fantlab ru

Адам Нэвилл «Дом малых теней»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.99
Оценок:
282
Моя оценка:
-

подробнее

Дом малых теней

House of Small Shadows

Другие названия: The House of Small Shadows

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 30
Аннотация:

Кэтрин Говард работает оценщиком на аукционе в Лондоне и ей поручают оценить коллекцию подзабытого, но известного в начале 20 века таксидермиста. Она приезжает в Красную усадьбу, таинственный дом в захолустье, где поблизости есть только опустевшая деревня и нет мобильной связи. Ходят странные легенды о том, почему деревня опустела, но когда Кэтрин показывают первые комнаты с коллекцией, она понимает, что наткнулась на золотую жилу. Она еще не знает, что эта коллекция гораздо страшнее, чем ей показалось на первый взгляд, что над ней висит страшное проклятие, а из Красной усадьбы выхода нет, и жители деревни исчезли далеко не по своей воле...

Номинации на премии:


номинант
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2014 // Роман — Премия им. Августа Дерлета (лучший хоррор роман)

номинант
Хоррор-итоги на ФантЛабе, 2018 // Лучший роман / авторский сборник

Похожие произведения:

 

 


Дом малых теней
2018 г.

Издания на иностранных языках:

House of Small Shadows
2013 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

В силу неясной несправедливой причины люди зачастую преуменьшают ужас школьной травли. Я часто слышала и слышу сонм советов в духе: «Ты не обращай внимания и все. Дети просто шутят. Развивай чувство юмора. Обозвали и подумаешь». В детстве маленькая я верила взрослым и не понимала, что со мной не так. Почему не выходит не обращать внимания на боль от удара ногой в живот, на последствия таскания за волосы, на сломанные пальцы? Через годы, став взрослый и начав работать с детьми, выяснила, большинству родителей и учителей невыгодно видеть вещи в истинном свете, то есть называть травлю тяжелой формой физического и психологического насилия. Гораздо легче обвинить ребенка в недостаточном чувстве юмора и умыть руки.

«Дом малых теней» именно об этом. О непроходящем неисцелимом кошмаре ребенка, которому отказали в помощи, не защитили, не помогли. Жесткий реалистичный текст акцентирует внимание на том, что школьная травля против воли превращает человека в магнит. В дальнейшем к нему притягиваются сексуальное насилие, прессинг на работе, всевозможные жуткие ситуации в социуме. И я, и многие знакомые люди с этим сталкивались. Школа остается позади, но уже во взрослой жизни встает необходимость тратить огромные деньги на десятки психотерапевтов. Единцам везет сразу. Часто поиск своего специалиста затягивается на годы. Потом начинается долгий путь из откатов в прошлое и неподъемных шагов в будущее. Параллельно уже выросшего ребенка могут критиковать, ругать, называть «слабым», «больным», «странным». Самое чудовищное заключается в том, что те, кто бил, издевался каждый школьный день, для общества остаются нормальными социально успешными людьми. Им не говорят ни слова.

Кэтрин Говард, чье имя напомнило о песне «Catherine Howard's Fate» и о реальной жене Генриха VIII, всю свою жизнь проводит в тени школьной травли. Ничего не помогает. Ничего не лечит. Все хорошее напоминает карточный домик из песка и тумана. Работа оценщицы антиквариата приводит её в Красный Дом, где все подчинено одному единственному выводу. Только еще большее насилие способно справиться с насилием. Весь роман об этом. Нечего и добавить.

Читая, я узнавала в Кэтрин себя в детстве и вспышками сейчас, что поразило и встряхнула. Не ожидала от безусловно талантливого Адама Нэвилла такого мастерства. Возможно, кто-то из близких пострадал от травли. Отдельные сцены, проблема с психотерапевтами настолько достоверно описаны, что иного объяснения не представить.

Роман очень хороший. Не о вымысле, о реальной жизни.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нэвилл, Дом малых теней

Честно, не ожидал и близко ничего такого от Нэвилла. Первые 200 страниц, считай половина книги — ничего не происходило. Интереса, в общем то тоже не было, ну там какие то чучела из крыс, какие то куклы с головами животных, набитые пухом, в старом пустом особняке на отшибе, в котором живут две старушки — хозяйка и прислуга. И в этот дом приехала по работе, составлять опись всякой старины для продажи, женщина средних лет, наша героиня, о которой мы знаем, только то что ее обижали дети в школе. Я даже не помню описания внешности этой женщины... Не знаю тут Нэвилл не постарался, или у меня такая память.

Но, книга меня поразила в хорошем смысле этого слова. И даже напугала. Было неуютно, непонятно и страшно. Но только в конце.

Для меня, пока, это самая сильная вещь у Нэвилла из прочитанных — Номер 16, Ритуал, Судные дни. На втором месте Ритуал. Но там концовка — смех. В Судных днях, концовка — кринж из трэшовых фильмов ужасов, да и главный герой как то не вышел, так и остался каким то бегунком, а не персонажем, за которого переживаешь. Номер 16 — самый слабый роман, запомнился только несколькими оригинальными сценами и на этом все, сама история банальна и не интересна (на мой взгляд).

И вот Нэвилла все ругают у нас на форуме фантлаба за слитые концовки. К тому же у этой книги самый низкий рейтинг, около 7 баллов, даже ниже чем у совсем уж слабого Номера 16. С такими чувствами, абсолютно ни на что не надеясь я дошел до середины книги Дом малых теней, к тому времени героиня ожила, ее я уже стал воспринимать как личность, хозяйка-старуха и домоправительница также обрели краски хорошо описанных персонажей. Нэвилл явно набил руку и к этому роману его мастерство точно возросло. Да, много описаний всяких предметов, каких то кажется не самых важных деталей, комнат дома и прочего. При этом, в голове у меня план дома, к сожалению так и не выстроился в единую картину.

Язык Нэвилла и стиль все так же хорош и предельно прост, читается быстро, кроме последней четверти книги. Но ухудшается и усложняется текст не так сильно. Я думаю это из за того, что переводили два человека — Д. Прияткин и Г. Шокин. Предположу, только и всего, что последнюю часть переводил Шокин. Тут встречаются крайне-редко употребляемые словечки из позапрошлого века (там где они совсем неуместны) и трудносоставимые предложения, которые приходилось перечитывать ВПЕРВЫЕ за три книги Нэвилла, которые я прочел (и первой половины этой, к слову). Но не все так плохо, все же Нэвилл пишет хорошо и переводчик не так уж сильно подпортил. Так моментами и только в самом конце. Но ругаться не хотелось! И уж тем более бросать чтение. Так как в конце оно началось — ужас и страх, развязка истории, все завертелось и начало происходить такое, что я никак не ожидал от книги судя по ее оценкам и от Нэвилла судя по концовкам в других его книгах, которые я упоминал. Конечно я не буду ничего раскрывать. Скажу лишь, что книга вам точно понравится, если вы любите мистику, тайны, если ужас для вас это нечто непонятное, что неукладывается в привычную картину мира, от того и так сильно пугает, что это нечто нельзя никак объяснить и загнать в стандартные рамки. Если вам нравятся такие фильмы как Сайлент Хилл и Ключ от всех дверей, то скорее всего вам понравится и Дом Малых Теней Нэвилла.

После этой книги я по другому стал воспринимать Нэвилла, из автора простого но качественного бульварного чтива, вторичного по сути, того что я тысячу раз видел во многих фильмах ужасов, он превратился в писателя, способного создавать оригинальную литературу ужасов, которая может удивлять и даже пугать. По крайней мере чувство горечи, страха за героиню у вас точно появится. Также как и чувство какого то неуютного, гложащего темного кошмара с изрядными крупицами безумия.

Да, в Малых тенях, пожалуй, впервые стали появляться интересные мысли, обернутые в красивый художественный стиль. Таких предложений мало, но они встречаются. И это говорит о прогрессе в писательском мастерстве, который заметен в сравнении с более ранними работами.

Подводя итог. Моя рекомендация, всем любителям мистики и ужасов, оригинальных и даже безумных образов и сцен! Читайте! Нэвилл превзошел сам себя в этой книге. Конец истории яркой грустью отпечатывается в памяти.

Недостатки есть, их возможно, я опишу позже.

Твердая и уверенная восьмерка из десяти балов.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Адам Нэвилл решил сыграть на поле Лиготти, сконструировав замысловатую антуражную готическую историю и припудрив ее узорчатыми оттенками сомнамбулизма.

Автор словно водит нас по старинному музею, коим является так называемый «Красный дом», подробно конспектируя за нас каждый уголок, обращая внимание на любую мелочь. Описание экспонатов М.Г. Мэйсона впечатляет, хочется увидеть эти коллекции своими глазами, и даже потрогать их, прочувствовать на себе их леденящий взгляд, то есть побывать в шкуре главной героини – Кэтрин Говард.

Нам сразу дают понять, что судьба Кэтрин трагична, жестока и бессердечна, она с раннего детства изгой для общества, но при этом, когда она возвращается в родные пенаты, то ностальгирует по былым временам и всячески восторгается призрачными раритетами ушедшей эпохи.

Атмосфера готической топи, мрачнотеневого декаданса проявляется во всем, начиная от самого убранства дома и заканчивая его странными обитателями. Первая половина книги, когда героиня знакомится с ними, воспринимается напряженно, нервы спиралевидно перетягиваются и нам становится не по себе.

Дальнейшие мрачные описания заброшенной деревушки, и вместе с тем пугающее присутствие чего-то неизведанного, незримого, непонятного и чуждого, обитателя чужой вневременной ипостаси, доводят страхометр до высшей точки. Вот он, хоррор нашей мечты, изящный, стильный, давящий, пугающий, в бездну зовущий, пробирающий до мурашек.

Но тут случается вторая половина книги, а вместе с ней и каламбурная концовка.

Исчезновение с переднего плана чудовищных кукол, чучел и вообще всей необходимый для жуткого ремесла требухи вызывает множество вопросов, так как становится совершенно непонятно, для чего нам в первой половине книги так усердно рассказывали и показывали эти гениальные творения безумного кукольника и таксидермиста. Уверен, что любой читатель ждал активного сверхъестественного проявления именно среди бесценных экспонатов, душа требовала предсказуемый спектакль кошмарных перевоплощений.

Но Нэвилл решил снабдить героиню приступами парасомнии, размывая границы реального и воображаемого, отправляя странствовать в поисках неведомых кадатов, безликих персонажей, искаженных предметов.

И перед нами предстали многомерные трансформации, а все, что было с таким усердием предъявлено, оказалось подменой и сумасбродным перевертышем.

Любой предмет, обстановка, манекены, даже люди, могли быть иллюзией, пеленой метафантастических измерений. И больше всего жалко красивый старинный дом, который лучше бы был тем, что никто не замечает, домом на стыке времен, попасть в который дано лишь избранным, таким как Кэтрин, такой ход был бы по мне интереснее.

А так читатель оказался марионеткой в руках автора, как и главная героиня, которую все подчиняют и водят по шахматной доске, и начальник, и любимый Майк, и обитатели дома, как зримые, так и скрытные.

Добивать последние страницы приходилось отчаянным штурмом, так как разбираться в метаниях героини во сне и наяву стало сложно и неинтересно, я бы даже сказал утомительно. Каждый раз, когда зловещий образ растворялся на глазах, оказавшись сном, либо сном во сне, постигало глубокое разочарование и досада: вот они ретроспективные конвульсии творений М.Г. Мэйсона.

Увы, от произведения безжалостно сквозит вторичностью, вспоминаются известные фильмы (концовка кричит нам это название), а также заметно влияние источника вдохновения автора — уже упоминаемого Томаса Лиготти. Спасибо на том, что Нэвилл не стал уподобляться маэстро сюрреалистичного гротеска и пощадил наш разум, но искренне жаль, что он недокрутил так прекрасно порхавшее в чертогах усмехающейся тьмы произведение.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверное сюр – это не моё.

Первая половина романа — это только завязка: знакомство с персонажами, какие-то флешбэки из детства главной героини, знакомство с домом и куклами, псевдо история таксидермиста и его кукол, описание деревни с калеками и подобный сюрреализм не вяжущийся с сюжетом.

Во второй половине книги сюр только нарастает: героиня бродит по дому, то во сне, то наяву, не понятно, когда она спит, а когда бодрствует — толи это ее глюки, толи действительно с ней происходит.

В конце вроде всё должно сплестись в один клубок, но концовка вообще, как будто из другой оперы: дом другой, куклы исчезли (для чего они вообще описывались в первой половине книги, а также описания военных диорам из маленьких крыс, кукольных фильмов и т.п.).

Пока что это самая слабая книга Нэвилла из прочитанных, даже Номер 16 была поживее, не смотря на то что там страниц на 100 больше, но история Дома малых теней похожа на галюны человека, который лежит с температурой под 40 во время гриппа.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

В очередной раз восхищаюсь тем, как Нэвилл раскручивает, казалось бы, незамысловатый сюжет. Есть странный дом со странными обитателями, есть подозрительные куклы — уже выглядит привычно. Но нет, Адам создает вокруг знакомых образов такой мир, из которого не хочется выходить, пока не узнаешь всех деталей. Интрига действительно есть и раскрывается она весьма неожиданно. А на пути к раскрытию предстоит додумать не мало намеков, символов и недосказанностей. Мастер, что уж говорить. Твердая 10-ка.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

После второй прочитанной книги Нэвилла могу вынести собственное ИМХО. Британец — не гений, но очень хороший ремесленник, который выдает хорроры на крепкую «четверку». Были, чего уж скрывать, мысли о том, что кое-где автор словил синдром «многобукаф» — начал отвлекаться и повторяться — хотя есть подозрение, что многие фразы чересчур утяжелил перевод. Да и среди «пугалок» хватает заезженных приемов.

Зато в целом «Дом малых теней» отрабатывает каждый рубль своей цены: персонажи психологически выработаны до мелочей, напряжение поднимается органично, жуть умело нагоняется полунамеками. А интрига-то какая — я вообще не заметил, как первые 200 страниц пролетели. И концовка, одним жестом расставляющая почти все точки над i — красота, да и только. Качественный готический хоррор.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

В целом книга понравилась. Но. Лишь потому что автор — неплохой рассказчик. В остальном роман — одно сплошное клише. Начиная с ГГ, получившей в детстве тяжёлую душевную травму, заканчивая ожившими куклами. Неплохо, но «не фонтан».

Оценка: 5
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Явное влияние «Мальпертюи»,жуткий дом из которого не выбраться,странные куклы,некая магия,посредством которой душу человека переносят в куклу,и наконец жуткие хранители дома.

Оценка: нет
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мой мир огромен,

А я так скромен.

Вся жизнь спектакль —

Я в ней актер (с)

***

Адам Нэвилл – писатель талантливый. Его «Ритуал» и «Судные дни» — локальные шедевры в своем жанре. Автору удается сочетать саспенс и смысловую нагрузку, не уходя в голимый экшен или слэшер. В принципе, Нэвилл – главный писатель в серии «Мастера ужаса», что само по себе достаточно круто. Его очередное крупное произведение – «Дом малых теней» — так же вышло в серии «МУ».

Роман повествует о женщина средних лет – Кэтрин. Кэти работает оценщиком антиквариата. Получив очередное задание от босса, Кэтрин отправляется в Красный дом, в котором много лет назад трудился знаменитый токсидермист Мэйсон. Нэвилл так погружается в тематику, что кажется, будто Мэйсон и правда существовал. Подобный подход для Адама не нов, он это же делал в «Судных днях». Это определенно плюс – так уметь балансировать между выдумкой и реальностью. «Дом малых теней» выполнен в стилистике готического романа. Есть дом («Красный дом»), много мрачных тонов, истории о призраках тонко переплетаются с действительностью, что границу найти крайне тяжело. Примерно до середины произведения роман практически лишен движения и сюжета. Рассказывается о прошлом Кэти, дается вводная, качественно описывается атмосфера. Атмосфера, к слову, очень внушительная. Зато начиная с середины, появляется движение, атмосфера нисходит до нижних границ, повествование становится сумбурным. Это практически «ненадежный свидетель». Вот он Адаму и не удался.

Роман, увы, не лишен минусов. Во-первых, он нестрашный. Совершенно. «Ритуал» был жутковат, как жутковаты и «Судные дни». Во-вторых, сюжет очень банален и примитивен. Всё это уже было. Было в фильме

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Ключ от всех дверей»
, было в фильме
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Прочь»
. Скорее всего, знатоки жанра назовут еще кучу фильмов, книг или песен. Взять, например, группу «Король и Шут». В-третьих, роман не выглядит цельным. Скорее он половинчатый. Наконец, какая идея? «Судные дни» поднимали вопрос жажды легкой наживы и расплаты за выбор, «Ритуал» жестко говорил о дружбе. Последняя претензия – финал. Сам по себе он хорош. Но чуть больше хотелось бы ясности.

Заключение: это далеко не лучший роман Адама Нэвилла. Он достаточно абстрактный, он использует избитые темы. Атмосфера присутствует только в первой половине. Не удивляет, что «Ритуал» и «Судные дни» имеют оценки на фантлабе выше, чем у «Дома». Жаль, что автор выбрал перспективную тематику, но реализовать толком не получилось.

7 домов из 10.

Оценка: 7
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вышедшие в серии «Мастера ужасов» книги «Ритуал» и «Судные дни» очень понравились. Мастерски созданная автором атмосфера хоррора, отличные сюжеты, несомненная способность Нэвилла напугать читателя. По сути, только эти две книги в серии МУ, на мой взгляд, можно с полным правом назвать ужасами. Автор меня очень заинтересовал, даже несмотря на явно слабый и неудачный роман «Номер 16». Все-таки была надежда, что после «Ритуала» и «Судных дней» автор выдаст что-то не менее шикарное, поэтому «Дом малых теней» ждал с нетерпением.

Тем сильнее было разочарование и недоумение после прочтения этой книги. Скучно, затянуто, нудно, непонятная концовка, какая-то отписка автора, а не законченное продуманное произведение По жанру книгу отнес бы к триллеру в жанре сюрреализм, но никак не к ужасам. Весьма слабая работа Нэвилла, нудятина уровня «Номер 16». Неудивительно, что за это поделие автор не получил никаких наград (в отличие от «Ритуала» и «Судных дней»). По прочтении книги автор выражает благодарность Т.Лиготти. И тут все начинает вставать на свои места. Нэвиллу, безусловно, в этой книге удалось попасть в струю Лигготиевской бессмыслицы. Конечно, до степени философской шизофрении, представленной в рассказах Лиготти, Нэвиллу пока еще далеко, но такими темпами к этому он придет довольно скоро.

Конечно, на фоне барахла, выпускающегося в серии МУ, «Дом малых теней» не самая плохая книга. Макулатурного уровня Нэвилл пока не достиг, но очень близок к этому, к сожалению. Жаль потраченного времени. 4 из 10 (да и то учитывая прежние заслуги автора).

Оценка: 4
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Дом малых теней» Адама Нэвилла на первый взгляд классическая история о мрачном старинном особняке, который хранит призраков и темные тайны прежних владельцев. Таковым он и является, но автор доказывает, что самую заезженную идею можно подать интересно и свежо. После неудачных на мой вкус «Судных дней» я дал Нэвиллу еще один шанс и не прогадал. «Дом малых теней» — прекрасный роман, который я ставлю в один ряд с моими личными главными открытиями последнего времени, «Усмешкой тьмы» Рэмси Кэмпбелла и «Инициацией» Лэрда Баррона. И это самый настоящий хоррор, без скидок.

Ужас здесь созерцательный, если можно так сказать чувственный, на уровне тактильных ощущений. Монстров не покажут, но на протяжении всей книги они будут топать в пустых коридорах маленькими ножками, скрестись в закрытые двери, невзначай касаться, когда ты этого не ждешь. Зло мелькает в оконных отражениях, в покосившихся пчелиных ульях, набитых жирными раскормленными мухами, в жутких диорамах, чучелах и куклах спятившего на войне священника. Который разочаровался в старом боге, но нашел для себя бога истинного.

Не изменяю своего мнения и считаю, что идеальная форма для хоррора — это рассказ. В малой форме жанр остается наиболее чистым (хоть я и ненавижу это определение), тогда как в романах чаще всего становится скорее жанровым приемом. Однако всегда найдутся исключения из правил. Полноценные хоррор-романы, в которых ужасы не перевешиваются драмой, городским фэнтези, детективом, романом взросления или чем-то еще. Это «Сияние» и «Кладбище домашних животных» Кинга, «Проклятая игра» Баркера, «Откровение» Литтла упомянутые произведения Кэмпбелла и Баррона, «Nevermore» Кабира и конечно же «Дом малых теней». Это ли не мастерство? Аплодирую стоя.

Здесь темнота будет спасением, ибо при свете ты вряд ли захочешь выяснить, кто именно шевелится в темных углах. Здесь куклы славят собственных святых и играют с людьми, как с марионетками, а от своеобразного «хэппи-энда» невольно шевелятся волосы на затылке. Здесь мертвые животные становятся отражением человеческих страданий. Здесь калеки маршируют и поют песни. Кукольные люди и люди-куклы

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

История дома с призраками — одна из основополагающих в жанре ужаса, подобно убийству в закрытом помещении для жанра детектива.

И каждая удача в таком, вобщем-то не самом просто формате для романа, значительно ограничивающим и размеры локаций и количество героев, ценится особенно высоко. Прочитав Дом малых теней склонен относить его именно к удачам жанра, прощая не очень ровное повествование и местами притянутые за уши поступки героев.

Невилл смог создать загадочную и мрачную атмосферу в усадьбе, разыграть в воображении читателя ряд крайне неприятных картин, прописать весьма подходящую предысторию событий в флешбеках и даже воплотить действительно классные твисты в конце. Хороший слог и возможность легко прочитать роман в течении одного дня только еще больше располагает произведение для положительных рекомендаций.

И хотя ДМТ все таки не дотянет по уровню до шедеврального Сияния, он уж точно возвысится на кучей ничем не примечательных подделок.

И очередной личный плюс серии «Мастера ужаса», сумевшей открыть для меня уже нескольких крутых авторов жанра.

Оценка: 7
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кэтрин явилась в Красный Дом словно во сне...

Именно с этой интригующей фразы начинается роман Адама Нэвилла «Дом малых теней», рассказывающий о злоключениях молодой девушки, приехавшей в старинный особняк, принадлежащий племяннице талантливого таксидермиста и кукольника М.Г. Мэйсона, с целью подготовить каталог работ последнего для грядущего аукциона.

Не сложная, на первый взгляд, задача оборачивается для Кэтрин самым настоящим кошмаром, который подобно раковой опухоли глубоко проникает в ее жизнь, попутно выталкивая на поверхность неприятные воспоминания о странных событиях ее детства.

И уже очень скоро гениальные работы Мэйсона и желанный аукцион отходят для девушки на второй план, а единственно важным становится стремление как можно быстрее покинуть Красный Дом, дабы окончательно не сойти с ума.

Беда только в том, что все это будет происходить лишь на словах, тогда как на деле Кэтрин будет безбожно тупить, одну за другой упуская возможности сбежать из ненавистного ей здания.

Я еще могу понять, когда из-за неблагоприятных обстоятельств персонаж просто вынужден бороться со злом, надеясь обрести долгожданную свободу. В этом случае у меня нет проблем с сопереживанием ему. Но если герой даже не пытается убраться из гиблого места, при условии, что его никто и ничто насильно не удерживает там, то это вызывает у меня лишь недоумение.

Это же чувство я испытал, закончив читать роман и взглянув еще раз на его название, крупными буквами выведенное на обложке книги. Дом малых теней? Серьезно?... Дом был, да. И куклы в нем присутствовали. Только вот реального взаимодействия Кэтрин и этих рукотворных созданий, я, к сожалению, не увидел. Хотя... в самом начале произведения был неплохой и по-хорошему жуткий эпизод, связанный с марионетками, когда девушка осталась ночевать в особняке, но он же остался и единственным. Безусловно, в романе полно различных пугающих сцен, но таких, в которых бы действовали непосредственно куклы, считай что и нет. А это, на мой взгляд, огромный минус для текста, озаглавленного как «Дом малых теней».

Возможно, я бы не обратил внимание на вышеизложенные недостатки, если бы повествование развивалось динамично, не оставляя времени для копаний в сюжете. Однако и здесь автор подкачал. Правда, отчасти, поскольку первая половина книги читалась с большим интересом. Но вот вторая... это какой-то замкнутый круг из повторяющихся блужданий главной героини по особняку и связанных с ними однообразных переживаний. Одним словом, скука смертная.

Эх, не ожидал я такого от Нэвилла. Надеялся получить новые «Судные дни» или «Ритуал», а в итоге отведал пресной каши вроде «Номера 16». Хотя отговаривать от чтения «Дома» я все же не стану, потому как это не самый «ужасный» хоррор на свете.

Попробуйте, вдруг вам понравится.

Оценка: 7
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

После «Ритуала» авторитет Нэвилла, как автора, пишущего в жанре хоррора, в моих глазах несколько пошатнулся. И не то, чтобы «Ритуал» был очень уж плохим романом, — нет. Просто такой триллерообразный хоррор — не моё. События скачут как в калейдоскопе: не успеваешь не то, что испугаться, но даже понять, что тебя пытаются испугать. А я люблю спокойный, вдумчивый хоррор, где пугают не кошмарные события или жуткие монстры, а сама атмосфера произведения. Поэтому к чтению «Дома» приступал с некоторой опаской, — вдруг опять триллер подсунут. Но на этот раз Нэвилл, как говорится, не подкачал. Он как будто решил реабилитироваться в моих глазах. Все то, что мне не достало в «Ритуале», в избытке и с лихвой пребывает в «Доме».

Начать с того, что сюжет произведения — достаточно условен. Его не то, чтобы нет совсем: есть некая завязка, которая должна придать хоть какое-то направление и обоснование дальнейшему повествованию. А вот дальше в плане сюжета практически ничего не происходит. Вплоть до самого конца. Хотя и концовку тоже следует признать в достаточной степени условной: с тем же успехом там могла быть любая другая. Зато книгу можно читать не спеша, наслаждаясь и смакуя каждый понравившийся момент, перелистывать назад и вперед, смело бросая чтение на любом эпизоде, — поскольку сюжет стоит на месте, ничего не потеряете. А вот любителям всякого рода экшена можно уверенно проходить мимо, — заснете на первых же страницах. Для любителей «мясца» тут тоже практически нечем поживиться: есть несколько пикантных моментов, но они настолько разрозненны и малочисленны, что вряд ли стоит ради них перелопачивать довольно крупный роман.

Но зато для любителей атмосферного хоррора, для истинных ценителей качественного незамутненного саспенса — здесь настоящий пир. Тяжелая, душная, гнущая к земле атмосфера то ли ночного кошмара, то ли горячечного бреда, от которого нельзя ни проснуться, ни очнутся, буквально сводит с ума. Явь и видения наслаиваются друг на друга, и вкладываются друг в друга на манер матрешки до такой степени, что в какой-то момент перестаешь различать границы перехода одно в другое. Да и сами главные герои: не понятно, — то ли реально существуют, то ли являются порождением этих самых видений. А более всего непонятны мотивы их поступков: то ли некое странное зло ими движет, то ли весьма изощренное добро. В общем, то ли абсурдный кошмар, то ли кошмар абсурда. Сюр и Босх. Честно говоря, я даже порой сомневался: а точно передо мной произведение Нэвилла, а не, скажем, Томаса Лиготти. Правда, в послесловии автор признается, что при написании вдохновлялся как раз творчеством этого самого Лиготти, что многое объясняет. Короче говоря, Нэвилл превзошел сам себя по всем параметрам.

В итоге, лично для меня этот роман стал стопроцентным шедевром и несомненной удачей автора. Но, учитывая вышеописанную специфику, рекомендовать его можно далеко не всем любителям хоррора.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

В серии «Мастера ужасов» издана уже 12-я книга, а в планах стоят еще как минимум 6. Это несколько обнадеживает.

«Дом малых теней» — четвертый роман Адама Нэвилла, прочитанный мной, и третий, вышедший в «Мастерах ужаса». Предыдущие его книги я оценил достаточно высоко, что меня и подтолкнуло к покупке этой. Увы, но «Дом…» стоит в стороне от остальных работ автора, и это не тот тип хоррора, что я люблю.

Внешне может показаться, что жизнь Кэтрин Говард удалась: тихая и спокойная работа мечты, уютная квартирка, любимый человек. Вот только за всем этим стоит длительный прием антидепрессантов, психические недомогания и травмы, которые нет-нет, да напоминают о себе. Кэтрин работает оценщицей антиквариата и очередным ее заданием становится оценить уникальную коллекцию кукол ныне покойного М. Г. Мэйсона, которая хранится в его особняке. Кэтрин отправляется туда, даже не подозревая, что так просто это место ее не отпустит.

«Дом малых теней» не использует активных пугалок, он делает упор на атмосферу вязкой жути, которая накапливается очень медленно. Первая половина романа вообще может похвастаться лишь парой странноватых моментов и обилием жизненных горестей главной героини. Создавалось впечатление, что Нэвилл решил пугать не инфернальными тварями, а реальной жизнью, которая подчас гораздо страшнее. Но когда образ Кэтрин получился максимально объемным, началось то, что мы любим: шорохи в темноте за дверью, странные шепотки, пугающие видения и все в таком духе. Увы, это быстро переросло в сюр в духе Лиготти. Множество вопросов остались без ответов, мистика оказалась настолько неуловимой, что после прочтения создается ощущение, будто поиграл в догонялки со здравым смыслом среди очень густого тумана.

Что качается российского издания, то оно примерно на уровне предыдущих книг: стильная обложка, пухлая серая бумага, некоторое количество опечаток, плюс ошибки в духе «в одна тысяча двадцать восьмом году», когда пропущено слово (в данном случае – девятьсот) и «лишь полтора года назад, добравшись до родительского дома в Вустере, за восемнадцать месяцев до этого…», когда редактура дала сбой. В остальном все в пределах нормы.

Объективно – это хорошая книга и качественный хоррор. Субъективно – не моего типа литература, но надеюсь когда-нибудь мне все же захочется к ней вернуться.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх