fantlab ru

Филип Фармер «Зарисовки на руинах моего сознания»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.17
Оценок:
6
Моя оценка:
-

подробнее

Зарисовки на руинах моего сознания

Sketches Among the Ruins of My Mind

Повесть, год

Аннотация:

В нашу Солнечную систему прилетает космический корабль, и время начинает идти вспять. Люди просыпаются, думая, что это среда, но на самом деле это воскресенье, и у них не было никаких воспоминаний о последних четырех днях. На следующий день еще хуже, так как происходит то же самое, и они теряют еще четыре дня. Это продолжается и продолжается до тех пор, когда взрослые люди начинают пускать слюни, как младенцы, и не могут позаботиться о себе. Как мировые правительства решают эту проблему и как это влияет на общество в долгосрочной перспективе?

© pjfarmer.com
Примечание:

Не путать с work8186 «Blown or Sketches Among the Ruins of My Mind»:

http://www.isfdb.org/wiki/index.php/ISFDB:Help_desk#Philip_Jos.C3.A9_Farmer:_Blown_or_Sketches_Among_the_Ruins_of_My_Mind


Входит в:

— антологию «Nova 3», 1973 г.

— антологию «The Best Science Fiction of the Year #3», 1974 г.

— антологию «Histoires de catastrophes», 1985 г.


Похожие произведения:

 

 



Самиздат и фэнзины:

Зарисовки на руинах моего сознания
2022 г.

Издания на иностранных языках:

Nova 3
1973 г.
(английский)
The Best Science Fiction of the Year #3
1974 г.
(английский)
The Best Science Fiction of the Year #3
1976 г.
(английский)
Histoires de catastrophes
1985 г.
(французский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасная и захватывающая повесть Фармера затягивает до невозможности, не давая расслабиться до самого конца, ибо произведение небольшое, но весьма динамичное по развитию сюжета. По сути это триллер, который напоминает некоторые произведения, сравнимые по своему накалу с произведениями Стивена Кинга, ибо напряжение зашкаливает и ты не знаешь до финальной развязки, чем всё закончится. Само произведение, как может показаться, ориентировано больше на взрослую аудиторию, хотя не содержит привычной «эротической изюминки» свойственной Фармеру, потому что оно представлено , как хроники или своеобразный дневник главного героя, описывающие изменения событий на Земле в течении определённого времени. Основными темами этого произведения является встреча Земли с внеземным разумом и результат подобной нежданной встречи, удивительные последствия которой могут привести к необратимым событиям для землян. Вкратце, это поистине ужасающая история об инопланетном объекте, который постепенно крадет воспоминания людей, что приводит к всемирной амнезии, регрессу и хаосу.

Итак, в нашу Солнечную систему прилетает внеземной объект, выглядящий, как полукилометровый шар и устремляется на орбиту к Земле, где и зависает в молчаливом ожидании. Никаких ответов и никаких приветов от него, но по своему он действует. Люди начинают просыпаться, думая, что сегодня среда, но на самом деле это воскресенье, и у них нет никаких воспоминаний о последних четырех днях. На последующий день еще хуже, так как происходят схожие события, и они теряют еще четыре дня, напрочь забывая что же происходило в это время. И так каждый следующий день, пока все взрослые люди в мире не превращаются в своём сознании в простых младенцев, которые не могут позаботиться о себе. Что интересно подобные изменения происходят только с людьми — все другие живые организмы на нашей планете остаются без воздействия извне. Казалось бы в таком печальном статусе Земля может кануть, но мировые правительства во главе с США ( ох, уж их любовь к главенству во всём мире) запускают программу по противостоянию этому объекту ( в повести называемом, как «ШАР») и его последующему уничтожению, но на это может понадобиться не менее 6 лет. Каким же предстанет человечество ко дню финальной битвы с захватчиком из космоса? Единственным противостоянием и сохранением разумности человека остаются магнитофонные записи (послания самому себе сделанные накануне, чтобы человек мог знать, что было в «реальном вчера»). Наш главный герой — Марк, юрист, нормальный семьянин (жена и двое сыновей) сразу оказывается в гуще событий. Фармер его глазами пытается показать все изменения, затронувшие мир и приспособление человека к экстраординарным условиям, когда против человечества применили неизвестные тактику и методику уничтожения. Дожив в реальном времени до 57 лет, на момент часа Икс он чувствовал себя, как 11-летний юнец. Ему предстоит пережить всю психологическую драму событий, все перипетии от начала и до самого конца, увидеть наш мир , стоящий на краю гибели и узнать исход противостояния в финальном поединке между Шаром и людьми, создавшими для победы «Проект «Торо»...

Безусловно у Фармера получилось «коротенькое» ознакомление со всеми событиями, как если бы, например, тот же Кинг развил данную тему до размеров разухабистой книги, еле умещающейся на книжной полке. Но, всё равно, самым интересным остаётся здесь оригинальная авторская идея. Я также заметил, что по психологическому накалу и интриге немного есть некоторое отдалённое сходство с некоторыми произведениями Кейта Лаумера, или скорее всего даже сходство по внутреннему мистическому колориту.

Очень рад, что удалось познакомиться с очень редкой и до сих пор неопубликованной на русском языке работой маэстро НФ Филипа Фармера — отличная находка! Во многом эту повесть путают с романом Фармера «Апофеоз, или Зарисовки на руинах моего сознания» (Blown, or Sketches Among the Ruins of My Mind , 1969 год; из цикла «Экзорцизм», второй роман из серии о детективе Геральде Чайлде) из-за практически схожей аналогии во второй части названия романа. Даже здесь на фантлабе в ряде представленных изданий указаны неправильные ссылки (ниже приведены все правильные издания, которые содержат данную повесть).

Эта повесть, как претендент на премию «Локус» в 1974 году заняла 4-ое место.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для кураторов биографии Филипа Фармера на фантлабе и простых любителей фантастики:

Повесть «Sketches Among the Ruins of My Mind» была опубликована ( указаны только англоязычные издания, хотя

переведена и на другие языки: французский, голландский, сербско-хорватский, немецкий):

1. Антология «NOVA 3», 1973 (первая публикация в США);

2. Антология «THE BEST SCIENCE FICTION OF THE YEAR #3», июль 1974

3. Антология «NOVA 3», 1975 (публикация в Великобритании);

4. Антология «THE OUTDATED MAN», 1975 (вариант антологии «NOVA 3» под другим названием);

5. Антология «Strangeness: A Collection of Curious Tales», июль 1977

6. Сборник рассказов Филипа Фармера «THE GRAND ADVENTURE», 1984.

7. Сборник рассказов THE CLASSIC PHILIP JOSÉ FARMER 1964-1973, 1984

8. Сборник рассказов THE BEST OF PHILIP JOSÉ FARMER, Subterranean Press, 2006

9.Сборник рассказов THE PHILIP JOSÉ FARMER CENTENNIAL COLLECTION, Meteor House, 2018 Deluxe Limited Edition hardcover

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Кто был тот изможденный старик в зеркале, являвшийся отражением двадцатитрехлетней личности? Я разглядел у себя седые волосы, толстые и обвисшие черты лица с темными мешками под глазами, а также длинный шрам на правой щеке...».

Да уж, знакомые ощущения (в книжном смысле...). Всё верно — рассказ этот, или точнее, небольшую повесть, я увидел в ленте на главной, за что ответственен (в положительном плане) romanpetr. Аннотация завлекла внимание, хотя осмелюсь предположить, что фраза «время начинает идти вспять» не совсем верно отображает задумку автора: вернее сказать, время как шло вперёд, так и идёт, это у людей раз в сутки происходит полное стирание из памяти всей накопленной информации за последние четыре дня. Соответственно, за два дня они теряют знания за восемь дней, через четыре — за шестнадцать, и т д. всё сильнее и сильнее омолаживая память (но при этом продолжая стареть физически).

Однако, лучше по порядку. Предисловие к сборнику разных авторов, куда вошли «Sketches...» написал Г. Гаррисон — и, что занятно, он пишет что на сборку подобного томика у него уходило в среднем от восьми до десяти месяцев. Вот какая серьезная выборка произведений была в то время...Идея Фармера, конечно же хороша. Получается, что после прилёта и зависания над земной поверхностью Шара у несчастных американцев (они в центре внимания всего) начинает формироваться собственное ощущение Времени. При том никакие «каллистяне» из Шара не выходят, это беспилотный объект... Автор не стал рассуждать на тему того, чем же могли привлечь иную цивилизацию (видимо, более развитую, раз такой чудо-шар соорудили) скромные американцы, и почему для сбора «образцов» объекту требуется столь много лет. А Шару, скорее всего, тоже наплевать у кого и что он считывает — работа у него такая, здесь повисит лет ...цать, потом дальше полетит куда-нибудь...

Из-за всей этой истории выходит как-то так (пара примеров из книжки): допустим вечером некто совершил проступок -вспорол живот другому человеку, который умер. На утро убийца ничего не помнит, и свидетели тоже ничего не помнят. Что же получается -труп есть (естественно, он уже не оживет...) и убийца тоже есть. Но как его найти и арестовать?... Или можно в хлам разругаться с супругой, отправив ее рыдать на диван в гостиную -на утро она все равно ничего не вспомнит... Крах для писателей-беллетристов: никто больше не покупает художественную литературу -а смысл? Даже если прочитать книжку вскорости за сутки, в следующий раз, взяв её в руки, придется все начинать сначала... Правда-таки, действительно странно, что Фармер полностью обошел тему секса — а ведь можно было, к примеру, допустить следующий ход событий: женщина забеременеет и, согласно происходящему, ребенка то она родит, но рано или поздно, забудет кто его отец...

Итого: 7.5 из 10 — хороший замысел о социальной деградации, вызванной постепенной потерей памяти.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх