FantLab ru

Майкл Флинн «Эйфельхайм: город-призрак»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.84
Голосов:
710
Моя оценка:
-

подробнее

Эйфельхайм: город-призрак

Eifelheim

Роман, год

Аннотация:

Шерон Нэги – учёный, и всё её свободное время посвящено исследованиям в области космологии. Размерность существующей вселенной — вопрос, который волнует её больше всего. А её друг Том Шверин, вместе с которым она живёт уже несколько лет, историк. Такой же увлечённый, как Шерон, он занимается проблемой, связанной с исчезновением в XIV веке маленького немецкого городка Эйфельхайма.

Казалось бы, задачи, стоящие перед друзьями, настолько далеки друг от друга, что вряд можно было предположить, что они пересекутся...

© duke
Примечание:

Роман создан на основе одноимённой повести 1986 года этого же автора.


Награды и премии:


лауреат
Премия Жюли Верланже / Prix Julia-Verlanger, 2009 // Роман (США)

лауреат
Дни Фантастики в Киеве, 2010 // Переводной роман (США)

лауреат
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第42回 (2011) // Переводной роман

Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 2007 // Роман

номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2010 // Лучший роман / авторский сборник зарубежного автора

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2010 // Книги — Научная фантастика года

FantLab рекомендует:

Майкл Флинн «Эйфельхайм: город-призрак» / «Eifelheim»


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
А. Бодров (1)

Эйфельхайм: город-призрак
2010 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Когда-то, когда я прочитал «Книгу страшного суда» Конни Уиллис, которая произвела на меня огромное впечатление, я начал искать что-то похожее в жанре фантастики и про чуму. По-моему единственное, что мне предложили — это «Эйфельхайм» Майкла Флинна, в поисках которого мне пришлось изрядно попотеть, т.к. давно уже не было в продаже.

Спойлер книги находится на самой обложке — на средневековую деревушку рушится НЛО. Совершенно обычный человек на этом месте покрутит пальцем у виска и пройдет дальше. Любители странной фантастики останутся и узнают, чем же все закончилось. Ах да, второй спойлер кроется в самом начале повествования — деревня пропала с карт в 15 веке. Все, можно дальше не читать? Отнюдь!

Как и в «Книге страшного суда» в «Эйфельхайме» идет описание двух сюжетов. Один — это некое нынешнее время (или ближайшее будущее), когда два ученых (мужчина и женщина, любящие друг друга) занимаются изучением пропажи деревни. Точнее, занимается по большей части мужчина, он историк, а женщина спорит с ним. Она физик. но ближе к финалу все должно сойтись воедино, верно?

Второй сюжет — это непосредственно тот самый странный сюр про пришельцев в Средневековье накануне чумы.

И если судить книгу строго по сюжету, то тут на самом деле все плохо. У пришельцев случилась поломка и они были вынуждены экстренно приземлиться на странную планету. Вскоре их находят местные жители, раскуривают вместе трубку мира и все вместе пытаются починить космический корабль, дабы добрые гости с неба улетели к себе домой. Да вот только время пришельцы выбрали не очень хорошее — ходят слухи, что чума совсем рядом. Действие происходит в Германии, а чума пока во Франции и Швейцарии, еще пока можно дышать спокойно (на самом деле нет).

Перипетии же ученых вообще практически никак не влиют на сюжет. Они общаются, ссорятся, мирятся, спорят о сжимании пространства.

не читайте эту книгу, если вам нужен бодрый сюжет.

«Эйфельхайм» про совсем другое. Про то, как две разные цивилизации пытаются понять друг друга сквозь призму своего понимания мира. Пришельцы не понимают, что такое религия (их главный друг в книге — это священник), а священник не понимает, как можно не помогать друг другу в беде. Пришельцы пытаются донести до людей, что когда в браке состоит три гуманоида — это здорово. Что ходить не слышно — это уважать других. Вся книга — это изящное столкновение двух совершенно разных культур. Как, например, ацтеки знакомились с испанскими конкистадорами.

Когда я понял, что развития сюжета тут не будет, стал получать огромное удовольствие от философских аспектов, которые тут поднимаются практически на каждой странице. Майкл Флинн сумел поднять множество интересных тем и показать из с двух точек зрения.

Что касается чумы... Вот тут я понял, что с «Книгой страшного суда» у «Эйфельхайма» мало общего. Уиллис показала чуму, как она есть. Она закинула героиню в прошлое и сказала — вот так люди умирали. А Флинн чумой просто приблизил концовку книги. Мол, хватит тут философствовать, скоро сказочку заканчивать пора. И ты читаешь, как умирают персонажи, к которым ты не успел прикипеть, а тебе не особо и жалко... А еще в книге можно узнать, почему пришельцам не страшна чума, но они тоже умирают, но от чего-то другого. Спойлерить не буду — в книге все интересно описано.

Сложно дать книге оценку. Она больше из рассудительных, нежели повествовательных. Если хочется задуматься над чем-то — «Эйфельхайм» хорош. Если надо экшен во время чумы — тогда это не та книга.

Но я все-таки всячески советую ее тем, кто сможет переступить дикость задумки о пришельцах в эпоху Средневековья.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

ПРОСТИТЕ, БУДЕТ МНОГО СПОЙЛЕРОВ

Три раза начинал читать, постоянно бросая. Оттолкнуло то, что автор очень (ОЧЕНЬ) уж подробно остановился на житие-бытие деревушки. По учёных в будущем буквально страниц 20-25 за всю книгу не больше. А в деревушке 14го века что? Конечно только разговоры о боге, разговоры о вере, разговоры о душе, об искуплении. Я понимаю, что кругозор живущих тогда людей наверное был ограниченнее, чем наш, но меня очень уж не привлекает идея, когда священник посредством религии убеждает инопланетян в существовании гОспода. Типа, те настолько отчаялись вернуться назад, что поверили обычному дремучему человеку, потому что им некуда было деваться? И вообще непонятна позиция автора — он за науку или за религию? Если за науку, то почему не показать подробнее поиски крэнками выхода из положения и остановиться чуть подробнее на изысканиях Тома? Мне вот этого не хватило. Если за религию, то можно было, опять же, остановиться на мотивации крэнков к крещению. А то как-то, рррраз, и вот они в церкви принимают чуждый их разуму ритуал.

Показалось, что священник очень уж умный попался и слишком быстро понял многие вещи, которые и сейчас понятны будут не каждому. И почему не раскрыли его прошлое, раз на него было несколько намёков? Неоправданная недосказанность.

Но последние 70-80 страниц с чумой и обречёнными инопланетянами очень понравились. Я конечно, благодаря автору, не совсем понял их мотивации остаться (вроде бы они испугались нырнуть в ничто, боясь, что проволока могла не сработать. Ну и как понял, что они, проникнувшись религией, становятся для людей этакими аналогами Иисуса Христа. Ведь ограниченные в суждении жители деревни даже не поняли, что им помогали, и прокляли крэнков, хотя те того не заслуживали) И вот тут для меня сработал авторский замысел, если я его верно понял — вот зачем он так подробно нам показывал жизнь деревушки, вот зачем были эти перечисления фамилий — автор хотел, что бы мы, как бы сказать, прониклись, что бы мы втянулись в это размеренное повествование и жители стали для нас родными. Поэтому, когда в конце они стали буднично умирать один за одним — кто кроваво харкая кровью и извергая чёрную рвоту, а кто попросту падая замертво в чистом поле — я прямо расчуствовался. Ну и финал с приёмной дочерью очень зацепил.

В общем, книга получилась хорошая, хоть и не идеальная, она могла быть лучше, как наверное могли быть лучше жители Эйфельхайма.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Замаскированная под фантастику историческая реконструкция

Эта книга в своем роде является экспериментом в ходе которого автор задался целью столкнуть на узкой тропе представителей разных рас, культур, мировоззрений. Как поведут себя существа с полярным мышлением, возможно ли найти общие точки соприкосновения и не дать уничтожить друг друга из-за чудовищной силы непонимания? Непростая задачка, но автор с ней справился, выдав на-гора оригинальный сюжет и колоритных, и что важно, умеющих думать героев.

Спойлер. Все началось с того, что около города Эйфельхайма неудачно приземлился корабль с пришельцами, похожими на кузнечиков. В условиях темного средневековья и тотального страха перед чертовщиной, это событие стало большим испытанием не только для жителей провинциального городка, но и для самих инопланетян. Настоящим чудом стало то, что местный священник оказался человеком продвинутым и мыслящим, ведь лишь благодаря ему удалось найти выход из непростой ситуации. Он решил задачку необычным, но эффективным способом, настолько эффективным, что спустя несколько столетий незаурядные умы бьются над загадкой бесследного исчезновения жителей того самого городка. И этим смешением времен и изломанностью сюжетной линии «Эйфельхайм» напоминает «Книгу страшного суда» Конни Уиллис.

Роман «Эйфельхайм. Город-призрак» стоит прочитать, если не из-за оригинального сюжета, то хотя бы из-за массы интересных философских диалогов, в которых герои обсуждают культурные, исторические проблемы социума, говорят о вопросах прогресса и божественности, о чувствах и прагматичности. Произведение представляет собой микс исторического романа и темпоральной фантастики с примесью религиозной тематики. Для нормального его восприятия необходима определенная подкованность читателя, как-то минимальные знания физики, истории средних веков, а также о теологической мысли средневековья.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Заинтересовавшись завязкой сюжета, я ожидал чего угодно, только не справочник по средневековым католическим праздникам и о том как проводились молитвы. Я ждал интриги, драмы... Но большая часть текста посвящена абсолютно неинтересной и скучно тематике о религии в раннем средневековье. Каждая глава рассказывает о календаре и какой религиозный праздник в тот день был... МНОГО, СЛИШКОМ МНОГО О РЕЛИГИИ! Я НЕ для этого брался читать эту книгу!! Я хотел прочесть про то как высокотехнологичная инопланетная раса совершила аварийную посадку вблизи сренедневековой деревни! А не про молитвы и праздники!

Ставлю книге 6 из 10. сюжет интересный, но через чур много внимания религии, что отпугивает и мешает читать.

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот это -- самая настоящая научная фантастика, в самом строгом ее понимании. В нашем времени (или в совсем недалеком будущем) двое ученых, женщина-физик Шэрон и историк-клиолог Том ведут совершенно разные исследования, каждый в своей области. Но постепенно в них возникают странные параллели. Том и Шэрон объединяют усилия, и в итоге их исследования сходятся в одной точке, приводя сразу к двум открытиям – в истории и физике. Оба эти открытия имеют общие корни, общую первопричину, которая скрывается в XIV веке, в загадочной деревушке Эйфельхайм в северной Германии. Кстати, у этой деревни есть еще два названия, одно из которых – весьма говорящее...

А параллельно развивается вторая линия действия – собственно, в том самом Эйфельхайме XIV века, где обыденную жизнь местных жителей нарушает некое загадочное и пугающее событие...

При том, что это самая настоящая научная (и одновременно – историческая!) фантастика, обе линии написаны весьма увлекательно, сюжет хорошо выстроен, интрига держит в напряжении, герои – живые и вызывающие симпатию и сопереживание, а история научного поиска Тома и Шэрон читается как захватывающий детектив.

Умная и необычная книга с увлекательным сюжетом. Физика и история, новые научные идеи, теории и гипотезы, проблема контакта и взаимопонимания, человеческие взаимоотношения и ломка стереотипов...

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После «Танцора Января» прошло порядочно времени. К сожалению, воспоминания, включавшие в себя практически весь сюжет книги, предались в забвению. Остались всего лишь крупицы минувшего впечатления. Память о том, какой прекрасной была космоопера в стилистике таинственной, хмельной, свободолюбивой, зеленой и магической Ирландии. И теперь я пополнился новыми переживаниями, теперь уже от прочтения «Эйфельхайма: города-призрака» Майкла Флинна.

Что стилизация ирландскими мифо-поэмами далекого космоса, что средневековая Германия с вкраплениями современности автору удаются блестяще. Честно, оба романа в плане антуража и создания мира, эпохи (или, в случае с обозреваемой книгой, воссоздания их же) получились великолепными. Я верю что далекому будущему от Флинна, что давнему прошлому его же пера. Германская деревенька в гуще мрачных и необычных событий получилась потрясающе яркой, живой и реальной. Каждому персонажу из прошлого я верю, сопереживаю и внимаю с превеликим удовольствием. В особенности, конечно же, монах-интеллектуал, настоящий предвестник эпохи Возрождения, Дитрих явялется объектом моего сопереживания и симпатий. Замечательный образ, в который хочется верить и как-то вживить в современное российское поповство — жаль, что так нельзя. Ну, да бог с этим. Замечательно еще и то, что части с воссозданным Средневековьем являются доминирующими в тексте «Эйфельхайма». Потому что в разы читать интереснее, чем происходящее в настоящем. Серьезно, Том, Шерон, азиатка-библиотекарь вышли по сравнению с древними немцами и тамошними инопланетянами крайне невзрачными. Я страницы с современностью чуть ли не пролистывал побыстрее, чтобы очутиться снова в старушке Германии. Так что я в итоге не понял, разошлись Шерон и Том, или нет... Вроде бы, нет. В чем еще воспеть дифирамбы? Фантастическое допущение. Да, кто только не писал про палеоконтакты. Сколько всякого барахла от эзотериков и прочей шелухи каждый тут навидался и наслышался. Ан все-таки, миддл-Контакт в таком красивом оформлении — зверь редкий даже в фантастическом гетто. Только и остается его в Красную книгу разместить и лишь любоваться его дивными изгибами и геральдической грации! И тематика христианства-для-пришельцев — тема еще далеко не избитая. Крайне мало встречающаяся, на самом деле. В основном в виде юмористических зарисовок у того же Лема было. «На серьезных щах» припоминаю только в виде «Книги странных новых вещей» Фейбера. Еще у Лукьяненко была. И реализован данный нечастый фантдоп отлично.

Просто чудо, а не книга, да вот минуса два есть. Первый, как я уже сказал — эпизоды о наших дней слабые. Может, слабыми они кажутся лишь при сопоставлении с немецким Средневековьем, но все ж. И концовка. Что заключение в современности, что в немецком прошлом мне не понравилось. Не знаю, думалось, что по логике сюжета случится нечто вроде моментов из «Великого Крестового похода» Пола Андерсона. Но не случилось... Жаль! А книгу читаем как грандиозный и достоверный (исключая пришельцев, конечно) исторический роман!

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это добротная научная фантастика. Классическая, я бы даже сказал. Эта классика чувствуется в обстоятельности и подробности повествования. Из-за этого, правда, очень трудно было погрузиться в книгу. Особенно часто напрягали сноски и примечания, которых в книге около 200. Думаю, половину из них можно было выкинуть за ненадобностью.

Две сюжетные линии, одна из которых происходит в прошлом, а вторая в настоящем — весьма спорное, как мне кажется, решение. Нет, я не против, чтобы искались параллели, чтобы проводился анализ, чтобы раскрывалась подоплёка событий и как они отразились в летописях и исторических документах. Но мне бы хотелось, чтобы они происходили ПОСЛЕ того, как это описано в сюжетной линии в прошлом. К сожалению, часть событий описывается ДО произошедшего. В результате — не так интересно читать, поскольку линия будущего «спойлерит» прошлое. Да и вообще, мне кажется, что роман мало что потерял бы, если бы от настоящего остались бы только пролог и эпилог.

В остальном — я получил удовольствие от чтения, не буду скрывать. Но это удовольствие могло быть и больше.

Оценка: 7
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В книге две параллельных сюжетных линии. Первая − наше время. Пара ученых, живущие в гражданском браке, увлечены каждый своей научной проблемой. Он − историк, его интересует, почему исчез средневековый германский городок Эйфельхайм. После чумы люди туда так и не вернулись, и о самом этом месте до сих пор идет дурная слава. Она − физик и с головой погружена в проблемы размерности Вселенной и изменений скорости света. Этой сюжетной линии в книге уделено сравнительно мало места, герои схематичны, и похоже, что она введена только затем, чтобы подвести базу под научно-фантастические допущения.

Основное же действие разворачивается в 1348-1349 годах в этом самом Эйфельхайме, который тогда назывался Оберхохвальдом. В лесу вблизи этого городка, а по существу скорее деревни, потерпел крушение корабль пришельцев. Выжившим инопланетянам пришлось вступить в контакт с местными.

Несмотря на такой фантастический сюжет роман смело можно назвать историческим. Он очень достоверно показывает жизнь провинциального городка той эпохи, а персонажи кажутся живыми, существовавшими реально. Собственно, какой у нас стереотип о средневековье? Рыцари, турниры, инквизиция сжигает еретиков, народ суеверный и забитый, феодалы зверствуют. Оказывается, не совсем так. Церковь не сжигала еретиков без очень веских оснований, наука двигалась вперед, а идея об обращении Земли вокруг Солнца не казалась кощунственной. Местный феодал Манфред − вовсе не самодур, его отношения как с крепостными, так и с вольными арендаторами строго регламентируются законами.

Главный герой романа − местный священник Дитрих. Его прошлое довольно туманно, и явно неспроста он скрывается в этом глухом горном углу. Это очень образованный и умный человек, в молодости учился в Сорбонне и водил дружбу с выдающимися философами того времени, с Буриданом и Оккамом. Тем не менее он нашел свое призвание в Оберхохвальде и стал истинным пастором для односельчан. Во многом именно благодаря ему жители приняли инопланетян не как демонов, а как заблудившихся пилигримов, нуждающихся в помощи.

Крэнки выглядят как типичные инопланетяне, похожие на гигантских пучеглазых насекомых, то есть люди той эпохи вполне могли счесть их демонами. Еще один слом шаблона − крэнки, освоившие путешествия между мирами, вовсе не мудрые и гуманные высшие существа. Им не знакомы понятия милосердия и прощения, у них принято повиноваться сильнейшему. И вот они попадают в истинно христианский мир, где даже дни календаря обозначают не числами, а соответствующими святыми.

Забавно было читать научные диспуты Дитриха с крэнками, когда они, хоть и через механического переводчика, но все же своеобразно понимали друг друга. Дитрих − идею о далеких мирах, крэнки − о господине, который явится с небес и их спасет. Дитрих даже смог подобрать в известных языках термины к их объяснениям. Так он придумал elektronikos, mikroskopus и даже биты с байтами.

Роман очень хорош. Конечно, он не читается влет, но затягивает и будет безусловно интересен тем любителям исторической прозы, которые не чураются ереси в виде фантастического элемента.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книг о палеоконтакте на самом деле немного. Со времён Уэллса и по сей день с пришельцами, как правило, приходится общаться либо современникам автора, либо обитателям некой будущей Земли. А ведь интересно представить, как протекало бы общение инопланетян с людьми, понятия не имеющими ни об астрономии, ни даже об уфологии. Странные существа были бы приняты за богов или демонов? Возможно, но «Эйфельхайм» предлагает менее очевидный ответ. Недаром роман начинается с описания изображений фантастических народов в средневековой церкви. Инопланетяне с фасеточными глазами, вероятно, не более фантастичны, нежели блемии или сциоподы. И жители деревушки могут продемонстрировать более сложное и менее враждебное поведение, чем панический вопль «Изыди Сатана!». Интересно наблюдать, как меняет общение и обитателей Эйфельхайма, и жукоглазых «демонов».

Но чтение не назовешь легким (это не упрек, что вы!). По ходу приходится осваиваться и с теоретической физикой, и с особенностями средневековой философии, и с не менее экзотической в наших краях клиологией.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сюжет держит в напряжении до тех пор, пока не выясняется, из-за чего разгорелся сыр-бор. Потом всё неспешно переходит в рутину. Ее автор разбавляет загадками, которые задают себе (и читателю) герои-ученые.

Налицо три стороны: Дитрих и кампания, принявшие инопланетян сначала за демонов, потом за животных; гости из другого мира, оказавшиеся в Германии 14 века случайно, из-за неисправности корабля; и ученые, физик и клиолог, которые совместными усилиями пытаются понять, что же произошло в Эйфельхайме. Учёные скучны, их ссоры наигранны («Боже правый, архетип!» — подумал Том о застенчивой Джуди, не заметив у себя соринку между верхним и нижнем веками), но расследование, конечно же, не зайдет в тупик и рано или поздно

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
поздно!
достигнет логического завершения, а в процессе найдётся, над чем поломать голову.

Основное внимание автор сосредоточил на палеоконтакте и связанном с ним конфликте. Разные обычаи, разные культуры, философия, уровень технического развития мешают людям и крэнкам найти общий язык даже при активном содействии «домового». А ещё этот человеческий язык с многозначными терминами, фразеологизмами, цитатами на латыни!.. Дитрих, сам того не понимая, водил бедных инопланетян за нос, рассказывая им о мире, звёздах, о боге... «Вы либо очень мудры, либо чрезвычайно невежественны.» — сказал Дитриху крэнк, когда тот рассуждал об эфире, «путая» его с вакуумом.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Все дошло до того, что некоторые пришельцы даже обратились в католичество, пытаясь постичь смысл «любви-к-ближнему» (отчасти чуждому их расе принципу), считая дни до того, как к людям вернётся «долгожданный господин-с-неба» (предположительно, на Пасху) и отремонтирует их корабль.

Таких шуток в романе не счесть. Но сколько же там тягомотины! Автор, конечно, большой молодец, что сумел так подробно и натурально изобразить быт, нравы, психологию жителей средневековой германской деревушки, и заслуживает по крайней мере симпатии за своё столь необычное хобби. Увы, чтобы по достоинству оценить его труд, мне не хватит ни знаний, ни интереса.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В 1348 году, в немецкой деревне Оберхохвальд случаются загадочные события – воздух наполняется статическим электричеством, где-то в лесу гремят взрывы, случается пожар... Жители деревни считают, что это козни дьявола, однако пастор деревенской церкви Дитрих Дитль, бывший учёный, а сейчас верный христианин, считает, что этому есть естественнонаучное объяснение. Отправившись в лес, он находит что-то, что оказывается потерпевшим крушение кораблём пришельцев, которых стали называть крэнками... Во второй сюжетной линии, развивающейся уже в наши дни, семейная пара – историк Том и физик Шэрон занимаются каждый своими исследованиями, которые, тем не менее, в итоге будут связаны с Оберхохвальдом...

«Эйфельхайм» многие описывают как «Умберто Эко с инопланетянами». Такие параллели и в самом деле могут возникнуть – как и «Имя Розы», «Эйфельхайм» рисует грандиозную по своей глубине и детализации картину средневековой жизни, а также сталкивает в тексте мышление двух разных эпох. Да, в этом книги схожи, но Флинн не углубляется в постмодернистские игры, как Эко, сюжет его романа более стремителен, чем в «Имени Розы», и к тому же у Флинна в романе есть инопланетяне! И, честно говоря, инопланетяне меня даже немного огорчили. Зачем они, если автор так прекрасно знает и описывает эпоху? Зачем эти неубедительные учёные, если автор создал яркие образы представителей почти всех сословий XIV века? Чего стоило написать добротный исторический роман? Разумеется, потом, по мере чтения, огорчение прошло, но этот достаточно показателен – «Эйфельхайм» убедительнее в исторических, а не фантастических фрагментах. Более того, второй подсюжет, события которого развиваются в наши дни, порой кажется лишним и вымученным. Если уж на то пошло, вряд ли роман потерял что-то, если бы эта сюжетная линия в нём отсутствовала.

Но если возвращаться к исторической части романа, то она прекрасна. Не знаю, насколько исторически достоверно описаны события, всё-таки я не являюсь специалистом в истории средневековой Европы, но выглядит всё убедительно. Термины, даты, события, описания – всё это складывается в единый мир, в который уходишь с головой после первого десятка страниц. Автор показывает средневековье не тем грязным и суровым местом, каким его обычно изображают, а людей тех лет – не тёмными и дремучими невеждами. Да, тогда люди думали немного иначе, чем мы сейчас, да, и жили они немного иначе, но это не значит, что тогда было плохо. А образ Дитриха настолько правдоподобен, что кажется, будто и в самом деле рассказ о первом контакте с пришельцами ведёт пастырь маленькой европейской деревушки, некогда бывший другом и учеником Оккама и Буридана, а сейчас скрывающийся от своих грехов в глуши. Да, Дитрих умён, и намного более образован, чем иные жители Оберхохвальда, инквизиция ещё не начала душить первые робкие попытки постигнуть мироустройство, но всё равно, знание мира пастора строится на Аристотеле, тогда как пришельцы живут по законам эйнштейновской (или даже более прогрессивной) физики. В то же время крэнки не знакомы с концепцией божественного, с понятиями сочувствия, эмпатии. На этих противопоставлениях, конфликте мышлений и попытках понять и принять друг друга строится значительная часть философии книги. И отдельное «спасибо» автору за то, что он, описывая «очеловечивание» пришельцев не скатился в морализаторство или пропаганду религии. Всё подано очень грамотно и очень тонко.

А если подумать ещё немного, то можно прийти к выводу, что «средневековая» часть «Эйфельхайма» – отличная иллюстрация к тому, каким может быть контакт человечества с инопланетным разумом. Пришельцы (если они существуют) настолько будут опережать нас в знаниях, насколько мы сейчас опережаем средневековых обывателей, и нет никаких гарантий, что нам легко удастся найти друг между другом хоть какое-то понимание.

На фоне «средневековой» части «современные» события романа выглядят очень бледно и сухо, но в этой сюжетной линии скрывается одна немаловажная мысль – мы крайне мало знаем о нашей истории. И чем дальше временной период от наших дней, тем меньше у нас возможности что-то узнать. Историю Оберхохвальда Том собирает даже не по кусочкам – по крупицам, анализируя случайные фразы в хрониках, пометки на полях рукописей и т.д. Также ещё один плюс «современной» сюжетной линии – её научная сторона, изложенная доступным и понятным языком. Даже сложные концепции многомирного пространства разжёваны так, что даже самый гуманитарный гуманитарий поймёт, о чём идёт речь.

В целом – это прекрасный роман, который я рекомендовал бы всем, но который далеко не все бы сочли интересным и захватывающим. Кто-то ведь больше любит «пиу-пиу» и летающие тарелочки.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

в принципе понравилось. современная часть конечно скомканная получилась, а вот историческая во всей красе. читать нудновато но интересно.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга понравилась.Описание современности,как и большинству лаборантов,показалось суховатым.Но зато средневековье цветет всеми красками.Над реконструкцией Темных веков,Флинн потрудился на славу.Очень умная и в тоже время,очень трогательная книга.10.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Средневековье и передний край современной науки. Ужасы Чёрной чумы и метания современного учёного. У Флинна получилось связать шикарное полотно.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Дочитал на днях , пока еще перевариваю...

Думал, что будет мало отзывов на эту книгу, а оказалось — 4 страницы народ накатал! Правда, книга вышла в 2010, так что по страничке в год примерно вышло. Значит, все ж таки читают у нас и сложную «медленно-текущую» фантастику.

Это мое второе обращение к творчеству Майкла Флинна. И если первое, что я у него прочитал — шикарный «Танцор Января» проглотился за пару выходных, то с Эйфельхаймом не всетак просто.

Роман ОЧЕНЬ понравился. Медленный, тягучий, средневековый манускрипт с вкраплениями эпизодов жизни неких ученых из ХХI века, которые лично мне только мешали. Жизнь средневекового селения описана настолько правдоподобно, что создается впечатление, что Флинн сам там жил и переносил свои наблюдения на бумагу, а после финала отправил нам свои записи в некой машине времени. Насколько монументально описан пастор Дитрих, кузнец Лоренц, рыцарь герр Манфред, как хорош кренк Ганс, да и вообще практически все основные персонажи романа самые настоящие, что крестьяне и копейщики, что пришельцы кренки.

Великолепно описан нехитрый быт селения, до сих пор представляется храм с его горгульями и прочими фантасмагорическими созданиями (и кренки там временами очень удачно поддерживали колорит!). И неимоверно много (и это на мой взгляд большой ПЛЮС для Флинна) рассуждений и бесед о религии (что неудивительно, век то XIII) и о науке (при том, что век то XIII)! А как мощно и пронзительно описание чумы, буквально сожравшей так полюбившийся Эйфельхайм. И концовка романа — смерть любимой дочери (пусть и приемной) на руках у Дитриха, и смерть его пожалуй лучшего друга пришельца-кренка Ганса практически в то же время. Тяжело и мощно.

Единственное, что вызывало недоумение — ЗАЧЕМ были оставлены автором четверо кренков на Земле , но в финале романа уже XXI века Флинн и на этот вопрос дает совершенно недвусмысленный ответ.

Получил огромное удовольствие от романа. Заслуженная оценка — почти шедевр! 9

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх