FantLab ru

Фрэнк Герберт «Дюна»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.70
Голосов:
7202
Моя оценка:
-

подробнее

Дюна

Dune

Роман, год; цикл «Вселенная Дюны»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Первой сюжетной линией повествования, открывающейся читателю, является вражда двух могущественных Великих Домов: Атрейдес и Харконнен. Может создасться впечатление, что это — очередная история борьбы добра и зла, чести и коварства, благородства и корыстных интересов. Однако это впечатление — лишь первая ловушка, в которую попадает читатель.

Далее вы узнаете, что главный герой — Пауль Атрейдес, наследник одного из враждующих Домов, является также важным звеном в таинственной генетической программе ордена Бене Гессерит и обладает необычными способностями. Но способностям этим лишь предстоит раскрыться.

По приказу Императора (вступившего в сговор с Харконненами и нарушившего тем самым Великую Конвенцию), Атрейдесы переселяются на Арракис — пустынную планету ужасных бурь и гигантских песчаных червей, населенную жестокими фанатиками — фрименами, называемую также Дюной. Эта планета должна стать их золотой гробницей. Почему золотой? Да потому что эта планета — единственный во всей Вселенной источник Пряности, важнейшей субстанции в Империи. Пряность, обладавшая гериатрическими свойствами, продлевала жизнь; Пряность использовалась орденом Бене Гессерит для развития особых способностей (например, правдовидения). Но, что самое главное, Пряность, которую невозможно синтезировать, а можно лишь собрать на Дюне, использовалась Космической Гильдией для осуществления межпланетных перевозок. Особым образом подготовленные Гильдией специалисты — навигаторы употребляли огромные количества Пряности и это открывало их внутреннему взору пространство и время, что позволяло им предугадывать безопасную траекторию движения для космических кораблей, несущихся с чудовищной скоростью сквозь мировое пространство. Исчезнет Пряность и любые межпланетные коммуникации во Вселенной прекратятся навсегда, что приведет к распаду Империи. А миллиарды людей, употреблявших этот наркотик (Пряность вызывает непреодолимое привыкание!) умрут. Вот почему владение Арракисом сулит золотые горы. И Харконнены, которым принадлежала ранее планета, накопили немалые запасы. Теперь они используют все свое богатство для того, чтобы уничтожить своих врагов — Атрейдесов и вернуть себе Дюну.

Получится ли это у них? Ответ можно узнать лишь из книги.

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1966 // Роман

лауреат
Небьюла / Nebula Award, 1965 // Роман

лауреат
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第5回 (1974) // Переводной роман

лауреат
Серебряная комета / Cometa d'Argento, 1974 // Роман (США)

лауреат
"Сталкер" / Stalker, 1998 // Parima ulmeraamatu kategooria (США, 1965)

лауреат
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2008 // Книга года

Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1964 // Роман (первая часть романа «Дюна» - "Dune World")

номинант
Великое Кольцо, 1992 // Крупная форма (перевод)

Экранизации:

«Дюна» / «Dune» 1984, США, реж: Дэвид Линч

«Дюна» / «Frank Herbert's Dune» 2000, США, Германия, Канада, Италия, реж: Джон Харрисон

«Дюна» / «Dune» 2018, США, реж: Дени Вильнёв



Похожие произведения:

 

 


Дюна
1990 г.
Дюна
1992 г.
Дюна
1992 г.
Дюна
1992 г.
Дюна
1992 г.
Дюна
1992 г.
Дюна. Мессия Дюны
1992 г.
Дюна
1993 г.
Дюна
1994 г.
Первые войны пустыни
1994 г.
Дюна
1999 г.
Дюна
2003 г.
Дюна
2003 г.
Дюна
2004 г.
Дюна. Мессия Дюны. Дети Дюны
2004 г.
Дюна. Мессия Дюны. Дети Дюны
2004 г.
Дюна
2007 г.
Дюна
2011 г.
Дюна. Мессия Дюны. Дети Дюны
2011 г.
Хроники Дюны
2013 г.
Дюна. Первая трилогия
2014 г.
Все хроники Дюны
2015 г.
Дюна
2015 г.
Дюна
2016 г.
Дюна. Первая трилогия
2017 г.
Дюна
2018 г.
Дюна
2020 г.
Дюна
2020 г.

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.
Дюна
2007 г.

Издания на иностранных языках:

Dune
1965 г.
(английский)
Dune
1982 г.
(английский)
The Road to Science Fiction #4: From Here to Forever
1982 г.
(английский)
Dune
1990 г.
(английский)
Dune
1999 г.
(английский)
Dune
2001 г.
(английский)
The Road to Science Fiction: Volume 4: From Here to Forever
2003 г.
(английский)
Dune
2005 г.
(английский)
The Great Dune Trilogy
2005 г.
(английский)
Diuna
2007 г.
(польский)
Dune
2007 г.
(английский)
Dune
2011 г.
(английский)
Dune
2013 г.
(английский)
Дюна
2017 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С 15 до 20 лет зачитывался данным произведением, но нельзя не признать, что Дюна не из тех книг, которые хочется читать и перечитывать в 40 лет. Написана явно под веществами, но какими-то неправильными. Очень уважаю господина Дика, которому амфетамины не мешали, а только помогали. Тут другой случай...

В Дюне множество несуразностей и сюжетных нестыковок, лучше логику выключить сразу. Темп повествования слишком низкий. Научность на поверку оказывается псевдонаучностью.

Интересна ситуация с переводами. Один из переводчиков (Вязников) даже написал статью «Его звали Пауль» где лихо раскритиковал предыдущие переводы. Я позже наткнулся на любопытный разбор, где на примерах разбирается три разных перевода с неутешительным выводом, что перевод Вязникова далеко не фонтан.

На мой персональный взгляд, перевод где Пола обозвают Паулем не может быть хорошим.

Автор блога ещё накопал скрытый сексуальный подтекст в Дюне. Почитать достаточно любопытно. Но местами выглядит как «рыбак рыбака увидел издалека» )

http://94.177.190.72:8081/dune.html

Заметки сохранены в обратном порядке, начало в «трудности перевода», окончание «трудности перевода – 11» .

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Всегда боюсь приниматься за чтение классики фантастики/фэнтези, потому что боюсь разочароваться, как например с Хрониками Амбера, где я просто ожидал большего.

Дюна написана таким языком и подана таким образом, что иногда бывает немного трудно понять некоторые посылы и детали, особенно это касается силы предвидения и всяких учений/религий, древних предсказаний. Автор явно пытался объясняя, запутать все еще больше.

Даже если отбросить возможность плавать по пескам, непонятно, как у червей могут быть «чешуйки», цепляясь за которые, их может оттянуть обычный человек, заставляя Червя перевернуться, чтобы песок не попал на чувствительный участок. Песок так или иначе должен был попасть внутрь, такое огромное создание даже не почувствовало бы человека и отслоившийся маленький участок брони.

Зато понравились хорошо прописанные персонажи, их можно отличить друг от друга, что, несомненно, радует. Харконнены типичные стандартные злодеи истории, Владимир это показывает всем своим видом, особо даже не скрываясь. Для 1965 года подобное, думаю, не было чем-то слишком примитивным. Да и Владимир так рьяно презирал фрименов, этих дикарей, что не видел их силу и игнорировал все звоночки, что они не так просты, а осознал слишком поздно. Жаль только, что не Раббана, не Фейд-Рауту почти не раскрыли, про первого так вообще просто сказали, что он тиран и выжимал из планеты все соки, народ его ненавидел, но это так и не было показано прямо, просто автор поставил нас перед фактом. Он плохой — ненавидьте его!

Когда Пауль с матерью оказываются в пустыне, в пещере они натыкаются на фрименов, и те сразу собираются забрать их воду, хотя вроде они как раз и ищут мальчика с женщиной, но некоторые почему-то уверены, что это не те. Ну да, ведь посреди пустыни бродит полно женщин с подростками без специальных костюмов. В итоге они доказывают, что они те самые, но один особо умный отчего-то все равно не верит, и в итоге погибает в схватке за свою глупость.

Позже Пауль впадает в кому, якобы отравленный, и странно, что никто не понял произошедшее, ибо трудно не заметить, что один из червей утоплен. Одна только Чани догадывается, что сделал Муаддиб.

Кинес перед смертью видит в глюках своего отца, который рассказывает про экологию, объясняет про образующийся под ним пузырь, про связь червей и меланжи, задается разными вопросами и отвечает на них. Это выглядит несколько нелепо, для кого это все говорится? Чисто для читателей, чтобы мы кое-что поняли. Видимо, Герберт не придумал, как иначе рассказать об особенностях Дюны, лаконично вплетая информацию в сюжет. Это подтверждают и Приложения, которые похожи на выжимки из учебника, а не беллетристику. Особенно не понравилось в Приложениях история отца Кинеса. Возможно, я невнимательно читал, но мне казалось, что фримены сотни лет пытаются превратить Дюну в цветущий сад, а оказывается, что начал это отец Кинеса, т.е. с начала прошло лет 60-70, уже не так впечатляет.

Топтеры отправились в глубокую пустыню и похитили Алию, хотя не раз говорилось, что так далеко залетать невероятно опасно, при этом отправилось всего 4 топтера, вернулся 1, остальные подбиты фрименами (точнее, стариками, женщинами и детьми, охранять их мужики, видимо, не захотели), других проблем не было: ни червей, ни песчаных бурь. Так почему опасно-то?

Итого: 8-/10 — красивая и продуманная история, видно, что автор потратил громадное количество времени, чтобы собрать информацию и гармонично вплести ее в свою историю, частично отсылающую на реальный мир с его войной за ресурсы. Но автор так сильно углубился в вопросы экономики, экологии и человеческой природы, что упустил несколько деталей на самом виду, о которых написано выше.

Это фантастика с элементами фэнтези, нечто вроде Звездных Войн, которые явно черпали идеи из этих книг, только Лукас верно посчитал, что большое количество разговоров и мыслей, преимущественная неспешность повествования и минимум экшна на экране воплотить будет не то чтобы сложно, просто подобное не зайдет любителям поп-корна. Это подтверждает провал фильма 1984 года (хоть он и стал культовым) и не шибко популярный сериал.

Для фантастики атмосфера Дюны также очень необычна. Нет ни чистеньких комнат из белого псевдо-пластика, ни роботов с супер-компьютерами, есть песок, жара, обычная одежда, дома из камня, а люди сражаются в рукопашном бою, устраивают штурмы и тому подобное. Нет журнального лоска и прилизанности, скорее, это пергамент, в лучшем случае сморщенная от солнца старая кожа. Все эти пророки, верования, джихады и тому подобное делают мир Дюна максимально приближенным к нашей реальности, так называемое ржавое будущее, или, скорее запыленное, все другое — утопия. Дюна не антиутопия, но всю книгу складывается чувство, что вот-вот, и она наступит, а вскоре родится и Безумный Макс.

И все же назвать Дюну шедевром у меня язык не поворачивается, почитать точно стоит хотя бы для общего ознакомления и погружения в атмосферу жаркой пустыни и интриг. Несомненною, Фрэнк Герберт проделал огромную работу, создавая сей мир, что в наше время можно увидеть не так часто.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Безусловно роман Фрэнка Герберта «Дюна» — классика своего жанра. Которая десятилетия спустя остается заметным образцом качественной фантастики. Доказательством тому могут быть новые переиздания, переводы, а также экранизации (хотя там руководствуются совсем другими мотивами).

Но ли отнести «Дюну» к гениальным шедеврам, непревзойденным во всех отношениях произведением? А здесь ответ — нет!

Шедевральность произведения мы можем оценивать по многим параметрам: оригинальность замысла; глубиной раскрытия философских, психологических, религиозных и т.д. проблем; эпичностью, а также объемом романа. С этим в Герберт все хорошо, но есть определенное ощущение, что не все так ярко и однозначно. Это как для сравнения, надел новый «с иголочки» костюм, а пуговицы не хватает, или в подкладке дырка, или обмеры были сделаны не по фигуре.

Так и с Дюной, все ярко и помпезно, но оказываются дырки в сюжете, недоработки. Возникает впечатление, что сюжет сырой и автор до конца не знал что будет в финале. Как тогда объяснить, что некоторые ходы сюжета исчезают без логической развязки? Например, случай с фрименской служанкой, которую спас Пауль, и которая обещала ему отблагодарить. Об этом не упоминается больше нигде, она становится автору неинтересной. Как и о судьбе крис-ножа, который подарен и освящен кровью матери Пауля. Мать пленили, а священный нож, которого под страхом смерти никто не должен видеть так и не «выстрелил». И так и другие нестыковки и несоответствия.

Подытоживая сказанное, хочу подчеркнуть, что роман добротный, но не шедевральный. На таких ляпах теряется доверие ко всему прочему, что написано автором.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что еще можно сказать про «Дюну», когда про нее и так сказано очень многое и многими? Это действительно классика, причем тот ее тип, который никогда не устареет. И это не пустые слова — я уверен, что «Дюну» интересно читать будет всегда, в любое время. Если честно, я сам удивился, что фантастика, написанная в 1965 году, по-настоящему может удивить.

Да, книга оригинальная, если не сказать больше. И дело не только в сюжете, она выделяется всем: и стилем, и посылом, и обыгрыванием, казалось бы, до дыр стертых штампов.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
К примеру, я впервые встречаю сюжет про Избранного, где тот самый Избранный не просто стал таковым по воле автора во благо сюжета, а выводился специальными людьми аж 90 поколений. То есть он не пришел на эту землю вот просто потому что, а его создали специально, используя сложную человеческую селекцию. Вот это реально впечатляет.

К твердой НФ «Дюну» точно не отнесешь. Местами тут вообще почти фэнтези, но все-таки до него не доходит. Но на самом деле это совершенно не имеет значения. «Дюна» — умный, можно даже сказать — философский текст. И антураж тут совсем не важен.

Повествование здесь неравномерно. Некоторые моменты сюжета подаются излишне неспешно, растягиваются на множество страниц, подсвечивают нам каждую мельчайшую деталь. А потом раз — прошло два года. Это немного сбивает.

Вообще, есть ощущение, что книга могла (и, наверное, должна) быть куда больше. Очень многое Герберт рассказал как бы вскользь, хотя хотелось бы подробностей, а некоторые персонажи не получили почти никакого развития и просто канули в никуда.

Еще момент — может, я неправильно что-то понял, но главный герой Пауль показался мне не шибко приятным персонажем. И вот почему:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
было стойкое ощущение, что ему плевать по большому счету на мечты фрименов о цветущем и зеленом Арракисе, он просто их использует ради власти и мести. Да, он хотел избежать вселенского Джихада во имя себя, но все равно во многом думал только о своей выгоде. Даже Гурни Халлек несколько раз отмечал, что Паулю безразличны судьбы людей, а важны только ресурсы.

Но все равно — книга отличная. Классика фантастики как она есть. Очень хочется прочитать продолжение но... одновременно и не хочется. Судя по отзывам, дальнейшие книги могут только испортить впечатление о мире Дюны в целом. Да и не нужно ей продолжение, на мой взгляд, все закончилось так, как должно было. Остальное — не так важно.

Но саму «Дюну» читать обязательно.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Считается одним из культовых произведений. Приступая к чтению, ожидал от произведения очень многого.

Так же, когда-то давно смотрел фильм, из которого из воспоминаний осталось только пустыня, большие черви, синие глаза и волшебная соль.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Иногда приходилось сталкиваться с выражением «вселенная Дюны». Так вот первое, что обнаружил, а точнее не обнаружил, это как раз наличие этой самой вселенной! В книге есть, только планета, причем если бы не «пряность», то планета довольно унылая и заурядная.

Ещё один стереотип, который меня удивил, это причисление Дюны к твердой фантастике! Далекое будущее, но нет компьютеров! Серьезно??? И ни какие умельцы втихую, в подвале, не собирают даже 133 Пентиум на 95 Виндосе??? Верится с трудом, а точнее совсем не верится.

Силовое поле, то же прилюбопытнейшее изобретение. Поражает, что никто не пользуется лазером для убийства обладателей полей. Объясняется это тем, что соприкосновение лазере и поля вызывает большой взрыв, который убивает как владельца силового щита, так и стрелявшего из лазера. Объяснение, как и про компьютеры, ну оооочень притянуто за уши!!! Что мешает создать механизм, который на расстоянии включает лазер??? Или просто оставить включённый лазер (ведь не все лазеры видны человеческому глазу), как ловушку-растяжку.

Как я понимаю, все эти объяснения лишь повод для автора, что бы можно было создать мир очень похожий на наше время.

Что ещё очень «умилило», так это аристократический строй ))) Прекрасное далёко…

Ну, в общем как-то не вериться в этот мир, созданный автором!

Для себя я идентифицировал жанр как Фэнтези.

Книга почему-то не цепляет, вроде и придраться особо не к чему, герои прописаны, динамика, интриги и т.д., а книга всё равно не цепляет!

Периодически попадаются умные высказывания, но ни одно не удивило, не поразило… и не запомнилось…

Мои ожидания.

Ждал чего-то большего. Читать было периодически скучновато.

Читать тем, тем кто любит фантастику.

Оценка: 9
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Для меня самы́й большой секрет этой книги — причины ее популярности. Читать ее однозначно нужно до достижения 20 лет.

Феодализм. Интриги. Драки: их описания очень хороши, но читателя ими вовсе не балуют.

Чёрно-белый антураж: абсолютные подлецы и гады Х-ны против безупречных А-в. Уже это — признак отнюдь не первосортной литературы.

Единственный неоднозначный персонаж — Юэ. Но

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
зачем он избрал столь эксцентричный способ покушения на Харконнена? Он объясняет, что его не подпустят к барону близко. И через пару страниц следует описание встречи Юэ и Харконнена!

Не менее 10% романа — восхваления суперспособностей ГГ, его матери, а позже и сестры. Попросту говоря, они сверхлюди. То есть, конечно, Сверхлюди с большой буквы! Вы не поняли (не унимается автор), вы просто не в сос-то-я-нии осознать ту бесконечную пропасть, которая лежит между сим благородным семейством и всеми остальными людишками! Непрерывные дифирамбы П. Атрейдису уже к середине романа вызывали тошно... некий скепсис. Самую большую симпатию (видимо, по контрасту) вызвал у меня В. Харконнен с его довольно изощрёнными интригами.

Вообще, тема сверхчеловека и евгеники, видимо, была очень больной для автора (не зря он упоминает Ницше). «Лучших во Вселенной бойцов», сардаукаров, регулярно и с относительной лёгкостью побеждают другие бойцы. ? — и читатель уже проще и ироничнее относится к суперлативам, коих в «Дюне» — бесконечное количество.

Интересна попытка описать экосистему Дюны. Но нелепость идеи существования многомиллионных (!!) племен фременов слишком уж красноречива. Вода — ладно, а вот что эти миллионы едят в пустыне?

Весьма повеселила принцесса Ирулан с ее сверхчеловеческой литературной плодовитостью)

Ну и о религии. Кто-то в Британии назвал «Властелина колец» «христианским до отвращения». Мне кажется, скорее «Дюну» можно назвать «религиозной до отвращения», ведь она набита ссылками на Библию и исламские верования, чаще всего без всякой связи с сюжетом. Научно-фантастическим этот роман не назовешь. Религиозно-фантастическим — да. Антисциентизма здесь тоже хватает. Кинес — жрец, маг, вождь, в общем, кто угодно, но не учёный. Единственный институт, имеющий отношение к науке (Космическая гильдия) обрисован самыми черными красками. Да и зачем миру мечей, магии и силовых щитов учёные?

В общем, чтение для подростков, но не каждый подросток осилит скучные рассуждения о политике и сверхчеловеках.

Оценка: 5
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что можно сказать об этой книге, в первую очередь это Литература, а не Нью Йорк Тайм бестсейлер. Очень богатый и образный язык автора рисует в воображении целый живой мир. Все в этой книге прекрасно и персонажи и диалоги, и сюжет, и аромат той далекой очень необычной Вселенной. Интриги между великими домами, загадки Арракиса и спайса. Это в первую очередь не фантастика, а литература, настоящая драгоценность литературной вселенной прямо, как сам Арракис драгоценность вселенной Дюны. Перевод рекомендую Вязникова.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Правка: при чтении продолжения хорошие мысли пришли, в новые правки вошли! У всех, кто поставил плюс и не читал сии откровенья, сердечно прошу прощенья! Довожу до абсолютной красотищности, мощной философичности и ударной правдичности.

Обожаю, обожаю, ОБОЖАЮ первоисточники!

Интереснее всего читать творчество тех, кто были Первыми – не важно, фантастику ли, математику, физику, психологию. Оно всегда почему-то оказывается самым богатым идеями, самым насыщенным размышлениями, самым красочным вдохновлением, а вовсе не помехой на пути к прогрессу, как меня учили в школе.

До романа я добрался, разжевав, аки кАрова, по несколько раз и Колесо Времени, и Меч Правды, и Маллореоны с Белгарадами, и свои любимые Звёздные Войны – и канон, и продолжение. To my best knowledge, они все выходят в своих идеях и эстетике именно из Дюны. И первоисточник во многом, ИМХО, превосходит все выженазванные серии. Ставлю 10 баллов. Haters, back off or it will crush your mind.

Сюжет:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

1. Есть Вселенная, отстоящая от нашей во времени на величину порядка 10 000 лет; в ней вместо механизмов и электроники люди до пределов развивают способности своего тела и духа – 1 шт.

2. Есть Гильдия Навигаторов, которые умеют вести космические корабли на сверхсветовых областях с помощью “предзнания — prescience”– 1 шт.

3. Есть пустынная планета Арракис, во владении которой чередуются Великие дома Галактики и где добывают вещество “меланж”, которое, в том числе, необходимо ГН для своего труда – 1 шт.

4. Есть аборигенная культура фрименов, пустынных людей и яростных бойцов, которые мистическим образом связаны с существованием “меланжа” — этих много;

5. Есть юный Пол из дома Атрейдесов, который с матерью Джессикой попадает к фрименам после убийства его отца, Лето Атрейдеса, который должен стать новым генсеком...простите, губернатором Арракиса – 1 шт.

6. Есть конкурирующий дом Харконненов, который всеми средствами пытается получить Арракис — 1 шт. барона, главы дома, и 1 шт. его понтоватого племянника;

7. Женский орден Бене Гессерит, культивирующий развитие особых способностей и самодисциплины, а также манипулирующий вселенской политикой с самыми разными целями — этих тоже много;

And here the fun begins!

В Дюне есть ВСЁ:

1. История возмужания и инициации героя, лишённого родителей, и его выброс в Большой мир, причём, хотя ему сопутствуют всякие пророчества, он становится Избранным благодаря, в первую очередь, личным качествам и упорству — в отличие, например, от Ричарда Рала, Величайшего Хамла Всех Фэнтези;

2. POV, главная «фича» Д. Р. Р. Мартина: историю рассказывают различные голоса, освещаю то одну, то другую сторону происходящего; некоторые её ветви ведут в тупик (Лайет-Кайнес), но даже такие гармонично присоединяются к общему хору;

3. Вышеупомянутый женский орден: по сравнению с манипулятивной силой Бене Гессерит, Сит-Морды и Световые Сёстры из Меча Истины и Айз Седые Колеса Времени — школьницы-ногтегрызы, у которых только-только отросли...э-э, в общем, топ;

4. Интриги и противоборство разных сторон со своими интересами: меркантильная Гильдия, фремены, годами вынашивающие план по превращению своей планеты в цветущий оазис, Империя, изо всех сил удерживающая власть, сумасшедшие ба...ой, Бене Гессерит...ну, чего они хотят, не знает никто (это частично поднято в следующих частях цикла);

5. Тема «тёмного отца», на этот раз — деда: Пол, оказывается, внук Владимира Харконнена; ИМХО, это важный мотив: в отличие от своего «истинно правильного» папаши, молодой Атрейдес способен заглянуть на «тёмную сторону»: например, ориентироваться в интригах, да и сам в них активно участвовать по мере надобности.

В ней есть гораздо БОЛЬШЕ:

1. Потрясающая по силе лирика: история словно переносит слушателя на пустынную планету, проверяя на прочность его установки: навевает пустынный бриз, поднимаются облачка песка — и сам начинаешь следит за каждым глотком воды;

2. Экологическая и политическая тема, например, аллегорическая и весьма интересно освещённая критика различных монополий (в лице Гильдии), бездушных религиозных практик; аборигены здесь, как и Айил в Колесе Времени — не тупые язычники, а носители высокой и древней культуры;

3. Мораль. Хотя разделение на «хороших» и «плохих» более-менее ясно, обе стороны совершают неоднозначные поступки, а главное — они принимают одну или другую сторону на основе личных целей и предпочтений, а не потому что...потому, как во вышеупомянутых циклах; представьте себе, например, Колесо Времени без Тёмного. Вабще. Вселенское зло ушло, а человеческое осталось. Это и есть Дюна. В продолжениях всяческие вопросы этики раскрыты ещё больше.

И у этого БОЛЬШЕ есть ДВОЙНОЕ ДНО, скрытое за сентиментальной эмоциональностью книги. Какое-то предзнание у меня было с самого начала, всё казалось — чего-то не хватает, чёрт, что-то ускользает от моего Предзнания. Я чувствовал это ДНО, но ещё не мог до него дотянуться, барахтаясь в океане эпических битв с императорскими сардукарами, интриг Харконненов и тёмного шёпота земляных червей. Получилось только со второй частью, «Мессия Дюны», которая раскрывает полнее и характеры, и мотивацию других персонажей, а не только Пола Атрейдеса.

Так вот, Дюну можно толковать как эпическую фэнтези, лирическую поэму, экологический памфлет, героическую фантастику — бла, бла, бла, все обычные версии. А можно — как историю взросления, как манифест творческого духа и живой силы подростка, почти что американскую молодёжную комедию: например, бунт против жёстких, косных правил, которые символизирует орден Бене Гессерит, чисто женская, консервативная энергия, сохраняющая мудрость поколений. Посмотрите на значение стихии Воды в различных языческих традициях и поймёте, что я имею ввиду; он включает в себя бунт против собственной матери — честно, кого из нас, мужчин, не доставали мамы да бабушки, «типа» лучше нас знающие, что нам надо? Скорее, в намёках, но всё же явственно проступают отцовские фигуры, направляющие героев (не только Пола) на правильный путь: Кайнес, спасающий Пола, его отец, просёкший экологические связи на Арракисе и подготовивший почву для восстания фременов, Гарни, благодаря которому мать Пола признаёт его право на личную жизнь, Дункан Айдахо, Стилгар. Эти образы яркие, выпуклые, эмоциональные, драматичные, амеры такое любят, и они рассказывают историю, которая, наверное, отчасти известна нам всем. Как только я просёк эту фичу, книга пошла гораздо лучше, стала легче, как пустынный бриз. Длинные описания переживаний героев больше не вызывали тяжести, они стали как затишье, оазис перед очередной бурей, очередным выбором, очередной схваткой с жёстким миром, пытающимся навязать им свои правила.

Недостатки? Ну, если быть хорошей свиньёй, то грязь можно найти даже на Арракисе. Во-первых, неровный ритм повествования (сейчас читаю вторую часть и там с этим уже получше): длинное, спокойное, описание — и бац, уже гремят взрывы, идёт схватка, падают топтеры. Во-вторых, недостаёт комизма: юмор есть, а вот хоть немного шуточек украсили бы этот замечательный роман; казалось бы, Агромные пустынные червяки и прочие аксессуары мира являются достаточно плодородной почвой. Кое-какие ржачные моменты приносит Алия, мой любимый персонаж. Но, в целом, маловато. Если воспринимать книгу совсем всерьёз, она нагоняет депрессняк. Дюна — на лето, на время радости, для спокойного, вдумчивого чтения и размышлений над символикой. Думаю, что читая такую книгу зимой, я бы, наверное, собственноручно самоубился перееданием спайса.

А в общем — 10. Почему? Потому что хотелось читать дальше. Потому что героям сочувствуешь. Потому что вторую часть, Мессию Дюны, даже не хотелось закрывать, а в конце в глазах стояли слёзы. Потому что все вышеприведённые линии, сами по себе стоящие чуть что не романа, компактно умещаются в одну книгу, а не в четырнадцать, как в Колесе Времени. И потому что я ещё не закончил вторую часть, а уже обнаружил в недалёкой букинистической лавке весь цикл в оригинале, красивом старом издании — и за вполне хорошую цену, что, поверьте, соотечественники, в Европе, извините за каламбур, многого стоит. Похоже, это знак судьбы.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хорошо, книга, в общем-то, стоящая. Но все же не вау-эффект. Хотя тот факт, что я уже заранее в целом представлял себе сюжет, сыграл свою роль.

Треть романа — по сути завязка. С какого-то момента я начал терять терпение, дожидаясь, когда же герцога Лето уже предадут.

Дальше динамика возрастает. Но возникает другая проблема — все возрастающая фрагментарность подачи текста, событий.

Уникальная (без преувеличений) вселенная Дюны и проработана, и нет. Мы узнаем массу терминов и деталей, но так и не понимаем, например, причины вражды Лето и Императора. О Ландсрааде и Великих домах тоже известно немного (Харконнены и Атрейдесы не в счет). И так далее. С другой стороны, Герберт, как и многие старые авторы, не разжевывает все-все-все (как это зачастую модно сейчас). Может, это и хорошо? Больше простора для мыслей, фантазии читателя.

И да, «Дюна» определенно оказала влияние на последующую фантастику (первым пришел на ум сорокатысячный вархаммер, хотя им дело не ограничивается).

В целом же мне понравилось.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как аудиокнигу в исполнении Андриенко Александра и Маркина Петра, переварил две первых без проблем. Затем надоело: повествование стало механическим: предсказания, супербойцы, супервещества, суперчерви, супербури...... Если бы не великолепные чтецы, думаю, и столько не одолел бы. Ну и режут глаз нестыковки про воду и технологии фримэнские, плюс огромный мозоль в ушах от ПРЯНОСТИ. Так и не понял что она всем человекам дает, что они за нее вселенную вверх дном ставят. Еще раз убедился что в «серийных» произведениях первые две книги читать!, а дальше не стоит тратить свое время (авторы начинают зарабатывать а не Творить).

Оценка: 7
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Наконец закрыла этот эпический пробел в знакомстве с классикой фантастики. Что сказать — с одной стороны, было интересно читать, с другой — очередной избранный мальчик, сколько ж можно!

Хотя справедливости ради, наверное, во время написания романа — 1965 год — это не было еще избитым приемом — собственно, я не исключаю, что Герберт задал тон всем последующим подобным историям про избранных детей, пророчества и евгенику — от «Игры Эндера» до «Гарри Поттера». Тем не менее, мне сложно и неинтересно оценивать достижения Герберта в контексте истории жанра, так что я не буду этим заморачиваться.

Лучшая часть всей истории — собственно планета Дюна, или Арракис. Сплошная пустыня, в которой вода является главной ценностью, ходят огромные и устрашающие песчаные черви, но также водится и загадочная Пряность, невероятно дорогая, ради которой все наши герои тут и собираются. Описание особенностей Арракиса и быта его фрименов, усилий, которые они предпринимают, чтобы выжить в пустыне — вот это правда интересно. Хотя, с другой стороны, неясно, если ближе к полюсам находятся обычные ледяные полярные шапки — почему большей части населения бы просто не перебраться в умеренный климат, оставив в самой жаркой пустыне только тех, кто добывает Пряность, вахтовым методом? По матчасти, впрочем, вообще много вопросов. Скажем, я так и не поняла, в чем же сверхценность Пряности, что за нее все так бьются — говорится, что она обладает гериатрическими свойствами, но почему тогда фримены, которые употребляют ее много, стареют обычным порядком, а то и быстрее? Вроде бы Пряность используют еще навигаторы из Гильдии Космогации, но что конкретно они из себя представляют и какой эффект на них производит Пряность — внятно не описывается. Вообще эта Гильдия — самая таинственная организация в тексте. Но с учетом того, что про нее упоминается только от людей, к Гильдии непричастных, судить о ее деятельности сложно.

Куда интереснее — идеи Кинесов, отца и сына, по терраформированию Арракиса. По мне, если кто и герой в этой книге, так это Кинес-старший, первый планетолог, который дал себе труд попытаться разобраться, откуда возникает пряность, как она связана с песчаными червями и почему на планете, на которой нет нормальной растительности, все в порядке с кислородом. И выяснил, что вода на Арракисе все же есть, только неясно, где, но теоретически возможно эту воду вывести на поверхность, создать достаточно большие площади нормальной растительностью и вообще сделать эту планету пригодной для жизни. И начал многолетний труд по «продаже» этой идеи фрименам, просвещению фрименов и медленным, но постепенным изменениям — которые дадут плоды не сейчас, но лет через 200-300, но все же дадут. И эту работу продолжил его сын, Лиет-Кинес, которого мы встречаем в тексте. Почему подвиг Кинеса-старшего, совершенно судьбоносный для Арракиса, гораздо более судьбоносный, чем все локальные разборки навязанной галактической власти, остался почти неизвестным и уж тем более не удостоился заслуженной славы? Видимо, потому, что всегда именно так и бывает — лавры получают не те, кто действительно сделал что-то невероятное, а те, кто произвел больше всех шума. Кинес-старший не был избранным, не был могущественным аристократом, а просто тихо и кропотливо делал свое дело. В парадигме нашего времени такие люди, мне кажется, имеют больше шансов получить признание, но в парагидме мира Герберта — по сути своем феодальном — их, конечно же, не видно.

И тут мы подходим к другому интересному парадоксу, о который запинаются все авторы фантастики: никто почему-то не учитывает, что развитие общества в социальном плане, развитие его в плане научном и в плане торговом связаны между собой. Нет, все пытаются запихнуть графьев и баронов в космические корабли, даже не осознавая несуразность такого сочетания. И, разумеется, в обществе, где каждый приличный дворянский дом обладает собственным ядерным арсеналом как будут решать свои противоречия молодые наследники титулов? — Ну разумеется, мордобоем. Я имею в виду последнюю дуэль Пауля Атрейдеса и Харконнена. Это примерно как для того, чтобы решить спор между Apple и Samsung по поводу незаконного использования каких-нибудь патетнов главы компаний устраивали бы показательные конные бои — и все считали бы это нормальным и подобный исход спора — вполне законным.

Вся эта феодальная эстетика мне и самой симпатична, чего уж греха таить, но все же тяга к эстетике не должна входить в такое противоречие со здравым смыслом, а у Герберта в основной линии его сюжета этого много. Еще один раздражающий момент — такое впечатление, что книга написана по Марвелу, куда ни плюнь, так супергерои: сын — избранный, с детства обученный всяким смертоубийственным техникам, мама — тоже, да еще и с навыками гипнотизера, фримены — великие воины, которые на раз уделывают крутейших солдат Имератора. Главный злодей, как и положено, омерзительный внешне со своей пневмоподвеской, которая помогает ему носить огромную тушу. Окружают героев такие же особенные люди — супер-фехтовальщики, сверхумные ментаты, крутые музыканты и тд. Кажется, из всех из них только отец мальчика, герцог Лето, не обладает никакими явными сверхспособностями — но он быстро заканчивается. Из тех, кого мы видим в кадре, удерживается за счет своего разума и прилагаемых сил только Лиет, и именно он вызывает как раз и уважение, и симпатию. А к остальным ее сложно испытывать — они скорее функции в сюжете, чем живые люди.

Забавляет еще нагромождение попяченных откуда только можно было словечек, которым Герберт попытался придать некий таинственный смысл. В итоге читатель получает такой переваренный культурный винегрет, в котором латинское Bene Gesserit («будет вести себя хорошо») сочетается с еврейским «Квисатц Хадерах» и исламским «джихадом».

Замечу также, что приложения читать во многом интереснее, чем сам текст.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Соглашусь с мнением большинства как в отзывах здесь, так и авторитетных изданий, наград и премий — это действительно великолепная книга, одна из лучших что я читал. Даже на меня, человека предпочитающего всякий экшн и различные фантастические штуки вместо занудных длинных диалогов, книга произвела потрясающее впечатление. Как отметили в одном из отзывов ниже — «очень гармоничная книга». Полностью согласен. Ничего лишнего — каждый диалог, каждая фраза, каждая мысль — всё в тему. Чётко соблюдена грань между банальной скупой информативностью и излишней художественной декорированостью слога. Написано красивым языком, но при этом и достаточно простым. Читается очень легко и чрезвычайно увлекательно. Сразу же захотелось перейти на другие книги цикла, чем я уже и занялся.

Вот уж не думал что меня однажды так зацепит романтика пустыни, людей живущих там, их легенды и философия. Не думал также что так сильно заинтригуют хитросплетения судеб высоких домов со всеми их благородными особами. Хотя ранее я знал о Дюне лишь по одноимённой игре на Сеге и лишь поверхностно по фильму (который в силу моего юного возраста показался невероятно скучным) и поэтому ожидал во многом других событий в романе. Это можно сравнить с первым знакомством с таким шедевром как например Властелин колец. Действительно очень мощно, глубоко и оставляет неизгладимый след. Смело можно рекомендовать и любителям фантастики и любителям художественного реализма.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я долго думала, как бы описать «Дюну» одним словом. И вот оно – это очень гармоничная книга. Иногда в научной фантастике есть какой-то перекос, например в сторону этики, технических подробностей, социальных отношений или т.д. А здесь сохраняется красивый баланс. Книга-шедевр.

Поразительно, как Герберту удалось обрисовать совершенно уникальный пустынный мир фрименов, где вода является главной ценностью. Вода пронизывает собой все. Мифология этой планеты прекрасно разработана. И под всеми этими песками есть оживленный мир. Пустыню населяют люди. И чем дальше читаешь книгу, тем больше проникаешься их обычаями, их философией, уже начинаешь болеть за них, тоже думать, как экономить воду, как ходить по песку, как любить ночь. Как будто ты сам на Арракисе. Фрэнк Герберт шикарен.

В книге не случайно так много восточных имен, отсылок к философии, истории, боевым искусствами, ментальным практиками и т.д. Хоть это и вариант будущего, но в этом мире предпочтение отдается развитию не техники и искусственного интеллекта, а совершенствованию человеческого тела и разума. И за этим довольно интересно наблюдать. Большую ценность представляют люди, способные эффективно работать с информацией, продумывать шаги, искать лазейки. Политика буквально поднимается на новый уровень.

Есть ли судьба? Что есть наша жизнь – предопределенность или наш сознательный выбор? Пассивность или активность? Ответственность? «Дюна» постоянно крутится вокруг множества интересных вопросов. Одна из лучших прочитанных мной книг. Однозначно.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Самый авторитетный журнал научной фантастики «Локус» признал «Дюну» (первый роман эпопеи, состоящий из двух повестей «Мир Дюны» и «Пророк Дюны») лучшим научно-фантастическим романом всех времен и народов.

Тот редкий случай, когда мало что можно добавить.

Великая, грандиозная, умопомрачительно шикарная книга

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга идеальная. Нечего добавить. Если думаете читать или нет — читайте.

Муад’Диб мудр – он знает мудрость Пустыни. Да здравствует Муад’Диб!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх