FantLab ru

Леся Украинка «Лесная песня»

Рейтинг
Средняя оценка:
9.01
Голосов:
124
Моя оценка:
-

подробнее

Лесная песня

Лісова пісня

Пьеса, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 25
Аннотация:

Трагическая и поэтическая история любви лесной красавицы Мавки (персонаж славянской мифологии, близкий к русалке) и обыкновенного парня.

Примечание:

Датируется 25.07.1911 г.

Впервые напечатана в ЛНВ, 1912, кн. III, стр. 401 – 448. В январе 1914 г. вышло отдельное издание пьесы.


Входит в:


Экранизации:

«Лесная песня» 1961, СССР, реж: Виктор Ивченко

«Лесная песнь» 1976, СССР, реж: Алла Грачева

«Лесная песня. Мавка» 1980, СССР, реж: Юрий Ильенко



Похожие произведения:

 

 


Избранное
1946 г.
Собрание сочинений в 3-х томах. Том 2. Драматические произведения
1950 г.
Стихотворения и поэмы
1951 г.
Избранные произведения
1952 г.
Лесная песня
1953 г.
Драматические произведения
1954 г.
Избранные произведения
1954 г.
Леся Украинка. Избранное
1954 г.
Собрание сочинений в 4-х томах. Том 3. Драматические произведения
1956 г.
Лесная песня
1960 г.
Повести и рассказы. Стихотворения. Поэмы. Драмы
1968 г.
Избранное
1971 г.
Избранные произведения
1979 г.
Леся Украинка. Избранное
1984 г.
Украинская классическая драматургия
1985 г.
Лесная песня
1988 г.

Издания на иностранных языках:

Лісова пісня
1914 г.
(украинский)
Твори. Том VIІІ. Драми
1930 г.
(украинский)
Зібрання творів у дванадцяти томах. Том 5. Драматичні твори (1909 - 1911)
1976 г.
(украинский)
В дитячому крузі
1986 г.
(украинский)
Лісова пісня
2007 г.
(украинский)
Кращі твори
2012 г.
(украинский)
Перлини української класики
2015 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 января 2015 г.

Пьеса о любви обычного сельского юноши и прекрасного лесного духа — Мавки; назвать её «русалкой» язык не повернётся, хотя это слово переводится именно так. Скорее, можно было бы вспомнить античных нимф — но Мавка более дикая и непосредственная, она чарует именно своей стихийной, неукрощённой красотой. Дитя природы, одна из существ, которые временами бывают жестоки (ну а чего вы хотели — люди тоже к ним относятся *кхе-кхе* соответственно. И лес не берегут, и вообще считают сверхъестественные силы — «нечистью»).

Любовь, конечно, очень быстро «разбилась о быт» — нельзя всё время проводить в мечтаниях, играя на свирели; Лукашу надо искать жену (обычную, из людского племени), а также обустраивать дом... и всё такое. Но лесные духи, как я уже сказал, не прощают, если кто-то легкомысленно их обидел. Отец Мавки — Лесовик — преподает Лукашу страшный урок; ну, а для самой Мавки, как понимает читатель, эта история не могла кончиться хорошо. Житейская пошлость — воплощённая в образах матери Лукаша и Килины — куда ужаснее, чем мрачный повелитель подземного мира (от которого, хоть это и трудно, все же можно уйти на волю).

В конце пьесы, правда, брезжит лучик надежды. Прекрасную юность и её давно утраченные идеалы не вернёшь — однако в памяти оно всё ещё живо.

Людям остается только _помнить_ Ну, а для обитателей Той Стороны всегда есть второй шанс, и сама смерть — это далеко не конец...

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 сентября 2016 г.

Современный человек, вот мы с вами, конечно знаком с мифологией. С ходу на ум приходят мифы древней Греции, потом водяные, русалки, феи, эльфы, гномы; если попытаться вспомнить что-то более близкое к собственной культуре, то наверно, домовой и ведьмы. Но мы дети современного глобализированного мира, или даже дети Голливуда: эльфы и гномы, и даже далёкие греки нам ближе чем мифы собственных наших предков. Вот если говорить о себе, я с удивлением окунался в захватывающий мир этой феерической сказки, но я не в состоянии определить, что здесь фольклор — наш, древний славянский, или, если хотите, украинский, а что плод воображения автора. Но я что-то смутно припоминаю, что он не ограничивается водяным и его дочкой русалкой, что в поле и в лесу, по поверьях наших предков, тоже обитали аналоги русалок, только полевые и лесные. Здесь это Мавка, а кроме неё есть ещё и потерчата, то-что-плотину-рвет, то-что-в-скале-сидит, перелесник, леший... в общем перед читателем открывается свой самобытный и богатый сказочно-мифический мир.

И всё это на фоне никогда не устаревающей темы любви. У И.Николаева с Н.Королевой есть песня: «дельфин русалку полюбил, но они, как известно не пара, не пара...». Что-то подобное и здесь, только вместо дельфина — парень Лукаш. Или как у Андерсена с его русалкой — здесь лесная Мавка тоже способна многим пожертвовать ради любви. И в своей жертвенности, в своей непосредственности и глубине чувств она выглядит много лучше, человечнее самих людей. Люди тоже не являются негативными героями — они просто такие как есть, мелочные, меркантильные, погрязшие в свою обыденность, способные ради сиюминутной выгоды превратить своё будущее в пустыню, если надо вырубив лес. Но и Лукаш не самый плохой, да, он слишком быстро забывает свои же пылкие речи, но человеку чтоб жить нужно добывать себе хлеб, нужно нивку посеять, а потом и пожать, а Мавке легче причинить себе боль чем срезать колоски. Могут ли сойтись такие противоположности?

Финал, если смотреть со стороны лукашевой мамаши, получается уже по Пушкину — с разбитым корытом — никак ей успокоится немоглось, все хотелось себе и сыну лучшего, но чтоб не имела — все недовольна была. С оценкой правда терялся между 8 и 9. Если оценивать по мастерству писателя, то, наверное, — 9, если по степени как мне понравилось и хотелось бы перечитать — то ближе к восьми. Я уже решился по ходу чтения на 8, но, дочитав до финальной картины, переменился на 9. Одно могу сказать однозначно, хоть я на данный момент и не большой любитель театра, но эта пьеса — одна из не многих, на которые я безусловно сходил бы. Хотя осознаю, что был бы разочарован — такое буйство красок, такую феерию воплотить на сцене будет практически не реально, невозможно будет достичь того, что удалось описать автору пером, разве реализовывать средствами современной анимации и киношных эффектов.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 марта 2016 г.

В этой феерии есть не только сравнение человеческого быта и жизни лесных духов (извечная тема «чужого» в новом окружении), но также противопоставление духовного и материального, внутреннего и внешнего миров. Природа человека рассматривается глазами лесных жителей и предстаёт не в самом приглядном виде: среди homo sapiens властвуют корыстолюбие, обман, лицемерие, неверность слову, мелочность, нетерпимость к инакомыслию и прочее. Поэтому сюжет пьесы, несмотря на буйство эмоций и стремления героев, логично катится к трагическому концу.

«Лесная песня» поразила простотой языка и сюжета. Однако за простотой скрываются сложные, но понятные образы. В пьесе нет однозначно положительных и отрицательных героев — ведь у каждого своя правда — как у лесной «нечисти», так и у людей. Поэтому столкновение интересов неизбежно. И жертвой этого столкновения стала несчастная главная героиня, погрузившаяся в чуждый ей мир, хотя и была предупреждена сородичами.

Моральный вывод прост: лишь чистая душа имеет шанс на бессмертие, а свернувшие в этого пути обречены на несчастья. Вера автора в такой порядок вещей не может не восхищать, пусть даже жизненные реалии делают всё, чтобы эту веру заглушить и предать забвению. В целом, восхитительное программное произведение украинской литературы, где кроме рассуждений на вечные темы можно познакомится с удивительным миром духов и лесной нечисти.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх