FantLab ru

Стивен Кинг «Тёмная Башня»

Тёмная Башня

The Dark Tower

Роман-эпопея, год

Жанровый классификатор:


 Рейтинг
Средняя оценка:8.64
Голосов:2796
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Только у Роланда еще есть шанс спасти этот мир, ведь он последний из благородных рыцарей, некогда защищавших всех созданий от ужасной участи. Ему необходимо достигнуть Темной Башни, уникального места, где сосредоточена Сила. Его путь пролегает через мир, окутанный черной магией. И благородному рыцарю будет крайне сложно преодолеть множество преград и препятствий, но в дороге он обязательно встретит новых друзей, которые помогут путнику в трудную минуту.

Содержание цикла:

7.74 (1318)
-
30 отз.
8.15 (4366)
-
131 отз.
8.35 (1258)
-
18 отз.
8.30 (1108)
-
10 отз.
8.17 (1063)
-
7 отз.
8.20 (1052)
-
9 отз.
8.43 (1096)
-
5 отз.
8.61 (3744)
-
73 отз.
8.50 (3303)
-
59 отз.
7.68 (57)
-
2 отз.
8.46 (2900)
-
71 отз.
8.32 (1052)
-
36 отз.
8.28 (2502)
-
46 отз.
7.88 (2291)
-
47 отз.
8.52 (2508)
-
73 отз.
8.61 (71)
-
8.18 (176)
-
4 отз.
8.32 (72)
-
1 отз.
8.34 (66)
-
8.21 (61)
-
8.16 (61)
-
8.19 (62)
-
8.19 (62)
-
8.43 (62)
-
8.44 (117)
-
2 отз.
8.32 (45)
-
7.96 (42)
-
8.14 (44)
-
8.15 (43)
-
8.21 (44)
-
8.50 (94)
-
1 отз.
8.23 (39)
-
8.17 (37)
-
8.00 (36)
-
8.17 (36)
-
8.28 (36)
-
8.24 (34)
-
8.43 (80)
-
1 отз.
8.41 (80)
-
1 отз.
8.06 (37)
-
7.88 (34)
-
7.97 (35)
-
7.91 (33)
-
8.20 (35)
-
7.86 (34)
-
8.24 (65)
-
1 отз.
7.81 (31)
-
7.94 (32)
-
7.76 (29)
-
7.68 (28)
-
7.81 (31)
-
8.30 (38)
-
8.17 (52)
-
1 отз.
7.78 (23)
-
7.64 (22)
-
7.73 (22)
-
7.83 (23)
-
7.68 (22)
-
8.07 (15)
-
7.40 (10)
-
7.22 (9)
-
7.95 (37)
-
1 отз.
7.33 (21)
-
7.40 (20)
-
7.11 (19)
-
7.60 (20)
-
7.11 (19)
-
8.03 (30)
-
7.53 (19)
-
7.50 (18)
-
7.95 (19)
-
8.00 (18)
-
7.74 (19)
-
7.85 (26)
-
7.87 (15)
-
7.93 (14)
-
7.80 (15)
-
7.86 (14)
-
8.00 (15)
-
7.50 (10)
-
7.73 (11)
-
7.91 (11)
-
7.82 (11)
-
7.91 (11)
-
7.70 (10)
-
7.00 (5)
-
  • Evil Ground #1 (2013) // Авторы: Робин Ферт, Питер Дэвид  
6.50 (4)
-
  • Evil Ground #2 (2013) // Авторы: Робин Ферт, Питер Дэвид  
7.20 (5)
-
6.75 (4)
-
-
-
  • The Prisoner #1 (2014) // Авторы: Робин Ферт, Питер Дэвид  
-
  • The Prisoner #2 (2014) // Авторы: Робин Ферт, Питер Дэвид  
-
  • The Prisoner #3 (2014) // Авторы: Робин Ферт, Питер Дэвид  
-
  • The Prisoner #4 (2014) // Авторы: Робин Ферт, Питер Дэвид  
-
  • The Prisoner #5 (2014) // Авторы: Робин Ферт, Питер Дэвид  
-
-
  • House of Cards #1 (2015) // Авторы: Робин Ферт, Питер Дэвид  
-
  • House of Cards #2 (2015) // Авторы: Робин Ферт, Питер Дэвид  
-
  • House of Cards #3 (2015) // Авторы: Робин Ферт, Питер Дэвид  
-
  • House of Cards #4 (2015) // Авторы: Робин Ферт, Питер Дэвид  
-
  • House of Cards #5 (2015) // Авторы: Робин Ферт, Питер Дэвид  
-
-
7.40 (5)
-
7.00 (4)
-
7.60 (5)
-
6.75 (4)
-
7.40 (5)
-
7.70 (46)
-
3 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Награды и премии:


лауреат
Немецкая фантастическая премия / Deutscher Phantastik Preis, 2004 // Сериал/часть сериала

Номинации на премии:


номинант
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2003 // Книга года. 9-е место (первые 3 романа)

Похожие произведения:

 

 


Легенды
1999 г.
Все предельно
2003 г.
Все предельно
2004 г.
Все предельно
2005 г.
Стрелок. Извлечение троих. Бесплодные земли
2005 г.
Все предельно
2006 г.
1408. Все предельно
2007 г.
Все предельно
2007 г.
Все предельно
2007 г.
Все предельно
2010 г.
Все предельно
2010 г.
Все предельно
2013 г.
Ветер сквозь замочную скважину
2013 г.
Стрелок. Извлечение троих. Бесплодные земли
2017 г.

Издания на иностранных языках:

The Dark Tower: Sorcerer
2009 г.
(английский)



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  56  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 октября 2007 г.

Эпопея о Темной Башне занимает в современной фантастике особое место. Ничего подобного не было ни до, ни после (хотя в каких-то компонентах родственники все же есть).

Иногда жанр саги определяют как «темное фэнтэзи». На мой взгляд, книги ТБ находятся на стыке классического фэнтэзи и хоррора, с массой неповторимых придумок Кинга. Нельзя забывать также о вестерн-корнях и переплетениях с земным бытием.

Почему классическое фэнтэзи? В предисловии к «Стрелку» автор рассказывает о своих юношеских впечатлениях от «Властелина колец». Кое-какие элементы шедевра Толкина проникли и в шедевр Кинга, но куда же без этого? Фактически, чуть ли не все авторы фэнтэзи так или иначе вышли из «Властелина». Кто-то – полемизируя с профессором и делая мир хоббитов реалистичным, другие – выводя старые идеи на качественно новый уровень… Во «Властелине» было четкое разделение на добро и зло, вот Гэндальф и Фродо, а вот Саруман и Саурон. Нечто подобное есть и в Темной Башне, хотя и не так ярко выражено. В любом случае Роланд и его ка-тет – против «плохишей» во главе с Алым Королем, намеревающихся уничтожить мир. Почему это не кажется примитивным? Дело в персонажах. Все они у Кинга – живые люди, читатель может понять мотивы прихвостней Алого Короля вроде Пимли Прентисса или Финли из Тего, даже посочувствовать им. Автор мастерски соединил каноны фэнтэзи с яркими героями и проработанным миром.

Герои вообще – отдельная тема. Роланд среди них, безусловно, главный и сюжетообразующий, ради него все и затевалось. Последний стрелок сдвинувшегося мира, вечно бредущий к своей цели. Можно сказать, машина убийств: быстрая реакция, отменное владение револьверами, бесконечное хладнокровие, огромный опыт. На начало «Стрелка» его сердце давно зачерствело. Но вот у него опять появляются друзья и даже сын, хоть и не кровный, и мы узнаем, что Роланд ещё может любить, что отчасти он ещё романтик. Тем не менее, стремление к Башне в конечном счете перевешивает все остальное; иногда даже думаешь – что там такого, в этой башне? Но долг последнего рыцаря надо выполнять.

Так или иначе, стрелок спасает и выводит из кризиса каждого члена своего нового ка-тета. Внешне благополучная нью-йоркская жизнь Джейка омрачается одиночеством и заброшенностью со стороны родителей (только горничная ещё поддерживает душевное здоровье мальчика). Роланд становится его духовным отцом. Эдди Дин во всем поддерживает своего старшего брата Генри («как никак, Генри жертвует своей личной жизнью, чтобы присматривать за тобой» — образ братьев прекрасно удался Кингу), в том числе и в наркомании. И если бы не вмешательство Роланда, Эдди так и захирел бы под железной хваткой наркотиков. Наконец, Сюзанна из-за нескольких психических травм раскололась на две личности, ведущие незримую борьбу за одно тело – вежливо-чопорную Одетту и бескомпромиссно-злобную Детту. Привести все это к гармонии смог опять-таки Роланд при немалом участии Эдди.

В результате все эти столь разные люди объединились в сплоченную команду, сметающую любые преграды на пути к главной цели. Ко все той же Темной Башне.

Впрочем, я забыл упомянуть ещё одного немаловажного персонажа – Ыша. Любимец всех читателей, этот зверек фактически представляет собой идеального домашнего питомца: храбрость и верность собаки, пушистость и красота кошки (ну и немножко енота), зачатки речи попугая. Присоединившись к ка-тету последним, он не раз выручит остальных и вообще сыграет немаловажную роль в походе к Башне.

Но список персонажей отнюдь не ограничивается этой пятеркой. Семь книг наполнены самыми разными героями, и подавляющему их большинству – веришь. Вот Каллагэн – бывший священник и путешественник, защитник бедных; Тед Бротиген – первый среди Разрушителей, но в то же время и предводитель сопротивления. Многочисленные случайные помощники ка-тета: Джон Каллем, Айрин Тассенбаум, даже Эрон Дипно с Келвином Тауэром, каждый из них – личность. Глуповатый гений Патрик Дэнвилл, старики с Речного Перекрестка – всех трудно перечислить. А первый ка-тет Роланда? Для многих читателей храбрый весельчак Катберт – один из любимых персонажей. Даже Корт, наставник стрелка, нечасто появляясь на страницах книг, успевает крепко запасть в душу. Нет числа различным врагам и противникам ка-тета… Удались мрачные образы варваров Луда, Гашер с Тик-Таком; эксцентричный любитель загадок – поезд (!) Блейн, Дандело, и многие другие. При этом, как уже упоминалось, почти все они неоднозначны и доступны для понимания, в помыслы любого можно проникнуть. Взять того же Бена Слайтмана – мотивы его прекрасно понятны, и очень многие на его месте поступили бы точно так же (да и тот же Пимли Прентисс может вызывать сочувствие).

Достоверные персонажи и яркий психологизм сложных ситуаций – вот главные компоненты рецепта успеха ТБ. А уж в сочетании с драйвом и невероятными приключениями… в результате возникает полный эффект присутствия, читатель по-настоящему вживается в повествование, сопереживает героям, незримо присутствует в каждом эпизоде эпопеи.

Хотелось бы отметить и необычный мир, описанный Кингом. Поначалу, в «Стрелке», вырисовывается картина постъядерного Дикого Запада, что любопытно само по себе. Но это только начало: автор понемногу проясняет механику вселенной, впрочем, кое-где больше запутывая. Темная Башня в центре мироздания, Лучи, неисчислимое количество миров…среди которых есть и наш, современный (и десятки его отражений). Эдди, Сюзанна и Джейк – из Нью-Йорка близкой к нам реальности, так что в течение всей эпопеи очень часто будут встречаться земные артефакты: упоминания актеров, сериалов, книг, телепередач, торговых марок, и многое, многое другое. Причем преимущественно все это – американское. Российскому читателю ничего не скажут бесконечные имена артистов, политиков, писателей, музыкантов… Зато для американца (к тому же возраста Кинга) здесь, должно быть, раздолье. Впрочем, аллюзии на страну Оз и Гарри Поттера будут понятны всем, а примечания отличного перевода помогут разобраться в остальном.

Интересная черта книг ТБ (в особенности последних трех) – обилие всевозможных терминов кинговского сочинения. Начиная от самых простых – ка, ка-тет, кхеф, и заканчивая Ганом, кан-тои, тахинами, ка-шуме, и т.д. Плюс без конца повторяются рефрены вроде «Смотри – черепаха, панцирь горой», «Мы говорим: спасибо, аллилуйя, аминь», «кам-кам-каммала», «Долгих дней и приятных ночей»… все это добавляет миру рельефности и эпичности, а разобраться в общем-то несложно.

Правдоподобности также добавляет присутствие автора среди персонажей. Кинг неоднократно подчеркивает, что не придумывал ТБ, а всего лишь записывал то, что ему нашептали извне. Он – рупор, через который история о последнем стрелке дошла до читателей. Во время прочтения не раз задумаешься: а уж не существует ли Башня и Роланд в реальности? Такого эффекта в наш скептически-циничный век добиться трудно, честь и хвала Кингу за эти по-детски красочные впечатления.

И все же, как говорится, даже на солнце есть пятна, так что должны быть и у ТБ недостатки? Во-первых, не каждому понравятся уже упомянутые запутанная терминология и необычный мир, обилие американских артефактов, бинарность конфликта (добро-зло), наконец. Но это вопрос вкуса. Более неоднозначным выглядит другой момент. Можно называть его читерством, кусторояльностью, «богом-из-машины». В явном виде в книгах его нет, но тень иногда проглядывает. А многие, прочитав шестой-седьмой тома, уверенно заявили: «Устал писать, читерит», и т.д. Забавно, что на страницах эпопеи Кинг не раз посмеялся над якобы кусторояльностью (листочки с надписью «Расслабься! Вот идет бог из машины!»). В общем-то, действительно, повествование развивается весьма логично, никаких вопиющих нестыковок нет, так что все в порядке.

ТБ писалась в течении более чем тридцати лет, и надо сказать, что это ощущается. Изначально «Стрелок» — чуть ли не фанфик по вестернам Леоне с примесью постъядера и впечатлений от «Властелина колец». Думаю, тогда сам Кинг не мог и предположить, во что все это выльется. И в результате первая книга смотрится как большой пролог к дальнейшим событиям. Зато решив дальше прорабатывать историю, автор в «Извлечении троих» выложился на полную катушку, и то, что читатели «подсели» на ТБ, — заслуга именно второго тома (он так и остался моим любимым, разве что наряду с седьмым). В «Бесплодных землях» завершилось образование и сплочение ка-тета, по сути было пройдено боевое крещение; плюс к этому начала проясняться механика мира. «Колдун и кристалл» окончательно углубил повествование, позволив заглянуть в прошлое Роланда. А вот потом наступил кризис: Кинг не знал, как правильно продолжить историю, не свалившись в перечисление бесконечных приключений ка-тета. Как ни странно, помогла авария, явно что-то переменившая в мироощущении автора. Последние три книги уже прочно связаны между собой. В «Волках Кальи»-то и появились «каммала», «Девятнадцатиландия» и прочие новые идеи. «Песнь Сюзанны» — задумчивый и «странный» том, Кинг продолжает развивать мир и подготавливает почву для последней книги. Чувствуется, что он полностью вложился в заключительный том — «Темную Башню», до предела насытив её драйвом и драматичностью. Возможно, всю эпопею стоит прочитать хотя бы только из-за впечатлений, которые получаешь в седьмой книге. А уж мрачный и красивый финал… его можно воспринимать по-разному, но банальным счесть точно нельзя.

В прологе к ТБ упоминались бабушка и арестант, которые по разным причинам после 4 книг хотели узнать конец всей саги. Думаю, если каким-то чудом они дожили до выхода «Темной Башни», то немало удивились))

Я бы посоветовал ТБ всем любителям фантастики (или просто людям, в которых ещё сохранилась частичка воображения и, может быть, романтизма). Вне зависимости от отношения к фэнтэзи, даже вне зависимости от отношения к Кингу, достаточно просто любить хорошие истории… допускаю, книги эпопеи могут не понравиться, но если рискнуть и попробовать, то, возможно, стрелок и Башня займут свое место в сердце и навсегда там останутся.

Оценка: 10
–  [  30  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 августа 2012 г.

Как признается сам Стивен Кинг, Темная башня — это opus magnum всего его творчества. 7 основных романов писались более 30-ти лет, а различные приквелы и вбоквелы пишутся до сих пор. Удивительно, но эпопея не подпадает ни под одну жанровую категорию. Издатели обожают называть эти книги темной фэнтези, однако такое мнение ошибочно. Мне кажется, даже сам автор не до конца понял, какой же мир он создал. И самое примечательное то, что каждый том своеобразен и обладает своей индивидуальностью. Но обо всем по порядку.

Первый том называется «Стрелок», и это самая странная история о Роланде. По сути сюжет описывается одним предложением: Человек в черном пытался укрыться в пустыне, а стрелок преследовал его. Кроме этого преследования мы увидим 3 флешбека Роланда, встречу с Джейком и 1 флешбек оного. И все. О мире, мотивах, магии, законах мы не знаем почти ничего и в общем-то не узнаем. Однако не смотря на всю эту странность, именно «Стрелок» полюбился мне больше всего, наравне с четвертым томом цикла «Колдун и кристалл». Кстати по поводу российского издания: на обложке привычные не связанные с сюжетом глаза, а под обложкой добротный перевод, к которому у меня почти нет претензий.

Вторая история цикла — «Извлечение троих» — начинается на том же месте, на котором закончился «Стрелок», только спустя 7 часов. И читателям следует быть готовым, что это уже другая книга. Роланд стал гуманнее, да и большую часть времени он уже не крутой парень с двумя револьверами, способный расстрелять целую деревню, а человек, страдающий от истощения и лихорадки, которого от смерти отделяет буквально несколько часов. В этом романе стрелок учится заново заводить друзей, и большая часть «экранного» времени уделена именно взаимодействию персонажей. Новых главных героев условно два: наркоман Эдди Дин и девушка с ограниченными возможностями Одетта Холмс. Последняя страдает синдромом множественности личности, поэтому персонажей «условно два». Мир Роланда вновь показан урывками, по сути дела мы видим только пляж, двери и любопытных омаров, задающих странные вопросы. Зато ярко представлен Нью Йорк, еще бы, такой мастер создания персонажей должен был где-то разгуляться. Что касается российского издания, то у меня стандартно претензии к обложке: на ней изображены вампиры, в то время как в романе ни одного кровососа замечено не было.

Несмотря на название второй книги, в ней извлекают лишь двоих. Парадокс? Именно. Именно с этого парадокса и начинается третий том эпопеи «Бесплодные земли». Наши герои двигаются в глубь материка, их отношения углубляются, и все вокруг приобретает краски и жизнь. Первым делом Роланд и Ко доизвлекают в свою компанию Джона «Джейка» Чемберза, знакомого нам по первой книге (да, я помню, что строго говоря первым делом был Шардик, но он как-то мимоходом был пройден), и, тем самым разрешают уже упомянутый парадокс, лишая Роланда и Джейка возможности насладиться съехавшей крышей. Трио становится квартетом, а немного погодя и квинтетом (к героям присоединяется ушастик-путаник), и все они двигаются дальше, вглубь материка. Впереди их еще ожидает, мягко говоря, странноватый город Лад и Блейн монорельс, но это лучше читать самим. История становится глубже и психологичнее, строение мира становится понятнее, появляются все больше слова придуманные автором, например «кхеф», «ка» и «ка-тет», и при всем при этом экшн никуда не девается и занимает важную часть истории. Можно, наверное, сказать, что книга лучшая из первых трех, но... Для меня серьезным недостатком стал ее объем. «Стрелок» вдвое с лишним меньше страниц занимает, но и втрое атмосфернее, что и оставляет его в фаворитах.

«Колдун и кристалл» начинается в то же мгновение, в которое заканчиваются «Бесплодные земли»: Роланд и Ко решают проблему с Блейном, после чего двигаются дальше, впрочем недолго. Основная часть романа — прошлое Роланда, история его первой настоящей любви, а заодно и становления последнего стрелка как мужчины. Многим не нравится четвертый том, дескать, он слишком банален и сказочен. Но мне именно этого и не хватало в «Темной башне»: полноценной романтики. Что тут сказать, в 15 лет (а мне на момент прочтения 4-й книги было именно 15) хочется захватывающих приключений, идеализированной любовной линии и неоднозначного финала. Все это Кинг и преподносит. Я не хочу перечитывать эту книгу, чтоб не испортить первое впечатление, поэтому вполне возможно, что мое мнение грешит излишним субъективизмом, но тут уж ничего не поделаешь. А по поводу российского издания: покупал двухтомник и с радостью обнаружил на втором томе вновь непонятные гигантские глаза. Все-таки они немного лучше страшных рож, несвязанных с сюжетом.

Пятый том «Волки Кальи» вышел спустя 6 лет после «Колдуна и кристалла». Чувствуется, что книга создавалась после нескольких лет застоя в плане написания Башни, да и авария, случившаяся с Кингом дала о себе знать. В итоге история теряет в атмосферности и превращает окружающий мир в Личный Мир Кинга, который он заселяет, кем хочет. Я не говорю что это плохо, просто, если раньше ощущалось, что история, по большому счету, управляет автором, то в пятой книге все стало наоборот. Итак, по поводу сюжета: действие происходит в Нью-Йорке нашего мира и в поселении Калья Брин Стерджис мира Срединного. Задачи ка-тета Роланда на всю книгу — защитить Калью от супостатов Волков, защитить розу в Нью-Йорке, разобраться со своими внутренними проблемами, как то: беременностью Сюзанны демоническим ребенком, взрослением Джейка, Сухим скрутом Роланда и т.д. В книге появляется наш старый знакомый по «Жребию», отец Каллаган, дается несколько ответов по поводу всего окружающего, но главная проблема романа — это его объем, ИМХО, конечно. Книга перегружена деталями, и читать ее было несколько тяжеловато, в отличие от предыдущих четырех книг, которые я «проглотил» и глазом не моргнув. К российскому изданию, кстати, претензий особо и нет. Ну, разве что летучая мышь на обложке, хотя, может, в Срединном мире волки такие)

«Песнь Сюзанны» оставила после себя смешанные чувства. С одной стороны, действие романа занимает всего несколько дней, в нем есть приличный экшн и почти все время герои проводят в Нью Йорке. С другой же стороны — в романе оооочень много разговоров (некоторые полезные, раскрывающие строение мира и проясняющие мифологию Темной башни, другие сюрреалистичные и, мягко говоря, странные). Сюжет представляет собой разрешение оставшихся проблем пятого тома и подготовку читателя к заключительной, седьмой, книге. Вот только стоило ли для этого писать 600 с лишним страниц? В целом, на мой взгляд, это самая слабая часть цикла.

Последний том эпопеи. Мы вместе с Роландом прошли длинный путь и имеем честь наблюдать финал этого пути. Стрелок не дошел бы до конца без помощи друзей, ка-тета, самого Кинга. Шанс увидеть завершение истории появился лишь благодаря усилиям многих персонажей. Роланд все-таки достиг Темной башни, к которой стремился так давно, но как это случилось и что было потом, лучше прочитать самим. Седьмой том стоит особняком, потому что он звучит очень в духе начальных томов. В нем даже 5 частей, как и в самом первом романе. Особое очарование для меня имеет тот факт, что роман имеет две концовки и читатель волен выбирать, какая концовка ему приятнее. Впрочем, я сомневаюсь, что хоть кто-то остановился на предлагаемой Кингом развилке и, увидев только хэппи энд (или подобие его), закрыли книгу. Пожелавшим же узнать истинную концовку, я могу пожелать только не разочароваться, как не разочаровался я сам.

Но на седьмом томе история стрелка не заканчивается. Кинг выпустил переработанный первый том цикла, который можно считать заодно и альтернативным развитием событий, а если забыть про рог Эльда, то и продолжением. Кроме того, написаны приквел «Смиренные сестры Элурии» и вбоквел «Ветер сквозь замочную скважину», написан путеводитель по миру Темной башни, существует огромное количество сайтов посвященных этой вселенной, печатаются комиксы, иллюстрирующие историю Роланда, временами оживает и экранизация цикла. Цикл является одним из самых странных эпопей. Кинг вложил в него все основные моменты своего творчества: любовь, ненависть, сильные эмоции, прописанные психологические портреты персонажей, проблемы с наркотиками и алкоголем,развитие действия, экшн, моменты, от которых пробирает дрожь, даже персонажи других произведений мастера, которые остались интересны ему. А уж про бесконечность аллюзий и намеков на всю американскую культуру я промолчу. Эпопея неровная по своему исполнению, постоянно изменяющаяся и развивающаяся, содержит в себе нечто такое, что притягивает к себе. Меня она притянула дважды за последние 10 лет, и я благодарен сэю Кингу за прекрасные вечера и дни, проведенные за чтением истории приключений стрелка Роланда и его ка-тета. Долгих дней и приятных ночей.

Оценка: 8
–  [  27  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 декабря 2008 г.

История о Темной Башне сейчас считается одним из самых выдающихся явлений в фантастике в целом, плюс в фэнтези и мистике в частности. Это одно из самых странных повествований нашего времени, где фантастика переплетается с реальностью.

Эту эпопею нельзя загнать под какие-то определенные рамки отдельного жанра. В ней есть практически все. От “темного фэнтези” , мистики до драмы и вестерна. Это история которая вплетает в себя жанры, а не наоборот .

Нельзя сомневаться, что “ТБ” – самое главное творение в жизни Кинга . И хоть она писалась в течении более чем тридцати лет, в предисловии к “Стрелку” автор говорит о том, что это всего лишь одна небольшая история “под впечатление “ от Властелина Колец.

Первый том – один из самых тяжело читабельных. Кинг сразу бросает нас в происходящее, не объясняя ничего. Глаза путаются в незнакомых словах, сюжет довольно непонятен. Окружающий мир вызывает удивление. Вообще по жанру “Стрелок” это такой вестерн с элементами мистики, происходящий в постъядерном мире. По крайней мере таким это все видится впервые.

Однако главный персонаж сразу бросается в глаза – высокий, статный, уже немолодой Стрелок , бредущий к своей цели. Эдакая машина для убийств с идеальной реакцией. Нам не важно какая цель, почему он туда идет. Сам персонаж внушает уважение и восхищение. Как герой, Роланд – это такой “отзвук романтики” . Он олицетворяет лучшее прошлое, силу , непоколебимость. Но при этом он не идеален, он практически безжалостен, ее сердце охладело, и в душе он бесконечно устал от этого похода, но в течении повествования он изменится благодаря друзьям. Изменится – но не до конца, но сердце у него откроется вновь.

И тем не менее, находя новых героев Роланд так ли иначе помогает им, вселяет в них надежду или спасает от одиночества ( как в случае с Джейком). Но цена путешествия и безжалостность проявляют себя – и вот Роланд жертвует своим другом , но продолжает путь.

Действительно, один из самых сильных факторов Кинга – это персонажи.

Но первый том заканчивается и появляется второй, действие в котором стартует с астрономической скоростью. “Извлечение троих” — это один из двух самых адреналиновых томов в эпопее. Тогда в историю добавляются и новые основные персонажи. И снова Роланд так или иначе спасает их. Будь то Эдди Дин – наркоман, и вечно живущий под незримой пятой своего брата человек.(один из самых лучших образов истории – образ братьев) Или Сюзанна – калека, чье сознание делит между собой две личности . Одна это вежливая и не очень уверенная в себе Одетта и другая – жестокая, злая и бескомпромиссная Детта Уокер. И Стрелок помогает им, излечивая Эдди от зависимости наркотиков и частично от зависимости брата , и приносит равновесие в душу женщины, чье сознание объединяется в одно – Сюзанну. Собственно основная цель тома И Роланда здесь – это собрание нового ка-тета.

Третий том проходит под знамением “Раздвоения личности” и ознаменует собой появление старого героя, и нового – Ыша, зверька из Серединного Мира, благодаря которым ка-тет обретет целостность. Третий том более спокойный ,нежели второй, но экшена тут хватает.

В “Колдуне и Кристалле” мы узнаем о прошлом Роланда и причинах, которые заставили его начать свой путь. Этот том один из самых драматичных из всех – хоть история развивается спокойно, без рывков, но картины прошлого легко ложатся в воображение. А после долго затишья, когда Кинг не знал как лучше продолжить историю он все-таки выпустил пятый том, и за два года дописал эпопею до конца.

Теоретически можно разделить эпопею на три части. Это вступление (“Стрелок” ) , продолжение истории (“Извлечение Троих” , “Бесплодные Земли”, “Колдун и Кристалл” ) и большой финальный отрезок, когда собственно начинается основная дорога к цели (“Волки Кальи” , “Песнь Сюзанны” , “Темная Башня”). Хотя конечно вся история в общей картине целостная и не требует никакого деления на части.

Но загадочными остается еще некоторые части прошлого Стрелка — его события после истории с кристаллом. На этот вопрос должна ответить серия комиксов «Рождение Стрелка» , которую сейчас активно переводят у нас.

Кстати, помимо главных персонажей в истории встречается много других интересных существ. Но что самое главное – Кинг сумел сделать почти из каждого отдельную личность, не скатываясь в рамки клише. Будь то Кэллаган – бывший священник, с дорог, Эрон Дипно и Келвин Тауэр – хранители розы в нашем мире, или полюбившийся читателям старый ка-тет Роланда: весельчак Катберт и рассудительный Ален. И еще потрясающий образ наставника Стрелка –мастера Корта.

Стивен Дискейн – отец Роланда, Габриэль Дискейн – мать, многочисленные случайные персонажи – старики с Речного Перекрестка, Джон Каллем, старый приятель Шимми , Тед Бротиген, юный художник ПатрикНу и наконец один из апофеозов персонажей – сам Стивен Кинг, полноправно участвующий в происходящем. Образы противников кА-тета и Роланда в частности тоже удались – Гашер, Тик-Так, Уолтер, мыслящий поезд Блей Моно(!!!), Мордред, Алый Король и многие другие. Причем не все злодеи однозначны по характеру. Особенно это наблюдается в пятом томе.

Все герои и злодей разыгрывают свои роли на полную катушку, в следствии чего возникают интересные и захватывающие ситуации, благодаря которым чтение не надоедает.

Мир выдуманный Кингом, огромен и удивителен. Вначале нам рисуется мир после атомной войны, но затем автор расширяет взгляд и некоторые детали устройства мира становятся понятны. В центре мироздания, как стрежень, находится Башня. Вокруг нее крутится множество миров, но истинных всего несколько – остальное лишь миры-отражения. От Башни отходят лучи, поддерживающие ее. В числе прочих наш мир – один из истинных. В ходе повествования будет множество намеков и отсылок к нашему миру. Названия улиц, домов, известных мест, продуктов, книг, имена актеров, певцов, писателей. Названия фирм и тп. Увы большая часть этих отсылок будет понятна только американскому читателю (но пояснения внизу страниц ,весьма помогают) , однако некоторые поймет и наш читатель. Одно из самых интересных явлений – то, что Кинг фактически выдумал свой новый язык. Проскальзывает много непонятных сначала слов : ка-тет, Ка, дин, сэй, ка-шуме, тахины и доходя до фраз вроде “кА-кам-каммала” , “привествуйте бога-бомбу”, “ скажите аллилуйя” и тд. Это добавляет миру живости и становится легче представлять себе этот мир.

Одним из самых значительных происшествий в жизни Кинга стала автокатастрофа 19 июня 1999 года, и автор отражает это в своей истории двумя способами. Одним – в ходе которого герои пытаются остановить его смерть , и другим – это постоянное упоминание числа 19 и 99. Как к ка-тету, так и к миру и к героям. Эти числа, как совпадения появляются то тут, то там, и являются неким “незримым” , но важным аспектом повествования. Также ТБ по сути точка, где сходятся линии большого количества произведений Кинга. Начиная от появления названий его книг и заканчивая связью героев с этими книгами и участие в истории персонажа из одного из предыдущих творений Кинга. В добавлении к этому автор временами ведет диалог с читателем, при этом присутствуя как персонаж в истории. И много раз упоминает о том, что он не создатель истории – он просто “проводник” через которого история прошла в наш мир. И благодаря этому задумываешься относительно реальности происходящего. Такого эффекта он нынешнего читателя добиться очень тяжело.

Конечно у истории есть минусы, в основном это запутанное мироустройство и сам мир. Тяжело воспринимаемый язык, легкое читерство и местами некоторая затянутось.

Если говорить о финале эпопеи (а Кинг неодобрительно отзывается о тех кто читает ради того, чтобы узнать финал) то он безусловно силен и странен. Кинг делает почти невозможное в наше время – завершает книгу хэппи-эндом и предлагает читателю остановиться на этом и закрыть книгу в одном шаге от тайны Темной Башни. Это предложение – одно из самых издевательских в мире. В хорошем смысле. Кинг честно предупреждает о том, что концовка возможно удивит и расстроит читателя, но честное слово, если кто-то устоит перед концовкой и завершит книгу эпилогом – тому я пожму руку. Ибо это невозможно. Ни один читатель не выдержит (возможно это был психологический ход Кинга, хотя вряд ли) , я честно на десять минут закрыл книгу, что бы потом со вздохом дочитать ее.

Собственно Кинг намекает на концовку на протяжении всей истории, но все равно это одна из самых лучших, грустных и логичных концовок в истории. О чем она – я разумеется не скажу, читайте господа – и посмотрим кто из вас сможет пройти испытание эпилогом. Я – не смог.

Итак заключение – ТБ это величайшая история, апофеоз творения Кинга. Порекомендовать ее можно многим, в основном – любителям фэнтези, триллеров и приключений. Это сложная, комплексная история, с проработанным миром, живыми персонажами , интересным сюжетом ,и наконец со своим украшением – Роландом , последним Стрелком из рода Эльда. Если вы прочтете эту историю вы никогда ее не забудете, она может понравиться, может не понравиться , но запомнится – это уж точно.

У меня же Темная Башня и Стрелок останутся в памяти навсегда.

Кам-кам-каммала , путешествие…. Начинается.

Оценка: 10
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 ноября 2007 г.

Все те, кто читал книгу, говорят спасибо тебе сэй Кинг.

Спасибо за трудного «Стрелка», через сюжет и текст которого приходилось продираться от первой до последней страницы.

Спасибо за «Извлечение троих», странной и местами непонятной книги.

Спасибо за «Бесплодные земли», которая местами так запутывала все, но потом все-таки рассказывала все что нужно.

Спасибо за душераздирающего «Колдуна и кристалл». Над которой плакали и которая заставляла ненавидеть врагов Роланда. Ненавидеть праведно и люто. Я говорю правильно.

Спасибо за «Волков Кальи». За этот замечательный пересказ «7 Самураев» и «Великолепной семерки».

Спасибо за пугающую до дрожи «Песнь Сюзанны».

И спасибо за «Темную Башню», до которой Роланд дошел.

Спасибо тебе сэй Кинг, за то что ты слушал Вес’-Ка Ган, Песнь Черепахи и Урус-А-Ка Ган, Рев Медведя. Мы говорим тебе спасибо за это.

Долгих тебе дней, сэй. Долгих дней и приятных ночей.

Оценка: 10
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 октября 2014 г.

Особенным знатоком фэнтези-литературы назвать себя не могу — читал Толкина, Ле Гуин, Клайва Льюиса, Роулинг, ну и фэнтези от Стивена Кинга. Так вот, цикл «Темная башня» однозначно самый слабый фэнтези-цикл из всех прочитанных.

Во-первых, что я ценю в фэнтези? Миры, разумеется. Невиданные волшебные миры, о которых грезишь, куда стремишься вырваться из скучной реальности. Хочу в Средиземье! Хочу в волшебный мир «Гарри Поттера«! Да хотя бы в Волшебную страну из книг Волкова, тоже своего рода фэнтези-мир, хоть и из детского цикла))

В ТБ самый непримечательный и блеклый фэнтези-мир из всех, с которыми я сталкивался в литературе (хотя нет, Долины из «Талисмана» хуже). Кинг вводит одну фразу — «мир сдвинулся с места» — и от неё и пляшет. Мифология, история мира, его проработка — этим автор себя не утруждает. Или утруждает, но очень слабо. Что прорисовывать, коли мир сдвинулся с места и обезлюдел?

Во-вторых, персонажи. В тех же «Властелине колец», «Гарри Поттере» была уйма разнообразных персонажей — вызывающих симпатию и отвращение, примеров для подражания и просто забавных статистов... В ТБ же 4 имени практически на все книги. Всего четверо персонажей, которые блуждают по обезлюдевшему миру. Новые герои появляются довольно редко. Так ещё и те персонажи, что есть, мягко говоря, не вызывают должной симпатии. Стрелок-киллер, который в первых частях вообще донельзя одномерен, сумасшедшая негритянка и дерганный наркоман. Кинг постоянно добавляет в их описание неприятные детали, без которых можно было и обойтись (вот неужели двухстраничное описание того, как Сюзанна мастурбировала на помойке, было прям ТАК необходимо?). Это тоже не добавляет симпатии к героям.

Видно, сам Кинг понял, что многие не захотят сопереживать таким героям, и начиная с третьей части, добавил в отряд сначала ребенка (читатели будут умиляться), а затем и милого зверька (читатели вдвойне умилятся). Как по мне, это очень просчитанный ход.

В-третьих, неимоверная затянутость и обилие лишних деталей, ненужной воды, чем очень грешат последние части.

В-четвертых, очень слабые, прям таки катастрофически неустрашающие злыдни. Не ждите Саурона, не ждите Дарта Вейдера, здесь будут

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ополоумевший старикан с последней стадией маразма и позер, шут, клоун по имени Рэндалл Флэгг. Гораздо лучше удались второстепенные злодеи — говорящий поезд Блейн Моно вообще покорил меня)

В-пятых, некоторые части просто отвратительны. Мой личный печальный топ возглавляют «Волки Кальи» — более пятиста страниц пустопорожней болтовни, и «Колдун и кристалл» — донельзя наивный любовный роман.

Но есть у цикла и плюс, причем огромный. Это переводы Рины Ружже к первым трем книгам. К большому сожалению, сейчас эти замечательные переводы не издаются. Так что советую найти «Стрелка» и «Бесплодные земли» в старой памятной многим серии «Мастера остросюжетной мистики». Серию принято пинать за плохие переводы — но это не про ТБ 1-3, уж поверьте.

С другой стороны, это порождает новую проблему — после переводов Ружже чертовски трудно переключаться на веберовские (ТБ 4-7), которые куда беднее в плане языка и драйва.

Напоследок кратенько пройдусь по всем книгам цикла.

«Стрелок». Запутанный пролог, много непонятного. Атмосферен, но нудноват (для некоторых новичков даже слишком — многие после него бросали знакомство с циклом). Перевод Ружже прекрасен, а атмосфера постапокалиптического мира неплохо удалась.

«Двери между мирами». Отфонарное название, вообще-то, в духе лихих девяностых, и нынешнее «Извлечение троих» звучит правильней. Но так уж окрестили вторую часть ТБ в переводе Ружже. Динамики значительно больше, появился черный-пречерный юморок, прямо-таки тарантиновский. Это плюс. Однако затянутости, как ни странно, ещё больше, чем в «Стрелке», и с грязью явный перебор — это минус. Впрочем, перевод Ружже снова прекрасен, и даже самые отвратительные сцены в нем не отвращают.

«Бесплодные земли». Для меня — лучшая часть цикла. Именно в ней идеально передана суровая романтика похода, именно в ней начинаешь сродняться с компанией путешественников, именно она атмосферой — суровой, величественной — ближе всего к «Властелину колец». Очень драйвовая концовка, очаровательные злодеи Блейн и Режь-Глотку. И перевод Ружже поднялся на новую ступень — теперь он поистине божественнный.

«Колдун и кристалл». Резкий спад. Теперь это скучное, наивное лав-стори, причем такого картонного персонажа, как эта возлюбленная стрелка, ещё поискать надо. А в конце мне вспомнился «Собор парижской богоматери»)) Почти вся книга — рассказ стрелка своим спутникам о прошлом. Что гораздо хуже — когда рассказ подходит к завершению, нас ждет феерично-глупая концовка

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
про Изумрудный замок

«Волки Кальи». Худшая часть цикла. Когда герои на протяжении пятиста страниц заняты трепом и ничегонеделанием, практически ничего интересного не происходит, это простительно социальному роману. Но не фэнтези!

«Песнь Сюзанны». Видел очень много отрицательных отзывов. Но как по мне, эта часть куда лучше предыдущей. По крайней мере, в ней хватает динамичности.

«Темная башня». Недурное завершение цикла. Суровая атмосфера, заставляющая вспомнить «Бесплодные земли», ряд очень сильных сцен, жуткая сцена с Данделло и... действительно, очень спорная концовка.

«Ветер сквозь замочную скважину». Ещё один флэшбек, ещё один рассказ Роланда о прошлом. Можно читать, а можно пропустить. Проходная часть, но хоть не вызывает раздражения, не то что «Волки».

«Смиренные сестры Элурии». Да-да, надо упомянуть и про них. Небольшая повесть о том, как стрелок попал в лапы медсестер-вампирш. Для ТБ-мана в повести найдется что-нибудь интересное. Я же читал повесть ещё до знакомства с ТБ и нашел её просто ерундой.

Оценка: 6
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 марта 2012 г.

Многое было сказано до меня. Проанализированы сюжетные ходы, отсылки к другим романам (от себя добавлю, что стоит перед «Волками Кальи» прочесть «Жребий», а перед «Темной Башней» — «Бессонницу», остальные связи не столь существенны, ну, может, еще «Сердца в Атлантиде» захватить), прослежены изменения характеров и прочее. Сам цикл, безусловно, занимает особое место, как в творчестве Кинга, так и в мировой фантастике. Вряд ли с этим кто-то будет спорить. Поэтому я, вместо общего анализа, просто расскажу о своих, зачастую, очень личных впечатлениях от каждого романа и повести.

«Смиренные сестры Элурии» — необязательный приквелл к «Темной Башне» Довольно интересный, но, в целом, вполне самостоятельный. Просто небольшое приключение Роланда, идущего по следу Уолтера. Сказать особо и нечего: на месте Роланда мог оказаться и любой другой персонаж, а мир – не иметь ничего общего со Срединным, от этого повесть ничего бы не потеряла и не приобрела.

8/10

«Стрелок» — открывает историю о Роланде и его поиске Темной Башни. Логично было ждать от первого романа детальных пояснений, многостраничных описаний мира и основных понятий, но ничего этого в романе нет. Кинг дает только самую необходимую информацию, а за счет разбросанных по тексту флешбеков мы получаем возможность сравнить мир До и После. Вот, собственно, и все. В этом заключается одна из «Фишек» цикла: мир темной башни не статичен, с каждым томом мы узнаем что-то новое, и несколько раз картина мира изменится кардинально. Сам Кинг отмечает, что роман по стилю не похож на остальные… мне сложно судить, для меня каждый том уникален: имеет свой ритм, свою структуру, свои «фишки». В «Стрелке» это, прежде всего непередаваемая атмосфера и крайне необычных главный герой (чего скрывать, в последующих томах Роланд «подобрел»).

9/10

Рассматривая «Извлечение троих» никак нельзя не упомянуть великолепный перевод Р. Ружже, в котором мне довелось прочесть этот роман, пожалуй, самый динамичный и драйвовый из вышедших из-под пера Сея Кинга. Безумные прыжки из одного мира в другой, куча новых, ярких персонажей, внезапные сюжетные повороты – от романа решительно невозможно оторваться. И пусть мне кто-нибудь после этого скажет, что мату не место в книгах! Нужно лишь уметь правильно подать его. Переводчице это удалось.

10/10

«Бесплодные земли», после «Извлечения» мне показались откровенно затянутыми, особенно в первой части. Драйв ушел, как отрезало, в толстенном романе событий происходит меньше, чем в коротеньком «Стрелке». У романа совершенно другой ритм и другая атмосфера. Особенно мне понравилось сочинение Джейка, которое я до сих пор периодически перечитываю, появление нового члена ка-тета и встречу с Блейном Моно. Ах, да, начиная с «Бесплодных земель» у Кинга появляется привычка заканчивать роман на самом интересном месте. Изменит он ей лишь однажды. В следующем романе.

8/10

«Колдун и кристалл» был самым трудным для меня. Сказалась смена переводчика (сцена с загадками переведена довольно коряво, из-за чего теряется большая часть удовольствия), да и сам роман на 80 с небольшим процентов – громадный флешбек, продолжение истории юного Роланда, начатой в «Стрелке». У многих эта часть цикла самая любимая, но я не проникся историей любви Роланда и Сюзен, так как… просто не люблю флешбеки. Мне хотелось узнать, что будет дальше, а не что было когда то.

Такие дела.

8/10

«Волки Кальи» — самая атмосферная часть эпопеи. Это классический вестерн с обороной городка от превосходящих сил противника. Читать о подготовке к нападению Волков было действительно интересно, особенно удались Кингу диалоги (финальный разговор Роланда и Слайтмана я забуду не скоро). Но вот в чем минус, чем ближе ка-тет Роланда к цели, тем медленнее он к ней движется. И вся история с Кальей и ее Волками выглядит громадным филером. Кроме того, именно с «Волков» Кинг заболел «Девятнадцатиманией». Заметно, что число 19 вставлено в роман уже после написания, в большинстве случаев его появление выглядит крайне искусственно. Стоит отдать должное, в последующих романах его применение вышло куда изящней.

8/10

«Песнь Сюзанны». Для многих этот роман стал главным разочарованием… меня же он привел в восторг. Действие сорвалось с мертвой точки, выстрелили куча запрятанных еще в первых томах ружей. Роман охватывает всего пару дней, но дни эти забиты событиями под завязку. За два дня я его и прочел.

10/10 – с чистой совестью.

«Темная Башня». Как быстро все закончилось. Каких-то жалких 800 страниц. Тянул, как мог, очень не хотелось прощаться с героями, с миром. Чувство Ка-шуме (читавший, поймет) не давало мне покоя, но предсказать, как все будет происходить, невозможно. У многих моих знакомых к роману в частности и ко всему циклу в целом две претензии. Постараюсь в какой-то мере ответить на них.

1. Тщеславный Стивен Кинг не только себя в роман запилил, так еще и у других писателей наворовал. Тут и «Властелин колец», и «Звездные воины» и даже (с предельным презрением) «Гарри Поттер».

Мир «Темной Башни» чем-то похож на «Хроники Амбера» — существует великое множество миров и лишь два их них истинны. Появление автора в заключительных романах абсолютно оправданно сюжетно, заставляет поверить в происходящее, ведь Кинг лишь слышит Вес'-Ка Ган, сам он показан довольно ленивым и даже трусливым человеком, вызывающим у Роланда презрение. По поводу других отсылок: пусть Вес'-Ка Ганн звучит для одного Сея Кинга, вполне вероятно, что отголоски ее слышали и другие писатели, отчего на страницах их романов и появились некоторые вещи из срединного мира.

2. Концовка! Как так можно было! Это же плевок в душу просто!

Ну, хе-хе, Кинг же прямым текстом предупредил перед развязкой, что дальше лучше не читать, ведь это может «разбить кому-то сердце». Мне, в какой-то мере повезло, от друзей я узнал о концовке еще до того, как начал читать «Стрелка». И, надо сказать, ничуть не был разочарован. Наоборот, заключительный штрих в истории Роланда выглядит вполне закономерно. Он позволяет взглянуть на происходящее с другой стороны, задуматься «А что было бы, если…» Быть может, кто-то в другом мире услышит Вес'-Ка Ган и перепишет историю заново…

Кто знает…

10/10

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 июля 2016 г.

Я осиливал ТБ очень долго — частью в бумажном, частью — в электронном виде. Книгу «Стрелок» в мягкой обложке я где-то нашел. «Извлечение троих» мне подарил друг, который ошибочно купил книгу, приняв за отдельное произведение. «Бесплодные земли» я купил на автовокзале, ожидая автобуса в Кривой Рог (а ехать предстояло более пяти часов, из которых один час — по самому Кривому Рогу...). Потом были java-книги на телефоне (как вспомнишь — так вздрогнешь! Но книг с электронной бумагой тогда в продаже почти не было) и fb2 на ноутбуке.

Первые книги нешуточно увлекли. Кинг, непохожий на Кинга! Без монстров, без маньяков и даже без педофилии! Не то постапокалипсис, не то фэнтези... Почти что оккультно-философские размышления о строении вселенных: Башня как ось мироздания, лучи, поддерживающие эту конструкцию, звери, охраняющие лучи... Однако уже на третьей книге интерес начал понемногу затихать. Сюжет тонул в лишних линиях, прирастали всё новые несущественные персонажи и эпизоды, гротескность постепенно росла, начались шизофренические прыжки во времени и по альтернативным реальностям (позднее нечто очень похожее я увидел в сериале «ЛОСТ»- возможно, режиссеры вдохновлялись ТБ). Ну а «основной квест» при этом, если вглядеться, оказался до ужаса прост и прямолинеен: герои идут к своей цели, а автор одно за другим подкидывает им препятствия, одно причудливей другого.

На «Волках Кальи» я впервые подумал: это вообще кончится когда-нибудь?.. Думал я так и позднее, и не раз, и не два. Когда же я наконец дошел до «Темной башни» (а заодно и Роланд дошел до Темной башни), эпопея уже смертельно надоела мне. Концовка оказалась очень безнадежной и разочаровывающей. Видимо, Кингу уже и самому надоело тянуть свою эпопею.

Как по мне — славу этому циклу принесли лишь имя автора и животворящий пиар. Напиши ТБ какой-нибудь Запупышкин, и напечатали бы ее в каком-нибудь издательстве «Забугорский фантарсенал» — цикл остался бы неизвестным и незамеченным.

Единственное, что я вынес из всей этой тягучей саги — это одну цитату. «Отрекись, стрелок, ибо ты увидишь, что комната на вершине башни пуста». Кстати, её можно понимать и как обращение к читателю...

Оценка: 5
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 декабря 2013 г.

-Я завидую тем кто еще не читал Темную башню.

У них есть возможность совершить настоящее приключение. Невероятное. Ни на что не похожее. Это Роман в принципе не похож на все остальные фэнтазийно -фантастические многотомные похождения героев по неведомым мирам. Т.к. в конце концов оказывается главные миры по которым они путешествуют они сами.

-Мне жалко тех кто еще не читал Темную Башню.

Хотя сами они еще не знают насколько обделены. Как человек который еще не любил, не ездил на море и не совершал открытия.

-Я заранее им всем сочувствую.

Это большое не простое и иногда даже реально тяжелое чтиво. Причем настолько тяжелое что в какие то моменты не компенсируется тем что интересно.

КОНЕЦ

Сколько было отличных сериалов книг, кино итд. Но когда дело шло к концу все смазывалось.

Здесь не так.

Здесь КОНЕЦ всему делу венец.

Я не кисейная барышня — но КОНЕЦ меня потряс. Я на какое то время возненавидел Автора. И только через несколько дней смирился и только потому что КОНЕЦ такой какой и должен быть у Великого романа — фундаментально единственно правильный — если конечно попытаться вопреки всему сохранить верность Роману так же как Стрелок сохраняет верность себе.

А если учесть что Автор писал Роман целую жизнь — Автору Надо было проявить настоящее мужество, написать как должен зная что в Черную башню ему со Стрелком придется войти вместе.

Если Ад есть — то он такой каким его описал Кинг. Ничего страшнее придумать невозможно.

.

Обычно с Удовольствием читал Кинга. И признавая его как гениального писателя, но все таки не признавал за ним право находится среди ВЕЛИКИХ.

Но после Темной Башни.

Признаю.

Да и как не признать.

После каких событий в жизни неделю ходил как по башке стукнутый.

Идиот -Достоевского

Смерть Ивана Ильича — Толстой.

Американская Трагедия — Драйзера.

Пикник на обочине — Стругатских.

МатАнализ под редакцией Сканави.

Прыжка с вышки в бассейн как оказалось с не полностью налитой водой.

И поцелуя одной девочки.

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 апреля 2013 г.

Стрелок. Нудное, тягомотное и абсолютно непонятное, к тому же, довольно короткое, произведение. Я лично знаю нескольких людей, которые не смогли продолжить знакомство с циклом Темной Башни только потому, что не смогли осилить Стрелка. А пересиль они себя — возможно, открыли бы для себя лучший литературный цикл из всех, что они читали. В Стрелке очень много недосказанностей, очень много размытостей, и когда его читаешь — ты просто не понимаешь, что вообще происходит. Слышал я о таком литературном жанре, как «поток сознания». Вот что-то такое Стрелок и напомнил. Что спасает — так это последняя часть романа, «Стрелок И Человек В Черном». Ее я прочитал на одном дыхании, и это было очень удивительно после никаких предыдущих частей. Но на одной последней части роман не вытянешь.

Извлечение Троих. Абсолютно непохожее на Стрелка произведение, полное драйва и непрекращающегося действия. Этот роман не отпустит вас до самого конца, и прочитаете вы его за несколько дней, потому как сюжет не дает передохнуть ни на секунду. Начинаясь, величественный цикл Темной Башни в этом романе описывает извлечение из «реального» мира тех, с кем Роланд продолжит свой путь к Темной Башне, будущего ка-тета. Читается легко, быстро, интересно — просто на «ура».

Бесплодные Земли. Аналогия намечается простая: когда я прочел примерно 50 страниц от этого романа, возникло ощущение, что я ехал на машине, и после трассы, на которой машина мчалась со скоростью 140-160 километров в час, я приехал в большой город, где из-за непрекращающейся череды светофоров и перекрестков средняя скорость упала километров до 20 в час. Вот такое ощущение оставляет этот роман: повествование настолько замедляется по сравнению с предыдущим, что у меня не раз и не два возникало желание забросить цикл, и не приближаться к нему. То, что в романе действительно здорово — это ясная, четкая, мощная и замечательно прописанная атмосфера постапокалиптики, умирающего мира. Эти червоточины как будто живые, этот огромный медведь как будто на самом деле существует.

Колдун И Кристалл. Середина серии, а так же книга, за которую я безмерно благодарен Кингу, и просто невероятно рад, что ее прочитал. Без сомнения, это моя любимая книга Темной Башни, иначе и быть не может. Другая книга, не такая, как все остальные. Совершенно непохожая на Кинга, и, одновременно, наоборот — очень похожая на него. На мой взгляд, Кинг больше нигде не будет писать так... по-другому. Нежно, чувственно. Но самое главное — искренне. Я читал эту историю и понимал, что для Кинга она тоже что-то значит, и не просто что-то, а многое. Историю любви в книге описать тяжело, а так, чтобы поверили и сопереживали — так и вовсе практически невозможно. У Кинга получилось. Я был тронут до глубины души. Спасибо ему за это.

Волки Кальи. Самая, на мой взгляд, затянутая часть цикла, которая, возможно, и писалась-то только ради того, чтобы затормозить Роланда на пути к Темной Башнe на как можно более долгий срок. Ведь, на самом-то деле, вся книга является сплошным приготовлением к последней паре десятков страниц (и, я должен сказать, проходит-то все как по маслу в итоге), что явно того не стоит. Огромных размеров флэшбек смотрится более-менее органично, но возникает явный вопрос о его необходимости в этом романе. После такого невероятно сильного, и сюжетно, и эмоционально, Колдуна И Кристалла, этот роман выглядит как минимум блеклым.

Песнь Сюзанны. Вопреки мнению очень многих людей, мое мнение об этом романе более чем положительное. После утомительных и невероятно тягомотных Волков этот роман был просто глотком свежего воздуха. Да, фактически — этот роман действительно просто связь пятой и седьмой частей между собой, но лично для меня это ни разу не сделало его худшим, чем пятый и седьмой. Фактически, прочитав все 7 частей, я могу сказать, что он для меня лучше, чем 5 и 7 части, как бы странно это ни звучало. В отличие от 5 романа, который я читал полгода, и от 7, который я читал 9 месяцев, Песнь Сюзанны я прочитал всего за 10 дней, потому как оторваться было сложно.

Темная Башня. Страшная, бескомпромиссная и очень мрачная последняя часть цикла. Она отличается тем, что на ее страницах происходит очень много событий, хотя некоторые части романа все еще выглядят невероятно затянутыми. Она отличается некоторой бескомпромиссностью и жестокостью, поскольку раньше у читателя не было сомнений, что главные герои практически неуязвимы, но вот в этой части остается только следить, как все они начинают быстро «отпадать» от Роланда. Более того, даже сам Стрелок более не кажется неуязвимым... Конечно, в том, что он дойдет до своей цели, сомнений не возникает никаких, но вот какой ценой дастся ему это восхождение... Кинг жесток. И мне очень не понравилось то, на что он обрек своего главного героя, но это его выбор. Вряд ли любое другое окончание было бы здесь уместным, и то, что узнается на последних страницах, почти в прямом смысле «взрывает мозг», но...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Мне очень хотелось, чтобы Роланд наконец-то обрел покой. Но, как говорят, «...покой нам только снится». Бедняга Роланд.

Я искренне благодарен Кингу за все те два года, что я провел в мире Темной Башни. И особенно благодарен за Колдуна И Кристалл. Эта книга останется в моем сердце навсегда.

«Время — лицо на воде».

«Птички и рыбки,

Медведи и зайки,

Слоны, черепахи

И прочее зверье

Исполнят любое желанье твое».

«Ты, ты, ты, ты».

Оценка: 9
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 сентября 2011 г.

Читать цикл «Темная Башня» я начала еще в университете (институт был гидрометеорологическим, отсюда, очевидно, следующие выводы и ассоциации). В один из дней, сидя на паре по устойчивому развитию и слушая лекцию, меня «озарило» – Кинг, сам того не подозревая, затрагивает в своей книге важные экологические проблемы!!!!

Книга повествует о странствиях Стрелка, мир которого сдвинулся с места. Во втором томе путешествий Роланд попадает в наш мир и поражается многим вещам, например:

В его мире бумага – на вес золота! А мы можем написать в блокноте на страничке одно слово, оно нас чем-то не устроит, и мы выкидываем весь этот листок, почти полностью чистый, в мусорку!!! Стрелок поражен огромным количеством стекла, который расположен в комнате по делу и без дела.

В его мире в первом томе он брел по пустыне долгое время. Пустыня эта – плод изменения мира.

На мой взгляд, Кинг дает нам понять: вот видите – они жили не по правилам, и у них мир изменился, мир превращается в хаос. Но в то же время там было что-то хорошее. И это хорошее автор показывает глазами Роланда, который не понимает нерационального подхода людей к своему миру, богатствам, которыми одарила нас природа. Кинг говорит – «этот мир ПОКА не тронулся с места». То есть, он пытается донести – мы поступаем неправильно. Вот вам пример – то-то и то-то. Давайте начнем жить по уму – и мы спасем наш мир!!!

В институте мы изучали экологический документ – «Повестка дня на 21 век». Там говорилось об охране лесов, природных ресурсов. Я вспомнила книгу и поняла, что Кинг показывает нам (в который раз!) нашу социальную действительность, показывает, КАК плохо мы заботимся о самих же себе и к чему это может привести в конечном счете…

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 мая 2013 г.

Это было еще до эпохи всеобщего интернета, когда в сети можно прочитать отзывы на любую, даже только вышедшую книгу. Поэтому приходилось о содержании судить по аннотациям и обложкам. Чаще всего ожидания не оправдывались, и под яркой обложкой, обещающей шедевр, оказывалось совсем не то. Я не очень люблю ужасы, но однажды мне захотелось почитать Стивена Кинга. Томик, включающий романы «Стрелок» и «Извлечение троих» не оправдал моих ожиданий, он превзошел их! На середине второго романа я побежала покупать «Бесплодные земли». На защите дипломных работ в ожидании своего выступления я думала только о том, что, когда это закончится, я пойду домой дочитывать интересную книгу.

«Бесплодные земли» закончились на самом интересном месте, а продолжения ждать пришлось целый год. «Колдун и кристалл» не оказал такого сильного впечатления, как первые части. Во-первых, этот роман, как и «Стрелок», выбивается из общего стиля повествования. Во-вторых, он читался совсем в другом настроении. Вот это урок − длинные циклы романов следует читать подряд, а не по мере выхода книг. Иначе (и есть масса тому примеров) поклонники обижаются на то, что автор исписался, и очередной роман не так хорош, как предыдущие.

Когда в наших СМИ промелькнуло сообщение о том, что писатель С. Кинг попал в аварию и находится в тяжелом состоянии, первой мыслью было: «А как же недописанная Темная Башня?» Нет худа без добра, именно этот несчастный случай побудил Кинга приступить к завершению главного труда своей жизни.

Несколько лет спустя я перечитала «Темную башню» с начала, а тут как раз, пока не остыли впечатления и не забылись подробности, вышли одна за другой три заключительные книги, и замысел Кинга выстроился в стройную картину.

Сам Кинг немало писал о «Темной башне», цикле, который занял особое место в его творчестве. Недаром одним из важнейших персонажей последних романов стал писатель Стивен Кинг, и недаром персонажи многих других его книг оказываются действующими лицами в умирающем мире Роланда.

Секрет притягательности «Темной Башни» − не только увлекательные приключения. Эта эпопея − не просто длинное путешествие к Темной Башне, это история о «взрослении и становлении», о том, как на пути к цели главные герои меняются внутренне. Очерствевший, бездушный Стрелок, одержимый одной целью; наркоман-героинщик; безногая негритянка с раздвоенным сознанием; одинокий мальчик из хорошей семьи. Все они становятся единым целым, ка-тетом. Это история о дружбе и преданности, которым нельзя изменять даже ради достижения самых высоких целей.

Стивен Кинг − превосходный стилист, он пишет будто бы и не словами, а образами. Очень редко при прочтении книги в воображении возникают такие образы, будто смотришь кино.

Цикл «Темной Башни» стоит для меня в ряду книг, «сопровождающих по жизни», поскольку действительно его чтение сопровождало меня на протяжении нескольких лет, параллельно с важнейшими жизненными событиями.

И что еще мне нравится у Кинга, так это его концовки. Не бодрый голливудский хэппи-энд, и не мрачное шекспировское «все умерли», а нечто среднее, всегда неожиданное, одновременно с горечью и с надеждой.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 августа 2011 г.

Цикл-шедевр. Цикл-мечта. Это лишь малое из того, что можно сказать о эпопее Тёмная башня. Основная истина, которую я открыл для себя в эпохальной саге о храбром и мужественном Роланде Дискейне из Гилеада, являющимся последним Стрелком срединного мира, это, разумеется, меткая фраза о том, что «Время-лицо на воде». Точнее и не скажешь даже при всём своём неуёмном желании. Естественно, не одно это раз и навсегда покорило меня в незабываемом цикле Тёмная Башня. Начну с персонажей, с которых всё и началось: Роланд Дискейн, Катберт Олгуд, Ален Джонс. Любовь всей жизни Роланда — красавица Сюзан Дельгадо. Новый ка-тет Стрелка: Эдди Дин, Сюзанна Дин, малыш Джек, ушастик-путаник Ыш, преподобный отец Каллаган. Ну, а сколько ещё было второстепенных персонажей, сыгравших свою важную роль в эпопее...Тед Бротиган, Шими Руиц, безумный поезд Блейн Моно, старики с Речного Перекрёстка, сам Стивен Кинг, наконец.

Все эти Червоточины, Двери между мирами, Прыжки, магические шары, Меджис, Человек в Чёрном — Уолтер О'Мрак, Волки Кальи, Алый Король и его безжалостные последователи — Низкие люди..., всего и не перечислишь сразу. Цикл ТБ тем и прекрасен, что в нём есть всё: от любви и до печали, от жизни и до смерти, от юмора и до слёз. Романтика нередко перемежалась с суровыми и жестокими реалиями Срединного мира, сдвинувшегося с места.

Мир сдвинулся с места...как же тонко подмечено. Ведь вся соль этого выражения заключается в том, что оно идеально характеризует не только вселенную ТБ, но и наш с вами собственный. Столько безумного и подчас необъяснимого творится здесь и сейчас. Так что можно с уверенностью сказать, что Стивен Кинг частично писал и про наш мир тоже, просто в ином контексте и облачив в другие цвета и оттенки и потому не каждый сумеет отличить завуалированные отсылки к реальным событиям земной жизни. Тёмная Башня останется в моём сердце навсегда. Она оказала на меня самый на100ящий эффект разорвавшейся бомбы. Каждая книга серии — событие, равного которому найти крайне сложно. Из всех частей больше всего мне понравилась пятая — Волки Кальи. На мой скромный взгляд, это лучший роман, который Кинг написал за свою жизнь. Роман, который ему уже не переплюнуть. В нём не было абсолютно ничего лишнего и всё выписано так точно, метко и естественно, что остаётся только аплодировать стоя и восхищаться блестящим писательским талантом Стивена Эдвина Кинга. Читайте эпопею Тёмная Башня, дамы и господа и вы не пожалеете. Я вам точно говорю.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 мая 2009 г.

Долго не решался читать эпопею Стивена Кинга «Темная башня»,смущал большой объем и очень противоречивые отзывы.

Первая книга была довольно проходной и в принципе я к этому был готов.Я получил размытое представление о самой Башне и немного узнал о Роланде из Гилеада.Имея четкие наставления самого Кинга,которые он дает в начале книги про откровенную слабость первой части,я тут же начал читать вторую книгу цикла,которая получилась уже получше.Во второй книге мы знакомимся со спутниками Роланда в его будущих странствиях,именно здесь начинает проявляться психологическая сторона цикла.Все три будущих главных героя,живущих каждый в своем мире очень похожи в одном — все они немного сумашедшие.Кинг довольно подробно описывает психологическое состояние каждого из героев,не забывая при этом и Стрелка.

Читать про то,как человек сходит с ума довольно неприятно,а если этому уделяется большая часть книги,неприятно вдвойне.После третьей части было огромное желание бросить читать эту тяжелую для мозга книгу,пришлось себя перебарывать и брать в руки 4 книгу.

Именно «Колдун и кристалл» меня смогла увлечь историей Роланда и его поиска.Кинг подобрал историю из жизни Стрелка,в которой смог показать насколько дороже для него его Башня чем дружба и даже любовь.Роланд после этих событий становится безжалостным убийцей,который не отступится от своей цели.

Потом были «Волки».Не знаю почему,но мне показалось Кингу надоела эта история про поиски Башни,а отказаться от продолжения не удавалось и он написал довольно слабую историю.Единственный прогресс для всего цикла — Джейк,Сюзанна и Эдди превратились в Стрелков.Особенно тяжело пришлось Джейку,в его возрасте пришлось делать нелегкий выбор.

Потом была самая провальная часть цикла «Песнь Сюзанны».В книге практически нет никаких событий.Единственной находкой для сюжета было появление Кинга,как персонажа в его книге.В 6 части это абсолютно не понятно,а уже в 7 становится понятен замысел писателя.Кинг показывает себя практически главным врагом для Алого короля и Джейку приходится проявить огромную смелость,для спасения самого Кинга.

Но именно 7 книга смогла убрать все разочарования и просто затянуть стремительным,суперинтересным рассказом о судьбе Роланда и его близких.Книга наполнена мрачностью и жестокостью,героям приходится совершать страшный выбор и у каждого он свой.Удалось соединить все линии цикла в один узел и закончить довольно непредсказуемой концовкой всю серию.

Это огромный труд Стивена Кинга на который он потратил почти 30 лет своей жизни.И ему удалось создать цикл,который будет очень долго интересен для всех любителей многих жанров,так ,как «Темную Башню» нельзя отнести к какому то одному жанру литературы.

«Темная Башня» — настоящий шедевр!!!

Я говорю — спасибо,сэй Кинг.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 февраля 2016 г.

Все переплетено, море нитей, но.

Потяни за нить, за ней потянется клубок.

Этот мир — веретено, совпадений — ноль.

Нитью быть или струной, или для битвы тетивой.

Все переплетено, в единый моток.

Нитяной комок и не ситцевый платок.

Перекати поле, гонит с неба ветерок,

Все переплетено, но не предопределено.

(Оксимирон – Всё переплетено)

Вот и закончился цикл «Темная башня». Это довольно длинное и глубокое произведение, наскоком его не возьмешь. Как полагает сам Стивен Кинг, ТБ – его лучшее творение. Ну что ж, его право.

Я оставил на каждую книгу отдельный отзыв, теперь осталось подвести итог. На мой взгляд, цикл получился не слишком ровным:

0 – Смиренные Сёстры Элурии – короткая повесть, оставляющая множество вопросов, но по-своему приоткрывающая цикл ТБ. Можно читать как до основных событий, так и после них. Оценка – твердая восьмёрка.

1 – Стрелок – тоже довольно короткий роман (относительно последующих). Стрелок предстает перед нами таинственным персонажем с таинственной целью. Эпатаж, вопросы, интриги. Но порой приходилось продираться сквозь повествование. Оценка – твердая восьмерка.

2 – Извлечение троих – самый, на мой взгляд, интересный роман. Его структура, переживания за героев, «наблюдательная» сторона Роланда – всё это резко выделяют его во всем цикле. Оценка – десятка с небольшим минусом.

3 – Бесплодные земли – наконец-то Роланд и его ка-тет начинает своё путешествие. Читателю предстоит узнать кое-что об устройстве мира, о Ладе. Оценка – девятка.

4 – Колдун и Кристалл – один из самых неожиданных романов. Кажется, что ка-тет продолжит двигаться вперёд. Он и движется, но не в физическом плане, а в метафизическом. Роланд рассказывает свою историю. Оценка – девятка.

4,5 – Ветер сквозь замочную скважину – маленький бонус к Темной башне. Не скажу, что Стивен Кинг намеревался написать «Ветер» заранее. Скорее он просто вернул читателя в мир Роланда на некоторое время. Под обложкой ждет история стрелка и сказка из его детстве. Оценка – восьмерка.

5 – Волки Кальи – самый затянутый роман цикла. Есть путешествие в Нью-Йорк и множество разговоров. Радует появление отца Кэллахэна. Не радует поведение Сюзанны.

6 – Песнь Сюзанны – необычный роман. Возвращение в Нью-Йорк, ответы на многие вопросы. И всё бы ничего, но финал получился провальным. Оценка – восьмерка с натяжкой.

7 – Темная башня – роман, который подводит итог. Кинг отвечает на вопросы, задает парочку новых. Финал (двойной) – победный панч, без него было бы иначе. В конце приятный бонус, который многое даёт для понимания. Итог – десятка. Но без панча была бы восьмерка.

Теперь немного о персонажах

Роланд – Стрелок из Гилеада, которому от 40 до тысячи лет. Сперва Роланд мне нравился, он был эпатажным, таинственным, истинно благородным. Но по мере того, как я шел по циклу ТБ, Стрелок перестал казаться мне действительно красивым персонажем (речь не о внешности, конечно). Сперва я переживал за его судьбу, но позднее – вряд ли.

Эдди – персонаж-шут. Время от времени Эдди берется за ум и действительно вывозит. Но всё портит его дурашливость. Однако этот тот персонаж, который реально вырос за всё время ТБ от торчка до Стрелка.

Сюзанна Дин – персонаж, который по праву считается для меня самым раздражающим. Её диссоциативное расстройство, «сладенький», Миа и тому подобное – брр. Никакого сочувствия. Никакого принятия. Сюзанна даже не кажется мне той, кто «спасла» Эдди.

Джейк – добрый и светлый герой, чем-то напоминает мне Карла Граймса из ходячих мертвецов, только более спокойный и рассудительный. Джейк радовал собой и своим появлением, он заставлял более-менее переживать за свою судьбу. Джейк так же сильно вырос за время ТБ.

Ыш – пожалуй, самый милый персонаж. Я решил отдельно его вынести в герои, потому что Ыш этого заслуживает. Он действительно сделал многое. Он смягчал атмосферу, заставлял улыбаться, спасал Джейка.

Отец Каллахэн – этот персонаж появился намного позднее, чем я того хотел бы. Но для меня Каллахэн – самый живой, самый яркий образ. Он заставлял переживать за себя, он выглядел настоящим, не картонным. Жаль только, что Отцу уделили меньше всех времени и внимания.

Так же я категорически не согласен с жанровым классификатором. «Темного фэнтези» я тут не заметил. Разве всё так чернушно и ужасно? Вряд ли. Скорее героик. И при чём тут «спасение мира»? Если вы прочитали до конца, то должна понять, что его тут нет. Совершенно и бесповоротно.

Заключение: очень интересный и продуманный цикл. Если бы Кинг не увлекался затянутостью и заигрыванием с читателем, была бы десятка. Всё-таки заметил я кое-какие лишние (ненужные, кхе-кхе) вещи. Но сама идея и её образ – это эталон.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 февраля 2010 г.

Представьте, что наш мир — не единственный. Что существуют неизведанные земли, даже неизведанные времена. Сотни тысяч миров — похожих на наш и совершенно от него отличающихся. И все миры представляют собой единое целое, огромную Вселенную, в центре которой возвышается тот стержень, что сохраняет равновесие. Основа основ мироздания — Тёмная башня посреди поля красных роз. Недалеко от неё стоит небольшой на фоне удивительно изящной громады человек. Жилистый, с лицом, иссечёнными морщинами, брюнет смотрит на цель своей жизни. Смотрит своими странными холодными глазами. Глазами последнего стрелка.

Роланд Дискейн несомненно один из самых ярких героев современной литературы. Он сочитает в себе черты героя романтической поэмы XIX века, из которой и выросла вся эпопея, с типичной для «спагетти-вестернов» натурой одинокого ковбоя. Спокойный, фанатично идущий к своей цели, последний в своём роде во всех смыслах этого слова, он не может ни привлечь к себе внимания читателей. Но он вовсе не очередной персонаж фильма о Диком Западе, и уж точно не Чайльд-Гарольд — Кинг придал стрелку глубину, он сделал его живым человеком, у которого «просто» не осталось ничего кроме цели да двух револьверов. По ходу романа он словно размораживается, его душа выходит из анабиоза благодаря вновь обретённому ка-тету: Эдди, Сюзанне, Джеку и, конечно, Ышу. Одно из главных достоинств «Тёмной башни» — несмотря на обилие героев, нет персонажей-функций в привычном нам смысле. «В привычном смысле», потому что в любом случае всё служит Башне, всё служит Лучу, ка и Гану.

Стивен Кинг смог, нанося всё новые слои повествования на картину этой великой истории, открывать новые слои смысла — он не затерялся в дебрях собственного

воображения, огромного замысла.

Из рассказа об постапокалиптическом мире и последних выживших в нём людях роман перерождается в повествование о поиске себя, поиске смысла жизни. Незаметно «Тёмная Башня» становится историей и о любви, о жертве, о фанатичном следовании к почти недостижимой мечте. В определённый момент в голову закрадывается мысль, что ты читал и читаешь очередную сказку о спасении мира. Но со временем опасения рассеиваются — «Песнь Сюзанны» и последняя часть истории говорят о потерях, и перед читателем возникает старый как мир вопрос: что важнее, мир в душе или власть над остальной Вселенной? И когда нам кажется, что история рассказана до конца, автор переворачивает всё с ног на голову, превращая эпопею в притчу об искуплении, и хочется перечитать всё заново.

Вернее, пережить. Ты тоже там, в ключевом мире.

И вместе с жилистым черноволосым человеком с глазами стрелка ты идёшь через поле роз, которые слегка колышутся на ветру, к центру Бытия. Солнце уже садится, как раз за башней, и она преображается в некий чёрный провал, щель в другие измерения. Но это лишь обман зрения, и вскоре вы подходите к двери, замираете на секунду перед входом в ожидании момента, когда исчезнет трубный глас, который слышится на поле. Медленно кладёте на землю револьверы — они были с вами всегда, тяжело расставаться. Хотите взяться за ручку, но дверь открывается сама, без всякого скрипа. И вы видите...

Оценка: 10


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

  




⇑ Наверх