fantlab ru

Джордж Р. Р. Мартин «Умирающий свет»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.75
Оценок:
908
Моя оценка:
-

подробнее

Умирающий свет

Dying of the Light

Другие названия: After the Festival

Роман, год; цикл «Тысяча миров»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 86
Аннотация:

Это было семь стандартных лет назад. У Дерка была возлюбленная, но им пришлось расстаться. И при расставании он подарил памятный драгоценный камень, дав обещание сразу же прийти на помощь, как только в руки попадет этот камень. То был глупый жест юного романтика. Но однажды его нашли, и камень вернулся к нему. Говорящий камень, напомнил об столь нелепом обещании, о котором он и так не забыл. С этого все и началось, хотя прошли годы с тех пор, как все кончилось. Что она может хотеть от него сейчас? Человек, который ее когда-то любил, тот, другой Дерк т'Лариен, дававший обещания и даривший драгоценности, давно умер.

И вот, чтобы спасти возлюбленную, ему пришлось оказаться на необычной планете-страннике. Но здесь все иначе. Уорлорн – покинутая, никем не управляемая планета мёртвых городов и умирающих лесов, в ее пустынных уголках немало странного и опасного, а в лесах полно убийц с четырнадцати планет. Дерк попадает в переплет целого ряда проблем. Но это не самое страшное. А данные обещания надо исполнять, уж он-то знает это. Поздняя надежда… Неопределенность между чувством и долгом…

Охота началось! Все, что им необходимо сделать, это выжить! Что же их ждет?

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1978 // Роман

номинант
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 1979 // Роман — Премия им. Августа Дерлета

Похожие произведения:

 

 


Умирающий свет
1995 г.
Умирающий свет
2001 г.
Умирающий свет
2015 г.

Периодика:

Analog Science Fiction/Science Fact, June 1977
1977 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

Dying of the Light
1977 г.
(английский)
Dying of the Light
2012 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Противоречия, противоречия, противоречия…

Мертвый холодный мир (блуждающая планета) волею судьбы приближается к звезде и, не без участия человека конечно, взрывается буйством жизни- разнообразием биологических форм с разных планет, различных человеческих культур с их разнообразными техническими достижениями, разнообразной архитектурой, музыкой и т.д.

Но:

Фестиваль закончен, планета практически покинута людьми и вскоре космический холод должен стереть с лица планеты все следы былого буйства красок и эмоций.

Главный герой получает письмо от бывшей возлюбленной, кажется вот, сейчас, ушедшая любовь вновь вернется, но… все не так просто, письмо- обман, прошлое невозможно вернуть…

Или возможно?

Медленно, робко, ушедшее чувство начинает пробуждаться на фоне величественной красоты умирающей природы.

В этом Мире, начинающем путешествие в вечную ночь, злобный бесчувственный грубиян оказывается верным другом, всё понимающий друг- предателем, вчерашний герой – дряхлым старцем, человек- охотничьим трофеем, а самый свирепый хищник- жертвой стайки каких-то «мышей». Здесь прекрасная музыка смертельно опасна. Здесь чтобы быть собой, вот парадокс- приходиться изменять своим принципам, чтобы любить- надо страдать, а чтобы начать себя уважать- надо погибнуть.

Да, это фантастика, со всеми традиционными атрибутами- космические полеты, энергетические щиты, суперкомпьютеры управляющие зданиями вмещающими целый город, антигравитация, придуманные культуры (описано мастерски!), враждебная фауна и прочее, и прочее.

Но:

Все это лишь искуснейшим образом выстроенная декорация для описания таких банальных, и, все-таки, невероятно сложных человеческих отношений, поисков своего я, проблемы осознания своего места и своих целей во всем нам так хорошо знакомом и так мало нами изученном мире- мире людей.

Такие произведения доказывают, что фантастика это не только «леталки» и «стрелялки», как убеждено большинство людей фантастику не признающих, а жанр не только позволяющий писать произведения на «вечные темы», но и дающий дополнительные возможности для более глубокого раскрытия этих тем.

В заключение позволю себе не согласиться с авторами тех отзывов которые считают, что ГГ пройдя через все испытания стал этаким суперменом нашедшим ответы на все вопросы и поборовшим все страхи. Убежден, это далеко не так, в том и глубина исследуемого Мартином вопроса. Если бы идея была в этом (преодоление себя и своих страхов) Мартину ничто не мешало завершить историю победой ГГ в поединке (хотя и мало вероятной), либо сценой примирения, но…

Выйти на тот последний поединок, которым заканчивается повествование, означает для ГГ безусловно ПОБЕДУ над собой, НО(!) одновременно означает и ПОРАЖЕНИЕ- подчиниться внешним обстоятельствам, чужому мнению и даже предать старую любовь.

Отказаться от поединка означает ПОБЕДИТЬ — послать к черту чужое мнение, остаться собой, но при этом ПРОИГРАТЬ- перестать себя уважать, предать новую дружбу.

Мартин, оборвав повествование, мастерски и великодушно (спасибо) оставляет читателю право самостоятельно ответить на несколько «простых» вопросов- Как победить, когда все пути ведут к поражению? Как дружить когда предательство неизбежно? Как любить, когда любовь ушла? Как жить, если ты должен умереть?

Противоречия, противоречия, противоречия…

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень сильный и грустный роман о любви, верности, предательстве и всех человеческих страстях, которые не зависят ни от места, ни от времени. Из всех мартиновских произведений именно это оставило ощущение светлой печали: вроде бы ничего необычного, но что-то глубоко затронуло.

Все начинается очень интригующее. Герой неожиданно получает привет из прошлого, от женщины, которая когда-то была всем в его жизни, затем исчезла, унеся с собой изрядный кусок души. За годы все переболело и жизнь Дерка начала налаживаться. Но ему так только казалось: былая любовь лишь дремала, пряталась на самой глубине души и теперь завет его на мрачную планету, которая пришла из глубин Космоса , на краткий миг возродилась к жизни, украсилась карнавальными огнями и фестивальными фейерверками, а теперь вновь отправляется в путь в пустоту.

Вот этот умирающий мир — самое потрясающее в романе. Оставленные города, великолепные памятники культуры и технологии, леса и неведомые животные — все это сгинет через некоторое время в холодной пустоте, покроется льдом, замрет на неведомо сколько веков. И свет, постепенно угасающий с каждым днем, все уменьшающееся солнце на небосводе. Чем не фон для человеческой драмы?

А что может быть более драматичным, чем непростая история трех сердец, попавших в ловушку чувств, мечтаний, традиций и непреодолимых обстоятельств. Одна женщина и двое любящих ее мужчин — такой знакомый треугольник. Но нет в этой истории пошлости или обыденности, а есть много печали и обреченности, а также обычных человеческих страстей, которые перемешиваются с холодеющим воздухом остывающей планеты, растворяются в гаснущем свете. Герои — не марионетки, пляшущие на нитях сюжета, а люди, которым сочувствуешь и сострадаешь. При этом Мастер смог избегнуть ненужной сентиментальности и тайного восхищения одиночеством, смакования унижений и самобичевания.

Кстати, в этом романе талант Мартина творить свои миры проявился, по моему мнению, с наибольшей силой. Странные людские культуры, традиции, исторические факты, социальные структуры, описаны с почти с этнографической точностью. Это — вершина всего его цикла о человеческом Космосе, который изобиловал потрясающим разнообразием. И так жаль, что эта Вселенная была Мастером оставлена ради Вестероса.

Очень сильный получился роман. Удачное сочетание любовной лирики, космической романтики и приключений на чужой планете, социальной подоплеки и психологии. По моему мнению. самый мощный роман Мастера, намного превосходящий в литературном плане всем известный фэнтезийный цикл.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Блестящий роман, где за внешним фантастическим антуражем скрываются обычные человеческие проблемы. Как мы не стараемся нам никогда не понять других людей, мы пытаемся заключить их в клетку нашей логики понимания их поведения,и в этом наша самая большая ошибка.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Умирающий свет» поразил меня в самое сердце. Пронзительно-грустная любовная драма, разворачивающаяся в декорациях планеты, улетающей в глубины космоса, на которой через несколько лет погибнет всё живое. На этой планете, Уорлорне, некоторое время назад был проведён масштабнейший Фестиваль, призванный показать достижения других планет. Но Фестиваль закончился, а что же осталось? Остались лишь его декорации (города, построенные жителями других планет) да совсем небольшая кучка жителей.

Главный герой — Дерк получает от бывшей возлюбленной просьбу о помощи — камень. Когда-то давно они договорились, что если кому-то из них потребуется помощь другого, то достаточно послать этот камень, и помощь придёт. Дерк отвечает на просьбу Гвен в надежде, что у неё остались к нему какие-то чувства, однако, прибывая на Уорлорн, видит её связанной узами серебряно-жадеитового браслета (фактически замужем) за Джааном Викари, кавалаанцем. Кавалаанцы и их весьма специфическая культура и занимают в романе основное место.

Роман очень сильно заставляет сопереживать героям и читается буквально на одном дыхании. На самом деле, трудно сказать, есть ли в этом романе хоть один положительный персонаж. Каждого Мартин в какой-то момент удостоил некой моральной дилеммы.

Этой книгой хочется восторгаться и любить, но перечитывать её для меня тяжело. В каждом абзаце романа чувствуется поэтичность, печаль и грусть, которые так были присущи Мартину-фантасту, и куда-то исчезли в Мартине-фентезисте.

Что в итоге? Очень сильное произведение, буквально пропитанное трагедией. Лучший роман Мартина, по моему мнению. Браво, маэстро!

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

На первый взгляд сплошная банальщина: любит-нелюбит, лазеры, дуэли, ковры-самолеты, погони...Еще один сценарий для малобюджетного голливудского экшена.

Но вдруг начинает затягивать, по-мартиновски затягивает так, что третий день кряду после прочтения переживаю эту трагедию. Где-то шаблонные, но как глубоко прописанные типажи!Чувства и переживания такие настоящие, такие по-настоящему непредсказуемые и внезапные. На первый план выходят такие вечные вещи как дружба, любовь, честь, отвага, самопожертвование.

И вот, это уже отнюдь не затрапезный боевик, это сильная, глубокая драма на фоне сверхфантастических ландшафтов обреченного мира и людей, обреченных на радость и горе человеческих взаимоотношений, которые одни и те же, вне зависимости от расы, культуры, сообщества. Грусть, холод, и заунывная самоубийственная музыка Города Сирен. Браво!

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это Джордж Мартин, и этим всё сказано!

Название романа в полной мере отражает смысл книги. Умирает свет звёздной системы, дающей жизнь планете, на которой жизнь никогда не должна была появиться. Умирают традиции, любовь, надежды, древняя культура. Один за другим умирают люди.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Многие финал романа называют открытым. Я считаю, что это не так. Герой вполне осознаёт, что у него нет ни единого шанса остаться в живых. Его противник просто обязан его убить во имя всего, что было для него ценно в этой жизни. Но со стороны Дерка это не самоубийство, а самопожертвование. Его поступок не малодушен, а великодушен. Он спасает друзей от необходимости делать ещё один нравственный выбор и возвращает себе самоуважение.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень сильный роман. Замечательно выдержан антураж умирающего мира, очень хорошо передано чувство безнадежности и печали. Интересно изображены жители различных планет, со своими особенностями поведения и психики. Ярко показаны герои, так непохожие друг на друга. И все же, в первую очередь, этот роман — о преодолении самого себя, о том, как обычный человек находит в себе мужество совершить поступок, на который оказываются неспособны записные герои.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из моих любимейших романов. Как же красива эта печальная умирающая планета... Как же прекрасны фестивальные города... и культура мужчин воинов, жестокая но то же умирающая. Очень понравился гг Дерк с его любовью к его маленькой Джинни. Просто класс. Книга похожа на изысканный узор где все на своем месте и все в меру. Очень рекомендую!

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепный фантастический роман. Все-таки, по-моему, Джордж Мартин больший мастер в области космической фантастики, чем в фэнтези, несмотря на превосходную «Песнь Льда и Огня».

В основе сюжета книги — любовный треугольник. Правда, потом читатель узнает, что это, скорее, пятиугольник. Действие этой драмы разворачивается на умирающей планете Уорлорн, заброшенной и почти покинутой жителями.

Д. Мартин не ограничился одной любовной линией. В отношения главных героев вмешиваются традиции и этические законы различных инопланетных рас, и, казалось бы, эта незатейливая история, к финалу, превращается в боевик, трагедию. Чего только нет в романе! Писатель описывает традиции, фольклор, историю и законы целой вымышленной им рассы людей, населяющих планету Верхний Кавалаан. Читать это, по-началу, довольно сложно. Но, когда начинаешь вникать в книгу, оторваться от чтения трудно.

Не буду описывать весь сюжет. Скажу лишь, что роман не оставил меня равнодушным. Хотя, главные герои и не были мне симпатичны, за них по-настоящему переживаешь, восхищаешься или возмущаешься их поступками.

И все это описано великолепным языком Д. Мартина. Неповторимые пейзажи сумрачной, умирающей планеты. Заброшенные, разрушающиеся города. Джунгли, полные опасностей. А для любителей боевой фантастики тоже хватит развлечений. Битвы на мечах, перестрелки, гонки и полеты на боевых машинах.

Наверное, один из лучших, если не самый сильный, роман Д. Мартина.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

это первая моя книга, где я познакомился с творчеством этого автора! и меня затянуло! если вы ищите не просто книгу с очередным обыденным сюжетом, а действительно что-то захватывающее; то, после чего ходишь с широко раскрытым ртом, и твои мысли находятся где-то далеко!.. то это именно то, что вы искали

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда-то давным-давно мне в руки попалась эта книга — на пыльном шкафу в чужом доме, где я недолго жил- и унесла мою голову во вселенную тысячи миров. Столько лестных слов сказано выше — и Мастеру, и книге, — повторять не буду, со всем согласен. Скажу вот что- вы справочник читали?,который в конце, — конечно читали, без него не обойдешься — так вот его можно отдельной книгой издавать. Так выписанная история Мира, что веришь сразу и всему, а расы, а события... До сих пор не забывается восторг при чтении, испытанный ранее и тот плен грез в который похитил автор мой разум.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Прекрасный роман, насыщенное и богатое полотно... Восторг и волнение, рожденные прикосновением к чужому миру, остаются с вами даже после того, как вы перевернете последнюю страницу».

Присоединяюсь к цитате Альфреда Ван Вогта, добавив следующее: роман меня восхитил и покорил прежде всего тем красивым слогом и философской глубиной идеи, что виделись мной в книгах не так часто.

Напомнил цикл Зинделла «Реквием по Хомо Сапиенс», даже можно сказать, что «Умирающий Свет» — брат-близнец данному циклу по чувственности и восприятию вещей в мире.

Блестяще, 10 баллов за незабываемые ощущения.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Браво! Лучший роман Мартина, и никакая «Песнь льда и пламени» меня в этом не переубедит.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

»...но это также история о природе человеческой. В той или иной мере мы все странные, неуравновешенные, слегка безумные. И тупые. Ооо, дааа, какими же мы можем быть до одурения тупыми... Вот вкратце всё то, что мы пытаемся скрыть под нашими дежурными улыбками...» — эта цитата из интро к нетленке С. Шейича исчерпывающе описывает содержание «Умирающего Света».

Эта книга — это такой готический роман, в котором источником драмы являются не некие мистические внешние силы, а самые обыденные и вполне естественные (с их точки зрения) действия самых обычных людей.

В этой книге читатель не найдёт ни чернухи «Игры Престолов» и «Диких Карт», ни избыточной научности «Летящих сквозь Ночь» и «Хроник Тафа».

Экшн присутствует в следовых количествах.

Основная масса произведения же состоит из умопомрачительного союза психологии и теории катастроф. Уникальная смесь, которая без привычки (или некоторых склонностей) читается тяжело-тяжело ДАЖЕ если читатель уже знаком с другим книгам автора. Особенно если знаком с другими книгами — поскольку «Умирающий Свет» довольно нетипичен.

(а вот полноценной love story не ждите...)

В соседних отзывах указывали, что мотивация и логика у героев книги — примерно на уровне «Вселенной Стивена». Это правда. С точки зрения современного человека. Псевдоисторическая справка и глоссарий пристроены к книге ИМЕННО для того, чтобы с нашей точки зрения герои стали выглядеть адекватно.

P. S.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Джаан Викари did nothing wrong.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

гениальный и пронзительный роман-исследование. лучшая работа мартина в крупной форме.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх