FantLab ru

Итало Кальвино «Барон на дереве»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.57
Голосов:
30
Моя оценка:
-

подробнее

Барон на дереве

Il barone rampante

Роман, год; цикл «Наши предки»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 6
Аннотация:

Невероятные события настоящего романа, сочетающего в себе признаки и эссе, и утопии, и философско-сатирической повести, происходят на переломе XVIII и XIX столетий. Герой его, барон Козимо ди Рондо, в возрасте двенадцати лет, протестуя против вареных улиток, подаваемых каждый день к обеду, забирается на дерево и решает провести там всю жизнь, положив себе за правило никогда не касаться земли. И вот, неукоснительно исполняя свое решение, юный Козимо начинает обустраивать свою жизнь на деревьях.

Учась перебираться с дерева на дерево, он попадает в сад маркиза д’Ондарива, где знакомится с его дочерью Виолой. Впрочем, дружба их длится недолго — девочку вскоре отсылают в пансион.

Снабженцем Козимо является его младший брат Бьяджо — он носит ему одеяла, зонтики, еду и все необходимое для жизни. Смиренный аббат Фошлафлер, обучающий братьев всем наукам, дает Козимо уроки на открытом воздухе. Бьяджо видит, как его старший брат, «сидя на ветке вяза и свесив ноги, а аббат — внизу, посреди лужайки на скамеечке», в один голос повторяют гекзаметры. Потом Бьяджо наблюдает, как аббат, «болтая длинными тонкими ногами в черных чулках», пытается усесться на ветке дерева.

Козимо успешно охотится и, подобно Робинзону Крузо, из шкур убитых им зверей шьет себе одежду. Он приручает забытую Виолой таксу и называет её Оттимо-Массимо, полагая, что девочке это понравится.

Козимо удит рыбу, отлавливает пчелиные рои и постепенно перестает соблюдать заведенные в семье обычаи, как, например, ходить к обедне, и все реже появляется на ветке дуба возле раскрытого окна церкви.

В лесу, где живет Козимо, хозяйничает разбойник Лесной Джан. Однажды, когда юный барон сидит на ветке и читает «Жиль Блаза» Лесажа, на поляну выскакивает Лесной Джан: за ним гонятся сбиры. Козимо спасает разбойника, и тот просит у него почитать книжку. Между ними завязывается трогательная дружба. Теперь все книги из домашней библиотеки, которые Бьяджо носит брату, прочитываются еще и Лесным Джаном, от которого они возвращаются «растрепанными, с пятнами плесени и следами улиток, потому что Бог знает, где он их хранил». Разбойник привыкает читать, и «вскоре для брата, вечно подгоняемого ненасытным разбойником, чтение из получасовой забавы превратилось в основное занятие и главную цель», потому что, прежде чем давать книгу разбойнику, ему приходится её хотя бы просматривать: Лесной Джан разборчив и не читает плохих книг. Постепенно грозный разбойник проникается отвращением к «людям преступным и порочным», перестает заниматься своим разбойничьим делом, попадает в тюрьму, а потом на виселицу — как и герой последней прочитанной им книги.

За время знакомства с разбойником у Козимо развивается неуемная страсть к чтению и серьезным занятиям. Он сам ищет аббата Aошлафлера и требует, чтобы тот объяснил ему тот или иной предмет. Добрейший аббат выписывает для своего воспитанника новейшие книги, и постепенно по округе ползет слух, что в замке барона ди Рондо живет «священник, который следит за всеми самыми что ни на есть кощунственными книгами в Европе». Церковный трибунал арестовывает аббата, и остаток жизни ему приходится провести в «тюрьме и монастыре». Отправившийся на охоту Козимо не успевает проститься со своим наставником. Козимо вступает в переписку с крупнейшими учеными и философами Европы. К сожалению, письма эти бесследно пропади — «наверняка были изъедены плесенью и изгрызены белками».

Читая «Энциклопедию» Дидро и д’Аламбера, Козимо проникается желанием «сделать что-нибудь на благо ближнего». С помощью Огтимо-Массимо он предотвращает лесной пожар, а затем спасает окрестных жителей от мусульманских пиратов.

Несмотря на свою бурную жизнь, Козимо не чувствует удовлетворения: он до сих пор не встретил любовь — как отыскать любовь на деревьях? Неожиданно он узнает, что в Оливбассе на деревьях живет целая колония испанцев, и тут же пускается в путешествие через леса, «с великим риском преодолевая участки, где почти нет растительности».

В Оливбассе действительно расположилась на деревьях колония изгнанников — испанских феодалов, возмутившихся против короля Карла III из-за каких-то привилегий. Козимо знакомится с Урсулой и познает таинство любви. Вскоре испанцам выходит прощение, они спускаются с деревьев и уезжают; отец Урсулы зовет Козимо с собой — женившись на его дочери, он станет его наследником. Молодой человек отказывается: «Я поселился на деревьях до вас, останусь на них и после вас!» — отвечает он.

Прибыв домой, Козимо тяжело заболевает. Выздоравливая, он, вынужденный неподвижно сидеть на дереве, начинает писать «Проект конституции идеального государства, расположенного на деревьях», в котором описывает воображаемую надземную республику, населенную справедливыми людьми. Свой труд он посылает Дидро. Слухи о Козимо бродят по Европе, газетчики в своих измышлениях помещают его где-то «между гермафродитом и сиреной». Возращается Виола — она выросла и стала настоящей красавицей. Детская привязанность превращается в бурную страсть. «Для Козимо, да и для Виолы тоже, началось самое прекрасное время в жизни, она носилась по полям и дорогам на своей белой лошадке и, завидев Козимо между листвой и небом, тут же слезала с коня, взбиралась по кривому стволу и густым ветвям». Влюбленные познают друг друга и самих себя. Но проходит время, пылкие любовники ссорятся и расстаются навсегда.

После этого «Козимо долго ходил в лохмотьях по деревьям, рыдая и отказываясь от еды». Барона охватывает безумие. Именно в этот период он овладевает искусством книгопечатания и начинает публи ковать брошюры и газеты. Постепенно рассудок возвращается к Козимо; он становится масоном, журнал, издаваемый им, получает название «Разумное позвоночное».

Над Европой дуют ветры свободы, во Франции происходит революция. Козимо помогает местным жителям избавиться от сбиров и сборщиков налогов. На деревенской площади сажают дерево свободы, и Козимо с трехцветной кокардой на меховой шапке с верхушки его произносит речь о Руссо и Вольтере.

Козимо благополучно истребляет углубившийся в лес полк австрийцев и вдохновляет на битву отряд французских волонтеров под командованием поэта, лейтенанта Папийона. Вскоре французские войска из республиканских становятся императорскими и изрядно осточертевают местным жителям. Совершая после коронации поездку по Италии, Наполеон встречается со знаменитым «патриотом, живущим на деревьях» и изрекает: «Если бы я не был императором Наполеоном, я бы хотел быть гражданином Козимо Рондо!»

Козимо стареет. Войско Наполеона разбито на Березине, англичане высаживаются в Генуе, все ждут новых переворотов. Девятнадцатый век, начавшись плохо, продолжается еще хуже. «Над Европой нависла тень Реставрации; все реформаторы, будь то якобинцы или бонапартисты, разбиты; абсолютизм и иезуиты вновь торжествуют победу, идеалы юности, светлые огни и надежды нашего восемнадцатого века — все превратилось в пепел». Недужный Козимо целыми днями лежит на установленной на дереве кровати, греясь возле жаровни. Неожиданно в небе показывается монгольфьер, и в ту минуту, когда он пролетает мимо Козимо, тот «с поистине юношеской ловкостью» хватается за его болтающийся канат с якорем и, уносимый ветром, исчезает в морской дали.

«Так исчез Козимо, не доставив нам утешения увидеть, как он возвращается на землю хотя бы мертвым».

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Барон на дереве
1965 г.
Избранное
1984 г.
Наши предки
2000 г.
Наши предки
2010 г.
Наши предки
2011 г.

Издания на иностранных языках:

Наші предки
2008 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эскапист

«Неизменное стремление Козимо жить в людском содружестве сочеталось в нем с постоянным желанием отдалиться от общества.»

Если бы впечатление об Итало Кальвино пришлось составлять только по «Замку скрестившихся судеб», боюсь, оно было бы из худших. Но существует правило двух (не делать выводов об авторе, не прочитав хотя бы двух его книг). Потому, не откладывая в долгий ящик, принялась за вторую. Благо, подоспела аудиоверсия, а исполнительница, Юсим. Ю для этого автора подходит куда лучше Михаила Рослякова. Прослушала только начало, дальше читала – так быстрее.

Эпоха наполеоновских войн, Аквитания — французская провинция: платит метрополии налоги, не испытывая по этому поводу энтузиазма. Герой, сын барона, чей громкий титул, да земельные владения – вот все богатство семьи. Но сельская жизнь недорога, а заносчивый характер папы отпугнул тех немногих соседей-дворян, что не прочь были свести знакомство с баронской семьей, потому относительная скудость их быта не бросается в глаза. Да и потом – лишь относительная, знать есть знать.

И вот живет в поместье семья: папа, убежденный, что с ним все должны считаться и метящий на роль предводителя местных дворян, даже не пытаясь наладить с ними отношений. Мама – полуавстриячка, генеральская дочь с замашками фельдфебеля. Дядя, спасенный из турецкого плена, слегка не в себе мизантроп, что не мешает ему вести финансовые дела семейства. Еще несколько приживал разных сортов. Трое детей: девица на выданье, но при замкнутом образе жизни и отсутствии приданого почти без шансов сыскать жениха — нерастраченный пыл посвятила кухонной экзотике; два мальчика — восьми и двенадцати лет.

Начинается с бунта среднего сына Козимо против улиточного обеда, приготовленного сестрой: Не буду есть улиток! – говорит он, после влезает на дерево и на приказы спуститься отвечает тем, что скрывается в соседнем саду. Где встретит прелестную девочку, которой поклянется, что отныне не ступит на землю. Забегая вперед – клятву сдержит. О Кальвино периода трех дворянских романов говорят, как о фантасте. Я не назвала бы «Барона на дереве» фантастикой, это такой романтический реализм со многими чертами исторического и авантюрного романа, несомненный роман воспитания. Много Мюнхгаузена, отчасти стилизация под сочинения господина Ричардсона, разного рода вольтериана и отсылки к Руссо также в наличии.

В целом – занимательно, позитивно и жизнеутверждающе. Нет, живым Козимо не получился, он как сказочный тянитолкай, собранный из двух условных людей, один из которых стремится к независимости и готов платить самую дорогую цену за право следовать собственным путем; а другой тянется к людям, помогает им и умело руководит решением сложных коллективных задач. Но он не монстр Франкенштейна и, тем более – не картонные персонажи «Замка скрестившихся судеб».

Понравилось? Скорее да. Хороший писатель Итало Кальвино? Скорее нет. Но для общего развития знать его нелишне. Voila!

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хотя роман не «исторический» (даже в смысле А.Дюма), он дает до некоторой степени представление не о фактах, но об эпохе. Тут и отцы-иезуиты, и масоны, и вольтерьянство (с Просвещением), и закат «Старого режима» (в центре которого судьба дворянства). Мелькают исторические (Наполеон) и литературные (кн.Андрей Болконский?) персонажи. Прописано очень колоритно, местами иронично (подходя вплотную к грани сатиры с фарсом). Герой отчетливо напоминает барона Мюнхгаузена (причем в чем-то он близок к интерпретации образа барона в известном фильме М. Захарова). Басня, сказка, фантасмагория, анекдот — все это и есть роман. Не удивительно, что роман был опубликован в СССР, поскольку чувствуются симпатии автора к «коммунизму» (в размытом смысле слова), при этом главный герой совмещает в себе «индивидуалистические» ценности (вся его чудаковатость, противопоставление себя обществу самим своим образом жизни на деревьях) и служение общественному благу.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если однажды зимней ночью путник придёт домой, он заварит себе чашечку горячего кофе с щепоткой корицы, усядется поближе к камину и возьмет в руки старый потрёпанный том о наших предках.

Возможно, это окажется история о злой и доброй половинках виконта — или повесть о несуществующем рыцаре, под забралом которого пустота — или же это окажется история про барона, который залез однажды на дерево, да так и остался там навсегда.

Три истории, одна другой интересней и увлекательней — трудно выбрать, которая из них лучше. Каждая по-своему хороша, каждая умна и занимательна! Но сегодня, пожалуй, это будет история про Козимо ди Рондо...

Вроде бы ничего особенного, а цепляет и не даёт оторваться — слог легкий, ироничный, неглупый и увлекательный. Как начнешь читать, так и просидишь до самого рассвета. Казалось бы, что интересного может произойти в романе, где герой только и делает, что скачет, словно Тарзан, по веткам и его нога ни разу не ступает на землю — с того самого дня, когда вредная сестрица накормила все семейство противным улитковым супом? Ан нет — много чего забавного и увлекательного. Будто читаешь не одну книгу, а целых десять, или смотришь яркий пёстрый калейдоскоп. Сначала видишь этакого Робинзона Крузо, шествующего по деревьям. Присмотришься внимательней — нет, это же барон Мюнхгаузен! Скачет себе на рогах оленя, приняв их за кленовый куст. Кажется, что ничего неожиданного уже не произойдет — и вот вам новый поворот — разбойники и пираты! Вот вам масоны с их странными обрядами! Вот вам целая компания дворян, устраивающих на деревьях светские рауты! Галантный век Руссо и Вольтера оставил и здесь свой опечаток — уж не Вальмон ли приложил руку к страданиям нашего героя?

Изящная проза так и струится, искрится обманчивой легкостью и весельем. Захочется уже дать книгу в руки детям, а тут всплывёт и труп с отрубленной головой и завяжется любовная интрижка. Проза, представлявшаяся поначалу детским чтением, делает очередной кульбит и обращается изящной литературной игрой. То анекдот, то утопия, то история взросления, то сентиментальная мелодрама (готовьте свои носовые платки, ребята — герой исходит от ревности!), то философский или авантюрный роман... Здесь вам и фантасмагория, и гротеск, и злая язвительная сатира — все слилось воедино, всё меняется с каждой страницей. Целая гирлянда историй — веселых, увлекательных и неглупых одновременно — уместилась на страницах великолепной книги. Есть чем увлечься до рассвета путнику, если однажды зимней ночью он вернется домой.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх