fantlab ru

Николай Гоголь «Невский проспект»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.34
Оценок:
786
Моя оценка:
-

подробнее

Невский проспект

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 102
Аннотация:

Невский проспект — чудесное место для гулянья, знакомств и приключений. Всё это в полной мере испытали друзья — поручик Пирогов и художник Пискарев. Вот только увлечение двумя дамами закончилось для них по-разному.

Входит в:

— сборник «Арабески», 1835 г.

— сборник «Петербургские повести», 1842 г.

— антологию «Повести о любви», 1975 г.

— сборник «Н. В. Гоголь. Повести», 1986 г.

— антологию «Worlds Apart», 2007 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 38

Активный словарный запас: низкий (2585 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 103 знака — на редкость выше среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 10% — на редкость ниже среднего (37%)!

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Николай Гоголь. Полное собрание сочинений в четырех томах. В двух книгах
1873 г.
Сочинения Николая Гоголя в пяти томах. Том 1
1893 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 1
1894 г.
Сочинения в пяти томах. Том 1
1896 г.
Сочинения Н. В. Гоголя в пяти томах. Том 1
1898 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
1899 г.
Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 8-10
1900 г.
Иллюстрированное полное собрание сочинений в пяти томах
1902 г.
Сочиненiя. Полное собранiе в одномъ томе
1902 г.
Сочинения Н. В. Гоголя. Полное собрание в одном томе
1902 г.
Сочинения Н. В. Гоголя. Полное собрание в одном томе
1902 г.
Невский проспект
1905 г.
Сочинения Н. В. Гоголя. Полное собрание в одном томе
1907 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
1911 г.
Сочинения Н. В. Гоголя
1911 г.
Иллюстрированное полное собрание сочинений в 8 томах. Том 3. Повести
1912 г.
Полное Собрание сочинений Н. В. Гоголя. Том 3. Арабески
1912 г.
Сочинения. В двух томах
1914 г.
Повести
1935 г.
Повести
1936 г.
Петербургские повести
1937 г.
Том 3. Повести
1938 г.
Повести
1947 г.
Н. В. Гоголь. Избранные произведения
1947 г.
Избранные произведения
1948 г.
Н. В. Гоголь. Избранные произведения
1948 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 3
1949 г.
Собрание художественных произведений в пяти томах. Том 3
1951 г.
Н. В. Гоголь. Сочинения
1952 г.
Невский проспект
1952 г.
Повести
1952 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 3
1952 г.
Сочинения
1952 г.
Петербургские повести
1953 г.
Н. В. Гоголь. Сочинения
1956 г.
Н. В. Гоголь. Сочинения. Том 1
1959 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 3
1959 г.
Собрание художественных произведений в 5 томах. Том 3
1959 г.
Собрание художественных произведений в пяти томах. Том 3
1960 г.
Сочинения в двух томах. Том 1
1962 г.
Невский проспект. Нос. Портрет. Шинель. Коляска. Записки сумашедшего. Рим
1963 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 1
1965 г.
Петербургские повести
1965 г.
Сочинения в двух томах. Том 1
1965 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 3
1966 г.
Петербургские повести
1968 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 2
1968 г.
Сочинения в двух томах. Том 1
1969 г.
Избранное
1972 г.
Сочинения в двух томах. Том 1
1973 г.
Избранные повести
1974 г.
Петербургские повести
1974 г.
Повести о любви. Том 1
1975 г.
Повести. Пьесы. Мертвые души
1975 г.
Сочинения в двух томах. Том 1. Повести
1975 г.
Петербургские повести
1976 г.
Петербургские повести
1976 г.
Петербургские повести
1976 г.
Шинель. Повести
1976 г.
Невский проспект
1977 г.
Ревизор. Женитьба. Невский проспект. Нос
1977 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 3
1977 г.
Избранные сочинения. Том первый
1978 г.
Петербургские повести
1978 г.
Петербургские повести
1978 г.
Петербургские повести
1979 г.
Повести
1979 г.
Петербургские повести
1981 г.
Петербургские повести
1983 г.
Повести. Драматические произведения
1983 г.
Избранные сочинения
1984 г.
Петербургские повести
1984 г.
Петербургские повести
1984 г.
Повести. Драматические произведения
1984 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 3
1984 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 3
1984 г.
Избранные повести
1985 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 1
1985 г.
Избранные сочинения
1985 г.
Повести
1986 г.
Повести
1986 г.
Повести о любви. Том 1
1988 г.
Петербургские повести
1988 г.
Повести. Воспоминания современников
1989 г.
Арабески
1990 г.
Петербургские повести
1991 г.
Повести
1993 г.
Том третий. Повести; Том четвёртый. Комедии
1994 г.
Петербургские повести
1995 г.
Петербургские повести
1995 г.
Избранная проза
1996 г.
Невский проспект и другие повести
1996 г.
Сочинения в двух томах. Том 1
1996 г.
Библиотека мировой новеллы
1997 г.
Мертвые души
1998 г.
Повести, Мертвые души
1998 г.
Н. В. Гоголь. Собрание сочинений в 2 томах. Том II. Мертвые души. Ревизор. Повести
1999 г.
Собрание сочинений в 4 томах. Том 2
1999 г.
Собрание сочинений в 8 томах. Том 3. Повести. Статьи из сборника
1999 г.
Сочинения в одном томе
1999 г.
Сочинения
2000 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести
2001 г.
Невский проспект
2001 г.
Записки сумасшедшего
2002 г.
Петербургские повести
2002 г.
Петербургские повести. Пьесы
2002 г.
Повести (с комментариями, темами и планами сочинений)
2002 г.
Повести. Ревизор. Мертвые души
2002 г.
Ревизор
2002 г.
Сочинения
2002 г.
Петербургские повести
2003 г.
Невский проспект
2003 г.
Петербургские повести: Шинель. Невский проспект. Нос
2003 г.
Повести, комедия
2003 г.
Тарас Бульба
2003 г.
Петербургские повести
2004 г.
Петербургские повести
2004 г.
Повести
2004 г.
Повести
2004 г.
Повести. Пьесы
2004 г.
Ваш Гоголь
2005 г.
Ваш Гоголь
2005 г.
Ваш Гоголь
2005 г.
Избранные произведения в 2 томах. Том 1
2005 г.
Мертвые души. Ревизор. Повести
2005 г.
Шинель. Петербургские повести
2006 г.
Записки сумасшедшего
2006 г.
Повести. Мертвые души
2006 г.
Ревизор. Петербургские повести. Подробный комментарий, учебный материал, интерпретации
2006 г.
Собрание сочинений в 5 книгах и 7 томах. Книга 2. Том 3, 4. Повести. Комедии
2006 г.
Мертвые души. Ревизор
2007 г.
Петербургские повести
2007 г.
Петербургские повести. Вечера на хуторе близ Диканьки
2007 г.
Пропавшая грамота
2007 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород. Петербургские повести
2008 г.
Мертвые души
2008 г.
Собрание сочинений
2008 г.
Арабески
2009 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2009 г.
Невский проспект / Der Newskij-Prospekt
2009 г.
Петербургские повести
2009 г.
Петербургские повести
2009 г.
Петербургские повести. Пьесы
2009 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
2009 г.
Полное собрание сочинений и писем в 17 томах. Тома 3, 4
2009 г.
Полное собрание сочинений и писем. В 23 томах. Том 3
2009 г.
Ревизор. Женитьба. Петербургские повести
2009 г.
Собрание сочинений в одном томе
2009 г.
Тарас Бульба
2009 г.
Мертвые души
2010 г.
Мертвые души. Повести. Пьесы
2010 г.
Петербургские повести
2010 г.
Петербургские повести
2010 г.
Том 1. Вечера на хуторе близ Диканьки и другие повести, комедии, рассказы для любезного читателя
2010 г.
Николай Гоголь. Малое собрание сочинений
2010 г.
Невский проспект
2011 г.
Петербургские повести
2011 г.
Повести
2011 г.
Сочинения Н.В. Гоголя. полное собране в одном томе
2011 г.
Мертвые души. Повести
2011 г.
Мертвые души. Петербургские повести. Ревизор
2011 г.
Полное собрание сочинений. Том 2. Арабески. Драматическия сочинения
2012 г.
Шинель
2012 г.
Петербургские повести
2012 г.
Петербургские повести
2013 г.
Шинель
2013 г.
Петербургские повести
2013 г.
Вий. Повести и рассказы
2013 г.
Арабески
2014 г.
Повести
2014 г.
Полное собрание сочинений
2014 г.
Полное собрание сочинений
2014 г.
Невский проспект
2014 г.
Мертвые души
2015 г.
Мертвые души
2016 г.
Петербургские повести
2016 г.
Мертвые души
2016 г.
Россия. Путь истины
2017 г.
Шинель
2017 г.
Петербургские повести
2017 г.
Петербургские повести
2017 г.
Записки сумасшедшего
2017 г.
Петербургские повести. Ревизор
2017 г.
Петербургские повести
2017 г.
Шинель. Петербургские повести
2017 г.
Мертвые души. Ревизор. Петербургские повести
2018 г.
Россия. Путь истины
2018 г.
Шинель. Петербургские повести
2018 г.
Шинель. Петербургские повести
2018 г.
Петербургские повести
2018 г.
Записки сумасшедшего. Повести
2018 г.
Петербургские повести
2018 г.
Петербургские повести
2018 г.
Невский проспект
2019 г.
Петербургские повести. Ревизор
2019 г.
Петербургские повести. Мертвые души
2019 г.
Полное собрание повестей в одном томе
2019 г.
Невский проспект
2019 г.
Петербургские повести
2021 г.
Петербургские повести
2022 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород. Петербургские повести
2022 г.
Записки сумасшедшего. Повести
2022 г.
Петербургские повести
2023 г.
Нос
2023 г.

Аудиокниги:

Петербургские повести
2002 г.
Невский проспект. Петербургские повести
2004 г.
Петербургские повести
2007 г.
Аудиотеатр Сергея Юрского. Выпуск первый
2007 г.
Петербургские повести
2007 г.
Невский проспект (аудиокнига MP3)
2008 г.
Невский проспект. Портрет
2008 г.
Петербургские повести (аудиокнига MP3)
2009 г.
Лучшие аудиокниги в дорогу №7
2010 г.
Русская классика. Лучшее
2010 г.
Петербургские повести
2011 г.
Петербургские повести
2011 г.
Русская классика в исполнении Сергея Юрского. Выпуск 1
2011 г.

Издания на иностранных языках:

Из русской художественной прозы / Pages from Russian Fiction
1989 г.
(английский)
The Diary of a Madman, The Government Inspector and Selected Stories
2007 г.
(английский)
Le journal d’un fou
2008 г.
(французский)
Worlds Apart: An Anthology of Russian Fantasy and Science Fiction
2008 г.
(английский)
Plays and Petersburg Tales
2009 г.
(английский)
Racconti di Pietroburgo
2010 г.
(итальянский)
Nouvelles de Pétersbourg
2013 г.
(французский)
Nouvelles de Pétersbourg
2013 г.
(французский)
Peterburi jutud
2020 г.
(эстонский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Меняется мир, но люди те же самые… почти...

Своеобразная ода Невскому проспекту от Николая Гоголя. Ибо начинается вся эта история двух молодых повес именно с воспевания этой центральной коммуникационной артерии города. Конечно воспевание это весьма специфическое и своеобразное, однако же ведь такое внимание этой улице города чем-то да вызвано. Наверное отчасти тем, что это центральная заглавная улица города столичного, а значит этот проспект является символическим центром всей огромной страны, Российской Империи — так, как сейчас мы считаем таким условным центром Красную площадь в Москве.

Ну и конечно же в центре внимания автора становятся нравы. И на примере двух молодых людей с их страстью поволочиться за хорошенькой молодой женщиной в надежде иметь какие-то перспективы на развитие отношений мы получаем два разных варианта. Один романтико-драматический с трагическим финалом, а другой романтико-приключенческий с финалом скорее ироническим и фарсовым. И вот вам два разных человечка примерно одного возраста, но совершенно разные по своим психологическим конструкциям. Один — романтик и трагик, доведший свою жизнь до самого крайнего финала, а другой легковесный циник, который даже нанесённое ему унижение в конечном итоге стерпел — вытерся да и пошёл жить дальше. И кстати, по поводу вот этого самого поручика Пирогова — ведь схлопотал-то он вполне заслуженно, а то что это за манера при муже страстно пожимать ручки да всячески склонять молодую даму к связи и супружеской измене!

А Невский проспект по-прежнему живёт и шумит, и рокочет теперь уже не колёсами пролёток и карет, а моторами бензиновых монстров. И точно также снуют туда-сюда толпы уже современных Пискарёвых и Пироговых, в других званиях и одёжках, но не исключено, что ровно с такими же целями… Меняется мир, но люди те же самые… почти...

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для каждого человека существуют свои особые места, где он всегда чувствует себя по иному. Это ощущение имеет особый «привкус» сакральности, ощущаемой каждой индивидуальностью по своему, в зависимости от способа восприятия лежащего за гранью обычных жизненных эмоций. Невский проспект Гоголя-это место впитывания коллективных эманаций общественного сознания, это нечто одушевленное, обладающее способностью двустороннего взаимообразного обмена впечатлениями с посещающими его людьми. Недаром Гоголь говорит, что каждый человек на Невском менее эгоист, чем на других улицах. Для Николая Васильевича, Невский проспект и его люди есть единый организм, живущий и дышащий. Уличные тротуары являются как бы подиумом для общества и проспект выгуливает на них своих питомцев, наполняя свое чрево разношерстной компанией в зависимости от разного времени суток. Как же велик Гоголь в своей способности вызывать подобные ассоциации! Да собственно это показывается практически буквально в тексте повести. Мелькание усов, бакенбард, тонких талий, улыбок, шляпок есть самый настоящий театр жизни, в котором мы все актеры, играющие свои большие и малые роли. И Гоголь показывает в повести ежечасную смену декораций и актеров на подмостках Невского.

И раз уж речь зашла о актерах, играющих свои роли на сцене театра именуемого жизнью, то история художника Пискарева, очертя голову бросившегося за очаровавшим его идеалом, заслуживает большой премьеры. Красота и порок в одном лице есть безусловно дар дьявола, стремящегося возвышенную глубину чувств переплавить в похотливое желание. Бедный, бедный Пискарев, рухнувший с вершины Олимпа созданного романтического образа, в бездну Аида примитивного разврата. Прав Гоголь, говоря в повести о превосходстве мечты над действительностью. Но эта правда опасна и коварна в слабых и неверных руках. Мечта, вновь воплотившаяся во сне художника дала счастье вновь увидеть желаемый идеал. И Пискарев провалился в этот иллюзорный мир, растворился в нем без остатка. Если обыденность не приносит удовлетворения, то понятно желание уйти в вымышленную реальность, однако всему должны быть свои пределы, не допускающие крайности фанатизма. Иначе итог будет печален, что впрочем и произошло. Тем не менее Пискарев мне дорог своей детской наивностью и чистой мечтою, к сожалению всегда идущей вразрез с действительностью.

Совсем иное дело Пирогов, также пустившийся вдогонку за своим увлечением. В нем выразилась полная противоположность натуре его товарища. Претендуя на близость к высшему обществу, подобные типажи остаются мелкими, пошлыми натурами с такими же примитивными желаниями и мечтами. Пирогов понес заслуженное позорное наказание, что в общем-то особенно не задело его чести, потому что у подобных пустышек таковой и нет.

И опять в концовке повести Гоголь показывает Невский проспект в виде подмосток театра кипения жизненных страстей, трагизма и комизма людских судеб. И как отдалена от истинной жизни театральная постановка, также неверен и Невский проспект, на мостовых которого вдребезги разбиваются великие и пошлые мечты, грандиозные вдохновения и суетные желания. Все зыбко, иллюзорно, расплывчато. В этом сюрреалистическом окончании повести для меня выразился весь Гоголь, в своем оригинальном видении действительности, с волнующим мистическим налетом и великим талантом гения.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

...Невский проспект!

Гоголь пытался сохранить свою южную иронию, лёгкий смешливый прищур Рудого Панька, острый язык малоросса. В конечном счёте, ночь для всех едина, что украинская, что ингерманланландская...

Но нет, Гоголя смертельно пугал Питер, это была не его земля и не его ночь. «Серенький мутный колорит» «страны финнов» — так пытается иронизировать Николай Васильевич над низким свинцовым небом Северной Пальмиры, которое давит своим тяжким прессом на тусклое многоцветье Невского проспекта, который почти всегда кипит жизнью, поражая обилием шляпок, рукавов, напомаженных усов, которые, впрочем, представляют из себя просто внешний лоск, которые являются обманом вокруг настоящей, подлинной жизни, которая не отличается той задорной и весёлой живостью, как, скажем, разнузданные гуляния на Сорочинской ярмарке или покоем Старосветской усадьбы. Нет, люди здесь под стать — закрытые, прикрытые блестящей красотою, но скрывающие в глубинах своих что-то тёмное и страшное.

Тонкая душа художника Пискарёва не могла выдержать такого дикого различия между миром, созданным его воображением, чистым и светлым, и реальностью, где падшая девушка, отдающаяся за деньги, даже не способна осознать своего падения, встречая невинный лепет художника насмешкой... О, сколько сил потратили великие русские писатели впоследствии, чтоб всё же вдохнуть жизнь в этот образ, чтобы доказать всю красоту человеческой души даже в плотском грехе!

Пирогов? Вот это действительно дилемма, потому что этот поверхностный и неумный человек на питерских улицах чувствует себя как рыба в воде, и куда лучше приспособлен к этой тихо-агрессивной среде продуваемого холодным ветром неуютного города. Соблазнял он такую же глупую немку, как он сам, попал под розги её пьяненького мужа... Не получилось с одной, получится с другой — чего переживать?

Так что повесть... Странная. Она пытается сохранить южное мироощущение там, где тебя пронизывает холод, однако это ощущение «не того» всё равно прорывается, раз за разом, в каждой строке этого произведения. И, конечно, обострённый страх перед женщиной, которая является настоящим, концентрированным воплощением всего пугающего для Гоголя — внешняя красота и блеск, к которым его влечёт, как магнитом, и опасение омерзительных бездн, которые могут скрываться в этих прекрасных головках...

Но это уже продуманное и зрелое произведение человека, который пытается осмыслить, что же не так в окружающем его мире.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перл создания! как любил говаривать сам Николай Васильевич о подобных вещах. Удивительной поэтической силы вещь. Два главных героя повести, конечно, очень разные и по мировоззрению и по судьбам. Но все же, думаю, каждый человек, пусть и хоть единожды оказывался в подобных ситуациях. Пискарев — это наш пубертат, когда жизненного опыта еще нет, а фантазировать мозг уже научился на всю катушку. Вот конфузы и «страшные переживания» нас в нежном возрасте и одолевают)) Поручика Пирогова с давних пор принято ругать за конформизм и бойкую вздорность, невесть как сочетающихся в одном характере, но кажется мне, что даже титаны духа вроде Цезаря, Наполеона или Дарвина с Эйнштейном бывали в ситуации, когда их днем высекли, а вечером они отличились в мазурке. Гоголь таки работал с архетипами субличностей, которые есть в каждом человеке.

Повесть я эту читал в электричке по дороге домой с работы. Напротив меня сидела изумительная красотка, эдакая рыжая бестия, раз... одетая в полном соответствии с несносной московской жарой. Так что я очень проникся и полностью сочувствовал переживаниям и стремлениям Пискарева и Пирогова. Гоголь тут был потрясающе точен!))

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот он Петербург девятнадцатого века. Такой, каким был, без машин, с немецкими ремесленниками.... и вот он такой же дальше в повести, по-гоголевски пёстрый Невский проспект, но это только снаружи...... внутри будет ждать лёгкий обман Дьявола, бесцветность улиц и сон.....

Оценка: 9
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Надо сказать, Гоголя я люблю безмерно, но читал последний раз отчего-то очень давно. И тут взялся… И был в восторге! Я обожаю его язык, его стиль, его сарказм. Но каким психологом он тут себя выказал! Каким манипулятором! Как заставлял то посмеиваться, то пугаться, то ухмыляться, то жалеть. Начал с восхваления полного тонких подмечаний, тонкого остроумия. Невский проспект раскрылся праздником, карнавалом. И эта прогулка двух молодых людей обещала приключение радостное, забавное… Но… для Пискарева пойти за этой красавицею закончилось адом, агонией. «Вечный раздор мечты с существенностью» так разметал ему душу, так разорвал… И эти грёзы… Во всей истории было столько рока, столько фатума, что от простых вещей тянуло жутью. Эти превращения, так мучительно резанувшие, оказавшись всего лишь сном – в них было что-то от нечистой силы… И падение. Опиум. Грёзы, так мало имеющие общего с жизнью. И финал – трагический финал… А вот Пирогов, вздумавший соблазнить красивую немку. Ну как тут не улыбнуться, как тут не засмеяться всей его «обходительности», да и этому Шиллеру (который «не тот Шиллер»), да и Гофману (который «не тот Гофман»). Ну, чистая комедия… Да и Пирогов получив взбучку, отобедал, да и обо всём забыл … Какие две разные истории, начатые на Невском проспекте. Какие две волны. Две противоположности. И как автор ведёт по ним, с каким замираньем – с какой-то жаждой всё это читается. Ну, манипулятор! Как бросает из одного настроения в другое. Как обманывает (все чувства) и как удивляет! От холодного к горячему. Из мрака к свету, из света во мрак. И вот уже Невский проспект превращается из праздника в какое-то мрачное зазеркалье, в котором всё не то, что кажется, в котором всё – обман. Превращается в место, в котором нечистая сила правит бал (и вот уже и вспомнилось «Почему опасно девушкам ходить толпою по Невскому проспекту» Одоевского). И да – лучше ускорять шаг, да, дальше от фонарей и ни в коем случае не заглядывать девушкам под шляпки… А ощущение, ощущение после этого (нового) Невского проспекта, туманно-мрачное оседает, надолго оседает в памяти… Вот так Гоголь! Приотличнейшая повесть! Какая-то многослойная в своём психологизме, лабиринтная и… Ну, просто великолепная, одним словом! Поразила меня – будто стрелой пробила!

Оценка: 9
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал первый раз «Невский проспект» еще когда учился в старших классах. До этого не обращал на повесть особого внимания: прочитал начало и подумал, что это что-то «бытописательное». А как-то открыл книгу на середине – и попал на отрывок из злоключений Пискарева; вернулся к началу и прочитал до конца.

Собственно, основная мысль повести незамысловата: чистым душой и наивным людям живется намного тяжелее, чем бесчестным хамам. Для того, чтобы погубить Пискарева, хватило несоответствия между внешней красотой незнакомки и ее социальным, и, что хуже всего, моральным падением. Пирогову же все нипочем: даже высеченный простолюдинами, немецкими ремесленниками, продолжает он себя уважать настолько, что ему даже не хочется этим ремесленникам мстить. Ну что же, одно хорошее качество в Пирогове есть: он умеет проигрывать. Другой бы на его месте еще и немцев оклеветал бы; хотя, может быть, Пирогов просто чином не вышел для таких проделок и трезво представлял, что недостаточно влиятелен, чтобы провернуть такое дело.

Если вернуться к Пискареву, то, при втором-третьем прочтении его трагическая история уже кажется немного надуманной. Похоже, автор сильно сгустил краски и в облике бедного художника начало проглядывать что-то карикатурное. Забавно как-то, что для него стало потрясением вполне очевидное – что красавица может оказаться «девицей легкого поведения». Каким-то слишком уж утрированным получился из-за этого образ Пискарева.

Немаловажен и третий «герой» повести – сам Невский проспект. Описание одного дня из его жизни, подробное, по часам – практически отдельное литературное произведение, ценное и в отрыве от приключений двух приятелей.

Итог: отличная повесть, хотя и послабее «Портрета» или «Записок сумасшедшего».

Именно здесь мы видим тот призрачный, мистический Петербург, который Гоголь подарил русской литературе и который позднее раскрылся в романах Достоевского; город, где люди сливаются с тенями, где безумные художники продают душу дьяволу, где проститутки читают Евангелие, а в головах студентов носятся призраки будущих мировых войн; где за каждым поворотом ожидаешь встретить Мефистофеля.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хотел процитировать мысль автора — «Дивно устроен свет наш! — думал я идя... Достигаем ли мы того, к чему, кажется, нарочно приготовлены наши силы?...». Но шибко обширная цитата получается. Суть же повести, исходя из этой цитаты и опуская отличное описание Невского проспекта, сводится к тому, насколько привратна наша судьба или случай, насколько тяжело порой одному получить предмет своей мечты, коим другой может и не замечать, что обладает им. Так и в повести два приятеля прогуливаясь Невским, почти одновременно замечают каждый свою девушку, которая привлекла их внимание. Но какова, и сколь различна их дальнейшая судьба! И каково коварство случая! Ведь определи художник предметом своей страсти девушку понравившуюся поручику Пирогову,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
все закончилось бы не столь драматично. Увидел бы, что она жената, возможно перекинулся несколькими словами, возможно увидел бы несколько грез, а быть может вдохновившись написал бы бессмертный шедевр, и в своем высоком душевном благородстве он бы не помыслил ничего дурного.
А поручик?
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Хоть его ждала и не столь драматичная участь (так уж водится в нашем мире, что низость и посредственность страдают меньше, чем возвышенность и благородство), но он тоже не потерпел бы столь позорное фиаско. Наоборот, легко получив желанное, еще больше укрепился бы в своем цинизме и отношении к окружающему миру, по типу: хочу и беру.

Но судьба распорядилась по другому. Ну почему тонким и возвышенным натурам, излишне идеалистично настроенными к окружающему миру так не везет и столь больно им приходится переживать и разочаровываться в реальности?

Ну и как всегда у Гоголя, отдельной строкой требует упоминания язык автора. Здесь, как и в Мертвых душах, нет и следа от атмосферы столь понравившейся мне в цикле повестей про Диканьку и Миргород, но каков трогательный слог автора по отношению к прекрасному полу, как умилительно и вместе с тем иронично он звучит! Мне как-то интересно подмечать подобные нюансы авторского, мужского отношения, прямо интригует. Так что не удержусь и приведу несколькими цитатами:), тем более здесь они просто блеск в несколько штрихов:

- ... и миниатюрный, легкий, как дым, башмачок молоденькой дамы, оборачивающей свою головку к блестящим окнам магазина, как подсолнечник к солнцу...

- Тысячи сортов шляпок, платьев, платков, — пестрых, легких, к которым иногда в течении целых двух дней сохраняется привязанность их владетельниц...

- А какие встретите вы дамские рукава на Невском проспекте! Ах, какая прелесть! Они несколько похожи на два воздухоплавательные шара, так что дама вдруг бы поднялась на воздух, если бы не поддерживал ее мужчина; потому что даму так же легко и приятно поднять на воздух, как подносимый ко рту бокал, наполненный шампанским.

И это конечно, лишь малая, хоть и яркая, толика — ведь всего не перецитируешь. А описания мужчин?, этих «черных жуков» в окружении «будто целого море мотыльков поднявшихся вдруг со стеблей» дам тоже не менее правдивы и живописны:)

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Говорят, Гоголь, провинциал, был шокирован Петербургом. Видимо, острые впечатления сподвигли писателя на столь дотошное описание Невского проспекта и его обитателей.

Надо сказать, у него получилось блестяще. До сих пор повесть удивляет глубиной погружения в проблемы городского бытия.

Да и другой философии хватает. по-моему, это явно рановато для школьников. Грубо говоря, они за домами города не видят...

Оценка: нет
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это смешно сказать, не то что подумать, но повесть «Невский проспект» я впервые прочел только сейчас, при том, что Гоголя я любил больше, чем любого другого писателя в школьной программе. И другие повести его читал с большим удовольствием, но «Проспект» по какой-то необъяснимой причине прошел мимо моего внимания.

Эта замечательная повесть делится на две или, при желании, три части — вначале мы видим просто общее описание ежедневной эволюции городской жизни на Невском проспекте, очень живое, яркое и образное; а затем автор предлагает читателю целых два коротких приключения из жизни двух очень разных людей, пожелавших познакомиться со встретившимися им дамами. Тут повесть приобретает еще и не слишком сильно выраженный, но заметный сатирический подтекст.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень люблю именно ту часть рассказа, где описывается проспект «вообще», без конкретных действующих лиц. Когда хорошо знаешь Невский современный, читается с особым ностальгическим оттенком... Чудесно написано!

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ можно назвать «литературной фотографией» города и нравов того времени.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх