fantlab ru

Владимир Аренев «Мастер дороги»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.46
Оценок:
39
Моя оценка:
-

подробнее

Мастер дороги

Сборник, год


В произведение входит:


7.11 (19)
-
  • Туда...
7.10 (67)
-
8 отз.
7.27 (110)
-
6 отз.
6.96 (65)
-
6 отз.
7.04 (47)
-
5 отз.
7.27 (51)
-
5 отз.
6.88 (152)
-
14 отз.
  • ...И обратно
6.81 (47)
-
6 отз.
6.82 (51)
-
3 отз.
7.03 (83)
-
5 отз.
7.01 (51)
-
6 отз.
7.87 (126)
-
12 отз.
7.03 (68)
-
5 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Номинации на премии:


номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2013 // Лучший роман / авторский сборник русскоязычного автора

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2013 // Книги — Лучшая отечественная фантастика


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Мастер дороги
2013 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

В посленовогоднюю неделю всегда хочется чего-нибудь особенного. В прошлом году, помню, я окунался в мир ведьмака Геральта, пережив с ним сезон бурь, что вызвало у меня приступ лютой ностальгии. А бывает и так, что жаждешь чего-то ни на что не похожего, особенного, штучного, необычного, проникновенного. Сборник Владимира Аренева-Пузия оказался в моих руках давно, пару месяцев назад, но для чтения было выбрано именно это время. Почему? А вот почему...

Да, я знал автора, когда приступал к чтению. Я знал, каков его стиль — мастерский язык, и иногда излишне перегруженный текст. Этап знакомства я прошёл — читывал и сыроватое «Паломничество жонглёра», и более цельного «Магуса», и пару замечательных рассказов. Я зацепился за рассказы — по моему мнению, именно малая форма всегда наиболее выпукло показывает возможности, мировоззрение и стиль автора. Поэтому и был выбран сборник «Мастер дороги».

Не буду уж совсем растекаться. В текстах Аренева совсем нет агрессивности и патетики, нет назидательности и нравоучений. Они очень обволакивающи, мягко убеждающие — убеждающие в реальности происходящего на этих страницах, в моральной правоте героев, в идейном содержании. Они идут как будто изнутри, медленно и чинно выстраиваясь в голове, дозируя эмоции, размышления, ощущения...

Ассоциации? Тексты Аренева принадлежат к весьма узкой когорте литературы, которую даже сложно как-то обозначить. Быть может, «магреализм», или ещё как-то — не ведаю. Так что же? Многие вещи Елены Хаецкой. Городская фэнтези Дяченко. Кое-что из читанных мною «в древности» Марии Галиной и Святослава Логинова. Нил Гейман, конечно, Питер С. Бигл, ещё некоторые, уже более смутные, ассоциации... Тексты-ощущения, тексты-миры, в которых нужно просто ставить себя самого, и пытаться прожить их изнутри. Неповторимые и уникальные, в которые хочется вернуться ещё раз...

Спасибо автору.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличная вещь — «В ожидании К.». Читала её вне сборника, и здесь она показалась мне самой сильной. Хорошо создает настроение начальная «Единственная дорога». Понравилось и про «Первое правило свинопаса».

Всё остальное — не зацепило. Что-то показалось удачнее, что-то слабее, как и в любом сборнике. Хорошо, что всё — разное, не создаётся ощущения однообразия ни сюжетного, ни жанрового. (Стилистически — да, довольно ровно, что естественно.) А разнообразие говорит о поиске, и это всегда интересно.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Моё отношение к творчеству Владимира Аренева можно выразить так: мастер слова, умеющий мягко удивлять. Сборник «Мастер дороги» расположил меня к этому автору, подарил бесконечное количество мыслей и дал возможность приятно провести несколько вечеров.

По прочтении каждой вещи в сборнике я долго думала, прежде чем мне удавалось сформулировать своё к ней отношение через отзыв или оценку. Это были разные вещи: фэнтези, мистика, магический реализм и фантасмагория. Встречалась и фантастика, но все эти жанры были мягкими, как пух, и добрыми, как Дед Мороз, я до этого не встречала ещё автора, настолько некровожадного и аккуратного в воздействии на читательский ум.

Нет, я не стану перечислять достоинства каждой вещи сборника, чтобы в отзыве этом раскрыть его самобытную красоту. Скажу лишь, что почти каждый рассказ/повесть/микрорассказ – этакая жемчужинка, дающая повод поразмышлять, в каком бы жанре она не была написана. Да, есть здесь печальные вещи, есть ироничные. По большей части Аренев говорит с читателем языком вопросов, но он не из тех авторов, что оставляют вопросы открытыми. Подумавши, на любой из них можно найти ответ. Его герои – не Герои в традиционном понимании этого слова, они не спасают мир и не решают глобальных проблем. Они маленькие, мир-в-себе, подчас слабые, но на их стороне всегда есть что-то доброе, светлое. Задающие сборнику тон вещи с наскока не возьмёшь, их надо читать медленно, вдумчиво, наслаждаясь их особенностями и философией изо дня в день. Этот сборник не ошарашивает, не опрокидывает внезапными сюжетными поворотами, его сила – в тихом, мягком воздействии на читателя, воздействии таком, что после прочтения сборника хочется думать.

А потом сесть и перечитать наиболее яркие его составляющие.

+8

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Учитывая мои сложные отношения с малой формой, к выбору сборников я всегда подхожу с особой тщательностью, придирчиво взвешивая все за и против. В случае «Мастера Дороги» плюсов оказалось немало. И многообещающее содержание, и желание познакомиться с творчеством Владимира Аренева, и банальное любопыство. Поэтому нет ничего удивительного, что при первой же возможности я, едва сдерживая волнение, взялся за сборник, чтобы отправиться в далекое-далекое путешествие:

Туда…

«Единственная дорога»

Рассказ, который хорош именно своей простотой. Спокойным, размеренным слогом и речью главного героя, где вымерено каждое или почти каждое слово. Вкусными штрихами описаний, неспешным темпом повествования. А вот сама изюминка идеи, внутренний стержень рассказа, заметно уступает слогу и стилю. Та же простота становится из преимущества недостатком. По крайней мере, в том случае, когда хочется не только внешнего, но и внутреннего.

Оценка: 7.

«В ожидании К.»

Одна из отличительных черт рассказа — его многослойность. Обычная повседневность, быт усталого старика-ветерана. Под ней проступает гротескное, чуточку абсурдное противостояние зверей и людей. А еще глубже лежит нечто, что несложно ощутить, но трудно описать и понять. И это изрядно портит послевкусие. К тому же львиная доля аллюзий, связанных с Питером и творчеством Чуковского, я не мог найти чисто физически, не будучи знаком с оригиналом. Ладно, почти не знаком.

Оценка: 7.

«Первое правило свинопаса»

На первый взгляд, начинающийся довольно просто, хотя и красочно, рассказ быстро оборачивается многослойной картиной. Даже по отдельности каждый слой смотрится весьма и весьма достойно, но вместе они образуют еще более интересную историю, где почти каждый персонаж носит маску, а порой и несколько. Быть может, темы, которые затрагивает автор и не новы. Власть и способность принять ее. Умение признавать поражение. Но в сочетании с многослойностью и красочностью они смотрятся более чем уместно.

Оценка: 8.

«Каморка под лестницей»

Забавный мир, веселые аллюзии и мягкая ирония над нелегкими судьбами писателей и критиков. Хорошая притча с довольно непредсказуемым и поучительным финалом.

Оценка: 8.

«Мастер дороги»

Рассказ, давший название сборнику, по определению не может быть чем-то заурядным или скучным. Ведь он должен задавать тон, или хотя бы выделяться из общего ряда. Вот «Мастер дороги» и выделяется. Необычным, ступеньчатым, чуть витиеватым слогом. Сложным сплетением мифов, легенд и были в пеструю, изящную ткань повествования. Захватывающим, несмотря на медлительность, сюжетом. Единственный нюанс, хотя может быть я ошибаюсь, ближе к концу слог упростился, а насыщенность образов и красок уменьшилась.

Оценка: 8.

«Вкус к знаниям»

Как ни странно, вопреки моему предубеждению против хоррора, этот рассказ мне понравился. Понравился мягко обволакивающей атмосферой напряжения, которую усиливали удачно подобранные образы и декорации. Огни светильников, полосы рядов. И странные слушатели, одновременно похожие и непохожие на людей. Увлекательная нить повествования, мыслей героя не дает расслабиться и отвлечься, то самого финала. Сильного и взрывного.

Оценка: 8.

…и обратно

«Зачет для избранного»

Очередной пример того, как Аренев умеет из простой истории, больше похожей на зарисовку, сделать яркую и запоминающуюся вещь. Обычный быт студента. Зачеты, лень и развлечения. И странные мечты, зовущие куда-то далеко, прочь от обыденности и скуки. Вот только достоен ли ты этого зова? Готов ли принять ответственность? По-настоящему, без шпоры в кармане и купюры в зачетке?

Оценка: 8.

«Часы с боем»

На первый взгляд простая и забавная история быстро обретает жутковатые нотки. Небольшая перегруженность малозначительными деталями, сочетающаяся с недосказанностью, замедляет темп, делая его рваным. Мораль не особо впечатляет, но ловкий поворот сюжета в финале заслуживает уважения.

Оценка: 7.

«Дело о детском вопросе»

Часто ли мы вспоминаем о детстве, о времени, когда чудеса казались нам близкими и реальными, даже более реальными, чем повседневность? То-то и оно, что нет. А если и вспоминаем, то, с сожалением признавая, что мы не в силах повернуть время вспять. Не в силах вновь поверить в невозможное, в живущую рядом с нами сказку. Не в силах взять и задать вопрос, на который не сможет ответить ни один взрослый.

Оценка: 8.

«Нарисуйте мне рай»

Еще один рассказ, который прошел мимо меня. Мысли и переживания героя описаны очень подробно, зато общая канва сюжета сильно пострадала от обилия аллюзий и загадок. Быть может, поклонники Дантевского творчества порадуются при чтении рассказа, но я остался равнодушен к поискам и метаниям художника.

Оценка: 6.

«Душница»

Собственно, центральным произведением сборника для меня стал все же не «Мастер дороги», а именно «Душница». Повесть заслуживает много большего, чем скудный отзыв или короткое мнение. Из-за оригинального мироустройства, из-за честности и достоверности героев, из-за поднимаемых вопросов... Много из-за чего. Она рассказывает о каждом из нас, о честности и рыцарстве. О сложном мире, где и то, и другое лишено смысла. Мире, где поэт вынужден быть убийцей, а актер — лжецом. и где лишь дети пытаются найти и сохранить правду о жизни.

Оценка: 9.

«Домовой»

Сказка и мечта всегда рядом с нами. А захотим ли мы увидеть ее — зависит от нас. Можно в нее не верить, можно отворачиваться и видеть лишь привычное. Только это ничего не изменит. Сказка все равно есть.

Оценка: 7.

Вот и закончилось путешествие. Остались позади пестрые картины разных историй — странных и забавных, философских и простых. Был ли в нем толк, каждый решит сам. И пусть не все истории затронули меня, я остался доволен сборником. Если Аренев опубликует долгожданные романы, то еще один читатель ему обеспечен.

Итог: хороший сборник, знакомящий с необычным творчеством автора.

Оценка: 8
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если допустить, что у серьезного писателя всякая книга – автопортрет, то сразу напрашивается несколько аналогий. Скажем, роман – это монументальная скульптура или изображение в полный рост; масштабное, но грубое, набросанное щедрыми импрессионистскими мазками. Стихотворение – эскиз перед зеркалом (иногда и полноценный рисунок, но это у избранных). А вот сборник малой прозы – детальный портрет, прописанный до последней черточки. Это особенно верно, когда тексты в книге разделяют годы и десятилетия; тогда портрет обретает объем не только в пространстве, но и в четвертом измерении – времени.

«Мастер дороги» как раз из таких полотен, так что присмотримся повнимательней к творческому лицу Владимира Аренева (хотя это и псевдоним, называть его личиной или маской не хочется: пока что автор не давал ни единого повода для сомнений и поразительно похож сам на себя).

Во-первых, это доброе лицо. Персонажи Аренева могут быть смелыми и робкими, трудолюбивыми и праздными, вредными и понимающими – но злых среди них не найдется. Кто-то скажет, что это эскапизм и благодушие – да полно вам! Переберите в уме своих знакомых. Много ли среди них душегубов? Мошенников? Воров? Если да, то вам крупно не повезло – но статистика все же против вас.

Отказываясь от темных оттенков, автор отнюдь не заваливает читателей сладкой ватой. Даже в самых ироничных текстах героев ожидают испытания – и для каждого припасена своя мера ответственности. Выдержат этот груз не все, а некоторые не станут даже и пытаться – но лучшие вещи в сборнике не о них.

Во-вторых, это умное лицо. Аренев, словно любознательный турист, разгуливает по разным мирам и эпохам. Где-то он явно успел обжиться и стал своим, где-то ограничился видом из окна и кратким отзывом о гостинице и сервисе. Проще говоря, однообразию в этой книжке места не отыскалось. А вот досадный схематизм временами проглядывает. Особенно это заметно в заглавной повести, построенной на концепциях Джозефа Кэмпбелла – столпа сравнительной мифологии. «Мастер дороги» представляет собой пространную философскую сказку-притчу, персонажи которой вызывают не больше симпатии, чем олицетворения добродетелей и пороков в средневековых аллегориях. Сложность замысла сыграла с автором злую шутку: увлекшись широкими метафорами и играми со структурой, он забыл привнести в свою вселенную хотя бы толику тепла – и от бледных фигур, обитающих на страницах повести, веет искусственностью. В «Оси мира» Святослава Логинова (чье влияние Аренев охотно признает) схожие мотивы обыграны естественнее и удачней.

С другой стороны, рядом мы видим рассказ «В ожидании К.», в котором идеи того же Кэмпбелла воплощены изящно и органично, более того – незаметно для глаза (со смысловой подкладкой так и надо: не годится, чтобы костяк выпирал из-под кожи, такие подробности не для публики). Ареневу удается то, что пытались вслед за Нилом Гейманом сделать многие: взять образы, отложившиеся у каждого из нас в подкорке (мифические или сказочные), и вывести их в реальность. Пытались многие, преуспели единицы – и Аренев среди них. Это тем удивительнее, что основа у рассказа довольно неожиданная – произведения Корнея Чуковского. Персонажи и мотивы «Крокодила», «Краденого солнца», «Тараканища» и других классических историй изящно переплетаются на фоне современного (альтернативного) Петербурга, образуя причудливые порой, но крепкие сочетания. При этом «В ожидании К.» – один из самых актуальных текстов в сборнике, пропитанный невыдуманными эмоциями и небанальными страстями.

Кстати об эмоциях. Если вы еще не догадались, Владимир Аренев – человек неравнодушный. Среди ранних рассказов еще можно встретить незамысловатые истории, по сути – анекдоты, затеянные ради остроумной развязки («Первое правило свинопаса», «Каморка под лестницей», более поздний «Зачет для избранного»). Но чем ближе мы подбираемся к Ареневу сегодняшнему, тем острее становятся конфликты, живее – человеческие чувства, труднее – нравственный выбор, встающий перед героями. Так, в «Деле о детском вопросе» нетипично переосмысленная биография Шерлока Холмса (хотя место ли ей в антологии с говорящим названием «А зомби здесь тихие» – большой вопрос) служит лишь ключиком к другой загадке, несравнимо более сложной – взаимоотношениям отца и сына. И смесь оказывается действенной, разве что небезупречной в пропорциях. А вот к повести «Душница» никакие «разве» не применимы. Такой стройности, такой обманчивой простоте позавидовали бы и некоторые классики. И, кажется, никто еще не писал так о вечной проблеме живых и мертвых. Этот мир очень похож на наш, только существование души в нем – непреложный факт. После смерти человека душа помещается в специальный шар наподобие воздушного и хранится сперва у родных усопшего, затем — в специальном сооружении-некрополе, той самой душнице. Сколько в этих мертвецах от людей, которыми они когда-то были?.. Красивая фантастическая метафора становится поводом поговорить о памяти и помнящих – и рассказать об одном обыкновенном мальчишке, которому пришлось совершить нечто необыкновенное… и повзрослеть. Повесть еще только начала собирать урожай заслуженных премий, но их все равно будет недостаточно; под заголовком «Душница» вполне уместно смотрелись бы слова «Хьюго», «Небьюла» и «Локус».

Тема посмертия притягивает Аренева издавна: рассказ «Единственная дорога» (первый в его карьере), также включенный в сборник, мог бы служить приложением к «Душнице» – как взгляд «с той стороны». Простота сюжета и его воплощения вполне компенсируется искренностью автора. Иное дело «Нарисуйте мне рай» – вещица тоже из ранних, но исполненная с цельностью и надрывом поздних. Загробная жизнь оказывается неотличимой от жизни обычной – и если кто-то вырастил бы из этой мысли социальную сатиру, то у Аренева получилась маленькая драма, в которой поднимаются очень серьезные вопросы, а ответ зависит лишь от читателя.

Впрочем, помимо философского серого в палитре Аренева имеются и другие цвета. К примеру, «Часы с боем» представляют собой увлекательный мистический почти-что-триллер, круто замешанный на вудуизме и перипетиях эмигрантской жизни. «Вкус к знаниям» – забавная экскурсия в эпоху победившего ктулхианства, хотя Лавкрафта в ней заметно меньше, чем затейливо преломленного университетского быта (не будем забывать, мы имеем дело с преподавателем).

Разглагольствуя о темах и цветах, мы чуть было не упустили главную черту портрета – а она-то и бросается в глаза первой: Владимир Аренев из тех писателей, что постоянно растут, опровергая аксиому о прыжках выше головы. А значит, следующие портреты будут еще лучше, без клякс и ломаных линий – но и сейчас не возникает сомнений, что кисть попала в правильные руки.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

С этой книгой я открыла для себя нового автора. Могу лишь сказать спасибо Владимиру Ареневу за возможность заглянуть сразу в несколько разных миров — где-то Лавкрафт, где-то артуриана, а где-то вовсе такое необычное, что и не знаешь, как к этому относиться (я о «Душнице»). Не успеешь опомниться от пейзажа с озером, из которого торчит целый лес рук (и в каждой, конечно, меч), как тебя приглашают прогуляться по Петрограду, да тоже не какому-нибудь, а из стихов Корнея Чуковского. Перефразируя Толкина, передо мной разворачивалось то самое Малое Творение, когда писательский мир обретает вещность, убедительность, зримость.

Какие-то рассказы понравились больше, какие-то меньше, и это нормально. Но ни в одном из них не было скучно. Тем более, что Аренев не улекается конструированием миров ради них самих — в каждом рассказе есть двойное дно, каждый говорит не только (не столько?) о фэнтезийных диковинах, но и о нашей реальности, со всеми ее неурядицами, мелкими и крупными несправедливостями, проблемами.

Бонус для эрудитов: в рассказах Аренева неизменно прячутся «вкусные» детальки: то на полке Шерлока Холмса обнаружится книга Дмитрия Зеленина, то учительница начнет рассказывать про малую эсхатологию...

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх