fantlab ru

Бертран Рассел «История западной философии»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.57
Оценок:
30
Моя оценка:
-

подробнее

История западной философии

A History of Western Philosophy

Эссе, год

Входит в:

— сборник «Почему я не христианин», 1987 г.



Издания: ВСЕ (4)

Почему я не христианин: Избранные атеистические произведения
1987 г.
История западной философии
2016 г.
История западной философии. Том 1
2017 г.
История западной философии. Том 2
2017 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

« « История западной философии» Бертрана Рассела хорошо известна не только специалистам, но и широкому кругу читателей как одно из самых удачных изложений истории философии» , — говорится в аннотации книги.

Книга представляет собой серьёзный основательный труд по философии, изложенный также философом, но написанный немного академичным, простым языком, без того мудрёного, зубренного стиля повествования, свойственного сочинениям многих философов. Думаю, это одна из причин, что делает книгу популярной для широкого круга читателей. Автор же ее получил Нобелевскую премию по литературе.

Книга подразделяется на несколько частей. Начинается она с философии античности ( досократики, Сократ, Платон, Аристотель, пост-аристотелевская философия ) , философия Средних веков и философия Нового времени. Автор довольно подробен в изложений, в тексте упоминается много дат и имён соответствующего периода. Кроме того, помимо самих философских идей Б. Рассел описывает также и историю, исторические фигуры и веяния. Так, Аристотель был учителем Александра Македонского, но один из них мало повлиял на другого, а вот встреча Сенеки с Нероном закончилась более печально. Эллины и эллинистический мир дали титанов эпохи, роль римских завоевателей оказалась же в ее распространении.

Вероятно, нет прямого ответа на вопрос, влияют ли отдельные великие личности на учения и развитие масс, или же развитие и настроение масс выражаются отдельными представителями. Следует также подразделять философию : одна ее часть пытается познать мироустройство, вселенную, метафизику — и в этой степени связана с наукой и научными представлениями. В этой связи читать некоторые древние представления о мире с их древними представлениями о науке, субстанциях огня и стихий и тд. может быть довольно занудно. Слишком изменились понятия науки с тех пор, даже с Нового времени, хотя все это и представляет интерес с исторической точки зрения. Другая часть философии основывается на этике и этическом и социальном поведении человека, представления о которых также менялись в течении эпох. В целом же все оно выливается в мировоззрение человека.

Средние века характеризуются появлением схоластики, теологии, монашеских орденов. Надо заметить, что сам Б. Рассел был атеистом и выдвигал также различные умозаключения и доказательства несуществования Бога. В своём эссе « Почему я не христианин» Б. Рассел также излагает атеистические взгляды, указывая и на веру, и на неподчинение заповедям более набожными людьми. Так и в описании Средних веков в « Истории западной философии» прослеживаются нерелигиозные взгляды автора. Тем не менее, он указывает и на положительное влияние, ум и нравственность некоторых святых, что не помешало возникновению инквизиции и крестовых походов. Упоминаются различные исторические личности, столкновения светских лиц и церковных. Возникает спор о Писании, различные схоластические и ортодоксальные толкования его, однако раскол церквей происходит также из-за споров о власти. Рассел упоминает воззрения и труды значимых людей периода: св. Августина, св. Фомы, св. Ансельма. Формулировка Ансельмом онтологического существования Бога, как объекта наибольшей мысли, была позже также перенята Декартом. Другими значимыми схоластами были У. Оккама и Лютер.

Эпоха Возрождения знаменуется с одной стороны увеличением роли человека и гуманистических идеалов, с другой стороны, возвращением огромного интереса к древнегреческой философии. Происходит и скачок в науке: Кеплер, Коперник, Галилео делают открытия, входящие в противоречии с официальной церковной доктриной. Благодаря науке происходят изменения в представлениях о человеке и окружающем его мире.

Новое время также характеризуется плеядой блестящих учёных. Ньютон и Дарвин не были философами, но их имена и открытия повлияли на мировозренческий настрой столетий. Б. Рассел посвящает отдельные главы Р. Декарту, Спинозе, Канту, Лейбницу, Юме и многим другим. Стоит отметить, что автор описывает и биографию этих учёных.

Примечательна глава о Декарте, которого считают одним из основателей современной философии. Декарт был математиком, а также большим скептиком : он усомнился во всем, включая собственное существование. Вот что Рассел пишет о « я мыслю, следовательно существую»: « С точки зрения логики было ясно, что он мог только в том случае принести положительные результаты, если его скептицизм должен был где-то прекратиться… Его исходная предпосылка : « Я мыслю». Но здесь слово «я» действительно логически неправильно; он должен был бы сформулировать свою исходную предпосылку в виде : « Имеются мысли»… Он нигде не доказывает ни того , что мысли нуждаются в мыслителе, ни того, есть ли основание верить этому, кроме как в грамматическом смысле».

Спиноза был отречен от Церкви, но ему позволили жить в Голландии. Как и Лаплас, Спиноза усмотрел во всем детерминизм, развивая также и пантеистическое учение. Лейбниц интересен гипотезой о множественности миров ( понятие, существующее и в физике), в котором мы « живем в самом лучшем». Лейбниц и Юм интересны в использовании логических суждений. Юм указал на то, что прошлое не определяет будущее. Иными словами, нет причин думать, что у яблока будет вкус яблока на основании предыдущего опыта. В науке же таким образом применяется принцип индуктивности. Кант в философском учении развивает понятие истины, этики, ценности человека. Сам Кант был пацифистом. Примечательно, что у последователей Канта сохранилось не так много от самого Канта. Рассел описывает учения и прочих знаменитых деятелей, которых принято изучать в курсе философии, однако я опущу их в данный момент.

В общем-то в книге описывается много философских учений, их деятелей, как и история их развития. Это огромный объемный труд, и для человека, специализирующегося на предмете, может показаться, что высказано слишком мало о том или ином учении и периоде времени. Верно также и то, что автор концентрируется на западной философии, и несмотря на ее колоссальный вклад в историю человечества, есть немало учёных и философов, также заслуживающих упоминания в философии благодаря своим открытиям, сохранению и приумножению человеческого знания. К слову, большинство китайских философов наверно писали бы про Конфунция. Иными словами, взгляды и позиция автора по тем или иным вопросам в книге прослеживаются.

Самого Б. Рассела обличали то в симпатиях к коммунизму, то в выражении интересов английской аристократии. Рассел принадлежал к потомственной английской знати, получил отличное образование, был пацифистом и активным общественным деятелем. Он известен также как учитель Л. Витгенштейна, одного из крупнейших мыслителей двадцатого века.

Немалое внимание Рассел уделяет понятию истины. По его мнению, некоторые из учёных впитывали понятия нравственности и истинности с младенчества, в дальнейшем подводя все учение лишь к тому, что уже было усвоено. Он открыто осуждает и учёных , не искавших истину, но имевших большей частью личные побуждения в

аргументационных дискуссиях. Его слова о власти и истине: « Понятие истины как чего-то, зависящего от фактов, в значительной степени не поддающихся человеческому контролю, было одним из способов , с помощью которых философия до сих пор внедряла необходимый элемент скромности. Если это ограничение гордости снято, то делается дальнейший шаг по пути к определенному виду сумасшествия — к отравлению властью, которое вторглось в философию с Фихте и к которому тяготеют современные люди — философы или нефилософы. Я убеждён, что это отравление является самой сильной опасностью нашего времени и что всякая философия, даже ненамеренно поддерживающая его, увеличивает опасность громадных социальных катастроф».

Рассел является одним из основоположников математической философии , или философии логического анализа, поскольку Рассел известен также как выдающийся математик. Данный раздел философии, как и следует из названия, пытается привнести логический анализ, математику, а также физику в философские воззрения, начиная с анализа языка и предложений. В «истории» автор пишет: « … наши знания о физическом мире — это только абстрактные и математические знания… Остаётся широкое поле, по традиции включаемое в философию, где научные методы неприменимы. Эта область содержит конечные проблемы ценности.. Все, что может быть познано, может быть познано с помощью науки, но вещи, которые законно являются делом чувства, лежат вне ее сферы…Я не говорю, что мы можем здесь сейчас дать окончательный ответ на все … старые вопросы, но я утверждаю, что открыты методы, с помощью которых мы можем ( как в науке) последовательно приближаться к истине…».

Наука со времени написания книги Расселом сделала большой новый виток, привнеся не только новые открытия, но и внося новые понимания о значении различных вещей и слов. Философская мысль меняется. Книга остаётся актуальной в развитии философской мысли. Работы Рассела в области математики, математической философии ( « Введение в математическую философию», « Принципы математики») представляются не менее интересными, а может и более. Кстати, и некоторые нынешние бестселлеры, такие как Талеб с концепцией чёрного лебедя, используют во многом работы логического анализа, как в концепциях, так и в игре слов и предложений. Как указывает Рассел, подобные вещи занимательны, бесполезны в повседневной жизни, но могут иметь значение при фундаментальном анализе…Автор является одним из знаменитых учёных прошлого столетия, и его труд по истории философии в общем-то мог быть и более объёмен, учитывая охват времени (а мог быть и менее, по пожеланию аудитории…). В чем-то читатель разойдётся с автором, а в чем-то воспримет его восприятие. Философия, наука и этика будут меняться и уходить все дальше… Книга же понятна и интересна и рядовому обычному читателю.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Изменение сознания людей и их взгляда на окружающий мир – сложное и небыстрое дело. Чаще всего этот процесс совершенно естественный, из поколения в поколение общество накапливает опыт и всё больше уточняет, развивает, изменяет своё мировидение, начинает по новому осмысливать сущее. Сказать, конечно, что этапы перемен знаменует философия, было бы слишком смело – кто знает этих философов в полном виде, кто их читает, кто вникает в их идеи? Не так много народа, нужно сказать, но зачастую именно эти люди могут совершить переворот и в общественном сознании, сделать некое открытие, натолкнуть на новые горизонты. С торжеством всеобщего образования, пожалуй, философия часто приобретает и более общественный характер, становится достоянием масс, и может формировать новые парадигмы непосредственно в массах. Сейчас особую популярность приобретает философия Фридриха Ницше, бродят идеи Карла Маркса, на свет Божий выходят из небытия трактаты Аврелия Августина и Никколо Макиавелли, неизменно высокими тиражами издаются диалоги Платона и учёные сочинения Аристотеля Стагирита. Хотим мы того или нет, философия всё равно проникает в общественное сознание, часто в искажённом до неузнаваемости виде, и меняет жизни людей.

Почему же людей привлекает, в общем-то, абстрактные рассуждения о «жизни, Вселенной и вообще»? По разному. Чаще всего человек ищет убедительную и непротиворечивую картину мира, которой нет у него самого, систему координат, в которой он мог бы существовать, осмысливать себя и размышлять. Реже бывает, что люди пытаются увидеть некий альтернативный собственному взгляд на Вселенную, с одной стороны, беря от него что-то, с другой – оспаривая в чём-то это «инаковое» мировидение.

Однако, прежде чем с головой нырять в бурное море многочисленных философских трактатов, и пытаться найти в них хоть какое-то течение, необходимо хотя бы в общих чертах уложить в собственной голове саму историю развития философской мысли. Каждый из философских трактатов глубоко контекстен, лежит в рамках своего времени, что-то ему предшествовало, что-то ему наследовало. Поэтому не стоит наобум хвататься за прочтение сочинений Иммануила Канта и Публия Луция Сенеки, приправляя их после Рене Декартом и Артуром Шопенгауэром – для начала бы неплохо узнать, кто все эти люди, и понять, в каких отношениях они находились с жизнью и с философией своего времени?

А вот толковых очерков философии вовсе не так много. Многочисленные учебники заставят вдумчивого читателя плакать (давно хочу провести анализ разных учебников по истории и философии, но руки не доходят), поражая и своим содержанием, и зубодробительным, скучнейшим слогом. Однако нужно с чего-то начинать, и поиски более или менее толковых очерков истории философии, зачастую, приводят к одной книге, носящей неброское и скромное наименование «A History of Western Philosophy» (1945).

Забегая немного вперёд, скажу, в чём её специфичность. Как правило, общие очерки пишутся историками философии, теми самыми, которые под ликами «философов» заполонили кафедры философии по всей России, да и по всему миру тоже. Здесь же несколько иное – книга написана скажем так, «настоящим», действующим философом, и это, с одной стороны, достоинство сего труда, с другой – её недостаток.

Бертран Рассел (1872-1970), философ, логик, рационалист, математик, гуманист, прожил долгую жизнь, и является весьма знаковой для интеллектуальной жизни XX века фигурой. Внук министра Британской империи и потомственный аристократ, с детства зачитывался весьма непростыми философскими трактатами из обширной библиотеки своего деда, и никого не удивило, что молодой человек избрал не карьеру политика, но поприще философа и обществоведа. Свой первый трактат о германских «эсдеках» он написал в 24 года, всех удивив глубоким анализом левых идей в германском обществе.

Причислить Бертрана Рассела к какому-либо идеологическому течению весьма проблематично, ведь с разных своих позиций его можно причислить к либералам, коммунистам, порой – анархистам, но левым в полном смысле этого слова он, видимо, всё же не являлся – он всегда шёл своим, совершенно неповторимым путём. В годы Первой мировой он даже успел отсидеть в тюрьме за пацифистские идеи. позже он был и активным общественным деятелем, став одним из первых, кто отправился в Советскую Россию (1920) и Китай (1920-1921), активно занимался теорией образования, занимал активную антимилитаристскую позицию и по отношению к собственному правительству, и в отношении левых режимов в Европе. Параллельно он занимался преподаванием и математикой, создавая также труды по философии и логике, этике и атеизму. Самое главное, что я хочу сказать: как бы не относится к Бертрану Расселу как к учёному, общественному деятелю, да и просто как к человеку, это была личность с активной личностной позицией к миру, постоянно изучающий его, и неравнодушный к нему.

Итак, в 1943 году, после нескольких курсов лекций по истории философии в США, получил заказ на оформление их в виде научно-популярной книги, и, нужно сказать, написал её очень быстро – практически за год. 70-летний философ, с самого детства читал книги тех, кого он анализировал, и за более чем полувековой опыт читателя и аналитика имел свой собственный взгляд на историю развития философской мысли, поскольку, в каком-то роде, они все прошли сквозь него.

Прежде всего, стоит упомянуть сам принцип, по которому Бертран Рассел выделяет два противоположных направления в философии. Первое, к которому присоединяется и сам автор – логическое, рассматривающее мир как фактическую данность, второе – метафизическое, говорящее об абстракциях и высоких материях, скрытых от чувственного восприятия. Второе, на что следует обратить внимание: Рассел видит основу философской доктрины в логике, и основой его анализа является рассмотрение целостности и непротиворечивости логической составляющей той или иной концепции. Это основы анализа, и теперь стоит поговорить, почему же активная позиция автора-философа по отношению к материалу является одновременно и достоинством, и недостатком.

Безусловно, за всяким текстом всегда виден человек, его мировоззрение и позиция. И Бертран Рассел даже не думает скрывать своих воззрений. Как раз то, что «A History of Western Philosophy» писал профессионал, имеющий в этом предмете чёткую позицию, является её достоинством, поскольку он находится не вне предмета, а внутри него. Он знает, почему ему симпатичен Протагор, а Платон нет, отчего Джон Локк более интересен, нежели Томас Гоббс, и так далее, и так далее. Рассел неравнодушен к своему предмету, он читает философов, спорит с ними, вникает в их идеи, отыскивая среди них зародыши более поздних, современных ему воззрений. Всё это делает текст удивительно увлекательным и интересным, поскольку представляет из себя по настоящему акт творчества.

Отсюда же вырастает и её главный недостаток, вполне и сразу ясный. Автор попросту вопиюще предвзят к материалу, и, зачастую, вместо анализа, сразу пускается в полемику. Именно из-за этого зачастую разделы неполны и фрагментарны, несмотря на свою увлекательность. Прохладное отношение к религиозной философии как метафизической заставило его уделить слишком мало места средневековым доктринам, и пропускать множество интереснейших имён. Некоторые разделы излишне обобщены, им не хватает более глубокой проработки (Ренессанс, либеральные и консервативные философы XVIII в., утилитаристы и пр.), другие же слишком поверхностны и торопливы (например, глава о Канте).

Другая претензия куда более серьезна. Рассел спорит с философами далёкого прошлого с позиции рационалиста XX века. Однако в голове каждого из его персонажей была своя собственная картина мира, которую автор хоть и пытается учитывать, но не до конца. Он спорит с ними как логик с логиками, причём логик математического толка. Конечно, позиция автора лично симпатична, скажем, мне по многим параметрам, но игнорирование мировоззренческого контекста, в большинстве случаев, не идёт на пользу книге.

Однако, стоит отметить и неоспоримые достоинства текста.

Прежде всего – «A History of Western Philosophy» действительно создаёт в голове схему развития и эволюции философской мысли, и большинство основных доктрин занимает то или иное место на нашем «умственном чердаке», занимая отныне своё чётко определённое место, встраиваясь в единую общую матрицу. Да, при более глубоком знакомстве мы будем спорить с положениями Рассела, порой круто менять заданную им трактовку, иногда и вовсе отказываясь от неё. Но вот отказать книге в том, что она создаёт базу, мы никак не можем.

Отдельные разделы, скажем, описание философии Локка, или Лейбница, особенно хороши, так как дают весьма любопытный взгляд на историю философии в определённом срезе, показывая, например, возникновение классических либеральных доктрин. Интересны главы о досократиках, любопытен анализ Августина и Фомы Аквината (хотя и весьма поверхностно), можно однозначно отдать честь главам о Николло Макиавелли, Фрэнсисе Бэконе, Томасе Гоббсе, Рене Декарте, крайне интересен взгляд на Георга Фридриха Гегеля, Фридриха Ницше и Карла Маркса.

Что стоит сказать в итоге? Ясно, что любому, кто интересуется философией, эту книгу нужно прочитать обязательно. Её не миновать. Но читать её нужно точно так же, как сам Бертран Рассел относился к истории философии – критически, и с открытым разумом. В любом случае – автор заслуживает нашего глубокого уважения за свой труд и за внутренний огонь истинного философа, живущего своим призванием.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Даже если вы не любитель философии — рекомендую прочитать эту прекрасную книгу. Это титанический труд, после знакомства с которым можно узнать основные философские идеи от времён античности до начала XX века, а также краткие биографии и описание жизненного пути виднейших философов.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх