FantLab ru

Паоло Бачигалупи «Девочка-флейта»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.75
Оценок:
826
Моя оценка:
-

подробнее

Девочка-флейта

The Fluted Girl

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 161
Аннотация:

Неопределённо далёкое будущее...

Технологии и биоинженерия позволяют творить чудеса. Но в своих обычаях и нравах человечество, кажется, вернулось назад. К полуфеодальному строю.

В одном из отдалённых замков у госпожи Белари живут две несчастных сестры — Лидия и Ния, две девочки-флейты. Их участь — быть игрушкой в руках госпожи, но всё может изменить случай...

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Мемориальная премия Теодора Старджона / Theodore Sturgeon Memorial Award, 2004 // Лучшее произведение малой формы

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第41回 (2010) // Переводной рассказ

номинант
Премия "Нильс Клим" / Niels Klim Award, 2017 // Переводное произведение (США; рассказ)

Похожие произведения:

 

 


Лучшее за год 2005: Мистика. Магический реализм. Фэнтези
2005 г.
Лучшее за год: Научная фантастика. Космический боевик. Киберпанк
2005 г.
Алхимик
2017 г.

Аудиокниги:

Модель для сборки
2004 г.

Издания на иностранных языках:

Science Fiction: The Best of 2003
2004 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: Twenty-First Annual Collection
2004 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: Twenty-First Annual Collection
2004 г.
(английский)
The Year's Best Fantasy & Horror: Seventeenth Annual Collection
2004 г.
(английский)
The Mammoth Book of Best New SF 17
2004 г.
(английский)
Pump Six and Other Stories
2008 г.
(английский)
The Mammoth Book of The Best of The Best New SF
2008 г.
(английский)
Futuredaze 2: Reprise
2014 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Так много рецензий на этот рассказ....

Я использую только пару слов, чтобы его охарактеризовать — изящный постмодернизм. Изящный и восхитительный как та ягода в финале.

Любой человек в нашем мире-это недоразумение. Его можно съесть как кусок мяса, превратить во флейту...и к удивлению люди относятся к этому как к должному. Ценность и смысл рассказа в том, что Бачигалупи поднимает ВЕЧНУЮ и ГЛАВНУЮ проблему человечества — СВОБОДУ ВЫБОРА. И своим великолепным текстом Паоло говорит нам — выбор есть всегда!!!!

Читать для воспитания хорошего вкуса.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Восхитительный рассказ. Прекрасно все от идеи, до финала. Идея создания существ живых музыкальных инструментов — абсолютно нетривиальна. Но она требует создания целого мира со своими правилами и героями. Мира где вновь царит феодализм и все покупается и продается через биржу. (Конечно на автора повлияло падение NASDAQ в 2000 -х когда произошел крах бума доткомов и миллиардные состояния превратились в пыль).Страшный мир, где родители продают детей в рабство ради покровительства и преуспевания И выход из рабства только один.... Финал же рассказа -выше всяких похвал.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Знаменитость. В последнее время это слово приобрело какой-то особый, пошловатый оттенок. Немалая часть знаменитостей — это продюсерские проекты. Создаваемый для них образ специально нацелен на вкусы определённой аудитории (как правило, весьма широкой). Заранее спланировано всё — одежда, скандальные детали биографии, поведение, и даже внешность всегда можно подогнать под желаемый образ с помощью операций. И вот уже эти люди становятся популярными в первую очередь как знаменитости, а уж потом как музыканты, актёры и т.п. Они делают всё, чтобы сохранить интерес публики. Из-за такого подхода массовое искусство становится всё более коммерческим и собственническим.

Взяв за основу эту мысль, автор развил её до гротескной абсурдности, описав близкое будущее, в котором важно прежде всего владение искусством. Знаменитости будут принимать лекарства от старения, их тела будут переделываться по желанию владельцев-«продюсеров». Хирурги будут превращать музыкантов в ходячие инструменты, а актёров будут подключать к специальной программе, дающей зрителям возможность смотреть из глаз актёра. Таким же «произведением искусства» является главная героиня — девочка-флейта, которая интересует свою хозяйку только по одной причине — цене, по которой её можно продать. Примечательно, что в этот странноватом мире самих будущих знаменитостей никто не спрашивает, нравится ли им их доля. Нет, владельцы всегда правы, ведь они тратят деньги, делают инвестиции.

Увы, созданный автором мир не кажется таким уж нереалистическим и далёким. Чтобы убедиться в этом, достаточно просто включить телевизор. А есть ли выход? Автор оставляет вопрос открытым, как и финал рассказа. Одно очевидно: всё зависит от самих людей, которые добровольно ли, принудительно ли становятся игрушками в руках публики. Девочка-флейта свой выбор сделала.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Великолепный рассказ. Рекомендовано к обязательному прочтению всем дельцам и звездам от шоу-бизнеса. Шутка, конечно. Но мир, где эти люди правят, где все поставлено в угоду развлечению, по настоящему пугает. Опять же отлично прописан бунт/выбор маленького человека.

Лучше всего получился финал, неоднозначный, предлагающий задуматься... а могло бы быть так, а могла так.

Очень всем рекомендую — прочтите.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В последние лет 15 я мало читаю НФ, а малую форму — вообще изредка. Рассказ произвёл сильное впечатление, и мне его особо не с чем сравнивать. Автор прогнозирует постепенное снятие и так не сильно заметного налёта человеколюбия в нашем обществе, а также увеличение роли медиа. Это понятно и вполне допустимо.

Главное в рассказе, как мне кажется, это очень эмоциональное описание выбора, который стоит перед каждым из нас. Такой же выбор стоял перед рабами в Древнем Египте, строящими бессмысленные пирамиды. Такой же выбор стоит и перед живущими в современных суверенных демократиях. Большинство из нас не делают выбор, оставляя тоскливый статус кво.

Оценка: нет
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прослушал этот рассказ в аудиоварианте. Идея необычная, жутковатая и завораживающая. Здорово написано, не пресно. Автор, безусловно, крут. Задаюсь вопросом, почему же, из наших современных писателей-фантастов никто не дотягивает до такого уровня. Может, я ни тех слушаю или читаю? Подскажите. Мы ведь, вроде как, страна великих писателей или все в прошлом?

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ произвел на меня впечатление игрушки: изящной, замысловатой, но совершенно бесполезной. Антураж и атмосфера довольно интересны, но где-то я уже это видел (передаем привет Гибсону и Мьевиллю). Скорее всего, Паоло хотел шокировать, эпатировать читателя физиологическими подробностями, каннибализмом. У меня же это все, включая центральную сцену рассказа, вызвало лишь легкую брезгливость. Наверное, здесь есть вина и таких авторов в том числе — чувства, атакуемые со страниц, мониторов и экранов мерзостными картинами, сильно притупляются: в этом видишь если не обыденность, то что-то почти «привычное». Раскрытие идей свободы, цены известности и власти мне также не очень понравилось. А вот открытая концовка — это, безусловно, изюминка даного произведения.

Оценка: 7
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Великолепный, прекрасно-тревожный рассказ о мире, который вполне возможен в ближайшем будущем, когда переделка человека ради наживы и популярности перестанет ограничиваться лишь только внешностью, а затронет физиологическую сторону. Страшно осознавать, что такой аморально-феодальный строй близок, гораздо ближе, чем мы думаем.

Единственный рассказ, из всех мной прочитанных, где сцена каннибализма не выпирает из текста, а является лишь наброском, штрихом. И именно этот набросок в своей почти незаметности и дает эффект шока, как для читателя, так и для героини.

Очень понравилась концовка — момент недоговоренности, без которого она скорее всего была бы банальной и пафосной, а так..

В общем, грустный, щемящий, невероятно красивый гротеск. Похоть, превращенная в искусство, пошлость на грани экстаза. Извращенное наслаждение — музыка плоти в прямом смысле этого слова.Хрупкая струна красоты, способная обернуться отравленной иглой.

И над всем этим музыка...Которая вечна.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ о том, чего стоит известность. Госпожа утратила свою славу и своё положение в обществе, но она надеется его поправить с помощью девочек-флейт. Что надо пережить, чтобы стать знаменитыми, вызывает определённое удивление, а то и шок. И то, что приходится пережить, необратимо. Назад дороги нет.

Рассказ и том, чего ждёт самая влиятельная публика, пресыщенная всем чем можно. И это страшно — где же пределы извращённости, когда дозволено всё? Кажется, пределов нет. Нет, предел существует и он один: деньги.

Рассказ и про эмоциональную сторону рабства. И про унизительную свободу: посидеть час на чердаке, пока тебя не нашли. Что есть свобода? И есть благо в обмене свободы на известность?

Вряд ли рассказ понравится всем — некоторые моменты вызывают отвращение у неподготовленных, впрочем, на мой взгляд ничего особо гадкого там нет.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

У автора до этого рассказа читала только «Народ песка и шлаков», перед чтением «Заводной» решила познакомиться еще с чем-то из его малой прозы.

Если честно — не впечатлена.

В плюс — красивый описательный язык и сама идея сестричек-флейт — эдаких декадентских живых игрушек для пресыщенных долгожительством бессмертных.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Девочек, химическим и хирургическим путем превращенных в музыкальные инструменты для игры друг на друге.

Сам же мир персонажей оригинальным и логичным не показался.

Финал? С точки зрения психологии застрявшего в подростковом возрасте существа со спонтанными решениями, возможно, и логичен, но у меня возникает вопрос: а что дальше? Вместо Белари все обитатели поместья перейдут во владения кого-то типа Вернона. Выход, подаренный Стивеном, был пораженческим, но все-таки способом бегства без мучений и пыток.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Меня всегда удивляли отзывы типа «да это просто развитие идей Толкиена/Гибсона/Мьевиля/дяди Васи». В таком случае вообще вся фантастика — не более чем развитие идей Сирано де Бержерака и его «Иного света». А вся русская литература — развитие идей Кирилла и Мефодия, придумавших буковки. Я не литератор, но, насколько я помню, во всей мировой литературе существует всего с дюжину основных сюжетов и абсолютно все произведения являются их смешением в тех или иных пропорциях.

Вообще, я не поклонник Бачигалупи. Не то чтобы его книги мне не нравились, но просто их проблематика меня мало интересует. Однако «Девочка-флейта» — случай особый.

Я не буду описывать сюжет, тем более, что и описывать-то там особенно нечего. Скажу лишь, что — рассказ о неожиданных сторонах человеческой личности, причем неожиданных зачастую для самой личности. Вскользь поднимаются вопросы о том что есть свобода и рабство. Прибавьте к этому необычный мир (хоть и довольно скупо описанный), в котором разворачивается действие и получите прекрасную работу.

В плюс следует зачесть и приличный перевод, что в наше время редкость уже само по себе.

Разумеется, рассказ не претендует на какие-то высоты — для этого он просто слишком мал. Но в свой нише небольших рассказов-зарисовок он просто великолепен.

P.S. Одно время в интернете ходили слухи, что Бачигалупи пишет полноценный роман по миру «Девочки-флейты». К сожалению, они не подтвердились.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Оригинальный мир, хорошие язык писателя, прекрасный образ девочек-флейт, а финальная сцена исполнения — ммм...

Оценка: 9
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Изощренная провокация на границе приличия и неприличия. Впрочем, шокирующего в рассказе не так много, если сравнить с блэк-фэнтези того же Саймона Грина. Удивительно то, что главная интрига произведения вынесена в название — «девочка-флейта», — но до тех пор, пока не прочитаешь рассказ, не можешь понять, что означает эта метафора. Само произведение было бы не столь удивительным, если бы написано было в жанре фэнтази, в конце концов и Грин, и Гудкайнд и многие другие уже порядочно шокирующих, анатомических «изобретений» показали в своих произведениях. Тем не менее, рассказ написан в жанре почти твердой НФ (в мире есть и журналисты, и компьютерные сети, и биотехнологии), но главные герои живут в замкнутом мирке — в замке. Рассказ хорош своей неоднозначностью: хозяйка девочек вроде бы — отрицательный персонаж, но невозможно ей не посочувствовать, зная обстоятельства, в которых она сама находится, глава службы безопасности, одевающий на девочку электрическое кольцо — в конце оказывается способным на сострадание. За деталями окружающей обстановки выглядывают кусочки довольно мрачного, притом проработанного мира.

Что же касается тем каннибализма, детской порнографии — в какой-то мере это отражение пороков современности. Шокирующие подробности — можно называть кредом времени, можно — провокационным обличением. Детская порнография в сети — актуальная на сегодня тема. А от «хостела» — до каннибализма — один шаг. И в этом идея рассказа повторяет лейтмотив эссе «Сексотрясение» Лема — человек падок до запретного и этому своему стремлению всегда найдет оправдание.

Сам рассказ — в первую очередь самодостаточен.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Открытый финал (съест хозяйка отравленную ягоду или нет? смогут ли девочки выжить, если хозяйки не станет?) является средоточием всех возможных финалов: мы представляем себе, что произойдет, если девочек начнут эксплуатировать; мы можем себе представить, как одна из них убивает себя, наконец, мы видим — что они могут освободиться от гнета госпожи. И потому — рассказ является изощренной провокацией: задел на будущий роман — что произойдет в том мире, где окажутся девочки, если госпожа умрет, что будет с ними, в чью власть попадут эти совершенные произведения искусства, живые игрушки.
Роман-продолжение может оказаться грандиозным провалом автора, мыльным пузырем, но интрига рассказа обеспечивает по крайней мере интерес. Потенциал возможного продолжения велик.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочла рассказ по рекомендации Фантлаба, нахожусь в некотором недоумении... Но не по тем же причинам, что предыдущие рецензенты. Рассказ а) заметно вторичен и б) нечетко структурирован.

Если подробнее — в реалиях текста нет практически ничего, что не было бы развитием или простым повторением идей, заложенных ажно еще в «Нейроманте». Просто Гибсон не смакует декадансных деталей, так, отмечает их наличие — и вперед, к экшну и философиии. Почему «практически», а не «абсолютно»? Крошечная лазейка — начало рассказа имеет средневековый колорит... сходящий к концу на нет, а жаль — он интересен. Впрочем, и это было, но уже у Суэнвика.

б) Я, быть может, рассуждаю уже как Занудный Конкурсный Рецензент, но очень неряшлива коллизия. Кто такой Стивен (кроме того, что сексуальная игрушка хозяйки)? Откуда у него, поросеночка на убой, такие особенные таблеточки?

Зачем автор так подчеркивает несвободу хозяйки? Ведь в этом случае становится очевидно, что ее смерть в принципе никак не изменит ситуацию героини?

Замененные глаза, уж простите, настолько открыто сворованы у Гибсона, что аж неловко.

Теперь о хорошем. Рассказ, что называется, антуражный. Визуальный по последней фразы. Бронежилет на леди со шрамом. Красивооооо!!! Бессмысленнно!!!! (если на нее с ножом бросались — смысл носить броник? да еще расстегнутым у горла???) Детский секс под музыку. Глазки, вставленные только для цвета. Клубника, малина, желтенькие шарики. Нет, я не глумлюсь — видеоряд действительно очень яркий, и один дает рассказу в моих глазах плюс балла четыре.

Но сюжет скучен.

Аевит и группа Тату — вот наш ответ итальянскому декадансу!

Оценка: 7
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Красота? Искусство?? Хэппи-энд?! Такое ощущение, что я прочитала другой расказ :confused: Хотя, конечно, тут «каждый понимает в меру своей испорченности»...

По-моему, рассказ сильный — но именно за счет отвращение и откровенного ужаса, который он вызывает.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Девочки-флейты не жертвуют ради искусства — они жертвы глупых прихотей, «низменных страстей» (как принято говорить...) и банальной жажды наживы. Ни о каком искусстве, ни о какой красоте тут вообще речи не идет, одно лишь желание произвести впечатление новой дорогой и экстравагантной игрушкой:

«Мы исполняем порнографию, — подумалось Лидии. — Порнографию ради наживы Белари»

Музыкант на сцене, в отличие от этих кукол-уродиц, принадлежит не толпе и не кому-то там, а музыке, которую он исполняет, в не меньшей мере, чем слушатели. Это, на мой взгляд, в чем-то извиняет современный шоу-бизнес, при всей его «ужастиковости». Пока есть эта черта (уже частенько размытая) — существует искусство.

Что до хэппи-энда... Увы, почему-то и тут я вижу другое. Допустим, «восхитительная вероятность» воплотилась в жизнь — и? Вся собственность Белари — и девочки-флейты! — перешла к наследнику. И кто гарантирует, что это не прекраснейший Вернон-колосажатель? А уж выяснить, почему так скоропостижно скончалась прежняя хозяйка так просто! Конечно же, девочку-флейту никто не станет убивать и подавать на стол в мятном соусе, она слишком дорогая для этого, но... Полагаю, уже через пару дней, если не раньше, она горько жалела, что не проглотила яд сама.

Но это, конечно, только мое понимание... И отвратительность переданной ситуации отнюдь не принижает качества рассказа. Более того, я рада, что отзыв на него одного из пользователей попался мне на глаза и сподвиг на прочтение.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх