FantLab ru

Вадим Панов «Московский клуб»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.20
Голосов:
2688
Моя оценка:
-

подробнее

Московский клуб

Роман, год; цикл «Анклавы»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 112
Аннотация:

Что может быть самым ценным в мире, пережившим энергетический кризис? Конечно новый вид энергии. И ничего удивительного нет в том, что поднебесники готовы на все, чтобы сломать сеть «Мостех» — корпорацию, находящуюся на территории анклава Москва. Или купить ее через подставное лицо, что строжайше запрещено «Положением об Анклавах». Но у них есть деньги и самый лучший ломщик планеты — легендарный Чайка. Однако у Москвы и Максимилиана Кауфмана по прозвищу Мертвый, на этот счет есть свое мнение.

И вот в Москве собираются действующие лица — контрабандисты и поставщики биоресурсов, полковник-китаец, ломщик Чайка, Петра Кронцл и Роман Фадеев. Игра началась.

Входит в:

— цикл «Анклавы»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 356

Активный словарный запас: средний (2910 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 60 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 40%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2005 // Книги — Лучшая отечественная фантастика

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (7)

Московский клуб
2005 г.
Московский клуб
2006 г.
Анклавы
2009 г.
Московский клуб. Поводыри на распутье
2013 г.
Московский клуб
2020 г.

Аудиокниги:

Московский клуб
2010 г.
Московский клуб
2017 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В своё время этот цикл мне очень понравился!

Первый том цикла можно назвать «вводным» — он знакомит с многими основными персонажами, самим миром, его правилами. Мы уже догадываемся, что интриги, которые тут плетутся имеют куда больший масштаб, чем кажется на первый взгляд, но ещё и близко не понимаем, к чему всё приведёт.

В целом, мир «балалаек» и засилья корпораций выглядит довольно правдоподобным: уже сейчас иные корпорации имеют бюджеты, превышающие бюджеты иных стран и имеют огромное количество данных/информации, которые дают им огромную власть над людьми...

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Абсолютно пластмассовые герои, будто бы сделанные по копирке. Сопереживать некому, при всем обилии действующих лиц. Если сюжет поначалу интригует, то ближе к концу скатывается в банальщину.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Московский клуб я начал читать с изрядной долей скептицизма. У меня крайне скудный (и далеко не всегда приятный) опыт знакомства с современной русской фантастикой, однако моя предвзятость и невысокие ожидания сыграли роману на руку. Нет, я не влюбился в Московский клуб, он для меня неоднозначен, но скорее понравился, чем наоборот. Отмечу, крайне субъективные, сильные и слабые стороны и постараюсь подвести некий итог.

Итак плюсы:

1. Мир, концепция Анклавов, технологии —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
отличное описание симбиоза мозга и процессора под «синдином»

2 Динамика и непредсказуемость- события действительно развиваются стремительно и предугадать некоторые твисты невозможно. При этом я не ощущал это как очередной рояль в кустах

3. Персонажи — они все разные, уникальные и запоминающиеся.

4. Легкий слог — книга, действительно, очень легко читается

Слабые стороны, на мой взгляд, являются обратной стороной преимуществ.

1. Основная моя претензия состоит в том, что миру, персонажам и событиям «Анклавов» недостает деталей. При такой высокой динамике повествования «прочувствовать» книгу как следует мне не удалось. (Для сравнения, в «Рифтерах» Уоттса я, практически, лично ощущал клаустрофобию на подводной станции)

2. Наличие мистики, я нахожу неуместным. Возможно в продолжении ее появлению будет логическое объяснение, но пока это выглядит как попытка увязать невозможное.

3. Мелкие вопросы к логике событий и действий некоторых персонажей. Ничего сверх критичного.

Структурой Московский клуб напомнил мне ранние работы Гая Ричи в кинематографе. При том, что книга достаточно жестокая (с персонажами автор особо не церемонится), в ней я не нашел ни одного положительного персонажа, не могу назвать ее тяжелой. Какого-то глубокого анализа социума будущего, присущего киберпанку, вы тут тоже не найдете. Классический «High tech, low life» здесь присутствует, но настолько поверхностно и мимолетно, что его можно отнести к декорациям. Пожалуй, первый роман цикла, я бы охарактеризовал как «Экшн-триллер в стилистике киберпанка»

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Помните сцену из фильма «Назад в будущее», в которой Марти МакФлай, впервые оказавшись в 2015 году, приближается к выходу из переулка, чтобы открыть для себя удивительную картину будущего? Так вот, Марти – это читатель, берущий в руки новое фантастическое произведение. Он с любопытством и предвкушением «проглатывает» страницы книги, знакомясь с миром, в который его забросила фантазия автора. Ему хочется вдохнуть воздух этого нового мира, почувствовать, чем живёт он и его жители, увидеть и прикоснуться к чему-то ранее невиданному... На «Московском клубе» и пока осиленных мной 10% второй книги из цикла «Анклавы» фантазия автора спала́. Действие происходит в мире, который безо всякой объяснимой необходимости привязан к географии Москвы. При этом у меня до сих пор нет никакой целостной картины того, как выглядит эта Москва, как выглядят Россия и другие анклавы и страны, как отделены анклавы от территории стран и т.п. В конце концов непонятно даже, как выглядит переулок, из которого я выхожу в этот мир. В книге так: вот кусок Сретенки, где работают какие-то коробейники и травники (напомню, жанр цикла – «киберпанк»), который, по задумке автора, сохранил привычную читателю архитектуру. А вот здание в форме пирамиды в Сити (представить, как оно там помещается, честно, не смог). А вот на территории Москвы районы Болото, Урус, Занзибар, Кришна и другие, которые никак, кроме названий, географически не обозначены, не описаны и введены в основном только для разделения зон по национальности их жителей. А вот названия реально существующих объектов (например, шоссе) упоминаются вместе с вымышленными. С учётом того, что действие почти всегда происходит на той или иной территории, чтение превращается в мучительную работу фантазии по рисованию (не дорисовыванию, что часто бывает интересным, а именно рисованию) окружения для происходящих в книгах сцен.

Атрибуты жанровой принадлежности здесь настолько второстепенны, что иной раз кажется, что добавлены автором «для нагрузки», хотя истинно смысловой нагрузки практически не несут. И, да, это киберпанк с бумажными деньгами, бумажными же газетами, проводами, коммуникаторами, а использование приставки «нано-», видимо, позволяет автору поднять общую киберпанковость его произведений на невиданный доселе уровень (наномаска, наноэкран, наномедицина, наноскоп, нанофильтр и проч.).

Будь это полностью выдуманный мир или более близкое к нам будущее в известной нам географии, чтение не было бы таким болезненным. По крайней мере, для меня.

Собственно, мои few words: вместо живого и увлекающего читателя мира у автора получился набор безликих и безжизненных локаций, убивающий неплохой в целом сюжет с заложенной в него тонкой нитью интриги, ради которой, видимо, и стоит продолжать чтение. По крайней мере, до тех пор, пока хватает терпения.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мир корпораций, интересная задумка. Порой кажется, что это может реально помочь с развитием текущего застоя, когда правительство управляет всем.

Запутанное у книги начало, слишком много действующих лиц, локаций, терминов. Чего стоят по началу балалайка, машинист и поплавок (так и не понял, в чем прикол поплавка). Когда захотелось бросить книгу, начал появляться сюжет. Все странности по-тихонько распутались, без новых не обошлось, однако они уже выглядели естественно. После середины книги читать ее стало увлекательно.

Понравилось деление влияний в мире, консорциум, ассоциация, сба, Мутабор. Хотелось бы больше узнать о Мутаборе и их творениях, тема пряток явно не раскрыта. Идея с ломщиками интересна, если бы не перебор с их собственной религией. Про магию или волшебство или чтоэтовообщетакое в лице Мамаши Даши хотелось бы узнать тоже больше, явно, что оно есть. Но что это — непонятно.

Да и вообще все в книге весьма поверхностно, очень много недосказанностей. За героев не переживаешь. Когда читаешь, то читаешь просто боевик. Итог — хорошая книга для отдыха.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ни шиша не понимаю в литературном киберпанке. Да и в киношном тоже. Вот в аниме сразу могу сказать: «Призрак...» = киберпанк. И дело вовсе не в том, что мне тупо нравится Майор. Дело в целом и в частностях.

Скорее всего, что киберпанк просто не мой жанр, если он совсем кибер. Если нет... тут по-другому.

Так же мне никогда не нравились книги Панова. Ни очень, очень и очень популярный «Тайный Город», не стимпанковский «Герметикон». Пока в руки не попала первая книга историй Анклавов, «Московский клуб».

Сейчас весь цикл стоит на полке стеллажа. Вместе с двумя книгами Точинова и его же «Мертвыми звездами», которые кажутся ни чем иным, как предысторией. Норечь не о них. Речь про Анклавы.

Прописанный мир, чьи понятия и аббревиатуры понимаешь очень быстро. Крайне жестокая и справедливая логика Будущего. Здесь нет места толерантности старушки Европы. Здесь ее просто нет. Есть Европейский Исламский Союз. Здесь WASP-ы США стали меньшинством и живут в почти резервациях, поглощенные афроамериканцами, мексиканцами и отчасти китайцами. Великая Поднебесная КНР давно оттяпала Дальний Восток и кусок Сибири и сдерживает ее только фонящие и выженные территории Ядерного Креста. А столицей России является СПб. А вот вместо Мск есть Анклав Москва.

Закрытая территория, где всем управляют «верхолазы», владельцы и элитные сотрудники Корпораций, где Анклав поделен на территории по национальностям и религиям, где все завязано на высоких технологиях и нефтяном голоде, где еда дешева и ненастояща, а вода проходит полный цикл очистки, где количество жителей Анклава достигает сорока миллионов человек, где плетутся интриги ради высоких научных достижений и шпионы корпораций, государств и других Анклавов лего затеют политический бунт. И над всем этим есть московский отдел Службы Безопасности Анклавов во главе с Мертвым, т.е доктором Максимилианом Кауфманом.

Это если коротко. Если полноформатно, то места и времени нужно куда больше.

Здесь много сюжетных линий. Это не книга на раз, не книга для сюжета в стиле кровькишкираспидорасило или ахмоякоролеваувашихноглобызаюбожественнуювашукожу. Хотя здесь в достатки и крови и страсти. Здесь есть все, порой откровенно, порой завуалировано, порой только крохотными набросками-штрихами.

Здесь много героев. И найти своего просто. Будь то ломщик-хакер Чайка или капитан спецназа Эмира Го, странный и страшный не-человек Хасим Банум, юная и очень открытая, умная, слабая и сильная Петра, черенки-бандиты, прописанные очень умело, байкры-свамперы, нужные статистами, но такие живые. Кто стал важным для меня из сонма персонажей?

Грегуар Слоновски. Руководитель отдела прямых переговоров, лучший оперативник Мертвого.

Генерал Ляо, появляющийся крайне редко и становящийся просто необходимым.

Петра Кронцл, без которой книга стала бы насколько-то, но пустой.

И Олово. Олово просто стал моим любимым персонажем.

Но самым главным персонажем, полюбившимся мне, как читателю, стал Анклав.

Панов смог создать достоверный и яркий мир. Здесь есть трущобы, элитные районы, таинственный Мутабор, совершенно явственные небоскребы и транспортные средства, мотивацию и странную, фантастическую и очень настоящую жизнь. В которой есть место чипам-балалайкам, вживляевым в тело, мобилям только на электричестве, трансерам-людям, превращаемым в русалок и котов, генаврам, тем же трансерам, но созданным не на потеху, а для боя и много-многое другое.

В том и суть, что сказать можно много. Вернее, написать. Но куда лучше — просто прочесть.

Оценка: нет
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман был прочитан на одном дыхании. Очень добротный боевик в киберпанковском антураже, добротная развлекательная книга. Ничего нового в этом антураже нет, очень часто возникает ощущение дежавю. Сюжет тоже не блещет оригинальностью. Классический для киберпанка мир недалекого и для большинства населения планеты — не очень светлого будущего, где оцифровано практически все и всё, где Цифру почти обожествляют и слагают ей поэмы, где разрыв в уровне жизни между бедными и богатыми просто огромен, где громадные корпорации беспрерывно рвут друг другу глотки. Впрочем, рвут в романе глотки друг другу все подряд — интриги, предательства и убийства на каждом шагу. Персонажи колоритные, их много и ни один из них не является положительным героем, таковых в этом мире просто не существует. Однако и одиозных злодеев тоже нет, просто все персонажи имеют свои вразумительные цели и стремятся к их достижению любым путём, понятия добра и зла практически отсутствуют. Совершенно безжалостный мир, в котором взаимная любовь и привязанность олигарха и его внучки выглядит не слишком натурально. В романе много жестокости и грязи, но без смакования подробностей, без излишней «чернушности». Вообще, недостатков в романе хватает, один из них — мистическая линия сюжета, которая не вписывается в мир романа, но возможно автор сумеет гармонично вплести ее в сюжет в последующих книгах. Однако благодаря удовольствию от процесса чтения недостатки уходят на задний план — бешеный драйв повествования, множество колоритных персонажей, краткие, но вразумительные экскурсы по миру не дают надолго отложить в сторону роман. Язык романа хорош, часто присутствует лёгкая ирония. Ещё думаю что москвичам будет интересно провести экскурс по Москве недалёкого будущего. Поэтому и высокая оценка — 8/10.

Оценка: 8
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Когда-то мне сказали, что все эти анклавы — не особо — ты лучше «Московский клуб» прочитай — вот это у него лучшее. Купил, с большим трудом и неудовольствием дочитал. И — что? Если это — «лучшее» — то я чего-то недопонимаю.

Оценка: 3
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Когда читал роман сразу после его выхода в 2005-ом, он казался глотком свежего воздуха. Этакое киберпанк-аниме в национальном колорите. Всё было красиво, здорово и интересно. С миром и героями только знакомишься. Поначалу кажется, что действий и героев слишком уж много, однако постепенно все выстраивается, и вот тогда-то определенная толика магии исчезает. Понимаешь, что это некий аналог Тайного Города, но в чуть смещенных тонах. Даже свои Красные Шапки есть. Это грустно, но любить Анклавы меньше от этого не буду. Именно первые три книги. Потом — порожняк.

Оценка: 8
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чесно говоря я вообще не понимаю популярность книг Панова. В литературном плане это просто убожество какое-то. Ни атмосферы мира, представление героев какое-то смутное и даже не понятно есть ли таковые в книге вообще, правдоподобность мира... её просто нет, Не верю — вот самое лучшее определение к миру и к описуемым событиям. Назвать такое фантастикой как-то язык не поворачивается. Скорее это какой-то полукриминальный боевик с натянутыми на него элементами «фантастичности».

Сюжет похож на низкопробное латинское мыло, этакая Санта-Барбара снимаемая в одном подвале. По ходу чтения создается впечатление что смотришь низкокачественный боевик 90-х годов да ещё без начала и конца, где каждая серия плавно перетекает в сотую, двухсотую и так далее. Вот только в фильме хотя бы по лицам можно разобрать что у героев есть чувства. В книгах же Панова нужно обладать огромной фантазией чтобы заподозрить его героев в наличии каких-бы то ни было эмоций. Наверное автор не то чтобы забывает, вероятно даже не знает что люди — это не не слагаемые в математических уравнениях, а живые, наделённые чувствами, желаниями и страстями существа.

Абсолютно пластмассовые герои, пластилиновый мир, чернушное мочилово всех и вся, высосанный из пальца сюжет. Вывод: читать такое даже чтобы убить время — скучное и бессмысленное занятие.

Оценка: 3
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Киберпанк.

В исполнении Панова — натуральная голливудщина. У персонажей — абсолютно голливудские поступки и мотивация, стандартный антураж с национальным колоритом. Всё плоско, не натурально. Не хватает в конце книги после словаря терминов списка актёров. Такое впечатление, что всё уже видел, в смысле читал.

Неожиданно нелогичные поступки у главных героев. Неожиданно минимальна духовно-религиозная составляющая. Ничего нет про ужасы большевизма. Хотя нет, досталось глупым и наглым китайским коммунякам.

Натянул сову на глобус.

Но читается достаточно легко. Цепляет.

Продолжение читать буду.

ЧИТАТЬ на пляже и лекциях по программированию.

Оценка: 6
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень неровная книга. Мои собственные оценки этого романа колебались от 9 до -1. С одной стороны интересная и мало предсказуемая интрига и динамичное развитие сюжета; с другой стороны нарочная искусственность, карикатурность созданного автором мира и, отчасти, героев. Большие вопросы по поводу умственных способностей некоторых персонажей — нелогичность и непрофессионализм их действий. Кроме того я не как не мог отделаться от мысли что автор переписывает свой собственный сюжет из «Войны начинают неудачники»: там все против всех и ищут артефакт плюс маньяк, здесь все против всех и ищут Петру плюс Чайка.

Всё же, в отличии от того же Тайного города, здесь я продолжение попробую прочитать.

P.S. Есть такой жанр фантастики — космоопера. Панов же явно разрабатывает свой собственный, самобытный стиль — космооперетту. Только вот с чувством юмора проблемы...

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я не особо знаком с киберпанком, но недавно прочитав «Видоизменённый углерод», решил продолжить знакомство дальше. Творчество Вадима Панова я давно оценил по серии «Тайный город», поэтому с выбором книги больших заморочек не было. И не прогадал. Логично прописанный, реалистичный мир недалёкого будущего, лихо закрученный сюжет, сложные многоходовые операции и контр операции, множество, на первый взгляд, не связанных друг с другом быстро сменяющихся событий и ярких персонажей. Всё это позволяет до конца сохранять интригу и развязка становится неожиданной.

Но дочитав последние строки книги, остаёшься с чувством некоторой неудовлетворённости. Характеры, мотивы и поступки главных действующих персонажей таковы, что однозначных предпочтений ни к кому из них не возникает, как, например, к Сантьяге из Тайного города. Даже Петра Кронцл вызывает, скорее, сочувствие чем симпатию, особенно когда к ней вернулась надменность богатой верхолазки. Финал оставляет много вопросов, что ты понимаешь, это только начало, главные события ещё впереди и невольно читаешь аннотацию продолжения.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Автор связал реальность с распространёнными стандартами киберлитературы, а именно: свободные экономические зоны, доведённые в произведении до абсолютной независимости, национальную обособленность кварталов в крупных городах, нефтяной кризис и т.п. и нейрошунты, чипы-балалайки, хакеров-ломщиков и так далее. В итоге получился вполне симпатичный мир будущего, где нашлось место и территориальным государствам, и корпоративным «островам»-анклавам. Вторичная по отношению к Хайнлайновской Фрайди тема энергетической гегемонии крупного бизнеса (корпорации Шипстоун) над всем миром автором используется как сюжетная завязка, при этом сам Панов явно в такую экстерриториальность не верит: тут и китайцы, вопреки всем законам подмявшие национальный бизнес, тут и русские, не готовые отдать «родную» разработку. То есть бизнес бизнесом, а национальный вопрос — важнее.

Следить за событиями мне как москвичу было просто: Таганка, ТТК, Остоженка, Тверская, Цветной бульвар — не пустые для меня названия. Некий юмор, подчас горький, я в романе улавливал. С китайцами в Москве (даже 10 лет спустя после написания романа) пока не так напряжённо, хотя вьетнамские «анклавы» уже появились. Ну, что поделать, плавильного котла из Москвы не получилось, слишком сильный и мощный напор приезжих в последние годы. Европа у Панова тоже сдалась исламу: Аль-Париж, Лондонобад и т.д. Да, есть и такая тенденция. В целом — мир вполне логичный, такой, каким он кажется из 2005 года и каким он продолжает видеться из 2015 года. Разве что идея СЭЗов последнее время не так актуальна.

Кто главный герой романа? Тут я несколько растерялся. Держа в голове Фрайди (а пересечений достаточно, чтобы она то и дело всплывала), я так и не нашёл адекватного ей женского персонажа. Ни внучка (у Хайнлайна тоже внучка?) финансового воротилы Петра, ни племянница гадалки, ни ломщица с сексуальной тягой к неопытным юношам до Фрайди не дотягивают. Пожалуй, Фрайди размылась среди них всех, но больше всего Фрайди в спецназовке-чернобурке, жаль, что её-то как раз было совсем немного в романе.

У мужчин ситуация ещё хуже. Положительных героев нет вообще. Даже вытягивая по миллиграмму с каждого, до одного нормального мужика не наберёшь. Ну, разве что Фадеев-бизнесмен и Макс Кауфман в роли Хайнлайновского Старика. Остальные — члены этнических мафий в том или ином виде. Безрадостно. Илья (Чайка) подавал надежды, но в финале меня разочаровал своей жестокостью и зверством. Студент, да. Студенты — они такие: друзей режут, взрывают, бросают и топят. Смешной образ.

Вообще, в романе много скрытого юмора, даже сатиры и сарказма. И в названиях, и в действиях. Это неплохо. Увы, но слушал в звуке, так что какие-то тонкие моменты, связанные с написанием слов, мог пропустить.

В целом, очень приличный роман и интересный, прогностический мир.

Оценка: 8
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сложно написать рецензию на это произведение. Мы обычно прячем под словами хорошая/плохая книга всего лишь наше отношение к ней, нравится она нам или нет. И частенько бывает, что плохенькой писульке, чем-то надавившей на нечто глубинное внутри, отдается высший балл и наоборот бывает нередко. Поэтому постараюсь не лукавить, а написать адекватно: мне не понравилось. Все доводы — субъективны само собой и главный из них: ни разу еще мне не попадалось произведение, в котором бы мне настолько сильно не нравились все поголовно действующие лица. Все вообще. Там не просто нет положительных персонажей, нет, они все хором вызывают антипатию. В конце концов там вообще нет главных героев. Так же они различаются лишь по именам и 2-3 типажам, в остальном клоны. Язык книги впрочем неплох, но лично мне этого мало, просто не очень интересно.

Вообще, если пользоваться этим словом паразитом, все произведения уважаемого автора можно описать одним не слишком замысловатым сценарием:

«Мрак сгущается. Мрак очень сгущается. Мрак, аж пипец как, сгущается! Мрак сгустился. Один, по выбору автора, самый хитрый персонаж обводит всех вокруг пальца. Мрак расгущается, частично или полностью, но все равно лишь на время.»

Тайный город брал хотя бы пускай незамысловатым но весёлым юмором, одни красные шапки чудо как хороши и кoлоритны. Здесь же как-то приторно жёстко и ванильно плоско. Но, судя по отзывам, народу нравится, почему бы и нет. Книга не плохая наверное :) просто не для меня.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх