fantlab ru

Максим Кабир «Чёрная Церковь»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.48
Оценок:
397
Моя оценка:
-

подробнее

Чёрная Церковь

Рассказ, год (год написания: 2012); цикл «Болотная трилогия»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 65
Аннотация:

Есть легенда, что в глухой тайге, на болоте, местный сумасшедший построил Чёрную Церковь. Без единого гвоздя, из коряг, ила и тины. Правда ли, выдумка ли, кто знает? Но неугомонные туристы и по сей день ищут подтверждения старой легенде. Ищут, на свою погибель...

Примечание:

Опубликовано в сети в 2013 г.


Входит в:

— журнал «DARKER № 3'13 (24)», 2013 г.

— антологию «Самая страшная книга 2015», 2015 г.

— сборник «Призраки», 2019 г.


Похожие произведения:

 

 


Самая страшная книга 2015
2015 г.
Призраки
2019 г.

Аудиокниги:

Призраки
2019 г.

Электронные издания:

«DARKER» № 3'13 (24)
2013 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Максим Кабир — автор довольно разноплановый. Есть у него простенькие, но от этого не менее симпатичные «одноходовочки»; есть бытовой, натуралистичный хоррор; есть пионерские страшилки и черно-юмористические ужастики в духе «Баек из склепа»... а есть «Черная Церковь». Пожалуй, самый атмосферный рассказ автора. И на мой вкус — лучший. В этой истории тесно сплелись прошлое и настоящее, забытые предания и хранимые памятью страхи, мифологические существа и монстры в человеческом обличье, завораживающая красота русской глубинки и тоска об ушедшей эпохе. Рассказ удивительно живой, настоящий и страшный — несмотря на то, что действия особого там нет. Антураж вырисовывается пред глазами так четко, что можно почуять запах листвы, услышать стоны болот. И в глубине всей этой сибирской красоты — зримо и осязаемо, точно паутинки липкого кошмара поутру, которые никак не удается сбросить — проступает черное, перекошенное здание с корягой вместо креста. Просто отлично.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Знаете, если вам, как пытливому читателю, хочется от страха кирпичей наложить, то прочитайте «Черную церковь» и поезжайте погулять в какую-нибудь болотисто-лесистую местность. Эффект гарантирован. А если еще на плеер Мр3-шник колокольных перезвонов зальете, то вообще есть все шансы остаться заикой.

Вот такой добротный рассказ.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересно, существует ли такой поджанр, как «мифологический хоррор»? Если да, то к нему определённо стоит отнести «Чёрную церковь» Максима Кабира. Любопытно, что в течение всего рассказа с героями не происходит ничего сверхъестественного. Весь ужас, словно Чёрная Церковь под болотной трясиной, притаился в прошлом, в легендах, которые боятся рассказать молодым туристам трое стариков. Вязкий, словно топь, слог Кабира, затягивает читателя в повествование с головой, не отпуская до самой развязки. Хотя бы ради этой вещи стоит купить сборник.

Конечно, найдутся и те, кому «Чёрная церковь» не понравится, ибо, повторюсь, экшена там совсем нет. Что ж, есть фастфуд, а есть ресторанные блюда, которые восхищают не только вкусом, но и внешним видом. Кабировское творение можно сравнить с изящным деликатесом. Его не жрать надо, а пробовать, откусывать по чуть-чуть, смаковать каждый кусочек.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я, похоже, читал какой-то другой рассказ, сильно отличный от того, что читали другие комментаторы. Я могу понять оценку 5-6, даже 4, наверное могу понять. Двоек и единиц, по моему скромному мнению, «Чёрная церковь» не заслуживает. Очень хороший мистический рассказ, поданный в виде байки, сложенной из воспоминаний очевидца, газетной статьи, легенд и домыслов. Атмосфера сибирской глухомани, языческая жуть, потусторонняя, но при этом естественная именно там, среди непроходимых болот и заповедных лесов. Это самый что ни на есть самобытный русский хоррор. Этакий таежный дзен, сосуществование древнего зла, обосновавшегося на болоте, и бессильного отмирающего добра, доживающего век в заброшенном поселке. С этого рассказа началось мое знакомство с хорошим автором — Максимом Кабиром. До сих пор слежу за его творчеством и пока ни разу не разочаровался. В «Самой страшной книге — 15» рассказу самое место. Пусть он и другого года.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Так-с. В качестве затравки к грядущему сборнику наугад знакомлюсь с рассказами, уже доступными в сети. Первый блин комом. Абсолютно невнятная, скучная побасенка не соответствующая не только самой СТРАШНОЙ книге, но и вообще хоррору. Я не знаю, что здесь вообще может напугать. Сплошь однобокие, плоские персонажи? Или скукота и монотонность повествования? Отсутствие логики в рассказе? Весь сюжет — набор затасканных штампов, надеялся хотя бы на слабенький твист в финале... Да куда там! Короче говоря, лично я это мракобесие никому не рекомендую. Издевательством было включать это в сборник. Очень надеюсь, что мне просто не повезло с рассказом и остальные будут на порядок выше, ибо на истории такого уровня тратить деньги — глупость.

Оценка: 1
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Уподобившись Крамарову Савелию с его бессмертным «А там мертвые с косами стоят..», автор садится у костра и начинает свой неспешный рассказ про черную церковь, ещё не понимая, что из местного фольклора у него получится не леденящий кровь ужас а анекдот, подстать вышеупомянутому Савелию Викторовичу.

Я прямо вижу как автор в поисках материала обращается к корням, видимо, памятуя о, когда-то напугавшей его в детстве истории про «черную церковь» и чертов, что живут в лесах. Засыпай сорванец, а то придет дембель, выпьет водки а под столом — копыта торчат! «Да я черт!» — кричит солдат и все девочки в пионерлагере пищат, а пацаны бравируют, хоть сами и в штаны наложили. Эта история не фигурирует в рассказе, но просится на язык так же сильно как аналогия — сталинская «дьявольская дивизия» с зомби фашистами. Треш и угар, — автор классно повеселил бы, если б не пытался делать серьезную мину при хреновой игре.

Читать утомительно, скучно и самое главное — нисколько не страшно. Автор манкирует всеми хоть и избитыми, но все же атрибутами жанра — бу эффект, саспенс, атмосфера и прочее. Взамен предлагает насладиться своим стилистическим талантом, который на поверку оказывается просто пшиком. Так и хочется ляпнуть «А король то голый», когда вижу фразы «Тридцатилетний красавец, обладающий не дюжим интеллектом». Такой чепухи достаточно много, но ставка видимо была сделана на неискушенного читателя, и как можно понять, коли рассказ в сборнике — она сыграла. А зря.

Оценка: 1
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

А вот здесь мне легло, что называется, в цвет. Всё. Возможно, оттого, что и сам я из лесу вышел. Пусть не северного, западно-сибирского, но мне в рассказе знакомо многое. И зримо, и чувственно. Может, отдалённая историческая перспектива малость и искажена, но за это как-то не успеваешь уцепиться — повествование тянет дальше. Хороший рассказ. Определённо хороший.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если честно,не понимаю почему этот рассказ попал в антологию. В рассказе нет даже намёка на страх. Да,мистическая нотка присутствует,тут даже спорить не буду, но страха не внушает.

Слишком много деталей,которые свалить то свалили,а раскрыть до конца не постарался автор. Быть может если бы это был не рассказ,а полноценная книга то Максим Кабир и героев и все нюансы смог бы полноценно раскрыть. Но мы имеем то что имеем. Мне было скорее скучно во время чтения нежели страшно.

Оценка: 4
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хрестоматийная история ужасов, в которой нет ничего лишнего. Отличные декорации, отличный слог... Опять же: история оставляет простор для воображения, домысла, и при этом не сказать, что она растрачивается на нечто необъяснимое и неясное. Нет, все здесь на ладони. Одна из лучших работ в сборнике.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Россия, как говорится в рассказе, держится на трех китах: Боге, Сталине и железных дорогах... Русский хоррор своих китов пока не сыскал, однако меня нисколько не удивит, ежели однажды одним из них окажется отличный автор Максим Кабир. С произведениями Кабира мое знакомство началось относительно недавно, и большинство из них до сих пор оставляли очень приятное впечатление. Не стала исключением и замечательная “Черная церковь” — без сомнения, одна из жемчужин сборника. Увлекательная, ладно написанная страшная история, про… нет, ни слова больше. Читать, однозначно читать!

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ужасы, как таковые, не встретились. Присутствует мистическая составляющая, но она (как зачастую у многих русскоязычных произведений) настолько «размазана» и растянута, а не раскрыта внутри обрамляющих её историй (и несколько вообще параллельных мистике) из реальности, что становится достаточно грустно.

Например, только к середине рассказа всплывает:

«По краю прошёл слух, будто на болотах за Пешницой поселился страшный как черт мужик, и будто строит он там дом.

- Не дом он строит, а дворец! — говорили сельские жители. — Уже три этажа возвёл, самостоятельно!

- Из чего ему строить? — не верили скептики. — Не иначе в Вологде гвоздей закупил?

- Без гвоздей строит! — клялись первые. — Из коряг, из окаменевших деревьев да грязи. А по ночам ему строить караконджалы помогают.

Караконджалами в народе называли спутников Лиха Одноглазого, рогатых безобразных тварей.

- Вот что! — вступал в разговор взрослых веснушчатый мальчуган. — Я на болотах ягоду собирал, собственными глазами стройку видел. Нет там никаких караконджал. А Сворж есть. Косматый, злой. И то, что он строит, верно, только это не дом, а церковь. Чёрная она, что стены, что крыша. По бокам её балки подпирают – брёвна сосновые. Вся она неровная, неправильная, жуть берёт. С купола ил стекает, а на маковке заместо креста перекрученная коряга. Я, как увидел, сразу оттудова дёру дал!

И вновь пошли слухи от Пешницы до Южанска, про Церковь Болотную Чёрную, хоть её саму мало кто видел. Не потому, что пряталась она, а из-за страха людского разумного на грешное дело смотреть. Но были смельчаки, и подтверждали они: Церковь существует.

- Ну и что! — отмахивались упрямые скептики. — Согрешил человек, теперь вот грехи замаливает, храм для лесных зверюшек строит.

- Не для зверюшек, а для хмырей болотных. И сам он уже на человека не похож: лает, на четвериках скачет да, знай, бока своего уродства глиной смазывает.

Но какой бы невидалью ни была болотная стройка, глаза она не тёрла, ибо оставалась скрытой в таёжной чаще. И Архитектор (как прозвали каторжника) к людям не захаживал. Шли годы, Церковь превратилась в местную страшилку, обросла вымышленными подробностями, вроде икон с рогатыми мордами и трона внутри (для самого Лиха). В 18-ом году людям было не до фольклора. Гражданская война докатилась и до самой тайги. Интервенты захватили Архангельск. Потом, в 20-ом, пришли большевики, и неожиданно даже для местных жителей один архангельский комиссар вспомнил про Болотную Церковь.

Борис опускает глаза вниз газетной страницы на фамилию автора статьи.

- Почему бы вам не расспросить этого Павлухина В.А?..»

А далее вновь -словеса...

И, ладно бы — по делу, а то, как любит приговаривать — вопрошать в своих видео-рецензиях Красный Циник: «Где логика?»

С чего бы атеистам — красным («комиссарам»- это уже терминология самого автора) разгневаться на «богомерзость»?

Они, что на миг вновь вернулись в лоно какой-то христианской конфессии? Чтоб потом также внезапно покинуть его...

«Комиссары как увидели плод многолетних трудов мастера-отшельника, так и побагровели от ярости. Всякое желание агитировать пропало. Одно желание осталось: стереть с лица земли богомерзкое сооружение да поскорее. Они-то все умерли вскоре, красноармейцы эти, но мальчик-проводник прожил долго и говорил, что старшой их плевался и кричал, мол, уничтожить немедленно. Порешили они вернуться с пулемётами и издалека Церковь расстрелять.

- А чего ж не сжечь или взорвать?

- Того, что к самой Церкви они дороги не нашли. Будто из самой топи она росла, так что только издалека смотреть и можно. Они притащили доски, сколотили помост на берегу. Уже приготовились стрелять, как вдруг из лесу выбежало что-то похожее на большого пса. Ну, это им так показалось, на самом деле, то был старик, только уж больно неухоженный, заросший и чёрный. И передвигался он, как пёс. Рассказывают, зыркнул дикарь на советскую власть глазищами горящими — и шасть в Церковь. Лишь внутрь зашёл, как постройка покачнулась, заскрипела чёрными брёвнами и вмиг исчезла. Утонула в болоте, только рябь над кривым крестом пошла. Не в кого стрелять красноармейцам, пошли они домой. «

Оценка: 2
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Добротный и крепкий мистический триллер, построенный на сибирском фольклоре – за это сразу плюс. Немного надоели большие города) Хороший язык, приятно читается, атмосферно. Чего немного не хватило –так это ужаса. Затягивает, но не пугает, атмосфера скорее мистически- триллерная, чем хоррорная.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, он очень атмосферный. Взять хотя бы образ тайги. С другой стороны, страшного в рассказе мало. Зато в рассказе приятный авторский язык Кабира. Главная проблема, на мой взгляд, в произведении в том, автор понамешал слишком многого в свой рассказ. Каша какая-то.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший мистический триллер.

Красивый и интересный рассказ, о проклятой «чёрной церкви», людях, пропадающих на болоте. Ещё одна история из провинциального фольклора. Отличным дополнением служит заброшенные таежные посёлки Архангельского края, разрушающиеся лагеря, железная дорога, по которой больше никто не ездит. И болота.

Очень атмосферный рассказ.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первый рассказ из оформившейся уже позднее «Болотной трилогии». Трилогия крайне условная, объединяет ее только болотная тематика и место действия, да и то лишь в широком смысле – север европейской части России. Рассказ один из самых ранних у автора (и это чувствуется), однако очень удачный и эффектный.

А еще – и это отдельный интересный момент – в некотором смысле взгляд на мистический ужастик глазами второстепенных персонажей. Ну, знаете, типа каких-нибудь хмурых селян из полумертвой деревни или сумасшедшего деда с заправки, который грозит кулаком проезжающим малолетним дебилам, приговаривая: «Воротайтесь взад, а то вы усе здеся сдохнитя, ыхыхы!» Но их никто не слушает. Вот тут такие персонажи и выведены на первый план. А городские искатели чертовщины – соответственно, задвинуты на второй, и об их конечной судьбе мы даже не узнаем (хотя можем догадаться).

Ну и сама легенда придумана отличнейшая, сочная и мрачная. Утонувшая в болоте нечестивая церковь, построенная сумасшедшим беглым каторжником. И дьявольский колокол, звенящий из глубин трясины. Такой образ еще был у Короткевича в «Дикой охоте короля Стаха», но и там он открыто позиционировался как позаимствованный из старинных легенд и преданий.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх