FantLab ru

Леся Украинка «Лесная песня»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.97
Голосов:
131
Моя оценка:
-

подробнее

Лесная песня

Лісова пісня

Пьеса, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 26
Аннотация:

Трагическая и поэтическая история любви лесной красавицы Мавки (персонаж славянской мифологии, близкий к русалке) и обыкновенного парня.

Примечание:

Датируется 25.07.1911 г.

Впервые напечатана в ЛНВ, 1912, кн. III, стр. 401 – 448. В январе 1914 г. вышло отдельное издание пьесы.


Входит в:


Экранизации:

«Лесная песня» 1961, СССР, реж: Виктор Ивченко

«Лесная песнь» 1976, СССР, реж: Алла Грачева

«Лесная песня. Мавка» 1980, СССР, реж: Юрий Ильенко

«Мавка. Лесная песня» / «Мавка. Лісова пісня» 2021, Украина, реж: Александра Рубан



Похожие произведения:

 

 


Избранное
1946 г.
Собрание сочинений в 3-х томах. Том 2. Драматические произведения
1950 г.
Стихотворения и поэмы
1951 г.
Избранные произведения
1952 г.
Лесная песня
1953 г.
Драматические произведения
1954 г.
Избранные произведения
1954 г.
Леся Украинка. Избранное
1954 г.
Собрание сочинений в 4-х томах. Том 3. Драматические произведения
1956 г.
Лесная песня
1960 г.
Повести и рассказы. Стихотворения. Поэмы. Драмы
1968 г.
Избранное
1971 г.
Избранные произведения
1979 г.
Леся Украинка. Избранное
1984 г.
Украинская классическая драматургия
1985 г.
Лесная песня
1988 г.

Издания на иностранных языках:

Лісова пісня
1914 г.
(украинский)
Твори. Том VIІІ. Драми
1930 г.
(украинский)
Поезії в двох томах. Том 2
1961 г.
(украинский)
Зібрання творів у дванадцяти томах. Том 5. Драматичні твори (1909 - 1911)
1976 г.
(украинский)
В дитячому крузі
1986 г.
(украинский)
Лісова пісня
2007 г.
(украинский)
Кращі твори
2012 г.
(украинский)
Перлини української класики
2015 г.
(украинский)
Лісова пісня
2017 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пьеса о любви обычного сельского юноши и прекрасного лесного духа — Мавки; назвать её «русалкой» язык не повернётся, хотя это слово переводится именно так. Скорее, можно было бы вспомнить античных нимф — но Мавка более дикая и непосредственная, она чарует именно своей стихийной, неукрощённой красотой. Дитя природы, одна из существ, которые временами бывают жестоки (ну а чего вы хотели — люди тоже к ним относятся *кхе-кхе* соответственно. И лес не берегут, и вообще считают сверхъестественные силы — «нечистью»).

Любовь, конечно, очень быстро «разбилась о быт» — нельзя всё время проводить в мечтаниях, играя на свирели; Лукашу надо искать жену (обычную, из людского племени), а также обустраивать дом... и всё такое. Но лесные духи, как я уже сказал, не прощают, если кто-то легкомысленно их обидел. Отец Мавки — Лесовик — преподает Лукашу страшный урок; ну, а для самой Мавки, как понимает читатель, эта история не могла кончиться хорошо. Житейская пошлость — воплощённая в образах матери Лукаша и Килины — куда ужаснее, чем мрачный повелитель подземного мира (от которого, хоть это и трудно, все же можно уйти на волю).

В конце пьесы, правда, брезжит лучик надежды. Прекрасную юность и её давно утраченные идеалы не вернёшь — однако в памяти оно всё ещё живо.

Людям остается только _помнить_ Ну, а для обитателей Той Стороны всегда есть второй шанс, и сама смерть — это далеко не конец...

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Современный человек, вот мы с вами, конечно знаком с мифологией. С ходу на ум приходят мифы древней Греции, потом водяные, русалки, феи, эльфы, гномы; если попытаться вспомнить что-то более близкое к собственной культуре, то наверно, домовой и ведьмы. Но мы дети современного глобализированного мира, или даже дети Голливуда: эльфы и гномы, и даже далёкие греки нам ближе чем мифы собственных наших предков. Вот если говорить о себе, я с удивлением окунался в захватывающий мир этой феерической сказки, но я не в состоянии определить, что здесь фольклор — наш, древний славянский, или, если хотите, украинский, а что плод воображения автора. Но я что-то смутно припоминаю, что он не ограничивается водяным и его дочкой русалкой, что в поле и в лесу, по поверьях наших предков, тоже обитали аналоги русалок, только полевые и лесные. Здесь это Мавка, а кроме неё есть ещё и потерчата, то-что-плотину-рвет, то-что-в-скале-сидит, перелесник, леший... в общем перед читателем открывается свой самобытный и богатый сказочно-мифический мир.

И всё это на фоне никогда не устаревающей темы любви. У И.Николаева с Н.Королевой есть песня: «дельфин русалку полюбил, но они, как известно не пара, не пара...». Что-то подобное и здесь, только вместо дельфина — парень Лукаш. Или как у Андерсена с его русалкой — здесь лесная Мавка тоже способна многим пожертвовать ради любви. И в своей жертвенности, в своей непосредственности и глубине чувств она выглядит много лучше, человечнее самих людей. Люди тоже не являются негативными героями — они просто такие как есть, мелочные, меркантильные, погрязшие в свою обыденность, способные ради сиюминутной выгоды превратить своё будущее в пустыню, если надо вырубив лес. Но и Лукаш не самый плохой, да, он слишком быстро забывает свои же пылкие речи, но человеку чтоб жить нужно добывать себе хлеб, нужно нивку посеять, а потом и пожать, а Мавке легче причинить себе боль чем срезать колоски. Могут ли сойтись такие противоположности?

Финал, если смотреть со стороны лукашевой мамаши, получается уже по Пушкину — с разбитым корытом — никак ей успокоится немоглось, все хотелось себе и сыну лучшего, но чтоб не имела — все недовольна была. С оценкой правда терялся между 8 и 9. Если оценивать по мастерству писателя, то, наверное, — 9, если по степени как мне понравилось и хотелось бы перечитать — то ближе к восьми. Я уже решился по ходу чтения на 8, но, дочитав до финальной картины, переменился на 9. Одно могу сказать однозначно, хоть я на данный момент и не большой любитель театра, но эта пьеса — одна из не многих, на которые я безусловно сходил бы. Хотя осознаю, что был бы разочарован — такое буйство красок, такую феерию воплотить на сцене будет практически не реально, невозможно будет достичь того, что удалось описать автору пером, разве реализовывать средствами современной анимации и киношных эффектов.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В этой феерии есть не только сравнение человеческого быта и жизни лесных духов (извечная тема «чужого» в новом окружении), но также противопоставление духовного и материального, внутреннего и внешнего миров. Природа человека рассматривается глазами лесных жителей и предстаёт не в самом приглядном виде: среди homo sapiens властвуют корыстолюбие, обман, лицемерие, неверность слову, мелочность, нетерпимость к инакомыслию и прочее. Поэтому сюжет пьесы, несмотря на буйство эмоций и стремления героев, логично катится к трагическому концу.

«Лесная песня» поразила простотой языка и сюжета. Однако за простотой скрываются сложные, но понятные образы. В пьесе нет однозначно положительных и отрицательных героев — ведь у каждого своя правда — как у лесной «нечисти», так и у людей. Поэтому столкновение интересов неизбежно. И жертвой этого столкновения стала несчастная главная героиня, погрузившаяся в чуждый ей мир, хотя и была предупреждена сородичами.

Моральный вывод прост: лишь чистая душа имеет шанс на бессмертие, а свернувшие в этого пути обречены на несчастья. Вера автора в такой порядок вещей не может не восхищать, пусть даже жизненные реалии делают всё, чтобы эту веру заглушить и предать забвению. В целом, восхитительное программное произведение украинской литературы, где кроме рассуждений на вечные темы можно познакомится с удивительным миром духов и лесной нечисти.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх