fantlab ru

Скотт Макклауд, Скотт Макклауд «Понимание комикса: невидимое искусство»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.76
Оценок:
29
Моя оценка:
-

подробнее

, художник — Скотт Макклауд

Понимание комикса: невидимое искусство

Understanding Comics: The Invisible Art

Энциклопедия/справочник, год

Награды и премии:


лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2016 // Книги — Лучший комикс

Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1994 // Нехудожественное произведение


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
В. Шевченко (1)

Понимание комикса: невидимое искусство
2016 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Скотт Макклауд «Понимание комикса»

Однажды подруга моей жены приезжала к нам в гости. Для того, чтобы порадовать ее сына, мы купили «киндер-сюрприз» с игрушками супергероями. В яйце оказался супермен, но на вкладыше было изображено еще много разных персонажей. Подруга жены заявила, что никого из них не узнает, тогда я стал объяснять, что это, мол, чудо-женщина, это халк, а это киборг и т.п. После этих слов на меня посмотрели, как на … отброс, типа, уже не мальчик, а интересуется всякой ерундой. Самое забавное, что как раз комиксы DC и Марвел я не люблю, а героев просто узнаю по внешнему виду, не более. Так вот, для таких людей, как подруга моей жены, считающих комиксы некой отрыжкой литературы для великовозрастных бездельников , и создана эта книга. Вернее, книга «Понимание комикса» создана для всех – и для любителей комиксов, и для начинающих сценаристов и художников, и, конечно, для скептиков. Но обо всем по порядку.

«Понимание комикса» — это настоящий научпоп, просто в формате комикса. Несколько лет проработав в индустрии, Скотт Макклауд досконально изучил теорию и практику создания комикса и, вслед за Айснером и его «Последовательным искусством», постарался изложить свои знания в доступной форме и максимально наглядно.

Самое важная мысль для тех, кто только знакомится с миром комиксов – не путать форму и содержание. Да, большинство комиксов рассчитано на массовую аудиторию и воплощает все то, за что комиксы принято ругать – плохой рисунок, глупый сюжет, отсутствие новых идей и глубокого смысла. Но важно помнить – что комиксы – это лишь форма искусства, причем вполне самостоятельная, наравне с литературой, кино, изобразительным искусством и использующая свой собственный язык, символы и образы. Именно эту идею Макклауд пытается донести до читателя.

Комиксу, как форме искусства, уже не одно тысячелетие. Уже древнеегипетские и шумерские барельефы и фрески можно назвать комиксами, вернее прото-комиксами. Сюда же можно отнести и средневековые манускрипты, где изображениям отводилась очень важная роль, и лубочные картинки, и карикатуры. Вообще, комикс, в современном понимании, возник именно из карикатуры и до сих пор использует многие приемы этого вида изобразительного искусства. Например, для меня было ново и, в какой-то степени, удивительно, что читателю гораздо проще ассоциировать себя именно с карикатурными персонажами и эффект погружения в таких комиксах гораздо глубже, так как подсознательно мозг каждого человека рисует внутреннюю картину мира, в которой отображает лишь уплощенные черты как себя самого, так и окружающей действительности, проще говоря – карикатуры. Да, для гуманитариев это, скорее всего, давно известно, но для меня, как приверженца естественных наук, эта была новая информация.

Чем еще хороши комиксы, так это тем, что они побуждают читателя к сотворчеству. При чтении книги, образы возникают у нас в голове, и зачастую, сильно отличающиеся от образов, придуманных писателем; во время просмотра кинофильма всю информацию нам подают в готовом виде; во комиксах же художник предоставляет нам готовый материал в виде персонажей, сюжета и окружения, но саму историю мы должны собрать сами, как из конструктора. Недаром много говорят, что магия комикса творится не в кадрах, а между ними, в пустом пространстве так называемой «еанавки» или гаттера. Да, это требует определенных усилий, опыта и работы воображения, но мы практически собираем в своей голове мультфильм или кинофильм, кому больше нравится. И, на мой взгляд, это тоже одна из причин притягательности комикса как формата.

Макклауд очень подробно рассказывает, какие существуют переходы между кадрами, как рисунок способен создавать иллюзию течения времени, как размер кадра, толщина линий рисунка, цветовое решение влияют на восприятие истории. Очень интересны рассуждения о различиях между европейской, американской и японской школой создания комиксов, наглядно отражающие различие между мировосприятием западного и восточного человека.

И читатель понимает, что комиксы – это не только глупые истории про клоунов-полубогов в трико, но и целый мир, где можно воплотить все что угодно, ограничиваясь лишь талантом и фантазией художников и сценаристов.

На мой взгляд, «Понимание комикса» — это очень важная книга, особенно в наше время. И если старшее поколение, воспитанное в рамках советской доктрины, воспринимают комиксы как изобретение «тупых америкосов» для зомбирования детей, то более молодое поколение уже понимает ценность комикса, как медиума (способа передачи информации) и именно для таких людей, чтобы лучше понимать «матчасть» и создана эта книга. И хоть написана она более 25 лет назад, она ни в малейшей степени не потеряла актуальности, так как основополагающие принципы комикса остаются неизменными.

А если говорить о российском издании, то здесь не все так радостно. Уже очень многие отмечали, что книга издана халтурно, и, к сожалению, это так. Во-первых, она издана в мягком переплете (хорошо хоть прочном), хотя, на мой взгляд, гораздо больше подошел бы твердый. Бумага плотная, белая, печать вполне качественна, но текст пестрит ошибками и опечатками, некоторые фразы выходят за пределы бабблов и вообще, местами, сверстано так, что, как говорится, Артемий Лебедев плачет кровавыми слезами, глядя на все это! Конечно, это некритично, текст читается легко и особых ошибок в специальной терминологии я не увидел. Но, все-таки, данная книга достойна лучшего издания.

Подводя итог, «Понимание комикса» — очень важная книга, как для читателей, так и для будущих комиксистов. Это не легкое чтиво, а серьезная научно-популярная литература, требующая вдумчивого чтения, но время затраченное на нее, окупится сторицей. 9/10

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Скотт Макклауд «Понимание комикса»

Данная книга рассказывает почему комикс – это нечто большее, чем книжки с картинками , созданные, для безумных коллекционеров и малограмотной прослойки общества. Объясняется, по какой причине комикс является полноценным видом искусства, а не куцым гибридом изобразительного искусства и литературы.

Всё написанное легко воспринимается и усваивается. Диву даёшься тому, какое большое количество информации поступило в голову через комикс. Автор знакомит читателя с богатой историей данного направления, рассказывает как именно человек реагирует на комикс и как эту реакцию усилить, а так же провел анализ американских, европейских и восточных комиксов (и ещё много чего!).

Однако обидно, что на русском языке книга вышла в только мягком переплете. Я считаю, что она достойна большего.

Книга обязательна для прочтения не только для любителей комиксов и их создателей, но и для тех, кто от этой темы далёк. Я осталась под очень сильным впечатлением. Автор проделал огромную работу.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх