Вадим Панов «Московский клуб»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Киберпанк )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Европа )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации | Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Что может быть самым ценным в мире, пережившим энергетический кризис? Конечно новый вид энергии. И ничего удивительного нет в том, что поднебесники готовы на все, чтобы сломать сеть «Мостех» — корпорацию, находящуюся на территории анклава Москва. Или купить ее через подставное лицо, что строжайше запрещено «Положением об Анклавах». Но у них есть деньги и самый лучший ломщик планеты — легендарный Чайка. Однако у Москвы и Максимилиана Кауфмана по прозвищу Мертвый, на этот счет есть свое мнение.
И вот в Москве собираются действующие лица — контрабандисты и поставщики биоресурсов, полковник-китаец, ломщик Чайка, Петра Кронцл и Роман Фадеев. Игра началась.
Входит в:
— цикл «Анклавы»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 356
Активный словарный запас: средний (2910 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 60 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 40%, что близко к среднему (37%)
Номинации на премии:
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2005 // Книги — Лучшая отечественная фантастика |
Доступность в электронном виде:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
AiRon88, 13 сентября 2021 г.
В своё время этот цикл мне очень понравился!
Первый том цикла можно назвать «вводным» — он знакомит с многими основными персонажами, самим миром, его правилами. Мы уже догадываемся, что интриги, которые тут плетутся имеют куда больший масштаб, чем кажется на первый взгляд, но ещё и близко не понимаем, к чему всё приведёт.
В целом, мир «балалаек» и засилья корпораций выглядит довольно правдоподобным: уже сейчас иные корпорации имеют бюджеты, превышающие бюджеты иных стран и имеют огромное количество данных/информации, которые дают им огромную власть над людьми...
EyeHateGod, 18 февраля 2020 г.
Московский клуб я начал читать с изрядной долей скептицизма. У меня крайне скудный (и далеко не всегда приятный) опыт знакомства с современной русской фантастикой, однако моя предвзятость и невысокие ожидания сыграли роману на руку. Нет, я не влюбился в Московский клуб, он для меня неоднозначен, но скорее понравился, чем наоборот. Отмечу, крайне субъективные, сильные и слабые стороны и постараюсь подвести некий итог.
Итак плюсы:
1. Мир, концепция Анклавов, технологии —
2 Динамика и непредсказуемость- события действительно развиваются стремительно и предугадать некоторые твисты невозможно. При этом я не ощущал это как очередной рояль в кустах
3. Персонажи — они все разные, уникальные и запоминающиеся.
4. Легкий слог — книга, действительно, очень легко читается
Слабые стороны, на мой взгляд, являются обратной стороной преимуществ.
1. Основная моя претензия состоит в том, что миру, персонажам и событиям «Анклавов» недостает деталей. При такой высокой динамике повествования «прочувствовать» книгу как следует мне не удалось. (Для сравнения, в «Рифтерах» Уоттса я, практически, лично ощущал клаустрофобию на подводной станции)
2. Наличие мистики, я нахожу неуместным. Возможно в продолжении ее появлению будет логическое объяснение, но пока это выглядит как попытка увязать невозможное.
3. Мелкие вопросы к логике событий и действий некоторых персонажей. Ничего сверх критичного.
Структурой Московский клуб напомнил мне ранние работы Гая Ричи в кинематографе. При том, что книга достаточно жестокая (с персонажами автор особо не церемонится), в ней я не нашел ни одного положительного персонажа, не могу назвать ее тяжелой. Какого-то глубокого анализа социума будущего, присущего киберпанку, вы тут тоже не найдете. Классический «High tech, low life» здесь присутствует, но настолько поверхностно и мимолетно, что его можно отнести к декорациям. Пожалуй, первый роман цикла, я бы охарактеризовал как «Экшн-триллер в стилистике киберпанка»
artemp, 8 декабря 2019 г.
Абсолютно пластмассовые герои, будто бы сделанные по копирке. Сопереживать некому, при всем обилии действующих лиц. Если сюжет поначалу интригует, то ближе к концу скатывается в банальщину.
few_words, 25 ноября 2019 г.
Помните сцену из фильма «Назад в будущее», в которой Марти МакФлай, впервые оказавшись в 2015 году, приближается к выходу из переулка, чтобы открыть для себя удивительную картину будущего? Так вот, Марти – это читатель, берущий в руки новое фантастическое произведение. Он с любопытством и предвкушением «проглатывает» страницы книги, знакомясь с миром, в который его забросила фантазия автора. Ему хочется вдохнуть воздух этого нового мира, почувствовать, чем живёт он и его жители, увидеть и прикоснуться к чему-то ранее невиданному... На «Московском клубе» и пока осиленных мной 10% второй книги из цикла «Анклавы» фантазия автора спала́. Действие происходит в мире, который безо всякой объяснимой необходимости привязан к географии Москвы. При этом у меня до сих пор нет никакой целостной картины того, как выглядит эта Москва, как выглядят Россия и другие анклавы и страны, как отделены анклавы от территории стран и т.п. В конце концов непонятно даже, как выглядит переулок, из которого я выхожу в этот мир. В книге так: вот кусок Сретенки, где работают какие-то коробейники и травники (напомню, жанр цикла – «киберпанк»), который, по задумке автора, сохранил привычную читателю архитектуру. А вот здание в форме пирамиды в Сити (представить, как оно там помещается, честно, не смог). А вот на территории Москвы районы Болото, Урус, Занзибар, Кришна и другие, которые никак, кроме названий, географически не обозначены, не описаны и введены в основном только для разделения зон по национальности их жителей. А вот названия реально существующих объектов (например, шоссе) упоминаются вместе с вымышленными. С учётом того, что действие почти всегда происходит на той или иной территории, чтение превращается в мучительную работу фантазии по рисованию (не дорисовыванию, что часто бывает интересным, а именно рисованию) окружения для происходящих в книгах сцен.
Атрибуты жанровой принадлежности здесь настолько второстепенны, что иной раз кажется, что добавлены автором «для нагрузки», хотя истинно смысловой нагрузки практически не несут. И, да, это киберпанк с бумажными деньгами, бумажными же газетами, проводами, коммуникаторами, а использование приставки «нано-», видимо, позволяет автору поднять общую киберпанковость его произведений на невиданный доселе уровень (наномаска, наноэкран, наномедицина, наноскоп, нанофильтр и проч.).
Будь это полностью выдуманный мир или более близкое к нам будущее в известной нам географии, чтение не было бы таким болезненным. По крайней мере, для меня.
Собственно, мои few words: вместо живого и увлекающего читателя мира у автора получился набор безликих и безжизненных локаций, убивающий неплохой в целом сюжет с заложенной в него тонкой нитью интриги, ради которой, видимо, и стоит продолжать чтение. По крайней мере, до тех пор, пока хватает терпения.
Сказочник, 12 января 2019 г.
Когда читал роман сразу после его выхода в 2005-ом, он казался глотком свежего воздуха. Этакое киберпанк-аниме в национальном колорите. Всё было красиво, здорово и интересно. С миром и героями только знакомишься. Поначалу кажется, что действий и героев слишком уж много, однако постепенно все выстраивается, и вот тогда-то определенная толика магии исчезает. Понимаешь, что это некий аналог Тайного Города, но в чуть смещенных тонах. Даже свои Красные Шапки есть. Это грустно, но любить Анклавы меньше от этого не буду. Именно первые три книги. Потом — порожняк.
rolandius, 23 ноября 2018 г.
Мир корпораций, интересная задумка. Порой кажется, что это может реально помочь с развитием текущего застоя, когда правительство управляет всем.
Запутанное у книги начало, слишком много действующих лиц, локаций, терминов. Чего стоят по началу балалайка, машинист и поплавок (так и не понял, в чем прикол поплавка). Когда захотелось бросить книгу, начал появляться сюжет. Все странности по-тихонько распутались, без новых не обошлось, однако они уже выглядели естественно. После середины книги читать ее стало увлекательно.
Понравилось деление влияний в мире, консорциум, ассоциация, сба, Мутабор. Хотелось бы больше узнать о Мутаборе и их творениях, тема пряток явно не раскрыта. Идея с ломщиками интересна, если бы не перебор с их собственной религией. Про магию или волшебство или чтоэтовообщетакое в лице Мамаши Даши хотелось бы узнать тоже больше, явно, что оно есть. Но что это — непонятно.
Да и вообще все в книге весьма поверхностно, очень много недосказанностей. За героев не переживаешь. Когда читаешь, то читаешь просто боевик. Итог — хорошая книга для отдыха.
Виктор Red, 7 мая 2018 г.
Я не особо знаком с киберпанком, но недавно прочитав «Видоизменённый углерод», решил продолжить знакомство дальше. Творчество Вадима Панова я давно оценил по серии «Тайный город», поэтому с выбором книги больших заморочек не было. И не прогадал. Логично прописанный, реалистичный мир недалёкого будущего, лихо закрученный сюжет, сложные многоходовые операции и контр операции, множество, на первый взгляд, не связанных друг с другом быстро сменяющихся событий и ярких персонажей. Всё это позволяет до конца сохранять интригу и развязка становится неожиданной.
Но дочитав последние строки книги, остаёшься с чувством некоторой неудовлетворённости. Характеры, мотивы и поступки главных действующих персонажей таковы, что однозначных предпочтений ни к кому из них не возникает, как, например, к Сантьяге из Тайного города. Даже Петра Кронцл вызывает, скорее, сочувствие чем симпатию, особенно когда к ней вернулась надменность богатой верхолазки. Финал оставляет много вопросов, что ты понимаешь, это только начало, главные события ещё впереди и невольно читаешь аннотацию продолжения.
xdma, 22 февраля 2018 г.
Роман был прочитан на одном дыхании. Очень добротный боевик в киберпанковском антураже, добротная развлекательная книга. Ничего нового в этом антураже нет, очень часто возникает ощущение дежавю. Сюжет тоже не блещет оригинальностью. Классический для киберпанка мир недалекого и для большинства населения планеты — не очень светлого будущего, где оцифровано практически все и всё, где Цифру почти обожествляют и слагают ей поэмы, где разрыв в уровне жизни между бедными и богатыми просто огромен, где громадные корпорации беспрерывно рвут друг другу глотки. Впрочем, рвут в романе глотки друг другу все подряд — интриги, предательства и убийства на каждом шагу. Персонажи колоритные, их много и ни один из них не является положительным героем, таковых в этом мире просто не существует. Однако и одиозных злодеев тоже нет, просто все персонажи имеют свои вразумительные цели и стремятся к их достижению любым путём, понятия добра и зла практически отсутствуют. Совершенно безжалостный мир, в котором взаимная любовь и привязанность олигарха и его внучки выглядит не слишком натурально. В романе много жестокости и грязи, но без смакования подробностей, без излишней «чернушности». Вообще, недостатков в романе хватает, один из них — мистическая линия сюжета, которая не вписывается в мир романа, но возможно автор сумеет гармонично вплести ее в сюжет в последующих книгах. Однако благодаря удовольствию от процесса чтения недостатки уходят на задний план — бешеный драйв повествования, множество колоритных персонажей, краткие, но вразумительные экскурсы по миру не дают надолго отложить в сторону роман. Язык романа хорош, часто присутствует лёгкая ирония. Ещё думаю что москвичам будет интересно провести экскурс по Москве недалёкого будущего. Поэтому и высокая оценка — 8/10.
Barrell, 21 апреля 2017 г.
Киберпанк.
В исполнении Панова — натуральная голливудщина. У персонажей — абсолютно голливудские поступки и мотивация, стандартный антураж с национальным колоритом. Всё плоско, не натурально. Не хватает в конце книги после словаря терминов списка актёров. Такое впечатление, что всё уже видел, в смысле читал.
Неожиданно нелогичные поступки у главных героев. Неожиданно минимальна духовно-религиозная составляющая. Ничего нет про ужасы большевизма. Хотя нет, досталось глупым и наглым китайским коммунякам.
Натянул сову на глобус.
Но читается достаточно легко. Цепляет.
Продолжение читать буду.
ЧИТАТЬ на пляже и лекциях по программированию.
berrgelmir, 14 октября 2016 г.
Ни шиша не понимаю в литературном киберпанке. Да и в киношном тоже. Вот в аниме сразу могу сказать: «Призрак...» = киберпанк. И дело вовсе не в том, что мне тупо нравится Майор. Дело в целом и в частностях.
Скорее всего, что киберпанк просто не мой жанр, если он совсем кибер. Если нет... тут по-другому.
Так же мне никогда не нравились книги Панова. Ни очень, очень и очень популярный «Тайный Город», не стимпанковский «Герметикон». Пока в руки не попала первая книга историй Анклавов, «Московский клуб».
Сейчас весь цикл стоит на полке стеллажа. Вместе с двумя книгами Точинова и его же «Мертвыми звездами», которые кажутся ни чем иным, как предысторией. Норечь не о них. Речь про Анклавы.
Прописанный мир, чьи понятия и аббревиатуры понимаешь очень быстро. Крайне жестокая и справедливая логика Будущего. Здесь нет места толерантности старушки Европы. Здесь ее просто нет. Есть Европейский Исламский Союз. Здесь WASP-ы США стали меньшинством и живут в почти резервациях, поглощенные афроамериканцами, мексиканцами и отчасти китайцами. Великая Поднебесная КНР давно оттяпала Дальний Восток и кусок Сибири и сдерживает ее только фонящие и выженные территории Ядерного Креста. А столицей России является СПб. А вот вместо Мск есть Анклав Москва.
Закрытая территория, где всем управляют «верхолазы», владельцы и элитные сотрудники Корпораций, где Анклав поделен на территории по национальностям и религиям, где все завязано на высоких технологиях и нефтяном голоде, где еда дешева и ненастояща, а вода проходит полный цикл очистки, где количество жителей Анклава достигает сорока миллионов человек, где плетутся интриги ради высоких научных достижений и шпионы корпораций, государств и других Анклавов лего затеют политический бунт. И над всем этим есть московский отдел Службы Безопасности Анклавов во главе с Мертвым, т.е доктором Максимилианом Кауфманом.
Это если коротко. Если полноформатно, то места и времени нужно куда больше.
Здесь много сюжетных линий. Это не книга на раз, не книга для сюжета в стиле кровькишкираспидорасило или ахмоякоролеваувашихноглобызаюбожественнуювашукожу. Хотя здесь в достатки и крови и страсти. Здесь есть все, порой откровенно, порой завуалировано, порой только крохотными набросками-штрихами.
Здесь много героев. И найти своего просто. Будь то ломщик-хакер Чайка или капитан спецназа Эмира Го, странный и страшный не-человек Хасим Банум, юная и очень открытая, умная, слабая и сильная Петра, черенки-бандиты, прописанные очень умело, байкры-свамперы, нужные статистами, но такие живые. Кто стал важным для меня из сонма персонажей?
Грегуар Слоновски. Руководитель отдела прямых переговоров, лучший оперативник Мертвого.
Генерал Ляо, появляющийся крайне редко и становящийся просто необходимым.
Петра Кронцл, без которой книга стала бы насколько-то, но пустой.
И Олово. Олово просто стал моим любимым персонажем.
Но самым главным персонажем, полюбившимся мне, как читателю, стал Анклав.
Панов смог создать достоверный и яркий мир. Здесь есть трущобы, элитные районы, таинственный Мутабор, совершенно явственные небоскребы и транспортные средства, мотивацию и странную, фантастическую и очень настоящую жизнь. В которой есть место чипам-балалайкам, вживляевым в тело, мобилям только на электричестве, трансерам-людям, превращаемым в русалок и котов, генаврам, тем же трансерам, но созданным не на потеху, а для боя и много-многое другое.
В том и суть, что сказать можно много. Вернее, написать. Но куда лучше — просто прочесть.
Гера, 14 мая 2016 г.
Книга интересная, сюжет закрученный, только, на мой взгляд, отсутствует одна маленькая деталь – положительные герои. Неужто в представлении автора весь мир выглядит именно так?
VovaZ, 21 февраля 2016 г.
К сожалению, роман-завязка проекта «Анклавы» Вадима Панова не вызвал у меня особого восторга.
На мой взгляд, автор чрезмерно увлекается описанием своей «новой вселенной», забывая собственно сюжет и нить повествования.
В результате, большая часть совсем не малого романа представляет из себя завязку интриги, и лишь перевалив за вторую треть текста, начинаются сюжетные события.
Этот метод делает произведение тяжёлым для чтения и понимания. По крайней мере, для меня. Разок собрался даже бросить чтение, но отзывы уважаемых коллег убедили собраться с духом, и осилить роман.
Действительно, в последней трети произведения сюжет приобретает привлекательность, и затягивает.
Сценизм. в принципе, не плох. Создават колорит и драйв локальных событий Панов умеет. Большинство героев так же колоритны и вполне объёмны.
Так подумавши, магов Великих Домов сменили функционеры анклавов, силовиков и преступников. Красных Шапок — кавказцы. Магию — технологии.
Так что, особо новых сюжетных находок не ждите.
Футуристическая линия небезинтересна.
WoD, 16 февраля 2016 г.
Первую половину книги еле прочитал, и даже хотел бросить. Но потом вспомнил, что оценки у романа хорошие и решил дочитать до конца....
Не пожалел. Не могу сказать, что книга супер, но впечатление от начала книги исправилось. Вторая книга пошла значительно легче.
И там и там по твердой 7.
Отдельно могу отметить достаточно не стандартный и интересный сеттинг(Киберпанк + мистика).
Gourmand, 6 декабря 2015 г.
Автор связал реальность с распространёнными стандартами киберлитературы, а именно: свободные экономические зоны, доведённые в произведении до абсолютной независимости, национальную обособленность кварталов в крупных городах, нефтяной кризис и т.п. и нейрошунты, чипы-балалайки, хакеров-ломщиков и так далее. В итоге получился вполне симпатичный мир будущего, где нашлось место и территориальным государствам, и корпоративным «островам»-анклавам. Вторичная по отношению к Хайнлайновской Фрайди тема энергетической гегемонии крупного бизнеса (корпорации Шипстоун) над всем миром автором используется как сюжетная завязка, при этом сам Панов явно в такую экстерриториальность не верит: тут и китайцы, вопреки всем законам подмявшие национальный бизнес, тут и русские, не готовые отдать «родную» разработку. То есть бизнес бизнесом, а национальный вопрос — важнее.
Следить за событиями мне как москвичу было просто: Таганка, ТТК, Остоженка, Тверская, Цветной бульвар — не пустые для меня названия. Некий юмор, подчас горький, я в романе улавливал. С китайцами в Москве (даже 10 лет спустя после написания романа) пока не так напряжённо, хотя вьетнамские «анклавы» уже появились. Ну, что поделать, плавильного котла из Москвы не получилось, слишком сильный и мощный напор приезжих в последние годы. Европа у Панова тоже сдалась исламу: Аль-Париж, Лондонобад и т.д. Да, есть и такая тенденция. В целом — мир вполне логичный, такой, каким он кажется из 2005 года и каким он продолжает видеться из 2015 года. Разве что идея СЭЗов последнее время не так актуальна.
Кто главный герой романа? Тут я несколько растерялся. Держа в голове Фрайди (а пересечений достаточно, чтобы она то и дело всплывала), я так и не нашёл адекватного ей женского персонажа. Ни внучка (у Хайнлайна тоже внучка?) финансового воротилы Петра, ни племянница гадалки, ни ломщица с сексуальной тягой к неопытным юношам до Фрайди не дотягивают. Пожалуй, Фрайди размылась среди них всех, но больше всего Фрайди в спецназовке-чернобурке, жаль, что её-то как раз было совсем немного в романе.
У мужчин ситуация ещё хуже. Положительных героев нет вообще. Даже вытягивая по миллиграмму с каждого, до одного нормального мужика не наберёшь. Ну, разве что Фадеев-бизнесмен и Макс Кауфман в роли Хайнлайновского Старика. Остальные — члены этнических мафий в том или ином виде. Безрадостно. Илья (Чайка) подавал надежды, но в финале меня разочаровал своей жестокостью и зверством. Студент, да. Студенты — они такие: друзей режут, взрывают, бросают и топят. Смешной образ.
Вообще, в романе много скрытого юмора, даже сатиры и сарказма. И в названиях, и в действиях. Это неплохо. Увы, но слушал в звуке, так что какие-то тонкие моменты, связанные с написанием слов, мог пропустить.
В целом, очень приличный роман и интересный, прогностический мир.