FantLab ru

Николай Гоголь «Старосветские помещики»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.30
Голосов:
940
Моя оценка:
-

подробнее

Старосветские помещики

Повесть, год; цикл «Миргород»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 118
Аннотация:

Афанасий Иванович и его жена Пульхерия Ивановна, два старичка, которые сквозь века не утратили нежную и трогательную любовь друг к другу. И после нелепой смерти супруги, всякая жизнь мужчины словно потускнела. У него осталась единственная отдушина, что после смерти они опять будут вместе.

Входит в:

— цикл «Миргород»  >  Часть первая



Полное собрание сочинений в четырех томах. В двух книгах
1873 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
1880 г.
Сочинения Николая Гоголя в пяти томах. Том 2
1893 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 2
1894 г.
Сочинения в пяти томах. Том 2
1896 г.
Сочинения Н. В. Гоголя в пяти томах. Том 2
1898 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
1899 г.
Полное собрание сочинений в четырех томах
1900 г.
Иллюстрированное полное собрание сочинений в пяти томах
1902 г.
Иллюстрированное собрание сочинений в трех томах
1902 г.
Николай Васильевич Гоголь
1902 г.
Сочиненiя. Полное собранiе в одномъ томе
1902 г.
Сочинения Н. В. Гоголя. Полное собрание в одном томе
1902 г.
Сочинения Н. В. Гоголя. Полное собрание в одном томе
1902 г.
Сочинения Н. В. Гоголя. Полное собрание в одном томе
1907 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
1911 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
1911 г.
Иллюстрированное полное собрание сочинений в 8 томах. Том 2. Миргород
1912 г.
Сочинения. В двух томах
1914 г.
Н. В. Гоголь. Повести
1937 г.
Том 2. Миргород
1937 г.
Н. В. Гоголь. Избранные произведения
1947 г.
Избранные произведения
1948 г.
Н. В. Гоголь. Избранные произведения
1948 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 2
1949 г.
Старосветские помещики
1949 г.
Собрание художественных произведений в пяти томах
1951 г.
Н. В. Гоголь. Сочинения
1952 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 2
1952 г.
Сочинения
1952 г.
Н. В. Гоголь. Сочинения
1956 г.
Избранные произведения
1959 г.
Н. В. Гоголь. Сочинения. Том 1
1959 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 2
1959 г.
Собрание художественных произведений в 5 томах. Том 2
1959 г.
Собрание художественных произведений в пяти томах. Том 2
1960 г.
Сочинения в двух томах. Том 1
1962 г.
Избранные произведения
1963 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 1
1965 г.
Н. В. Гоголь. Сочинения в двух томах. Том 1
1965 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 2
1966 г.
Миргород
1967 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 1
1968 г.
Повести
1969 г.
Сочинения в двух томах. Том 1
1969 г.
Повести
1972 г.
Сочинения в двух томах. Том 1
1973 г.
Миргород
1975 г.
Сочинения в двух томах. Том 1. Повести
1975 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 2
1976 г.
Повести
1977 г.
Проза. Статьи
1977 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
1978 г.
Избранные сочинения. Том первый
1978 г.
Избранные произведения. В двух томах. Том 1
1979 г.
Повести
1979 г.
Повести
1979 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
1982 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
1984 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 1
1984 г.
Повести. Драматические произведения
1984 г.
Повести. Ревизор
1984 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 2
1984 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 2
1984 г.
Вий
1985 г.
Избранные произведения
1985 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 1
1985 г.
Избранные сочинения
1985 г.
Миргород
1985 г.
Повести
1986 г.
Повести русских писателей XIX века
1986 г.
Избранное
1986 г.
Н. В. Гоголь. Повести
1986 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
1987 г.
Избранные сочинения
1987 г.
Вечера на хуторе близ диканьки. Миргород
1989 г.
Тарас Бульба
1993 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки; Миргород
1994 г.
Избранная проза
1996 г.
Избранная проза
1996 г.
Сочинения в двух томах. Том 1
1996 г.
Избранное в двух томах. Том 1
1997 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
1998 г.
Повести, Мертвые души
1998 г.
Н. В. Гоголь. Собрание сочинений в 2 томах. Том I. Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
1999 г.
Собрание сочинений в 8 томах. Том 2. Миргород
1999 г.
Сочинения
2000 г.
Миргород
2002 г.
Сочинения
2002 г.
Избранные произведения
2004 г.
Избранные произведения
2004 г.
Мертвые души. Миргород. Вечера на хуторе близ Диканьки
2004 г.
Миргород
2004 г.
Повести
2004 г.
Повести
2004 г.
Повести. Мертвые души
2004 г.
Повести. Пьесы
2004 г.
Ваш Гоголь
2005 г.
Ваш Гоголь
2005 г.
Ваш Гоголь
2005 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2005 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
2005 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
2005 г.
Избранные произведения в 2 томах. Том 1
2005 г.
Мертвые души. Ревизор. Повести
2005 г.
Старосветские помещики
2005 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2006 г.
Вий
2006 г.
Собрание сочинений в 5 книгах и 7 томах. Книга 1. Том 1, 2. Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
2006 г.
Шинель и другие повести / The Overcoat and Other Short Stories
2006 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2007 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
2007 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
2007 г.
Миргород. Вечера на хуторе близ Диканьки
2007 г.
Пропавшая грамота
2007 г.
Собрание сочинений. Том 2. Миргород
2007 г.
Тарас Бульба
2007 г.
Миргород
2008 г.
Вечера на Хуторе близ Диканьки
2008 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
2008 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород. Петербургские повести
2008 г.
Миргород. Тарас Бульба (эксклюзивное подарочное издание)
2008 г.
Собрание сочинений
2008 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2009 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
2009 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
2009 г.
Вий
2009 г.
Мертвые души. Избранное.
2009 г.
Миргород
2009 г.
Миргород
2009 г.
Миргород
2009 г.
Миргород
2009 г.
Миргород
2009 г.
Миргород. Пьесы
2009 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
2009 г.
Полное собрание сочинений и писем в 17 томах. Тома 1, 2
2009 г.
Старосветские помещики
2009 г.
Тарас Бульба
2009 г.
Тарас Бульба
2009 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2010 г.
Мертвые души. Повести. Пьесы
2010 г.
Николай Гоголь. Малое собрание сочинений
2010 г.
Том 1. Вечера на хуторе близ Диканьки и другие повести, комедии, рассказы для любезного читателя
2010 г.
Гранатовый браслет
2012 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2012 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Тарас Бульба. Вий
2012 г.
Миргород. Повести
2012 г.
Вий
2013 г.
Ревизор. Тарас Бульба. Вий
2013 г.
Тарас Бульба
2013 г.
Тарас Бульба
2013 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
2014 г.
Вий и другие повести
2014 г.
Вий и другие повести
2014 г.
Вий. Повести
2014 г.
Полное собрание сочинений
2014 г.
Ревизор
2014 г.
Миргород
2016 г.
Тарас Бульба
2016 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
2017 г.
Вий
2017 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2018 г.
Миргород
2018 г.
Миргород
2018 г.
Миргород
2018 г.
Старосветские помещики. Вий. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
2018 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
2019 г.
Полное собрание повестей в одном томе
2019 г.
Тарас Бульба
2019 г.

Аудиокниги:

Часть 2 (аудиокнига на 3 кассетах)
2000 г.
Миргород
2003 г.
Миргород
2006 г.
Шинель. Старосветские помещики
2006 г.
Миргород
2007 г.
Старосветские помещики. Страшная месть
2007 г.
Старосветские помещики. Театральный разъезд после представления новой комедии
2008 г.
Старосветские помещики. Театральный разъезд после представления новой комедии
2008 г.
Миргород. Повести
2009 г.
Старосветские помещики. Повести
2009 г.
Тарас Бульба. Старосветские помещики
2009 г.
Великие исполнители. Том 2
2011 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Вий. Тарас Бульба. Ревизор. Мертвые души и др.
2011 г.
Н. В. Гоголь в исполнении мастеров художественного слова
2011 г.

Издания на иностранных языках:

The Overcoat and Other Short Stories
1992 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд, эта немудрящая повесть — один из самых трогательных рассказов о любви. Мы привыкли связывать это чувство с буйством страстей, переживаниями, страданиями, ревностью и т.д. А оно бывает и вот такое: спокойное, размеренное, постоянное, согревающее двух людей всю жизнь.

Вспомним, в скольких романах невозможность иметь детей становится трагедией для женщины, разрушает семью. У героев этой повести не было детей. И это не стало трагедией. Потому что им хватало любви друг к другу. Если бы им случилось иметь ребенка, они наверняка окружили бы его заботой и любовью. Его существование приумножило бы их счастье, наполнило жизнь новыми приятными хлопотами. Но не случилось. И не разрушилась жизнь от этого, не стала Пульхерия Ивановна несчастной женщиной, горюющей о своей несостоявшейся судьбе. Потому что у нее была любовь к мужу. И это чувство компенсировало любые недостатки судьбы.

Их жизнь была заполнена самыми простыми, совершенно не интеллектуальными занятиями, хозяйственными делами, приготовлением и поглощением пищи, ожиданием и приемом гостей. Можно сказать: какая ограниченность. Но если вдуматься, и в этом проявлялась любовь. Они не делали друг другу признаний, они заботились друг о друге и это служило источником их счастья. Так проявляется любовь в простых сердцах: в действии, в заботе, в привязанности и признательности. Поэтому и хорошо всем было в их старом доме. Аура любви обволакивала.

Судьба не дала им счастья Филимона и Бавкиды. Не в один день ушли. Но как трогательна и глубока печаль Афанасия Ивановича по ушедшей подруге. Он ничего не изображает, он пытается жить, соблюдая привычный уклад. Но без нее в этом уже нет смысла, нет теплоты. Он пережил супругу, но и ушел вместе с нею. На место счастью и покою пришла скорбь и боль одиночества, невосполнимого, потому что только она одна могла заполнить эту пустоту.

Прекрасная вещь. О простых и чистых чувствах человеческих. Без прикрас и изысков, но глубоких и настоящих.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Еще в детстве, лет в 11, увлекшись творчеством Гоголя, заставил себя прочитать эту повесть – тогда еще по диагонали. В то время я ее, честно говоря, не слишком понял – в детстве больше увлекала чертовщина «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и «Вия», героика «Тараса Бульбы».

Так что по-настоящему прочитал я «Старосветских помещиков» уже где-то в старших классах – из любопытства, желая ознакомиться с творчеством любимого писателя полностью – а эту повесть я уже почти не помнил.

Надо сказать, «бытовая», нефантастическая часть творчества Гоголя всегда нравилась мне всегда меньше. В «Старосветских помещиках» есть только легкий налет мистики, но в общем-то, это скорее вопрос мировосприятия автора. В основе же своей это произведение бытоописательное, немного философское.

Ощущение от этого произведения двойственно. С одной стороны, непонятно в какой-то момент становится – чего примечательного в жизни героев повести? Вроде бы не совершили они в жизни никаких значительных поступков, не представляли собой какие-то исключительные личности. Нет в их образах ничего ни вопиюще негативного, ни назидательно-положительного; нет и яркого трагизма, противоречивости. Обычные для своего сословия и поколения люди, которые и преподносятся автором как своего рода эталон. Не слишком ли мелкая цель – такое описание простой человеческой жизни?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
С другой стороны, концовка повести внушает какое-то жуткое чувство обреченности. Вот были люди, никому не мешали, жили честно и праведно – и вот почему-то нет их, и никто не виноват, но, все же остается какой-то нелепый, невыразимый вопрос. Недолговечность этого земного счастья внушает почти ужас, какое-то трагическое недоумение, выраженное в страшных и нелепых восклицаниях Афанасия Ивановича на могиле жены.

Может быть, потому и выбрал автор таких ничем не примечательных героев, чтобы показать всеобщую трагичность человеческого бытия? Ведь соседствующий под одной обложкой «Тарас Бульба» тоже заканчивается гибелью героя – но вызывает эта финальная сцена любые чувства, кроме жалости. Там человек жил и был готов умереть за свое дело – а здесь смерть приходит просто так, незваная, в счастливый дом, наполненный покоем.

И вновь возникает вопрос – имеет ли тогда смысл такое спокойное, бездеятельное существование без всякой конечной цели, без точки приложения? Не страшно ли вдвойне, если о человеке не остается даже воспоминаний? Но сложно осудить героев повести за их спокойное, размеренное бытие, не очерненное злом. В конечном итоге, это нам есть разница, какой человек уходит из жизни, а для самого человека есть только настоящее, и разве можно считать пороком недеяние и желание покоя? Скорее, ответ на этот вопрос должен найти каждый для себя и осуждать кого-то не следует. У каждого в мире свое место и своя судьба.

И еще один вопрос поднимает автор повести – вопрос о привязанности. Боль потери – страшное свидетельство бывшей любви, и как ярко отражается в ней истинная сила чувства! И пример, приведенный Гоголем, совершенно верен и характерен – истинная любовь не нуждается в показной страсти, в пафосных словах и театральных жестах. Как бы ни была сильна на первый взгляд влюбленность, она проходит, а любовь – серьезное чувство, которое проверяется временем. И если человеку незачем жить – он не будет показательно кидаться на нож, а просто угаснет, словно забыв, зачем существовать.

Итог: простенькая бытовая повесть при ближайшем рассмотрении смущает серьезными и страшными вопросами о смысле жизни и смысле смерти. Не самая сильная вещь у Гоголя, но не настолько примитивная, как может показаться.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот и живут они, Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна, казалось бы живут как два бегемота по самые уши погрязшие в болоте обыденности, взяком, теплом, пованивающем, но родном. Это как раз вроде бы то, что принято называть «влачат жалкое существование». Но это ведь Гоголь, а не абы кто. Все у него как-то сложнее и прихотливее. Ведь Гоголь так подробно описывает нам, читателям, их дом, быт их милые привычки, что происходит чудо соучастия. Мы как бы присутствуем в этом доме и вот Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна не просто «типы» старосветских помещиков, а люди, живые люди.

И Гоголь оставляет читателей перед этим противоречием. Думайте, дескать, господа.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Паралогия любви. Естественно от нашей — массовой — любви.

Гоголь — писатель-синтаксис, писатель-смысл, писатель-вечность. Если у Золотого века русской литературы так и не нашлось своего лица (см. академиков-филологов — это не я придумал, но в этих мыслях с ними сходен), то Гоголь должен стать его достоянием. Кощунственно, что не Пушкин. Но Гоголь в отличие от эгоцентрического Пушкина едва ли увлечен самосозерцанием настолько, чтобы его произведения вели к нему. Повести Гоголя — это абсолютно бесподобно написанные истории о важных человеческих темах. И «Старосветские помещики» тому пример.

Тема смерти и любви — Таноса и Эроса одна из основополагающих в литературе. Мы все привыкли к разгоряченной страсти в литературе. Любовь в искусстве давно перешла границу между чувствами и бесчувствием так таковым, а Гоголь — возвращает границу между разностями. Недаром всепоглощающая страсть зачастую оказывается ударом ножа или бокалом с ядом. Ромео и Джульетта славно умирают рядом с друг другом (и не надо мне морочить голову политическим аспектом пьесы), а постаревший Данте в безумии мистика стремится в Ад за возлюбленной юности. Достаточно вспомнить и недавно помянутого Пушкина: «Евгений Онегин» и «Метель». Ни та, ни другая история любви не становятся никаким откровением для влюбленных, а более того — развоплощением любви и безрассудным раскаянием. История продолжает строгать безумные сюжеты, заставляя глупых девочек и мальчиков почувствовать искру и пламень, а настоящие, те, самые неловкие чувства, спокойствия и томления духа, убрать в сторонку.

Гоголь — великолепный реалист и знаток человеческой души. Вспомните, как Оксана влюбилась в Вакулу, разве это не самая реалистичная история влюбленности в бестелесном веке русского романтизма? Персонажи «Старосветских помещиков» — это некое логическое продолжение реалистический традиции любви из самой знаменитой повести Гоголя.

Пульхерия Ивановна и Афанасий Иванович, содержат в себе огромную силу любви и доброты. Это не история угасших чувств и не история привязанности, а длинный и грустный реверанс настоящим, живым чувствам, которые даже сама смерть не смогла победить, а жертвенность сохранила. Нежные, теплые, полушутливые отношения — это нечто большее чем ожидание искры. Любовь разгорается, а не вспыхивает — вспомните снова «Ночь перед Рождеством».

Великолепная и гениальная повесть. Прививка от заскорузлой романтики и дешевых чувств. И, конечно, тем затронутых Гоголем куда больше, но тема романтики и романтика Золотого века — преобладает, в связи с крайне не романтичными героями повести.

Поэтому и паралогия любви в контексте романтизма.

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень лиричное и трогательное произведение. С удовольствием читаю про домашнюю деревенскую жизнь, которой никогда не видывал, ибо бывал в деревнях только изредка и по недолгу, а жизнь на пригородном садовом участке на деревенскую хоть и смахивает, а всё же ею не является. И характеры пожилых супругов очень достоверно и удивительно описаны, и всякое окружение и диковинное для питерца описание «майской темной ночи» — ведь в мае, и потом до середины августа у нас в Питере и в окрестностях ночи белые и темноты до самой полуночи нету.

Разные пустяки, наполнявшие жизнь этих стариков, а по тем временам возраст их был уж весьма почтенным, и простое любование светом божьим — всё, всё умиляет и оставляет в состоянии доброты и смирения.

Но вот финал — а ведь у каждой жизни есть и финал, беспощадный и безжалостный, здесь, конечно несколько странным кажется, что супруга умерла прежде мужа своего, она же была моложе, и не описано, чтоб болела или рожала много детей — странно это. Но одно справедливо — с окончанием жизни жены, закончилась и жизнь бедного мужа её, и то, что прожил он ещё немного лет, это уже значения не имеет.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как замирало сердце и щипало глаза, когда читала эту озаренную закатным солнцем старости повесть. И хоть в наше время в 60 и 55 лет соответственно мужчины и женщины только идут на пенсию, здесь они кажутся глубокими стариками, милыми, забывчивыми, усталыми и бесконечно любящими друг друга. Стремление Пульхерии Ивановны угостить вас всем лучшим, что у нее было, знакомо от наших бабушек. Это они хлопочут, накрывая стол, переживают, что чего-то, на их взгляд, не достает, что скатерть уже не такая белая, а трапеза не богатая. Это они знают каждую шутку-присказку своего мужа наизусть и даже лучше, потому не смеются, а только тихо и по-доброму улыбаются. И знают уловки своих мужей так же, как знала их жена Афанасия Ивановича, когда тот ходит, жалуясь на боль в животе, чтобы покушать кислого молока или жидкого узвара с сушеными грушами. И наши дедушки точно так, как Афанасий Иванович, спрашивают, а что-де будут жены делать, ежели сгорит дом или он — муж и кормилец! — вдруг умрет, вызывая гнев и требование покаяться в своих глупых словах. И умирают они, угасают, как тонкие белые церковные свечи, истаивают и уходят друг за другом, уносят с собой частичку старинного уклада, уюта, душевного тепла.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна живут вдвоем не имея детей. Поэтому вся их любовь достается друг другу. Но в один несчастный день Пульхерия Ивановна умирает. Афанасий Иванович по привычке продолжает жить, соблюдая привычные ритуалы, но такая жизнь ему не нравиться.

В «Вечерах…» моя любимая повесть про господина Шпоньку и его тетушку, в «Миргороде» повесть про старосветских помещиков. Чем-то они неуловимо похожи. И там и здесь неторопливое повествование с подробным описанием природы, поместья и образе жизни главных героев. И обрываются эти две повести одинаково. Ты только начал зачитываться произведением, а уже конец. Только конец у них разный. В первой повести повествование просто обрывается, но мы сами можем додумать за автора, женился ли главный герой или нет. А в данной повести финал однозначный, единственно возможный финал для каждого человека, но старичка было очень жалко. После смерти супруги он пять лет не мог произнести ее имя, но перед собственной смертью он легко это сделал, до того устал от одиночества.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитала с удовольствием. Всегда испытываю трепет при описании милых домиков и быта в деревне, особенно прошлых веокв. Трогательное произведение, милые сттарички помещики. Считаю, что Гоголь — мастер описания, сразу перед лицом представляется картинаим рисуемая, одежба, лица, мимика. Это великий писатель. Но, мне кажеться, что это произведение немного несвойствено Николаю Васильевичу. С ним у меня ассоциируеться некая мистика, волшебство. Хотя, с другой стороны, и милые описания, быт и характер людей — тоже в его духе. Это КЛАССИКА, и ее наверное необходимо прочитать

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читая «Старосветские помещики» понимаешь во всей полноте смысл вкладываемый в понятие умиротворение. Это наглядный пример жизни в гармонии с окружающим тебя миром, расстворение в нём, приносящее то самое умиротворение. Это ли не счастье, это ли не мечта — гармония и расстворение в ней без остатка...

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Тихая провинциальная жизнь с маринованными грибочками и чаепитиями в пруду.. Милые старики...Очень люблю атмосферу этого рассказа... А под конец холодок пробирает немного:smile:

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Замечательные типажи, выразительные диалоги — и совершенно мастерски создана атмосфера действия. Такие произведения очень влияют на настроение...

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ немного не вписывающийся в общий цикл. Великолепная атмосферность повествования заставляет погрузится в быт героев. «Домашность» рассказа, пожалуй, является главной отличительной его чертой, как бы ведя сюжет за собой.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Далеко не самое любимое произведение автора, но руку мастера пера чувствуешь сразу, в колоритном описании быта сразу узнаеш Гоголя, даже если описание сие прочтешь на безымянном обрывке .

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличное произведение.А как описан быт помещиков!..Думаю,никто не смог бы написать об этом лучше Гоголя.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Любимое произведение. На редкость привлекательные старички, не слишком обычные для Гоголя.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх