FantLab ru

Вадим Панов «Половинки»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.23
Голосов:
431
Моя оценка:
-

подробнее

Половинки

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 67
Аннотация:

Всё вроде бы хорошо складывается в жизни у Игоря Тареева, он является владельцем процветающей брокерской компании и профессионалом, которому с радостью доверяют деньги. Да и в личной жизни, кажется, всё в порядке, есть возлюбленная Марина, с которой они знакомы уже семь месяцев и дело идёт к свадьбе.

Но однажды в кафе к Игорю подсаживается незнакомый старик, завязывает с ним разговор, в ходе которого Игорь начинает сомневаться в искренности своих чувств к Марине. Потом в клубе он встречает таинственную незнакомку, и с этого момента его жизнь круто меняется…

Входит в:

— условный цикл «Русская фантастика»  >  антологию «Русская фантастика 2005», 2005 г.



Издания: ВСЕ (4)

Русская фантастика 2005
2005 г.
Таганский перекресток
2006 г.
Таганский перекресток
2009 г.

Аудиокниги:

Модель для сборки
2004 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  38  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Меня попросили сделать разбор этого рассказа, и хотя я не собирался возвращаться к «творчеству» Вадима Панова, но в данном случае отказать не могу. Пришлось читать, и теперь пишу отзыв, самым примитивным образом, двигаясь по тексту. Впрочем, примитив и следует разбирать примитивно.

Игорь Тареев, «настоящий профессионал, которому доверяют большие деньги» обедает со своей любовницей в дешевой забегаловке (место, где плохо одетые типы воруют чужие бифштексы, иным быть не может). Любовница его, «несмотря на молодость, уже стала партнером в крупной юридической фирме». Когда Марина уходит, к Тарееву подсаживается подозрительный старикашка «с большими, горящими как у юноши глазами». Кстати, обратите внимание на стиль автора. Как обычно у графоманов видим смесь канцелярита с красивостями.

Бизнесмен, который только что очень спешил, зачем-то выслушивает от старика (Сан Саныча) долгий набор банальностей и ужасно проникается ими. Более того, этот прожжёный финансовый воротила выкладывает незнакомцу ряд интимных подробностей своей жизни, что уже вовсе нелепо. Я даже думал, что дело не обошлось без гипноза, однако, нет; банальности Сан Саныча интересуют брокера больше, чем паника на бирже. Зачем Сан Саныч начинает этот разговор -- неясно, ведь он только провоцирует то развитие событий, которого так боится. Но делать нечего, мертворождённый персонаж обязан выполнять самый дурацкий приказ автора. Панову нужна завязка, и он выбрал самую недостоверную. Сан Саныч представляется профессором психологии. Кстати, далее выясняется, что Панов не видит разницы между психологом и психиатром, но к тотальной авторской безграмотности мы уже привыкли. Опять же, блистать своими «знаниями», рассматривая всякого встречного в качестве пациента, любят студенты медики третьего курса. К пятому курсу это обычно проходит. У Сан Саныча, как видим, не прошло до глубокой старости.

Зомбированный Сан Санычем Тареев в тот же вечер встречает услужливо подсунутую этим же мерзавцем девушку. Немедленно вспыхивает «любов». Для начала Панов обрушивает на читателя привычный набор банальных красивостей: «взгляд незнакомки манил, притягивал», «Тареев сумел разглядеть огонь в ее глазах. Пленительную искру, заставившую учащенно забиться сердце» и т.д. и т.п. Вот она, та единственная, с которой он может быть счастлив! Далее события развиваются стремительно. «К тебе или ко мне?» -- отрывисто спрашивает Тареев, везёт малолетку к себе, где «молча, уверенно провел в спальню» и немедленно начал совокупляться. Ну да, такова идеальная любовь с точки зрения Панова. А вот образчики стиля: «Маленькие острые груди торчат в разные стороны, длинные пальцы закрывают треугольник волос внизу живота» и вновь: «острые груди, плоский живот, узкие бедра»... -- весь арсенал дешёвой порнухи.

Далее следует восхитительная сцена, показывающая, как Панов умеет видеть действие, которое сам же и описывает. Разъярённая Марина врывается в квартиру. Кстати, консьерж, видевший, что хозяин привёл другую женщину, даже не пытается её как-то задержать. Но вернёмся к сцене. Итак, стоит голый мужик, держит на руках голую только что дефлорированную девушку. А Марина тянется через разлучницу и лупит изменщика по морде. О чувствах самой Насти речи не идёт. У неё нет ничего настоящего, всё только ворованное, так что и первая брачная ночь -- соответствующая. На это мгновение Панов просто забывает об одной из своих героинь. Но читатель, если он читатель, а не глотатель текста, забыть не может. И вот, Марина швыряет ключи; «Острое железо оцарапало щеку», а потом? Ключам деваться некуда, они должны упасть либо на «острые груди», либо на «треугольник волос внизу живота». Апофеоз! Офигеть можно! До этого я избегал ставить Панову за его творения единицы, но тут был обречён.

Ладно, проехали. Начинается новая семейная жизнь с малолеточкой. Выясняется, что Настя может кушать только ворованное. И преуспевающий бизнесмен с лёгким сердцем отправляется воровать. Хотелось бы посоветовать Вадиму Панову сходить на рынок и попытаться стащить с прилавка кусок свинины. Ему было бы гарантировано множество открытий чудных и острых ощущений. У торговцев мясом существует прекрасно отработанная система против такого рода воришек.

Часть продуктов Тареев всё же покупает, но оказывается, что Настя видит их ауру и честно добытое есть не может. Так что проще: сходить на рынок вдвоём и купить ворованное! Каждая вторая свинья на рынке откормлена ворованными комбикормами, каждый десятый кусок свинины от животного украденного в соседнем хозяйстве! Или, если купить ворованное на честные брокерские деньги, аура немедля исчезает? Вот она тема для фантастического рассказа об отмывании денег!

Больше Тареев на воровской промысел не ходил. Зачем? -- один раз покормил любимую, и хватит с неё. Всё равно, жить Насте осталось немного, пусть поголодает.

Далее следует странная сцена с Настиной мамой, которую зачем-то надо убить. Истории о проклятых детях чрезвычайно распространены в русском фольклоре. ПрОклятых мальчиков утаскивает баба-Яга, прОклятых девочек -- Старый Жиж (Сан Саныч). В обоих случаях грех смывается самоотверженной любовью. По Панову грех может быть смыт лишь ещё большим грехом. Сатанизм какой-то!

На убийство честный бизнесмен не пошёл, причём испугал его не сам факт убийства, а то, что потом его смогут шантажировать этим неприятным случаем. В результате имеем одну естественную смерть и два самоубийства. Необходимая по сюжету лужа крови пролита, наступает хэппи энд, все пляшут и поют... простите, все умерли в один день. Как написал в своём отзыве tevas: «Неплохой рассказик».

Оценка: 1
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Этот рассказ я прочитал первым из сборника «Таганский перекресток» в качестве «пробного». Выбрал его из-за небольшого объема. Хотел решить, читать ли сборник сразу и целиком, или же по рассказу в неделю. Остановился на втором варианте.

Не буду говорить о качестве текста, о стилистике и о литературном мастерстве писателя. Потому что может однажды так запасть в сердце первая прочитанная книга писателя, что потом все его книги кажутся на должном уровне, его успехам радуешься, а случающиеся неудачи легко прощаешь. Это однажды произошло со мной, когда я взял в библиотеке и прочитал книгу «Войны начинают неудачники». А можно напротив — открыть наудачу что-нибудь из написанного автором, понять, что это не твое совершенно и ничем уже впоследствии не выделять книги и имя писателя из остальной массы.

Поэтому буду судить рассказ за первое впечатление, которое он произвел на меня. А впечатление было весьма сильным. То ли на фоне твердой НФ и классического фэнтези, которое я читал в последнее время, то ли от того, что писатель рассказывает так легко и интересно о всем понятных и всех волнующих вещах, снабжая это и приправляя изрядной долей мистицизма и таинственности. Пусть язык вот именно в этом рассказе не блещет какими либо стилистическими особенностями, но зато читается рассказ просто на раз и нигде взгляд не спотыкается о какой-либо неправильный оборот, или несоответствие в чем-то, или же о корявую фразу. Писать легко, интересно, динамично и уметь захватить буквально с первых абзацев, это автор умеет и этого у него не отнять.

Сюжет действительно задел за живое. Я автору поверил, я стал ненадолго словно бы единым целым с книгой. Я долго вчитывался в последние строчки рассказа, пытаясь углядеть в них что-то обнадеживающее, хотя бы какой-то намек на хэппи-энд. Меня словно бы пронзило холодом и одиночеством, когда я дочитывал рассказ. Ощущения были примерно такими же, как при первом знакомстве с романом «Все оттенки черного», который я считаю одним из самых сильных в цикле о «Тайном Городе». Могу совершенно точно сказать, что «Половинки» не оставили меня равнодушным. Снизил оценку на один балл из-за немного смазанного финала.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Да, после отзыва Sawwin'а трудно что-либо добавить — анализ проведен хорошо. Но это мнение специалиста.

А я, как дилетант, отмечу лишь, что действие весьма динамично, поэтому, подчиняясь ритму повествования, я не читал, а «глотал» текст, и многие моменты, справедливо отмеченные критиком, я просто пропустил. Поразило воображение само понятие «материнского» проклятия — с такой трактовкой я не сталкивался. И концовка — непонятно, собирается ли герой покончить с собой, или, как обычно, принимает таблетки перед сном? Вопрос без ответа.

Так что динамика — это и есть то, что привлекает, повидимому, многих, хотя, как сказал мне один знакомый — «надо ли тебе, чтобы тебя динамили?»

Второй раз читать неохота. И денег платить за такое произведение тоже не стану.

Оценка: 2
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Слушал аудиоверсию этого рассказа в машине, пока стоял в пробке. Всё ждал завязки, когда раскроется смысл разговора с таинственным дедом... Но вылилось это в какую-то чушь, в которую не поверит даже третьеклассник! И главные герои не внушают симпатии, откровенно говоря...

Короче: это был один из тех рассказов, прослушав который, я воскликнул: «ЧТО? ЗА? ФИГНЯ?!»

Оценка: 3
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Только одно спасло этот рассказ в моих глазах: неожиданная концовка. Правда-правда! На протяжении всего рассказа думал, что мать раскается, Игорь придет и застрелит её, Настя придет и застрелит её — в общем что угодно, но не коллективное самоубийство в расстроенных чувствах ;)

Был бы наивной девушкой романтического склада — расплакался бы в подушку, обнял любимого медвежонка и проклял бы автора за такой «жестокий» финал %) Но, суровые северные парни не плачут! Так что: «Ну ёпц! А я то думал...» ;)

Оценка: 4
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если честно, рассказ немного нелеп и по своему построению, и по сюжету. Однако, видимо, можно сделать скидку, что он должен воздействовать на эмоции, а не на разум.

Да, половинка, идеальная любовь, судьба, всё такое... Но есть в этом какая-то надуманность. Основная мысль ясна, человек пойдёт на всё ради своей любви. Но вот сопутствующее? Для иллюстрации сказанного Панов слишком усложнил. Девушка, проклятая матерью, может есть только ворованное? И успешный бизнесмен ворует с прилавка кусман свинины? Да уж, как уже отмечал коллега Sawwin, это сильно... Ну и поведение героев тоже натянуто, как уже отмечал тот же лаборант — впрочем, люди вовсе не обязаны вести себя логично.

За эмоциональность, идею — оценка прибавляется. Но всё равно — рассказ слишком ненатурален в своём сюжете и в своих героях.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Sawwin :appl:

С рынком и свининой вообще блеск. :)

Добавлю только еще один нюанс — а какая вообще связь между теорией о половинках и Сан Санычем с его питомицами? Ведь по логике рассказа это не гипноз, а значит действительно «половинки». А Саныч совсем не по ведомству «любви». Так при чем здесь это?

Видимо автрору просто лень было еще одного персонажа вводить :)

Оценка: 2
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Весьма нестандартный рассказ. Автор показывает, что и в нашей обыденной жизни есть место мистике, что налаженная, казалось бы жизнь, зачастую всего лишь самообман, и она может рухнуть в одно мгновение. Главный герой изображен очень реалистично. А вот «его половинка» — выглядит и действует слишком уж надуманно. Да и концовка не очень понравилась.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне рассказ понравился, несмотря на все «ляпы», указанные разоблачителя графоманства автора. Рассказ получился грустным и жестким, а финал — очень трагическим. В целом автору удалось изобразить метания человека, нашедшего свою половинку и который вот-вот ее потеряет.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Оченнь и очень неплохо. Жалко геоев. Одного за то, что полюбил ту, которую любить нельзя. Другую за то, что боиться ответить на любовь, третью, за то, что действительно любит, вопреки очевидному.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Здесь много всего, в этой вещи. ПРавда, находясь...в весьма специфическом состоянии душевных сил, рассказ оставил после себя очень тоскливое впечатление. Нет. не плохое -именно тоскливое. Тоска по второй половинке, потерянной навсегда героем...

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень не однозначное произведение. Искренне рад за главного героя, в том, что пусть и не на долго, но он прозрел. Жаль конечно, что вся эта история так печально закончилось...

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Наверное это и правда страшная штука, материнское проклятье, раз за него приходится платить всем, кто оказался рядом ...

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Печальный рассказ о том как тяжело найти в жизни человека, который будет твоей половонкой. Но гораздо тяжелее потерять этого человека.:frown:

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эх, грустный рассказ... :frown:

Каждый из нас пытается в жизни найти свою половинку, но далеко не всем из нас это удаётся...

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх