FantLab ru

Ярослав Веров «Мэон и маленькие городки земли»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.75
Голосов:
8
Моя оценка:
-

подробнее

Мэон и маленькие городки земли

Роман, год

Аннотация:

Кто бы отказался стать демиургом? Слепить собственный мир и сделать всё по своим правилам, для себя, для личного удовольствия, а сотворённые существа пусть мучаются, ползают во тьме, питаются плесенью... Но вдруг окажется, что где-то в другом измерении и времени ты сам живёшь в своём же мире? В жестокой извращенной реальности, которую лично создал. Мэон — гипотетический материальный носитель информационного поля, вакуумноподобное состояние, отвечающее за семантику, пустота, не-сущее... писатель, творец, играет в смыслы, но смыслы, оказывается, тоже играют с творцом в свои игры. И ставки в игре высоки.

Номинации на премии:


номинант
Серебряная стрела, 2013 // Лучший главный герой Олег

номинант
Демократическая Национальная премия Украины по фантастике, 2013 // Произведения на русском языке - Крупная форма (романы)


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Мэон и маленькие городки земли
2012 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Безумная, сумасшедшая, завораживающая книга, заставляющая взглянуть на мир под непривычным углом.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не припомню, когда мне в последний раз было так сложно сформировать мнение о прочитанном произведении. «Мэон» — необычная, сложная книга, безумная и в то же время логичная.

При чтении у меня возникали ассоциации с «Мантиссой» Фаулза. В обоих случаях перед нами не история, которую рассказывает творец, а творец, запертый внутри истории, пытающийся осмыслить её законы, сами принципы литературного творчества.

«Мэон», впрочем, больше похож именно на роман, а не на философский трактат. Он начинается с похмелья главного героя, инженера, по совместительству — алкоголика, реальность которого начинает расщепляться на глазах. Что реально, что нереально? Какое именно «вчера» из тех, которые он помнит, произошло на самом деле? И что случилось с самим героем? Он путешествует по параллельным измерениям или просто сходит с ума? Так герой, с бутылкой наперевес, странствует по этому меняющемуся миру, погружаясь всё глужбе в пучину абсурда, ты поначалу ждёшь объяснений, фантастики, пока вдруг не понимаешь, что это меняется вовсе не мир, а внутренние изменения героя как бы отражаются во вне.

И это только начало.

«Мэон» состоит из трёх частей, трёх симулякров, каждый из которых выполнен в собственном стиле и не похож не предыдущие. Эта внутренняя одиссея алкоголика Олега, путь писателя, показанный через призму его фантазмов.

Признаюсь, «Мэон», несмотря на малый размер, был не самым лёгким чтением, но книга эта по своему уникальная и, пожалуй, важная, и я рад, что мне довелось её прочитать.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

О чем книга? Сначала можно подумать, что это – безумная фантастическая история об играх Времени с людьми, о смещении в пространстве, о создании миров… В принципе, так оно и есть. Только без фантастики. Герой сам создает свой мир, не до конца сознавая, что он в этом мире – вовсе не Творец, как ему все время кажется, и что ад, который он якобы сотворил для других, ради собственного развлечения – на самом деле, его собственный. И вовсе не развлекается он в нем… Все мы сами творим свой личный мир. Но у всех ли хватит мужества взглянуть в лицо тому, что натворилось в итоге? И у всех ли хватит сил исправить сделанное, перековать медь на золото? Герой, дойдя до края, шаг за шагом ищет дорогу из личного ада к Поляне Сказок. И находит.

Книга – о пути от себя во тьму и обратно.

Это если вкратце.

А теперь – подробней.О золоте и меди.

Итак. Есть герой. Страдающий алкоголизмом инженер по имени Олег. В первой части повести мы видим Олега-медного во всей красе. От главы к главе герой опускается все ниже и ниже, причем, что характерно, самому ему кажется, что он возвышается. Сначала становится Истопником – главным по энергии, потом – Слушателем, от которого зависит исход жестокой Игры, потом – и вовсе Почетным Безработным, которому и делать ничего не надо, за него все сделают, принесут, накормят, еще и в ноги бросятся, лишь б только подаяние принял.

Вот только расплачивается герой за свое сомнительное величие слишком уж круто. Сначала «мыслью, памятью, чувствами», потом – «разумом и жизнью», а потом уже и расплачиваться нечем. Пустая оболочка – что с нее взять?

И реальность вокруг героя все гаже и гаже, с каждым его перевоплощением и «возвышением». И в итоге остается лишь — из окна вниз головой. Да только, кажется, в смерти Олегу и то отказано. А кто это придумал? Не он ли?

Выходит, что он.

Во второй части, оказавшись между жизнью и смертью, герой сам же начинает творить все, что ему довелось пережить. Упав на самое дно, он решает, что вознесся до небес, стал богом. И сколько бы ни пытался ему объяснить некто из высших суть вещей, он не понял. Поймет, впрочем. Но позже. А сначала в очередной раз дойдет до грани, до личного предела, до состояния пустой скорлупки.

Казалось бы, конец, куда уж дальше двигаться? Но… «Но ведь мы с тобой не из одной лишь медной стороны состоим. Есть у нас и золотая. Если опротивеет медь – мы окажемся в золоте».

Золото. Третья часть повести. Она совершенно не похожа на первые две – ни по стилю написания, ни по атмосфере, и это неудивительно. Олег-медный тоже не похож на Олега-золотого. Даже на позолоченного не похож. Ведь сначала мы видим еще не золото, а только позолоту.

Герой бросил пить, начал писать книги, стал известным автором, премии получает. Это снаружи, а что внутри, на душе? Так ли легко избавиться от медной своей половины?

«В смутном облаке неясном

Плыл незримый и ужасный.

Золотистый, жалкий плыл…

Не доплыл.»

Золотистый… Герой только-только начинает жить заново, делать несмелые шаги к себе-золотому. Как в первой части он от главы к главе опускался, терял самое себя, так в третьей — от главы к главе собирает себя по кусочку, отдирает медь с души, растет над собой.

И снова разговор с высшим, но теперь собеседник уже не кажется страшным, а его слова начинают обретать смысл. «Пока ты здесь, во тьме, ты высасываешь жизнь из многих. Убиваешь» — «Я не хочу больше убивать».

Пожалуй, с этого разговора и начинается первое понимание себя-нового, первый серьезный шаг к золоту. И дальше – на встрече с читателями Олег ведь не им растолковывает суть своей книги, он сам себе проговаривает свою прошлую жизнь. И проговаривая – переосмысливает. Мы уже видим не бахвального творца, который создает существ, лишь бы они помучились ему на потеху, а человека, который уверен, что «нельзя создавать героев, только чтобы посмеяться над ними». Даже – посмеяться, не говоря уже о чем-то похуже.

Но чтобы осмыслить все пережитое полностью, возможно, еще не раз придется проговорить свой прошлый путь. Хорошо, что впереди еще много встреч с читателями.

И все же путь от меди к золоту тернист и труден, медь она такая штука – прилипчивая. Уж если въелась в тебя, так просто не отпустит. Только-только поверишь, что уже избавился от нее, а она – тут как тут в обличие некоего гуру Северьяна, в котором живет то же безумие, капля которого еще осталась и в тебе. И этой капли хватает, чтобы притягивать всяких Северьянов, как магнитом. И снова нашему герою приходится играть роль Слушателя, и снова в нем оседает вся та муть, которую другие с легкостью пропускаю сквозь себя. А результат – он снова стоит у окна, готовый броситься головой вниз на асфальт. Но к счастью кроме новоиспеченного мессии встретились Олегу и другие люди. И на чаше весов, в противовес медному безумию оказалась золотая Поляна Сказок – добрый миф Научного городка. «…миф – он уже часть бессмертия». Северьяну этого не понять, но Олег понял.

И уехал из Новосибирска по-настоящему счастливым. Еще бы. Ведь он начал жить. По-настоящему.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх