fantlab ru

Николай Гоголь «Записки сумасшедшего»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.54
Оценок:
928
Моя оценка:
-

подробнее

Записки сумасшедшего

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 132
Аннотация:

Почему люди сходят с ума? И где грань между нормой и помешательством?

Если бедный канцелярист с утра до вечера точит перья и перекладывает с места на место бессмысленные бумажки — он нормален; а если, устав страдать от безнадежной любви, объявит себя наследником Испанского престола — он сумасшедший?

Блестящий талант Гоголя с необычайной достоверностью раскрывает тот мир, где реальность и фантасмагорична, и одновременно достоверна до мельчайших бытовых деталей.

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Николай Гоголь. Полное собрание сочинений в четырех томах. В двух книгах
1873 г.
Сочинения Николая Гоголя в пяти томах. Том 1
1893 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 1
1894 г.
Сочинения в пяти томах. Том 1
1896 г.
Сочинения Н. В. Гоголя в пяти томах. Том 1
1898 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
1899 г.
Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 8-10
1900 г.
Иллюстрированное полное собрание сочинений в пяти томах
1902 г.
Сочинения Н. В. Гоголя. Полное собрание в одном томе
1902 г.
Сочинения Н. В. Гоголя. Полное собрание в одном томе
1902 г.
Сочинения Н. В. Гоголя. Полное собрание в одном томе
1907 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
1911 г.
Сочинения Н. В. Гоголя
1911 г.
Иллюстрированное полное собрание сочинений в 8 томах. Том 3. Повести
1912 г.
Полное Собрание сочинений Н. В. Гоголя. Том 3. Арабески
1912 г.
Сочинения. В двух томах
1914 г.
Повести
1935 г.
Н. В. Гоголь. Повести
1937 г.
Том 3. Повести
1938 г.
Повести
1947 г.
Н. В. Гоголь. Избранные произведения
1947 г.
Избранные произведения
1948 г.
Н. В. Гоголь. Избранные произведения
1948 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 3
1949 г.
Собрание художественных произведений в пяти томах. Том 3
1951 г.
Н. В. Гоголь. Сочинения
1952 г.
Повести
1952 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 3
1952 г.
Сочинения
1952 г.
Н. В. Гоголь. Сочинения
1956 г.
Н. В. Гоголь. Сочинения. Том 1
1959 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 3
1959 г.
Собрание художественных произведений в 5 томах. Том 3
1959 г.
Собрание художественных произведений в пяти томах. Том 3
1960 г.
Сочинения в двух томах. Том 1
1962 г.
Невский проспект. Нос. Портрет. Шинель. Коляска. Записки сумашедшего. Рим
1963 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 1
1965 г.
Петербургские повести
1965 г.
Сочинения в двух томах. Том 1
1965 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 3
1966 г.
Петербургские повести
1968 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 2
1968 г.
Сочинения в двух томах. Том 1
1969 г.
Избранное
1972 г.
Сочинения в двух томах. Том 1
1973 г.
Избранные повести
1974 г.
Петербургские повести
1974 г.
Повести. Пьесы. Мертвые души
1975 г.
Сочинения в двух томах. Том 1. Повести
1975 г.
Петербургские повести
1976 г.
Проза. Статьи
1977 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 3
1977 г.
Избранные сочинения. Том первый
1978 г.
Петербургские повести
1978 г.
Повести
1979 г.
Петербургские повести
1981 г.
Петербургские повести
1983 г.
Повести. Драматические произведения
1983 г.
Избранные сочинения
1984 г.
Петербургские повести
1984 г.
Петербургские повести
1984 г.
Повести. Драматические произведения
1984 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 3
1984 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 3
1984 г.
Избранные повести
1985 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 1
1985 г.
Избранные сочинения
1985 г.
Повести
1986 г.
Повести
1986 г.
Повести. Воспоминания современников
1989 г.
Арабески
1990 г.
Петербургские повести
1991 г.
Повести
1993 г.
Том третий. Повести; Том четвёртый. Комедии
1994 г.
Петербургские повести
1995 г.
Петербургские повести
1995 г.
Избранная проза
1996 г.
Невский проспект и другие повести
1996 г.
Сочинения в двух томах. Том 1
1996 г.
Избранные произведения
1998 г.
Повести, Мертвые души
1998 г.
Н. В. Гоголь. Собрание сочинений в 2 томах. Том II. Мертвые души. Ревизор. Повести
1999 г.
Собрание сочинений в 8 томах. Том 3. Повести. Статьи из сборника
1999 г.
Сочинения в одном томе
1999 г.
Сочинения
2000 г.
Тень русской ветки. Стихотворения, проза, воспоминания
2000 г.
Записки сумасшедшего
2002 г.
Миргород
2002 г.
Петербургские повести
2002 г.
Петербургские повести. Пьесы
2002 г.
Повести (с комментариями, темами и планами сочинений)
2002 г.
Сочинения
2002 г.
Петербургские повести
2003 г.
Тарас Бульба
2003 г.
Записки сумасшедшего
2004 г.
Избранные произведения
2004 г.
Избранные произведения
2004 г.
Миргород
2004 г.
Петербургские повести
2004 г.
Повести
2004 г.
Повести
2004 г.
Книжная полка. 9 класс
2005 г.
Ваш Гоголь
2005 г.
Ваш Гоголь
2005 г.
Ваш Гоголь
2005 г.
Избранные произведения в 2 томах. Том 1
2005 г.
Шинель. Петербургские повести
2006 г.
Записки сумасшедшего
2006 г.
Повести. Мертвые души
2006 г.
Собрание сочинений в 5 книгах и 7 томах. Книга 2. Том 3, 4. Повести. Комедии
2006 г.
Петербургские повести. Вечера на хуторе близ Диканьки
2007 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород. Петербургские повести
2008 г.
Мертвые души
2008 г.
Собрание сочинений
2008 г.
Арабески
2009 г.
Петербургские повести
2009 г.
Петербургские повести. Пьесы
2009 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
2009 г.
Полное собрание сочинений и писем в 17 томах. Тома 3, 4
2009 г.
Полное собрание сочинений и писем. В 23 томах. Том 3
2009 г.
Ревизор. Женитьба. Петербургские повести
2009 г.
Собрание сочинений в одном томе
2009 г.
Мертвые души
2010 г.
Мертвые души. Повести. Пьесы
2010 г.
Петербургские повести
2010 г.
Петербургские повести
2010 г.
Ревизор. Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести
2010 г.
Том 1. Вечера на хуторе близ Диканьки и другие повести, комедии, рассказы для любезного читателя
2010 г.
Николай Гоголь. Малое собрание сочинений
2010 г.
Петербургские повести
2011 г.
Повести
2011 г.
Сочинения Н.В. Гоголя. полное собране в одном томе
2011 г.
Мертвые души. Повести
2011 г.
Мертвые души. Петербургские повести. Ревизор
2011 г.
Полное собрание сочинений. Том 2. Арабески. Драматическия сочинения
2012 г.
Шинель
2012 г.
Ночь перед Рождеством. Записки сумасшедшего
2012 г.
Петербургские повести
2012 г.
Петербургские повести
2013 г.
Шинель
2013 г.
Петербургские повести
2013 г.
Вий. Повести и рассказы
2013 г.
Арабески
2014 г.
Полное собрание сочинений
2014 г.
Полное собрание сочинений
2014 г.
Мертвые души
2015 г.
Мертвые души
2016 г.
Петербургские повести
2016 г.
Мертвые души
2016 г.
Повести
2017 г.
Россия. Путь истины
2017 г.
Петербургские повести
2017 г.
Записки сумасшедшего
2017 г.
Петербургские повести. Ревизор
2017 г.
Петербургские повести
2017 г.
Шинель. Петербургские повести
2017 г.
Мертвые души. Ревизор. Петербургские повести
2018 г.
Россия. Путь истины
2018 г.
Шинель. Петербургские повести
2018 г.
Шинель. Петербургские повести
2018 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Ревизор. Повести
2018 г.
Петербургские повести
2018 г.
Записки сумасшедшего. Повести
2018 г.
Петербургские повести
2018 г.
Петербургские повести
2018 г.
Петербургские повести. Ревизор
2019 г.
Петербургские повести. Мертвые души
2019 г.
Полное собрание повестей в одном томе
2019 г.
Петербургские повести
2021 г.
Петербургские повести
2022 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород. Петербургские повести
2022 г.
Записки сумасшедшего. Повести
2022 г.
Сказка мятежей и трюфлей: небывалая русская фантастическая проза XVIII-XIX веков
2022 г.
Петербургские повести
2023 г.
Нос
2023 г.

Аудиокниги:

Н. В. Гоголь. Часть 1 (аудиокнига на 3 кассетах)
2000 г.
Петербургские повести
2002 г.
Невский проспект. Петербургские повести
2004 г.
Петербургские повести
2007 г.
Записки сумасшедшего
2007 г.
Записки сумасшедшего
2007 г.
Шинель. Нос. Коляска. Записки сумасшедшего
2008 г.
Знаменитые произведения русских писателей
2009 г.
Записки сумасшедшего
2009 г.
Петербургские повести (аудиокнига MP3)
2009 г.
Фантастические повести. Записки сумасшедшего. Портрет
2009 г.
Лучшие аудиокниги в дорогу №12
2010 г.
Петербургские повести
2011 г.
Страшная месть. Записки сумасшедшего
2011 г.

Издания на иностранных языках:

Le portrait. Suivi du Journal d'un fou
1929 г.
(французский)
The Diary of a Madman, The Government Inspector and Selected Stories
2007 г.
(английский)
Le journal d’un fou
2008 г.
(французский)
Worlds Apart: An Anthology of Russian Fantasy and Science Fiction
2008 г.
(английский)
Plays and Petersburg Tales
2009 г.
(английский)
Racconti di Pietroburgo
2010 г.
(итальянский)
Nouvelles de Pétersbourg
2013 г.
(французский)
Nouvelles de Pétersbourg
2013 г.
(французский)
En dåres anteckningar
2014 г.
(шведский)
Peterburi jutud
2020 г.
(эстонский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Петербург Гоголя притягивает к себе каким-то видом существования вполне живого образования, которое содержит в себе своих жителей, в свою очередь живущих своей индивидуальной судьбой. Мистика писателя просто великолепна, вообще вся подборка петербургских повестей окутана этой таинственной пеленой, она обволакивает читателя, вызывая неповторимую гамму ощущений. «Записки сумасшедшего» органически вплетены в этот общий антураж, по крайне мере так мне кажется. Наверное это объясняется тем, что безумие главного героя, также как и что-то потустороннее, стоит за гранью обычного мира и это позволяет выйти за рамки привычного и по другому посмотреть на обыденность. В данном случае глазами сумасшедшего.

Чего же больше в этой прекрасной повести-юмора над нелепыми поступками бедного умалишенного или же его размышлений, касающихся вполне серьезных социальных тем? Наверное и того и другого, ведь это собственно отражает творческий подход самого писателя. Что послужило причиной страшного недуга Поприщина не совсем ясно, но то, что не давало ему покоя, собственно и составляет основную идею повествования. Это можно выразить как взаимосвязь цепочки: чин-личность-общество. Тема для Гоголя не новая, но здесь она обостряется до предела, до последнего толчка в бездну сумасшествия.

Данная взаимосвязь является предметом вожделения многих совершенно вроде бы нормальных людей. В их понимании на первом месте стоит чин, возносящий счастливчика в обществе вверх и придающий кажущийся вес личности. Последним более-менее здравым помыслом Поприщина было желание такого возвышения, что видимо и окончательно как говорится снесло ему крышу. А ведь к этому стремятся обычные, физически и психически здоровые люди, ставя подобное целью своей жизни. В принципе здоровый карьеризм приемлем, но вот только он очень редко бывает здоровым. И в итоге в повести директор депортамента, как говорится с чувством глубокого удовлетворения, видит, как ему подобострастно затачивает перья абсолютно подневольное существо. Социальная проблема прошлого и настоящего как раз и заключается в том, что наверх как правило возносятся личности столь же серые и бездарные, как и те, кто вовсю им завидует. Помните изречение: «Талантам нужно помогать, а посредственность сама пробьет себе дорогу». Мысль самовозвеличивания как скворченок билась в воспаленном воображении Поприщина и довела его до титула короля Испании. Как обычно у Гоголя все искрометно, все увлекательно, ну и конечно же присутствует глубокий подтекст.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Н.В. Гоголь.

Записки сумасшедшего.

Как-то на глаза попала данная книга. В школе мы ее тоже проходили, но, естественно, я ничего не помню. Поэтому решил прочитать, и вообще, начать понемногу перечитывать школьную программу уже будучи взрослым.

«Записки сумасшедшего» — это одна из самых знаменитых повестей Николая Васильевича Гоголя. В этом произведении Гоголь представляет нам историю о путешествии в мир безумия и сумасшествия. Далее обзор со спойлерами.

«Разделять мысли, чувства и впечатления с другим есть одно из первых благ на свете.»

Персонаж данной повести — сумасшедший главный герой Аксентий Иванович Поприщин. Он описывает свои мысли и переживания в дневнике, который становится своего рода зеркалом его безумия. Герой, хотя и сумасшедший, обладает острым наблюдательным умом и глубокими эмоциями. Он описывает свои переживания и чувства с такой яркостью и интенсивностью, что заставляет читателя вникнуть в его мир. Вначале, в своем дневнике Поприщин описывает свою работу мелкого чиновника, занимающегося переписыванием бумаг в департаменте. Также окружающих людей, свои жизненные переживания, пишет о своих чувствах к дочери директора департамента Софии. Потом мы видим, что рассудок Аксентия что-то пошатнуло: он начинает разговаривать с собакой Софии, потом откуда-то берет письма, которые собака Софии писала другой собаке. Через какое-то время в дневнике датировано 43 апреля 2000 года, он понимает, что является королем Испании и ведет себя практически соответствующе. В конце за ним приезжают «депутаты» из Испании и за полчаса из Санкт-Петербурга доезжают до испанской границы, где его ждет его дворец и посвящение в рыцари с помощью палки по спине и остальные прелести сумасшедшего дома.

«Они думали, что я напишу на самом кончике листа: столоначальник такой-то. Как бы не так! а я на самом главном месте, где подписывается директор департамента, черкнул: «Фердинанд VIII».»

Как мне кажется, главного героя свело с ума несколько факторов. Во-первых, он страдает от социальной изоляции и одиночества, что приводит к постепенному ухудшению его психического здоровья. Во-вторых, герой подвергается воздействию внешних факторов, таких как убогая нравственность и бездуховность чиновничьей и светской среды, что еще больше усиливает его чувство отчуждения и безысходности, о чем некоторые психиатры и указывали. Гоголь не поставил перед собой цель описать сумасшествие чиновника. Под прикрытием „Записок сумасшедшего“ он описал падение нравов общества. И „дружеская переписка“ собачек Меджи и Фидель и дневник чиновника наполнены такой острой иронией и добротным юмором, что читатель забывает о фантастичности фабулы повести.

«Теперь я вижу все как на ладони. А прежде, я не понимаю, прежде все было передо мною в каком-то тумане. И это все происходит, думаю, оттого, что люди воображают, будто человеческий мозг находится в голове; совсем нет: он приносится ветром со стороны Каспийского моря».

«Записки сумасшедшего» — это произведение, которое заставляет задуматься о природе человеческой психики и общественных нормах. Гоголь великолепно передает эмоции и состояние героя с манией величия, а также вызывает в читателе смешанные чувства от смеха до грусти. Эта повесть оставляет глубокий след в сердцах своих читателей и заставляет задуматься о многих важных проблемах.

Мне понравилось и как написано и сам сюжет. Повесть небольшая и читается за час-полтора.

Если оценивать, то 4 из 5 или 7 из 10.

Пара интересных Фактов:

1)Один из петербургских знакомых Гоголя, во время чайных вечеров на его квартире, подробно, по много часов, рассказывал Гоголю о психологии сумасшедших. Материалы из этих рассказов вошли потом в «Записки сумасшедшего»

2)Известный Советский и Российский литературовед С.Г.Бочаров отмечает, что Поприщин сходит с ума на почве размышлений о собственной человеческой ценности. В каждом его слове ощущается трагизм попытки осознать себя человеком. И только в апофеозе бреда он наконец прорывается к себе самому — в заключительном монологе Поприщина его поиски своего места в мире завершаются словами «ему нет места на свете!»

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хах, Поприщин, Поприщин!

Да у нас вся страна в Поприщиных, они тут везде, аж тошно становится, когда воротишься кругом.

Что нам до безумия этого титулярного советника, который вообразил себя королём Испании? В общем-то, ничего, но ведь и в его безумии есть своего рода метод!

Удивительно знакомая, чудовищная каша в голове у этого откровенно недалёкого человека. Как он мыслит, рваными шаблонами, обрывками чужих мыслей, ошмётками чужого вкуса, попытками хоть как-то сшить чудовищные куски своего мировоззрения в единое целое. Не несправедливая жизнь, не Табель о рангах и не туповатое начальство свело его в странноприимный дом, а собственная недалёкость.

Поприщин глотал газеты, как это делали все, ничего толком не понимая в них, выдавая своему дневнику перлы, вроде желания «высечь всех французов».

Он выписывал какие-то стихи и ходил в театр, как делали все, и чрезвычайно гордился этим признаком утончённого дворянского вкуса, абсолютно ничего не понимая в поэтических стилях и смотря одни дурацкие водевили. Вот ведь вкус у человека!

А уж как наш титулярный советник пытается залезть в голову мудрому начальству, как подобострастничает перед ним, желая в своих фантазиях высватать дочку!

Так что самым абсурдным здесь является сам Поприщин, и хаос в его голове, который он попросту не смог согласовать ни с окружающей действительностью, ни со своей внутренней сутью. Поэтому безумие как раз не является для меня удивительным.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Название, ставшее нарицательным. Правда, немного по другой причине, нежели задумывалось Гоголем. У него получился прелюбопытнейший этюд поступательного попутнения сознания клерка. Так что, если вы включили режим ветхозаветного Адама и Гарри Поттера и начали понимать речь змей (зачеркнуто) собачек, то это начало конца человека разумного. А Гоголю вполне можно доверять, ведь и он к концу жизни, малость того, пошёл супротив разлинеенных строчек.

Правда, «Записки сумасшедшего», были написаны задолго до конца, как, впрочем, и всё остальное, кроме злосчастных «Мёртвых душ», но ведь и сознание мутнеет по непредсказуемым законам.

Конечно. литероведы расскажт, что в повести все глубже содержания, мол, «все мы Поприщевы», вплоть до матушки России. Но. конкретно для меня, больше любопытна не социальная, а медицинская составляющая. Если коллега по офисному кабинету вдруг влюбляется в дочку префекта, это означает начало сумасшедствия или нет? Или когда он начинает считать себя королем страны Эксель, то тогда точно психиатрия? Где грань между шизофреником и чудаком. И, если другим ставить диагнозы мы все умением, как диагностировать самого себя.

Но всё-таки «Записки сумасшедшего» — это этюд, глава. Она бы хорошо смотрелась в тех же «Метрых душах» (только, ясно, не от первого лица). В «Петербургских повестях» она не совсем органична. хорошо сочетаясь с «Шинелью» и не гармонируя с мистическим «Портретом» и сюрреалистическим «Носом».

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несмотря на то, что повесть эта чуть ли не первая по замыслу и исполнению в его петербургском метатексте, именно ею Гоголь завершает свой третий цикл. Что называется — ударная концовка! Темы и идеи, выстрелившие своими лучами из единого центра гравитации гоголевского гения, вновь собираются в единый пучок. Столичные иллюзии и ее суровая действительность, неконтролируемость человеческих фантазий и мечты, чудовищность и априорная несправедливость Табели о рангах и общества, на ней основанного, недоступность желанной женщины и бесплодные страдания любви, маленькие люди большого города, нос как символ хрупкости и слабости человеческого тела, кошмары наяву. Но раньше (позже?) Гоголь сам рассказывал о душевных и физических метаниях своих персонажей, а теперь дал слово одному из них. И что же мы услышали?

Дикий вопль немыслимого человеческого страдания. То есть поначалу Поприщин пытается донести свои мысли четко и внятно, но со временем эмоции и потрясения настолько переполняют его израненную вечными несправедливостями душу, что он начинает кричать благим матом и уже не может остановиться. Только смерть прервет этот затянувшийся крик. Он человек, наделенный умом и талантом — об этом говорят его собственные записки — но личность его чудовищно исковеркана безнравственным общественным устройством. В справедливом обществе с самого детства были бы вытащены на свет божий лучшие качества его характера, воспитаны и взращены в позитивном ключе. Так Макаренко из малолетних бандитов — беспризорников воспитывал докторов наук, а в России Николая Палкина Поприщина ждало незавидное поприще, страдание и гибель в психушке. И все это написано столь ярко, что только бесчувственный чурбан может закрыть книгу «Петербургских повестей» бездумно покрякивая от завершившихся душевных усилий.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всё та же старая проблема произведений классики — сейчас их идеи кажутся наивными и банальными. Опять же, как и в других петербургских повестях Гоголя, описана жизнь мелкого чиновника/служащего и его мироощущение. Довольно странной является мотивация: чего это вдруг одному конкретному мелкому чиновнику стало неуютно на своей маленькой табуретке, что он стал терять рассудок и брезгливо относиться ко всем вокруг? Мне не хватает мотивации в этой истории, чтоб производить такой новаторский сюжетный поворот. В итоге психоделика ради самой себя. Далее. Перемещение в иное состояние идет вроде как постепенно, но при перевоплощении в испанского монарха стабильности не наступает, даты продолжают «дичать» с каждой запиской, метания продолжаются.. Тогда вопрос: какой смысл тогда был у главного героя в подобном эскапизме? Какой-то он у него неудачный получается. И еще один момент. Вот эта фишка с говорящими или пишущими собаками — это как с «Носом», где нос шагал в мундире. Не могу понять, как это может в наше время кого-то удивлять и поражать. Полагаю, только тех, кто думал, что в 19 веке большинство людей никогда не шутят и не фантазируют ничего странного и невообразимого. И только лишь на таком фоне говорящие собаки и ходячий нос выглядят прям «Вау! Вот это хохма!», когда всё остальное в целом жанре (русская классика) литературы следует рациональным и реалистическим принципам.

К слову о грамотности развития погружения в безумие. Кинг «Секретное окно, секретный сад», «Мешок с костями», «Сияние» и Шекли «Обмен разумов», «Оптимальный вариант» — вот где плавность погружения в безумие (Кинг) и абсурд (Шекли) действительно гладки. Но не в «Записках сумасшедшего».

Оценка: 5
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Из всех «Петербургских повестей» (кстати, интересно, почему они не выделены здесь в отдельный цикл?) «Записки сумасшедшего» оставили самое слабое впечатление. Какое-то расплывчатое на фоне яркости других. Я обожаю гоголевский стиль, но здесь я кое-где спотыкался… Хотя понятно, что вот так вот – характерно – автор старался передать главного героя. Да, его, кстати, тоже жалко – главного героя. Вот дожил до своих сорока таким же маленьким человеком, а тут угораздило увидеть юную дочку начальника – и влюбиться, и уйти в грёзы… коим реальностью стать не суждено. Чем-то напомнило «Шинель», только вместо шинели – Софи, и та, хоть пробудила его от заточки перьев, заставила мечтать, да была далека и недосягаема. И как-то, как раз таки в сравнении с «Шинелью» плыло всё – чего-то не хватало, по-моему. А ведь был тут и другой разворот (ИМХО) – опять же этот «ад чинов»! И уж с него-то и сходил с ума герой. И не беда, что стар и некрасив – беда, что не камер-юнкер и не генерал! И вот потому-то и стал он – пусть и в бреду – испанским королём…

Бред героя пода очень здорово (как и глупость его до бреда) – какая-то сбивчивость, перескакивания на совсем невероятные вещи… Переписка собак повеселила, хоть чем-то и напомнила (почему-то) «Житейские воззрения…» Гофмана.

А в целом – вот не такое яркое ощущение оставило как другие повести. А в чём-то даже ощущение немного вторичное… И это при моей огромной любви к Гоголю. А может быть просто часто попадались мне (и именно в литературе того времени) такие дневники сходящих с ума людей… Какой-то такой определённый жанр. И ощущения их – тех – довлели у меня над этим рассказом. Не знаю. Но вот как-то так. Не так ярко. Не так чётко. Не так сильно. ИМХО.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень необычное представление о сумасшедшем человеке,но как чутко,

как правильно, истинно. превосходно.

Отличное произведение-10 баллов.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал повесть впервые в десятом классе – после занудного «Обломова» впечатлила живостью и свежестью языка. С тех пор часто перечитываю. Пожалуй, эта вещь и «Портрет» — самые сильные в «петербургском» цикле.

Главный герой, Поприщин, страдает от любви к дочке своего начальника. Понятное дело – ему остается только надеяться на чудо, ведь он всего лишь титулярный советник. Однако, какое бы низкое положение в обществе человек ни занимал, его чувства никак не зависят т этого положения. Именно это противоречие сводит с ума бедного чиновника – он достаточно смел, чтобы подвергнуть сомнению справедливость такого положения вещей, но в то же время понимает, что с этим ничего нельзя сделать, даже не представляя никакого выхода. Наконец, последним ударом становится понимание того, что дочка начальника смотрит на него, Поприщина, как на низшее существо, и уж точно не видит в нем ничего привлекательного. По-видимому, это ему подсказывает его подсознание, проявившись в виде «собачьей почты» — здесь становится понятно, что главный герой начинает сходить с ума. Он все больше и больше сталкивается вокруг с тем, что чин заменил личность (эта проблема станет одной из главных в творчестве Гоголя, начиная с «Записок сумасшедшего»; дальнейшее ее развитие – в «Носе» и «Мертвых душах»). В конце концов, загнанный в логическую западню разум выдает простое решение – раз Поприщин не может мириться с долей мелкого чиновника – значит, он совсем не чиновник, и может быть кем угодно – хоть испанским королем.

С детства впитанные социальные установки и условности, давление общества, усугубляют нервное потрясение героя – он не может просто примириться с тем, что чин заменил человека. Ему нужно немедленно восстановить справедливость – и жажда бунта лишает его разума. Нет, конечно, нельзя сказать, что Поприщин – человек выдающийся – скорее, одержимый манией величия, что и проявилось в конце концов в помешательстве. Но все же он способен на сильные чувства и глубокое понимание несправедливости.

С «года 2000 апреля 43 числа» уже начинается стремительный распад личности Поприщина. Он уже перенесся в свой, вымышленный мир, построенный по законам его логики. Но странные, бредовые умозаключения и нелепые байки в его дневнике причудливо перемешаны с тем, что он всегда держал в глубине души – с возмущением против законов общества. «А вот эти все, чиновные отцы их, вот эти все, что юлят во все стороны и лезут ко двору и говорят, что они патриоты и то и се: аренды, аренды хотят эти патриоты! Мать, отца, бога продадут за деньги, честолюбцы, христопродавцы! Все это честолюбие, и честолюбие оттого, что под язычком находится маленький пузырек и в нем небольшой червячок величиною с булавочную головку, и это все делает какой-то цирюльник, который живет в Гороховой.» В его причудливом бреду есть свои закономерности и перемешанные мысли. Отчасти Гоголь вложил в них свою известную робость перед женщинами: «До сих пор никто еще не узнал, в кого она влюблена: я первый открыл это. Женщина влюблена в черта. Да, не шутя. Физики пишут глупости, что она то и то, — она любит только одного черта.» Отчасти мы видим в них отражение массовых психозов, вызванных ожиданием конца света, время от времени провозглашаемого шарлатанами: «Завтра в семь часов совершится странное явление: земля сядет на луну. Об этом и знаменитый английский химик Веллингтон пишет.» Но больше всего в них мыслей самого Поприщина, которые он скрывает даже от самого себя.

«Я узнал, что у всякого петуха есть Испания, что она у него находится под перьями.» — нет ли в этой фразе скрытого понимания того, что его собственная «Испания» — плод его воображения, попытка спрятаться от действительности?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Последняя запись – крик души, на некоторое время освещенной болью пробуждения. Поприщин, на короткий миг вынырнув из бреда, осознает весь свой ужас перед жизнью, всю враждебность окружающей реальности и словно бы превращается в ребенка, всей силой души жаждет вернуться к матери, вернуться в счастливое детство, подальше от сумасшедших домов, департаментов, страстей и чинов. Он видит сельские пейзажи, просторы русской природы, ему хочется как можно дальше забросить свое «я» от города, который свел его с ума. Но последнее предложение, бессмысленное и начисто лишенное истерики, как бы показывает – надежды на выздоровление нет. Кстати, мне кажется, автор несколько покривил душой – такое душевнобольной по памяти записать не мог – не вел же он дневник во время процедур?

Итог: Гоголь открывает в «Записках сумасшедшего» новое направление в своем творчестве – направление абсурдистское. Абсурдность снов и бреда он противопоставляет административному абсурду государства, абсурду вывернутых общественных отношений, абсурдности способов выслуживаться, не делая ничего полезного. Описание бреда Поприщина – настоящий шедевр, ведь Гоголь – один из немногих писателей, которого никогда не страшили бездны человеческой психики, который не раз обращался в своем творчестве к самым страшным темам и образам. Наравне с «Портретом» и даже несмотря на отсутствие мистики – одна из лучших «петербургских» повестей.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительно, как эти записки похожи на посты современных интернет-блоггеров :wink: Видимо, при всех внешних переменах многое остается прежним внутри человека.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

В целом не это произведение понравилось. Забавно читать про собачку, которая пишет письмо в уголке, пока хозяйка не обращает на нее внимание. Позабавил также способ подачи повести — в виде дневника, даты в котором к концу становятся довольно странными, показывая нам сумасшествие самого героя.

Смысл произведения ясен: обезличенность чинами губит человечество. Никто не видит за чином истинного человека, его душевных и профессиональных качеств. И, вот, герой, поняв, что люди высшего общества, к которым он так стремится и завидует, которыми он восхищается, сходит с ума.

Только я. например, не вижу в Поприщине ничего хорошего. Он желчный, завистливый, двуличный человек. И таким сделала его не суровая действительность. Этот мерзкий чиновник считает себя пупом земли, уверен, что он обязательно добъется положения в обществе.Согласна, что такие приоритеты у героя из-за обстановки в городе, но разве он заслуживает этого, более высокого чина? И, если в других произведениях этой тематики, описывают скудных душевно представителей высших чинов, то тут мы видим представителя низших чинов в котором нет ничего душевного. Как только кто-то его критикует, при чем заслуженно, то он сразу начинает оскорблять этого человека в своем дневнике. Сколько же в нем желчи.

Если верить Гоголю, то такой мразью его сделала жизнь, а благодаря честолюбии он стал еще и сумасшедшим.

Оценка: нет
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перечитала несколько раз.

Сначала я пыталась проследить, как же все-таки герой стал сумасшедшим. Затем — почему? Ну и наконец, хотелось увидеть, как автор умудрился так точно описать этот процесс. Наверное, кризис в душе подсказал, как можно стать сумасшедшим и от чего.

Оценка: нет
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

произведение и возмутило, и смутило, и отрезвло в некотором плане (читала в 15 лет, спишу на юный возраст;)). для меня Гоголь по праву занимает первое место среди писателей своего времени и входит в десятку любимых авторов=)

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверное самое моё любимое произведение Гоголя. Местами смешно, а местами грустно и даже жалко главного героя. Очень жизненное описание процесса помекшательства:insane:!

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательно написано. Где норма переходит в патологию? Грань совершенно стерта... как оно и есть на самом деле. Думаю, что из этого дневника можно надергать эпиграфов для абсолютно любого текста! :biggrin:

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх