fantlab ru

Денис Шабалов «Метро 2033: Право на жизнь»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.04
Оценок:
112
Моя оценка:
-

подробнее

Метро 2033: Право на жизнь

Роман, год; цикл «Вселенная «Метро 2033»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Вся история человечества — это войны, борьба. Борьба за выживание, за ресурсы, за независимость, за веру, за идеалы… Какой там гуманизм, какое «возлюби ближнего своего»?! Хочешь жить? Убей и забери. Вот и вся философия. Ведь право на жизнь и право на силу всегда идут рука об руку. Данил Добрынин и его боевые товарищи знают: если не взять штурмом хранилище Росрезерва — их родное Убежище рано или поздно превратится в могильник. Они просто хотят жить, и это их право — право на жизнь…

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 384

Активный словарный запас: чуть выше среднего (2994 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 69 знаков, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 37%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Лучшая книга Вселенной, 2013 // 2 место

лауреат
Лучшая книга Вселенной, 2013 // Ржавый Артём. Лучшая мужская роль. Данил Добрынин


Право на жизнь
2013 г.

Самиздат и фэнзины:

Право на жизнь
2021 г.

Аудиокниги:

Право на жизнь
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Prawo do życia
2016 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первое, нейтральное. Книгу я прочёл за двое суток! Личный рекорд smile:o Понимаю, что это вообще не показатель качества, и не одобряю, когда народ в контакте начинает мериться: «а я за сутки прочёл, а я за 20 часов», ибо не показатель. Но как минимум говорит о том, что книга затянула smile8)

Второе, нейтральное. Книга в каком-то смысле повторила судьбу персонажа. В том смысле, что не лёгкая была судьба. Тут и рекордная задержка (презентация февральского книги 31 марта — это жесть, господа, такого раньше не было). Тут и убойные комментарии к обложке («А какого хрена там Марк Стронг???»), и к карте («А чё это моего города нету???»), и к названию («Право на слабость», «Право налево»). Знаю, что автору тяжело было всё это терпеть, что понятно smile:( С другой стороны, нет никаких сомнений: книгу ждали. «Право на силу» была тепло принята нашими в общем-то довольно придирчивыми читателями. Вторая книга должна была повторить успех первой, тут без вариантов. Удалось ли? Будем разбираться.

Таким образом, это всё присказка была, а вот и сказка начинается.

Начну с критики.

Третье, отрицательное. После первой книги осталось очень много вопросов. Кого-то такой финал, сквозящий проплешинам, полный таинственности, недосказанности, возмутил («Финал гавно, ваще ничё не понятно!»), меня же наоборот восхитил! Именно поэтому вторую книгу ждал с огромным интересом. Столько всего хотелось узнать, на столько вопросов получить ответы... После прочтения второй книги ничего подобного не ощущалось... С одной стороны, Денис сам откровенно говорит, что основные загадки первого романа во втором будут раскрыты. Это его авторская воля, в своём творчестве каждый «пишет, как он слышит». Но я таким раскладом остался недоволен. Вот лично я. Третью книгу я не то, чтобы не жду совсем... Но и такого зуда, щемления в мозгу нет.

Четвёртое, отрицательное. Есть такой расхожий, часто используемый и писателями, и режиссёрами (в том числе очень мной любимого — сарказм — Голливуда), когда герою периодически нашёптывают: «Мужик, что-то тут не так... ты бы поосторожнее, мужик...», а герой пожимает плечами и отвечает в духе: «Да ладно, всё ок». Ну, а потом оказывается, что опасения и подозрения были не напрасны. Так же и тут. И снова оговорюсь: я не утверждаю, что такое построение сюжета «плохое». Просто я испытал некоторое разочарование. У меня сложилось впечатление, что есть в том, что Данил до последнего не видел вещей, оказавшихся в итоге, в общем-то, простыми, если не сказать очевидными (Сашка же видел, понимал) что-то искусственное, наигранное.

Пятое, отрицательное. Есть в тексте одна неувязка. Всего одна. Но обидная. В главе «Длинный-длинный рейд» звучит такая фраза: «Мы под землёй 20 лет сидим». Но действие главы происходит через 5 — если не путаю — лет после Начала, когда ещё даже с Войсковыми контакта не было. Понимаю, что от этого никто не застрахован smile;) И сюда же. То, что руководство Комбината поставило охранять трубу таких гротескных, фантасмагорических товарищей, таких — миль пардон — синяков, меня немного покоробило. Ну слишком уж они... Никакие. Бухают, балдеют... И это — солдаты! «Не верю». Перебор.

Шестое, положительное. Теперь пойдём по достоинствам книги. Их много. Хотя, как я уже сказал, совсем уж неожиданностью финал не стал, тем не менее, приятных сюрпризов в тексте обнаружилось немало. Это и переклички с другими романами серии (отдельное искреннее спасибо Денису за упоминание города Сочи, с которым будет связан мой роман), это и подробный рассказ о том, кто такие Горынычи, и раскрытие тайны маленького бомбаря, вымершего задолго до событий романа. Все замечания и вопросы, которые задавали читатели, автор учёл. Это здорово! smile:)

Седьмое, положительное. История с детским садиком. На мой лично взгляд — главный плюс романа! Лучшая из его составных частей! Выход автора на принципиально иной уровень, очень и очень достойная попытка сместить грань реальности, раздвинуть границы этого мира, сказать своё собственное, новое, не затёртое слово в мире 2033. Пусть сочетание мистики и мира2033 не всем может прийтись по душе (помню как яростно плевали в Андрея Греебнщикова за Хозяйку), я лично читал главу «В детском саде номер восемь» открыв рот и выпучив глаза. Денис — жму руку. Испугать удалось. И удивить тоже. Отдельный респект за сказочника и его жуткие байки, и не только его байки, там не один Сказочник этим делом занимается smile:) Колллллоритнейший вышел персонаж. Постоянные читатели серии знают, что многие авторы делают акцент в романах на разные страшные и не очень страшные былины-небывальщины. Условия жизни располагают-с. Денис в этом деле не первый, но думаю, что придуманные им истории заставят вздрогнуть многих читателей. А кто-то, может быть даже начнёт чаще оглядываться, возвращаясь домой по ночам smile:D

Восьмое, положительное. При всём при том, что «Право на жизнь» вышла ещё более жестокой, ещё более кровавой, чем «Право на силу», в книге есть место и для юмора. Беспросветной жути нет, иначе это было бы невыносимо, так что Денис — не Туллио Аволедо, зря Аня их сравнила. Когда читал про то, как в атаку на отряд двинулись плюшевые медведи — чуть животик не надорвал smile:D Понятно, что ситуация-то жуткая, но как вовремя Денис ввернул в текст шутку! Очень здорово! Или этот пассаж, про то, что мутантов не интересует, гладко ли выбрита их жертва smile:D Смеялся от души! Есть в тексте и ещё шутки, уверен, читатели оценят их по достоинству. Совсем без улыбки жить нельзя, даже в мире 2033. А может, как раз и наоборот. Когда вокруг ТАКОЕ, иначе, как с улыбкой, не выжить. Не в петлю же от тоски лезть...

Итоги. Что можно сказать о второй части трилогии? Книга получилась не такая, как первая. В чём-то для меня даже и похуже. Но вообще сравнивать их нельзя, они разные, слишком разные. Буду от всей души надеяться, что третья часть не разочарует, что мой лёгкий-лёгкий скепсис относительно третьей книги рассеется с её выходом! История не закончена, в этом сомнений нет. Данил Добрынин ещё своё последнее слово не сказал. Как, впрочем, и его враги.

Книга вышла яркая, динамичная, интригующая, вместе с героями читатель совершает путешествие, сравнимое по масштабам разве что с «Ледяным пленом» или «За горизонтом«! Ну, а то, что при этом не все города и поселения были подробно описаны, за что автора уже пинали и наверняка ещё пнут... ну так ведь это же книга, а не путеводитель по миру2033 smile;) Всё должно быть к месту, всё должно быть в меру.

Спасибо Денису за отличную работу!

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Право на знание»

Рецензия на «Право на жизнь» Дениса Шабалова

Прошло полдня с момента прочтения второй книги трилогии Дениса, три месяца — с момента выхода оной и более полугода — с момента выхода и прочтения «Права на силу». А значит, настал момент поделиться своими впечатлениями о полуфинальном томе.

Итак, герои с первой же главы выбираются в обещанное в конце предыдущего романа путешествие. Вот уже и Пензенская область нарисовалась во всей своей красе, и Мордовия, и сюжетные мостики… По всем параметрам «Право на жизнь» с уверенностью можно назвать квестом и кроссовером. Персонажи выбираются из провинциального городишки и отправляются к вожделенному пункту Б сиречь Комбинат Росрезерва. По пути они встречают людей, знающих что-то о других местах, да и сами периодически что-то видящих вне рамок намеченного маршрута.

Если в «Праве на силу» можно было разглядеть хиленькую переправу в мир караванщиков, курсирующих между Москвой, областью, более отдалёнными регионами из «Мраморного рая» Сергея Кузнецова, то здесь на тебе и отсылку к «Метро 2033» Дмитрия Глуховского, и к «Ледяному плену» Игоря Вардунаса, и к «горизонтальному» роману-путешествию «За горизонт» Андрея Дьякова!.. Мне, как человеку, с удовольствием высматривающему даже незначительные связи романов «Вселенной Метро 2033», было приятно. Вот только однажды, во время упоминания ярославского Ордена нефтяников, показалось, как будто автор насильно впихнул эти слова в канву ровного повествования. Впрочем, остальные связи выглядят более прочными и, по заверению Дениса, имеющими вес в развитии последней книги, название которой уже обнародовано.

Продолжая сравнивать два тома бывшего единого произведения, замечу следующее интересное отличие: первую книгу однозначно можно охарактеризовать как философский боевик. Вторую же — нельзя. Треть глав наводят на мысль, что перед нами ещё и психологический триллер. Денис Шабалов показал себя ещё и мастером страшилок и по праву может встать в один ряд с Андреем Гребенщиковым, Туллио Аволедо, Сергеем Москвиным… Мистика в романе представлена не простым выносом мозга, а аккуратно насаженными на шампур науки фактами «очевидцев». Её описания представлены двойственно: с одной стороны, так и хочется спросить, насколько обширное воображение у автора, но вместе с тем, с другой стороны, ощущается бросающая в дрожь реалистичность происходящего.

Вообще «Право на жизнь» можно сравнить с компьютерной игрой. Судя по трейлерам, в современной продукции соответствующей индустрии очень качественная графика и по-своему приятная атмосфера. Вот и в «полуфинале трилогии» так: Денис мастерски вырисовывает героев, их чувства, действия, окружение, заставляя буквально видеть бравых парней на расстоянии вытянутой руки! Интересно обратить внимание и на то, что наиболее часто используемыми тропами у него оказались не эпитеты с метафорами, а гиперболы с литотами. Всё это показывает большой талант автора, отражает его желание вложить в книгу всю душу, без остатка, чтобы читатели оценили по достоинству каждую главу, каждое предложение, каждое слово по-настоящему живого текста. И, мне кажется, у него получилось.

Да, конечно, я едва не забыл пояснить про атмосферу книги. Главы ретроспективной сюжетной линии, здесь представленные всего раза три, передают ощущение странного, своеобразного домашнего уюта. Вроде бы Сердобск фонит не слабее Москвы, а всё равно вылазки в город кажутся тёплыми встречами с любимыми и знакомыми местами. Наверное, дело вовсе не в желании автора приукрасить тяжёлую жизнь выживших в маленьком городке, по непонятным причинам подвергшемся массированной бомбардировке… Просто Денис всё ещё помнит и любит свой родной город, и эта любовь проходит сквозь обе его книги. И это чертовски приятно!

Теперь пора замолвить слово и о всех недостатках. Их тут всего раз, два и обчёлся, но упомянуть их стоит. Первое: опять мистика. К одиннадцатой главе уже было набрано столько всяких загадочных «материалов», что казалось, что нового может ещё появиться, за исключением Непутёвого туннеля? Правильно. Ровным счётом ничего. Вся глава выглядела как собрание роялей в кустах. Поезд-призрак из первой главы? Пожалуйста, распишитесь. Мужик в окне поезда-призрака? Так это тот самый!.. Стыренный окошком детского сада медведя? Осторожно, не задавите. Выход из Непутёвого туннеля тоже показался донельзя простым. И сразу нос к носу с Комбинатом родимым свёл. Так и хотелось заорать: НЕ ВЕРЮ! Но если абстрагироваться от всех этих фантастических допущений, то получится удивительная гипотеза, проверить которую и хочется и колется. Прикладное изучение свойств пространства-времени Хребтом, его выводы до жути напомнили приключения, описанные в повести Дмитрия Ермакова, автора «Слепцов», посвящённой миру станций-призраков.

Кстати, коли я уж сделал небольшое отступление от рассматривания недочётов такого сильного романа, как «Право на жизнь», то стоит упомянуть и сходства с двумя другими произведениями, также не имеющими никаких прямых связей с миром «Вселенной Метро 2033». Защита укрепгородка, на карте отмеченной нами с Ильёй Волковым чуть меньше года назад под названием Ропча, напомнила отстаивание Сибирска-на-Оби перед лицом стаи разношёрстных мутантов, ведомых разумными Йаппами, из романа «Берсеркер Скверны» Руслана Мельникова. Теории же, касающиеся задействованных в тексте аномалий и возвращение человека, в котором легко узнать Данила, перекликаются, как я и ожидал, ещё только в первый раз увидев выдержки из «Права на жизнь», любезно предоставленные самим автором, с романом «Анабиоз: Путь домой» Алексея Гравицкого.

Ну, теперь обратно. Следующий момент, который мне не понравился, касается смерти персонажей. Я вообще не сторонник убийства героев, даже второстепенных, если они уже встречались на страницах предыдущих книг… И хотя некоторые я принял спокойно, две мне хочется забыть. Об одной я знал с самого начала, благодаря спойлерам, которые не считаю таким уж серьёзным злом, хотя и стараюсь от них держаться подальше в собственных рецензиях. Так вот: когда наступила пора прощаться с одним из персонажей, я уже знал момент, когда он умрёт, и уже догадывался, как именно. Вот только способ-то как раз и не угадал… Смерть, на которую я грешил, досталась другому человеку, а вот первый был вычеркнут из жизни слишком просто, неоправданно. Что же касается второго, то мне его просто почему-то стало жаль, хотя и не должно бы быть. Просто описание ему досталось какое-то жалостливое, как будто автор сожалел, что убил этого персонажа.

В результате в сухом остатке мы имеем следующие несколько вещей: любопытную гипотезу, о которой я бы с удовольствием почитал ещё; сломанного человека, все представления о жизни которого обратились прахом, сделавшего его более сильным; несколько загадок, обязанных быть раскрытыми в последней книге трилогии. Книга подарила множество мыслей, прекрасную пищу для размышлений. Наверное, стоит задуматься над отношением к друзьям, врагам, мнимым и настоящим, к Родине, к знаниям, ценность которых, в противовес «451 градусу по Фаренгейту» Рэя Брэдбери, только возросла… Ну, и конечно, спасибо автору за огромное количество впечатлений, в большинстве своём положительных, возносящих «Право на жизнь» в заоблачные выси, где уже занимают свои почётные места «Право на силу», «Ледяной плен», «Муранча» Руслана Мельникова, «Мраморный рай» и ещё несколько сильных книг серии!

И вопрос напоследок: куда… делись… Счётчик с Шреком?!

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга бесспорно хорошая. Динамичная. Опять же действия на поверхности разворачивается, что мне сильно нравится. Далекое путешествие, приключения. Новые лица, места. Сказочник с его историями. Воспоминания Данилы про поход в Детский сад, который потом сыграет определенную роль на пути главных героев. Эпизоды из прошлого, показывающие как из волчат вырастали волки. Ожидание счастливого конца, и триумфального возвращения домой... И такое неожиданное окончание. Обман. Смерть друга. Предательство того, от кого оно меньше всего ожидалось. Гибель тех, кто тебе был дорог.

Таких резких поворота в романе два: окончание, и безпутный тоннель. А так сюжет плавен и без неожиданностей, по мнению скромному моему. Каждая глава имеет некую мысль, мораль, вокруг которой и строится сюжет данной главы.

Интрига Права на Месть немного снизилась, в моих глазах. Но это никаким образом не уменьшает ожидания моего следующей книги.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, один из лучших романов цикла.

Сюжет не простой, с неожиданными поворотами. Центральная линия квеста, здесь лишь основа для экскурсов с историю жизни ГГ, и морально-этических теорем.

Несмотря на то, что основная линия романа морально-этическая, линия драматического боевика тоже очень сильна. Сцены колоритные, с высоким драйвом.

Автор много вкладывает в образы персонажей. Даже у второстепенных и короткоживущих героев, хорошо показан характер и колорит.

Минус, пожалуй, только один – некоторое ТТХ задротство, в стиле покойного Круза. К счастью, не слишком объёмное. По мере развития сюжета, прекращается.

В целом же роман понравился, прочёлся на одном дыхании.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Изящные интриги, крутые повороты сюжетной линии, яркие события (детский сад), атмосферное повествование. Второй роман продолжает повышать границу/рубеж приключений апокалипсиса. В книги присутствует своя определенная мысль, мораль, которую каждый может взвесить на «своих» весах и проанализировать несколькими вариантами, что естественно только украшает произведение. После прочтения возникает желание, узнать продолжение повествования, которое действительно захватывает.

Рекомендую.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх