FantLab ru

Фрэнк Герберт «Хроники Дюны»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.51
Голосов:
1812
Моя оценка:
-

подробнее

Хроники Дюны

Dune Chronicles

Цикл; цикл «Вселенная Дюны»

Аннотация:

Эта сага, в которой сплетаются различные аспекты политики, экономики, социологии, психоанализа, религиеведения, экологии и, конечно же, философии, получила заслуженное признание: любовь десятков миллионов читателей и множество самых престижных литературных премий мира. Смертельная ненависть и фанатичная преданность, слепая вера и сила разума, наука и мистика, жестокость и самопожертвование — все отражено в этой книге.

События происходят в далеком будущем, через 24 тысячелетия после того момента, когда вы читаете эти строки, в квазифеодальной мультигалактической Империи.

Прошло 10 тысяч лет после Бутлерианского Джихада, ужасной войны, в которой человечеству удалось свергнуть иго машинного разума. Компьютеры под строжайшим запретом. Фундаментом существования Империи является Великая Конвенция, регулирующая отношения между Императором, Лансраадом (вселенским парламентом, состоящим из представителей Великих Домов) и Космической Гильдией, обладающей монополией на межпланетные перевозки.

Содержание цикла:

8.69 (7366)
-
296 отз.
8.16 (2994)
-
75 отз.
8.00 (2408)
-
40 отз.
7.81 (1832)
-
46 отз.
7.56 (1421)
-
25 отз.
7.46 (1253)
-
28 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:


Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Дюна. Вторая трилогия
2017 г.
Дети Дюны
2018 г.
Дюна: Мессия Дюны
2020 г.

Издания:

Дюна
1990 г.
Дюна
1992 г.
Дюна
1992 г.
Дюна
1992 г.
Дюна
1992 г.
Дюна
1992 г.
Дюна. Мессия Дюны
1992 г.
Бог-император Дюны
1993 г.
Дюна
1993 г.
Еретики Дюны
1993 г.
Мессия Дюны. Дети Дюны
1993 г.
Бог-Император Дюны
1994 г.
Вторые войны пустыни
1994 г.
Дюна
1994 г.
Мессия Дюны
1994 г.
Первые войны пустыни
1994 г.
Третьи войны пустыни
1994 г.
Дом глав родов Дюны
1995 г.
Еретики Дюны
1995 г.
Четвертые войны пустыни
1995 г.
Дюна
1999 г.
Мессия Дюны. Дети Дюны
1999 г.
Бог - Император Дюны
2000 г.
Еретики Дюны
2000 г.
Капитул Дюны
2000 г.
Дюна
2003 г.
Дюна
2003 г.
Бог-Император Дюны. Еретики Дюны. Капитул Дюны
2004 г.
Бог-Император Дюны. Еретики Дюны. Капитул Дюны
2004 г.
Дюна
2004 г.
Дюна. Мессия Дюны. Дети Дюны
2004 г.
Дюна. Мессия Дюны. Дети Дюны
2004 г.
Дюна
2007 г.
Еретики Дюны
2007 г.
Дюна. Мессия Дюны. Дети Дюны
2011 г.
Дюна
2011 г.
Хроники Дюны
2013 г.
Дюна. Первая трилогия
2014 г.
Все хроники Дюны
2015 г.
Дюна
2015 г.
Мессия Дюны. Дети Дюны
2015 г.
Бог-Император Дюны
2015 г.
Еретики Дюны
2016 г.
Дюна
2016 г.
Капитул Дюны
2016 г.
Мессия Дюны
2016 г.
Дети Дюны
2016 г.
Мессия Дюны
2017 г.
Дюна: Дюна. Мессия Дюны. Дети Дюны
2017 г.
Дюна: Бог-император Дюны. Еретики Дюны. Капитул Дюны
2017 г.
Дюна
2018 г.
Мессия Дюны
2018 г.
Дюна
2020 г.
Дети Дюны
2020 г.
Дюна
2020 г.

Периодика:

Galaxy Science Fiction, July 1969
1969 г.
(английский)
Galaxy Science Fiction, August 1969
1969 г.
(английский)
Galaxy Science Fiction, September 1969
1969 г.
(английский)
Galaxy Science Fiction, October 1969
1969 г.
(английский)
Galaxy Science Fiction, November 1969
1969 г.
(английский)

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.
Дюна
2007 г.

Издания на иностранных языках:

Dune
1965 г.
(английский)
Dune Messiah
1975 г.
(английский)
Dune
1982 г.
(английский)
The Road to Science Fiction #4: From Here to Forever
1982 г.
(английский)
Dune
1990 г.
(английский)
Dune
1999 г.
(английский)
Dune
2001 г.
(английский)
Children of Dune
2003 г.
(английский)
God Emperor of Dune
2003 г.
(английский)
The Road to Science Fiction: Volume 4: From Here to Forever
2003 г.
(английский)
Chapter House Dune
2003 г.
(английский)
The Heretics of Dune
2003 г.
(английский)
Dune
2005 г.
(английский)
The Great Dune Trilogy
2005 г.
(английский)
Diuna
2007 г.
(польский)
Dune
2007 г.
(английский)
Dune
2011 г.
(английский)
Dune
2013 г.
(английский)
Дюна
2017 г.
(украинский)
Месія Дюни
2018 г.
(украинский)
Chapterhouse: Dune
2019 г.
(английский)
Children of Dune
2019 г.
(английский)
Dune Messiah
2019 г.
(английский)
God Emperor of Dune
2019 г.
(английский)
Heretics of Dune
2019 г.
(английский)
Діти Дюни
2020 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Оригинальные «Хроники Дюны» Френка Герберта состоят из 6-ти книг, затем приплюсовываем к ним 7 и 8 книги, написанные уже сыном автора оригинального цикла. Довольно масштабно, не так ли? Произведение я решил изучить по причине того, что о нём в последнее время нет и нет да всплывут какие-нибудь новости: мол экранизация, пятое, десятое. Но мы же с вами понимаем как в современном мире экранизируют классику (спойлер — чаще всего не самым лучшим образом). Таким образом я и открыл первую книгу цикла в мае этого года — то бишь почти полгода назад, а сегодня дочитывал краткое содержание последних книг. Почему так? И стоит ли всё это читать? Сейчас расскажу.

За несколько месяцев мои впечатления о «Хрониках» сильно размазало, но для того, чтобы хоть как-то выразить воздействие от книг, для себя я все тома поделил на две части: стоит читать целиком и стоит читать в кратком содержании.

Если вы хотите прочитать лишь только самое вкусное — читайте первую книгу — «Дюна». В ней, так сказать, вся суть, весь хайп. Книга от и до шедевральна и цепляет с первой главы, запуская читателя в поток активных событий и красочных описаний. В ней невероятно увлекательно расписан мир, приспособления к нетипичным условиям существования на планете и все вытекающие из этого обстоятельства, включая бытовые, технологические, политические, рыночные и религиозные аспекты. Именно этот сконцентрированный сгусток уникального мира и является самой ценностью всех «Хроник». И пока цикл держится в рамках ценности, он держит и читателя в себе. Чем дальше автор отходит в повествовании от этого мира, вбирая масштабы вселенной, тем менее увлекательно становится чтиво.

Тем не менее, даже в мире песка, цикл резко деградирует со второй книги, в которой полностью меняется манера повествования. И в первую очередь продолжаешь чтение из-за любопытства дальнейших судьб, а также большого количества занимательных философских рассуждений. Третья книга для меня стала довольно сумбурной и дурной, уже на ней я хотел прекратить чтение цикла, но так как бросать книги я не особо люблю, продолжил поглощать буковы Герберта дальше. И как оказалось не зря, так как условия четвёртой книги были чертовски необычными и фантасмагоричный опыт императора, всю его иронию жизни читать было интересно.

И вот здесь вступает в действо вторая часть — та, которую можно изучить вкратце. Френк Герберт с пятой книги начинает писать какой-то межпланетный боевик, который довольно долгое время не ощущается чем-то осязаемым и понятным, пока действия персонажей не становятся прямолинейными. И игра с читателем достигает совсем уж дурацкого апогея в шестой книге, когда ты пытаешься уловить все эти замудрёные отношения, но они остаются такими «вибрациями и переживаниями» в себе, с которыми и дело не хочется иметь. Вместо понятных мыслей ты читаешь откровенную воду, и на середине последней книги оригинального цикла я не выдержал словоблудия и дочитал уже краткий пересказ. И знаете, не пожалел. Хорошо, что в интернете есть этот пересказ, после которого я выдохнул с облегчением. Ибо читая пересказ книг, написанных сыном Френка Герберта, я словил несколько «лоукеков».

Что есть «Хроники Дюны»? Невероятно крутая, мастерски написанная увлекательная «Дюна» на 10/10. Всем и каждому я рекомендую с ней ознакомиться, чтобы понять за что она причислена к классике художественной литературы. Далее «Мессия Дюны» — трагическая, тягучая история с мириадами рассуждений на 7/10. «Дети Дюны» — более активная, чем вторая, но крайне винегретная стори на 6/10. Очень необычный, ироничный монолог «Бог Император Дюны» — 8/10. Боевичок «Еретики Дюны» — 7/10. А дальше можно и не оценивать.

Оценка: 8
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Несколько лет на моей книжной полке ждал своей очереди прочтения цикл Фрэнка Герберта «Хроники Дюны». Наконец-то нашел время и прочитал.

Первой мыслью после прочтения всего цикла сразу была: Зачем я терял на это время?

Ее тут же перебила следующая мысль: Все правильно, иначе ты бы не знал, что представляет собой это произведение.

После этого я познакомился с отзывами об этом цикле и понял, что в своем мнении я далеко не одинок. И решил тоже высказаться об этих хрониках.

В своем отзыве я выскажу мнение обо всем цикле, но об отдельных книгах будет сказано обязательно.

Первое чувство после прочтения – чувство глубокого разочарования. Разочарование от того, что смысл всего цикла состоит в борьбе за полное обладание наркотиком, которое позволяет навязывать свои правила распространения этой заразы. Весь мир сидит на наркотике. Наркотик везде – в еде, в питье, в воздухе. Без возможности употребления Пряности (так в книгах) мир рушится. Чем глубже погружаешься в наркотическое состояние, тем выше всех твое положение, твоя должность. А еще есть меланжа, употребив которую ты сразу видишь все прошлое и все будущее. Но, к сожалению, не можешь адекватно оценивать настоящее.

Летуны-навигаторы могут вас куда-то доставить, только приняв изрядную дозу наркоты. Представьте вы садитесь в такси, называете нужный вам адрес, а в ответ вместо традиционного «Покажешь как проехать, дарагой?» вдруг слышите: «Сейчас кокаинчику (героинчику, синтетики) заглотну и сразу пойму куда ехать». Я не хотел бы ехать в этом такси.

Второе чувство после прочтения – чувство удивления от того, что весь цикл как латиноамериканская мыльная опера: в трехстах сериях проходит одна неделя, а в одной серии десятки лет. Здесь чуть хуже – проходят сотни лет и даже тысячелетия.

И, наконец, третье чувство сложно описать одним словом: это и чувство возмущения, это и чувство некоторой растерянности, это и чувство опустошенности. Весь цикл «Хроники Дюны» – это гимн самому настоящему нацизму. Философия в этом мире одна – убей другого по праву сильного. Религия в этом мире одна – если не убил, то сделай рабом. Мировоззрение в этом мире одно – вокруг недоделанные уроды. Скрещивание людей проводится как опыты над мышами, крысами и тараканами. Гитлер со своей книгой «Моя борьба» отдыхает и нервно курит в сторонке. Читая романы, входящие в цикл, понимаешь, что кто-то сажает виноград, кто-то пашет землю, кто-то шьет, кто-то производит и, судя по всему, – это подопытные животные – кролики, белки, лягушки. Слово «народ» в прямом смысле в последней книге цикла упоминается всего лишь один раз, а слово «люди» в этом же смысле – аж целых три раза.

Более того, в последней книге цикла появляются новые действующие лица. Как вы думаете кто они? Правильно, евреи. И сразу же на страницах книги начинает мелькать интересное слово «холокост». Я думаю, что значения этого слова объяснять здесь не нужно.

Только первая книга заслуживает внимания с точки зрения фантастики. Она в корне отличается от всего остального в этом цикле. Еще нет параноидально-шизофренического наркотического бреда, только его задумки. Еще идет борьба за власть, где как всегда все средства хороши.

Отличаются проблесками незамутненного сознания наркотой смысла вторая и отчасти третья книги цикла. Но эти проблески все реже и реже. Уже проступает во всех диалогах наркотический бред, в котором может быть еще ощущаются крупицы разумного. Но только может быть…

Апофеоз гимна всему сказанному – это Бог-Император Дюны. В моем издании 511 страниц бессмыслицы, издевательства над всем: историей, религией, философией. Червь правит миром, галактикой, чуть ли не вселенной. А смысл заключается в двух фразах:

- Ты бог?

- Нет. Но называй меня Бог-Император.

Последним двум книгам цикла – Еретики Дюны и Капитул Дюны – я дал бы одно название: Наркошлюхи Дюны. Эти романы – наркотический бред, пронизанный только мыслями о насилии, об уничтожении всех вокруг себя (и не только противников), о стремлении к победе в трех с лишним сотнях позах и позициях удовлетворения.

Перед нами: Верховная мать, Первая мать, Преподобная мать, Великая Преподобная мать, Досточтимая матрона, Великая Досточтимая матрона и т.д. и т.п. Мысли у всех одни – как кого-нибудь убить и как с кем-нибудь скреститься. А рожать уже не от кого. Есть только Гхола (куда же им без клонирования). Бог-Император вообще развлекался тем, что для него изготовляли гхол, а он их уничтожал. А изготовляли их в специальных чанах. А потом этот гхол говорил: Это был мой отец…

В Капитуле Дюны сознание, попавшее в наркотический океан, уже извращается: гхолу возвращали память с помощью траханья под неусыпным наблюдением многих наркошлюх (прошу прощения, но именно траханья). Одна из наркошлюх ввела член во влагалище, и это чудо из чана сразу все вспомнил. А ведь даже бредом сивой кобылы не назовешь – за кобылу обидно.

И в заключение. В одном из отзывов на весь цикл «Вселенная Дюны» я прочитал, что Брайан Герберт и Кевин Андерсон намного хуже написали продолжение основного цикла и поэтому мы уже никогда не узнаем судьбу основных героев. Хочу успокоить данного автора отзыва и сказать, что мы и так бы никогда не смогли узнать, чем закончатся наркотические мучения последних героев Фрэнка Герберта, так этот процесс бесконечен с разными действующими лицами и гхолами, которых можно изготавливать пачками.

Да, кстати за этим наркотическим бредом не сразу становится ясно, что самой планеты Дюны уже давно нет. Она уничтожена то ли матерьми, то ли матронами, то ли обоими вместе.

И последнее. А ведь Фрэнк Герберт наметил этому нацистко-наркотическому бреду продолжение. Это два старичка, он и она – Дэниел и Марти, которым посвящены две последние страницы цикла. Они не боги…

Кстати Брайан Герберт назвал их Внешними Врагами.

Оценивать все это в цифровом виде невозможно, а словами будет не очень корректно.

Оценка: нет
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Впервые я прочел «Дюну» еще в подростковом возрасте. И хотя следующие книги цикла тогда не пошли, первый роман сумел поразить мое воображение. Оглядываясь назад, я понимаю, почему так случилось. Начало 90-х, зарубежная фантастика только-только появилась на нашем рынке. И на привычном мне с детства фоне советской фантастики, сформированном Булычевым, Беляевым и Стругацкими, вещи, вроде «Дюны», выглядели чем-то совершенно необычным. Все эти межзвездные империи и таинственные ордены отзывались в памяти образами Лукасовских фильмов и замечательными иллюстрациями к «Звездным королям» Гамильтона, опубликованным когда-то в «Технике-молодежи». Конечно, все это не могло оставить равнодушным подростка. Но вот более 20 лет спустя я неожиданно вспомнил, что еще несколько томов той эпопеи так и остались мною непрочитанными и решил вернуться к Вселенной Герберта, чтобы выяснить, чем же все там закончилось.

Разочарование. Вот главное ощущение от этой попытки второй раз войти в одну реку. И что особенно неприятно, даже первая книга уже не вызывает прежних восторгов. Вдруг начинаешь понимать: вот тут у автора не хватило фантазии, а здесь он откровенно схалтурил... Ох ты, а король-то — голый! Персонажи картонные, примитивно черно-белые: карикатурные злодеи Харконнены и воплощение всех добродетелей Атридесы. Никаких полутонов. Продуманный мир?.. В этом мире межзвездные перелеты возможны лишь благодаря спайсу, добываемому исключительно на Арракисе. Вопрос: а как же вы, господа, с Земли до Арракиса когда-то добрались, без спайса-то? Автор молчит. Ментаты. Когда-то мое любопытство было разожжено историей с Бутлерианским джихадом, этими недомолвками, случайными упоминаниями... что же там случилось, на чем же обожглось человечество?.. Герберт лишь слегка приоткрывает завесу тайны. И в романе появляются ментаты — люди-компьютеры, те, кто должен был заменить в обществе будущего системы взбунтовавшегося когда-то искусственного интеллекта. Почти всезнающие, способные с высокой вероятностью прогнозировать развитие событий, этакие гроссмейстеры, умеющие разглядеть мат в несколько десятков ходов на огромной доске. Наверное, было бы лучше, если бы Герберт окружил бы их большей таинственностью. Потому что стоит им появиться в романе в явном виде, как весь их ореол исчезает. Их образ, их суть, то, как они должны проявлять себя в придуманном мире, так толком и осталось непродуманным. Оказалось, что это обычные, мало чем выделяющиеся люди. По крайней мере, в романах Герберта никак особо их экстраординарные способности не проявляются. Более того, порой ментаты совершают какие-то потрясающее глупости, слабо коррелирующие с каким-то сверхинтеллектом. Скажем, Суфир Хават, начальник службы безопасности Атридесов. Когда-то он одобрил кандидатуру доктора Юэ как семейного врача дома Атридес. Чуть позже выяснится, что проверка, которую проводил ментат, не включала выяснение наличия родственников Юэ. Слушайте, да у нас на режимных предприятиях проверки серьезнее! И когда впоследствии Суфир выяснит, что жена Юэ была захвачена в плен Харконненами, он лишь флегматично заметит: «Ах вот, что с ней случилось...» и пойдет себе дальше. И это сверхбдительный получеловек-полукомпьютер, руководящий службой безопасности одного из Великих домов?.. Его визави, ментат Харконненов Питер не Врие, тоже фигура забавная. Герберт делает его автором дьявольского плана совращения доктора Юэ. Только фантастически изобретательный ментат мог изобрести подобное — так, вероятно, должны были подумать читатели, по мнению Герберта. В чем же заключался хитроумный план?? В том, чтобы шантажировать доктора угрозами его жене! Невероятная фантазия. И таких примеров довольно много, перечислять их все, наверное, не имеет большого смысла.

Что касается остальных книг цикла, то удивило меня в них прежде всего то, что Герберт, судя по одному из его интервью, задумывал их все одновременно, как единое целое. Это заявление выглядит очень странным, поскольку первая книга очень отличается от всех остальных. В ней гораздо больше экшена, и, к сожалению, это ее главное достоинство по сравнению с остальными частями (у которых нет и того). Об оставшихся пяти книгах можно сказать, что замах, вероятно, был на рубль, а удар вышел на копейку. И опять автор, на мой взгляд, грешит тем, что берется рассуждать о довольно сложных вещах, а в итоге все сводится к банальщине. Бог-Император, способный проникнуть взглядом на тысячелетия вперед, всерьез озабочен глобальной судьбой человечества. Ему открылась некая экзистенциальная угроза. Какая? В чем ее суть? Автор умалчивает. Он выкручивается, вкладывая в уста получервю-получеловеку какие-то пространные пророчества и квазифилософские сентенции. Понятно, что Лито II пытается что-то изменить в человечестве, исправить какую-то уязвимость, выстроить Золотую Тропу дальнейшего развития. Что это за Тропа? В чем был изъян человечества?.. Несколько книг написано, а ответов автор так и не придумал. И вообще, после прочтения всей эпопеи хочется спросить: «Что это вообще такое было? Зачем и почему?» В течении всего цикла мы видим деятельность таинственного ордена Бене Гессерит. И если, закрыв последнюю страницу шестой книги, мы вдруг спросим себя: «А что это был за орден? Чего в итоге добивались его члены?», вряд ли мы сможем внятно ответить. В перовом романе дамы грезят Квизац Хадерахом. Все остальные книги серии они делают все, чтобы больше такого человека не появилось. И это единственная внятно описанная цель Бене Гессерит. Тысячи лет Орден занимается евгеническими программами, но при этом сохраняет полный запрет на искусственное оплодотворение. Это как вообще?.. Ответ: Бутлерианский джихад. Но там же проблемы были с ИИ?.. А неважно, Бутлерианский джихад и все тут.

Точно так же в самом конце эпопеи вдруг понимаешь, то ощущение огромности человеческого космоса — все эти Великие Дома, Малые Дома, Лансраад, тысячи миров, все то, что незримыми глыбами присутствовало в первом романе, в итоге оказалось пшиком. Сколько Великих Домов во Вселенной Герберта?.. Десятки? Сотни?.. Может быть. Но за все описанные в эпопее тысячи лет Герберту для развития сюжета понадобились лишь три: Атридесы, Харконнены и Корино. Все. А где остальные? Зачем они все?.. Это то ружье, которое провисело на сцене, но так и не выстрелило. Вообще вся Вселенная оказалась какой-то маленькой, камерной. Все действие происходит на трех-четырех планетах. Мир статичен. Поступь технического прогресса практически остановилась. Как летали все на орнитоптерах в первом романе, так на тех же орнитоптерах и летают тысячелетия спустя, глоуглобы как освещали помещения, так и освещают... Впрочем, определенные изменения есть. Если в первых книгах автор тратит немало строк для того, чтобы объяснить, что спайс, несмотря на всю его невероятную востребованность, не может быть синтезирован или заменен чем-то еще (и это в межзвездной империи, строящей портативные источники силовых полей и антигравитации!) и на этом, в частности, строится сюжет, то ближе к концу эпопеи выясняется, что на самом деле это не совсем уж строгое правило. И при некотором знании биологии и экологии червей можно успешно разводить и на других планетах. И когда, наконец, объясняется, как это сделать, у меня, честно сказать, остается в голове лишь один вопрос: и это все??? И вот эту задачу не могли решить лучшие умы человечества на протяжении тысяч лет?? Ментаты, говорите, значит?.. Словом, мир Дюны при подробном изучении оказывается довольно картонным с многочисленными костылями, заботливо подставленными автором в нужных ему местах. Если бы Герберт создавал космическую оперу а-ля «Звездные короли» Гамильтона, то и вопросов бы никаких не возникало. Но выглядит все так, что изначально автор замахивался на нечто более значительное. Увы, значительного, на мой взгляд, не получилось. А получился космический боевик в феодальных декорациях.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Самый авторитетный журнал научной фантастики «Локус» признал «Дюну» (первый роман эпопеи, состоящий из двух повестей «Мир Дюны» и «Пророк Дюны») лучшим научно-фантастическим романом всех времен и народов.

Да, такие оценки просто так не даются. «…Самый лучший…», «…всех времен и народов…». Как сказал кто-то из героев фильма «Тот самый Мюнхгаузен» — «…это гораздо больше, чем просто факт. Так оно и было на самом деле…».

Первые два романа – вне всяких сомнений полностью соответствуют столь высокой оценке. Еще два последующие – самую чуточку похуже. Так что ПОЧТИ весь цикл – просто завораживающе увлекательное чтиво. Причем – на любой вкус. Довольно часто «Хроники…» позиционируют как «чтиво для интеллектуалов». Отнюдь. Тут каждый почерпнёт столько, там и такого – сколько, где и что – ляжет на душу. Вот ВЕСЬ циккл – да, не каждый осилит. Ну и что.

От этого грани оного брилианта не теряют прелесть бесподобных высверков типа «…самый лучший…», «…всех времен и народов…»

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первая книга цикла читается очень легко, интересная история, красивый детализированный мир, запоминающиеся герои.

Вторая книга слабее, но еще неплохо заходит.

Третья и четвертая ничем не запоминающееся месиво бреда, разве что Лито 2 как-то отпечатывается в памяти.

Пятая более-менее бодрая.

Шестая — это апофеоз бреда и скуки, еле добил.

В общем советую прочитать первую книгу и бросать.

Все вышесказанное чисто субъективное мнение.

Оценка: 6
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения всего оригинального цикла хочется только одного: прочесть его заново. до этого в жизни только один раз так глубоко затягивала вселенная какой-либо саги — это был «Властелин Колец». Герберт же затянул намного сильнее.

Этому, кроме самой вселенной Дюны и её персонажей, способствовало моё решение найти старые переводы сиквелов, после того, как еле продрался через новое издание «Детей». ну не мог же язык Герберта внезапно стать таким громоздким и неадекватным! порыскав по букинистам и на Озоне и заполучив сиквелы, изданные в 90х годах в переводе Биргера, был очень раздосадован, что его версию перестали печатать, отдав предпочтение косноязычным потугам Анваера.

Мой совет всем, кто хочет окунуться во вселенную Дюны, прост: бегите от «переводов» Анваера! ищите букинистические издания или качайте с Литреса, но, пожалуйста, читайте сиквелы Дюны в переводе Биргера. даже странное издание последней книги, названное «Дом Глав Родов», где чувствуется работа около 5 переводчиков, которые работали отдельно друг от друга и без согласования имён и названий (без редактора) — даже это издание не задевает своей несостоятельностью, как это делают новые издания сиквелов. по этой причине, если когда и соберусь читать продолжение, написанное сыном, буду искать англоязычный вариант.

Однако, возвращаясь к самим книгам. сложно сказать что-то новое, чего не было сказано более чем за полвека. конечно, жаль, что автор не успел полностью воплотить свой замысел, но то, что он создал, без сомнения, занимает одно из важнейших мест в фантастике, да и в литературе в целом. лично мне больше всего были близки философские элементы его произведений, рассуждения о политике, религиозном контроле, потенциале человечества и многие другие идеи, нашедшие в Хрониках своё воплощение. кто бы мог подумать, что поступок одного человека,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Леди Джессики, движимой любовью к своему герцогу

сможет предопределить судьбу человеческой вселенной на несколько тысячелетий вперёд. именно так и воспринимается мной теперь 1я книга: прочнейший фундамент для последующих непредсказуемых сюжетов, духовных исканий и создания оригинальнейшей вселенной в научной фантастике.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Один из самых невероятных циклов в космической фантастике, особенно первые четыре книги. Замечательно описаны взаимодействие и противостояние сил различных веток развития человечества. Бене Джессерит со своей идей выращивания суперчеловека, Бене Тлейлаксу — боги генетики, в которых неясно, что осталось от человека в результате генететических экспериментов, Иксиане — гениальные механики, Гильдия — монополисты космических перевозок, герцоги и бароны — главы Домов, хозяева планет в вечной борьбе за власть, Император — первый, среди равных с сильнейшей армией сардукаров. Весь этот коктейль бурлит во вселенной, где произошло восстание машин (да здравствует, скайнет!) и любые проявления искусственного интеллекта запрещены и вместо компьютеров, для сбора и анализа данных используются специально обученные люди — ментаты. На фоне всего этого, как вишенка на торте — главная драгоценность Ойкумены, связующее звено всех сил и цель всех притязаний — Дюна. Единственная планета в известной вселенной, где есть «пряность», «спайс». Гигантская пустыня, в которую бороздят песчаные черви-исполины, защищая спайс.

И все вышеописанные силы, особенности, детали вы узнаете постепенно, буквально между строк основного повествования о Доме Атрейдесов. На них не делается акцент, это просто часть мира, который затягивает и не отпускает на всю жизнь. А еще книга написана в 1965 году!

Я прекрасно понимаю режиссеров, которые пытались экранизировать вселенную Дюны, и считаю что ни одному из них, так и не удалось передать все великолепие и продуманность вселенной. Да, посмотрев фильм или сериал, вы многое узнаете о вселенной Дюны и многое здорово реализовано, те же черви, орнитоптеры, космические корабли гильдии, синеглазые фримены (вольнаибы) и т.д. Но сколько моментов остается за кадром... Как показать процесс анализа внешне не связанных событий ментатом? Когда из мельчайших деталей делаются глубочайшие прогнозы и выводы. Как показать пустынную походку вольнаибов, когда каждый шаг маскируется под естественный шум пустыни, под шелест осыпающегося с дюн песка... Как показать всю подноготную диалогов, когда каждое слово взвешивается и анализируется... И эти «как» можно перечислять еще очень долго.

Да, возможно кому-то покажется тяжелым язык книги, может быть не понравится перевод, но дайте волю своему воображению, представьте этот фантастический мир, людей которые его населяют и вселенную вокруг — вы не пожалеете. Я до сих пор считаю, что это величайшее фантастическое произведение. Как Герберт умудрился вместить такой объем информации в одну книгу (а большая часть узнается из первой книги, потом вселенная Дюны расширяет не так сильно, с точки зрения новых подробностей, а не истории) я не понимаю. В общем, это тот цикл с которым стоит ознакомиться в обязательном порядке, как минимум с первой книгой, но конечно лучше прочитать его полностью.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Смысл -есть. Мир- продуман. Прочитал , с огромным трудом, первую трилогию. На вторую меня не хватит. ООООчень тоскливо, куча размышлений об одном и том же. Судя по оценкам этот цикл либо очень нравиться, либо совсем нет. Было интересно читать места, где присутствовал Барон Харконен, но этих моментов кот наплакал.

Оценка: 5
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Бросил цикл на третьей книге. Не в обиду поклонникам, но это шизофренический бред. Первая книга вышла так себе, но вот остальные... Сложнейший стиль повествования. При прочтении предложения размером с абзац, я с трудом понимал смысл происходящего. Забывал что было в начале. И я не могу назвать себя тугодумом.

Вот объясните, чем этот мир эволюционировал в техническом плане на протяжении тысячелетий, происходящих в цикле? Чем мир и персонажи первой книги отличаются от последней? Ничем. Вот ответ. Ну есть один псевдофилософ — наркоман, который может видеть сквозь пространство и время. Моя позиция такова — так как ни один автор не может правдоподобно описать далекое будущее, то пожалуйста, не надо городить ерунду. За десять тысяч лет человек станет богоподобным существом, но не таким каким его описывает автор данного цикла, то есть ни чем не отличающимся от нас сегодняшних. Вспомните, как изменился мир за последние 200 лет. И каждый человек сам будет строить свою вселенную со своими законами физики.

Персонажи абсолютно не проработанные. Их мышление абсолютно нелогичное. Их действие абсолютно нелогичное. Мир абсолютно бредовый.

Итог: «Хроники Дюны» — как «Властелин Колец». Единственный плюс за то, что Герберт был одним из первых в жанре масштабной, космической фантастики.

Оценка: 3
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Божественный цикл, Фрэнк Герберт «Хроники Дюны» это лучшее что я читал за всю свою жизнь. Кроме как слово божественно у меня других слов нет. Книги Хроники Дюны будут актуальны всегда на все времена пока живет человечество. Великий и божественный цикл книг который я перечитываю многократно и который на всегда останется в моем сердце, книги к которым приложена рука Мастера. Шедевр мировой литературы. Спасибо Фрэнку Герберту за огромный вклад в развитие научной фантастики, да и вообще фантастики, если хотите фэнтези, мистики и других фантастических жанров в целом. По сравнению с ним другие авторы мировой литературы абсолютно любых направлений просто дети, которым никогда не дорасти до его уровня, а если это и произойдет то через многие тысячелетия. Очень много хочется сказать «Хроники Дюны» они будут актуальны всегда, пока живут и умирают люди, божественные книги о смысле жизни человека мира бога религии государства о добре и зле о мире интриги философия здесь есть все о чем только можно представить.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Никогда я еще не видел настолько неровного цикла.

Идеальный первый том, заставляющий внимательно вчитываться и не отпускающий от себя до самого конца.

А потом с каждой книгой все хуже и хуже. Интереснейшие диалоги, наблюдения и размышления превращаются в безостановочный поток бессмысленной философии. Эпиграфы глав — это вообще что-то, не доступное пониманию. Очень-очень редко можно прочитать такой не подавляя порыв пропустить и начать саму главу.

Чем дальше, тем больше ждешь каких-либо событий, которые, все же, описаны хорошо. А диалоги начинаешь просто ненавидеть. В каждой книге есть «философ», который изъясняется исключительно малопонятными и вовсе непонятными фразами, от которых просто кипит мозг.

Несколько раз пытался прочитать этот цикл весь. Первый раз плюнул на третьей части, второй раз — в начале шестой, и просто жалею потраченное время.

Но плохую оценку всему циклу не дает поставить первый том, который я без сомнений советую всем друзьям как обязательную к прочтению классику.

Оценка: нет
–  [  -1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Основной минус повествования, по крайней мере в первой трилогии, слишком большой временной промежуток между романами. Непонятны мотивы и действия главных действующих персонажей.

Оценка: нет
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что такое «Хроники Дюны»? Прежде всего — это эпическое полотно, сотканное гением Герберта.

Какой должна быть фантастика, чтобы завоевать сердца миллионов читателей? Твёрдой, с зубодробительной терминологией и тяжёлым слогом или мягкой, с захватывающим сюжетом и хорошей приключенческой составляющей? Некоторые авторы, тем более в современности, когда читатель пресытился и его сложно удивить чем-либо, начинают делать миксы. У кого-то получается, у кого-то не очень. Автор «Дюны» рискнул ещё в те времена, когда люди только делали первые «вылазки» в космос, человечество грезило мечтами о покорении других планет, а фантасты писали слишком «фантастично», Фрэнк был на два шага впереди подавляющего большинства фантастов. И сейчас объясню почему.

Всё начинается как хорошо продуманный, без лишней «крутости», боевик. Показывают зарождение идеи, покорение народов и масс, Мессию. Есть и перестрелки, и сложные интриги. Но чем же отличается хороший боевик от обычного? — Интересным заделом, конечно же. На арене грамотно расставлены важные политические фигуры и ценные экономические объекты. Играли когда-нибудь в настольную игру «монополию»? Не побоюсь провести аналогию книг с этой игрой, — каждый шаг важен и может нести судьбоносный характер. Тут важно не только везение, но и прагматичный склад ума (а у героев книг его с избытком). Ближе к середине серии Фрэнк налегает на политику. Интриг и игр разума становится всё больше, а экшена всё меньше. Где-то явный перебор философии и рефлексии (на мой взгляд, это четвёртая книга). И уже под конец, когда от главных героев первых книг не осталось и следа, автор делает мощный рывок к истокам (хорошо прописанные бои в совокупности со сложными политическими ходами и качественной психологией персонажей).

На мой взгляд, автор переплюнул большинство писателей фантастики того времени по сложности и эпичности. Если бы Толкиен писал бы фантастику, рассчитанную на взрослый контингент, он мог бы стать автором «Дюны».

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Дюна, несомненно, знаковое произведение. Однако цикл несколько провисает ближе к середине. Фриманы бесспорно интересны, но уж слишком их много.

Оценка: нет
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Можно долго перечислять темы, затронутые в этом цикле: политика, экономика, социология, философия, психология, религия, экология, военное дело, наука, проблемы предвиденья и бессмертия, вмешательства в природу человека и многое-многое другое. Единственное, чего не хватает в этой всеобъемлющей работе, то это юмора. Цикл бы совсем не имел цены и был гораздо более удобоваримым, если бы был разбавлен юмором, но если где-то в нём и встречается что-то похожее на иронию, то она весьма своеобразна. Я запомнил только одну полноценную шутку из всего цикла, когда в первой «Дюне» герцог Атрейдес говорит, что способ добычи меланжи заключается в том, чтобы забрать как можно больше Пряности и как можно быстрее скрыться, что полностью соответствует мировоззрению Харконненов. В целом же цикл «Хроники Дюны» нельзя назвать лёгким и доступным для понимания чтением. Читая эти романы приходится продираться через обширные абзацы философии и психоделики.

В первую очередь бросается в глаза тот оригинальный факт, что в основном человеческая цивилизация вселенной Дюны происходит из культуры Ближнего Востока, а религии в этом мире наиболее близки исламу. Самой большой ценностью в мире Дюны является Гериатрическая Пряность — вещество от которого зависит жизнь всего человечества в Империи. Герои этих романов — люди со сверхъестественными способностями, вся жизнь многих из них будто бы вовсе лишена личных мотивов и подчинена интересам Империи, общества, человечества, будущего. Конечно, в этом мире есть и простые нормальные люди — дюнмастеры, пилоты орнитоптеров, фермеры, рабочие, солдаты — но они выступают только в качестве массовки.

О первом романе — «Дюна» — сложно сказать что-то новое и оригинальное. Он стал культовым явлением в жанре фантастики и вообще в мировой культуре.

«Мессия Дюны» — самый небольшой по объёму роман цикла (в сравнении с другими), является своего рода бонусом к первому роману и рассказывает об окончании времени правления императора Пауля Муад'Диба.

Роман «Дети Дюны» показался мне самым маловразумительным в серии. Он повествует о том, что стало с героями первой трилогии и о том, как Лето II стал тем, кем он стал.

«Бог-император Дюны» — безусловно не уступает первому роману, здесь Герберт снова оказывается на высоте. События этого романа происходят через 3500 лет после событий предыдущего романа.

Ещё через несколько тысяч лет происходят события двух следующих частей. В романе «Еретики Дюны» в сильно изменившейся вселенной Дюны появляются новые враждебные силы.

В последнем романе хроник — «Капитул Дюны» — частично разрешаются проблемы и конфликты предыдущей части, но новые обстоятельства подготавливают почву для новых грядущих событий. Возможно, Фрэнк Герберт планировал создать продолжение, но поскольку его нет, то на этом история заканчивается (если не считать апокрифические фанфики наследников Герберта), но, может быть, это и к лучшему...

Следует заметить, что несмотря на обилие сложной философии и своеобразную манеру изложения, автор не даёт сомневаться в реальности и правдоподобии созданного им мира. Читая эти монументальные книги, мы, словно участники событий, ощущаем дыхание горячего ветра Пустыни, запах меланжи (так похожий на корицу) и входим в транс при звуках семутной музыки.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх