FantLab ru

Джордж Р. Р. Мартин «Битва королей»

Рейтинг
Средняя оценка:
9.12
Голосов:
7982
Моя оценка:
-

подробнее

Битва королей

A Clash of Kings

Роман, год; цикл «Песнь Льда и Огня»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 314
Аннотация:

Хаос воцарился в Семи Королевствах после смерти Роберта Баратеона – в жестокой борьбе за трон сошлись претенденты на престол. Настало время, когда кровь польется рекой, брат убьет брата, а предательство заменит верность. Разрушены вассальные договоры, подлая измена захватывает крепости вернее меча, жестокостью отвечают на жестокость, а любовь и былая дружба не стоят ничего. Мертвые восстают из могил и убивают живых. Долгая зима вступает в свои пределы, а за морем набирают силу Драконы.

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Локус / Locus Award, 1999 // Роман фэнтези

лауреат
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 1999 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 1-е место

лауреат
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2001 // Зарубежный роман года

лауреат
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2004 // Зарубежный роман (США)

Номинации на премии:


номинант
Мраморный фавн, 2000 // Переводная книга

номинант
Небьюла / Nebula Award, 1999 // Роман

номинант
Премия Геффена / Geffen Award, 2000 // Переводная книга фэнтези (США)

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2001 // Зарубежная книга (США)

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2001 // Фэнтези (США)

номинант
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2001 // Книга года. 7-е место

Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Битва королей
2019 г.

Издания:

Битва Королей. Книга 1
2000 г.
Битва Королей. Книга 2
2000 г.
Битва королей
2001 г.
Битва Королей
2004 г.
Битва Королей
2004 г.
Битва королей
2006 г.
Игра престолов
2009 г.
Битва королей
2011 г.
Битва королей
2016 г.
Битва королей. Часть 1
2016 г.
Битва королей. Часть 2
2016 г.
Битва королей
2018 г.
Битва королей
2019 г.

Самиздат и фэнзины:

Битва королей
2019 г.

Аудиокниги:

Битва королей
2014 г.

Издания на иностранных языках:

A Clash of Kings
2002 г.
(английский)
A Clash of Kings
2011 г.
(английский)
A Clash of Kings
2011 г.
(английский)
Битва королів
2014 г.
(украинский)
A Clash of Kings
2019 г.
(английский)
Битва королів
2019 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  32  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Fantlab мне упорно советует читать Олди. Я не менее упорно читаю Мартина и ставлю 10. «Может, что-то в консерватории подправить?»:gigi:

Из-за того, что оказался, перегружен эмоциями, после прочтения «Игры престолов» решил взять паузу перед «Битвой королей». И приступил ко второй книге только через месяц. И опять шок. Шок с первых страниц. Полное погружение в происходящее. Абсолютная достоверность происходящего. Несколько раз даже порывался броситься к справочникам и энциклопедиям, что бы посмотреть, как эти события в них.:blush: Правда, тут же остывал, вспомнив, что читаю фантастику. Но реальность мира, и глубина характеров героев просто завораживают. И не перестаю утверждать, что Мартин пишет не столько фэнтази, сколько исторический роман. Роман с чрезвычайно вольной интерпретацией давних событий происходящих в вымышленном мире, который очень похож на нескольких европейских стран. И пусть несколько веков истории нескольких стран слились в одну историю одной страны, для меня эпопея Мартина остается историческим романом.

В «Битве королей» мне хотелось отметить нескольких второстепенных персонажей. Это Мейстер Крессен, который и открывает книгу. Его образ и история и задает пронзительную достоверность происходящего. Не возможно не отметить таких персонажей, как Давос и, конечно же, Йорен. Их появление несколько уводит наше внимание от королей и принцев, и при этом резко подчеркивает достоинства и недостатки главных героев. В «Игре престолов», Йорен проходит серой не опрятной тенью. Преображение? Нет. Логическое развитие второстепенного персонажа, который оказался гораздо симпатичней некоторых других.

В ПЛиО каждый выбирает себе героя по вкусу. Того, за которого будет переживать. (Не считая того, что мы почти дружно переживаем за Старков). Но мне показалось, что у Мартина на первую роль вышел Тирион. Честно говоря, ему я начал сочувствовать ещё в первой книге. И для меня он стал ГГ.

Главную ценность эпопеи представляют её персонажи. Персонажи со своими достоинствами, недостатками. От их реалистичности захватывает дух. Ну а события…, что ж, если бы история, рассказанная Мартином, могла произойти в жизни, то, скорее всего она бы так и развивалась. Горько и печально, через цепь утрат и смертей. Реализм, просто горький реализм жизни. Которая щелкает нас по носу, и заставляет бороться. Или сдаваться. Кому что по вкусу.

Оценка: 10
–  [  25  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мощное повествование. Именно так: мощное. Объемное, глубокое, очень жесткое. С замечательно яркими героями.

Да, здесь очень много крови, грязи, обмана, — рядом с честью, отвагой, любовью. Роскошь замков и убожество лачуг; и то же самое — в душах героев. Куртуазность соседствует с грубостью, а благородство — с пошлостью. Убогие душой рядятся в богатые одежды, а высокорожденные скребут грязые полы. Это жизнь, господа! Вернее — Жизнь. Настоящая, сложная и несправедливая, логичная и парадоксальная.

Очень сильно выписаны образы действующих лиц. На «черных» и «белых» они делятся... но как-то уж очень неоднозначно. Благородный муж, прямолинейный до тупости — или хитроумец, не гнушающийся подкупом и обманом, — кто больше матери-истории ценен? Брат, идущий против брата. Мать, не видящая мерзости сына. И ведь в какой-то степени понимаешь их, настолько честно и глубоко они описаны автором. Психология убийцы, мальчика-калеки, юной царицы — здесь есть всё. Даже поведение животных, от ворона и волка до дракона (впрочем, животное ли это?), выписано мастерски и со знанием дела.

Батальные сцены пугают, постельные — волнуют. На море — укачивает, за Стеной — леденит холодом.

Здорово, что и говорить. Читаем дальше!..

Оценка: 10
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не так давно оставил свой положительный отзыв об «Игре престолов» и думал, что после этой потрясающей книги нельзя писать в том же духе, что эмоции автора не могут быть растянуты на длинную серию книг, что только одна из многой череды может стать Великой, но нет! «Битва королей» полностью опровергла эту мысль и убедила меня в обратном.

Мартин продолжает нам рассказывать о великолепно продуманном мире, где знаковые события происходят во многих его уголках. Предательства и интриги не прекращаются, герои проявляют себя с самых неожиданных сторон, но это абсолютно естественные поступки. Автор дает читателю судить того или иного героя объективно, ведь только мы знаем реальное положение дел, а конкретный герой имеет только узкую информацию о происходящем. Ведь если бы кто-то из четырех королей знал, что главная опасность подстерегает их не внутри Королевства, а идет из-за стены в виде войска Манса, да еще и Драконы пробудились, и Дейнерис стремится вернуть себе Семь королевств, то разве были бы внутри страны такие распри? Разве делили бы эти, довольно умные люди, меду собой престол? Конечно нет! Но они не знают всего, что происходит в мире и скоро заплатят за свои ошибки, вот о чем говорит нам Мартин, вот что он нам показывает. Ведь это сравнимо с феодальной раздробленностью на Руси. Князья делили власть, а в итоге остались ни с чем, стали подносить дань монголам и более 240-ка лет испытывали на себе их гнет, но если бы все объединились перед НАСТОЯЩЕЙ опасностью, все бы было совсем по-другому!

И снова несколько слов о потрясающем сюжете, которые как и в «Игре престолов» уберу под спойлер:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Предательств и интриг в «Битве королей» стало еще больше. Брат не щадит и не жалеет брата. Он делает все, чтобы трон достался только ему одному. И больше всех в этой череде событий я не понимаю именно Ренли! Вот кто по-настоящему не прав и не может об этом не знать! Если Джоффри не сомневается, что он законный наследник Роберта Баратеона, Станнис точно знает, что на Железном троне после смерти Роберта должен восседать именно он, а Робб просто мстит за отца и не пытается сесть на трон, а просто оставить за собой Север и покарать Ланистеров, то Ренли — настоящий мерзавец: «Да, мой брат — это законные наследник, пока он жив. Дурацкий, впрочем, закон — вы не находите? Почему старший сын, а не тот, который ЛУЧШЕ годится? Корона мне к лицу больше, чем Роберту, не говоря уж о Станнисе. Я чувствую себе задатки великого короля...» — эта цитата полностью объясняет позицию Ренли, и я не понимаю, как он может нравится многим его последователям, да и большинству читателей — ведь он-то уж точно не прав.

Все больше нравится Тирион. Карлик, не растерявший где-о внутри себя задатки мужества и чести, доказывает нам это, когда ведет отряд в битве за Королевскую гавань, когда уже нет надежды, когда многие рыцари бросают мечи и бегут или сдаются, Тирион идет до конца. А его ум вообще вызывает восхищение. Став десницей короля, он очень грамотно обеспечивает безопасность себе и, как оказалось, Железному трону. Ведь дикий огонь и огромная цепь — это полностью его задумка, повлиявшая на первую половину битвы. А уж отправка Мизинца в качестве посла вообще принесла ему победу. Ланнистеры обязаны карлику за победу.

Но более всего в книге нравится именно Арья... Она потрясающа! Она отважна и смела, умна и великолепна! Что и говорить, по праву — она мой самый любимый персонаж в саге. И более всего меня удивляет, как же она не сказала Русе Болтону своего настоящего имени? Я бы точно сразу назвал себя, потому так и был удивлен ее поступку, но, как оказалось в дальнейшем, Арья была права.. Ведь именно Болтоны сожгли Винтерфелл, и был лишь один поступок ужасней этого — предательство Теона...

Какие же эмоции у меня вызвала новость о смерти Брана и Риккона... Этого никакими словами не описать! Руки дрожали, книгу хотелось выкинуть, я проклянал Мартина за это убийство... Это был просто шок! И какое же облегчение я испытал, когда узнал настоящую правду... но ненадолго.. Ведь убили точно таких же детишек. ни в чем не виноватых, просто не успевших полюбиться героев, незнакомых читателю, поэтому к их убийству мы относимся проще... А предавший Теон заслуженно погиб от предательства...

Вот, пожалуй, и все, что я оставлю в этом отзыве, хотя, снова, хочется говорить и говорить об этой книге, а уж сказать уж точно есть о чем...

Оценка: 10
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ужасная книга... Ужасная по своему интересу: оторваться от нее просто невозможно, читаешь взахлеб уже в два часа ночи, зная, что завтра рано вставать, но все равно хочешь выяснить, что же дальше случится с героями. Мир, созданный Мартином, очень к себе притягивает: он огромен и герои находятся в разных его частях, их пути сближаются, расходятся или, редко,но все же, не пересекаются.

Несколько вещей для меня имели громадный интерес. Я заметил несколько интересных, по крайней мере мне, фактов. Например то, что повествование ни разу не ведется напрямую о каком-либо из «королей», то есть в названии ни одной из глав не значится имя Робб, Джофри, Ренли или Станнис. Нам всегда представляется образ королей, который возникает из мыслей или слов их ближайшего окружения. Единственное исключение представляет собой Дени, которую пока трудно назвать королевой, но ее задачи на будущее вполне ясны: вернуть себе трон,отнятый у ее предков.

Немного не понравилась показная глупость, жестокость, неспособность прнимать верные решения в изображении борющихся за трон. Никто не может винить Джофрри за то, что в свои тринадцать лет он не может управлять государством, и за него это делает Тирион, которому противостоит собственная сестра, опять же всячески ему мешающая. Станнис груб, он часто принимает неверные решения, но опять же его активно «спасают» Давос и Мелисандра. Ренли глуп, рядом с молодым рыцарем цветов он смотрится нелепо, он нелучший боец и стратег, правда его конец легко предугадывается, как мне показалось, из того, что именно такого верного советчика и друга у него нет.

Главным действующим лицом всей второй книги стал ужасный карлик Тирион. Автор, как это часто бывает, показывает, что внешность бывает обманчивой. Его действия всегда продуманны и точны, они постоянно приносят пользу, пусть и не всегдаее видно. Но, как говорится, гении всегда остаются непризнанными. «Полумуж» прекрасно осознает, что Джоффри — ужасный король, он вспыльчив, не особо умен и сильно привязан к матери. Однако Тирион всегда поддерживает только свою семью и борется за ее благополучие до конца.

Немаловажная роль отведена Стене и пространству за ней. Джон проявляет себя постоянно с наилучшей стороны и старается помочь своим братьям из Ночного Дозора насколько хватит сил. Ему тяжело принимать некоторые выжнейшие решения, слишком сложные для его возраста. Читая книгу, я всегда стараюсь предугадать события, которые последуют вскоре, но невозможно угадать, понять и предсказать то, что Джону придется пережить.

В романе огромное количество загадок и тайн. Расскрывать некоторые из них Мартин не торопится. Даже, какзалось бы, ясная история с Джоном Арреном меня немного смутила. Возникает ощущение, что все только и пытались его отравить. Ну и конечно иногда очень обидно, когда интереснейшие события заканчиваются, хочется понять, чем все закончилось, но автор возвращается к ним только глав через пять-шесть. Так же хотелось бы отметить символичность названия. Это действительно битва. Кстати, в этой книге впервые возникает фраза «Песнь Льда и Огня». Как мне кажется, в итоге именно Дени, в главе про которую были произнесены эти слова, станет барьером между Старками и Ланнистерами. Но пока мы можем только строить предположения...

В заключении хотелось бы отметить еще раз, что книги Мартина не зря считаются одними из лучших в мировой фантастике. Автор действительно заслужил те премии, которые ему были вручены. А я с нетерпением буду ждать похода в магазин на третей книгой.

Оценка: 10
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Битва королей» — донельзя логичное и естественное продолжение предыдущего романа. На ткани повествования разрывов не видно, все очень связно – как это и подобает Песни. Еще одна причина для того, чтобы уважать талант автора...

Если в первой книге автор заставлял поразмыслить над качествами правителей государства из 7 объединенных королевств (и провести сравнительный анализ идеального и реального), то теперь ситуация несколько изменилась. Смутное время вступило в новую фазу, и некогда целое государство стоит на пороге кровавых междоусобных войн. На первый план выходят методы, которые должен использовать король именованный для того, чтобы стать королем настоящим, а также качества и характеры его подданных. Очевидно, что методов может быть множество, но область применимости многих серьезно ограничена, в том числе качествами короля или лорда, собравшегося их применить. Показательно, что в данной фазе на ход войны могут оказать влияние даже незначительные воздействия — важен ход каждого. Большая часть методов стара и известна нам и из нашей истории. Золото во веки веков было хорошим союзником тем, кто им обладал, равно как и острые сталь и ум. Отсюда методы, столь знакомые и привычные – подкуп, династические браки, предательство, мирные переговоры тогда, когда это выгодно, разбой. Прямые военные действия и вылазки убийц. Естественно, что все это в том или ином виде присутствует и в книге Мартина.

Среди его лордов нет идеального правителя, а добрые, честные и благородные до предела люди сложили головы еще в прошлой книге. Перед теми, кто остался, стоит сложнейшая оптимизационная задача. Черт с ним, с достижением максимума – королевского трона, нам хотя бы убытки минимизировать – и здесь как раз стоит подумать о том, как лучше использовать имеющиеся методы. Меня сейчас можно упрекнуть в том, что я чрезмерно упрощаю задачу, забывая о случайных возмущениях, порождаемых постоянно изменяющейся политической обстановкой. Да, это так – но в книге Мартина мне интересна (в том числе!) именно такая модель. Пусть она будет недостоверна, пусть размышления приведут к крайне грубым оценкам – это ведь побочное, личное, но – инспирированное книгой. А ведь это хорошо, когда книга наводит на размышления.

Но не стоит забывать, что Мартин пишет все же фэнтези. То, что проявлялось в «Игре престолов» лишь в виде намеков, здесь обретает свои более ясные черты. Автор рассматривает свой мир в странную и очень, очень опасную для всего цивилизованного мира эпоху. Эпоху наступления жестокой зимы, возвращения в мир древних магических сил – сил, в которые кое-кто уже перестал верить! Эта эпоха опасна в первую очередь тем, что порождает шулеров и магов. Устойчивая связь с древним искусством может послужить таким джокером, который выиграет партию.

Уже вся совокупность реалистичных методов порождает множество комбинаций, добавление же фэнтези-компонент просто взрывает устои мира. Круговорот междоусобной войны, из которого тем не менее можно было выбраться в мире средневековья, становится еще более разрушительным в реальности фэнтези-мира. Введение таких элементов неминуемо должно породить неконтролируемый хаос – и усиливает мою уверенность в обреченности Вестероса, зародившуюся еще в «Игре Престолов».

Предугадать последовательность событий читателю становится практически невозможно.

Причем возникает парадокс – благодаря изящно выбранной автором эпохе, любое событие, даже самое чудное, при должном внимании к подробностям и тщательном описании будет восприниматься как логичное, обоснованное и – реалистичное! Оптимальный баланс между достоверностью и художественным вымыслом соблюден. Если бы не было в мире Вестероса странностей, если был бы он только отражением Земли, полотно бы обеднело. Если же, как часто это бывает, каждый дурак знал бы о том, что живет в сказочном мире и видел вокруг себя тому подтверждение, то соблюдать знаменитую уже реалистичность и достоверность было бы гораздо тяжелее. Есть, есть у Мартина чувство меры, и очень я его за это уважаю.

Короли не могут существовать без подданных, и поэтому обращусь сейчас к качествам и методам лордов поменьше, в короли не стремящихся. Основное стремление их закономерно – спасти свою шкуру. Но чтобы цели этой добиться, тоже непростую задачку решить нужно: что выгоднее сейчас – преданность или предательство? Что хорошо, в своей книге Мартин рассматривает или хотя бы вскользь упоминает о различных методах решения этой задачи и последствиям, к которым это приводит. Видеть это отрадно. Чеи больше информации — тем лучше!

Стиль повествования в книге, естественно, тот же – реалистичный, зачастую натуралистичный. Пристальное внимание уделено человеческим порокам. Однако оно вполне оправданно даже с моей точки зрения – многие методы без пороков человека и общества были бы нежизнеспособны. К тому же, зацикленности на этом нет. Все ж таки реализм – это главное, а значит, не должно быть перегибов ни в какую сторону.

Героев много, среди них как простые люди, так и те, кто в одиночку может оказать влияние на происходящее. Полотно – очень масштабное и детальное. На отработку такого действительно должны уйти годы. Каждый герой – живой человек, может быть, не столь глубоко проработанный, но зато в его образе нет ничего лишнего. Порой скупо, но четко и вполне достоверно. Не скажу, чтобы кто-то сподвиг меня на активное сопереживание (этой участи на мой взгляд, достоин только сам многострадальный мир, Вестерос), но многие сцены вызывают живой интерес и участие, особенно, наверно, линии Тириона и Джона Сноу.

А итог такой: книга, несомненно, отличная в своем роде. Автору – мое уважение и поклон. Почему не десятка? Во-первых, верю, что дальше будет еще лучше. Во-вторых, натуралистичный стиль – это таки не совсем мое. Здесь он оправдан, не спорю, но все равно такие книги я могу только уважать, а не любить. Увы.

Оценка: 10
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сколько раз мне хотелось порвать эту книгу от царившей там несправедливости! Сколько раз мне хотелось кричать и рвать волосы на голове... сколько раз сердце разрывалось на части, когда я действительно не могла понять, кому же из героев я больше сопереживю. Это просто невыносимо и грандиозно! После этой книги я абсолютно покорена Мартином, его непредсказуемостью и мастерством.

Первая треть книги шла немного тяжеловато, читала с перерывами, но начиная со второй половины оторваться уже просто не могла. Стиль повествования по сравнению с «Игрой престолов» не изменился: последовательная хронология действий. Но изменилось другое — изменилось личное отношение к её главным героям. Как рано пришлось повзрослеть детям. Бран. Арья. Робб. Дени. Джон. Санса. Жестоко? да, очень. Даже в жизни наверно нет столько крови и предательства, хотя, что мы, Дети Лета, можем об этом сказать?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Честно говоря, очень поразила Арья и то, с какой хладнокровностью она дарила смерть своим обидчикам! я порой забывала, что её всего 9-10 лет... Она воин, боец! И это постоянное незримое присутствие Сирио, в смерть которого я до сих пор почему-то не верю...

Бран, умничка, золотой ребенок, и все, кто ему помогал достойны восхищения: Ходор, Оша, Риды. Очень опечалила смерть мейстера Лювина, хотя немного порадовалась тому (если слово «порадовалось» здесь уместно), что он всё-таки узнал правду о мальчиках перед смертью.

Насчет Джона пока что мнение неоднозначное, как-то покоробил меня последний его поступок с одичалыми и Полуруким, хотя время наверно покажет, кто был прав.

Дени в этой книге показалась мне скорее ведомой, уж больно пока ей фартит, что же будет когда она достигнет Вестероса?? Тем более, что про неё и думать-то все забыли.

Единственный персонаж, который в книге не вызвал никаких положительных эмоций это Теон, удушить его хотелось от совершенного им предательства, глупости и возвышенного самомнения. И даже то, что убийство Брана и Рикона оказалось лишь аферой, нисколько его не оправдывает, а только усугубляет его ничтожную личность. Он получил по заслугам.

Тирион, Станнис, Ренли, Робб — ну как можно им всем одновременно желать победы, не знаю... разрывалась! они все правы со своей колокольни, но справедливости ждать не стоит, полагаю. После казни Эддарда я вообще не верю в торжество справедливости в мире Семи Королевств.

Санса. Поистине это душа романа. По крайней мере для меня. Несмотря на всё, что выпало на её долю, мысли её настолько наивны и чисты, что поражаешься как во всем этом ужасе ещё возможно сохранить хоть что-то человеческое. Она мечтает о рыцарях, верит в песни и сказки. Она даже смогла тронуть сердце бездушного Пса. Ведь он к ней явно не ровно дышит. Я, конечно, могу ошибаться, я принципиально не читаю никаких чужих отзывов и тем более не забегаю вперёд, но мне показалось именно так. Главы Сансы почему-то оказались самыми любимыми.

Потрясающая книга! Я, конечно, немного запутывалась во всех хотросплетениях сюжета, бесконечных новых именах. В первой книге я даже заметки специально выписывала, но потом бросила это занятие и просто отдалась чтению.

Масштабы просто поражают воображение, батальные сцены это что-то невероятное, хотя мне, девушке, это и сложно для восприятия. Этот мир меня всё больше затягивает и не отпускает.

Шедеврально, эпично, сокрушительно! 10/10

Оценка: 10
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А вот теперь это стало по-настоящему потрясающе, без всяких «многообещающе».

Мартин удивительным образом заставляет сопереживать буквально всем своим героям, даже наиболее мерзким с точки зрения общечеловеческой (даже Теону Грейджою, да). Это удается ему, потому что он пишет pov персонажа предельно искренне, полностью «влезая в его шкуру», так что самого автора, собственно, не видно, не видно субъективного авторского взгляда, а есть только мир глазами этого героя. Это один момент, и второй — герои действительно из кожи лезут, чтобы добиться своего, чтобы спастись, чтобы преуспеть. Эти их усилия — не наигранные, а вполне реальные, как и жертвы, и опасности. А настоящие усилия, даже если они направлены на не самое благое дело, всегда вызывают сочувствие и уважение.

С другой стороны, а что там — не самое благое. Нет у Мартина никаких «злых властелинов», которые направо и налево любят головы только потому, что им так хочется (ну разве что Джоффри, подозрительно напоминающий инфанта из «Уленшпигеля»). А есть матери, которые защищают своих детей, и вполне логично и оправданно разделаются с любым, кто будет для детей угрозой. Серсея начала вызывать у меня не то чтобы симпатию, но уважение, чего я никак не ожидала. Ведь она очень умные и правильные вещи говорит Сансе, по большому счету, та дурочка, что не слушает. Итак мало того, что точка зрения героев, их внутреннее ощущение, психология отлично прописаны — сами их действия очень логичны и естественны в данной ситуации. Более того, попытаясь поставить себя на их место, понимаешь, что по большому счету делал бы то же самое, пусть немного другими методами, но с той же целью. В итоге получается, что читатель с одной стороны не может не принимать все перипетии романа близко к сердцу, а с другой — не может определиться, за кого он болеет. Я долго думала и в итоге выбрала себе faute de mieux Джона Сноу :)

А еще немного даже шокировало открытие, что на войне умирают. Причем не только умирают, но и убивают, а также калечат, насилуют, жгут и грабят. Смешно, но всего этого в фэнтези плаща и шпаги обычно нету (зато куртуазного рыцарства даже излишек), что резко делает картину неправдоподобной. Почитав некоторое количество такого фэнтези, начинаешь думать, что «с основными репортерами ничего не может случиться». Но Мартин совсем не такой. Он поставил на историчность и натуралистичность и добился ошеломительного эффекта — становится жутко, по-настоящему, не по-киношному жутко. И дело даже не в том, что автор не брезгует деталями. А в том, что в глубине читательского подсознания все эти события уже сидят, он, конечно, надеется, что раз это фэнтези, ничего такого не будет, но фэнтези Мартина имеет куда больше сходства с реальностью, чем иные исторические сочинения. И он никого не обходит, каждый персонаж в итоге получает свое.

Сюжетно второй том — это слет по нисходящей. Как в «Гроздьях гнева»: герои начали в общем-то плохо, но это была случайность, можно было бы жить и дальше. Но нет, каждый следующий шаг оказывается хуже, чем предыдущий. Пытаясь хоть как-то исправить ситуацию, они начинают отчаянно дергаться, но чем больше они дергаются, тем крепче затягивается петля на их шее. Каждый шаг — новая потеря — дома, членов семьи, собственной чести, совести и местами жизни. Страна тоже разваливается потихоньку, еще не прошло достаточно времени, чтобы изменения были существенными, но вместо одного короля у нас уже четыре, за Стеной собираются варвары и Дени, несмотря ни на что выжившая, пытается собрать войско. Пока кто-то еще держиится на краю обрыва, а кто-то уже упал, но я подозреваю, что в третьей книги все уже будут внизу.

Оценка: 10
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Второй том динамичнее первого. Сказалось ли это на проработке характеров, психологии персонажей? Пожалуй, что нет, хотя в «Битве королей» меньше воспоминаний героев – оно и понятно, читателя уже не нужно вводить в курс дела. Ведь эта книга даже не претендует на самостоятельность – это не отдельный роман, а часть эпопеи. Пересказа событий «Игры престолов» — нет. Концовка – очень размыта, даже на промежуточный финал тянет с трудом. Плохо ли это? Если бы речь шла не о Мартине, наверно, плохо. Но в данном случае это, во-первых, вопрос качества. А во-вторых – разве у истории есть начало и конец? Мартин пишет своего рода исторический роман, но основанный на истории вымышленного мира, и его задача – реалистично оживить эту вымышленную историю. И отсутствие канонично построенного сюжета только добавляет реализма.

Со смертью Эддарда Старка на первый план выходит Тирион Ланнистер. Он – новый десница, но его поджидают те же опасности. Серсея не может повлиять на сына, но не потерпит, чтобы этот шанс возник у кого-нибудь другого, и борьба за власть разгорается с новой силой. Тирион, в отличие от Неда, совсем не наивен, интриги – его стихия, но и Джоффри – далеко не Роберт. И пусть советы Серсеи значат для нового короля не больше, чем советы десницы – это не сильно облегчает задачу, ведь Джоффри не просто плохой правитель – он самонадеянный инфантильный садист. А ведь Тириону нужно не только защищаться от придворных интриганов – ему нужно защитить Королевскую Гавань. И с его полномочиями и умом – он единственный, кто может навести порядок в столице, и, более того, обязан это сделать.

История Тириона в этой книге – это типичная история хорошего полководца или эффективно работавшего министра, который, выполнив свою миссию, обнаруживает, что он больше никому не нужен, а все его заслуги приписаны кому-то другому. В его линии раскрывается суть власти – народ, оказывается, ненавидит его даже больше, чем Джоффри. Ведь король – всегда король, каким бы он ни был, всегда кто-то будет им восхищаться и уважать его. А кому интересен тот, кто реально что-то делает для королевства? Вот, забегая вперед, и гламурный Ренли Баратеон смог привлечь на свою сторону куда больше лордов, чем талантливый стратег и законный наследник Станнис.

Тириону придется нелегко. Но «Битва королей» — это его игра, и ее он должен выиграть. Ведь у него есть и достойные противники, и власть, и любовь. Вообще, именно Тирион мне нравится больше всех героев – настоящий правитель и здравомыслящий человек. Порою даже кажется, что Мартин его идеализирует – за весь второй том Тирион только один раз теряет самообладание, крича на Джоффри и Серсею. Да и вообще, у него можно обнаружить только два недостатка – склонность к пошлому юмору и чрезмерная вера в семейные чувства.

Станнис, напротив, производит очень негативное впечатление. Мало его угрюмости и жестокости – он еще, как и большинство тиранов, легко поддается внушению. Властолюбие его так велико, что он готов ради него отказаться от веры предков – и отнять ее у своих подданных. Он позиционируется как помешанный на справедливости, но разве справедливо заставлять людей менять веру? И, если Станнис сам не верит ни в Семерых, ни в Рглора, не будет ли тогда смена официальной религии вдвойне обманом? Его тянет вперед только механическое стремление к власти, которой он всегда жаждал, и в жертву этому стремлению приносится что угодно и кто угодно. Однако же честность битвы кое-что еще значит для Станниса – парадоксально, но именно это становится его основной проблемой.

Мелисандра получилась очень жутким персонажем – пожалуй, она пугает даже больше, чем Иные в первом томе. В конце концов, Иные – просто монстры, а красная жрица – человек, наделенный страшными способностями, и рвущийся к власти. Последнее очень странно – единственный жрец Рглора, мелькнувший в «Игре престолов», был достаточно безобиден и фанатизмом не отличался.

О Давосе Сиворте трудно что-то сказать, кроме того, что как персонаж он вызывает симпатию, но каких-то четких, характерных черт у него нет. Он, похоже, нужен автору только для того, чтобы показать двор Станниса глазами не вовлеченного в религиозно-политическую истерию человека.

Санса во втором томе платит за глупость. Ее уже даже жалко: даже такой, как она не пожелаешь оказаться в полной власти Джоффри. Самое любопытное, что разочарование во внешнем благородстве побудило ее обращать больше внимания на внутренне благородство людей. Но, впрочем, возможно, вынужденное лицемерие станет рано или поздно второй натурой Сансы – ей приходится быстро привыкать к придворному двоемыслию.

Сюжетная линия Арьи дает читателю понять, каким кошмаром становится война для мирных людей, для тех, кому нечего делить и незачем убивать. Если, читая о Роббе или Тирионе, мы видим сражения глазами лордов, рыцарей, военачальников, и сражения эти представляют собой страшное, но, в общем-то, романтичное и любопытное зрелище, то для потерявшейся девятилетней девочки война – настоящий ад. И только гибкость детского ума, способного, в отсутствие большого жизненного опыта, легче переносить происходящее, спасает ее от отчаяния. А после встречи с Якеном Хгаром лишний раз понимаешь, что война станет ее судьбой.

Якен, кстати, несмотря на малое (впрочем, важное) участие в сюжете, показался самым колоритным из новых персонажей, наравне, может быть, с Мелисандрой. Его появление приоткрывает еще одну мистическую тайну мира Песни Льда и Пламени.

Неоднократно обещали мне в Сети, что образы Серсеи и Джейме Ланнистеров в дальнейшем станут не столь однозначно отрицательными. Не знаю, но и в «Битве королей» оправдания Серсеи и Джейме показались мне неубедительными. Ну, любит Серсея сына – ну и постаралась бы воспитать из него человека, а не чудовище, ему же лучше было бы. Жестокость и цинизм – черты, которые Ланнистеры почитают фамильными и гордятся ими, но где же традиционная ланнистерская хитрость и расчетливость? Стоило ли избавляться от нелюбимого властного мужа, чтобы доживать век под властью сына-тирана? Что касается Джейме – может он и не подсылал убийц к Брану, но покалечил его. Может быть, какое-то неожиданное развитие этих персонажей ждет нас в дальнейшем, а пока они, в особенности Серсея (из-за ее вероломства по отношению к Тириону), по-прежнему неприятны.

У Кейтилин, похоже, такая судьба – метаться и совершать бессмысленные поступки. Она – далекий от войны человек, которому ненавистен происходящий кошмар. Но не в ее силах остановить братоубийство, в политике и на войне соображения гуманизма и даже родственной любви ничего не значат. Ее женская, материнская точка зрения, вызывая уважение, в то же время кажется наивной. Человека, опьяненного призраком власти, остановит только смерть. Вообще же Кейтилин, как и Давос – скорее наблюдатель, «герой-репортер», который не играет в событиях ключевой роли, но как бы свидетельствует о них перед читателем.

Теон Грейджой становится здесь трагикомическим персонажем, которому отведена поистине чудовищная роль в сюжете книги. Вообще, он вызывал бы не меньше ненависти, чем Джоффри... если бы не был столь нелеп. Такое ощущение, что желание самоутвердиться совершенно затмило его разум, поэтому он все сильнее запутывается в происходящем, делая одну фатальную ошибку за другой. Единственным эпизодом Мартин обозначает судьбу и «амплуа» Теона – арбалетным выстрелом, который вместо того, чтобы ранить мародера в руку, обрекает его на мучительную смерть. Самое печальное, что в отличие от того же Джоффри, Теон совсем не безнадежен – просто единственного человека, который мог бы его образумить, уже нет в живых.

Противоположность Грейджою – Русе Болтон. Жестокий лорд с садистскими наклонностями (которые унаследовались и развились до «полноценной» патологии у его бастарда Рамси), но все же «свой», подданный короля Севера, сдерживающий свои захватнические амбиции. Надолго ли? Пока выгодно. Однако ничто так не показательно, как отношение к нему Арьи.

Линия Джона Сноу на протяжении книги развивается медленно. Дозорные идут по землям за Стеной, гостят у одичалого Крастера, пробираются дальше... Больше атмосферности и саспенса, чем событий. Зато ближе к концу романа читатель будет вознагражден совершенно неожиданным, даже шокирующим сюжетным поворотом, связанным с Джоном.

Кстати, именно эта сюжетная линия вызвала некоторые вопросы. Во-первых, зачем дозорным нужен Крастер? Личность он неприятная, информатор сомнительный, требует подношений, и, очевидно, как на союзника, на него рассчитывать незачем. Так почему они не остановят его? Из всех Одичалых на страницах двух прочитанных книг именно Крастер выглядит самым опасным и неприятным.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вторая неувязка – внедрение Джона. Да, конечно, опытному дозорному Одичалые не поверили бы, а в молодом перебежчике нет ничего странного: жизнь на Стене не курорт, а у Одичалых есть как минимум одно преимущество – свобода. Но какой из Джона агент? Он даже не разведчик. И, при том, не слишком ли рискованное задание для потенциального преемника Старого Медведя? Разве таким человеком не должны дорожить? Лагерь врага – не самое безопасное, мягко говоря, место.

Главы Дейенерис – самое скучное в «Битве Королей». Они представляют собой вялотекущий приключенческий роман в духе «шли, шли, долго шли, но все-таки пришли». Превозмогание в пустыне, организаторские подвиги в разрушенном городе, приключения в лживом Кварте с почти состоявшимся архетипическим трехчастным испытанием – вся ее линия совершенно параллельна остальным событиям книги. Неразыгранной осталась карта Куэйты – она, как все из Асшая, таинственна и интригует. Зато поклонники кавайной живности могут радоваться: дракончики получили имена, уже подросли, а один из них даже совершил первый «боевой вылет».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Кстати, несколько удивляет, насколько быстро Бессмертные Кварта сподобились Премии Дарвина, опровергнув свой пафосный титул. Даже смущает, как автор быстро «расправился» с этими врагами героини – удивительно, как при такой предусмотрительности их никто не уничтожил раньше.
Вообще главы Дейнерис в Кварте имеют что-то неуловимо общее в атмосфере с говардовскими рассказами о Конане – восточный антураж и определенная нелюбовь главных героев к магам и магии.

Говорят, что сага Мартина от тома к тому все трагичнее и кровавее. Но в «Битве королей» гибнет не больше значимых героев, чем в «Игре престолов», а по масштабам значимости они, пожалуй, уступают Неду Старку, причем только одна из этих смертей действительно шокирует неожиданностью. Второстепенные персонажи гибнут в больших масштабах, чем в прошлой книге – ну так, «на то она, война». Видимо, с этим, как и с перевоспитанием Ланнистеров, автор подождал до третьего тома.

В общем, вторая книга не разочаровала. Да, чуть меньше психологизма, чуть больше битв и приключений – но это только по внутренним стандартам «Песни Льда и Пламени». На самом деле Мартин вовсе не стал меньше времени уделять внутреннему миру персонажей – это заметно хотя бы по молитве Кейтилин в заброшенной септе – просто в первой книге воспоминания и связанные с ними переживания героев раскрывали предысторию текущих событий «Игры престолов».

Что еще отметить? Несмотря на часто встречающееся мнение, что Мартин перебарщивает с эротикой, в «Битве королей» постельных сцен даже меньше, чем в первой книге. Впрочем, и в «Игре престолов» они были к месту – дурную славу эпопее Мартина, скорее всего, создал телесериал.

О достоинствах и недостатках писать на этот раз не буду, по сравнению с первым томом здесь ничего принципиально не изменилось. Вместо этого снова распишу рейтинг своих симпатий:

1. Тирион. Он здесь практически главный герой. Доставляет всем – стратегическим умом, едкими шуткам и, что главное, вменяемостью.

2. Якен Хгар. Более-менее проявил себя в паре глав, но очень впечатлил. Ходячая сюжетная находка, по-другому не скажешь.

3. Арья. За нее реально приходится поволноваться, младшая дочь Неда вызывает сочувствие и в то же время уважение, особенно на фоне ее старшей сестры.

4. Бран Старк. Он был бы лучшим Королем Севера, чем Робб, если бы не был калекой и младшим братом. Впрочем, я думаю, он еще себя покажет.

5. Как всегда, сложно определить пятое место. Разделил бы его между Бронном (наемник, телохранитель и собутыльник Тириона не меньше своего подопечного радует циничным юмором и хитростью), юными Ридами (хорошо, что у Брана появились друзья, способные его понять) и Подриком Пейном (все-таки Тириону везет на верных слуг). Порадовал своим здравомыслием Джендри, вызвал симпатию своими честностью и умом Давос Сиворт, очень харизматичен был Куорен Полурукий. А вот Дейнерис как-то теряется за широкой спиной страдающего и кающегося Мормонта, да и дракончики отвлекают на себя внимание. И Джон Сноу тоже во втором томе как-то невыразителен.

Итог: Мартину удалось выдержать на уровне первой части качество второго тома эпопеи. Если так будет и дальше – это круто. А пока – небольшой перерыв перед «Бурей мечей».

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Опустошение. Вот что чувствуешь, дочитав до конца Битву Королей. Все тщетно. Все бессмысленно. Все поставлено на кон и все проиграно. Возможно, так оно и происходит в реальности, но лично у меня теперь уже и после второй части укореняется устойчивое ощущение, что Мартин с какой-то упрямой кровожадностью разделывается со своими главными героями. Иной раз даже хочется сказать, что именно с положительными, но это не так, потому что при таком детальном углублении даже в отрицательные характеры невольно обнаруживаешь в себе способность им сострадать. Наверное, дело привычки. Вот в третьей части уже вижу в заголовках глав имя Джейме и с неприятным каким-то осадком осознаю, что сейчас, наверное, Мартин и ему заставит меня сопереживать, чтобы окончательно стереть в моей голове способность различать добро и зло. Это какой-то особый дар — быть беспристрастным как смерть.

Люди сражаются за власть, умирают, рождаются под безучастным взором красной кометы. Каждый видит в ней особый знак свыше и каждый истолковывает его по-своему. Подобная наивность, мистицизм, суеверность, самонадеянность так свойственны людям во все эпохи. Только комете дела нет до человеческих страстей (как и многочисленным богам), потому что она олицетворяет собой вечность космоса. На ее фоне все страдания и радости людские кажутся тщетными и наивными, но от этого только все больше хочется восхищаться человеческой слепой отвагой в битве за трон, за жизнь, за продолжение своего рода. Самое удивительное, что именно вот эта бессмысленная и безумная борьба, так напоминающая копошение муравьиной кучи, и есть то, что мы зовем Историей. Амбициозные правители, благородные правители, хитрые правители, отчаявшиеся правители, нищие правители, одичалые правители — все завязли в жестоком кровопролитии, а исход рано или поздно всегда один, что для победителей, что для побежденных, поэтому никогда не знаешь, куда приведет судьба твою страну, твой дом, твое потомство, да и имеет ли это какое-нибудь значение? Смерть — дура, ей все равно, кого выбирать, а люди не боги — они только предполагают.

Надо отдать Мартину должное — он не циклится на жизненных драмах и даже трагедиях, он излагает историю беспристрастно, как летописец, строго придерживающийся фактов. Люди рождаются, взрослеют, женятся, рождают детей, становятся калеками, вдовами, вдовцами, сиротами, теряют детей, умирают от старости, не оставив потомства, но жизнь все кипит своей чередой, не давая ни читателям, ни героям толком осмыслить каждое событие. Жизнь слишком жестока и слишком быстротечна, чтобы дать возможность остановиться и передохнуть, или хотя бы похоронить умерших и пролить слезу над их могилой. Жестокий век — нечего сказать (даже пусть мир вымышленный, но все же он приближен к реальному средневековью), жестокая борьба за существование, жестокие и отважные люди. Что называется, «богатыри не мы».

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не могу оторваться. Как школьница, втихаря читаю на работе. Потрясающе реалистичная книга — больно от предательства, сердце начинает биться быстрее, если надо успеть. Благородные лорды и преданные рыцари, прекрасные дамы и мудрые мейстеры, храбрые стражи и отважные всины — Мартин мастерски перемешает краски на палитре и картина меняется : лорды оказываются не так уж и благородны, дамы совершают низкие поступки, рыцари предают своих королей — игра света и тени на полотне приоткроет тайну. Еще один новый мазок кисти Мастера — и новые краски играют на холсте: уродливый карлик уже не кажется чудовищем, попав в руки к «прекрасной» даме, жуткий Пес жалеет маленькую птичку, а прекрасный принц преобретает черты кровавого монстра. Удивительно и прекрасно. Жду продолжения, открытия на каждой странице. Но основная философия , мне кажется, конечно же в борьбе и , как ни удивительно, в переменчивости слепой судьбы — сегодня ты Король, а завтра твоя голова сохнет на пике у стен твоего же замка.:pray:

P.S. Уже дочитывая «Битву королей», купила первую книгу «Бури мечей», с нетерпением ожидая, когда можно будет начинать читать и неосознано подганяя саму себя:lol:. Впечатления о книгах Мартина удивительные — в моем понимании это не 100% фантастика, а какой-то сплав рыцарских романов, исторических зарисовок и собственно говоря приключений. Но я полностью попадаю под воздействие неповторимой атмосферы этих книг ( вчера проехала свою остановку в метро:confused:). В них много жестокости, крови, страстей, но в то же время очень детально и тщательно раскрыта психология главных героев, их развитие,мотивы поступков, стремления, калейдоскоп событий , связывающий всех воедино — такое ощущение, что автор ведет сеанс одновременной игры на нескольких досках — только что была «шокирована» гибелью двух маленьких Старков — и вдруг через 5 глав — они живы, спаслись. Держит напряжение все время. Нравится!!!!

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вестерос пал, истерзанный в клочья и истекающий кровью. Для этого ему не потребовались внешние враги. Оказалось достаточно того, чтобы собственные высокие лорды лишь строго следовали известным правилам всем известной Игры. Среди тех, кто вольно или невольно бросил страну на колени, я, к своему прискорбию, обнаружил и Эддарда Старка. Не хватило ему, при всей его несравненной доблести, гибкости и умения плавать в дурно пахнущих политических водах Королевской Гавани. За что и сложил свою славную голову... И всё-же, ни он, ни Серсея, рьяно сметавшая с трона Роберта Баратеона, ни даже это маленькое пухлогубое чудовище Джоффри не были теми, кто запустил этот убийственный механизм в действие. Тот, кто написал кровавую пьесу, всё ещё пребывает в тени, не забывая при этом время от времени дёргать знатные марионетки за нужные ниточки. Я уже знаю — кто это, но Вам не скажу.

В Семи Королевствах теперь тесно от тех, кто зовёт себя королём. Джоффри и Станнис незыблемы в вере о своём первенстве на престолонаследие и в незыблемости этой учинили эпическую битву на реке Черноводной. Ренли Баратеон, не утруждая себя правовыми нормами, искренне убеждён в том, что лучшего монарха Вестеросу не сыскать, хотя лично мне его доводы не очевидны. На Робба Старка корону возложили те, кто в безумии своём рубил голову его отцу. О былом могуществе Железных Островов вспомнил Бейлон Грейджой. Где-то в Эссосе по-прежнему скитается Дейенерис, но теперь у неё на плечах сидят главные символы древней династии властителей — драконы. И даже Манс — разбойник именует себя Королём — за — Стеной. И коль скоро претендентов на трон так много, то по законам всё той-же всем известной Игры нам остаётся только одно — вовремя загибать пальцы, считая тех, кто из Игры выбывает. Ждать осталось недолго...

«Буря мечей» построена по тем-же принципам, что и её старшая сестра. И столь-же хороша. Чуть больше внимания, чем остальным персонажам, уделялось Джону Сноу, Тириону и Арье. В сюжет введены новые персонажи — Давос Сиворт, Бриенна Тарт, Мелиссандра Асшайская. Двое первых, как мне показалось, призваны в какой-то мере заполнить ту пустоту, которая образовалась в сюжете после смерти Эддарда Старка ( книге нужны люди чести хотя бы в качестве противовеса ), но... масштаб личностей всё-же несопоставим. А вот Красная женщина для меня полна загадок. Медноволосая красавица — прекрасная и пугающая одновременно, она обладает таинственной и опасной силой, поклоняясь огню и свету и рождая на свет тени. Она пророчествует о Тьме и Свете, и тьма движется на Вестерос в лице Иных. Она предлагает выбор между жизнью одного в обмен на жизни тысяч. Без неё Станнис проигрывает битву на Черноводной. Кто она — демон или жрица Истинного Бога? И что увидит в пламени следующего костра?

Тириону, похоже, предстоит, наряду с Арьей и Джоном, стать одним из системообразующих звеньев всей саги — слишком много талантов в одном маленьком теле, чтобы ими пренебречь. Арья начала свой долгий путь скиталицы без лица и имени, и где он завершится, пожалуй, не знает пока и сам автор. Джон Сноу где-то среди стужи и льда предаёт своё Чёрное Братство, но лишь для того, чтобы до конца исполнить свой долг перед ним.

Без устали и сомнений промаршировав по двум тысячам страницам текста, испытав на них скорбь и боль, насмотревшись на пролитую кровь и страдания, всё-же хочу заметить, что нет в книге нарочитой и акцентуированной жестокости, в которой её часто винят. Она сурова и местами натуралистична, но в то же время обладает некой благородной деликатностью, не вызывая брезгливости и читательского отчуждения.

Под конец приберёг маленькую «шпильку» для Джорджа Мартина. Вам не показалось, что книга слегка однобока, а все беды и невзгоды в ней пришлись на долю высокородных жителей Вестероса? Да, на виселицах Речных земель раскачиваются и простолюдины, но об этом упоминается вскользь. Жаль, что в сюжете не нашлось места для кузнеца ( крестьянина — моряка — служанки и т.п. ), которому можно было поручить какую-то, пусть не самую важную, роль — всего лишь для того, чтобы взглянуть на происходящее под другим углом.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Довольно непросто написать книгу, которую признали бы на сегодняшний день одним из самых лучших и неоднозначных проектов. Но вдвойне сложнее приходится автору , если он создает эпопею. Сохранить и удержать композиционные состовляющие, протянув их сквозь все книги своей эпопеи — задача достойная героя, или хорошего писателя.

Джордж Мартин создал абсолютно новый мир. Такой мир , каким мы его никогда не могли вообразить в книжной вселенной. Мир жестокого реализма и несправидливости, мир интриг и бесчестия. Интригующий мир.

Но описывать мир Мартина я не буду , благо я уже восхвалял его в предыдущем отзыве.

В этом томе своей эпопеи Мартин взял более размеренный темп повествования, и теперь насыщенного действия стало в разы меньше. Действие теперь заменяется интригами высочайшего (без преувеличений) уровня. Тонкие предательства и внутренние течения выходят на какой-то запредельный уровень. У каждого персонажа в своей истории непременно окажется множество интриг.

Персонажей стало больше , но теперь уже не теряешься в их многообразии. У каждого из основных персонажей появились... скажем так , их личные второстепенные герои. Как пример — практичестки в каждой главе Тириона участвует Серсея, а у Теона — его сестра Аша. Такое было и в первой книге, но тогда этого не было особенно заметно, ввиду только ознакомления с историей и сюжетом.

В томе видны некоторые недостатки — например практически полное бездездействие некоторых персонажей первую половину романа (если им нечего делать — зачем описывать ?) и линия Дейенерис, которая «маячит вдали» , не открывая нам каких- либо весомых сюжетных подробностей. (кроме разве что одной — но это уже спойлер).

Одно из самых лучших качеств романа — это внезапные повороты сюжета, которые ДЕЙСТВИТЕЛЬНО потрясают до глубины души. Мартин четко выстраивает нам цепочку действий, которую внезапно сам же и прерывает самым неожиданным образом. Все линии сюжета проходят сквозь весь роман , приходя к своему логическому или (намного чаще) необычному завершению. Сами сюжетные линии все так же переплетаются одна к другой, показывая нам абсолютно разные, но в чем то правые точки зрения разных людей. Автор похоже крепко невзлюбил семейство Старков , на которых несчастия сыпятся, словно из рога изобилия. В противовес им Ланнистеры выходят практически сухими из любой воды. Вообще несправедливость иногда становится слишком нереальной, достигая невозможных , даже пожалуй в реальном мире уровней.

Героям теперь достается по полной программе — и если в одной главе он (или она) еще худо — бедно продерживаются, то в другой обязательно переживают какое-нибудь неприятное или опасное проишествие, но винить автора за это нельзя — такой стиль написания, только и всего.

Многое автором осталось нераскрытым, как например загадочные проишествия за Стеной или судьбы многих героев. Вообще каждый роман невозможно воспринимать как отдельные части , это скорее один цельный Эпос, чем отдельные «песни».

Само название «Песнь Льда и Огня» в первой книге себя практически никак не оправдывало (если не брать в расчет абстракции в стиле : Лед — Страки, Огонь — Баратеоны) , но в этой книге впервые появилось это название , как раз в линии Дейенерис. Смысл этой фразы конечно будет раскрыт, но еще конечно не скоро, однако первые намеки уже появились.

По прежнему в претензиях аннотация, хотя конечно уже в меньшей мере. Однако она и в этот раз подкачала, основная претензия — «дни лета сменились днями зимы» ; Зима здесь не наступила вплоть до финала. Но это лишь мелкие замечания, на которые лучше внимания не обращать.

Что же отличает эпопею Мартина от многих Фэнтези историй на сегодня ? Безусловно это создание новых клише, стиль «жестого реализма» , и мастерской манерой написания.

И все же несмотря на некоторые недостатки автор остается на том же высоком уровне. За судьбой персонажей интересно следить, оторваться решительно невозможно. Теперь впереди меня ждет «Буря Мечей» и я надеюсь на тот же высокий уровень исполнения.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Тут где-то встречались мне различные рассуждения на одну весьма занятную тему: чьими дескать глазами мистер Мартин смотрит на происходящее в Вестеросе? То ли он всячески выгораживает Старков, то ли его рукой водит коварный Тирион Ланнистер, а может быть он попеременно сидит в голове у всех своих персонажей по очереди...

Меня же посетила мысль, что Мартин смотрит на мир глазами воронов. Вороны, сами знаете, птички не совсем простые. С богами на короткой ноге, склонны виться вокруг и около разных пророчеств, не чураются трикстерства. Очень сильно заинтересованы в обилии кровопролитных сражений и массовых казней. Ворон мудр, циничен, ловок, его отношение к человеку проникнуто той иронией, которую может позволить себе существо, полагающее оного человека своим будущим обедом...

И Джордж Мартин не подводит своих воронов. Он двигает колоссальными армиями, он устраивает яростные битвы, в коих гибнут сотни рыцарей, чтобы вороны были довольны. Каратели и мародеры заменяют желуди на дубах висящими трупами крестьян, чтобы вороны были сыты. Он опустошает замки, чтобы вороны могли поселиться в заброшенных башнях. Он вовлекает Старков и Ланнистеров, Баратеонов и Талли, евнухов и контрабандистов, нищих и купцов в изощреннейшие интриги, а вороны летают и с нескрываемым удовольствием разносят послания, истекающие кровью и смердящие гордыней. Мир погружается в хаос, а старый ворон скликает своих деток на поминки по рыцарской чести...

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Второй том великой эпопеи не раскрывает, а наоборот – только углубляет неведомость возникших из первого тома вопросов. Позиция некоторых героев становиться немного понятной, но в целом – ничего до конца не известно. Удивила в этом романе Арья и Санса. Арья – мартиновский аналог «Как закалялась сталь». Читаешь про неё и думаешь, я, восемнадцатилетний парень не переживу того, что пережила десятилетняя девочка. Такому характеру можно только позавидовать.

Санса порадовала тем, что она уже не прежняя Санса. Наконец-то она начала понимать и ценить многие вещи. Она, безусловно, достойна сожаления, но, чувствую, Санса ещё всем покажет.

Эта книга утвердила мои симпатии к Тириону. Есть в нём добро, есть в нём сожаление. Читаю его мысли и диалоги и киваю, мол, красава, Тирион, я за тебя! :)

Удивил Теон. Этой собаке даже нет оправдания. После Джоффри — очередная отлично выписанная мразь, извиняюсь за грубое выражение. Но после того, что Старки для него сделали, Теон не имел права так поступать с Винтерфеллом и с Браном. Но собаке собачья смерть.

На протяжении всего романа невозможно оторваться, с каждой главой нарастают интерес и переживания. А в конце «Битвы Королей» вас ждёт сочная эпическая битва.

Думаю, оценка ясна, она не может быть ниже.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Второй заход на «Песнь льда и огня» завершен, «Битва королей» мной прочтена. Открыв второй том, я не просто стал читать книгу, я вернулся в мир «ПЛиО». Винтерфелл, Королевская гавань, Стена... — все эти места существуют. Существуют в книгах Мартина и в нашем воображении. Мир, прекрасный и ужасный одновременно. Но я вернулся в этот мир, и я вернулся с удовольствием.

Если сравнить количество оценок на «Игру престолов» и на «Битву королей», то видна разница более чем в сотню голосов, что свидетельствует о том, что читатели, составляющие эту разницу, не продвинулись дальше первого тома! Видимо, многих разочаровало начало эпопеи, в котором не было ни сражений, ни могущественных магов, ни орды фэнтезийной нечисти. Скажем так, эти люди поступили правильно, «Битва королей» не на много отличается от «Игры престолов» по указанным выше параметрам. Сражения? Есть несколько мелких стычек и одно большое морское, плавно перешедшее на сушу. Магия? Ну есть немного, но внимания на ней не заостряется. Фантастические существа? Драконы (3 штуки), ожившие трупы, оборотни, великаны — да и то упоминаются вскольз. Если вы не мыслите фэнтези без всего этого, то, конечно, можно остановиться после «Игры престолов», если не зацепило и дальше не тянет. Мне же понравился и первый том и второй.

«Битва королей», название говорит само за себя — в Семи королевствах смута, претендентов на Железный трон чуть ли не по одному с каждого королевства, и все считают себя законными его владельцами. Гражданская война, кругом предательство, жажда власти превращает друзей во врагов. От междуусобной грызни страдает больше всего, как всегда, народ, оказавшийся между Великими Лордами, как между молотом и наковальней. И, как следствие, уже появляется в народе ненависть к таким правителям и разговоры среди стариков, что «при Эйрисе Таргариене то такого не было...» Лорды добьются того, что народ, которому нет дела до «игр престолов» и «битв королей» просто примет Дейнерис, как законную наследницу Железного трона, когда та вернется в Вестерос...

Главы полюбившихся еще с первого тома персонажей читаешь с удовольствием, как от встречи со старыми друзьями. Тирион, который здесь в полной мере проявил себя на службе десницей. Арья — храбрая и выносливая не по годам, стоически переносящая все невзгоды. Джон, Кейтлин, Дейнерис и другие — за всеми ними интересно наблюдать, и все происходящее с ними вызывает отклик в читателе.

Кроме старых персонажей появляются и новые, хоть и второстепенные, но не менее интересные, такие как, например, Бриенна, Мелисандра, Мира и Жойен. И Якен Хгар — вообще самый интересный из «новичков». Загадочный, странный человек (?), который легко может распоряжаться чужими жизнями, не то колдун, не то какое то сверхестественное существо. Надеюсь, он еще появится в следующих книгах.

Сюжет же захватывает с первых страниц, интригу Мартин держать (и поддерживать) умеет. Автор не раскрывает сразу все карты, подбрасывает все новые и новые загадки, обрывает повествование на самом интересном месте, скрывая ответы до поры, до времени. Ходы эти в принципе не новы, а наоборот, используются всеми, кому не лень, но ведь ловишься, и с открытым ртом перелистываешь страницу за страницей. Тем более, что «уловки» эти просто великолепны. Читать Мартина для меня удовольствие, наравне с Саймаком и Кингом.

Мир «Песни льда и огня» набрал огромную мощь и скорость, мчится на всех парах, развивается логично, словно самостоятельный живой организм. Энергия бьет через край, Мартин отлично использовал потенциал первого романа, создав продолжение еще даже и лучше. Политические интриги по истине огромного размаха, с возвращением драконов возвращается и позабытая магия, неминуемо сражение между Ланнистерами и Старками... ух, представляю, что ожидает меня в «Буре мечей», которая уже лежит на моем столе, ожидая своего часа.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх