шутов

Он не стыдится, и сам острослов.

Враг Тириону лишь только семья:

Зреет до времени мести змея.

Ланнистер Джоффри, в короне юнец,

Движет страну в неизбежный конец.

Как ни старалась ретивая мать,

Мальчик всё головы любит срубать.

Даже невесте своей поневоле

Он не способен спокойной дать доли...

Также серьёзно возрастает роль Арьи Старк, которая всегда была ближе к «народу», чем её братья и сёстры. Также в этой книге становится понятно, почему замок Харренхолл — это «горячая картошка» Вестероса. И автор, словно в насмешку над читателями, теряющими счёт живым и погибшим, вкладывает в уста девочки, скрывающей своё имя, своеобразную молитву о ниспослании смерти длинному списку негодяев. Также в этой сюжетной линии имеется образ, который заставляет переоценить постоянные убийства в Вестеросе: настоящий профессиональный убийца... едва ли не самый добрый из героев, он даже оружия не носит.

Пока же на юге делят власть, за Стеной и в степях Эссоса идут настоящие исследовательские экспедиции. Ночной Дозор расследует передвижения одичалых, а обезглавленный, но сплочённый невиданным чудом кхаласар Матери Драконов ищет себе приюта в пустынных землях к югу от родины.

В книге приобретают новое значение Лёд и Огонь. В первой книге они лишь начинают проявляться, во второй — уже имеют серьёзное влияние на судьбы героев. Огнём и мечом защищена Королевская Гавань. Тень от пламени способна убить. Холод охраняет заповедные земли севера, а собрат Фреев из Застенья, Крастер, совершает поклонение тёмным силам вечной зимы...

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эпичное продолжение первого романа, не менее захватывающее и такое же огромное. Картина событий обрисована по всему местному глобусу, если Асшай непосредственно не показан, то о делах его уроженцев рассказано и показано весьма четко. Магия во всей своей неприглядности.

Короли действительно бьются, заголовок книги не обманывает, хотя непосредственное описание сражений относительно небольшое, с точки зрения непосредственного участника показаны только два боя Тириона, автор явно наделил карлика своей вселенной непропорциональными физическими силами, что выглядит интересно, но явно неправдоподобно. Остальные битвы и сражения «королей» упоминаются краткими сводками, где перечисление павших и взятых в плен сиров и лордов превышает величину всего описания битв. Бриллиантом, пусть и маленьким, на этом фоне выделяется только битва на Черноводной.

Зато политики и приключений вполне достаточно. И начало кровавого пути будущего профессионального убийцы Арьи Старк, и становление доблестного брата Ночного дозора Джона Сноу и его товарищей, а также быстро взрослеющих Брана и Сансы.

Конечно, на мой взгляд, есть и откровенно популистские авторские эпизоды, выглядящие весьма неестественно — это прежде всего бурное начало правления незабвенного короля Джоффри. Какая то детская карикатура внутри вполне взрослой книги, пусть и сказочного жанра.

Но в целом — это великолепное произведение, отнюдь не затянутое, несмотря на гигантский объем.

Оценка: 10
–  [  25  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мощное повествование. Именно так: мощное. Объемное, глубокое, очень жесткое. С замечательно яркими героями.

Да, здесь очень много крови, грязи, обмана, — рядом с честью, отвагой, любовью. Роскошь замков и убожество лачуг; и то же самое — в душах героев. Куртуазность соседствует с грубостью, а благородство — с пошлостью. Убогие душой рядятся в богатые одежды, а высокорожденные скребут грязые полы. Это жизнь, господа! Вернее — Жизнь. Настоящая, сложная и несправедливая, логичная и парадоксальная.

Очень сильно выписаны образы действующих лиц. На «черных» и «белых» они делятся... но как-то уж очень неоднозначно. Благородный муж, прямолинейный до тупости — или хитроумец, не гнушающийся подкупом и обманом, — кто больше матери-истории ценен? Брат, идущий против брата. Мать, не видящая мерзости сына. И ведь в какой-то степени понимаешь их, настолько честно и глубоко они описаны автором. Психология убийцы, мальчика-калеки, юной царицы — здесь есть всё. Даже поведение животных, от ворона и волка до дракона (впрочем, животное ли это?), выписано мастерски и со знанием дела.

Батальные сцены пугают, постельные — волнуют. На море — укачивает, за Стеной — леденит холодом.

Здорово, что и говорить. Читаем дальше!..

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Корю себя за то что посмотрел сериал до прочтения книги, но даже после просмотра сериала, ты никогда не сможешь запомнить всех действующих персонажей. Наличие огромного количества имен собственных несколько утяжеляет чтение, в большинстве своем из-за неизвестных людей которые появляется на пару предложений и больше никогда не встретятся нам в будущем. К сожалению мое издание книги не имеет карт местности, что также вносило некоторую сложность при прочтении перемещений героев и особенно битв описанных в книге.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как и положено любому сериалу он вызывает водопад положительных чувств у каждого подсевшего на него. А подсевших (книга+экранизация) не одна тысяча только присутствующих на этом сайте. И попробуй робко скажи, что, к примеру, «Битва королей» — это не самое лучшее произведение в истории человечества. Что это просто развитие событий, заложенных в первом романе. Причем, никаких особенных поворотов сюжета или философских исканий здесь нет. Есть придуманная Вселенная, не особо отличающаяся от средневековых трафаретов. Пиры, турниры, битвы и борьба за королевства. Продолжается линия мистики, запущенная в начале. С драконами немного и разной нечистью за Стеной побольше — но тоже ничего оригинального. Трупы ожили, дракончики вцепились коготками в тело.

Продолжению сериала не нужна оригинальность. Развивай линию главных или малость второстепенных героев — Тириона Ланнистера, Арьи и прочих Старков, Джона Сноу, матери Драконов — и все. Подсевшие на сагу будут внимать любому слову, выходя из транса, чтобы поставить очередное 10. Нет, конечно, «Битва королей» читабельна и интересна, но, как самостоятельная единица, не может оторваться от прародителя — «Игры престолов», как слепой от поводыря. Новых героев очень мало, они несамостоятельны, ибо служат сугубо для антуража. Но разве фанатам это важно? Посмотрите самые последние рецензии этого форума на «Битву королей». Кто-то пишет взахлеб оды, кто-то размещает рецепты вареников.И все равно собирают лайки, ибо здесь «Песнь льда и пламени» — это не художественное произведение, а религия.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Второй роман цикла тоже получился отличной книгой. В ней продолжаются линии всех персонажей из первой книги, и еще ничего не предвещает идею автора, которая ярко проявит себя в следующей книге.

Мартин очень удачно и интересно рассказал про дальнейшие приключения всех героев, показал их горе и радость, отчаяние и надежду. Рассказал так, что Сансу не спутаешь с Арьей, а Тириона, например, с Теоном, даже если их никак не называть в соответствующих главах

В общем, очень хорошая книга

Оценка: 8
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Второй том динамичнее первого. Сказалось ли это на проработке характеров, психологии персонажей? Пожалуй, что нет, хотя в «Битве королей» меньше воспоминаний героев – оно и понятно, читателя уже не нужно вводить в курс дела. Ведь эта книга даже не претендует на самостоятельность – это не отдельный роман, а часть эпопеи. Пересказа событий «Игры престолов» — нет. Концовка – очень размыта, даже на промежуточный финал тянет с трудом. Плохо ли это? Если бы речь шла не о Мартине, наверно, плохо. Но в данном случае это, во-первых, вопрос качества. А во-вторых – разве у истории есть начало и конец? Мартин пишет своего рода исторический роман, но основанный на истории вымышленного мира, и его задача – реалистично оживить эту вымышленную историю. И отсутствие канонично построенного сюжета только добавляет реализма.

Со смертью Эддарда Старка на первый план выходит Тирион Ланнистер. Он – новый десница, но его поджидают те же опасности. Серсея не может повлиять на сына, но не потерпит, чтобы этот шанс возник у кого-нибудь другого, и борьба за власть разгорается с новой силой. Тирион, в отличие от Неда, совсем не наивен, интриги – его стихия, но и Джоффри – далеко не Роберт. И пусть советы Серсеи значат для нового короля не больше, чем советы десницы – это не сильно облегчает задачу, ведь Джоффри не просто плохой правитель – он самонадеянный инфантильный садист. А ведь Тириону нужно не только защищаться от придворных интриганов – ему нужно защитить Королевскую Гавань. И с его полномочиями и умом – он единственный, кто может навести порядок в столице, и, более того, обязан это сделать.

История Тириона в этой книге – это типичная история хорошего полководца или эффективно работавшего министра, который, выполнив свою миссию, обнаруживает, что он больше никому не нужен, а все его заслуги приписаны кому-то другому. В его линии раскрывается суть власти – народ, оказывается, ненавидит его даже больше, чем Джоффри. Ведь король – всегда король, каким бы он ни был, всегда кто-то будет им восхищаться и уважать его. А кому интересен тот, кто реально что-то делает для королевства? Вот, забегая вперед, и гламурный Ренли Баратеон смог привлечь на свою сторону куда больше лордов, чем талантливый стратег и законный наследник Станнис.

Тириону придется нелегко. Но «Битва королей» — это его игра, и ее он должен выиграть. Ведь у него есть и достойные противники, и власть, и любовь. Вообще, именно Тирион мне нравится больше всех героев – настоящий правитель и здравомыслящий человек. Порою даже кажется, что Мартин его идеализирует – за весь второй том Тирион только один раз теряет самообладание, крича на Джоффри и Серсею. Да и вообще, у него можно обнаружить только два недостатка – склонность к пошлому юмору и чрезмерная вера в семейные чувства.

Станнис, напротив, производит очень негативное впечатление. Мало его угрюмости и жестокости – он еще, как и большинство тиранов, легко поддается внушению. Властолюбие его так велико, что он готов ради него отказаться от веры предков – и отнять ее у своих подданных. Он позиционируется как помешанный на справедливости, но разве справедливо заставлять людей менять веру? И, если Станнис сам не верит ни в Семерых, ни в Рглора, не будет ли тогда смена официальной религии вдвойне обманом? Его тянет вперед только механическое стремление к власти, которой он всегда жаждал, и в жертву этому стремлению приносится что угодно и кто угодно. Однако же честность битвы кое-что еще значит для Станниса – парадоксально, но именно это становится его основной проблемой.

Мелисандра получилась очень жутким персонажем – пожалуй, она пугает даже больше, чем Иные в первом томе. В конце концов, Иные – просто монстры, а красная жрица – человек, наделенный страшными способностями, и рвущийся к власти. Последнее очень странно – единственный жрец Рглора, мелькнувший в «Игре престолов», был достаточно безобиден и фанатизмом не отличался.

О Давосе Сиворте трудно что-то сказать, кроме того, что как персонаж он вызывает симпатию, но каких-то четких, характерных черт у него нет. Он, похоже, нужен автору только для того, чтобы показать двор Станниса глазами не вовлеченного в религиозно-политическую истерию человека.

Санса во втором томе платит за глупость. Ее уже даже жалко: даже такой, как она не пожелаешь оказаться в полной власти Джоффри. Самое любопытное, что разочарование во внешнем благородстве побудило ее обращать больше внимания на внутренне благородство людей. Но, впрочем, возможно, вынужденное лицемерие станет рано или поздно второй натурой Сансы – ей приходится быстро привыкать к придворному двоемыслию.

Сюжетная линия Арьи дает читателю понять, каким кошмаром становится война для мирных людей, для тех, кому нечего делить и незачем убивать. Если, читая о Роббе или Тирионе, мы видим сражения глазами лордов, рыцарей, военачальников, и сражения эти представляют собой страшное, но, в общем-то, романтичное и любопытное зрелище, то для потерявшейся девятилетней девочки война – настоящий ад. И только гибкость детского ума, способного, в отсутствие большого жизненного опыта, легче переносить происходящее, спасает ее от отчаяния. А после встречи с Якеном Хгаром лишний раз понимаешь, что война станет ее судьбой.

Якен, кстати, несмотря на малое (впрочем, важное) участие в сюжете, показался самым колоритным из новых персонажей, наравне, может быть, с Мелисандрой. Его появление приоткрывает еще одну мистическую тайну мира Песни Льда и Пламени.

Неоднократно обещали мне в Сети, что образы Серсеи и Джейме Ланнистеров в дальнейшем станут не столь однозначно отрицательными. Не знаю, но и в «Битве королей» оправдания Серсеи и Джейме показались мне неубедительными. Ну, любит Серсея сына – ну и постаралась бы воспитать из него человека, а не чудовище, ему же лучше было бы. Жестокость и цинизм – черты, которые Ланнистеры почитают фамильными и гордятся ими, но где же традиционная ланнистерская хитрость и расчетливость? Стоило ли избавляться от нелюбимого властного мужа, чтобы доживать век под властью сына-тирана? Что касается Джейме – может он и не подсылал убийц к Брану, но покалечил его. Может быть, какое-то неожиданное развитие этих персонажей ждет нас в дальнейшем, а пока они, в особенности Серсея (из-за ее вероломства по отношению к Тириону), по-прежнему неприятны.

У Кейтилин, похоже, такая судьба – метаться и совершать бессмысленные поступки. Она – далекий от войны человек, которому ненавистен происходящий кошмар. Но не в ее силах остановить братоубийство, в политике и на войне соображения гуманизма и даже родственной любви ничего не значат. Ее женская, материнская точка зрения, вызывая уважение, в то же время кажется наивной. Человека, опьяненного призраком власти, остановит только смерть. Вообще же Кейтилин, как и Давос – скорее наблюдатель, «герой-репортер», который не играет в событиях ключевой роли, но как бы свидетельствует о них перед читателем.

Теон Грейджой становится здесь трагикомическим персонажем, которому отведена поистине чудовищная роль в сюжете книги. Вообще, он вызывал бы не меньше ненависти, чем Джоффри... если бы не был столь нелеп. Такое ощущение, что желание самоутвердиться совершенно затмило его разум, поэтому он все сильнее запутывается в происходящем, делая одну фатальную ошибку за другой. Единственным эпизодом Мартин обозначает судьбу и «амплуа» Теона – арбалетным выстрелом, который вместо того, чтобы ранить мародера в руку, обрекает его на мучительную смерть. Самое печальное, что в отличие от того же Джоффри, Теон совсем не безнадежен – просто единственного человека, который мог бы его образумить, уже нет в живых.

Противоположность Грейджою – Русе Болтон. Жестокий лорд с садистскими наклонностями (которые унаследовались и развились до «полноценной» патологии у его бастарда Рамси), но все же «свой», подданный короля Севера, сдерживающий свои захватнические амбиции. Надолго ли? Пока выгодно. Однако ничто так не показательно, как отношение к нему Арьи.

Линия Джона Сноу на протяжении книги развивается медленно. Дозорные идут по землям за Стеной, гостят у одичалого Крастера, пробираются дальше... Больше атмосферности и саспенса, чем событий. Зато ближе к концу романа читатель будет вознагражден совершенно неожиданным, даже шокирующим сюжетным поворотом, связанным с Джоном.

Кстати, именно эта сюжетная линия вызвала некоторые вопросы. Во-первых, зачем дозорным нужен Крастер? Личность он неприятная, информатор сомнительный, требует подношений, и, очевидно, как на союзника, на него рассчитывать незачем. Так почему они не остановят его? Из всех Одичалых на страницах двух прочитанных книг именно Крастер выглядит самым опасным и неприятным.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вторая неувязка – внедрение Джона. Да, конечно, опытному дозорному Одичалые не поверили бы, а в молодом перебежчике нет ничего странного: жизнь на Стене не курорт, а у Одичалых есть как минимум одно преимущество – свобода. Но какой из Джона агент? Он даже не разведчик. И, при том, не слишком ли рискованное задание для потенциального преемника Старого Медведя? Разве таким человеком не должны дорожить? Лагерь врага – не самое безопасное, мягко говоря, место.

Главы Дейенерис – самое скучное в «Битве Королей». Они представляют собой вялотекущий приключенческий роман в духе «шли, шли, долго шли, но все-таки пришли». Превозмогание в пустыне, организаторские подвиги в разрушенном городе, приключения в лживом Кварте с почти состоявшимся архетипическим трехчастным испытанием – вся ее линия совершенно параллельна остальным событиям книги. Неразыгранной осталась карта Куэйты – она, как все из Асшая, таинственна и интригует. Зато поклонники кавайной живности могут радоваться: дракончики получили имена, уже подросли, а один из них даже совершил первый «боевой вылет».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Кстати, несколько удивляет, насколько быстро Бессмертные Кварта сподобились Премии Дарвина, опровергнув свой пафосный титул. Даже смущает, как автор быстро «расправился» с этими врагами героини – удивительно, как при такой предусмотрительности их никто не уничтожил раньше.
Вообще главы Дейнерис в Кварте имеют что-то неуловимо общее в атмосфере с говардовскими рассказами о Конане – восточный антураж и определенная нелюбовь главных героев к магам и магии.

Говорят, что сага Мартина от тома к тому все трагичнее и кровавее. Но в «Битве королей» гибнет не больше значимых героев, чем в «Игре престолов», а по масштабам значимости они, пожалуй, уступают Неду Старку, причем только одна из этих смертей действительно шокирует неожиданностью. Второстепенные персонажи гибнут в больших масштабах, чем в прошлой книге – ну так, «на то она, война». Видимо, с этим, как и с перевоспитанием Ланнистеров, автор подождал до третьего тома.

В общем, вторая книга не разочаровала. Да, чуть меньше психологизма, чуть больше битв и приключений – но это только по внутренним стандартам «Песни Льда и Пламени». На самом деле Мартин вовсе не стал меньше времени уделять внутреннему миру персонажей – это заметно хотя бы по молитве Кейтилин в заброшенной септе – просто в первой книге воспоминания и связанные с ними переживания героев раскрывали предысторию текущих событий «Игры престолов».

Что еще отметить? Несмотря на часто встречающееся мнение, что Мартин перебарщивает с эротикой, в «Битве королей» постельных сцен даже меньше, чем в первой книге. Впрочем, и в «Игре престолов» они были к месту – дурную славу эпопее Мартина, скорее всего, создал телесериал.

О достоинствах и недостатках писать на этот раз не буду, по сравнению с первым томом здесь ничего принципиально не изменилось. Вместо этого снова распишу рейтинг своих симпатий:

1. Тирион. Он здесь практически главный герой. Доставляет всем – стратегическим умом, едкими шуткам и, что главное, вменяемостью.

2. Якен Хгар. Более-менее проявил себя в паре глав, но очень впечатлил. Ходячая сюжетная находка, по-другому не скажешь.

3. Арья. За нее реально приходится поволноваться, младшая дочь Неда вызывает сочувствие и в то же время уважение, особенно на фоне ее старшей сестры.

4. Бран Старк. Он был бы лучшим Королем Севера, чем Робб, если бы не был калекой и младшим братом. Впрочем, я думаю, он еще себя покажет.

5. Как всегда, сложно определить пятое место. Разделил бы его между Бронном (наемник, телохранитель и собутыльник Тириона не меньше своего подопечного радует циничным юмором и хитростью), юными Ридами (хорошо, что у Брана появились друзья, способные его понять) и Подриком Пейном (все-таки Тириону везет на верных слуг). Порадовал своим здравомыслием Джендри, вызвал симпатию своими честностью и умом Давос Сиворт, очень харизматичен был Куорен Полурукий. А вот Дейнерис как-то теряется за широкой спиной страдающего и кающегося Мормонта, да и дракончики отвлекают на себя внимание. И Джон Сноу тоже во втором томе как-то невыразителен.

Итог: Мартину удалось выдержать на уровне первой части качество второго тома эпопеи. Если так будет и дальше – это круто. А пока – небольшой перерыв перед «Бурей мечей».

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Кто только в наше время не желает стать королем?» Язык Тириона, как всегда, не менее остёр, чем меч его брата Джейме. «Столько королей, что язык заплетается», вторит ему лиссенийский пират Салладор Саан. Пять королей вступили в опасную игру престолов, живыми из которой выйдут только победители. Красная комета появилась на небосводе, знаменуя для каждого из них что-то свое, но правда в том, что она возвещает о пробуждении в мире древней магии – драконов, великанов, оборотней и деревьев, что снова обрели глаза.

«Битва королей» продолжает развивать тему власти. Варис загадывает Тириону загадку, в которой судьбу короля, священника и богача должен решить наемник, человек низкого происхождения и невеликого ума. Кому он отдаст предпочтение? «Власть помещается там, где человек верит, что она помещается», кажется, что все просто и понятно, но проследите за тем, как неожиданно меняется расстановка фигур на шахматной доске. Магия, деньги, хитрость, любовь, ненависть, вера, честь и долг – все эти кирпичики смазаны одним кровавым раствором в фундаменте той самой «игры престолов».

Наемник в загадке, по Мартину, вероятно, олицетворяет народ, страдающий под пятой властителей, однако именно в его руках, по сути, находится истинная власть. Недаром столько ключевых героев книги – сироты с Блошиного Конца, бастарды и прочие лишенцы. Серые люди, не черные и не белые – всего понемногу. Сир Давос Сиворт не считает себя ни хорошим, ни плохим, он думает, что большинство людей и есть «серые». А к каким людям себя отнесли бы вы? В этом мире не осталось настоящих рыцарей, и богов тоже нет, говорит Сандор Клиган: «Если ты не можешь защитить себя сам, умри и уйди с дороги тех, кто может. Этим миром правят сильные руки и острая сталь». Ну разве не жизненно?

Персонажи Мартина – это, как всегда, изюминка книги, от самых главных, шкуру которых мы надеваем, как оборотни, до многих второстепенных, которых так и хочется увидеть в роли главных. Их количество пока что растет быстрее, чем сокращается, что в условиях мира Мартина очень серьезное достижение: Аша, ее «муж» и брутальное «дитятко»; загадочный меняющий лица Якен Хгар; мрачный, но справедливый Станнис, идущий на брачное ложе, как на бой; Скорбный Эдд, сыплющий феерически-мрачные замечания по любому поводу; беспринципно-отвратительный Рамси; самоотверженный Куорен Полурукий; даже Кровавые Скоморохи – жуткий отряд наемников-маньяков, образы которых автор вырубает в памяти, как Козлобородый – конечности слуг.

По стилю это все тот же неторопливый, до жути реалистичный, эпическо-исторический роман с предательствами и интригами, политическими играми и пошлыми сценами, масштабными битвами и величественными замками, но уже с гораздо большей примесью магии и мистики, чем прежде. Теплое лето, длившееся по времени больше десяти привычных для нас лет, закончилось, в свои права вступает холодная осень, ну а зима обещает быть самой жестокой и длительной за всю историю Семи Королевств. Кошмары становятся неотъемлемой частью ночных сновидений, но что это на самом деле – потустороннее влияние или борьба с собственными демонами?

Давно позабытые сказания и легенды оживают, чтобы разрушить мир слабых и беззащитных людишек, погрязших в глупой междоусобице. Тени без обладателей шныряют по королевским замкам, пробуждаются оборотни и люди, видящие-сквозь-зелень, фокусники, прежде едва зарабатывающие простейшими трюками с огнем, внезапно начинают творить чудеса – сила магии растет, и возвещают о ней драконы, ведь «драконы – это облеченный плотью огонь, а огонь – это власть». И на этом фоне по-прежнему пытаются жить и выживать самые разные, но, тем не менее, обычные люди, по велению автора брошенные в жерло вулкана под названием «Игра Престолов».

Отличное продолжение.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Уж в чём Мартину не откажешь — названия к книгам он подбирает удачно. В то время как первая книга в большей степени была посвящена дворцовым интригам, кульминацией второй книги является как раз битва королей. Первую половину тома идёт подготовка к битве, наращивание сил, чтобы сама битва заняла вторую половину, чтобы порадовать мощным окончанием. Увы, во всём этом кроется и слабое место произведения — в определённый момент оно просто «провисает» — читатель всё ждёт, когда же уже что-то интересное начнётся, поскорее бы, ну давайте уже. В первой части была интрига: у героев, равно как и у самого читателя, возникала масса вопросов. Собирая по кусочкам мозаику, читатель мог найти ответы на некоторые из них. Вторая же книга стала слишком прямолинейна в своём повествовании.

Это коснулось не только сюжета, но и ещё одного пункта: магии. В первом томе на её существование были только намёки, магия казалась чем-то таинственным и далёким. Во второй книге магии становится больше. Сперва нам постепенно подают её по чайной ложке, а потом резко выливают на голову всё как ушат воды. Магия резко превращается из таинственной силы в невероятно мощное, но совершенно обыденное, оружие. Оружие в руках маленьких детей, которые не знают, с какой стороны за него взяться. Признаться честно, именно это стало для меня наибольшим разочарованием. Красная ведьма и её тень, безликий с тремя желаниями, и т.д. — всё это напоминает какие-то выкатившиеся из кустов рояли, которыми герои воспользовались максимально нелепо.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

«Отец говорил, что своего врага нужно убивать самому, глядя ему в глаза» — думает Арья, когда невероятно дорогостоящий убийца предлагает ей убить любого бесплатно. И вместо того, чтобы назвать Тайвина Ланнистера или кого-нибудь из служащих ему командиров, чтобы переломить ход войны с Севером, она называет каких-то рядовых второстепенных солдат, которые ничего не значат для сюжета.

«Мне нужно показать, что я — человек принципов» — думает Станнис Баратеон и отправляет непобедимую тень убить какого-то статиста, а потом самоуничтожается об армию Ланнистеров.

Ну, поговорили о том, что мне не понравилось, вернёмся к хорошему. Мартин — действительно талантливый писатель. Как я и ожидал, мир всё больше вырисовывается на холсте и обрастает красками. В то время как первая книга, в основном, была посвящена северной части Вестероса, вторая даёт представление о южных владениях, морских островах и вольных городах за Узким морем. Персонажи первой книги продолжают следовать своим ролям, но появляются и новые. Как и прежде, их интересно узнавать и складывать о них впечатление — персонажи кажутся живыми. Эти две вещи всё ещё являются ключевым достоинством как первой, так и второй книги, на мой взгляд. А потому я продолжу чтение серии, чтобы узнать о них больше.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну что я могу сказать про вторую книгу из цикла «ПЛиО», да все тоже что и про первую. Все те же восторженные эпитеты нашему Мэтро, все те же восхваляющие восклицания сериалу, которые я уже писал в отзыве к «Игре престолов».

А поскольку сказать нечего, то хоть немного сделаю свою рецензию полезной.

Поэтому вот вам рецепт от моей бабули на вкусные вареники и как она делал их много-много лет назад.

Ингредиенты для «Вареники с мясом «Полтавские»»:

Говядина (отварная, начинка)

Свинина (отварная, начинка)

Лук репчатый (начинка)

Яйцо куриное (тесто) — 1 шт

Кефир (или простокваша, тесто) — 0,5 стак.

Уксус (тесто) — 1 ст. л.

Масло кукурузное (тесто) — 1 ст. л.

Мука пшеничная (тесто) — 3-5 ст. л.

Сода (тесто) — 0,5 ч. л.

Масло сливочное (по вкусу)

Бабушка иногда делала тесто для вареников только на желтках и воде (воду лучше всего охладить в холодильнике). Чем жирнее творог, тем вкуснее будут вареники, в него я кладу либо одно целое яйцо, либо два желтка, а еще хорошо добавить цедру цитрусовых или засахаренный имбирь. Подавать вареники со сметаной, вареньем или есть просто так. А еще лучше обжарить их назавтра утром в сливочном масле и запить сладким чаем!

(На самом деле взял с инета. Но кто же до конца будет читать эту галиматью?)

Спасибо за внимания. Критика всего и вся приветствуется.

Оценка: 9
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не так давно оставил свой положительный отзыв об «Игре престолов» и думал, что после этой потрясающей книги нельзя писать в том же духе, что эмоции автора не могут быть растянуты на длинную серию книг, что только одна из многой череды может стать Великой, но нет! «Битва королей» полностью опровергла эту мысль и убедила меня в обратном.

Мартин продолжает нам рассказывать о великолепно продуманном мире, где знаковые события происходят во многих его уголках. Предательства и интриги не прекращаются, герои проявляют себя с самых неожиданных сторон, но это абсолютно естественные поступки. Автор дает читателю судить того или иного героя объективно, ведь только мы знаем реальное положение дел, а конкретный герой имеет только узкую информацию о происходящем. Ведь если бы кто-то из четырех королей знал, что главная опасность подстерегает их не внутри Королевства, а идет из-за стены в виде войска Манса, да еще и Драконы пробудились, и Дейнерис стремится вернуть себе Семь королевств, то разве были бы внутри страны такие распри? Разве делили бы эти, довольно умные люди, меду собой престол? Конечно нет! Но они не знают всего, что происходит в мире и скоро заплатят за свои ошибки, вот о чем говорит нам Мартин, вот что он нам показывает. Ведь это сравнимо с феодальной раздробленностью на Руси. Князья делили власть, а в итоге остались ни с чем, стали подносить дань монголам и более 240-ка лет испытывали на себе их гнет, но если бы все объединились перед НАСТОЯЩЕЙ опасностью, все бы было совсем по-другому!

И снова несколько слов о потрясающем сюжете, которые как и в «Игре престолов» уберу под спойлер:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Предательств и интриг в «Битве королей» стало еще больше. Брат не щадит и не жалеет брата. Он делает все, чтобы трон достался только ему одному. И больше всех в этой череде событий я не понимаю именно Ренли! Вот кто по-настоящему не прав и не может об этом не знать! Если Джоффри не сомневается, что он законный наследник Роберта Баратеона, Станнис точно знает, что на Железном троне после смерти Роберта должен восседать именно он, а Робб просто мстит за отца и не пытается сесть на трон, а просто оставить за собой Север и покарать Ланистеров, то Ренли — настоящий мерзавец: «Да, мой брат — это законные наследник, пока он жив. Дурацкий, впрочем, закон — вы не находите? Почему старший сын, а не тот, который ЛУЧШЕ годится? Корона мне к лицу больше, чем Роберту, не говоря уж о Станнисе. Я чувствую себе задатки великого короля...» — эта цитата полностью объясняет позицию Ренли, и я не понимаю, как он может нравится многим его последователям, да и большинству читателей — ведь он-то уж точно не прав.

Все больше нравится Тирион. Карлик, не растерявший где-о внутри себя задатки мужества и чести, доказывает нам это, когда ведет отряд в битве за Королевскую гавань, когда уже нет надежды, когда многие рыцари бросают мечи и бегут или сдаются, Тирион идет до конца. А его ум вообще вызывает восхищение. Став десницей короля, он очень грамотно обеспечивает безопасность себе и, как оказалось, Железному трону. Ведь дикий огонь и огромная цепь — это полностью его задумка, повлиявшая на первую половину битвы. А уж отправка Мизинца в качестве посла вообще принесла ему победу. Ланнистеры обязаны карлику за победу.

Но более всего в книге нравится именно Арья... Она потрясающа! Она отважна и смела, умна и великолепна! Что и говорить, по праву — она мой самый любимый персонаж в саге. И более всего меня удивляет, как же она не сказала Русе Болтону своего настоящего имени? Я бы точно сразу назвал себя, потому так и был удивлен ее поступку, но, как оказалось в дальнейшем, Арья была права.. Ведь именно Болтоны сожгли Винтерфелл, и был лишь один поступок ужасней этого — предательство Теона...

Какие же эмоции у меня вызвала новость о смерти Брана и Риккона... Этого никакими словами не описать! Руки дрожали, книгу хотелось выкинуть, я проклянал Мартина за это убийство... Это был просто шок! И какое же облегчение я испытал, когда узнал настоящую правду... но ненадолго.. Ведь убили точно таких же детишек. ни в чем не виноватых, просто не успевших полюбиться героев, незнакомых читателю, поэтому к их убийству мы относимся проще... А предавший Теон заслуженно погиб от предательства...

Вот, пожалуй, и все, что я оставлю в этом отзыве, хотя, снова, хочется говорить и говорить об этой книге, а уж сказать уж точно есть о чем...

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Да, я рискую нагнать на себя гнев и кучу минусов, но скажу: этот роман показался мне слабее первого. Да, возможно, то, что я читал уже после просмотра сериала, сыграло роль – но ведь и в первом было так же, однако «Игра престолов» тянула, заманивала и звенела в напряжении как струна. А тут и различия с сериалом стали появляться, казалось бы, вот оно… но нет! Как будто спустили парус. Да, добротно, но… Первая книга была как из множества пружин, которые всё накручивались и накручивались, чтоб к концу хлопнуть так сильно, что вызвало шок. Первая книга была из множества водоворотов, из каких-то глупых решений, из неприятных превратностей судьбы, так что казалось над каждом героем и над миром в целом сжимается удавка – в каждой главе был какой-то конфликт, сулящий ещё большие неприятности в будущем и – чёрт возьми! – это работало, и читалось всё влёт с интересом – и это зная (после сериала) как и чем всё закончится! А тут же… Тут тетива напряжения висела слабой ниткой. Начать с того, что где-то половину книги у меня было ощущение неравномерности… Да, один герой исчез, и всего двое появились, но как-то неравномерно всё пошло (в первой половине книги) – вышел вперёд Тирион (казалось, он едва ли не главный персонаж), мелькали лишь эпизодически Дейенерис и Давос… и так далее. Мелочь, но тоже влияло. А главное – пропали эти пружины и водовороты. Как-то обмелело всё. Например, линия Брана казалась мне совершенно однообразной – лишь «волчьи сны», и жалость к себе типа «я сломанный» и «я никогда не буду рыцарем» из раза в раз, и только в конце что-то зашевелилось. Да и всюду – слишком много «дублетов» и пиров с «жареными каплунами» и «пирогов с миногой» – казалось, к концу я просто выучу назубок меню Вестероса… Но главное вот ещё что – героем сопутствовала какая-то «пруха»… Тирион шёл по стопам Старка, только делал всё умнее и прибирал ситуацию в свои руки; судьба Арьи казалась не такой уж печальной даже в Харренхолле (вполне себе тёплое место после голода в дороге, и там её даже не изнасиловали, что было бы вполне ожидаемо в руках людей Горы; а уж безликий с тремя смертями на выбор – вообще подарок судьбы!); Бран мудро для своих лет управлял замком и страдал однообразными душевными терзаниями, но получил двух друзей, которые пояснили ему его сны; Дейенерис уж вообще пёрло по крупному… Даже смерть Ренли, по-моему, облегчила нить книги, уж сцепись они со Станнисом это увеличило бы хаос в мире, а так – на одного короля меньше… Ну и так далее. Один только Теон был в ауре первой книги, совершая и совершая ошибки которые сдавливали его глотку удавкой и фатально меняли мир и судьбы других героев, как оползень сдвигая их в пропасть. И так – едва ли не первые две трети книги. Добротно написано, но для меня без интриги, без напряжения. В какой-то момент (каюсь!) захотелось, чтоб эта книга уже закончилась бы, чёрт возьми, побыстрее!

Но последняя треть начала выравнивать.

Мне кажется, если в первой книге была ставка на эти пружины, на тот фатальный «человеческий фактор» – тут же ставка была на напряжение приближающейся битвы. Она, эта битва, была на отдалении в победах Робба, оставшихся как бы вдалеке лишь сообщениями, прилетевшими с воронами. Она замаячила между Чёрным Дозором и невидимой армией Манса-разбойника всё приближаясь и приближаясь в таинственном лесу. Она едва не грянула между Станнисом и Ренли, но остановилась на волосок чудовищной рубки. Она тихо подбиралась к границам Риверрана, уже видная с балкона замка. И тут раскрылась во всей своей ужасающей красе в битве при Черноводной, битве страшной, апофеозной, способной перевернуть всё с ног на голову и погубить многих… И как послесловие она пришла к Теону-предателю, не так как он хотел, уничтожив «сердце» Севера и Старков… Да, битва при Черноводной была прекрасна, она осветила огнём всю книгу, дала ей жизни, но остальные битвы (и дыханье их), не так чтобы сильно меня опаляли, не давали мне нужного напряжения. Может просмотренный сериал и знание итогов меня от этого «берегли» – кто знает… Но концовка всё равно была прекрасной! Каждый герой встал на какую-то новую дорогу. Дорогу сулящую много новых испытаний… И это было здорово!

Но хочу сказать, как бы не жила книга в последней трети, каким бы многообещающим не был финал, но вот это ощущение которое было в середине (ощущение провисшей нитки, а не тетивы, желание поскорей уж дочитать, а то и бросить при всей, казалось бы, добротности написанного), вселило во мне определённую тревогу. Читать следующий роман я пока обожду…

Оценка: 7
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Второй том саги «Песнь Льда и Огня» не являет собой какой-то прорыв в авторском стиле и композиции, но можно сказать точно одно — он не менее сильный, чем «Игра престолов». Жестокий реализм, которым наделил Мартин свой мир вполне естественен, и можно вполне серьёзно сказать, что такое могло происходить и на нашей грешной планетке. Автор хочет показать нам войну — гражданскую войну — с разных точек зрения, с разных точек позиций, пытаясь создать объёмный образ происходящего, и в целом у него это получается.

Мартин очень много текста отдаёт «власть имущим», на редкость колоритным персонажам, которые имеют свой, иногда даже достаточно объективный взгляд на мир. Но несмотря на то, что они куда лучше видят суть вещей, они выбирают твёрдо свою сторону. Таков, например, Тирион Ланнистер — карлик, благородный реалист внутри, но чудовище для остальных. Он просто служит своей семье, которая его ненавидит. Он спас Королевскую Гавань — но кто это оценит? Кейтилин Старк — вдова, борющаяся за счастье своих сыновей, вынужденная быть послом короля Севера. Не могу сказать, что в ней особенно прибавилось здравого смысла с первой части, но, по крайней мере, у неё хватило сил спокойно поговорить с пленённым Джейме.

Дети Старки — вовсе особенная песня. Санса продолжает ломать свои иллюзии об этом мире, но остаётся по прежнему тихой и незаметной... возможно, до поры до времени. Сложно сказать, как поведёт себя девочка в дальнейшем, но пока она не проявляет жёсткости характера. В отличие от своей сестры — Арьи. Арья, пробираясь через разорённые земли королевств, идёт буквально по трупам — и у неё большое, но мраное будущее. Бран остался таким же, каким и был — разочарованным калекой, но и на него есть надежда у рода Старков. А вот Джон Сноу себя не слишком проявляет. Другое дело, что его глазами мы можем видеть просторы дальнего Севера, и постигать загадочный, но жуткий мир Зачарованного Леса, наверное, самого яркого региона Вестероса.

Особенно меня удивил Теон Грейджой. Как-то не особенно хочется признавать, что в человеке может быть столько зависти, злобы, гордыни и похоти — но факт остаётся фактом. Такие люди есть и в реальности. Став виновником сожжения Винтерфелла, Теон полностью заслужил любое наказание свыше — более чем.

Дейенерис Таргариен... Её линия по прежнему скучна. Почему? Честно говоря, я не могу до конца ответить на этот вопрос. Но как только Бурерождённая появляется на страницах книги, то сразу челюсть сводит зевотой. Вялое повествование движется по кругу, Дейенерис путешествует по Вольным городам и ищет помощи, опекает драконов, переживает пару раз покушение... Меня совершенно, к сожалению, не впечатлила эта часть, возможно, её нужно прочувствовать как-то по другому.

Вывод: сильное произведение, посвящённое главной материи литературы — людям. По прежнему как-то не тянет называть Мартина гением, но его талант — налицо.

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вестерос пал, истерзанный в клочья и истекающий кровью. Для этого ему не потребовались внешние враги. Оказалось достаточно того, чтобы собственные высокие лорды лишь строго следовали известным правилам всем известной Игры. Среди тех, кто вольно или невольно бросил страну на колени, я, к своему прискорбию, обнаружил и Эддарда Старка. Не хватило ему, при всей его несравненной доблести, гибкости и умения плавать в дурно пахнущих политических водах Королевской Гавани. За что и сложил свою славную голову... И всё-же, ни он, ни Серсея, рьяно сметавшая с трона Роберта Баратеона, ни даже это маленькое пухлогубое чудовище Джоффри не были теми, кто запустил этот убийственный механизм в действие. Тот, кто написал кровавую пьесу, всё ещё пребывает в тени, не забывая при этом время от времени дёргать знатные марионетки за нужные ниточки. Я уже знаю — кто это, но Вам не скажу.

В Семи Королевствах теперь тесно от тех, кто зовёт себя королём. Джоффри и Станнис незыблемы в вере о своём первенстве на престолонаследие и в незыблемости этой учинили эпическую битву на реке Черноводной. Ренли Баратеон, не утруждая себя правовыми нормами, искренне убеждён в том, что лучшего монарха Вестеросу не сыскать, хотя лично мне его доводы не очевидны. На Робба Старка корону возложили те, кто в безумии своём рубил голову его отцу. О былом могуществе Железных Островов вспомнил Бейлон Грейджой. Где-то в Эссосе по-прежнему скитается Дейенерис, но теперь у неё на плечах сидят главные символы древней династии властителей — драконы. И даже Манс — разбойник именует себя Королём — за — Стеной. И коль скоро претендентов на трон так много, то по законам всё той-же всем известной Игры нам остаётся только одно — вовремя загибать пальцы, считая тех, кто из Игры выбывает. Ждать осталось недолго...

«Буря мечей» построена по тем-же принципам, что и её старшая сестра. И столь-же хороша. Чуть больше внимания, чем остальным персонажам, уделялось Джону Сноу, Тириону и Арье. В сюжет введены новые персонажи — Давос Сиворт, Бриенна Тарт, Мелиссандра Асшайская. Двое первых, как мне показалось, призваны в какой-то мере заполнить ту пустоту, которая образовалась в сюжете после смерти Эддарда Старка ( книге нужны люди чести хотя бы в качестве противовеса ), но... масштаб личностей всё-же несопоставим. А вот Красная женщина для меня полна загадок. Медноволосая красавица — прекрасная и пугающая одновременно, она обладает таинственной и опасной силой, поклоняясь огню и свету и рождая на свет тени. Она пророчествует о Тьме и Свете, и тьма движется на Вестерос в лице Иных. Она предлагает выбор между жизнью одного в обмен на жизни тысяч. Без неё Станнис проигрывает битву на Черноводной. Кто она — демон или жрица Истинного Бога? И что увидит в пламени следующего костра?

Тириону, похоже, предстоит, наряду с Арьей и Джоном, стать одним из системообразующих звеньев всей саги — слишком много талантов в одном маленьком теле, чтобы ими пренебречь. Арья начала свой долгий путь скиталицы без лица и имени, и где он завершится, пожалуй, не знает пока и сам автор. Джон Сноу где-то среди стужи и льда предаёт своё Чёрное Братство, но лишь для того, чтобы до конца исполнить свой долг перед ним.

Без устали и сомнений промаршировав по двум тысячам страницам текста, испытав на них скорбь и боль, насмотревшись на пролитую кровь и страдания, всё-же хочу заметить, что нет в книге нарочитой и акцентуированной жестокости, в которой её часто винят. Она сурова и местами натуралистична, но в то же время обладает некой благородной деликатностью, не вызывая брезгливости и читательского отчуждения.

Под конец приберёг маленькую «шпильку» для Джорджа Мартина. Вам не показалось, что книга слегка однобока, а все беды и невзгоды в ней пришлись на долю высокородных жителей Вестероса? Да, на виселицах Речных земель раскачиваются и простолюдины, но об этом упоминается вскользь. Жаль, что в сюжете не нашлось места для кузнеца ( крестьянина — моряка — служанки и т.п. ), которому можно было поручить какую-то, пусть не самую важную, роль — всего лишь для того, чтобы взглянуть на происходящее под другим углом.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх