FantLab ru

Олег Дивов «Объекты в зеркале заднего вида»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.49
Голосов:
313
Моя оценка:
-

подробнее

Объекты в зеркале заднего вида

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 42
Аннотация:

Если долго сидеть на берегу реки, однажды увидишь труп своего врага. Если долго стоять на конвейере, собирая автомобили, рано или поздно ты увидишь, как мимо плывут трупы твоих друзей. В прекрасном новом мире, где каждый сам за себя и место под солнцем можно добыть только бесчестьем, четверым молодым людям предстоит выбрать свой путь. Ложь, предательство, стукачество, подлость – иной дороги к успеху нет. Попробуй, не пожалеешь. Но если дружба и совесть дороже карьеры, ты найдешь другой выход. И когда в благополучном городе посреди благополучной страны шарахнет социальный взрыв, ты легко выберешь верную сторону. Все было ясно с самого начала, просто ты этого раньше не понимал. А в момент смертельного риска наконец-то заметил: объекты в зеркале заднего вида ближе, чем кажутся.

Награды и премии:


лауреат
РосКон, 2014 // Премия «Час быка»

Номинации на премии:


номинант
РосКон, 2014 // Роман

номинант
Филигрань, 2014 // Большая Филигрань

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Объекты в зеркале заднего вида
2013 г.
Город счастливых роботов
2015 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Олег Дивов из тех писателей, про каждую новую прочитанную книгу которого хочется сказать: это — лучшая.

С «Объектами» главная проблема — к какому жанру отнести. Даже на ФантЛабе она отнесена к разделу «реализм». Правда, сын мой 12-летний, услышав начало пересказа романа («Действие происходит в России, на автомобильном заводе, где делают хорошие машины...»), тут же сказал: «Ну это фантастика...»

И кроме этого ничего фантастически-фэнтэзийного нет: четверо друзей (три парня и девушка — знакомая структура «Трёх товарищей») работают и пытаются понять мир. Хорошая книга о хороших людях — как Дивов умеет. (Вообще, это редкое умение — описывать жизнь нормальных, хороших людей, при этом не картонную, а глубокую; я в литературе знаю, кроме уже вышеупомянутого Ремарка, только Хайнлайна, Честертона и Анчарова).

Очень вещно, зримо, фактурно описана работа на заводе и отношения людей — и на это покупаешься как раз, думая, что здесь чуть ли не фотография реальности.

А перед нами — антиутопия. Не про мироздание; не про страну — а про небольшой город и завод, где пробуются социальные технологии (простые, не глобальные — вполне себе заводского уровня); и как в результате всё меняется в людях и между людьми. И это трагический роман, хотя смеёшься непрерывно, когда читаешь. Понятно, что, как и в любой антиутопии, берутся реальные идеи, с помощью которыхх кто-то хочет управлять реальностью, но они доводятся до логических завершений, когда за технологиями происходит расчеловечивание и всеобщее предательство всех всеми,

И мастерски выстроено — это тоже Олег Игоревич умеет. Первую часть прочитал и, казалось бы, можно завершать; всё сказано. И начинается вторая, после которой вся первая становится рябью на поверхности воды — хотя рассказывается о том же самом. И эпилог.

Да, Дивов, как обычно, провокационен, и можно за многочисленными «пиндосами» (правда, в этой книге ни разу не обматерился) подумать, что перед нами антиамериканская агитка. (Как смешно всегда читать, когда пародию на российский менталитет «Брат-2» относят к антиамериканским). Ну а если читать всё; если видеть, кто главные герои, что и почему с ними происходит, то тут уже речь не о русских, поляках или американцах.

Эта книга о дружбе, о предательстве — и себя тоже, о том, что очень простая и обыденная вполне жизнь может быть глубокой и мистериальной.

И это лучшая книга Дивова. Пока я не прочитал следуюшую

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очередная муть от Дивова. Однообразные одинаковые шутки кочующие из одной книги в другую. Опять мы нагнули пиндосов. И всюду пьяный угар.

Оценка: 4
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Считаю эту книгу одной из лучших. Из того, что сделал Дивов. Понятно, что тут от фантастики ничего или почти ничего (разве что такие марки автомобилей), но в том и перец. Сделать серьёзную вещь в стилистике Дивова и при этом решить массу вопросов и выбрать из них самые-самые и плюсануть сюда извечные человеческие ценности — остаётся лишь снять шляпу и воскликнуть «Велкам!». Советую всем, кто любит читать между строк и знает, кто такой Дивов и как он такое умеет делать.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

История одного отдельно взятого завода в России будущего. Завод производит хорошие американские автомобили — его прообразом мог бы стать хоть форд, хоть gm, ничего не меняет. Почему действие перенесено в будущее — видимо из-за упоминаемого в тексте закона «об оскорблении всякого чем угодно».

Странная композиция у книги, точнее эмоциональный баланс — первая треть кажется абсолютно пустой. Ну рассказывает герой о том, как работает на заводе и о важности завода для города, страны и его лично. Рассказывает также о своей дружбе с двумя обрусевшими америкосами, и что они именно америкосы, а не пиндосы. Хорошо рассказывает, Дивов все-таки, мастерство не пропьешь. Непонятно только, зачем. Но когда становится почти скучно читать, вечер перестает быть томным, и раскручивается довольно жесткая история о том, как пиндосы испортили хорошее дело. Эта часть напоминает скорее старые дивовские вещи, например, «Выбраковку». Конфликт пиндосов и людей доходит на кульминации, ситуация ожидаемо взрывается событийно и эмоционально. И вот, вроде бы все кончилось, но ты с удивлением обнаруживаешь, что до конца книги еще почти треть. Ну как минимум четверть. Начинается маленький детектив с перевертышем в стиле «Не будите спящую собаку». Нам показана подоплека событий, которая могла бы всплыть, только если один из ключевых персонажей умирает. И эпилог — хэппи-енд, где все счастливы в своем неведении.

Не люблю сравнивать книги, но здесь приходят на ум сразу две ассоциации — с одной стороны «Повелитель мух» про взрослых (точнее без метафоры с детьми) на отдельно взятом заводе. С другой — «Фокус покус» Воннегута, там достаточно много сюжетных аналогий, только вместо американской тюрьмы, принадлежавшей японцам, мы имеем русский завод, принадлежащий американцам.

Хорошая вещь, бьющая по традиционным американским ценностям. Особенно, если игнорировать навязчиво лезущий в голову вывод, что американцев нет, есть только пиндосы.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я искренне не понимаю, ЧЕМ люди так восхищаются в этой книге. Очень скучно, занудно, местами просто непонятно, о чем пишет автор, хотя скорее всего я далека от этой производственной тематики. Не понравилось абсолютно. Однотипное описание, сплошное блаблабла

Это было мое первое и уж точно последнее знакомство с Олегом Дивовым, полное разочарование.

Оценка: нет
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

http://kobold-wizard.livejournal.com/762277.html

Судя по всему, крайние романы Дивова можно разделить сейчас на две группы: условно-реалистические (««Консультант по дурацким вопросам»», «Объекты в зеркале заднего вида») и нечто, что я пока не могу осознать, названное «Профессия: инквизитор». Первая продолжает меня приятно удивлять — книги о профессионализме в условиях нашей бардачной действительности.

«Объекты» — один из немногих производственных текстов, встреченных мной в последнее время. Причем местами достаточно беспощадный к происходящему нынче. О части описанного я наслышан, часть наблюдал сам, части склонен верить. Действительно иногда людям достаточно, чтобы им просто не мешали работать и показали, что их труд ценится.

Отличие же «Объектов» от «Консультанта» в меньшей погруженности в описываемый рабочий процесс. Там где Миша Клименко все же размышляет по поводу того, что он делает в данный момент, герой Объектов, кстати тоже Миша, оставляет детали производства за гранью текста. В основном речь идет все же о социальном аспекте работы на международном заводе, но зато он показан весьма подробно.

Некоторое неудобство было с нелинейной манерой повествования. По началу перетекания из прошлого в настоящее и обратно не бросались в глаза, но во второй части, когда Миша показывает происходящее со множества точек зрения, ситуация становится зыбкой. Игроков много, а бардака и того больше.

Итого: По сути это роман о спасении будущего всеми силами. Герои стараются: пацаны бесшабашно влезают во все дырки, а хитрые мужики, посмеиваясь, плетут свои интриги, направленные на то, чтобы мальчишки и девчонки не утонули в идиотизме.

Оценка: 9
–  [  -4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ссылка на сообщение svarga | 2015-04-08

– [ 4 ] +

Сомневаюсь, что автор поработал на подобном производстве, чтобы узнать все изнутри. Я далек от такой мысли. Но тем поразительнее тот факт, что все описанное — так и есть

согласен со svarga y на 100%.Не просто — похоже-и именно в 10-ку.Есть на украине такое образцовое предприятие- РОШЕН. Как с него списано.Точно также ломали достоинство высокими зарплатами,приучали к мысли-ты даже ни никто, а ничто.Ну да что удивляться, все управленческие идеи понятно откуда идут.Но Дивов удивил.

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первая прочитанная книга Дивова и прямо в десятку.Я не работал в совместном автопроме,но ситуация прям знакомая.Одни ломают горб,другие не дают нормально работать спуская в массы «Кодексы».Дивов написал производственный роман со стебом,сарказмом и цинизмом.В общем все,как в жизни.Смешно и страшно,страшно видеть,как «опиндошиваются«хорошие в общем то люди.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как показал опыт рекомендации этой книги к прочтению, особенное понимание она находит у тех, кто не знаком с творчеством автора, а еще большее- среди не любителей фантастики. Описанный автором мир взаимоотношений реально присутствует на производствах, причем не только с иностранным руководством — крупные корпорации рьяно перенимают не только стиль управления, но и его атрибуты (лексику, устройство бизнес-процессов и т.п.) С одной стороны, среди стаффа витает желание разметать вражью конструкцию к едрене фене, а с другой — осмотрительность, как бы не вышло как всегда и не остаться ни с чем. Такие мы противоречивые, добрые воины у реки, где построят завод.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сомневаюсь, что автор поработал на подобном производстве, чтобы узнать все изнутри. Я далек от такой мысли. Но тем поразительнее тот факт, что все описанное — так и есть. Не знаю, откуда он черпал вдохновение: из рассказов некоего знающего, или есть какие-то труды по этой теме, но постоянно ловил себя на мысли, что Дивов как-то умудрился поработать у меня на заводе. Всё что касается внутризаводских отношений, связки «русский стафф/заграничное начальство», как будто списано с натуры. Всё так и есть на самом деле! Человек человеку люпус ест, разделяй и властвуй, художественный стук, кнут и пряник и прочие прелести загранбизнеса. А совещания по эффективности — я плакал! Как точно! И борьба, пардон, не борьба, а насаждение идиотизма.

Впрочем, это я о наболевшем. Книга, вообще-то, не об этом. Книга о дружбе, о молодости, о больших надеждах и не меньших обломах. И о том, что если поставить себе цель, то, может, весь мир и не перестроишь, но некоторую его часть вполне реально.

Очень жизненная книга. Поэтому моя

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

К середине книге я уже понял, что книга не будет мною высоко или даже прилично оценена. Ибо это точно не роман об отношениях на отечественном производстве, пусть и с привлечением иностранцев. А к концу текста словосочетание, характеризующее этот опус, было подброшено самим автором — это некая ролевая игра, то есть интересная, даже местами психологичная, но имитация реальной ситуации. Вот запомнилось, что двенадцать часов — это раннее утро, что для заводского работника вряд ли может быть правдой. Ну и таких, с моей точки зрения, несуразностей по тексту рассыпано многовато. И складывается общее впечатление, что автор «не в теме», что намекает на халтуру из-под пера работника гуманитарного труда.

А дочитал, увы, с трудом, хотя до сей поры многое из написанного автором нравится.

Оценка: 4
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это не фантастика.Это реализм от Дивова.Сильно и точно. «Ссыльные начальники у нас повсюду. Управляют Россией на всех этажах. У них русские имена, но это неважно. Главное, они уверены — это не они дураки и ворье. Это страна им досталась неправильная и плохой народ. Второсортная страна и неблагодарный народ, от которого так и жди подлянки. Господа начальники не понимают, за что им такое несчастье. И наши морды их бесят.

Поэтому у господ начальников поместья в Европах и дети их учатся за рубежом. Как русский начальник дорывается до бабла, он начинает воровать себе на спокойную жизнь подальше от немытой России, куда его случайно, по ошибке, занесло.

В ссылку, черт побери!..

Они чувствуют себя несправедливо обиженными. И ненавидят нас, простых русских. Дай начальникам волю, они бы населили страну бесправными и бессловесными чурками. В идеале — промышленными роботами.» Лучше и не скажешь...

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну казалось бы что можно такого написать про завод и рабочих конвейера или офисный планктон, если только они не очередные попаданцы. Оказывается можно. Правда ирония Дивова немного смягчилась и пить его герои стали меньше. Драма человеческих судеб, молодых надежд, дружбы и любви. Идиотизм на работе — как это все знакомо простому обывателю. Дивов смог ударить не в бровь, а в глаз и задел попутно сердце и мозг. Мне понравилось, конечно, некоторые поклонники автора могут плеваться, но тем не менее роман удался.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если взять две ключевые фразы «производственный роман» и «автозавод», то скорее всего, первое, что придет в голову, это роман Хейли «Колеса». Тогда столь подробное и честное описание будней автомобильной промышленности со всеми ее достоинствами и недостатками оказалось почти открытием, если верить старым статьям и эссе. Но времена меняются, а с ними технологии и общество. Меняются принципы, которыми руководствуются крупные компании, меняются законы и доктрины. И лишь люди остаются прежними.

«Объекты в зеркале заднего вида» — вещь безусловно примечательная, выделяющаяся из общего ряда книг и фирменным Дивовским юмором, и злободневной социальной тематикой, и достойным литературным уровнем. Однако при подробном рассмотрении видно, что по уровню проработки фона ей далеко до «Колес». Дело в том, что Хейли делал сразу несколько срезов общественных отношений, показывая изнанку всей иерархической пирамиды, начиная от рабочих на конвейере и заканчивая советом директоров. Конфликты поколений, кризисы личности, разрушенные надежды и нереализованные мечты — у каждого уровня были свои проблемы и свой взгляд на мир. А вокруг шумел завод, проезжали ленты конвейеров, сверкали макеты будущих машин.

В отличие от Хейли, для Дивова автозавод — лишь средство, чтобы заострить внимание на противостоянии «маленького человека», образующих систему людей и самой Системы. Четыре ровесника, четыре разных характера: Михалыч — флегматик, Кен — холерик, Дженни — сангвиник и главный герой, Мишка — меланхолик. И на всех четверых одинаковая вера в собственные силы и право на прекрасное будущее, которое они спроектируют, создадут и соберут своими руками. Будущее, которое как они верят, принадлежит им. Итак, четыре разных дорожки, четыре судьбы и одна большая Система, у которой цель — повышать эффективность. Любыми методами.

Дивов мог писать не про автозавод, а про деревообрабатывающий или и вовсе про один из многочисленных офисов Интела или Гугл. Суть не в деталях — веддинге, циррусах и Большом Джоне — а в самой идее, которая делает человека даже не винтиком, а датчиком, инструментом, нуждающимся в тщательной настройке. Отрезать лишнюю ироничность, убавить критичность, загнать амбициозность и агрессивность в строго заданное русло. Моральность же и порядочность — ликвидировать как класс, по крайней мере, на средних и высших ступенях менеджмента. Лучший способ контролировать — заставить всех доносить на всех. Лучший способ править — разобщить и разделить всех. Вшить Кодекс корпоративной этики в подкорку, чтобы работник стал предсказуемым и четко исполняющим инструкции роботом.

Четкое разделение на русских, американцев и пиндосов, лишь подчеркивает интернациональность проблемы, демонстрируя, что все народы разные, но где-то просто дураки, а где-то еще запиндосенные. И потому нарастающее давление, возникающее ощущение, что смысла нет — вскоре достигает предела. Как раз к середине книги. Дивов поделил роман на три неравные части: серую, черную и утешительно белую. Заголовки абсолютно не случайны «Как это было», «Как это не было» и «Как это будет». И если в первой светлые моменты еще компенсируют идиотизм начальства, то во второй автор от души макает всех персонажей в ведерко с краской. У каждой шутки возникает своя изнанка. Методы оказываются еще менее порядочными, а часто откровенно людоедскими и подлыми. Даже десерт эпилога не способен полностью смыть ощущение коллективного предательства.

Если воспринимать роман, как оду борьбе с идиотизмом, то получилось впечатляюще. Да, часть злободневности все-таки потерялась, массовое опиндосивание сбавило темпы, возникла перспектива нового курса — уже на обрусение, но суть осталась неизменной. Нельзя прикрывать громкими слоганами зияющую пустоту — рано или поздно в ней чего-нибудь заведется, очень голодное и злое. Нельзя превращать людей в подлецов, иначе в критический момент не за кем будет прятаться. Да и вообще, лучше почаще оглядываться, ведь объекты в зеркале заднего вида ближе, чем кажутся.

Итог: саркастично-социально-психологический роман с деталями производственного.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очередная книга Олега Дивова – это снова фантастика «ближнего прицела», которую и фантастикой-то назвать сложно. Похожее было в «Толковании сновидений», в котором фантастического всего ничего: вымышленная спортивная дисциплина (в которой в общем-то не было ничего нереального) и близкое будущее в качестве времени действия. Здесь же – действие, происходящее в 2030-х годах и несуществующий автомобильный завод неназванной фирмы, производящий вымышленную модель «народной» иномарки.

Форма повествования также заставляет вспомнить «Толкование сновидений» — это снова поток сознания главного героя-рассказчика; достаточно запутанный, перескакивающий с рассказа о кризисе на заводе на воспоминания о прошлом героев повествования. В этом плане «Объекты…» сложнее предшественника: здесь остается чувство путаного устного рассказа, а то и «подслушанных» мыслей. Рассказчик то ли исповедуется, то ли любуется собой, то ли сам пытается услышать в своих словах какую-то разгадку происходящего, вновь и вновь анализируя факты.

Герои книги – это, собственно, главный герой, Михаил, и его друзья – Михалыч (тоже Михаил), Кен и Джейн (обрусевшие американцы, дети первых руководителей завода). Детская дружба приводит их на завод, где они и попадают в царство маразма, где каждый выживает как может – кто-то приспосабливается, кто-то сопротивляется, а кто-то ухитряется даже получить свою выгоду.

Кроме времени действия, все сугубо реально – люди, характеры, отношения, события. Есть небольшой город, половина жителей которого работает на автосборочном заводе, принадлежащем американской фирме. Завод в свое время совместно строили отечественные и зарубежные специалисты, с большим энтузиазмом его организовывали, развивали, модернизировали… Потом заокеанские технические гении ушли на повышение, а из США прислали пиндосов.

Дивов сразу же дистанцируется от националистического прочтения этого слова, которым, как известно, в рунете ругают американцев. Чтобы окончательно исключить националистическое толкование романа, главных «пиндосов» автор сделал вовсе не американцами: директор Пападакис – этнический грек (изначально «пиндос» именно обидным прозвищем греков и было), а главный по «культуре труда» — Рой Калиновски – поляк.

Для него «пиндос» — это, скорее, оголтелый «западник», блюститель постиндустриальной рутины, паразитарное руководство, воспитанное обществом потребления, в любой невинной и позитивной реформе видящее призрак революции. Одним словом, воинствующего бюрократа, призванного «держать и не пущать». Американские же промышленники показаны более чем позитивно и прогрессивно. Но вот беда, фирма не хочет улучшать и так, по ее мнению, идеальное. Ее задача – сохранить в целостности то, что есть, и ничего не трогать. Отсюда – соревнования по «художественному стуку», корпоративная шиза, фашистские порядки. Новое руководство не видит работников, для них это безликая масса, которую они называют «стафф». И, в конце концов, это приводит к печальным последствиям.

«Мишки с веддинга» (главный герой и его друг Михалыч), Кен и Джейн с детства играли вместе, учились в одной школе и выбрали одну судьбу – завод. Сначала – энтузиазм, развитие, ощущение, что ты на месте и делаешь нужное дело. Потом – насаждение «культуры производства», застой и маразм, желание бунта. Столкновение российского менталитета с «пиндосскими» корпоративными правилами показано как большее, чем конфликт менталитетов – как конфликт между людьми труда и дельцами. Между теми, кто хочет делать свое дело хорошо, и теми, кто боится за свою должность и зарплату. Можно даже впасть в заблуждение, что под маской межнационального конфликта прячется противоречие классовое – хотя Дивов далек от марксизма. Скорее, здесь идет противопоставление людей, которые реально хотят быть полезными для производства, фирмы и, без ложного пафоса, человечества – и людей, которые просто очень хотят денег, и неважно, чем эти деньги будут пахнуть. Примерно о том же была «Дверь в лето» Хайнлайна – о людях, которые деньги зарабатывают, и людях, которые деньги «делают».

Первая часть как раз и посвящена тому, как взаимоотношения работников и зарубежного руководства зашли в опасный тупик. Причем, вопреки своему названию, она не о том, «как все было», а о том, что привело к сложившейся ситуации, что было поводом, что причиной, а что – катализатором.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А вот на второй и третьей части можно сломать мозг. Вторая – рассказ о подоплеке событий первой, ставящий все с ног на голову. Это с учетом того, что и первая далеко не проста – значительная часть посвящена традициям и системе стукачества на заводе. Но во второй возникают те самые «планы внутри планов», негодяи оказываются тайными союзниками, а лучшие друзья – подлыми доносчиками. И, честно говоря, лично я в этих хитросплетениях совсем потерялся – кто хороший, кто плохой. Зачем все это? Что этим хотел сказать автор – что в жизни все сложнее, чем кажется, и нет «хороших» и «плохих»? И что это меняет в общем смысле? Националист здесь вычитает мораль «как пиндосу не обрусеть, все равно пиндосом останется», но это же не то, что хотел сказать автор? И сочувствия героям, и понимания ситуации изрядно поубавилось после прочтения второй части.

И эпилог – переворачивающий все еще раз. Даже не эпилог, а просто альтернативный финал – то ли игнорирующий вторую часть, то ли вообще сам по себе. И снова – зачем? Показать, что в жизни бывает сложно, а бывает и просто?

«Объекты в зеркале заднего вида» явно переусложнены, и это книгу портит, потому, что размывает ее идейное содержание. А оно здесь и так не простое – тут и конфликт людей труда с дельцами, и раскрытие сути той самой «корпоративной шизы», которая повалила к нам с Запада в 90-е – тренинги, тимбилдинг, гимны перед началом дня, униформа. Суть двоякая – и создать одурманивающую атмосферу сопричастности, которая помешает понять людям, что они отдают фирме больше, чем от нее получают; и создать побольше мелких ненужных правил и ограничений, чтобы за каждым тянулся шлейф провинностей. А ведь с работниками можно и по-человечески, без промывки мозгов и палочной дисциплины, и хуже они работать не будут – наоборот, отсеются лишние, случайные люди. Но для системы человека попросту нет, а есть безликая однородная масса, «стафф»: надоели, освоились, обнаглели – выгоним и наберем новых. Всплывает в романе и тема опасного переноса неприятия определенной идеологии на людей, которые являются ее носителями – вообще очень обычное дело, когда за действия правительств, религиозных и общественных лидеров приходится расплачиваться простым людям, которые к принятию этих решений никакого отношения не имеют.

Правда, в плане описания нравов на заводе Дивов сгущает краски. Конечно, фирмы-секты западного образца – порядочная бяка и глубоко чуждое русскому менталитету явление, но лихие 90-е породили еще много интересных конструктов, с чисто российской спецификой. В реальной жизни встречаются фирмочки, перед которыми все ужасы, описанные в этом романе, меркнут. Например, героям книги хотя бы платили достойную зарплату, что случается не часто...

К тому же, есть и противоречия. Например, сначала герой-рассказчик сообщает, что перед проходом через рамку металлоискателя нужно было держать руки в карманах – чтобы не подложили деталь и не уволили потом, как «несуна»: «Ну, знаю. Перед рамкой металлоискателя на выходе из цеха всегда руки в карманы сую. Это уже вроде инстинкта. Но я-то ветеран, «олдскул», так сказать. А молодые, у кого рефлекс не наработан, залетают. Сунут ему незаметно в карман тоненькую детальку, он и зазвенел. После чего следует ласковый совет написать заявление «по собственному» и придумать для народа уважительную причину.» Но затем, во второй части, в эпизоде с подставным плакатом, говорится о том, что врать и подставлять, несмотря на развитое стукачество, было не принято – «стучали» только по реальным поводам нарушения «культуры труда»: «В любой игре есть рамки. Игра «кто кого перепиндосит» позволяет как угодно провоцировать жертву, но извините, подставиться жертва обязана сама. Нужно реальное нарушение, а не сфабрикованное. Нельзя обвинять человека в том, чего он не делал. Какой ты тогда, нафиг, управленец, ты простой мошенник. Это было настолько очевидно, что и не обсуждалось, все сами понимали.»

Ну, и, наконец, не только корпорация портит людей, но и люди – корпорацию. Зачастую «пиндосов» не нужно импортировать – они прекрасно способны к самозарождению в любом исходном материале, невзирая на ментальность. И правила, и политика здесь ни при чем – как водится, паршивая овца портит все стадо, и художественный стук вкупе с имитацией бурной деятельности охватывает коллектив, незаметно становясь традицией. Так что винить только западные традиции управления не стоит – вспомните хотя бы архетипичного Выбегалло из повести Стругацких, и представьте, что будет с производством, где будет «трудиться» два-три таких типа. А ведь это – порождение советского общества, которое как полная противоположность Западу и развивалось. Так что не только в «пиндосах» дело, хотя, конечно, это беда для России новая, и нам ее не надо совершенно, своих хватает.

Так что автор хотел сказать очень многое, очень многое и сказал, возможно, даже то, чего не хотел или не так, как хотел – потому, что в единую картину все не складывается. Под конец чтения голова уже идет кругом от интриг и вариантов трактовки происходящего – производственная конспирология все набирает и набирает обороты. Во второй части все это уже почти на грани гротеска, потому, что только роботы на конвейере не «стучат» и не строят хитрых карьерных планов.

Итог: книга, без, сомнения, поднимает очень важные и актуальные вопросы. Но – парадокс – и сложно и однобоко. Вполне понятные идеи: «пиндос» — не национальность, а вывих менталитета; хорошего работника не нужно дополнительно стращать и путать, ему достаточно хорошо платить, и не мешать работать; а плохого нужно просто-напросто гнать в шею; там, где искусственно подавляется прогресс, начинается регресс, ибо так устроен мир: то, что не живет, разлагается. Но изложены эти идеи в какой-то странной избыточной форме. «Объекты в зеркале заднего вида» — редкий в наше время образец производственного романа, довольно сумбурно и путано, но, в общем, убедительно рассказывающий о «стройках капитализма» близкого будущего. Для любителей психологической прозы и тех, у кого болит душа за отечественную промышленность и ее тружеников. Но — есть риск сломать мозг.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх