FantLab ru

Стефан Цвейг «Гений одной ночи»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.14
Голосов:
22
Моя оценка:
-

подробнее

Гений одной ночи

Das Genie einer Nacht

Рассказ, год; цикл «Звёздные часы человечества»

Аннотация:

В ночь с 25 на 26 апреля 1792 года молодой капитан инженерного корпуса французской армии Руже де Лиль написал слова и музыку для «Походной песни Рейнской армии». Вскоре этой песне было суждено стать гимном Франции под названием «Марсельеза».

Входит в:



Издания: ВСЕ (6)
/языки:
русский (6)
/тип:
книги (6)
/перевод:
Г. Ерёменко (6)

Том 3
1963 г.
Нетерпение сердца
1981 г.
Избранное
1987 г.
Мария Стюарт
2009 г.
Стефан Цвейг. Собрание сочинений в одном томе
2010 г.
Мария Стюарт
2011 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Красочное, яркое описание сложившихся на описываемый временной период настроений в обществе, большой уклон в драматизм и высокопарность на фоне пренебрежительного отношения к своему персонажу, носящему лицо реального человека. На этот раз Цвейг затрагивает историю возникновения Марсельезы, сводя к минимуму роль написавшего её Руже де Лиля.

Как и в новелле «Невозвратимое мгновение» Цвейг прилагает много усилий, чтобы изобразить героя рассказа посредственным, мелким, незначительным человеком, текст пестрит выражениями вроде «мелкая мещанская душа» или «жалкий дилетант». Полагаю, делается это с целью усиления эффекта: в изложении Цвейга сама судьба владеет рукой Руже, выписывая строки песни, которая со временем станет символом революционного движения; полагаю, стараясь показать автора ничтожным, писатель пытается добиться контраста между ним и его произведением, которое обрело величие.

Жизнь де Лиля и история сочинения им Марсельезы действительно довольно занимательны, взять хотя бы то, что, несмотря на роль гимна и его статус, сам Руже был противником революции. Сцена написания Марсельезы, которая на тот момент еще называется «Военный марш Рейнской армии», выписана восхитительно, но новелла воспринималась бы мной куда более положительно, если бы Цвейг сосредоточился на причудливости общественных взаимоотношений, которые вознесли на заоблачные высоты мелодию, которая в других обстоятельствах вполне могла бы кануть в неизвестности. Что судьбоносного в том, что написанная под влиянием народных настроений музыка, которой повезло прозвучать в нужное время в нужный час, была подхвачена этим самым народом? Не будь этой, на её месте вполне могла бы быть другая.

Слишком натянутыми и слабыми мне кажутся попытки Цвейга усмотреть поиски рока в событиях, мало связанных друг с другом; особенно когда для убедительности писатель использует имя реально существующего человека, от души «художественно» домысливая и трактуя его характер.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх