FantLab ru

Вадим Панов «Московский клуб»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.21
Голосов:
2536
Моя оценка:
-

подробнее

Московский клуб

Роман, год; цикл «Анклавы»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 105
Аннотация:

Что может быть самым ценным в мире, пережившим энергетический кризис? Конечно новый вид энергии. И ничего удивительного нет в том, что поднебесники готовы на все, чтобы сломать сеть «Мостех» — корпорацию, находящуюся на территории анклава Москва. Или купить ее через подставное лицо, что строжайше запрещено «Положением об Анклавах». Но у них есть деньги и самый лучший ломщик планеты — легендарный Чайка. Однако у Москвы и Максимилиана Кауфмана по прозвищу Мертвый, на этот счет есть свое мнение.

И вот в Москве собираются действующие лица — контрабандисты и поставщики биоресурсов, полковник-китаец, ломщик Чайка, Петра Кронцл и Роман Фадеев. Игра началась.

Входит в:

— цикл «Анклавы»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 356

Активный словарный запас: средний (2910 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 60 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 40%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2005 // Книги — Лучшая отечественная фантастика

Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Московский клуб
2020 г.

Издания:

Московский клуб
2005 г.
Московский клуб
2006 г.
Анклавы
2009 г.
Московский клуб. Поводыри на распутье
2013 г.

Аудиокниги:

Московский клуб
2010 г.
Московский клуб
2017 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чесно говоря я вообще не понимаю популярность книг Панова. В литературном плане это просто убожество какое-то. Ни атмосферы мира, представление героев какое-то смутное и даже не понятно есть ли таковые в книге вообще, правдоподобность мира... её просто нет, Не верю — вот самое лучшее определение к миру и к описуемым событиям. Назвать такое фантастикой как-то язык не поворачивается. Скорее это какой-то полукриминальный боевик с натянутыми на него элементами «фантастичности».

Сюжет похож на низкопробное латинское мыло, этакая Санта-Барбара снимаемая в одном подвале. По ходу чтения создается впечатление что смотришь низкокачественный боевик 90-х годов да ещё без начала и конца, где каждая серия плавно перетекает в сотую, двухсотую и так далее. Вот только в фильме хотя бы по лицам можно разобрать что у героев есть чувства. В книгах же Панова нужно обладать огромной фантазией чтобы заподозрить его героев в наличии каких-бы то ни было эмоций. Наверное автор не то чтобы забывает, вероятно даже не знает что люди — это не не слагаемые в математических уравнениях, а живые, наделённые чувствами, желаниями и страстями существа.

Абсолютно пластмассовые герои, пластилиновый мир, чернушное мочилово всех и вся, высосанный из пальца сюжет. Вывод: читать такое даже чтобы убить время — скучное и бессмысленное занятие.

Оценка: 3
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сложно написать рецензию на это произведение. Мы обычно прячем под словами хорошая/плохая книга всего лишь наше отношение к ней, нравится она нам или нет. И частенько бывает, что плохенькой писульке, чем-то надавившей на нечто глубинное внутри, отдается высший балл и наоборот бывает нередко. Поэтому постараюсь не лукавить, а написать адекватно: мне не понравилось. Все доводы — субъективны само собой и главный из них: ни разу еще мне не попадалось произведение, в котором бы мне настолько сильно не нравились все поголовно действующие лица. Все вообще. Там не просто нет положительных персонажей, нет, они все хором вызывают антипатию. В конце концов там вообще нет главных героев. Так же они различаются лишь по именам и 2-3 типажам, в остальном клоны. Язык книги впрочем неплох, но лично мне этого мало, просто не очень интересно.

Вообще, если пользоваться этим словом паразитом, все произведения уважаемого автора можно описать одним не слишком замысловатым сценарием:

«Мрак сгущается. Мрак очень сгущается. Мрак, аж пипец как, сгущается! Мрак сгустился. Один, по выбору автора, самый хитрый персонаж обводит всех вокруг пальца. Мрак расгущается, частично или полностью, но все равно лишь на время.»

Тайный город брал хотя бы пускай незамысловатым но весёлым юмором, одни красные шапки чудо как хороши и кoлоритны. Здесь же как-то приторно жёстко и ванильно плоско. Но, судя по отзывам, народу нравится, почему бы и нет. Книга не плохая наверное :) просто не для меня.

Оценка: 5
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Когда-то мне сказали, что все эти анклавы — не особо — ты лучше «Московский клуб» прочитай — вот это у него лучшее. Купил, с большим трудом и неудовольствием дочитал. И — что? Если это — «лучшее» — то я чего-то недопонимаю.

Оценка: 3
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Цифра поработила человека, сделала зависимым. И именно Цифра освободит человека! Позволит преодолеть себя. Позволит взлететь очень высоко. Выше неба! Выше звезд! Власть Цифры сменится властью над Цифрой. И двоичный код станет символом нашей свободы! Эммануэль Мария Нейк «Числа праведности».

За всё время существования фантастики на свет появилось очень большое количество самой разнообразной литературы описывающей будущее человечества. Братья Стругацкие в своей повести «Понедельник начинается в субботу» в сцене путешествия в описываемое будущее очень остроумно и весело прошлись по многим текстам этого направления, шутя показав превалирующие тенденции в создании подобных произведений. Одни авторы предрекали человечеству неисчислимые беды, другие — всяческие блага — полет фантазии, воистину, был безграничен. Вариантов судьбы человечества накопилось за многие годы практически несчетное количество, но все эти варианты вполне можно условно разделить на две большие группы. Первая группа — реалистические, то есть те, что отталкиваются от тенденции, превалировавших в обществе в то время. Вторая — чисто фантастические, то есть такие, где автор использует условную футуристическую компоненту всего лишь как антураж для приключений своего героя или основу для построения собственных идеи. К таким «реалистичным» произведениям можно отнести множество текстов, написанных в получившем большую популярность в середине 80-х годов прошлого века жанре киберпанка. Обычно такого рода тексты более тяготеют к антиутопии и описывают мир будущего, в котором основная власть сосредоточена в руках могущественных мегакорпораций, а высокоразвитые информационно-кибернетические технологии сочетаются с глубоким упадком или серьезными социальными переменами в обществе. Так сказать, основаны на принципе: «High Tech, Low Life». Наибольшую популярность жанру принесли западные авторы, такие как Уильям Гибсон, Брюс Стерлинг, Руди Рюкер и другие. Среди российских авторов киберпанк так и не обрел большую популярность, но всё же, время от времени, и у пишущих на русском языке фантастов появляются произведения этого жанра.

То будущее, о котором в восьмидесятых писал Гибсон насупило. Ну, может быть, немного не такое... но очень похожее. Мир, окончательно перессорившись из-за остатков нефтяных месторождений, изменился навсегда. Мегакорпорации, обладая де-факто гораздо большими возможностями чем обескровленные в борьбе за углеводородные ресурсы государства, стали слишком опасными конкурентами для последних в борьбе за власть. В попытке хоть как-то ограничить их влияние во многих странах были созданы так называемые Анклавы — территории на которые не распространялась государственная юрисдикция. Именно там, оградив их строгими законами от любых попыток объединения с окружающими странами, корпорациям было предложено существовать по тем законам, которые они сами себе создадут. Многие тогда верили, что, потеряв жирный кусок пирога в виде госзаказов, коммерсанты тихо загнутся в этих своего рода гетто. Они ошибались. Прошло не так уж много времени и стало ясно, что, потеряв около трети от общего числа, мегакорпорации лишь окрепли и стали представлять ещё более мощную силу, с которой уже нельзя было не считаться. Полученная автономия лишь развязала им руки и дала возможность направлять свою энергию именно в то русло, где она могла бы принести наибольшую прибыль и быть реализована наиболее эффективно. Для обеспечения безопасности на неподконтрольных правительству территориях было создано особое подразделение — Служба Безопасности Альянсов или СБА. Задушенные нехваткой энергии и несовершенными двигательными системами по всему Земному шару сами собой затухли различные военные конфликты, но на их место быстро пришли менее кровопролитные, зато не менее жестокие бандитские разборки и высокоорганизованный промышленный шпионаж, основой которого стали ломщики — люди полностью взявшие под свой контроль Цифру и способные на невероятные вещи в киберпространстве. Большей частью они работали анонимно и автономно, стараясь не угодить ни в лапы различных корпораций-триад-СБА, ни в лапы силовых структур разных стран. Но везло далеко не всем и даже от гениальнейшего ломщика когда-нибудь да отворачивалась удача. Чайке не повезло вдвойне: во-первых, он был пойман разведслужбой Народной Республики Китай, что само по себе уже очень и очень не хорошо, а во-вторых, теперь, чтобы не сгнить в китайской тюрьме, он должен был во что бы то ни стало взломать сеть «МосТех», компании, принадлежащей московскому Анклаву, с начальником СБА которой он уже имел конфликт в прошлом и совершенно не хотел более пересекаться. Дело в том, что во время предыдущей, закончившейся весьма неудачно, атаки ломщиков на «МосТех» было всё же скачано некое количество файлов один из которых и вызвал огромный ажиотаж и резонанс во всём мире. Открытая москвичами новейшая энергетическая технология сулила настоящий переворот во всём мире и делала её обладателя фактически всемогущим. Именно её и должен был для правительства Китая выкрасть Чайка, и именно просочившиеся вовне обрывки информации об этой технологии дали начало долгой и запутанной истории, полной жестокости и боли, предательства и цинизма.

Читая «Московский клуб» поневоле начинаешь постоянно сравнивать его с первой киберпанковской трилогией Гибсона, той самой, которую открывает «Нейромант» — на мой взгляд лучший роман этого жанра за всю его историю. Стерлинг, Рюкер, Стивенсон и Суэнвик писали всё же несколько о другом. У книг Гибсона и у романа Панова есть много общего: власть корпораций и неподконтрольность их стремительно теряющему силу государству, распространенность киберимплантантов и проникшая всюду компьютеризированная инфосфера, киберпреступления и кибертерроризм, борьба криминальных синдикатов фактически представляющих собою третью власть, нанотехнологии и генная инженерия, новые виды наркотиков. Панов, при написании «Клуба», взял за образец именно гибсоновский вариант киберпанка и создал на его основе свою, весьма удобоваримую картину мира. Хотя конечно, не Гибсоном единым жив жанр, так офис московского отделения СБА, знаменитый Пирамидом, будто бы появился прямиком из «Бегущего по лезвию» Ридли Скотта. И всё же, возвращаясь опять к Гибсону, можно сказать, что вселенная Анклавов предшествует вселенной Муравейника, ведь у Панова, в отличие от Гибсона, государства ещё не утратили своей роли и всего лишь борются за власть с корпорациями, а города ещё не обособили себя от всего мира геодезическими куполами. В «Нейроманте» же мир уже давно поделен между транснациональными картелями, якудзой и дзайбацу, а понятие страны или государства утратило свой смысл. Панов в «Клубе» делает ряд весьма интересных геополитических прогнозов: по его версии Евросоюз превратился в Европейский Исламский Союз, Париж стал Эль-Парижем, а столица Британского Халифата теперь называется Ланданабад. Судя по косвенным данным, кавказские республики оказались под властью Турции, Грузия приняла ислам. Дальний Восток и Индонезия с Филиппинами отошли к Китаю, а в обоих Америках к власти пришли представители Католического Вуду, притесняющие белое меньшинство.

Технологическая картина Анклавов весьма стандартна для киберпанк-литературы. Здесь есть и различные имплантанты, и прямой интерфейс мозг-компьютер, и генетически измененные организмы, и коммерческое освоение околоземного пространства. Повсеместное внедрение в быт «балалаек» сделало абсурдным сами понятия свободы личности и неприкосновенности личной жизни. Теперь перестали быть проблемой тотальный контроль и полная информация о любых аспектах жизни личности. Тоталитаризм подкрался незаметно и совершенно не с той стороны, откуда его ждали. О такой тенденции к повышению контроля за гражданами под предлогом обеспечения им большего комфорта и усиления их безопасности очень хорошо написал Кори Доктороу в «Младшем Брате». У Панова же функцию надзорного органа выполняет СБА, сочетающая в себе полицейские, разведывательные и силовые функции. В романе больше всего внимания уделяется московскому подразделению СБА под руководством Макса Кауфмана, так же известного под кличкой Мертвый, другие отделы упоминаются лишь вскользь. Мертвый — фигура колоритная и весьма значимая, имеющая большой вес в московском Анклаве: «Если мои действия вызывают агрессивную реакцию, значит, я был недостаточно тверд». Команду он подобрал себе соответствующую, чего стоит только дознаватель Мишенька, образ которого наводит оторопь своей равнодушной холодной жестокостью. Быльшую симпатию вызывает один из лучших оперативников Мертвого — Грег Слоновски, на плечи которого возложена ответственность за львиную долю всех силовых акций СБА на территории Анклава.

Если окинуть всю галерею образов, представленных в книге, то создается весьма нерадостное впечатление — по здравому размышлению в тексте практически отсутствуют положительные персонажи, разве что внучка Железного Рома Петра Кронцл и племянница гадалки Мамаши Даши Матильда. Но отрицательные — не значит не интересные. При чтении чувствуется, что «Московский клуб» всего лишь вводная часть большой истории, потому как многие герои ещё не успели раскрыться до конца и продемонстрировать читателю всех граней своего характера. Многое осталось за кадром, на многое автор лишь намекнул, коснулся предмета вскользь, для того, чтобы позже вернуться к нему и осветить этот вопрос подробней. Много вопросов вызывает Кауфман, не меньше — Тао, но самым загадочным, на мой взгляд оказался дуэт Кирилл Грязнов — Олово, вот уж над кем Панов лишь чуть-чуть приподнял полог тайны... Но все действующие лица романа по своему интересны, даже полоумный маньяк Грыжа вызывает определенное любопытство и вполне вписывается в картину мира. Лишь образ Мамаши Даши вызвал у меня некое удивление и полное неприятие. Зачем автору понадобилось вводить в чисто научно-фантастическое киберпанковское полотно мистическо-фэнтезийные мотивы связанные с этой гадалкой? Этот персонаж, как маленький смайлик, который кто-то приклеил к «Джоконде» Леонардо — вроде бы и мелочь, а впечатление портит напрочь и ломает целостность мира. Очень большой интерес вызвали адепты Мутабор — об этой церкви, не приемлющей тотальное засилье Цифры и занимающейся весьма эффективными программами генетических модификаций, в тексте упоминается часто, но конкретики нет, единственный её член — Корнелиус, явно не раскрывает весь свой потенциал.

Итог: история охоты за плазменным преобразователем ПП8713 только началась и чем она закончится предугадать пока не возможно. Противостояние Мертвого и остального мира лишь набирает обороты и многоходовая интрига с фирмой Романа Фадеева, его внучкой и атакой ломщиков на архивы СБА явно всего лишь зачин в начинающейся сложной игре. Роман получился весьма увлекательный, живой и динамичный, но не несущий глубоких мыслей. Как яркий боевик в любимом мной жанре киберпанка он явно удался, хотя некоторые шероховатости и странные моменты никак не идут ему в плюс. Однозначно сказать пока ничего не могу, потому как прочел лишь первую часть довольно объемного цикла, ведь «нельзя всё и всегда делать хорошо... это плохо кончится», но, несмотря ни на что, мне российская версия киберпанка нравится. Буду читать продолжение.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пока не определился с оценкой, но могу высказать пару мыслей, который кому-то могут показаться небезынтересными.

1. Сходство «Анклавов» и «Тайного Города» очевидно. В обоих случаях противостояние идёт на достаточно замкнутой территории (в ТГ это Москва, в «Анклавах» — Анклав Москва, который служит ареной для поединка), в по-настоящему большую политику Панов не лезет, прописывать противостояние на государственном уровне не пытается. А потому всё это напоминает гангстерские разборки: куча банд-формирований со всякими возможностями и куча планов у каждого. Потом начинают мочить друг друга, в итоге кто-нибудь побеждает, чаще всего «наши». Сантьяга и Мёртвый похожи — оба стильные мужики, которые, что называются, рулят. В остальном манера прописывания характеров и подачи персонажей осталась прежней.

2. «Анклавы» это киберпанк light. Т.е. вроде бы компьютеры, ловщики их ломают (куда делся термин «хакер»?), сеть, «балалайки», ага. Но копни глубже — и всё это описано так поверхностно и настолько без знания дела, что видно: автор от настоящей хакерской жизни дюже далёк, а пишет как написал бы любой из нас: интуитивно, без конкретики. Повторюсь: очень поверхностно. Фактически, такой киберпанк может сочинить любой человек, знакомый с компьютерами. С Гибсоном и Стерлингом лучше не сравнивать. Тот же Леонид Алёхин выглядит куда более хардкордным, чем Панов.

Ну а light — это не наш выбор. Всё равно, что безалкогольное пиво.

3. Так как в «Анклавах» нет магии, ушли вопросы: а что если?.. а почему не?.. и т.п. В смысле, теперь более-менее ясно, как ведутся военные действия всяких «формирований». А то знаете, в магической войне всегда недосказанность: а если бы он кинул «файерболл», а почему он его не кинул? И так далее. В «Анклавах» по отношению к читателю всё честнее. Фантастические допущения в целом ясны — а значит, сориентироваться можно быстро. Правда, принципы конфликтов всё равно те же, так что для тех, кто осилил ТГ цикл будет выглядеть вторичным. Ну а читать только «Анклавы» — по-моему, неплохой выбор. Вот только какие-то книжки у Панова... однотипные. Как миссии в каком-нибудь затрапезном «шутере» — вроде декорации разные, а финтят все одинаково.

4. О том, что «ах, какой Панов молодец, будущее прозревает». Будущее Панова как раз-таки интереса особого не представляет. Про Нефтяные Войны ещё в моей молодости какая-то компьютерная игра была. Фукуяма и Хантингтон (особенно он) уже пару десятков лет предрекают столкновение цивилизаций, так что китайцы на Востоке и исламисты в Париже не новость. Сама идея Анклавов заслуживает внимания, если бы не одно «но»: я так понял, государства заперли корпорации в Анклавах, типа — «во избежание». Но как, если всем известно, что корпорации контролируют политиков! Политики и торгаши — всегда были и всегда будут одной силой. Вторые стоят за первыми, финансируя политические решения и т.п. Как одни могли упрятать другими в Анклавы — не ясно.

Вообще, с этим я не опредилился — может и могли. Но по-моему, классическое киберпанковское будущее с властью корпораций без всяких изысков более вероятно.

P.S.: Читать просто, стиль лёгкий.

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чувствуется, что Панов читал Классиков — Гибсона, Стерлинга etc. Читать-то читал, но вот сам лучше от этого писать, увы, не стал. Выдать что-то подобное Гибсону Панов не сумел. Нет смысла его за это осуждать — сколько Господь отмерял Панову таланта, столько отмерял. Что такое «Анклавы»? Тот же «Тайный город», стилизованный под киберпанк, написанный все тем же унылым пановским языком. Схематичный мир, схематичные герои, вымученный сюжет... Полностью отсутствует то, что называется «атмосферой» литературного произведения. Зато есть всяческие технические штучки-дрючки — приметы новой цивилизации, — «балалайки», наноскопы... Что это за «наноскоп» — Панов, по-моему, сам до конца не представляет. Зато звучит загадочно и красиво. Средняя книга посредственного автора. Однако — брэнд!

Оценка: 6
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ни шиша не понимаю в литературном киберпанке. Да и в киношном тоже. Вот в аниме сразу могу сказать: «Призрак...» = киберпанк. И дело вовсе не в том, что мне тупо нравится Майор. Дело в целом и в частностях.

Скорее всего, что киберпанк просто не мой жанр, если он совсем кибер. Если нет... тут по-другому.

Так же мне никогда не нравились книги Панова. Ни очень, очень и очень популярный «Тайный Город», не стимпанковский «Герметикон». Пока в руки не попала первая книга историй Анклавов, «Московский клуб».

Сейчас весь цикл стоит на полке стеллажа. Вместе с двумя книгами Точинова и его же «Мертвыми звездами», которые кажутся ни чем иным, как предысторией. Норечь не о них. Речь про Анклавы.

Прописанный мир, чьи понятия и аббревиатуры понимаешь очень быстро. Крайне жестокая и справедливая логика Будущего. Здесь нет места толерантности старушки Европы. Здесь ее просто нет. Есть Европейский Исламский Союз. Здесь WASP-ы США стали меньшинством и живут в почти резервациях, поглощенные афроамериканцами, мексиканцами и отчасти китайцами. Великая Поднебесная КНР давно оттяпала Дальний Восток и кусок Сибири и сдерживает ее только фонящие и выженные территории Ядерного Креста. А столицей России является СПб. А вот вместо Мск есть Анклав Москва.

Закрытая территория, где всем управляют «верхолазы», владельцы и элитные сотрудники Корпораций, где Анклав поделен на территории по национальностям и религиям, где все завязано на высоких технологиях и нефтяном голоде, где еда дешева и ненастояща, а вода проходит полный цикл очистки, где количество жителей Анклава достигает сорока миллионов человек, где плетутся интриги ради высоких научных достижений и шпионы корпораций, государств и других Анклавов лего затеют политический бунт. И над всем этим есть московский отдел Службы Безопасности Анклавов во главе с Мертвым, т.е доктором Максимилианом Кауфманом.

Это если коротко. Если полноформатно, то места и времени нужно куда больше.

Здесь много сюжетных линий. Это не книга на раз, не книга для сюжета в стиле кровькишкираспидорасило или ахмоякоролеваувашихноглобызаюбожественнуювашукожу. Хотя здесь в достатки и крови и страсти. Здесь есть все, порой откровенно, порой завуалировано, порой только крохотными набросками-штрихами.

Здесь много героев. И найти своего просто. Будь то ломщик-хакер Чайка или капитан спецназа Эмира Го, странный и страшный не-человек Хасим Банум, юная и очень открытая, умная, слабая и сильная Петра, черенки-бандиты, прописанные очень умело, байкры-свамперы, нужные статистами, но такие живые. Кто стал важным для меня из сонма персонажей?

Грегуар Слоновски. Руководитель отдела прямых переговоров, лучший оперативник Мертвого.

Генерал Ляо, появляющийся крайне редко и становящийся просто необходимым.

Петра Кронцл, без которой книга стала бы насколько-то, но пустой.

И Олово. Олово просто стал моим любимым персонажем.

Но самым главным персонажем, полюбившимся мне, как читателю, стал Анклав.

Панов смог создать достоверный и яркий мир. Здесь есть трущобы, элитные районы, таинственный Мутабор, совершенно явственные небоскребы и транспортные средства, мотивацию и странную, фантастическую и очень настоящую жизнь. В которой есть место чипам-балалайкам, вживляевым в тело, мобилям только на электричестве, трансерам-людям, превращаемым в русалок и котов, генаврам, тем же трансерам, но созданным не на потеху, а для боя и много-многое другое.

В том и суть, что сказать можно много. Вернее, написать. Но куда лучше — просто прочесть.

Оценка: нет
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень неровная книга. Мои собственные оценки этого романа колебались от 9 до -1. С одной стороны интересная и мало предсказуемая интрига и динамичное развитие сюжета; с другой стороны нарочная искусственность, карикатурность созданного автором мира и, отчасти, героев. Большие вопросы по поводу умственных способностей некоторых персонажей — нелогичность и непрофессионализм их действий. Кроме того я не как не мог отделаться от мысли что автор переписывает свой собственный сюжет из «Войны начинают неудачники»: там все против всех и ищут артефакт плюс маньяк, здесь все против всех и ищут Петру плюс Чайка.

Всё же, в отличии от того же Тайного города, здесь я продолжение попробую прочитать.

P.S. Есть такой жанр фантастики — космоопера. Панов же явно разрабатывает свой собственный, самобытный стиль — космооперетту. Только вот с чувством юмора проблемы...

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это мой первый Панов.

Что в книге есть? Крепко прописанный мир, брутальность, динамика, интересные персонажи и неожиданные повороты.

Чего в книге нет? Хорошего литературного языка, сопереживаний, эмоциональной глубины.

Книга идеально выполняет свою роль: драйвово ведет читателя от начала к финалу, не останавливаясь ни на минуту. Тут вам и погружение в сложные взаимоотношения сильнейших мира, и схематично прописаные атаки, контратаки, скрытые удары, внезапные предательства, и множество различный персонажей, похожих на шахматные фигуры. Одним словом, мы бежим, бежим от главы к главе, в надежде узнать, чем же все это закончится... Только вот когда книга заканчивается, понимаешь вдруг, что никому не сопереживал. Нельзя же, в самом деле, сопереживать пешке, угодившей под удар Ферзя!

Как итог, отлично разыгранная партия в быстрые шахматы, после которой хочется поиграть во что-то еще. Другое.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну что сказать... Хороший слог, динамичный и достаточно захватывающий сюжет, главгерои всё-таки личности, а не статичные куклы. Но вот всё это, на мой взгляд, портит сам придуманый автором мир... Я не могу сказать, что он совершенно нереален, к сожалению не могу, видя картину нашего сегодня, но от этого мира Анклавов меня просто тошнит, до такой степени, что иногда, выматерившись, хочется взять и выкинуть книгу прям из окна. И потому, при всех вышеперечисленных плюсах, не могу для себя решить буду ли читать продолжение. Скорее всего нет.

Оценка: 5
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не проникся я этой книгой, хотя начало очень и очень обнадеживало. Как по мне, то количество персонажей многовато, роль некоторых в сюжете я так и не понял. Не создалась у меня и общая картина мира. Много новых технологий, но описательная часть окружающего мира практически отсутствует. Некоторые сленговые названия вещей считаю также лишними. Продолжение читать не буду.

Оценка: 5
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Автор связал реальность с распространёнными стандартами киберлитературы, а именно: свободные экономические зоны, доведённые в произведении до абсолютной независимости, национальную обособленность кварталов в крупных городах, нефтяной кризис и т.п. и нейрошунты, чипы-балалайки, хакеров-ломщиков и так далее. В итоге получился вполне симпатичный мир будущего, где нашлось место и территориальным государствам, и корпоративным «островам»-анклавам. Вторичная по отношению к Хайнлайновской Фрайди тема энергетической гегемонии крупного бизнеса (корпорации Шипстоун) над всем миром автором используется как сюжетная завязка, при этом сам Панов явно в такую экстерриториальность не верит: тут и китайцы, вопреки всем законам подмявшие национальный бизнес, тут и русские, не готовые отдать «родную» разработку. То есть бизнес бизнесом, а национальный вопрос — важнее.

Следить за событиями мне как москвичу было просто: Таганка, ТТК, Остоженка, Тверская, Цветной бульвар — не пустые для меня названия. Некий юмор, подчас горький, я в романе улавливал. С китайцами в Москве (даже 10 лет спустя после написания романа) пока не так напряжённо, хотя вьетнамские «анклавы» уже появились. Ну, что поделать, плавильного котла из Москвы не получилось, слишком сильный и мощный напор приезжих в последние годы. Европа у Панова тоже сдалась исламу: Аль-Париж, Лондонобад и т.д. Да, есть и такая тенденция. В целом — мир вполне логичный, такой, каким он кажется из 2005 года и каким он продолжает видеться из 2015 года. Разве что идея СЭЗов последнее время не так актуальна.

Кто главный герой романа? Тут я несколько растерялся. Держа в голове Фрайди (а пересечений достаточно, чтобы она то и дело всплывала), я так и не нашёл адекватного ей женского персонажа. Ни внучка (у Хайнлайна тоже внучка?) финансового воротилы Петра, ни племянница гадалки, ни ломщица с сексуальной тягой к неопытным юношам до Фрайди не дотягивают. Пожалуй, Фрайди размылась среди них всех, но больше всего Фрайди в спецназовке-чернобурке, жаль, что её-то как раз было совсем немного в романе.

У мужчин ситуация ещё хуже. Положительных героев нет вообще. Даже вытягивая по миллиграмму с каждого, до одного нормального мужика не наберёшь. Ну, разве что Фадеев-бизнесмен и Макс Кауфман в роли Хайнлайновского Старика. Остальные — члены этнических мафий в том или ином виде. Безрадостно. Илья (Чайка) подавал надежды, но в финале меня разочаровал своей жестокостью и зверством. Студент, да. Студенты — они такие: друзей режут, взрывают, бросают и топят. Смешной образ.

Вообще, в романе много скрытого юмора, даже сатиры и сарказма. И в названиях, и в действиях. Это неплохо. Увы, но слушал в звуке, так что какие-то тонкие моменты, связанные с написанием слов, мог пропустить.

В целом, очень приличный роман и интересный, прогностический мир.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Обычно большие циклы с параллельным сюжетом строятся вокруг персонажей ярких, интересных, харизматичных, иногда из разных социальных слоев населения. Так вот здесь тоже персонажи вроде яркие, интересные и харизматичные, но какие то они все неприятные. Мир тоже радует, такой чернухи редко где встретишь, кажется даже орки у Саурона и то живут как то веселее, чем жители анклавов, да и всего остального мира. С точки зрения логики вопросов тоже можно много. Если в анклаве строят многоуровневые улицы то земля поди очень дорогая, но это обстоятельстве не мешает существовать заброшенным кварталам, которые называются «бедными». Людей очень выгодно продавать на органы, тоже мало вероятно, уж в этом прогнившем мире нашелся бы умный человек наладивший этот бизнес через нелегальных мигрантов.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Цикл «Анклавы», открывающийся романом «Московский клуб» стал мне интересен уже хотя бы потому, что это, по идее, совершенно новый мир, новый жанр и новые возможности, открывающиеся для автора после его довольно успешного, но пока, считай что единственного, Тайного города. Хотелось, как минимум, посмотреть на многое ли способен Панов, если отойдет от своего любимого сериала, ну а серию «La Mystique De Moscou» я все же, даже при желании, не смогу назвать чем-то уж столь отличающимся от ТГ.

И вот, мы видим уже не современную (пускай и какую-то параллельную) Москву, населенную древними, враждующими между собой расами, объединяющимися в столь последнее время популярное городское фэнтези, а наблюдаем мир будущего, мир довольно успешный, не постапокалиптический, хотя в нем и имели место быть определенные кризисы, мир высокого технологического развития, корпораций, организованной преступности и приличного социального расслоения, а все это вместе сливается в киберпанк. В данном случае мы имеем дело скорее с облегченным киберпанком и хотя большинство атрибутов жанра налицо, на них все же не делается столь уж большого упора, а скорее они используются как фон для всего происходящего. Цинителям жанра это, наверное, придется не по душе, остальным же, велика вероятность, даже понравится, мол, не слишком автор грузит нас лишними подробностями. Я вот лично отношусь к этим самым остальным и потому вполне удовлетворен. Для тех же, кто вообще не в курсе, что это за жанр и с чем его едят, рекомендую вспомнить (или посмотреть) хороший фильм середины девяностых «Джонни мнемоник».

Я уже писал, что этим циклом, во многом, хотелось бы оценить насколько Панов может быть многогранен и может ли быть таковым вообще. К сожалению или к счастью, но, читая «Московский клуб» меня не покидало ощущение, что изменилась форма, но не суть. Да, декорации по сравнению с ТГ уже совершенно другие, но постоянно ловишь себя на том, что вот эти речевые обороты, варианты описания и поведения героев, вообще вся форма подачи материала, создания мира осталась фактически той же. И что это – невозможность выбраться за самим собой воздвигнутые рамки или сформировавшийся и узнаваемый авторский почерк? Трудно сказать, кому как больше нравится.

Панов себе не изменяет — большое количество “живых” диалогов при минимуме сцен описания, что делает его произведения легкими для чтения и достаточно динамичными; яркие и харизматичные герои, созданные, казалось бы, буквально двумя “мазками”, что делает их не слишком запоминающимися, но в процессе чтения они привлекают к себе пристальное внимание читателя; довольно запутанное главное мероприятие имеющиеся в сюжете и сводящее в конце воедино немалое количество героев; ну и конечно имеется место и для тайны, тайны с мистическими корнями, которая увлекает и дает явный толчок к знакомству со следующими книгами цикла.

Мне вообще кажется, что Панов, на данный момент, пожалуй, один из лучших наших авторов, способный писать качественную развлекательную фантастику. Он не пытается создавать какие-то философские книги, поднимать злободневные темы, в основном не блещет какой-то особой оригинальностью и, по крайней мере, пока к этому и не стремится, но зато в своем сегменте он явно хорош.

Как итог – хорошая, добротная книга в традициях Вадима Панова, хотя какой-то изюминки в ней все же не хватает.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

По-моему, начало новой серии получилось у автора только в качестве шага назад. Популистские персонажи... выглядят так, как им положено вроде бы выглядеть для среднестатистического человека из толпы. Чуть больше игры на патриотизме, чуть сильнее игра на требования издателей — и начало провалено. Поступки персонажей выглядят либо предсказуемо, либо абсолютно противоестественно. Все-таки фантастика это не когда герой ковыляет на ушах, а когда за угом неизвестность... У меня большое подозрение, что автор попытался излишне следовать пожеланиям издателей. А из этого редко что путное получается в России. Может, в Америке и прошло бы.

Оценка: 4


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх