FantLab ru

Николай Гоголь «Вий»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.89
Голосов:
2700
Моя оценка:
-

подробнее

Вий

Повесть, год; цикл «Миргород»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 321
Аннотация:

Первая настоящая русская книга, написанная в жанре «хоррор». Холодящая кровь история о том, что бывает, если вера в Бога недостаточно крепка, а ведьма, пришедшая к тебе ночью, чересчур соблазнительна...

Входит в:

— цикл «Миргород»  >  Часть вторая

— антологию «Das Gespensterbuch», 1913 г.

— антологию «And the Darkness Falls», 1946 г.

— антологию «Anthologie du fantastique», 1958 г.

— антологию «I vampiri tra noi», 1960 г.

— антологию «Histoires étranges et récits insolites», 1965 г.

— антологию «The Ghouls: The Stories Behind The Classic Horror Films», 1971 г.

— антологию «Racconti fantastici nella Russia dell'ottocento», 1988 г.

— антологию «Русская фантастическая проза эпохи романтизма (1820-1840 гг.)», 1990 г.

— антологию «Pokój na wieży», 1991 г.

— антологию «Антология ужасов. Том 1», 1991 г.

— антологию «Призраки», 1991 г.

— антологию «Дневник Сатаны», 1993 г.

«Продолжение следует», 1993 г.

— антологию «Оборотень. Русские фантасмагории», 1994 г.

— антологию «Ярмарка колдовства», 1994 г.

— антологию «Антологія українського жаху», 2000 г.

— антологию «Русская мистическая проза», 2004 г.

«Словесность. Тексты», 2004 г.

— антологию «Stories That Scared Even Stalin: The Great Russian Tales of Horror, Suspense and Fantasy», 2006 г.

— антологию «Worlds Apart», 2007 г.

— антологию «Русская фантастическая повесть», 2007 г.

— антологию «Классические кошмары», 2010 г.

— антологию «Мистические произведения русских писателей», 2011 г.

— антологию «Ужасы, мистика, страшные истории», 2011 г.

— антологию «Чертовщина», 2011 г.

— антологию «Мистика золотого века русской литературы», 2013 г.

— антологию «Таинственная проза», 2013 г.

— антологию «Звезда Соломона. Русские мистические истории», 2014 г.

— антологию «Dracula’s Brethren», 2017 г.

— антологию «Очень страшные рассказы», 2019 г.

— антологию «La Grande Anthologie du fantastique russe et ukrainien», 2020 г.

— антологию «Упырь», 2020 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 38

Активный словарный запас: низкий (2511 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 78 знаков, что близко к среднему (81)

Доля диалогов в тексте: 26%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Экранизации:

«Маска Сатаны» / «La maschera del demonio» 1960, Италия, реж: Марио Бава

«Вий» 1967, СССР, реж: Георгий Кропачев, Константин Ершов

«Танец дьявола» 1992, Россия, реж: Олег Григорович

«Ведьма» 2006, Россия, реж: Олег Фесенко

«Вий» 2014, Россия, Украина, Германия, Великобритания, Чехия, реж: Олег Степченко

«Гоголь. Вий» 2018, Россия, реж: Егор Баранов



Похожие произведения:

 

 


Полное собрание сочинений в четырех томах. В двух книгах
1873 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
1880 г.
Сочинения Николая Гоголя в пяти томах. Том 2
1893 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 2
1894 г.
Сочинения в пяти томах. Том 2
1896 г.
Сочинения Н. В. Гоголя в пяти томах. Том 2
1898 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
1899 г.
Полное собрание сочинений в четырех томах
1900 г.
Вий
1901 г.
Иллюстрированное полное собрание сочинений в пяти томах
1902 г.
Иллюстрированное собрание сочинений в трех томах
1902 г.
Сочиненiя. Полное собранiе в одномъ томе
1902 г.
Сочинения Н. В. Гоголя. Полное собрание в одном томе
1902 г.
Сочинения Н. В. Гоголя. Полное собрание в одном томе
1902 г.
Сочинения Н. В. Гоголя. Полное собрание в одном томе
1907 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
1911 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
1911 г.
Иллюстрированное полное собрание сочинений в 8 томах. Том 2. Миргород
1912 г.
Сочинения. В двух томах
1914 г.
Н. В. Гоголь. Повести
1937 г.
Том 2. Миргород
1937 г.
Повести
1938 г.
Н. В. Гоголь. Избранные произведения
1947 г.
Избранные произведения
1948 г.
Н. В. Гоголь. Избранные произведения
1948 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 2
1949 г.
Повести
1951 г.
Собрание художественных произведений в пяти томах. Том 2
1951 г.
Н. В. Гоголь. Сочинения
1952 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 2
1952 г.
Сочинения
1952 г.
Н. В. Гоголь. Сочинения
1956 г.
Н. В. Гоголь. Сочинения. Том 1
1959 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 2
1959 г.
Собрание художественных произведений в 5 томах. Том 2
1959 г.
Собрание художественных произведений в пяти томах. Том 2
1960 г.
Сочинения в двух томах. Том 1
1962 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 1
1965 г.
Миргород
1965 г.
Н. В. Гоголь. Сочинения в двух томах. Том 1
1965 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 2
1966 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 1
1968 г.
Сочинения в двух томах. Том 1
1969 г.
Сочинения в двух томах. Том 1
1973 г.
Миргород
1975 г.
Миргород. Портрет. Шинель
1975 г.
Сочинения в двух томах. Том 1. Повести
1975 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
1976 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 2
1976 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
1978 г.
Избранные сочинения. Том первый
1978 г.
Избранные произведения. В двух томах. Том 1
1979 г.
Повести
1979 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
1982 г.
Повести
1983 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
1984 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 1
1984 г.
Избранные сочинения
1984 г.
Повести. Драматические произведения
1984 г.
Повести. Ревизор. Женитьба
1984 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 2
1984 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 2
1984 г.
Вий
1985 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 1
1985 г.
Избранные сочинения
1985 г.
Миргород
1985 г.
Избранное
1986 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
1987 г.
Повести
1987 г.
Миргород
1989 г.
Вечера на хуторе близ диканьки. Миргород
1989 г.
Русская фантастическая проза эпохи романтизма
1990 г.
Антология ужасов. В четырех томах. Том 1
1991 г.
Призраки
1991 г.
Дневник Сатаны
1993 г.
Тарас Бульба
1993 г.
Оборотень
1994 г.
Ярмарка колдовства
1994 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки; Миргород
1994 г.
Избранное в 2 томах. Том 1
1994 г.
Избранная проза
1996 г.
Сочинения в двух томах. Том 1
1996 г.
Избранное в двух томах. Том 1
1997 г.
Избранные сочинения в 2 томах. Том 1
1997 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
1998 г.
Избранные произведения
1998 г.
Родничок. Книга для внеклассного чтения. 7 класс
1999 г.
Н. В. Гоголь. Собрание сочинений в 2 томах. Том I. Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
1999 г.
Собрание сочинений в 4 томах. Том 1
1999 г.
Собрание сочинений в 8 томах. Том 2. Миргород
1999 г.
Сочинения
2000 г.
Вий
2001 г.
Мистические повести
2001 г.
Миргород
2002 г.
Сочинения
2002 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
2003 г.
Русская мистическая проза. Том 2
2004 г.
Страшная месть
2004 г.
Избранные произведения
2004 г.
Избранные произведения
2004 г.
Мертвые души. Миргород. Вечера на хуторе близ Диканьки
2004 г.
Миргород
2004 г.
Повести. Пьесы
2004 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2005 г.
Ваш Гоголь
2005 г.
Ваш Гоголь
2005 г.
Ваш Гоголь
2005 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2005 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
2005 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
2005 г.
Избранные произведения в 2 томах. Том 1
2005 г.
Мертвые души. Ревизор. Повести
2005 г.
Старосветские помещики
2005 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2006 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2006 г.
Вий
2006 г.
Вий
2006 г.
Собрание сочинений в 5 книгах и 7 томах. Книга 1. Том 1, 2. Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
2006 г.
Сорочинская ярмарка
2006 г.
Русская фантастическая повесть
2007 г.
Русская фантастическая повесть
2007 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2007 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
2007 г.
Миргород. Вечера на хуторе близ Диканьки
2007 г.
Пропавшая грамота
2007 г.
Собрание сочинений. Том 2. Миргород
2007 г.
Тарас Бульба
2007 г.
Миргород
2008 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2008 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
2008 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород. Петербургские повести
2008 г.
Миргород. Тарас Бульба
2008 г.
Собрание сочинений
2008 г.
Сорочинская ярмарка
2008 г.
Библиотека мировой новеллы
2009 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2009 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2009 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
2009 г.
Вий
2009 г.
Вий
2009 г.
Мертвые души. Избранное.
2009 г.
Миргород
2009 г.
Миргород
2009 г.
Миргород
2009 г.
Миргород
2009 г.
Миргород
2009 г.
Миргород. Пьесы
2009 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
2009 г.
Полное собрание сочинений и писем в 17 томах. Тома 1, 2
2009 г.
Собрание сочинений в одном томе
2009 г.
Тарас Бульба
2009 г.
Тарас Бульба
2009 г.
Тарас Бульба
2009 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
2009 г.

2010 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2010 г.
Мертвые души. Повести. Пьесы
2010 г.
Том 1. Вечера на хуторе близ Диканьки и другие повести, комедии, рассказы для любезного читателя
2010 г.
Классические кошмары
2010 г.
Николай Гоголь. Малое собрание сочинений
2010 г.
Ужасы, мистика, страшные истории
2011 г.
Вий
2011 г.
Сочинения Н.В. Гоголя. полное собране в одном томе
2011 г.
Мистические произведения русских писателей
2011 г.
Майская ночь, или Утопленница
2011 г.
Миргород
2012 г.
Миргород. Повести
2012 г.
Русская готика
2012 г.
Том 2. Миргород
2012 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2012 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Тарас Бульба. Вий
2012 г.
Чертовщина
2012 г.
Заколдованное место
2013 г.
Миргород
2013 г.
Миргород
2013 г.
Тарас Бульба
2013 г.
Ревизор. Тарас Бульба. Вий
2013 г.
Вий. Повести и рассказы
2013 г.
Тарас Бульба
2013 г.
Мистика золотого века русской литературы
2013 г.
Вий
2013 г.
Вий
2013 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
2014 г.
Вий
2014 г.
Вий
2014 г.
Миргород
2014 г.
Повести
2014 г.
Полное собрание сочинений
2014 г.
Вий и другие повести
2014 г.
Вий. Повести
2014 г.
Полное собрание сочинений
2014 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
2014 г.
Вий и другие повести
2014 г.
Ревизор
2014 г.
Звезда Соломона. Русские мистические истории
2014 г.
Вий
2014 г.
Вий
2014 г.
Миргород
2016 г.
Тарас Бульба
2016 г.
Миргород
2016 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
2017 г.
Ревизор. Тарас Бульба
2017 г.
Сорочинская ярмарка
2017 г.
Тарас Бульба
2017 г.
Тарас Бульба. Миргород
2017 г.
Семья вурдалака. Мистические истории
2017 г.
Вий
2017 г.
Вий. Тарас Бульба
2018 г.
Миргород
2018 г.
Миргород
2018 г.
Миргород
2018 г.
Тарас Бульба
2018 г.
Тарас Бульба
2018 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2018 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Вий
2018 г.
Вий
2018 г.
Старосветские помещики. Вий. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
2018 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
2019 г.
Тарас Бульба
2019 г.
Страшное гадание. Мистические истории
2019 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Вий
2019 г.
Полное собрание повестей в одном томе
2019 г.
Упырь. Русская классика хоррора
2020 г.
Мистические произведения русских писателей
2020 г.
Старосветские помещики. Избранное
2020 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2020 г.
Очень страшные рассказы
2020 г.

Аудиокниги:

Вечера на хуторе близ Диканьки. Тарас Бульба. Вий (аудиокнига)
2000 г.
Миргород
2003 г.
Ночь перед Рождеством
2003 г.
Ночь перед Рождеством. Вий. Майская ночь, или Утопленница
2003 г.
Тарас Бульба. Вий
2003 г.
Ночь перед Рождеством. Вий
2005 г.
Вий (аудиокнига на CD)
2006 г.
Миргород
2006 г.
Театр у микрофона. Золотая коллекция. Часть 3
2006 г.
Миргород
2007 г.
Ночь перед Рождеством. Вий
2007 г.
Ночь перед Рождеством. Вий
2007 г.
Вий (аудиокнига CD)
2008 г.
Вий (аудиокнига MP3)
2008 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2009 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Вий
2009 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Вий
2009 г.
Вий. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем (аудиокнига MP3)
2009 г.
Миргород. Повести
2009 г.
Ночь перед Рождеством. Вий
2009 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Вий. Тарас Бульба. Ревизор. Мертвые души и др.
2011 г.
Великие исполнители. Том 11
2012 г.
Вий
2012 г.
Вий
2013 г.
Вий
2013 г.
Собрание сочинений (аудиокнига MP3 на 6 CD)
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Das Gespensterbuch
1913 г.
(немецкий)
Viy. Номерной экземпляр № 301
1930 г.
(французский)
And the Darkness Falls
1946 г.
(английский)
Anthologie du fantastique
1958 г.
(французский)
Histoires étranges et récits insolites
1965 г.
(французский)
The Vampire
1965 г.
(английский)
The Ghouls: The Stories Behind The Classic Horror Films
1971 г.
(английский)
The Ghouls
1971 г.
(английский)
The Ghouls
1972 г.
(английский)
The Ghouls: Book Two
1974 г.
(английский)
Racconti fantastici nella Russia dell'ottocento
1988 г.
(итальянский)
Pokój na wieży
1991 г.
(польский)
The Ghouls
1994 г.
(английский)
Антологія українського жаху
2000 г.
(украинский)
Вечори на хуторі біля Диканьки. Тарас Бульба. Вій
2004 г.
(украинский)
Stories That Scared Even Stalin
2006 г.
(английский)
Worlds Apart: An Anthology of Russian Fantasy and Science Fiction
2008 г.
(английский)
Українські повісті
2014 г.
(украинский)
Dracula’s Brethren
2017 г.
(английский)
La Grande Anthologie du fantastique russe et ukrainien
2020 г.
(французский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  -5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ко мне, упыри! Ко мне, вурдалаки!

Гоголь – не совсем мой автор. Я помню уроки литературы, когда нам впихивали обязательную программу, но тогда еще не знала, что ужасы/мистика и все вытекающие поджанры –это то, на чем буду крепко «сидеть». Правда отчетливо запомнился урок, когда нам показали фильм «Шинель» и... ВЫ СЕРЬЕЗНО?! Я НЕДЕЛЮ НЕ МОГЛА СПАТЬ НОРМАЛЬНО!!! Что уж говорить о повести и экранизации «Вий».

Знаете, решила рискнуть и, в рамках самого атмосферного месяца, перечитать. Слог автора не из любимых, так что нашла потрясающую театральную постановку и погрузилась в мистическую атмосферу. Увы, но видимо уже на столько избалована жанром, что Гоголь уже детский вариант.

Сложно сказать что-то новое, ведь классика. Обзоры, разборы и т.д. и т.п. – этого полно, но как личное восприятие, – остаюсь равнодушной.

Оценка: 5
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На первый взгляд кажется, что «Вий» является прямым наследником «Вечеров...» и страшных рассказов нашего доброго друга Рудого Панька. Мы будто бы снова окунаемся в жуть «Вечера накануне Ивана купала», того и гляди, Басаврюк появится пред нашими очами.

Отчасти это так. Но вот тональность другая. Это тот же мир Жизни, где мистическое соседствует с тварным, где нет нужды удивляться нечистым силам, живущим бок о бок с человеком. Однако тема, которая была ярче всего выражена в уже упомянутой повести о ночи на Ивана Купала и несчастном Петрусе — тема погибели. Тема торжества смерти и страха перед ней. И ужас — ужас перед таинственным и дьявольским, перед нечистым.

Да, Хома Брут ведьмы не боялся, и её существование принимает в порядке вещей, даже с юморком. Кузнец Вакула твёрдо знал, что с помощью крёстного знамени он может преспокойно пришпилить чёрта, вот и наш философ, недолго думая, огребает ведьму поленом, и делает ноги, уже на следующий день благополучно забывая досадный свой полёт под нечистой. Казалось бы, вот он, стержень — доброе соседство с таинственным и твёрдость перед их лицом, готовность бросить им вызов.

Но Гоголь вовсе не зря переносит Хому Брута в маленькую деревянную церковку на окраине селения, наедине с гробом мёртвой панночки, в глубокой ночи.

Тишина.

Свечи.

Открытая книга с молитвами, кои нужно читать в пустом помещении, отдающем эхом.

Собственный срывающийся голос.

Гроб.

Тело ведьмы.

«Не шевельнулась ли она»?

Вот здесь начинается то, что пугает в повести больше всего. Не подгнивающий труп ведьмы и Вий с опущенными веками, а именно ожидание того, что может случится, что ещё впереди. И — ужас перед неизведанными глубинами, откуда приходят эти существа, ужас перед Нечистым и всем мистическим миром, который при свете дня кажется таким светлым и ярким.

Именно поэтому эдаким мимолётным контрастом фраза Тиберия, что «всякий знает, что нужно перекреститься и плюнуть ведьме на хвост». Но мы теперь знаем, что столкновение с миром нездешним оборачивается взглядом в неведомое, которое по прежнему может погубить твою душу. Нет, этот мир не так светел, и не так свободно дышится в украинскую ночь. Ты всё равно находишься на грани жизни и смерти, вечного спасения и вечной погибели, и не стоит забывать об ужасе, который несут с собой слуги того, кого нельзя называть.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хома Брут, с товарищами возвращаясь из Киева, решили заночевать на хуторе у одной старухи. Ночью в хлев, где спал Хома, пришла старуха оказавшийся ведьмой, оседлала его и заставила катать ее по ночному небу. Кое-как, извернувшись, молодой человек смог сбросить с себя ведьму, избить ее до полусмерти и убежать обратно в Киев. Но через некоторое время Хому вызывает сотник отпеть свою дочь. С ужасом узнал молодой человек в панночке страшную старуху-ведьму. Ну а что было дальше вы, скорее всего знаете.

Даже не знаю, что еще сказать про данную повесть. Одно слово — классика. В детстве сначала посмотрел фильм с моим любимым актером Леонидом Куравлевым, затем взял в библиотеке книгу и прочитал повесть. Не понравилось. Начало скучное. Концовка страшная. Спустя 25 лет решил читать как можно больше классических произведений, и вот очередь дошла до Гоголя. Снова прочитал «Вия» и понял что это шедевр. Все что в детстве казалось скучным, превосходно служит для раскрытия персонажей. Все что в детстве казалось страшным, стало еще страшнее. Очень жалко главного героя. Читая или смотря «Вия» всегда хочется, чтобы он выжил. Ведь буквально нескольких минут не хватило.

Прежде чем читать Кинга и ему подобных необходимо ознакомиться с Гоголем. Превосходный язык и юмор вперемешку со страхом не оставит вас равнодушными.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Буквально только что была перевернута последняя страница повести нашего русского классика, Н. В. Гоголя, «Вий». Наверняка, в школах до сих проходят её по школьной программе... если я не прав, то поправьте. Итак прежде чем начну хвалить это без всяких сомнений шикарное произведение, хочу для начала пару слов сказать о приобретённом издании.

Помимо повести книга включает в себя краткую биографию писателя, оформленное под рассказ. Читается легко и интересно, даже кое-что новое узнал о жизни Гоголя. У меня сложилось стойкое впечатление, что писал этот рассказ сам Николай Васильевич (хотя быть может издатель пытался написать краткую биографию его стилем). И должен сказать весьма недурно получилось. Помимо вступления, книга имеет «Толкование мифических существ», которые появлялись в произведении. Плюс к этому книга снабжена шикарными иллюстрациями Э. Новикова, которые отменно передают мрачную атмосферу…единственное что немного разочаровало, это то что их было немного.

Теперь перейдем к самой повести.

Пересказывать сюжет я считаю делом неблагодарным да и не нужным, когда речь идёт о классике. Но скажу одно...было очень интересно и местами жутковато наблюдать за похождениями философа Хомы Брута. Особенно страшные моменты были для меня: это момент с летающим гробом и появление Вия. Прочёл повесть я за полдня, благо стиль очень прост и понятен, даже несмотря на то, что много старинных и непонятных мне слов, о которые постоянно спотыкаешься.

Подводя итог хочу сказать, что если хотите почитать какой-нибудь леденящий душу ужастик и в то же время классику, «Вий» как нелязя кстати подойдёт для чтива.

(оцениваю я не столько повесть, сколько издание 2009 года)

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

О первом преслушанье, о плоде

Запретном, пагубном, что смерть принес

И все невзгоды наши в этот мир,

Людей лишил Эдема, до поры,

Когда нас Величайший Человек

Восставил, Рай блаженный нам вернул,-

Пой, Муза горняя!...

Эта повесть Гоголя — самая таинственная, полная смутных намеков и недосказанностей, содержит в себе быть может больше, чем во всех трех остальных повестях «Миргорода». В каком-то смысле «Вий» — это метафора описания жизненного пути «типичного человека». Я больше чем уверен, что Гуго фон Гофмансталь если и не читал ее из-за отсутствия перевода, то наверняка был знаком с сюжетом, прежде чем написать своего «Глупца и Смерть», а также «Имярека». Картина, которая нарисована в повести, говорит о хрупкости и зыбкости комфортного сиюминутного мирка, который легкомысленные и недалекие люди считают альфой и омегой своего личного бытия. Хома в этой истории избран для катарсиса, разрывающего в клочья вот эту самую сиюминутную оболочку — для него катарсис оканчивается смертью от ужаса, когда его внутренний стержень обнаруживает слабость — об этом с сожалением говорят в финале его товарищи. Для Хомы здесь есть всё, разрушающее привычный животный уклад — страх полета с ведьмой на плечах, тайное, неведомое наслаждение красотами ночи, которое говорит о том, что его молодая душа еще способна воспринимать красоту — и наконец превращение старухи-ведьмы в ослепительную молодую красавицу... Мне почему-то кажется, что панночка возненавидела его именно за то, что он бросил ее умирать и убежал, а не за то, что избил, когда она была старухой. Но это под вопросом и открывает еще один скрытый слой сюжета. Сама панночка это второй главный персонаж повести. Проще всего сказать — антагонист, имея в виду, что Хома — протагонист. Но ведь не всё однозначно. О самой панночке неизвестно ничего. Действительно ли она столь молода как выглядит — что ей может нет и двадцати. А быть может она много старше любой, самой древней старухи? Мне как-то подумалось, что она быть может родилась еще в Речи Посполитой, незадолго до восстания Хмельницкого и тогдашней крестьянской войны 1648-1654 гг. Быть может всю ее семью убили у нее на глазах самым жестоким образом и тогда с ней самой произошло что-то страшное и она пресуществилась — стала ведьмой. И время остановилось для нее. Тогда что для нее окружающие? Просто развлечение и быть может еда? И есть ли в ней еще что-то человеческое? Варлей в фильме 1967 года изобразила эту двузначность панночки: не просто яркая красота, а еще и утонченная, нежно-чувственная и при этом, холодность — в чертах, во взгляде, когда она в одежде старухе лежит на траве и из глаз ее катится слезинка, она катится словно по мертвому лицу. В панночке красота — выглядит оболочкой, как у статуи. Она вроде бы живая и теплая, но есть в ней что-то отстраненное, чуждое, инаковое. Наверное «типичный человек» и не может судить ее иначе как абсолютное зло. В то же время, похоже челядь сотника, зная о ней, судит ее равнодушно и не сурово. Ибо жертвы панночки — не невинны, их вело желание, чувственная страсть и только. В общем я для себя панночку до конца не разъяснил. И, как уже многими написано, ее роль — метафорична. Она внешний фактор, внечеловеческий. Знак судьбы, кармы, божьего неудовольствия...

Оценка: нет
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Легенда. Классика. Да это классика во всей красе. Не только изысканный литературный слог. Не только густая атмосфера. Не только отлично описанные персонажи с их психологией. Не только увлекательный сюжет. А в первую очередь это глубина всего произведения. За колоритными персонажами и сюжетом, за сатирой и ужастиком кроется противостояние православия и язычества. Как показаны церковники! прохиндеи какие-то. Как только герой начинает молиться вся красота паночки, окружающей природы и чарующего волшебства превращается в мерзость. Изыскано показана сексуальность. И что-то темное, гнетущее в одном только образе перевертыше Голгофы — старой церквушки под горой. Сколько раз читал и на моменте открытия век испытывал катарсис. Не знаю кому как, а я всегда болел за паночку. Хому ни капли не жаль.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прошу прощения у любителей классики... ничего не могу с собой поделать. В школе читала. Фильм смотрела. Сегодня решилась перечитать. Думала, может, сейчас доросла. Ан, нет, не доросла... Не моё это. Однозначно не моё. По-прежнему хочется спрятаться под одеяло и реветь: безжалостно, как в жизни, честное слово. Попойки, серость и безысходность. Поэтому по-детски мщу автору за испорченное настроение. Простите, простите, простите...

Оценка: 4
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Классика хоррора на все времена. В детстве,когда читал «Вия»,я и понятия не имел о том,что существует такой жанр книг: литература ужасов. Какой там Кинг, Кунц, Лавкрафт! Я о них тогда и понятия не имел. А тут такое! Как писал В. Шукшин : «жуткий, сосущий ужас.»

Сколько же раз я перечитывал повесть? Не сосчитать. Я читал бы ее и без ведьмы, только из за великолепной атмосферы старины, яркого и сочного языка. А тут ещё такой сюжет!

Тут нет кровищи, расчлененки. Есть одно убийство, и то Хома не собирался забивать панночку на смерть. Но как мастерски Гоголь обыгрывает страшные моменты!

Для меня повесть — идеальный представитель хоррор-литературы и мистики.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С почтенным Николаем Васильевичем у нас сложились довольно-таки странные отношения ещё со школьных времён. Я уважаю его, но не люблю. И уважать Гоголя, конечно, есть за что (имею ввиду как его творчество в целом, так и «Вий» в частности). Красочное и детальное описание, которое не бросается в глаза, как у Толстого. Оно живое, оно чётко обрисовывает атмосферу и настроение произведения, перенося читателя в свою реальность. Главные герои запоминаются с первых же строк и на всю жизнь. Даже прочитав (и перечитав) «Вий» много лет назад, образы Хомы Брута и паночки прочто отпечатались в моей памяти.

Как отдельную особенность можно выделить и язык повествования. Есть в нём нечто простое, не вычурное, но вместе с этим яркое и колоритное, благодаря чему Гоголь так схож с другими русскими классиками и так отличен от них.

Что касается самого сюжета, то он не для меня (возможно, я ожидала чего-то большего или искала большего смысла). Это вовсе не значит, что я не люблю подобного рода литературу. С удовольствием прочту леденящую душу и останавливающую кровь в жилах книгу, но с уважением отложу это произведение в сторону и отдам предпочтение другому автору. И не потому, что «Вий» плох или хорош. Не по душе пришёлся.

Оценка: 5
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень увлекательное, захватывающее чтение. Всё время думаешь: «А что будет дальше?».

Но всё же велик контраст между в общем-то добродушным юмором, с которым написана большая часть повести, комизмом персонажей и ситуаций, с одной стороны, и жестоким финалом с гибелью главного героя – с другой. В результате после чтения в душе остаётся какой-то осадок.

Рассуждения в эпилоге двух приятелей Хомы о том, что он, мол, сам виноват – «пропал он оттого, что побоялся», – не убедительны. Посмотреть бы на них самих в этой ситуации…

Хома – не герой и не святой. Он самый обычный, «средний» человек, изображённый очень достоверно и по-своему привлекательный. По-моему, не стоит упрекать его в недостатке веры или мужества. Просто ему не повезло – встретить на своём пути ведьму. (И завершающее невезение – нечистая сила не услышала первый крик петуха, а ведь дело могло закончиться иначе).

Жалко Хому? Жалко. Жалко ли панночку? Нет. Она безусловно, без всяких смягчающих обстоятельств принадлежит к силам зла.

По поводу образа отца панночки – сотника. Он изображён в первую очередь как горячо любящий свою дочь отец. Знал ли он о бесовской сущности дочери? Видимо, да – ведь слова Хомы о том, что она «припустила к себе сатану», не вызвали у сотника ни возмущения, ни уточняющих вопросов. Это для не него не самое важное; она прежде всего и исключительно – любимая дочь, «голубонька», «ясочка»,

Кстати, сюжетно эпизод с попеременной ездой ведьмы на Хоме и наоборот аналогичен событиям в «Ночи перед Рождеством», когда сначала чёрт сел на шею Вакуле, а затем Вакула вскочил на чёрта верхом. Но там приключения Вакулы с чёртом до самого конца остаются смешными; в «Вие» же первоначальный смех с появлением ведьмы постепенно сменяется чувством ужаса и горечи.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Н. В. Гоголь

Вий

Ни в коем случае нельзя сравнивать повесть Гоголя с какой либо экранизацией. Это отдельное литературное художественное произведение, и нельзя посмотрев фильм Птушко либо Степченко, с уверенностью сказать «Я знаю, о чём «Вий».

Это не так.

Прежде всего «Вий» это поэтика, народный фольклор, обличённый в форму философской сказки, где глубину и писательский замысел возможно если не полностью, то частично понять при неоднократном прочтении повести.

Ещё при чтении в первый раз, будучи подростком, я был озадачен- на многие вопросы так и не были даны ответы, кое-какие сюжетные линии остались недосказанными, логика и мотивация персонажей опущена либо проигнорирована. Потом я посмотрел «Вий» с Куравлёвым, и был настолько потрясён увиденным, что долгое время не возвращался к этому произведению...

И всё же:

1. Панночка-ведьма оседлала Хому Брута, пролетела на нём N километров от хутора, где ночевали бурсаки, он избил её и убежал в Киев, в семинарию...

-- Как отреагировали Горобец и Халява на исчезновение Хомы, узнали ли о его несчастной участи? И если узнали, то от кого? После о них в повести не упоминается.

-- Если панночка была ведьмой, что это был за хутор, куда пришли бурсаки, и где панночка приобретала образ старухи? По её словам «у неё полон двор людей»- кто эти люди (если они есть), и если есть, то какую функцию выполняла при них ведьма? Обслуживающий персонал, что ли?

-- Где это видано, что девица, пусть и «панского помёту» могла гулять по ночам, в полном одиночестве в поле и об этом отец-сотник мог так спокойно говорить.

-- Хома вернулся в бурсу, у него так никто не поинтересовался, в чём причина его возвращения, где его товарищи, и чего он «ошивается» по булочницам в Страстную неделю. Однако настоятель семинарии прекрасно осведомлён о нахождении Брута в Киеве, и без лишних вопросов приказывает тому отправляться к сотнику, не удосужившись самого себя спросить «А какого лешего происходит?

2. На хутор к сотнику прибывает Хома Брут в сопровождении дворни, сотник устраивает ему допрос, однако «тёмным прошлым» дочери он как бы не интересуется и ставит философу задачу-«Читай три ночи-тысячу червоных». Далее дворня в тесном кругу обсуждает открытым текстом «демоническую сущность» почившей панночки. Тут полно вопросов.

-- Твои работники открыто «мусолят» тему «ведьмовства» дочери, секрета это не составляет (при такой куче народа утечка информации неизбежна), значит сотник в курсе кулуарных разговоров. Или он убитый горем отец, не верящий в подобный бред (ага, а ночные прогулки дочи по весям-это нормальное положение вещей), или сам связан с нечистой силой, и возможно является воплощением зла на пару с дочкой. Интересен момент, где открытым тексом говорится, что Хома- круглый сирота, возможно его и решили извести и заполучить его душу по этой причине дьявольский семейный тандем (кстати, читал как-то черновой вариант повести, там Гоголь вскользь наделяет Вия чертами сотника, это многое обьясняет).

3. На третью ночь Хома погибает, но демоны прозевали крик петуха и в итоге в церкви полный бедлам, чудовища остались там, где застало их первый луч солнца и видя такое «паскудство» священник из соседнего села приказал заколотить церковь и оставить всё как есть.

--Если бы так, то на хуторе в тот же день не осталось бы ни одного человека, собрали бы манатки и с семьями как дали бы ходу (Сорочинская ярмарка описывает нечто подобное, но там в роли чёрта выступила свинья).

Вот такой вот маленький анализ. Фильм «Вий» 2014 года попытался дать объяснение некоторым моментам, и причесать повесть полную аллюзий, аллегорий и философских образов к логическому заключению, но фильм это фильм, а повесть Гоголя для меня является экзистенциальным шедевром философской мысли великого писателя и художника, когда при очередном прочтении открываешь для себя нечто новое и получаешь от этого процесса неописуемое удовольствие.

Одно из самых любимых произведений Гоголя, по моему мнению, где Николай Васильевич завуалировал свои начинающиеся религиозные сомнения и душевные метания в сказочную форму и это в итоге привело его к печальному событию – отречение от своих прежних идей и сжигание своих сочинений (в том числе и продолжение «Мёртвых душ».

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Во времена многочисленных кино-оборотней, смазливых вампиров и сексапильных ведьмочек голливудского разлива хочется обратиться к истокам. К повести, с которой, по сути, по планете и начал шагать «добрый старый хоррор». Возможно, эта книга в чем-то простовата. Не льются кровавые реки. Не слетают сотни голов. Но!!!

У Николая Васильевича нет ни одного лишнего слова, ни одного картонного персонажа. Возможно, мы не найдем в этой повести какого-то глубокого, малопонятного философского смысла, однако идея, преподнесенная в ней, не стареет с веками: самый главный страх находится не в полумраке старой церкви, а во мраке собственной души.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну что ж, наконец-то я прочитала эту повесть, причиной к прочтению которой послужили неоднократные рекомендации друзей и довольно нашумевшая экранизация (отдельная, конечно, тема).

Возможно, на меня повлияло то, что я слишком много ожидала от «Вия», судя по похвалам друзей, а, возможно, просто надо было прочитать его еще в школьные годы, когда сознание было более восприимчивым, а воображение более живым. Но мне совершенно не показалась эта книга жуткой и леденящей кровь. Что в этой повести я действительно оценила, так это тонкая юмористическая составляющая, которая заставила неоднократно улыбнуться.

Хотелось бы немного сказать об экранизации, хотя сайт вовсе не о том, но хочется. Советский фильм, в особенности концовка, не оставляющая воображению вообще никаких шансов, по настоящим меркам вообще никуда не годится (понятно, что в расчет надо брать время, но всё же), а современная экранизация и того хуже. Мне хватило знакомства с трейлером, где уже в нем видно, что всё переврали, как могли. Жаль, что сейчас фильмы делают не на содержание, а на сюжет, чтобы как можно больше впихнуть 3D-эффектов. Но зачем же классику-то опошлять, одного не понимаю.

Оценка: 7
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Наверное самая страшная вещь прочитанная в детстве.Причем сейчас уже и не вспомню , что было раньше книга или же замечательный фильм-экранизация Птушко и Ершова. С тех пор в моем сознании они связаны навсегда. Первые детские впечатления это ест-но кошмарный ужас.Наверное все главные детские страшилки собраны в этом произведении. Летающий гроб, мертвая панночка открывающая глаза и тянущая к тебе руки,всякая нечисть ожившая в полночь и гоняющая за бедным Хомой Брутом. Уже будучи постарше ,открыл для себя прекрасный язык и юмор Гоголя.А меткие выражения классика были навсегда взяты на вооружение:

-Когда стара баба, то и ведьма.

-Козак ничого не должен бояться.

- Эх, славное место! — сказал философ. — Вот тут бы жить, ловить рыбу в Днепре...Да не мешает подумать и о том, как бы улизнуть отсюда.

- А если б нагрузить эту брику железом, то какое бы потребовалось количество коней? — Достаточное количество потребовалось бы коней!

- Тсс.. Панночка померла! Вже померла?

И наконец знаменитое-Поднимите мне веки!

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Впервые с данным произведением Николая Васильевича я познакомился в начале 80-х гг., причем не на бумажном (как сейчас некоторые говорят) носителе (я тогда и читать-то с трудом умел), а на экране небольшого провинциального кинотеатра. Уж как и с кем я там оказался описывать не буду, а вот о своих ощущениях расскажу:

1. О таких жизненных страстях до того дня я и не подозревал.

2. Половину фильма я провел выглядывая из-за впереди стоящего кресла, с мыслью — когда же это закончится в момент начала «ужаса», и сразу же после него — когда же будет продолжение.

3. После просмотра я еще неделю только и мог говорить, что о событиях фильма.

4. Когда схлынули первые впечатления, пришло осмысление.

И, чем взрослее я становился (а в процессе этого я познакомился — и неоднократно — с первоисточником в бумажном виде), тем больше мыслей появлялось. Они были и о том, что Гоголь в сказочной форме выразил внутренние проблемные устремления, и о том, что силы человеческие не безграничны, и о том, что предела собственным возможностям многие не знают.

Но самое главное о том, что найдутся ли у всего народа и у каждого его отдельного представителя силы (и физические, и душевные) чтобы противостоять проблемам, в том числе самым ужасным, и, что после этого с нами со всеми будет.

Как это созвучно многому в современной жизни...

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх