Фрэнк Герберт «Хроники Дюны»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Планетарная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское | Социальное | Религиозное
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации | Становление/взросление героя | Терраформирование
- Возраст читателя: Любой
Эта сага, в которой сплетаются различные аспекты политики, экономики, социологии, психоанализа, религиеведения, экологии и, конечно же, философии, получила заслуженное признание: любовь десятков миллионов читателей и множество самых престижных литературных премий мира. Смертельная ненависть и фанатичная преданность, слепая вера и сила разума, наука и мистика, жестокость и самопожертвование — все отражено в этой книге.
События происходят в далеком будущем, через 24 тысячелетия после того момента, когда вы читаете эти строки, в квазифеодальной мультигалактической Империи.
Прошло 10 тысяч лет после Бутлерианского Джихада, ужасной войны, в которой человечеству удалось свергнуть иго машинного разума. Компьютеры под строжайшим запретом. Фундаментом существования Империи является Великая Конвенция, регулирующая отношения между Императором, Лансраадом (вселенским парламентом, состоящим из представителей Великих Домов) и Космической Гильдией, обладающей монополией на межпланетные перевозки.
Интервью с Норманом Спинрадом о Фрэнке Герберте и цикле «Дюна».
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Входит в:
— цикл «Вселенная Дюны»
Награды и премии:
лауреат |
Зал славы научной фантастики и фэнтези / Science Fiction and Fantasy Hall of Fame, 2023 // Творения (выбор публики) (+ экранизации) |
- /языки:
- русский (82), английский (38), украинский (6), польский (1), болгарский (2)
- /тип:
- в планах (4), книги (109), периодика (5), самиздат (3), аудиокниги (8)
- /перевод:
- А. Анваер (32), А. Биргер (7), П. Вязников (17), А. Ганько (2), Е. Грицайчук (1), Г. Карпинский (1), М. Маршал (1), Н. Михаловська (5), А. Новый (1), А. Питык (1), Ю.Р. Соколов (23), В. Чушкова (2)
В планах издательств:
Издания:
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Bridgette, 6 декабря 2010 г.
Перечитав цикл несколько раз, укрепился в выводе, что «Хроники Дюны» — это такое духовно-политически-экономически-экологическое учение, поданное автором в виде НФ. Вроде книг Кастанеды, только без ненужной мистификации и выдачи за откровение. Судите сами: на протяжении всего цикла автор рассуждает о ряде проблем в довольно разных (на первый взгляд) областях, начиная, например, с экологии — в «Дюне», всё больше внимания уделяя политике, религии и мистицизму.
«Бог-Император Дюны» — самый что ни есть социально-политологический трактат, вроде «Государя» Макиавелли, впору рекламировать с подзаголовком: «Как установить диктатуру и удерживать её 3500 лет». К тому же это — самая трудная для праздного читателя книга цикла, где мало экшена, но множество рассуждений и философствований.
Не лишены этого и две последние книги: «Еретики» и «Капитул» — методы управления Бене Гессерит представлены в нескольких диалогах как альтернатива демократии, проблемы которой также не обойдены вниманием. Вообще, дилогия «Еретики»-«Капитул» большей частью посвящена именно общественно-политическому устройству, поискам и проблемам воплощения оптимальной модели, известной как «Золотой путь». Хотя в последней дилогии хватает боевых сцен с участием сверхчеловека, которых не дождались читатели первой «Дюны», они, пожалуй, не так впечатляют, как спокойная самоуверенность прозревшего Муад-Диба.
На первом плане в цикле всё таки тема духовности, религии, мистицизма (но мистицизма рационального или перманентно рационализируемого. «Мы здесь, значит — ...»), пророчеств и наркотиков — в первую очередь вселенная «Дюны» — это вселенная спайса, видений будущего и прошлого, и, разумеется, настоящего, с его «планами внутри планов внутри планов»...
opty, 29 декабря 2013 г.
Решив недавно в очередной раз перечитать цикл , обнаружил на корешке потертого черного томика серии «Мастера фантастики» и номером 10 (перевод Соколова) сделанную карандашом надпись с ценой и датой покупки . Прошло 20 лет лет со времени первого знакомства с первой книгой одного из самых выдающихся циклов (а возможно и самого) в научной фантастике .
Трудно написать отзыв на произведение и цикл ставший истинной классикой , про который уже написано столько , и разобранный буквально «по косточкам» , остаются лишь эмоции .
Перечитывая регулярно все равно каждый раз находишь в «Хрониках Дюны» что нибудь новое , они приоткрывают перед читателем новую грань . Это наверное связано и с общим взрослением , и со знакомством с другими произведениями других авторов , многие из которых углубляют , расширяют , или смотрят с другой точки зрения на вопросы и проблемы поднятые в «Хрониках Дюны»
Долг и честь , бремя власти и социум , экология и религия , развитие человека как вида и устройство Вселенной , евгеника и генетика , лингвистика и физика — кажется нет ни одной темы не рассмотренной или хотя бы затронутой в этом цикле , ставшим для научной фантастики тем чем стал «Властелин колец» для фэнтези . Произведением задающим высочайшую планку качества и определяющим развитие жанра на многие десятилетия вперед .
Некоторые поздние авторы рассмотрели отдельные вопросы поднятые в «Хрониках Дюны» глубже или дали на них более развернутые ответы , но пока никто не превзошел данный цикл по всеобъемлемости . И есть в этом цикле одна вещь к которой по моему мнению никто даже по по большому счету не приблизился . Это диалоги — такого напряжения , такого многообразия смыслов сказанного (и не сказанного) я не встречал больше нигде , а прочитано не мало .
Ну что тут еще можно сказать — шедевр на все времена
JahLis, 26 января 2018 г.
После прочтения всего оригинального цикла хочется только одного: прочесть его заново. до этого в жизни только один раз так глубоко затягивала вселенная какой-либо саги — это был «Властелин Колец». Герберт же затянул намного сильнее.
Этому, кроме самой вселенной Дюны и её персонажей, способствовало моё решение найти старые переводы сиквелов, после того, как еле продрался через новое издание «Детей». ну не мог же язык Герберта внезапно стать таким громоздким и неадекватным! порыскав по букинистам и на Озоне и заполучив сиквелы, изданные в 90х годах в переводе Биргера, был очень раздосадован, что его версию перестали печатать, отдав предпочтение косноязычным потугам Анваера.
Мой совет всем, кто хочет окунуться во вселенную Дюны, прост: бегите от «переводов» Анваера! ищите букинистические издания или качайте с Литреса, но, пожалуйста, читайте сиквелы Дюны в переводе Биргера. даже странное издание последней книги, названное «Дом Глав Родов», где чувствуется работа около 5 переводчиков, которые работали отдельно друг от друга и без согласования имён и названий (без редактора) — даже это издание не задевает своей несостоятельностью, как это делают новые издания сиквелов. по этой причине, если когда и соберусь читать продолжение, написанное сыном, буду искать англоязычный вариант.
Однако, возвращаясь к самим книгам. сложно сказать что-то новое, чего не было сказано более чем за полвека. конечно, жаль, что автор не успел полностью воплотить свой замысел, но то, что он создал, без сомнения, занимает одно из важнейших мест в фантастике, да и в литературе в целом. лично мне больше всего были близки философские элементы его произведений, рассуждения о политике, религиозном контроле, потенциале человечества и многие другие идеи, нашедшие в Хрониках своё воплощение. кто бы мог подумать, что поступок одного человека,
сможет предопределить судьбу человеческой вселенной на несколько тысячелетий вперёд. именно так и воспринимается мной теперь 1я книга: прочнейший фундамент для последующих непредсказуемых сюжетов, духовных исканий и создания оригинальнейшей вселенной в научной фантастике.
Алексей1965, 4 июня 2013 г.
Мне кажется, говорить о сериале «Хроники Дюны» — все равно, что рассуждать о сериале «Ирония судьбы или С легким паром».
То есть существует некий шедевр — «Дюна». Он полон и завершен. Потом автору хочется на волне успеха что-то дописать. Но если произведение хорошее — значит оно цельное, и тема — закрыта. Нельзя к красавице дорисовать еще какие-то части тела. Это уже будет монстр.
В литературе, конечно, проще и чудовища появляются не сразу — но все-таки, если изначально не было задумано ди- или трилогии с единой конструкцией — все последующее будет пристройкой к красивому зданию, искажающей изначальный замысел архитектора. Даже если эта пристройка очень неплоха. (в отличие от «Иронии судьбы-2»).
Ну — или сразу проектируется коттеджный поселок на 20-30 романов. Но либо они будут однотипны, либо нужна некая опять же заранее продуманная концепция всей застройки.
В «Хрониках Дюны» это прекрасно заметно. Второй роман — уже спад. Чем дальше — тем хуже. Страшно подумать, что было бы к 20-му тому. Да, приятно снова встретиться со знакомыми героями, но это уже — встреча одноклассников 20 лет спустя. Разве есть смысл ее ставить в ряд с самой учебой в школе? Гераклит был прав насчет реки...
p/s Что касается перевода — разумеется, Вязников — и только он...
Albert_N, 17 мая 2013 г.
Цикл Дюна – это в первую очередь философская фантастика. Фрэнк Герберт рассуждает о политике, экономике, природе власти, религии, любви, свободе, эволюции человечества.
Герберту удалось не только создать целую вселенную, но и показать ее развитие на протяжении нескольких тысячелетий. Во вселенной Дюны ничто не вечно. Сменяются герои. Политические и экономические институты, казавшиеся незыблемыми, теряют свою значимость. Возвышаются и деградируют народы. Зарождаются и исчезают религии.
Книги цикла очень разные. Грустная и трагичная «Мессия Дюны», напоминающий философский трактат «Бог-Император Дюны», насыщенные действием «Еретики Дюны»… Каждая книга имеет свои интригу, идеи, ритм повествования.
Отдельного упоминания заслуживают персонажи. Мауд’Диб, Алия, Лето Второй, Дункан Айдахо, леди Джессика, Майлз Тэг, Дарви Одраде… Яркие, противоречивые личности. Способные убивать, угнетать, разжигать войны, и в тоже время жертвующие собственным счастьем, любовью, жизнью. Обладающие властью и являющиеся пленниками ответственности.
Итог: уникальный, яркий, многогранный, завораживающий цикл. Шедевр философской фантастики.
alex-fan, 4 февраля 2013 г.
Серия о Дюне всегда была для меня на слуху, поэтому и взялся её прочесть. Хоть и премий много не брала и экранизаций по-настоящему популярных не было, однако постоянно натыкался в списках любимых произведений и рекомендациях. Отчасти за чтение не брался и потому, что не люблю многотомные объёмные саги, уж больно много времени на них уходит. Хотя все эти мелочи уходят на второй план, если произведение действительно нравится.
«Дюна» мне понравилась, причём очень сильно. Мир уникален и неповторим, ничего похоже и не встречал. Однако это не мешает ему быть близким к нашему, здесь также деньги управляют властью, а власть управляет деньгами. В этом мире всё зависит от ресурсов, которых с каждым днём всё меньше. Как бы не фантастична была бы вселенная Дюны, я не исключаю, что именно такое будущее ждёт наших предков.
Прочитал первые три тома саги, особенно впечатлила «Мессия Дюны» своим драматизмом и непредсказуемостью сюжета. До самого последнего момента я не мог представить, чем закончится этот роман, и он меня действительно захватил. Для меня это был апогей сопереживания героям и самой империи Муаддиба. После прочтения стало понятно с кого брал пример достопочтенный Джордж Мартин, когда убивал самых важных героев в своей саге. ) Герберт жесток к своим героям и мир его жесток, однако менее реалистиным он от этого не становится.
«Дюна» сложна для чтения, это несомненно, однако обойти этот шедевр фантастики стороной будет ошибкой для любителя литературы! Обязательно вернусь к этой саге в будущем, дочитаю и перечитаю, но только в хорошем переводе, которого увы я сейчас не нашёл. (
mputnik, 28 ноября 2018 г.
Самый авторитетный журнал научной фантастики «Локус» признал «Дюну» (первый роман эпопеи, состоящий из двух повестей «Мир Дюны» и «Пророк Дюны») лучшим научно-фантастическим романом всех времен и народов.
Да, такие оценки просто так не даются. «…Самый лучший…», «…всех времен и народов…». Как сказал кто-то из героев фильма «Тот самый Мюнхгаузен» — «…это гораздо больше, чем просто факт. Так оно и было на самом деле…».
Первые два романа – вне всяких сомнений полностью соответствуют столь высокой оценке. Еще два последующие – самую чуточку похуже. Так что ПОЧТИ весь цикл – просто завораживающе увлекательное чтиво. Причем – на любой вкус. Довольно часто «Хроники…» позиционируют как «чтиво для интеллектуалов». Отнюдь. Тут каждый почерпнёт столько, там и такого – сколько, где и что – ляжет на душу. Вот ВЕСЬ циккл – да, не каждый осилит. Ну и что.
От этого грани оного брилианта не теряют прелесть бесподобных высверков типа «…самый лучший…», «…всех времен и народов…»
Alternative4, 8 марта 2017 г.
Божественный цикл, Фрэнк Герберт «Хроники Дюны» это лучшее что я читал за всю свою жизнь. Кроме как слово божественно у меня других слов нет. Книги Хроники Дюны будут актуальны всегда на все времена пока живет человечество. Великий и божественный цикл книг который я перечитываю многократно и который на всегда останется в моем сердце, книги к которым приложена рука Мастера. Шедевр мировой литературы. Спасибо Фрэнку Герберту за огромный вклад в развитие научной фантастики, да и вообще фантастики, если хотите фэнтези, мистики и других фантастических жанров в целом. По сравнению с ним другие авторы мировой литературы абсолютно любых направлений просто дети, которым никогда не дорасти до его уровня, а если это и произойдет то через многие тысячелетия. Очень много хочется сказать «Хроники Дюны» они будут актуальны всегда, пока живут и умирают люди, божественные книги о смысле жизни человека мира бога религии государства о добре и зле о мире интриги философия здесь есть все о чем только можно представить.
Romantik, 31 октября 2007 г.
Цикл очень своеобразный и имхо гениальный. Очень много моментов над которыми можно подумать и пораскинуть мозгами и для каждой книги они свои.
Однако как уже тут писалось, мнения разделились :)
При первом прочтении Дюна 1-3 читалась запоем, 4-6 с трудом... Второй раз — картина с точностью до наоборот, листал первые 3 книги запоем остальные. Как мне кажется, смысл тут в том, что Герберт в первых книгах описывает мир, какой он есть — и это привлекает читателя СРАЗУ. Мир закончился, все тоже самое и ничего нового про него — моментальная реакция — скучно. Если же уже вертится в этом мире — то становится наоборот интересно как в его контексте всплывает и преподносится автором та или иная проблема.
Вобщем — любителям экшена и картинки первые три книги, любителям порассуждать и погружаться в мир остальные (но первые три нужно будет для понимания мира как минимум) :)
ЗЫ: под погружением не понимается «запойное чтение», а нечто другое.
Ben Chevis, 15 октября 2012 г.
Хроники Дюны — это путь, пройденный человеком от подростка к старику, Поэтому так и не однозначны оценки. В 20 лет «экшн» важнее философии, в 50 лет всё наоборот. Дюна — книга не одного дня, даже не одного года. Поэтому провалились попытки написать её продолжение, то есть «допродолжение»
Marat2, 24 февраля 2024 г.
Не могу судить о литературной ценности, не литературный критик, но сюжетный масштаб цикла впечатляющий. Экстремальная обращённость к человеку, социальным проблемам и намеренное умолчание технологий делает цикл весьма самобытным, в 1965 году на фоне ушедшего Золотого Века Фантастики это своеобразие было ещё более рельефным, чем сейчас, после Новой волны. Кладбище машин и так окружает нас повсюду в настоящем, видимо, поэтому Дюна с её нарочитым пренебрежением описания науки и техники будущего стала такой популярной, по крайней мере, это представляется мне одной из основных причин.
adventurer, 17 июля 2008 г.
Замечательные романы гения научной фантастики. Найдите время и прочитайте, не потратите время зря. Книги, которые выходят за пределы одного жанра фантастики. Это больше чем фантастика — это часть литературной сокровищницы мира.
iska, 1 февраля 2007 г.
Потресающая книга! Я не особо люблю фантастику, но это просто что-то необыкновенное.
Одна из немногих серий, в которой продолжение ничуть не хуже начала.
Такова потрясающего сплава политики, религий и фантастики нигде еще не встречала.
michaelprog, 1 августа 2005 г.
Проработанный, детальный захватывающий мир.
Великолепное исследование различных сторон человеческой натуры.
Не просто книга (цикл), а НЕЧТО, заставяющее задуматься о множестве вещей, о жизни вообще...
KiLLaRMy, 26 марта 2007 г.
Читал пока только первый роман, основную идею и концепцию писатель взял из реальной жизни кочевных племён арабов,а насчёт « Лисан-Аль-Гаима « тоже взял из Исламского пророчества