fantlab ru

Фрэнсис Хардинг «Fly by Night. Хроники Расколотого королевства»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.92
Оценок:
80
Моя оценка:
-

подробнее

Fly by Night. Хроники Расколотого королевства

Fly by Night

Роман, год; цикл «Хроники Расколотого королевства»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

«Fly by Night» — это захватывающая детективная история, которая разворачивается в Расколотом королевстве, отдаленно напоминающем Англию XVIII века.

Двенадцатилетняя сирота Мошка Май бежит из родного города в столицу королевства Манделион, случайно устроив пожар на мельнице своего дяди. Ее спутником оказывается поэт, авантюрист и шпион Эпонимий Клент. Мошка и Клент не доверяют друг другу, но, оказавшись в центре масштабной борьбы за власть, вынуждены вести расследование вместе, чтобы уцелеть. Разбойники и воры, заговорщики и контрабандисты, сумасшедший герцог и его интриганка-сестра — это только малая часть опасных людей, с кем предстоит столкнуться Мошке и Кленту…

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Премия им. Уильяма Кроуфорда / Crawford Award, 2006

номинант
Премия Гардиан / Guardian Award, 2006 // Лучшая детская книга


Издания: ВСЕ (7)

Fly by Night. Хроники Расколотого королевства
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Fly by Night
2005 г.
(английский)
Fly by Night
2006 г.
(английский)
Fly by Night
2006 г.
(английский)
Fly by Night
2006 г.
(английский)
Fly by Night
2017 г.
(английский)
Fly by Night
2018 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Должен признать, было крайне любопытно познакомиться с новым автором, каждая книга которого удостоилась определенной литературной премии, вдвойне приятно то, что издательство «Clever» порадовало сразу полным набором произведений Фрэнсис Хардинг, английской писательницы, чье творчество, по некоторой информации, очень близко по духу романам Джоан Роулинг и Дианы Джонс. Начал я с дебютной книги автора. Что же такое эти «Хроники»?

Псевдоисторическая подростковая авантюра в антураже Англии XVIII века. Безупречный элегантный стиль, язык и перевод, крепкий исторический каркас и аллюзии на реальные события мировой истории, изящная ирония и юмор, легкий флер философских вопросов и ненавязчивая мудрость и мораль.

А конкретней?

Монархическая чехарда феодального раздробленного королевства и серия книжных бунтов и революций. Печатный бандитизм и плавучие кофейни для вольнодумцев. Контрабанда книг и языческих идолов. Чопорные констебли и расфуфыренные джентльмены, дамы с килограммом пудры на лице и белоснежной кожей. Оригинальные профессиональные и религиозные организации (Книжники, Ключники, Птицеловы). Рассуждения о правде, истине и религии и о том, как важно идентифицировать себя на фоне безвольного или фанатичного окружения. Искусное лоббирование важности книг и образования. Хладнокровная вежливость, высокопарные вирши и вычурный юмор в абсурдных ситуациях. Горячий шоколад и крепкий кофе. Трубки и ноздри, набитые табаком. Воздушные змеи, черпаки и ложки, как средство ведения боя. А также непобедимый гусь по прозвищу Сарацин (имя – это важно)!

Браться за книгу строго не рекомендую тем, кому уже оскомину набил образ непокорного ребенка, вокруг которого вертится вся планета, всячески помогая ему добиться своего. Сиротка Мошка Май – именно такой ребенок. Она, как губка, впитывает в себя все новое: необычные правила, законы и традиции общества. Малышка живет эмоциями, нередко ошибается, но борется с обстоятельствами, подмечает детали и анализирует их. Забавные персонажи, декорации и почти детективная история – уйма ресурсов задействована, чтобы рассказать о взрослении девочки и ее внутреннего мира.

Книгу Фрэнсис Хардинг по ее качеству и целевой аудитории можно по праву рекомендовать вместе с «Поттерианой» Роулинг, «Темными Началами» Пулмана и подобными яркими подростковыми вещами, которые может оценить и более взрослое поколение. Лично мне такие истории, наверное, никогда не приедятся. Вероятно от того, что правильно планирую свое меню, чего и вам желаю!

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мошка Май, главная героиня «Хроник расколотого королевства», далеко не сразу вызывает симпатию читателя. Да, у неё живой ум и невероятная страсть к просвещению, она хитра и изворотлива, но скажите на милость, разве можно полюбить настолько расчётливую и временами циничную героиню? Впрочем, даже если этого не получится сделать, не беда, потому что у читателя любого возраста есть все шансы влюбиться в текст в целом. Может быть это одна из лучших книжек своего жанра, изданных у нас в последнее время. Посудите сами: динамичный сюжет оказывается к тому же неглупым, выдуманные реалии основаны на историческом материале, а остроумие героев радует глубиной и богатой лексикой.

Не так уж просто определить жанр произведения. Это, вне сомнения, фантастика. Скорее всего, перед нами фэнтези. Однако здесь нет никаких волшебных существ, вроде эльфов или там ведьм, более того, никакого волшебства нет вовсе! Есть лишь выдуманный мир людей, весьма похожий на мир Англии периода позднего средневековья, правда мы толком не узнаем о науках и искусствах мира Мошки Май, зато поймём многое о политике, праве и повседневной жизни, которая описана очень изящно и интересно! Упомянутое в заголовке Расколотое королевство существует в некоей выдуманной разновидности политической раздробленности, власть слаба и ничем не подкреплена и шаткий мир держится лишь благодаря ремесленным гильдиям и развитой системе самоуправления.

Канва истории, на первый взгляд, расхожая: девочка-сирота убегает от нелюбезных дальних родственников, на которых вынуждена работать, с неким мошенником, навязавшись ему в помощницы. Компанию им составляет воинственный гусь, который всю дорогу будет вносить в эту историю немного юмора и непредсказуемости. Дорога, кстати говоря, предстоит не то чтобы длинная: герои прибудут в один из городов расколотого королевства, где как раз происходит что-то таинственное. Даже удивительно, сколько переполоху способны навести двое чужаков, явившихся в город без всякой цели! Читатель будет наблюдать за смесью детектива, социальной драмы и изящной мистификации, которая порадует неожиданными поворотами сюжета, хотя и закончится вполне предсказуемо. Зато по-настоящему закончится (несмотря на то, что существует продолжение цикла), и читателю не придётся с нетерпением ждать каждой очередной книги серии. Впрочем, как оказалось, читать Френсис Хардинг – это сплошное удовольствие, так что это даже хорошо, если мы вскоре увидим ещё какие-нибудь её произведения.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не очень ловкое начало и немного неуклюжий финал. В остальном прекрасно.

Начинается списком терминов и блеклой сценкой, над которой разве что «введение» не написано.

В конце есть сцена, где персонажи в худших традициях мыльных опер выдают длиннющие диалоги, поясняя свою жизненную позицию и жизнь вообще. Эта узнаваемая тяжеловесность губит ухищрения автора сохранить интригу, не намекая даже, а констатируя

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
сейчас наши победят

Но это максимум 5% текста. Остальное замечательно.

Отдельно упомяну усердие, с каким автор перенес исторический материал (Англия начала 18 века) в фэнтазийную реальность. В реальной Англии тоже младенцев привязывали к доске (чтобы выработать осанку), там был налог на окна и стекла, кофейни служили центрами общения, а изготавливать сальные свечи в частном порядке было запрещено (все из-за лобби пресловутых Гильдий)).

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почему-то в некоторых отзывах Фрэнсис Хардинг сравнивают аж с Джоан Роулинг, что для меня несколько странно. У «Хроник Расколотого королевства» с Поттерианой точки пересечения весьма условны. Больше всего «Fly by Night» вызывает ассоциации с Кэрролловской Алисой, попавшей в мир, написанный Чайной Мьевиллем (от него достались еще и политические воззрения), и с персонажами, придуманными Терри Пратчеттом. От последнего тут и юмор, кстати, и авантюрные проделки. Однако, несмотря на такую богатую палитру мысленных схожестей и параллелей с пластом нашего мира, сам роман вышел не ахти какой удачный. А мне и вовсе гораздо больше не понравился. Во многом из-за того, что автор не сумела грамотно сбалансировать «взрослые» и «детские» черты книги. Отдельные главы и сцены наполнены детской наивностью и приторностью, словно роман притворяется обычной сказочкой на ночь о противоборстве двух групп зверят: от трех поросят (Книжники) до волка (Ключники). Но зачем тогда в эту сказку добавлять излишне жестокие сцены вроде боев зверей и птиц на арене, пожирания своих «врагов», религиозные подоплеки и прочую убийственную шелуху? А языческое многобожие с казнями несогласных, в том числе детей? А цинизм главной героини Мошки, которая еще совсем девочка? А множество политических идеалов и стремлений их свергнуть? И это на фоне такой прянично-карамельной приторности, что у меня порой скулы сводило от языка автора. Вот так и бросало почти всю книгу от избытка меда к излишкам желчи. И никакой золотой серединой даже не пахнет, поэтому целевая аудитория книги мне так до конца и не ясна. Не знаю, может, я чересчур идеализирую ту часть, которая без условной жести, но когда она сама оттеняется наличием казней, клеймления, кровавых боев и обманов, тут уж никакие многочисленные добряки не помогут сбалансировать впечатления.

Как по мне – это недостаток, когда у автора не получается определиться, для кого она пишет (иначе говоря, взрослые, подростки или дети) и какой цели добивается, что выливается в несоответствие фона, языка и событий. Можно писать весело о грустном, тоскливо о смешном, патетически об обычном, истерически о спокойном... Но Хардинг пишет о политике, репрессиях, казнях и убийствах детей наивно-пасторальным, почти медоточиво-сладостным тоном, будто упивается этими событиями и призывает читателей делать то же самое. И это, увы, не ирония, не выстраиваются события в саркастическом ключе, отдельные реплики и сценки – может быть, но не вся книга. Грубо говоря, там, где нужно выдержать минуту молчания, она истерически ржет в голосину. Примерно такое у меня впечатление. И это выбешивает, поскольку ясно видно это разделение, несоответствие «как» и «о чем». Для сравнения можно прочитать любой роман Пратчетта о Смерти. Там ирония, там о мрачном, там о печальном, но легко, смешно и в чем-то философски, пафоса в меру, спокойно и душевно, без надрыва. А у Хардинг события еще тяжелее, ужаснее, а тон повествования – еще непринужденнее, легкомысленнее.

Ну и вдобавок, мне было скучно читать большую часть глав. Никаким сопереживанием персонажам даже не пахло. Никакого взросления Мошки не ощущалось. Никакие обещания приключений душу не будоражили. Все обычненько и уныленько, зато с идеалами радикализма. Только гусяра хорош!

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книгу я сумела дослушать только до середины.

Когда 12-летняя девочка равнодушно помогала запихивать труп убитого в сундук, я выключила.

Самая неинтересная книга из 4 прочитанных у Хардинг.

И героиня на редкость неприятная, эгоистичная и сухая.

Почти ничего не происходит, а распри между ключниками и книжниками неинтересны даже взрослому, что уж говорить про детей.

Лучше взять Подкидыша — там и атмосфера мрачная, и интрига, и морально-этически правильные выводы, и язык хороший, и семейные ценности.

Оценка: 4


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх