FantLab ru

Брендон Сандерсон «Стальное Сердце»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.67
Оценок:
857
Моя оценка:
-

подробнее

Стальное Сердце

Steelheart

Роман, год; цикл «Мстители»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 51
Аннотация:

Десять лет назад пришла Напасть — взрыв в небе, который наделил обычных мужчин и женщин экстраординарными способностями. Общественность с благоговейным трепетом стала называть их эпиками.

Но эпики — не друзья для человека. Вместе со столь невероятным подарком пришло желание властвовать. А чтобы властвовать над людьми, надо подавить их волю.

Никто не сражается с эпиками… никто, кроме мстителей. Скрываясь в тени, группа обычных людей тратит свои жизни на изучение эпиков, обнаруживая их недостатки, а затем убивая.

Дэвид хочет стать одним из них. Он хочет убить Стальное Сердце – непобедимого эпика. Эпика, который убил отца Дэвида. В течение многих лет, как и общество мстителей, Дэвид изучает и планирует – и у него есть то, что нужно им. Не какой-то предмет, а бесценный опыт.

Он видел кровь Стального Сердца. И он жаждет возмездия.

Входит в:

— условный цикл «Мультиверсум Мстителей»  >  цикл «Мстители»


Номинации на премии:


номинант
Премия сайта Elbakin.net / Prix Elbakin.net, 2014 // Переводной подростковый роман фэнтези (США)

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2015 // Книги — Лучшая детско-юношеская фантастика года

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Стальное Сердце
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Steelheart
2013 г.
(английский)
Steelheart
2014 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начну издалека — первый суперзлодей со сверхсилами появился за две тысячи лет до Джокера и Доктора Зло.

Древнегреческий миф о Гигесе имеет как минимум 5 разных вариантов. В усредненном виде выглядит примерно так. Жил-был пастух Гигес, проживший простую и честную жизнь (на момент действия у него уже взрослые дети). Однажды его овца провалилась ногами в землю, вытаскивая ее он обнаружил подземную гробницу — а в ней Кольцо. Как только он его надел, рука стала невидимой, дальше понятно. Гигес долго думал для чего бы применить Кольцо, и перебрал кучу вариантов. Сначала он пытался выступать в цирке, платили хорошо, но выступать перед ржущей публикой может далеко не каждый. Дальше он пытался служить Добру и Справедливости…нет, не надел маску и разноцветное трико — он пошел в «сикофанты» («помощники правосудия», нечто среднее между частным детективом и доносчиком). Но вскоре пришел к выводу — ковыряние в чужих тайнах и «грязном белье» еще хуже чем выступать перед ржущими алкашами. В конце концов он пришел к выводу — для честного человека невидимость бесполезна. После чего он выкинул Кольцо со словами «тому кто доволен своей жизнью не нужны никакие чудеса и волшебство!» Однако вскоре в тех местах проехал пожилой царь Кандавл с молодой и очень красивой женой. Гигес не выдержал, заново отыскал Кольцо… вскоре списку его преступлений позавидовали бы многие злодеи мультов и комиксов (ну хотя бы потому что во многих комиксах и мультфильмах достаточно строгие требования цензуры).

В самом начале «Стального Сердца» второстепенный чар говорит старинную английскую пословицу «Сила портит!», а главный герой мрачно отвечает «Портит не сила, портит безнаказанность!»

В первый миг после прочтения, я вспомнил как однажды зашел в немодерируемый чатик, и меня чуть не стошнило от фонтанов яда и ненависти. Увы, наверно права другая древняя пословица «(ОН -) Мышонок вблизи, лев на безопасном расстоянии»; и интернет подтверждает мнение главного героя о том, что безнаказанность портит, и большинство людей сдерживают дурные желания не в силу природной добродетели, а в страхе перед наказанием от остальных людей.

А во второй миг, я вспомнил слова Гигеса, «тому кто доволен своей жизнью не нужны никакие чудеса и волшебство!» А если недоволен? Что сделает человек, получивший чудесную силу, если он недоволен своими соседями которые громко храпят по ночам, недоволен своей сварливой женой и тупыми ленивыми детьми, недоволен своим начальником который недавно сократил ему зарплату, наконец недоволен своими развязными и наглыми собеседниками в чатике? Сможет ли он сдерживать свои дурные желания получив безнаказанность, или он быстро повторит историю Гигеса?

В принципе дальше уже можно было не читать. Все, без малейших исключений, местные «суперы» не выдержали испытания безнаказанностью, и оказались «Гигесами».

Нечто подобное не ново — одинаковые злодеи постепенно надоедают, поэтому в типичных комиксах на одного супергероя приходится несколько десятков суперзлодеев. Зрителям жаждущим реализма и логичных объяснений придумали следующий «обоснуй» — сила портит, а сверх-сила тем более; поэтому большинство ее владельцев не выдерживают испытания и начинают ей злоупотреблять.

Но у Сандерсона все еще мрачнее, главный местный «герой» — Стальное Сердце (оммаж в сторону Супермена, которого в комиксах за неуязвимость часто называют «Человеком из Стали»), постепенно скатился даже глубже остальных «Гигесов». Как впрочем, и все остальные «герои» начавшие жить по известному принципу « я хороший, мне все можно!» (как вариант «раз я хороший — все что я делаю это хорошо!»). Этот подход не нов — возможны вы помните Суллу с его печально знаменитым «Все враги Рима — мои враги! Все мои враги — враги Рима!», и что Сулла сделал с «врагами Рима» (да-да, те самые проскрипции)

Произведение Сандерсона — самая лучшая деконструкция классических комиксов которую я видел. В ней я нашел то, что тщетно пытался найти в «Хранителях» Мура. За красивую и логичную, хотя и очень мрачную, деконструкцию произведение получает заслуженные 10 баллов

ПС: перечитывая «Илиаду» Гомера наткнулся на следующее «даже древние авторы считали Ахиллеса неоднозначной фигурой. В отрывке «Царя Приама» Софокла Гектор говорит «Легко геройствовать когда ты неуязвим!», на что младший сын Приама, Полит отвечает «Герой для банды разбойников мечтающих разграбить богатый город! А для меня — дерзкий беспредельщик, совершенно оборзевший от своей неуязвимости!»»

Оценка: 10
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну что же, Сандерсон не изменяет себе и пишет новые книги вместо продолжения уже вышедших произведений. На этот раз Брендон решил поэксплуатировать снова тему диктаторства и превосходства персонажей со сверхспособностями над обычными людьми. Только теперь действие разворачивается в нашем мире в недалеком будущем. И подобно сотням других современным книгам, главным героем оказывается подросток. Не хочется ворчать, но эта модная тенденция учить детей убивать и делать из них насильно героев путем лишения их всех благ и родственников, начинает серьезно напрягать. В свое оправдание Сандерсон утверждает, что задумал книгу еще в 2007 году. И вот, поддавшись моде, в сентябре вышло «Стальное Сердце».

Не стоит полагать, будто «Стальное сердце»- это какая-то метафора или намек на нечто большее, нет, Стальное Сердце – это не более, чем очередное нелепое имя супер героя из комиксов. «Стальным сердцем» гордо наречен главный тиран, психопат и угнетатель выжившего человечества в Ньюкаго, города появившегося на месте когда-то всем известного Чикаго. Но от былых времен в современных разрушенных штатах Америки, не осталось даже озера Мичиган. В Ньюкаго теперь всем правит сталь.

Виной всему стало появление у обычных людей супер способностей после того, как в небе появилось неизвестное небесное тело с говорящим названием «Calamity». Земля не разбилась, цунами не случилось, кислорода всем хватает. Произошло нечто более ужасное, у самых обычных людей разного возраста, пола и расы открылись уникальные супер способности. Кто-то может управлять стихиями, кто-то стал мастером иллюзий, кому – то подвластны законы физики и миро воздания. Но с силой пришло если не безумие, то желание властвовать и разрушать. Каждый, кто приобрел силу, как будто напрочь забыл про человечность, благородство и сострадание.

Люди, став суперменами, решили показать остальным свое место и стали править, как кровожадные боги из древних времен. Эти самопровозглашенные властелины, перед лицом которых пало государство, зовутся Эпики. Эпики одновременно схожи и различны, их способности поддаются классификации, но происхождение и природа их силы не подчиняются здравому смыслу. Кто-то слабее, кто-то сильнее, но всех их объединяет одно: они обладают практически полной неуязвимостью за исключением одной слабости. А тайну своей ахиллесовой пяты Эпики хранят с особой тщательностью. Ведь зная ее, можно совершить единственное преступление в беззаконном мире – простому человеку убить Эпика.

Однако желающих совершить таких подвигов мало. Сопротивление тиранам давно в прошлом. За десятилетие войны между самими Эпиками за господство над самой прибыльной территорией и войны Эпиков с остатками американской армии полностью уничтожили в людях дух сопротивления. Все выжившие в этом беспределе давно усвоили — бессмысленно вставать на пути у Эпика и его целью. Эпикам дозволенно совершать все, что угодно. Они — как разрушительное явление природы, цунами или ураган. И тебе повезло, если Эпик не задержал свое внимание на тебе. Если же кому-то удалось попасть в сферу их интересов, или просто оказаться в неправильном месте в неправильное время — никто не придет на помощь. Люди просто пройдут мимо.

Но не всех устраивает такое положение вещей. Есть те, кто пытаются организовать сопротивление и дать отпор безнаказанности Эпиков. Восемнадцатилетний Дэвид узнает, что в Ньюкаго в скором времени совершит очередное дерзкое нападение группа сопротивления. Дэвид внимательно следит за приготовлениями Реконеров и в нужное время оказывается в правильном месте. Он вмешивается в серьезную операцию по устранению одного мерзкого Эпика средней руки, тем самым спасая ячейку сопротивления от провала.

Намерения Дэвида просты, он хочет убивать Эпиков. Цель его жизни – добраться до Стального Сердца. Вот уже десять лет, как Дэвид живет с этой идеей. Сирота, бывший работник фабрики по производству оружия, он намерен увидеть крах правления Стального Сердца. У Дэвида есть план, желание, а теперь и потенциальные союзники в лице группы сопротивления. Но не только это заставляет сердце Дэвида биться чаще и мечтать о большем. Среди команды подпольщиков есть одна персона, которая поразила Дэвида с первой встречи. Ее зовут Меган, и она – красивая блондинка, чуть старше его, умеющая обращаться с оружием так же хорошо, как и силовики команды. Именно ее Дэвиду предстоит в первую очередь разубедить в абсурдности своего гениального плана.

На каждый аргумент Дэвида в пользу убийства Стального Сердца, у Меган находится два против. Какой смысл в замене одного тирана на другого? Что случится с Ньюкаго, если ударить по системам обеспечения города? Тысячи людей живут не смотря ни на что своей обычной жизнь. Многие стремятся в Ньюкаго за лучшей долей. Ведь в городе есть свет, вода и подобие порядка. Везде, где правят Эпики, царит монархия, но кое-где и анархия, и в руинах других некогда великих городов у людей нет ничего, кроме страха и террора, а здесь у них есть подобие прежней жизни. Так ли это правильно оставить после смерти Стального Сердца вакуум, который непременно заполнится неизвестным злом. При всех своих злодеяниях, Стальное Сердце, знает, какой минимум предоставить людям, чтобы Ньюкаго считался завидным местом для обитания. Его империи нужны все: и простые рабочие, и клерки, и военные. Многие готовы пойти на эту сделку. Город живет и развивается. Во благо ли разрушить все это в угоду мести? Меган задает Дэвиду непростые вопросы, на которые у него нет ответов. И по правде сказать, он и не стремится их найти. Стоит ли Реконерам ввязываться в личную вендетту Дэвиду? Ведь обратно пути нет, объявив вызов Стальному Сердцу, группа рискует не только своими жизнями. На кону будущее сопротивления.

У Меган есть право на сомнение, ведь Дэвид никогда не стремился стать героем, или освободить человечество. При всей его целеустремленности и верности своей цели, он всего лишь хочет убить того, кто забрал жизнь его отца. Никто не знает, что десять лет назад восьмилетний Дэвид стал свидетелем поистине эпичного события: рождения эпохи правления Стального Сердца. Дэвид – единственный свидетель тех событий, которые произошли в тот день в одном обычном банке, когда Чикаго накрыла стальная волна, превратившая все неодушевленные предметы в пласты стали. Когда Стальное Сердце раскрыл в полной мере свои способности, он также приоткрыл тайну своей погибели. Лишь Дэвиду известно, каким образом неуязвимый тиран получил свой единственный шрам.

И хотя история Дэвида глубоко впечатлила Реконеров, только после нескольких совместных операций и серьезных убеждений, Дэвид завоевывает доверие лидера группы и убеждает его действовать. Решение принято, Реконеры берут на себя ответственность изменить судьбы людей, живущих в Ньюкаго. Они решили, что пора показать миру, что человек не боится Эпика. И может убить его. Процесс запущен. Реконеры придерживаются нового плана действий. Но чем ближе к концу, тем больше их миссия кажется невыполнимой. Потери, ссоры, напряжение. Неумолимая гонка со временем. Близится финальная битва, и Дэвид должен, во что бы то ни стало найти в своих воспоминаниях из прошлого ответ на главный вопрос: как убить Стальное Сердце? Увлеченный стремительными событиями, он до самого конца, остается слеп к более главным вопросам. И тем ответам, которые все это время были у него перед носом.

Читателю же будет достаточно легко разгадать основные сюжетные повороты и вычислить рояли в кустах. Не сказать, что они блещут оригинальностью или новизной, но они вполне уместны и цельно вписываются в общее повествование. А так Стальное Сердце представляет собой типичный экшен про подростков в мире после катастрофы/трагедии, навсегда изменивший будущее избалованного благами 21 века цивилизованного человека. В силу сюжетной линии и задумки книги, нет здесь сложной магии, зато есть замысловатая классификация способностей. Слабый субститут обычно сильной стороны книг Брендона. Стоит отметить, что Сандерсон так же обошелся без чернухи. Он как бы обошел острые моменты бедственного положения простых людей, сосредоточившись на вылазках и миссиях отряда. Не скажу, что книга потеряла многое, но определенно что-то реалистичное осталось за страницами. С другой стороны, делаем скидку, на книгу для подростков. Все авторы грешат в этом жанре бытовыми проблемами написанного ими мира. Хорошо, хоть нет вечного любовника треугольника….хотя нет, он есть! Дэвид какое-то время разрывается между привязанностью к своей винтовке и новым непонятным чувствам к Меган. Новаторство то какое. Мужской персонаж, не девушка, метающаяся между двух парней.

Что касается идеи, как таковой, то наверно поколениям, воспитанным на благородных героях в трико, скрывающих свои правильные лица, накаченные торсы и благородные намерения под нелепой одеждой, придется по вкусу альтернативный взгляд на супер способности и не типичное использование супер силы. Оказывается наличие последних, не гарантирует хэппи энд и спасение мира. Ужас, какое ж это потрясение. Ну, прямо мир перевернулся. Может быть наоборот, это очень правдоподобное развитие событий? Ведь, как известно, безграничная власть портит людей с маленьким сердцем и кривой душой. А желание заработать денег на модной теме портит репутацию автора у некоторых впечатлительных читателей. Все-таки Сандерсон очень сильно рискует стать самым плодовитым писателем современности. Столько ненаписанных идей, столько написанных книг. А вот тех, что хочется перечитать мало.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Забавно начать читать произведение, чтобы понять вдруг :) , что ты читаешь комикс. Собственно, ведь, это Marvel, с суперменами, но без картинок. Как уж там супермены между собой разбираются — неважно. Важно, что добро сильнее зла. Добро, оно победит.

Просто не знаю, как оценить. Как комикс, или как повесть (роман).

Ну забавно, хотя несоответствий куча. Рояли в каждом закоулке.

Это, кстати, относится и к продолжениям. Там еще смешнее.

Ну, пусть расцветают все цветы! :)

Оценка: 5
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Всем хорошо известно, что каждому злодею в этом мире противостоит собственный герой. Так сказать, принцип дуализма в действии. И чем злодеестее злодей, тем круче должен быть герой. Лексу Лютеру — супермен, психованному Джокеру — Бэтмен, надменному Магнето -целая команда Людей-Икс. В мире, с начала времен разделенному на Черное и Белое, дОлжно поддерживать равновесие и, если кто-то упорно его разрушает и сеет в нем хаос, нужен кто-то, кто будет бороться за закон и порядок. Причем буквально: с помощью огня и меча. Как известно, клин клином вышибают.

Так, примерно, и происходит в этом романе. Когда в мире неожиданно появляются наделенные суперспособностями граждане Эпики, то они все поголовно оказываются не супергероями, а суперзлодеями и маньяками, которые борются друг с другом за власть, попутно разнося на клочки весь устоявшийся порядок. Утешает только, что у каждого Эпика одна, от силы две, суперспособности. Плюс еще обязательное «слабое место» — свойство, качество, предмет — сводящее к нулю все его «супер». Так что, даже у слабых людей остается шанс выступить против узурпаторов на равных.

Юный герой Дэвид, ставший еще в детстве жертвой междоусобной борьбы Эпиков, живет только ради мести самому могучему из них — Стальному Сердцу. Ради этого он вступает в отряд Сопротивления — Реконеров — последних их тех, кто противостоит безумным маньякам. Ну, и далее понеслось — погони, стрельба, взрывы, причудливые технологии, заговоры, тайны. Любовь, естественно, куда же без нее.

В сюжете читатель без труда найдет параллели с «Городом Богов» — разрушающийся Мегаполис с мрачной тайной, с «Пепел и Сталь» — заговор группы талантливых авантюристов, дерзкий и безнадежный, c «Дикими картами» с их внезапным превращением простых обывателей в суперов и с «Людьми Икс» c их разнообразными свойствами и непрекращающейся войной. И, несмотря на эти многочисленные узнаваемые мотивы и даже прямые цитаты, традиционный сюжет и предсказуемое действие/из-за чего не являюсь поклонницей всего семейства «супер»/, мне история понравилась.

Понравилась как раз тем, за что обычно принято ругать: подростковой наивностью и максимализмом, линейностью изложения, схематичностью сюжета и характеров. Такая знакомая история о героях и злодеях с приставками «супер» стремительно начинается и также стремительно завершается. Все происходит без особых изысков и вполне традиционно, просто и незатейливо, как любая история о супергероях и суперзлодеях, где Зло и Добро сталкиваются в вечном противостоянии.

Есть и еще одно достоинство — история коротка и вполне завершена, хотя и оставляет возможность для добавления новых эпизодов. Само существование команды Реконеров обещает разнообразные продолжения. И я лично не была бы против: хотелось бы узнать, что стало причиной появления Эпиков и почему они все стали поголовно «темными».

Не ждите от этого романа сложности и запутанности «Обреченных королевств», изысканности «Города Богов» или обреченности «Легиона». Это то, что есть — крепкая, профессионально скроенная и очень традиционная история о «супер» и только. Если нравятся подобные сюжеты и герои — понравится и эта, а на нет — и суда нет.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга прочиталась легко, значит, таковой и является. Автор придумал необычный сеттинг, но не стал его никак объяснять. Вот какая-то Х-звезда, а вон Х-мены побежали! От этого чувствуешь себя обманутым, автор намерено обходит некоторые важные моменты мира стороной, словно они и вовсе не имеют значения. Ну да ладно, как бы он выбрал писать о другом и получилось неплохо. Один раз прочитать можно, но дальше придется еще уделить время и другим книгам. Надеюсь, они хоть что-то прояснят.

И еще у книги получился не очень аккуратный конец, ждешь чего-то эпичного, а на деле какая-то мелкая потасовка с несколькими потенциально интересными моментами, но подаными между делом, впопыхах. И по сути мы получили копию драки в самом начале, только народу побольше. А ведь можно было сделать что-то менее предсказуемое и более поражающее воображение.

Эпики же!

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Даже у сильных мира того есть слабости

***

Жанр «янг эдалт» — штука занятная. Его можно критиковать в пух и прах, когда на глаза попадается какие-нибудь «Крылья», «Двоедушник» или «Бегущий по лабиринту». Его можно воспринимать со скепсисом, но воспринимать, его к нему решаются приобщиться мэтры современной фантастики, например, Аберкромби с его «Расшатанным морем». Наконец, «янг эдалт» можно хвалить, если удается в серой массе найти проблеск света (для меня это – М. Лоуренс с его книгами про Йорга). Но как же относиться к жанру, если его для своих произведений выбирает Брендон Сандерсон – персона номер 1 в мире современного фэнтези? И здесь нет преувеличений. Сапковский ныне чуть позабыт, Мартин слишком подустал, а вышеупомянутый Аберкромби всё который год трудится над новыми книгами «Земного круга». Так вот, «Стальное сердце» написано в жанре янг эдалт, что нехарактерно для Брендона. Всё-таки Сандерсон – автор эпический вещей, где всегда много ПОВов, где мир прописан от и до, где каждое ружье выстреливает, а то и не раз. Для янг эдалт всё это является лишним. Но даже при этом кое-какие свои черты Сандерсон перенес в «Стальное сердце».

Роман рассказывает о близком будущем. После Напасти (событие, происхождение которого и не пытайтесь узнать) люди разделились на два лагеря – Эпиков и обычных людей. Эпики – люди со сверхспособностями. Неудивительно, что они быстро завоевали мир, начиная править целыми городами. Полнейший тоталитаризм. Это вполне типично для янг эдалта. Главный герой – Дэвид – 18-летний парень, желающий отомстить Стальному Сердцу – эпику, убившему отца юноши. Собственно, вот и весь сюжет.

К стилистике текста и динамике претензий нет и быть не может. Сандерсон никогда не был замечен в розливе воды. Поэтому «Стальное сердце» читается очень легко и быстро, главы короткие, экшена много. Немного странным выглядит «местный слэнг» — ругательства и восклицания, но к ним привыкаешь быстро.

За что можно пожурить автора и его произведение? Уж не знаю. Беря в руки «Стальное сердце», читатель должен понимать, какой жанр представляет собой книга. Поэтому все минусы типа «без глубины» или «почему так плохо выписан мир» априори снимаются. Поэтому как таковых минусов, откровенных и огромных, назвать не могу.

Заключение: «Стальное сердце» — занятный роман на 2-3 вечера. Читается легко и интересно. Плюс Сандерсон был бы не Сандерсон, если бы не несколько интересных твистов. Что ж, приступаю к «Огненному мстителю».

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал «Стальное сердце». В принципе, доволен. Если бы Сандерсон всегда писал в таком стиле, то, возможно, «Архив Буресвета» не был бы таким затянутым и скучным.

Это качественный боевик про людей со сверхспособностями, причем, в отличие от большинства произведений такого рода, супергерои тут — на самом деле суперзлодеи.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ну, почти все

На первый взгляд сюжет незамысловат, но автор ловко добавляет интереса, вставляя в повествование несколько моментов в стиле «Вот это поворот!» Но, я думаю, читать эту книгу надо не ради сюжетных изысков, а ради экшн-сцен. Повествование идёт по схеме «буйная драка, которая сменяется сеансом рефлексии главных героев, которая опять сменяется дракой».

Я поставил книге такую оценку из-за того, что Сандерсон не был бы Сандерсоном, если б не добавил некоторое количество затянутых отступлений, которые, имхо, только всё портят.

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень динамичное, очаровательное и профессионально исполненное произведение в рамках заданного жанра (подростковой фантастики). В двух словах можно описать цитатой Коди о волынке — «смесь силы, хрупкости и чуда».

Сюжет и основная идея, как минимум, любопытные. Супер-силы, супер-герои... В начале как следует обдало марвельщиной, подумал — все, приехали, кина не будет. Но нет. Уверен, если эта книга доберется до экранов, это будет лучшее супер-геройское кино, на зуб поспорю. Хотя лучше на галстук. Никто ж не застрахован от Уве Болла.

Из досадного здесь только одно – изначальная ориентированность на идеальный блокбастер, как это ни странно. Ощущение, как будто не хватило эфирного времени на многие вещи, которые требуют пояснений и подробностей: космические силы, внезапно ниспосланные на людишек эфемерной Напастью, не логичные поступки персонажей. Много неизученных моментов, вопросов без ответов и прочей важной для читателя чепухи, но не столь необходимой зрителю. Слишком упрощенными кажутся некоторые события, а сюжет скачет все дальше, подкармливая невнятными оправданиями.

Мир показался нейтральным, в буквальном смысле непроглядным. Ну да и мрак с ним! Зато команда бравых тимуровцев удалась на загляденье — это сильные личности с «характером», собственными взглядами и особенностями в образах. Они не оригиналы, но это живые люди, простые смертные в отличие от антагонистов, и каждый из них по внутренней наполненности перещеголяет всех глав гадов книги вместе взятых (хотя это скорее камень в огород последних). Работая заодно, главные герои демонстрируют удивительную магию синергии — сумма их качеств позволяет творить невероятные вещи.

Повествование качественное, будто автор держит под контролем каждую строчку, что срывается с его пера — он пишет стремительно, умно, культурно и увлекательно. Подкидывает мысли для размышления, выдает меткие афоризмы, возводит красивые конструкции из незамысловатых истин. Автор мешает компоненты любой хорошей книги в равных пропорциях, интригует, добавляет щепотку оригинальности и любви к собственному делу, и – вуаля, не вызывает сомнений то, что наблюдаешь работу мастера. Который задался целью быстро-быстро воплотить в жизнь интересную задумку (ведь на шее висит еще куча не завершенных проектов) и, к сожалению, в процессе потерял несколько важных деталей.

Особый поклон за логичный финал – книга целостная и завершенная, независимо от того, что это лишь первая часть трилогии. Не смотря на недостатки, она короткая и написана приятным и грамотным языком, порой милая до наивности, трогательная. Обожаю такие штуки. Так получилось, что, не искушенный в подобной литературе, я как Сольвейг в той самой хижине все ждал своего Сандерсона-Пер Гюнта. И дождался! Как вам метафора, а?

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман в стиле комиксов про супергероев с интересными поворотами сюжета. По мне так стиль Сандерсона всегда был этакий «детско-юношеский», и его фэнтези это на руку не играло. Но вот к супергероям подошло как раз хорошо, так что из всех его книг могу порекомендовать в первую очередь именно эту. Особенно если вам нравятся супергерои, комиксы, или хотя бы фильмы по DC или Marvel. Вполне себе уровень хорошего комикса, и атмосфера замечательная. Проработка мира у Сандерсона всегда хороша. Персонажи и диалоги – в подростково-непосредственном стиле, опять же, как всегда. Но комиксу это идет.

Оценка: 6
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ничего особенного как бы и не ждал, с творчеством автора знаком не был, но все эти «эпики» настолько на слуху у всех что ожидать чего уровня «Хранителей» не приходилось.

Я не ошибся.

Персонажи весьма картонны, хотя командное взаимодействие показано не плохо (но это не «Светлячок»). Мне кажется что у экипажа «Кэтти Джей» персонажи в разы лучше выписаны. Не похоже на комплимент.

Дальше — атмосфера. Ее нет. Рассказы Дэвида о том что было, как он учился и т.д. и т.п. не дают атмосферы. Вечная Ночь тоже. Стальные подземелья тоже. Понимаете? Атмосфера не загублена — ее нет. Как можно иметь такую благодатную почву и не постараться сделать ее плодородной? Вернее, плоды она свои приносит, Брендон пишет в разделе «Благодарности» об экранизации. Но читатель хочет не этого. Читателю подавай хорошо созданный мир.

А хотите я вам расскажу как главный герой попал в команду Реконеров (эти Мстители меня коробят)? Он пришел, типа разрулил ситуацию во время покушения (на самом деле все испортил), плелся следом за отрядом и после своей плаксивой истории его взяли в отряд! Ну хорошо, у него вагон исследовательских данных — но отряд малочисленный, члены его должны полагаться друг на друга. Как можно полагаться на парня которого знаешь пять минут? Тут на помощь приходит самое ужасное — рояли в кустах. Каждая опасная ситуация разруливается роялем. Мощным таким, ламповым.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
внезапно с двух рук получилось застрелить эпика, внезапно лидер группы — эпик умеющий лечить, отражать удары и создавать импульсы уничтожающие материю на своем пути, внезапно любовный интерес Дэвида — эпик который спасет ему жизнь, внезапно лидер группы пришел на помощь (к этому еще вернусь), внезапно в подземной лаборатории куча всяких медикаментов и пакетов крови, внезапно у подпольной группы Реконеров куча денег на транспорт и оружие и так далее.
Откуда все это??? Разве нельзя быть чуть-чуть жестче с персонажами?

А теперь самое смешное. Я расчитывал на то что в романе более-менее надавят на тему того что «власть развращает». Нет.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
у нас во время использования суперспособностей сдвиг по фазе происходит. Поэтому Проф используя эти способности просто звереет, ему как бы тяжело держать себя в руках. Он ругается, орет и вообще ведет себя как истеричка. Но при этом он не несет никакой угрозы команде. ВООБЩЕ.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Да, по сути побочный эффект применения суперспособностей — истеричность. Этим объясняется все. В том числе отсутствие в романе героев-эпиков.

Умные Тиа и Проф не смогли допереть до того что у них в отряде

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
эпик-крот
. Гении!

Кому-то может быть захочется узнать про любовную линию, но она настолько нелепа что я даже говорить о ней не хочу.

Почему роман дочитан и я все же куплю продолжение? Потому что я надеюсь на более серьезные щщи. Почва есть, автор — дай жару!

Тем более что давать есть что — экшен в книге очень хорош. Он не сумбурен, не беспорядочен. При прочтении ты можешь понять ЧТО происходит и КТО в поединке/погоне ЧЕМ занимается. Это очень хорошо. Атмосферу надо прикрутить. Брендон, как мне кажется, просто не забивал голову этим.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Городское современное фэнтези с участием супергероев и суперзлодеев. Не уверен, что этот подход к фэнтези у Сандерсона мне нравится больше чем его циклы с «средневековым налетом». Однако это все-таки Сандерсон. Здесь нет религиозных вопросов (почти, если не считать веры в добрых Эпиков), нет главного героя — сильной женщины (хотя есть таковые среди второстепенных), разумеется, как и всегда, есть любовная (на уровне платонической) линия. Есть остросюжетность, психологичность, далеко не все задумки автора угадываются. И, конечно же, есть закатывание глаз, поднятие бровей и подпрыгивание от неожиданности))) В общем — это Сандерсон, со всеми плюсами и минусами (плюсов, по мне, на порядок больше)

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая иллюстрация изнанки супергеройского мира, эдакого альтернативного взгляда на проблему вечного стерильно-пафосного супер(бэт)менства.

Я боялся, что после монументального «Обречённого королевства», лёгкое супергероистое чтиво про злых обормотов и благородных мстителей, больше рассчитанное на подростков, покажется несколько «не по уровню» Сандерсона, и первые страниц сто даже были скучны и утомительны, но потом действие разогналось на полную катушку. Ориентация на юношескую аудиторию чувствуется, но она ничуть не портится слогом. Сандерсону равно хорошо удаются и экшен-сцены, и погони, и яростная динамика в «Стальном Сердце», и эпохальность мира вкупе с продуманностью, бесконечными описаниями, войнами и интригами в «Королевстве». Причем, в «СС» нет ни намёка на бездумную графоманию, напротив, немало скомканных мест, которые можно было бы развить ещё больше, придумать других эпиков, раскрыть побольше Напасть, иерархию, причины… Но, видимо, это всё будет в продолжениях.

Понравилась и сама нечасто мне встречающаяся идея выставить все суперспособности наперекор добру, очернить их носителей, выдав народу таких «покорителей», и реализация, которую можно описать как «простенько и со вкусом, послевкусием и желанием вкусить еще». Впрочем, сама книга и сюжет почти ничем не удивили. Написано очень добротно, но каких-то нереалистично поданных или с особым хитроумием выдуманных способностей или слабостей не встретил, равно как и сюжетные повороты не были чем-то шокирующим или так уж интригующим (да, и тот самый, после погони на мотоциклах, и финальный, и даже секрет Стального Сердца). А вот читать было весело, эмоционально и весьма приятно. Там, где было отчаяние, оно и чувствовалось. Там, где надо было посочувствовать герою, тоже было достаточно честно выписано. Из того, что могу занести в минусы, в первую очередь, отмечу ставшую уже обычностью помощь автора главным героям. Там повезло, тут ум быстро выручил, здесь пришёл на помощь слепой случай или вообще просто пощадили… Пинать такую традицию можно долго, но она уже давно стала частью героики, поэтому лишь чуть морщишься при очередном таком случае. А во-вторых, хочется всё же больше о вселенной узнать, а не зажиматься в одном лишь Ньюкаго. Видимо, злую шутку сыграло то, что после большого числа линий в «Обречённом королевстве» я подсознательно ожидал, что и здесь Сандерсон провернёт что-то подобное, наслоив кучу разных героев. Но здесь он просто отдохнул. Посему и оценка 7-7,5 баллов, что это книга на один вечер, приятно написанная, с тонной динамики и с немалым заделом на хороший цикл, но не более. Впрочем, не исключаю: был бы я подростком лет 14-16, наверное, вообще испытал бы незабываемого эпика при чтении. Мощностью в несколько энергобатарей или Стальных Сердец.

P.S. Финальный бой (да и в принципе, помиссионное построение сюжетки), кстати, здорово напомнил сражения со всякоразными толстыми боссами в концах уровней видеоигр, когда мучительно подбираешь прямо в процессе боя их слабые места, следишь за полосочками здоровья, разрабатываешь тактику, попутно отвлекаясь на кучу мелких прихвостней… Адреналин в такие моменты так и хлещет.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сандерсон владеет какой-то магией, не иначе, или почему у него из обычного антиутопического сюжета получается неплохая и удивительная история? В основе «Стального Сердца» лежит банальная история по то, как небольшая группка повстанцев пытается спасти мир от агрессивных захватчиков. Но все это завернуто в новый фантик — и получается очень годная книга. Но есть тут свои но, о которых попозже.

Этот мир был вполне обычным, пока не произошло что-то, после чего некоторые люди обрели суперспособности. То ли изначально эти люди были «с гнильцой», то ли способности так влияют на психику, но эпики все отъявленные отморозки, готовые убивать людей и захватывать города. Простые люди вынуждены жить в страхе под гнетом эпиков. Но вполне ожидаемо, появляются люди, готовые дать отпор.

У нашего ГГ в детстве Стальное Сердце убил отца, и сын с тех пор живет одной мыслью об отмщении. Он сам по себе не глуп, а конкретная цель заставила его быть еще более изворотливым. Ведь он хочет убить главного эпика города, а для этого ему надо вычислить подпольных повстанцев и вступить в их ряды.

И все-таки эта книга оказалась для меня послабее других у автора. Сюжет, как я уже говорила, узнаваем, а ведь Сандерсон уже приучил ждать чего-то нового. Плохие парни владеют суперсилами, которые смахивают на хорошо известные читателю сверхспособности людей Х или других комиксных супергероев (это не то, что уникальная аломантия или шаод). Да и характер героев раскрыт не очень — то ли не хватило сюжета, чтобы придать всем персонажам объемности и изюминки, то ли эти ополченцы так похожи друг на друга из-за общей неблагоприятной среды обитания, что даже к концу книги я не особо их отличала (только ГГ, так как он его имени идет повествование, да Меган, потому что она девушка, которая нравится ГГ).

Несомненно я возьмусь за продолжение, ведь книга все-равно хороша. Но знаю, что Сандерсон может лучше.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга подростковая, комиксовая, на соответствующем уровне, но довольно забавная. Тем, кто без содрогания может читать комиксы по супергероям, рекомендуется. Что случится, если в мире появятся люди со сверхпособностями, но они не породят супергероев. Ведь суперсилы это не только дар, но и проклятье, вместе с божественной силой приходит божественная надменность. Мир лежит в руинах, остатками городов правят жестокие Высшие Эпики, миллионы людей уничтожены. Так как же бороться с ними, с тем, кто может размазать тебя как муху всего за секунду. По закону жанра у Эпиков есть слабости, самые охраняемые ими секреты. И это самое главное, вычисление их даст шанс на победу. Автор не скатывается совсем уж в комиксовость, понимает, что у обычного человека практически нет шансов против Эпика. Один, два раза могло повезти, но постоянно, нет. Поэтому на помощь приходят технологии, разработанные на основе способностей Эпиков. Эта комбинация позволяет развернуть относительно правдоподобное и динамичное противостояние между людьми и Эпиками. Легкое чтиво без претензий, кинематографичный экшен, небольшие загадки и логичное завершение. Именно такая, какая должна быть первая книги трилогии, призванная ознакомить с миром и героями.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Герои обязательно придут, и иногда им нужно помогать».

На небосклоне англоязычного фэнтези в последние годы зажглось немало ярких звёзд — Джо Аберкромби, Патрик Ротфусс, Энтони Райан, но даже на их фоне Брендон Сандерсон со своей изрядной работоспособностью и бескрайним воображением выглядит писателем, который вот-вот и вырастет в непререкаемого лидера фантастики/фэнтези.

В то время как некоторые, ныне популярные авторы превращаются скорее в медийных фигур, Брендон Сандерсон каждый день доказывает и показывает своим читателям, как должен работать профессиональный писатель. Для справки в 2013 году он опубликовал несколько произведений малой формы и три полноценных романа – завершение эпопеи «Колесо Времени» Роберта Джордана; «Ритматист» и «Стальное Сердце».

«Стальное Сердце» — это первая книга из запланированной автором «young adult» фэнтези трилогии. Роман написан в популярном нынче антураже постапокалипсиса и молодежной антиутопии. Этот жанр в наши дни является одним из самых коммерчески выгодных, примеры «Голодных игр», «Бегущего в лабиринте» и прочих произведений наглядно это доказывают.

Брендон Сандерсон говорит, что первая идея этого произведения посетила его голову во время книжного тура в 2007 году. Спустя много лет его друг Джеймс Дашнер, прознав об этой задумке, посоветовал Брендону обратиться к своему знакомому редактору, которая, можно сказать, набила руку на приведении неплохих задумок в жанре кидалта до готовых продуктов-бестселлеров.

Главный герой романа — Дэвид Чарльстон. Цель его жизни — отомстить за убийство своего отца. В этом ему могут помочь – Реконеры – группа практикующих киллеров, которые в тайне уничтожают кровожадных супергероев. Именно такой сверхчеловек по имени «Стальное Сердце» и оборвал жизнь отца Дэвида.

Если сравнивать новый роман с таким шедевром эпического фэнтези как «Обреченное королевство», то надо сразу же отметить, что динамика в «Стальном Сердце» бешенная. Один герой, одна точка зрения, много юмора, иронии и потрясающее мастерство автора – роман не отпускает до последних страниц.

У Брендона Сандерсона получились интересные, колоритные, но при этом адекватные персонажи, которым веришь и сопереживаешь. Главный герой на протяжении всей книги забавляет читателя своими неподражаемыми метафорами. Команда Реконеров спорит, подкалывает друг друга, они ведут себя как обычные люди. Автор сумел гармонично представить героев и показать широкой публике интересную историю. Роман получился динамичный и напряженный с несколькими неожиданными сюжетными ходами и отличным клиффхангером на грядущие книги трилогии.

Итого: отличный роман в своем жанре и стиле, который порадует и молодежь, и более возрастную категорию читателей. Стоит отметить, что однозначно это не лучшая работа Сандерсона, но при всех минусах, характерных для такого рода литературы, «Стальное Сердце» однозначно должен занять почетное место в топе подростковых и молодежных книг, потеснив и Дашнера, и Коллинз, и Янси.

P.S. Отзывы Патрика Ротфусса и Джеймса Дашнера о «Стальном Сердце»:

«К сожалению, для моего эго, «Стальное Сердце» — это еще одна победа для Сандерсона, доказывающая, что он не только блестящий автор эпического фэнтези, а правильнее сказать, он просто гениальный писатель. И точка. Я просто скажу, что «Стальное Сердце» — великолепная книга. Насыщенный текст. Интересный взгляд на супергероев. Интересное миростроение. Безусловно, этот роман стоит вашего времени». Ротфусс.

«Фантастика! Неослабевающий саспенс и будоражащая концовка с событиями, над которыми я буду размышлять долгое время». Дашнер.

P.P.S. Большой респект команде переводчиков. Текст, практически идеал и с точки зрения стиля, и с точки зрения достоверности оригиналу. Спасибо!

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх