FantLab ru

Николай Гоголь «Ал-Мамун»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.54
Голосов:
24
Моя оценка:
-

подробнее

Ал-Мамун

Статья, год

Аннотация:

История Аравии времен Гаруна-аль-Рашида и Аль-Мамуна. История взлета и падения, расцвета и упадка одной из самых великих империй древности глазами великого русского писателя Н.В.Гоголя.

© duke

Входит в:

— сборник «Арабески», 1835 г.



Николай Гоголь. Полное собрание сочинений в четырех томах. В двух книгах
1873 г.
Сочинения Николая Гоголя в пяти томах. Том 1
1893 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 1
1894 г.
Сочинения в пяти томах. Том 1
1896 г.
Сочинения Н. В. Гоголя в пяти томах. Том 1
1898 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
1899 г.
Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 8-10
1900 г.
Сочиненiя. Полное собранiе в одномъ томе
1902 г.
Сочинения Н. В. Гоголя. Полное собрание в одном томе
1902 г.
Сочинения Н. В. Гоголя. Полное собрание в одном томе
1902 г.
Сочинения Н. В. Гоголя. Полное собрание в одном томе
1907 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
1911 г.
Полное Собрание сочинений Н. В. Гоголя. Том 3. Арабески
1912 г.
Сочинения. В двух томах
1914 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 6
1950 г.
Том 8. Статьи
1952 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 6
1953 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 6
1959 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 6: Статьи 1831—1847 гг.
1967 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 4
1968 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 6
1978 г.
Н. В. Гоголь. Избранные статьи
1980 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 7
1984 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 6
1986 г.
Арабески
1990 г.
Юношеские опыты
1994 г.
Собрание сочинений в 8 томах. Том 3. Повести. Статьи из сборника
1999 г.
Нужно любить Россию
2008 г.
Арабески
2009 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
2009 г.
Полное собрание сочинений и писем. В 23 томах. Том 3
2009 г.
Статьи и рецензии
2011 г.
Полное собрание сочинений. Том 2. Арабески. Драматическия сочинения
2012 г.
Арабески
2014 г.
Духовное завещание
2017 г.
Россия. Путь истины
2017 г.
Россия. Путь истины
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Le journal d’un fou
2008 г.
(французский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это текст одной из лекций, которые читал Гоголь в Санкт-Петербургском университете. Эта лекция примечательна тем, что на ней, по всей вероятности, присутствовали Пушкин и Жуковский.

Ал-Мамун – багдадский халиф (в 813–833 годах). Он упоминается в сказках «Тысячи и одной ночи», но современному читателю практически не известен – в отличие от своего отца, халифа Гаруна ар-Рашида.

Написанная сжато и увлекательно, статья Гоголя, тем не менее, носит весьма обобщённый, обзорный характер и производит странное впечатление полным отсутствием в ней конкретных исторических фактов и дат. «..Это – почти беллетристика, ряд картин и силуэтов чисто художественного пошиба» – по словам одного из исследователей.

Например, упоминая о Гаруне ар-Рашиде, Гоголь с полной серьёзностью принимает за факт сказочное повествование о том, что Гарун, переодевшись, ходил по Багдаду – и «наместники и эмиры… опасались встретить всезрящего, переодетого калифа…».

Основной предмет статьи – стремление Ал-Мамуна широко раскрыть двери для «греческой» учёности и что из этого вышло. Тема «просвещённого монарха» и конечной бесплодности его усилий вряд ли была нова во времена Гоголя. Однако интересно то, что некоторые тезисы статьи имели – и, как не удивительно, имеют до сих пор – актуальное значение. «Он [Ал-Мамун] упустил из вида великую истину, что образование черпается из самого народа, что просвещение наносное должно быть в такой степени заимствовано, сколько может оно помогать собственному развитию, но что развиваться народ должен из своих же национальных стихий». В итоге – Ал-Мамун «умер, не поняв своего народа, не понятый своим народом».

»..Он воскресил опять в арабах дикой фанатизм, но уже не тот фанатизм, который сдвинул прежде кочевых обитателей Аравии в одну массу, – он произвел оппозиционный фанатизм, … который разбудил дикие страсти араба, который дал нож и яд ненависти в руки исступленных последователей ислама..» – кажется, что это написано не об умершем почти 12 столетий назад халифе, а о ком-то из современных политиков.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чудесная статья. Написана таким изумительным языком, что, читая, моментами забываешь о чем собственно читаешь:glasses:.

Всем тем, кто устал от корявого языка доморощенных бумагомарателей (а таких, к сожалению, достаточно), рекомендую от всей души.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх